Год установления юрьева дня. Что такое Юрьев день в истории? декабря – Юрьев день, Егорий зимний, Георгий осенний, Юрий холодный

Юрьев день - так на Руси назывался день великомученика Георгия Победоносца или день святого Георгия, называвшегося еще святым Юрием или Егорием.

Юрьев день бывает дважды в году. Весной, 6 мая (или 23 апреля по юлиан. календарю) и поздней осенью, точнее, уже зимой - 9 декабря (26 ноября по юлиан. календарю).

Именно с осенним праздником святого Георгия связаны исторические события, послужившие возникновению знаменитой поговорки: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», выражающей разочарование или сожаление.

Об истории праздника

26 ноября 1051 г. в Киеве был торжественно освящен храм во славу Георгия Победоносца и князем Ярославом Мудрым указано праздновать этот день «по всей Руси».

Праздник по временному расположению совпадал с завершением крестьянами с/х работ и проведением итоговых взаиморасчетов их с землевладельцем, а также сбором податей.

Крестьянский вопрос

Суть феодальных отношений проста: у помещиков есть право владеть землей, у крестьян есть право на этой земле жить и работать, выплачивая владельцу барщину или оброк. Оставаясь юридически свободным, крестьянин мог покинуть одного помещика и перейти к другому, при условии, что все задолженности по аренде погашены. Это логично, и так было до 1497 года.

Иван III Васильевич и его Судебник

Когда Иван III Васильевич завершил собирать русские земли в единое Московское государство (1462-1505 гг.), встал вопрос об управлении доселе разрозненными княжествами. А значит, понадобилась законодательная база, юридический документ единый для всех. В 1497 году по указу Ивана III был разработан свод законов, Судебник, в котором нашли отражение многие стороны государственной жизни: права и обязанности должностных лиц разного уровня, ответственность за преступления, порядок судопроизводства и так далее. Ценность этого юридического документа в том, что впервые были приняты законы единые и обязательные для выполнения на всей территории Московского государства. В статье 57 Судебника также впервые был ограничен переход крестьянина от одного помещика к другому сроком всего в две недели. На переезд давалось по неделе до и после Юрьева дня.

Судебник и указы Ивана IV Грозного

Новый Судебник, появившийся в 1550 году, был необходим государству, которым правил внук Ивана III, Иван IV Васильевич. Все предыдущие годы увеличивались денежные и натуральные повинности. Установленная новая единица налога, большая соха, зависела теперь от плодородия почвы и социального положения землевладельца. Это не добавляло порядка. Народ возмущался, бояре чинили произвол. Кроме того, присоединялись новые земли, рос государственный аппарат. Составители нового свода законов взяли за основу старый Судебник. В основном были внесены изменения в положения, усиливающие центральную власть. Что касается крестьянства, то подтверждалось правило Юрьева дня 1497 года, но с увеличением платы за аренду и пр. Усилил зависимость крестьянина от господина и закон об ответственности феодала за преступления крестьян. Это был следующий шаг на пути к крепостному праву, хотя говорить о порабощении еще рано. Оба Судебника предоставляли крестьянам значительную свободу, оставляя их правоспособной частью населения.

Заповедные лета

В середине 16 века Иван Грозный ввел опричнину, с помощью которой стремился уничтожить сепаратистские настроения знати. Это привело к обострению противоречий и ухудшению положения крестьян. Страна находилась уже 25 лет в состоянии Ливонской войны, что также не способствовало улучшению экономики. В разгар военных действий, которые Россия проигрывала, Иван IV издает указ о введении заповедных лет. Было запрещено крестьянам менять местожительство и, соответственно, помещика даже в Юрьев день. Выгоду от этого закона почувствовали все землевладельцы, поэтому они уговаривали царя не отменять указ, жаловались на переманивание крестьян более богатыми конкурентами. Из сохранившихся документов понятно, что это рассматривалось как временная, вынужденная мера. Но Б.Д.Греков отмечает в своей книге, что «временность затянулась, закон прочно и надолго лег в основу дальнейшего крепостного права в России».

Пятилетний сыск беглых. ​Урочные лета

Крестьяне, еще не забывшие что такое Юрьев день, протестовали против своего положения, как умели. Кое-где поднимались крестьянские волнения, которые быстро подавлялись. Но основным способом защиты своих интересов они считали побег. Служилые люди засыпали государственный аппарат челобитными жалобами на это. На троне пребывал средний сын умершего Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Этот мягкий человек полностью доверил власть Борису Годунову, своему родственнику. В ответ на жалобы землевладельцев на массовые крестьянские побеги он пишет указ от 24 ноября 1597 года, по которому устанавливается пятилетний срок на поиски беглецов. Суть закона сводилась к следующему: сбежавшего 6 лет назад следовало оставить там, где он проживал в настоящее время, всех остальных беглецов, включая и тех, кто убежит после указа, разыскивать в течение 5 лет и вместе с семьей возвращать на место.

Указы Годунова

Урочные лета были выгодны тем, к кому отправлялись беглецы. А это были богатые люди, которые могли их надежно спрятать. Но указ был совсем невыгоден средним землевладельцам. Крестьяне тоже роптали, обстановка в стране накалялась, все связывали свои ухудшающиеся дела с именем Годунова.

Кроме того, выдался неурожайный год, цены на продукты выросли в 100 раз, начался голод. Вынужденный пойти на уступки, чтобы дать крестьянину выжить у более богатого помещика, Борис Годунов возвращает ему право на перемещение в Юрьев день, дата которого осталась неизменной. Он издает временные указы накануне или во время «юрьевских» недель, чем вызывает еще большее раздражение у людей, просто не успевающих воспользоваться ими.

Политика Шуйского

Вступивший на престол Василий Шуйский для подавления крестьянских бунтов издает в 1607 году указ, в котором совершенно и однозначно объявляет всех крестьян, записанных помещиками в писцовых книгах с 1592 года, прикрепленными к ним навсегда. Кроме того: на поиски беглых отводится не 5, а 15 лет; принявший чужого крестьянина платит штраф 10 рублей; увеличивается размер «пожитого» до 3 рублей в год; нанимать чужого крестьянина на временную работу можно только с разрешения его господина; сыск беглых становится обязательным. Новый закон так понравился землевладельцам, что они всеми силами старались сохранить его как можно дольше. Даже после пленения Шуйского поляками и начала царствования Алексея Михайловича Романова указ продолжал работать. Никто уже и не вспоминал, что такое Юрьев день.

Соборное Уложение 1649 года

Царь Алексей Михайлович, собрав в 1648-1649 годах Земский Собор, работал вместе с ним над новым сводом законов. 111 статей в нем были посвящены крестьянскому вопросу. Это говорит о серьезности положения страны в то время, а также о возможности решить многие проблемы в государстве только после решения вопроса, связанного с крестьянством. Соборное Уложение указывает на постоянную крепостную зависимость, согласно книгам 1592 года, в силу чего отменяет урочные годы, то есть объявляет бессрочный поиск беглецов. Уложение утверждает наследственное (для господ) и потомственное (для крепостных) прикрепление крестьян. Это был последний шаг к крепостничеству на Руси. Православные люди, вспоминая праздник в честь великомученика Георгия, уже не помнят об исторической сути Юрьева дня, хотя в момент разочарования с языка слетает неведомо откуда взявшееся: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Краткое жизнеописание Георгия

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

День памяти Георгия

Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая и 9 декабря. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий - покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

Чудо о змие

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле.

Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Воскрешение вола

Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

Память о святом

Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя "Юрий" и "Георгий". Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в Великом Новгороде Юрьев монастырь (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.

Если вы хотите узнать какого числа Юрьев день и все об этом празднике - читайте эту статью.

Юрьев день это церковный праздник или как его ещё называют День святого Георгия Великомученика, который покровительствует всем людям работающих на земле. Юрьев день это конец осени начало зимы девятого декабря.

Когда Юрьев день и как его празднуют

В этот праздник, в древней Руси крестьяне, которые работали на помещика, имели право поменять своего работодателя, то есть перейти от одного помещика к другому. Закон, дающий это право, давал возможность крестьянам выбирать самим себе хозяина.


У крестьян не было своей земли или было совсем мало, и обработка земли не приносила такого дохода, чтоб прокормить семью. Поэтому крестьяне, арендовали земли у помещиков и обрабатывали их. За это крестьяне, должны были, часть урожая, выращенного на полях помещика, отдавать хозяину, а сами довольствоваться тем, что останется.

Очень часто помещики назначали такую цену за свою землю, что у крестьян почти ничего не оставалось. Хозяина земли не интересовало, какой урожай был на полях в данный год, он требовал свою часть урожая, которую сам же и назначал за землю.

В связи с этим и был издан закон, дающий право крестьянам переходить от одного помещика к другому. Хотя в надежде найти лучшие условия крестьяне сталкивались с теми же проблемами. В поисках лучшего отношения к себе они иногда попадали в ещё большую кабалу.

Из истории праздника. Что происходило в Юрьев день?

Законом был установлен определённый срок, когда крестьянин имел право оставить одного хозяина и уйти к другому. Это был день, когда на полях заканчивались все работы по уборке урожая. Этот период был назначен за неделю до Юрьева дня, в который крестьяне обязаны были полностью рассчитаться с помещиком, в которого арендовали землю.

Через неделю после Юрьева дня крестьяне переходили к другому хозяину. Раньше они не могли уйти, это было обусловлено законом, но и помещик не имел права выгнать крестьян пока урожай находился на поле и не был убран.

Юрьев день это конец осени начало зимы девятого декабря, осень уже закончилась, а зима полностью не вошла в свои права. Помещику не выгодно было, что крестьяне были свободными землепашцами и со временем это привело к крепостному праву.

Существует и ещё один Юрьев день, который называют ещё Егория, так как Юрий, Егор и Георгий считается одним именем. Этот праздник отмечают весной шестого мая, в который проводят некоторые обряды делают обход полей, проверяют качество всходов на полях, первый раз после зимы выгоняют скот на пастбища, купаются в росе и начинаются весенние гуляния.

С этим днем связано ещё очень много интересного и познавательного, много поговорок и пословиц, обрядов и примет.

26 ноября по старому стилю на Древней Руси завершались сельскохозяйственные работы. Крестьяне рассчитывались по своим денежным и натуральным долгам с хозяином (феодалом). В наши дни Юрьев день - 9 декабря.

Юрьев день и крепостное право. Приметы

Юрьев день в Древней Руси - это день, когда можно было официально сменить хозяина (феодала), расплатившись с прежним владельцем со всеми долгами. После завершения всех работ подводились итоги, были случаи, что крестьян обманывали.

В народе на Руси Юрия называли также Егорием в честь одного из самых почитаемых святых, Георгия Победоносца. В то время обманутых крестьян называли "объегоренными", так как расчет задолженностей мог проводиться нечестно и несправедливо.

На Юрьев день люди стремились отдать все долги, ведь существовало в те времена поверье, что тот, кто не отдаст долги 26 ноября - проживет всю жизнь взаймы. Кроме того, существовали также еще такие обряды и поверья: на Юрьев день все крестьяне отправлялись к колодцу и слушали звук , когда ничего расслышать не удавалось, кроме собственного дыхания, - это означало, что зима будет не морозной и теплой, а те люди, которые хотели холодной зимы и вьюги, пытались рассмотреть на водной поверхности круги и услышать звук течения.

Существовало еще одно поверье, не лишенное печального намека. Считалось, что на Юрьев день некоторые крестьяне впадали в спячку, словно медведи, и просыпались весной, а чтобы провести такой продолжительный сон, им была уготована специальная кровать - гроб. Также крестьяне считали, что именно с 26 ноября по поселениям начинают бродить и рыскать в поисках добычи волки, поэтому предпринимались меры по усилению контроля за домашним скотом. Начиналась подготовка к утеплению своих жилищ: оббивались войлоком двери и окна, утепляли погреба, шла подготовка жилья к зиме.

До наших времен дошли не только поверья и приметы с Юрьева дня, а также и поговорки. Самая известная из них наверняка знакома каждому из нас: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Она означала, что наши надежды и ожидания оказались напрасными, не реализованными.

Юрьев день для крестьян был очень важен, так как в это время они могли уйти от прежнего владельца к другому, если не устраивали условия, предоставляемые их владельцем, или отправиться на поиски лучшей жизни и удачной судьбы. Но недолго эта "привилегия" была им предоставлена, так как по решению царя Федора Иоанновича и не без инициативы Бориса Годунова, крестьяне были лишены права смены хозяина. Документальные подтверждения этому факту были утеряны и до сих пор не найдены.

Однако для крестьян надежда не была утеряна, на Древней Руси существовало такое понятие, как "урочные лета". Урочные лета - это время поиска беглых крестьян. Принятый в 1597 году царем Федором Ивановичем указ об "урочных летах" регламентировал количество времени на поиски беглых крепостных. Срок составлял пять лет. По истечению срока, если крестьянин не был найден, права на его владение передавались другому владельцу.

Юрьев день в духовной культуре

Юрьев день в Древней Руси - это не только переход крестьян (крепостных) от своего помещика к другому после выплаты всех задолженностей и повинностей, но и большой православный праздник в честь Святого Георгия Победоносца. Он бывает осенним и весенним: по старому календарю - 26 ноября (по новому - 9 декабря) и 23 апреля (по нашему календарю - 6 мая). Юрьев день - 6 мая, день памяти кончины Святого Георгия Победоносца, и 9 декабря - его воскрешения. Он был ранен мечом.

В народе Георгия почитают за победу над змеем, который жил недалеко от Ливанских гор, также за покровительство православных воинов и крестьян - землеробов. Легенда о пораженном змее молодым юношей на белом коне рассказывалась из поколения в поколение. История гласит о том, что жил в озере змей, вблизи Ливанских гор. Терроризировал местное население, нападал на людей. Жители поселения договорились регулярно отправлять на съедение ненасытному зверю молодого юношу или девушку. Дошла очередь и до дочери местного правителя. Как только вылез змей, чтобы съесть несчастную, как тут появился молодой рыцарь на белом коне, наш великомученик Георгий, и поразил он змея своим копьем, тем самым спас девушку от страшной участи. И с того времени обратил Георгий Победоносец местное население в христианскую веру. Убийство страшного змея Святым Георгием изображено на московском гербе.

Многие люди преклонялись святому еще и по другой причине. Однажды на своем пути Георгий встретил крестьянина, у которого от укуса ядовитой змеи умер любимый вол. Несчастный человек рассказал ему о своей трагедии, и тогда стал молиться Георгий Победоносец Всевышнему, просить о воскрешении животного. И чудо произошло, вол воскрес. С тех пор крестьяне стали считать Святого Георгия защитником домашнего скота от ядовитых и хищных , почитать его за это деяние.

Большой христианский праздник Святого великомученика Георгия Победоносца считается исконно русским православным праздником.

Надеемся, что наша статья была познавательна и вы получили удовольствие от чтения!

Юрьев день - дата (26 ноября ст.ст.), по которой определялся срок перехода крестьян от одного феодала к другому.

В конце правления Ивана III был подготовлен первый после «Русской правды» свод законов - Судебник 1497 г. Самой важной частью Судебника является знаменитая 57-я статья - «О крестьянском отказе». Она ограничивает переход крестьян от одного землевладельца к другому одним сроком - неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня (26 ноября). Устанавливается и точная сумма «пожилого» - расчетной платы крестьянина своему прежнему хозяину.

Первый шаг на пути создания общерусской системы крепостного права

Введение Юрьева дня было первым шагом на пути создания общерусской системы крепостного права. В эпоху Ивана III мы впервые сталкиваемся с той системой отношений между феодалами и крестьянами, которую позднее назовут крепостным правом . (Заметим, что и само слово крестьяне - искаженное «христиане» - входит в употребление для обозначения всей массы сельского населения также начиная с XV столетия). Со второй половины XV в. и вплоть до начала XX в. тема крепостного права в разных ее аспектах (закрепощение крестьян , усиление крепостного права , борьба за отмену крепостного права, пережитки крепостничества и т.д.) будет постоянно звучать в русской . Поэтому необходимо с самого начала дать читателю нашего учебника некоторые пояснения.

Этапы формирования крепостного права

Существует множество мнений и суждений относительно происхождения крепостного права, его сущности и исторического значения. Не вдаваясь в подробности ученых споров, наметим основные этапы в развитии этого сложного и многообразного исторического явления.

Первый этап в истории крепостного права как общерусского явления начинается с 1497 г. (Судебник Ивана III) и заканчивается в 80-е годы XVI столетия. Основное содержание первого этапа - ограничение права перехода крестьян от одного землевладельца к другому . Судебник 1497 г. разрешает переход лишь в период между 19 ноября и 3 декабря (неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня, 26 ноября). При этом устанавливается довольно высокая ставка расчетной платы: «в полех (то есть в южных, степных районах) за двор (то есть за избу и хозяйственные постройки) рубль, а в лесех (то есть северных, лесных районах) полтина».

Судебник 1550 г. подтвердил норму Юрьева дня, но при этом повысил плату за пожилое.

В конце правления Ивана Грозного глубокий социально- экономический кризис вынудил правительство пойти на полный запрет крестьянского перехода. Эта мера вводилась поэтапно, от одного района страны к другому. Поэтому можно назвать лишь начальную дату - 1581 г. Власти опасались крестьянских волнений из-за отмены Юрьева дня. Было объявлено, что «заповедные годы » (то есть годы, когда переход «заповедан», запрещен) - всего лишь временное явление, вызванное необходимостью провести перепись населения. Предполагалось, что после составления новых писцовых книг (подробных росписей всего податного населения) Юрьев день будет восстановлен. Однако этого не произошло.

Второй этап формирования крепостнической системы в России начинается в 80-е годы XVI в. и заканчивается Соборным Уложением 1649 г. Основное содержание этого этапа - увеличение срока сыска беглых крестьян. Даже в «заповедные годы» многие крестьяне в поисках лучшей доли продолжали переходить от одного хозяина к другому. Лишившиеся своих работников помещики писали жалобы местным и центральным властям, требуя вернуть беглецов. Однако чем дольше времени прошло с момента побега, тем труднее это было сделать. Поэтому царь Федор Иванович в 1597 г. издает закон о 5- летнем сроке сыска беглых крестьян. В истории России появляется новое понятие - «урочные годы » (от слова «урок», то есть срок).

Продолжительность «урочных лет» менялась в зависимости от поворотов в политике правителей. Так, например, Борис Годунов в голодные годы временно восстановил право Юрьева дня (1601 - 1602 гг.), но только на землях провинциальных дворян. Царь Василий Шуйский в 1607 г. установил 15-летний срок сыска беглых крестьян. Однако уже через три года этот указ стал недействительным, так как сам Шуйский был сведен с престола. Правительство Михаила Романова в 1637 г. устанавливает 9-летний срок розыска и возвращения беглецов, а уже в 1641 г. увеличивает срок до 10 лет. Соборное уложение 1649 г. как бы подводит черту под этими экспериментами, устанавливая бессрочный, пожизненный розыск.

Третий этап в развитии крепостного права занимает почти полтора столетия: от Соборного Уложения 1649 г. до «манифеста о трехдневной барщине», изданного Павлом I в 1797 г. В этот период крепостное право развивается в направлении усиления власти помещика над личностью крестьянина . Уже Соборное Уложение позволило землевладельцам распоряжаться имуществом крестьян. В правление Петра Великого происходит объединение двух самостоятельных сословий - крестьян и холопов - в новое сословие крепостных крестьян. От крестьян они унаследовали обязанность нести «государево тягло» (повинности в пользу государства), а от холопов - полную зависимость от хозяина, отсутствие каких-либо прав личности . Крепостные крестьяне обязаны были платить подати как государству, так и своему помещику.

На протяжении всего XVIII столетия крепостные крестьяне теряют остатки своих человеческих прав. В 1760 г. помещикам разрешается без суда и следствия ссылать неугодных крестьян в Сибирь на поселение, а с 1765 г. - и на каторгу на любой срок. В 1767 г. крестьянам было категорически воспрещено жаловаться на своих помещиков. В итоге к концу столетия крепостное право вплотную приближается к рабству. Это крайнее бесправие крестьян ярко изобразил А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву», изданной в 1790 г.

Превращение крестьян в рабов подрывало одну из основ феодального способа производства - личную заинтересованность земледельца в результатах своего труда . В некоторых районах страны (в основном - на юге, в черноземной полосе) помещики находят выгодным для себя полностью переводить крестьян на барщину, отбирая у них собственные наделы земли и выдавая ежемесячное содержание продуктами («месячина»). Обеспокоенное экономическим последствиями безудержного роста крепостного произвола, правительство предпринимает робкие шаги для его ограничения.

Четвертый этап в истории крепостного права начинается с известного «манифеста о трехдневной барщине» императора Павла I (1797 г.) В этом манифесте царь советует своим дворянам не заставлять крестьян работать на барщине более трех дней в неделю, так как иначе они не будут иметь времени для поддержания собственного хозяйства. В том же направлении - ограничения и смягчения крепостного права - выдержаны и другие указы российских императоров, появившиеся в период между 1797 и 1861 г. Однако лишь полная отмена крепостного права в 1861 г. завершила четвертый и последний этап в его долгой истории.

На день памяти святого Георгия Победоносного приходится Юрьев день. На Руси он знаменовал определенные хозяйственные и финансовые взаимоотношения. Благодаря экономическим реформам Бориса Годунова словосочетание «Юрьев день» получило негативную окраску.

Юрьев день: истоки

Один из ранних христианских святых – Георгий – завоевал своими поступками и крепостью в вере немало сердец и способствовал обращению большого количества людей в христианство. На Руси Святой Георгий известен также как Юрий или Егорий.

Дни Великомученика Юрия в церковном календаре отмечают дважды: весной и осенью. Весенние празднования приходятся по григорианскому календарю, принятому у православных на 6 мая. Католики день памяти святого Георгия встречают 23 апреля.

Какого числа Юрьев день в 2018 году

Осенняя встреча дня Святого Юрия приходится по юлианскому календарю на 26 ноября, а у православных – на 9 декабря. Это празднование Освящения церкви великомученика Георгия. Церковь была выстроена в Киеве царем Ярославом Мудрым, а 26 ноября (по старому стилю) 1051 года храм был освящен, и Ярослав издал указ праздновать этот день на всей Руси. 9 декабря принимают поздравления именинники Георгий, Егор и Юрий.

Таким образом, в 2018 году Юрьев день приходится на 6 мая и 9 декабря. Эти даты неподвижны и всегда приходятся на одни и те же дни.

В старину на Руси дни великомученика Егора имели хозяйственно-бытовое значение. На весеннего Егора(Егорий Осенний) впервые выгоняли скот на пастбища, селяне выходили на поля, и священник читал молитвы о будущем урожае и плодородии.

На осеннего Егора заканчивался финансовый год и все работы, связанные с урожаем. К этому дни привязывали все денежные выплаты, крестьяне выплачивали помещику плату за пользование землей. Именно с этой датой связано выражение «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

Вплоть до 15 века крепостное право на Руси было не абсолютным. Крестьянин, расплатившись с помещиком, мог в любое время уйти к другому землевладельцу. Это заставляло землевладельцев «приманивать» крестьян материальной помощью, снижением податей, выплатой подъемных.

Абсолютное крепостное право на Русь пришло в 15 веке с судебными уложениями царя Ивана III. Отныне уйти от землевладельца крестьяне имели право только в недели, привязанные к Юрьеву дню: неделя до и неделя после осеннего Егория. Иван Грозный закрепил данные положения в Судебнике 1550 года. Отныне крестьяне на Руси потеряли право свободного ухода от помещика, а Юрьев день стал ассоциироваться с крепостным правом и получил негативную окраску.

Георгий стал одним из ранних христианских святых, который завоевал сердца верующих во всех странах и вдохновил множество художников на яркие выразительные полотна. Необыкновенной была вся жизнь святого Георгия. Житие рассказывает, что родился великомученик в 3 веке в Палестине, в городе Лиде. Его семья была очень богата и исповедовала христианство.

Святой отличался силой, мужеством и умом. Он стал тысячником и любимцем императора Диоклетиана. Когда начались гонения на христиан, он открыто встал на их сторону и раздал свое имущество бедным. За принадлежность к христианству его схватили и пытали. Пытки великомученика Георгия проходили 7 дней, но каждый день все раны чудом исцелялись.

Святому ломали кости, бросали в негашеную известь, пытали раскаленным железом, поили ядовитыми отварами – ничто не могло повредить ему. Также он держался во время пыток с небывалым мужеством и не отрекся от веры в Иисуса. Ему приснился Спаситель с золотым венцом на голове, который обещал ему рай.

Слуга записал сон мученика, как и его распоряжение отвезти его тело в Палестину. Предсмертным желанием святого стало посещение храма Аполлона. В храме Георгий осенил крестным знамением статую Аполлона, вынудив беса в статуе объявить себя идолом. После этого все идолы в храме разрушились.

Императрица Александра на коленях просила мученика простить грехи ее мужа – увиденные чудеса заставили ее обратиться в христианство. Диоклетиан велел казнить обоих: Георгия и императрицу Александру. Великомученик принял смерть с ясной улыбкой. Также известны посмертные чудеса Святого Юрия: воскрешение человека, воскрешение быка, битва с драконом.

Мощи Юрия хранятся в городе Лод в Палестине (это родной город мученика – Лидда). Над гробницей Юрия выстроен Храм Святого Георгия – храм Иерусалимской православной церкви. Меч святого хранится в Риме.

Житие Святого Георгия поразило сердца верующих во всем мире. Нашлось ему место и на Руси. В России Юрий существует как бы в двух ипостасях. В первой ипостаси Юрий – покровитель домашнего скота, защитник их от болезней, падежа и волков. Данной ипостаси Егория поклонялись крестьяне, увязывая дни его памяти с временем первого выгула скота и проведением денежных расчетов.

Также Егорий покровительствует земледельцам, поскольку имя мученика означает «земледелец». На день Святого Юрия освящают поля. Вторая ипостась святого – воин, отважный и преданный. В этой ипостаси святой покровительствует солдатам, мужественным и честным защитникам Родины.

Также Юрия считают покровителем путешественников. Некоторые племена цыган считают святого Георгия своим покровителем. В день святого Егория поздравляют именинников, а также всех знакомых. В поздравлениях на Юрьев день желают благополучия воинам, а также успехов в крестьянском труде, приплода и здоровья домашнему скоту.

На весеннего Егора впервые поет соловей и кукует кукушка. Важной приметой на Юрьев день считалось кукование кукушки. Кукование в голом лесу на весеннего Егора предвещает тяжелый год и для скота и для человека. Услышать кукушку, имея деньги в кармане – весь год иметь деньги.

Девушки спрашивали у кукушки, долго ли пробудут у отца. Молчание в ответ означало брак в том же году. Каждое кукование означало год, проведенный в отчем доме, в ожидании свадьбы. В Егоров день роса почиталась целебной. Ранним утром нужно было выйти на луг и умыться росой, поваляться в покрытой росой траве.

Императрица Екатерина Великая 26 ноября 1769 года учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени и мог быть пожалован офицерам и нижним чинам за проявленную храбрость, мудрость и мужество при защите Отечества. К ордену полагалась ежегодная пенсия. Орден мог быть отозван за порочащие поступки награжденного.

В 2000 году орден Святого Георгия восстановлен Указом Президента в РФ. Одновременно с орденом Екатерина учредила георгиевскую ленту. По описанию: шелковая лента из двух желтых и трех черных полос. Ленту носили в петлице, на шее или на перевязи. К ней также прилагалась пожизненная пенсия.

В 2005 году в Росси началась акция «Георгиевская лента» - в знак памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз акции «Я помню, я горжусь». День святого Юрия – это день памяти Георгия Победоносного, известного своим мужеством и нерушимой верой.