Эскадренный броненосец "синоп" черноморского флота. Постройка и испытания

Барбетный броненосец «Синоп» заложен в 1883 г., спущен на воду в 1887 г. Третий в серии из четырёх кораблей типа «Екатерина II».
История: по удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля.

Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок.

На «Екатерине» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп», «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии.
Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ.

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. 30 января 1918 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и передан ими в распоряжение белогвардейцев.
19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя.
29 апреля был освобожден частями Украинского фронта РККА, но 24 июня снова захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Потонул возле берегов Ялты, в Крыму, где был найден известным археологом-подводником Робертом Баллардом который нашел Титаник, на научном-исследовательском судне «Эндевер» круглые сутки курсировал по морю Роберт, на небольшой скорости, а за «Эндевером» на тросе толщу воды прорезали три телеуправляемых аппарата, снимая подводные пейзажи.
Роберт Баллард случайно нашел броненосец Синоп, который искал "Телоход Армения" котoрый затонул на том же месте, с более 7 тис. чел на борту (это гдето 5 Титаников), коме брониносца на дне Черного моря возле берегов Ялты.

За месяц они отыскали 494 объекта, не указанные ни в одном архиве мира (обычно удачной считается экспедиция, нашедшая 2-3 корабля), в том числе 40 древнегреческих судов, военную технику времен Первой мировой войны и почти две сотни кораблей и подводных лодок времен Великой Отечественной. В одном месте, где, судя по архивам, лежал античный корабль, археологи нашли что-то странное. Камера гидролокатора описывала вокруг находки круг за кругом.

Идентифицировали его методом исключения. Броненосцев такого класса в Николаеве было построено всего три. «Чесма» до сих пор стоит в Таганрогском заливе как мишень, по которой учатся стрелять летчики.
«Екатерина II» была затоплена революционными матросами под Новороссийском. Значит, под Ялтой оказался «Синоп», исчезнувший в смутном 1924-м. «У вас есть готовый подводный музей, - говорит Роберт Баллард. - Такого количества кораблей в прекрасном состоянии нет нигде в мире!»


Шаблон:Судно/Вооружение Шаблон:Судно/Конец

Проект и строительство

По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля. Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок. На «Екатерине II» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

Корабль заложен в 1883 году, спущен на воду в 1887 году. С 1889 года принят в эксплуатацию.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп» , «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба.

«Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ .

Служба

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки.

В январе 1918 года «Синоп» принял участие в восстании Румчерода против власти Украинской Народной Рады и в установлении в Одессе советской власти {{#if:Малахов В.П., Степаненко Б.А.|{{#ifeq:{{#invoke:String|sub|Малахов В.П., Степаненко Б.А.|-1}}| |Малахов В.П., Степаненко Б.А.|{{#ifeq:{{#invoke:String|sub|Малахов В.П., Степаненко Б.А.|-6|-2}}| |Малахов В.П., Степаненко Б.А.|{{#ifeq:{{#invoke:String|sub|Малахов В.П., Степаненко Б.А.|-6|-2}}|/span|Шаблон:±. |Шаблон:±. }}}}}} }}{{#if: |{{#if: |[{{{ссылка часть}}} ]| }} // }}{{#if:|[[:s:{{{викитека}}}|Одесса, 1920-1965:Люди…События…Факты]]|{{#if: |Одесса, 1920-1965:Люди…События…Факты |{{#if:|[ Одесса, 1920-1965:Люди…События…Факты]|Одесса, 1920-1965:Люди…События…Факты}}}}}}{{#if:| = }}{{#if:| / {{{ответственный}}}.|{{#if:||.}}}}{{#if:Одесса, 1920-1965:Люди…События…Факты|{{#if:| {{#if:| = {{{оригинал2}}} }}{{#if:| / {{{ответственный2}}}.|{{#if:||.}}}}}}}}{{#if:1-е| - 1-е.}}{{#switch:{{#if:Одесса|м}}{{#if:Наука и техника|и}}{{#if:2008|г}}

|миг= - Шаблон:Указание места в библиоссылке : Наука и техника, 2008. |ми= - Шаблон:Указание места в библиоссылке : Наука и техника. |мг= - Шаблон:Указание места в библиоссылке , 2008. |иг= - Наука и техника, 2008. |м= - Шаблон:Указание места в библиоссылке |и= - Наука и техника. |г= - 2008.

}}{{#if:| - {{{том как есть}}}.}}{{#if:|{{#if: | [{{{ссылка том}}} - Т. .]| - Т. .}}}}{{#if:| - Vol. {{{volume}}}.}}{{#if:| - Bd. {{{band}}}.}}{{#if:| - {{{страницы как есть}}}.}}{{#if:332| - С. {{#if:| (стб. {{{столбцы}}}).|332.}}}}{{#if:| - {{{страниц как есть}}}.}}{{#if:504| - 504 с.}}{{#if:| - P. {{#if:|[{{{pages}}}] (col. {{{columns}}}).|{{{pages}}}.}}}}{{#if:| - S. {{#if:|[{{{seite}}}] (Kol. {{{kolonnen}}}).|{{{seite}}}.}}}}{{#if:| - p.}}{{#if:| - S.}}{{#if:| - ({{{серия}}}).}}{{#if:| - {{{тираж}}} экз. }}{{#if:978-966-8335-81-5| - ISBN 978-966-8335-81-5 .}}{{#if:| - ISBN {{{isbn2}}}.}}{{#if:| - ISBN {{{isbn3}}}.}}{{#if:| - ISBN {{{isbn4}}}.}}{{#if:| - ISBN {{{isbn5}}}.}}{{#if:| - DOI :{{{doi}}} {{#ifeq:Шаблон:Str left |10.|| [Ошибка: Неверный DOI! ] {{#if:||}}}}}}.

30 января 1918 года вошёл в состав Красного Черноморского флота.

С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен немецкими войсками , затем, 24 ноября 1918 года, перешёл к британским союзникам и передан ими

Командиры

  • 1894 - капитан 1-го ранга А. В. Невражин.
  • 1894-1895 - капитан 1-го ранга Д. И. Петров.
  • 1898-1902 - капитан 1-го ранга В. Я. Баль.
  • 1902 - капитан 1-го ранга М. Н. Коландс.
  • 1902-1903 - капитан 1-го ранга А. Н. Скаловский.
  • 1903-? - капитан 1-го ранга М. Г. Афанасьев.
  • 1908-1911 - капитан 1-го ранга В. А. Канин.
  • 1 ноября 1912-1916 - капитан 1-го ранга Пётр Иванович Паттон .
  • 1916-1917.06 - капитан 1-го ранга А. Г. Покровский.
  • 1917 г. 07-12. - капитан 1-го ранга Зарудный.
  • 1917-? лейтенант Е. С. Рыбалтовский.

Источники информации

  • В. Кофман, под ред. адмирала Н. Н. Амелько, «Башня или барбет?», Моделист-конструктор, 1992 г., № 6

Барбетный броненосец «Синоп» заложен в 1883 г., спущен на воду в 1887 г. Третий в серии из четырёх кораблей типа «Екатерина II».

История

По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля. Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок. На «Екатерине» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп» , «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ.

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. В январе 1918 года «Синоп» принял участие в восстании Румчерода против власти Украинской Народной Рады и в установлении в Одессе советской власти. 30 января 1918 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен немецкими войсками, затем, 24 ноября 1918 г., перешёл к британским союзникам и передан ими Белому флоту. 19 февраля 1919 года разоружен, а 22-24 апреля 1919 года по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников выведен из строя и взорван. 29 апреля был захвачен частями Украинского фронта РККА, но 24 июня вновь отбит белогвардейцами. После захвата 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Затонул возле берегов Ялты, в Крыму, где был найден известным археологом-подводником Робертом Баллардом, который искал теплоход «Армения»: в одном месте, где, судя по архивам, лежал античный корабль, археологи нашли что-то странное. Камера гидролокатора описывала вокруг находки круг за кругом. Идентифицировали его методом исключения. Броненосцев такого класса было построено всего четыре. «Чесма» до сих пор лежит возле Тендровской косы как мишень, по которой учатся стрелять летчики. «Екатерина II» разобрана на металл в 1914 году в Николаеве. «Георгий Победоносец» в начале 1930-х гг. разобран на металл в Бизерте. Значит, под Ялтой оказался «Синоп», исчезнувший в 1924-м..

Командиры

  • 1 ноября 1912-1916 - капитан 1-го ранга Пётр Иванович Паттон.
«Синоп»
Служба: Россия
Класс и тип судна Барбетный броненосец
Организация Черноморский флот
Изготовитель Верфи РОПиТа, Севастополь
Строительство начато сентябрь 1883 года
Спущен на воду 19 мая 1887 года
Введен в эксплуатацию июнь 1889 года
Выведен из состава флота с 1910 года учебный корабль
Статус разобран в 1922 г.
Основные характеристики
Водоизмещение проектное 9990 тонн, фактическое 11 310 тонн
Длина 103,4 м
Ширина 21 м
Осадка 8,69 м
Бронирование Сталежелезная броня,
борт от 152 до 406
казематы 254-305
барбеты
рубка
палуба
Двигатели Двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения шотландской фирмы «Непир и сыновья», 16 цилиндрических котлов
Мощность 8888 л. с.
Скорость хода 15 узлов
Дальность плавания 1100 морских миль
Экипаж 26 офицеров и 607 матросов
Вооружение
Артиллерия 6 × 305-мм/30,
7 × 152-мм/35 орудий,
10-12 малокалиберных орудий
Минно-торпедное вооружение Семь 381-мм торпедных аппаратов

«Синоп»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Главный калибр

  • 6 (3х2) - 305-мм/30 орудий Обуховского завода образца 1877 года.

Средний калибр

  • 7 -- 152-мм/35 орудий Обуховского завода образца 1884 года.

Противоминная артиллерия

  • 8 - 47-мм револьверных орудий Гочкиса;
  • 6 - 37-мм револьверных орудия Гочкиса.

Минно-торпедное вооружение

  • 7 - 356-мм торпедных аппаратов;
  • 65 сфероконических мин Герца..

Однотипные корабли

«Синоп» - барбетный броненосец Российского Императорского флота . Третий корабль в серии броненосцев типа «Екатерина II» . Входил в состав Черноморского флота . Участвовал в Первой мировой войне . Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае. 24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя, после чего не восстанавливался и был разделан на металл в период с 1922 по 1924 год.

Общие сведения

Барбетный броненосец «Синоп» - третий в серии кораблей типа «Екатерина II», строился по двадцатилетней кораблестроительной программе 1883-1902 годов и предназначался для усиления Черноморского флота. 13 февраля 1892 года переклассифицирован в эскадренный броненосец , а 10 октября 1907 года в линейный корабль . Во время Первой мировой войны корабль нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае, а затем и всего Черноморского флота. Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки. С апреля 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где был выведен из строя и взорван по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников. После захвата Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. Упоминаемые в некоторых источниках данные о том что «Синоп» был затоплен у Ялты и якобы обнаружен подводной экспедицией Балларда не соответствуют действительности.

История создания

Постройка и испытания

30 июня 1883 года в Севастополе член правления Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) Н.Н. Сушев заключил контракт с Морским министерством на постройку по чертежам и спецификациям первого черноморского броненосца «Екатерина II» еще двух кораблей. По сути завод изготавливал только корпус корабля , а машины, броню, артиллерию, шлюпки и якоря с цепями Морское министерство обязалось поставить в заранее оговоренные сроки.

Корпус броненосного корабля «Синоп» накануне спуска на воду, Верфь Русского общества пароходства и торговли в Севастополе 19 мая 1887 года

Один из кораблей был заложен 25 сентября 1883 года, а 30 сентября ему было присвоено имя «Синоп» . Свое имя он получил в честь победы российского флота в Синопском сражении . В июле 1884 года Морское министерство запросило правление РОПиТ об ускорении темпа работ по постройке однотипного броненосца «Чесма» , из-за этого заказ машин за границей для «Синопа» и спуск его на воду отложили. Заказали их лишь 30 июня 1885 года заводу D. Napier & Son Limited в Глазго. Во время проведения стапельных работ, наблюдавший за строительством от Морского министерства капитан Корпуса корабельных инженеров А.П. Торопов предложил для облегчения корабля срезать на 381 мм верхний каземат , что сэкономило бы 166 тонн. В 1885 году на объединенном собрании Караблестроительного и Артиллерийского отделений Морского министерства рассматривался вопрос об установке 305-мм орудий в закрытых вращающихся башнях. Однако из-за опасений серьезного перегруза и увеличения осадки было решено «расположить орудия по прежнему в верхнем каземате для стрельбы через барбет». Кроме того была утверждена и принята к исполнению новая конструкция стальной мачты увеличенного диаметра с двумя марсами : нижним - закрытым по типу французского броненосца Hoche и верхним - открытым. В связи с этим постройка «Синопа» шла с отставанием от намеченных сроков примерно на год. Только в августе 1886 года на нем начали устанавливать стойки нижнего каземата.

Спуск корабля на воду состоялся 20 мая 1887 года. Через год с помощью рабочих завода D. Napier & Son Limited на броненосец были главные машины и котлы, а установку брони, вспомогательных котлов, орудийных станков и орудий завершили лишь к середине 1889 года.

29 июня 1889 года броненосец «Синоп» был выведен на испытания. Английские механизмы позволили развить максимальную скорость в 16,5 узлов, однако как выяснилось имели существенные недоработки. Артиллерийские испытания выявили ряд конструктивных недостатков, основным из которых было ограничение сектора стрельбы на нос и корму из-за слабости креплений верхней палубы . По этим причинам первая компания длилась всего 49 дней.

Описание конструкции

Корпус

«Синоп» при абсолютно одинаковых размерениях с однотипными кораблями имел некоторые отличия по силуэту. В наборе корпуса имелись лишь незначительные различия, в основном связанные с местами расположения переборок из-за установки на корабле паровых машин тройного расширения.

Бронирование

На «Синопе» количество и размеры броневых плит несколько отличалось от однотипных кораблей, но их толщины при этом были такими же. Высота плит верхнего грушевидного каземата была меньше на 381 мм чем у головного корабля серии и равнялась в зависимости от места установки, от 2,32 метров до 2,62 метров. Так же отличалась и броневая рубка корабля. Она имела в плане грушевидную форму и 229-мм вертикальное бронирование. Отличалось формой и легкое броневое прикрытие для защиты от огня малокалиберной артиллерии и осколков барбетных установок главного калибра. Они состояли из плоских броневых листов толщиной от 38 до 63,5 мм, набранных в форме усеченного многогранного конуса и вращались вместе с установками.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами тройного расширения и 14 огнетрубными котлами располагалась в четырех котельных и двух машинных отделениях . Вертикальные, трехцилиндровые паровые машины тройного расширения пара английской фирмы D. Napier & Son Limited имели рабочее давление 8,79 атмосферы. Каждая машина с цилиндром высокого давления диаметром 1118 мм, цилиндром среднего давления диаметром 1600 мм и цилиндром низкого давления диаметром 2413 мм и ходом поршня 1143 мм имела мощность 4444 л.с. и частоту вращения 100 об/мин. передавала вращение на один четырехлопастный гребной винт диаметром 488 мм и фиксированным шагом 6,8 метра.

Цилиндрические, огнетрубные, четрехтопочные паровые котлы пролетного типа в отличие от головного корабля серии устанавливались топками к бортам. Максимальный запас топлива - 910 т угля позволял кораблю пройти 2800 миль при скорости в 10 узлов или 1367 миль при 14,5 узлах.

Для обеспечения бесперебойной работы механизмов, а также и для других нужд на броненосце помимо главных имелось два вспомогательных котла и 44 вспомогательные паровые машины мощностью от 3 до 72 л.с.

Вооружение

Главный калибр

Барбетная установка 305-мм орудий броненосца «Синоп»

Шесть 305-мм орудий Обуховского завода образца 1877 года с длиной ствола 30 калибров располагались попарно в трех поворотных барбетных установках диаметром 7,01 м. Орудия с ручным открыванием и закрыванием замка размещались на обычных лафетах с постоянной высотой оси цапф. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими прессами, их штоки действовали на цепи Галля , надетые на зубчатый обод, прикрепленный к центральной палубе или в ручную.

Противоминная артиллерия

Восемь 47-мм пятиствольных револьверных орудий Гочкиса размещались на батарейной палубе и могли вести огонь через амбразуры в бортах. Четыре 37-мм пятиствольных револьверных орудия Гочкиса размещались на нижнем закрытом боевом марсе. Еще два таких же орудия были установлены на верхнем марсе.

Модернизации и переоборудования

  • В 1890 году на броненосце укоротили мачту и опустили ниже марсовые площадки.
  • В 1904 году вместо старых паровых котлов были установлены 20 водотрубных котлов системы Бельвиля.
  • В 1910 году на верхней палубе установлены четыре 152-мм орудия системы Канэ
  • В 1911 году демонтирована вся старая артиллерия. На месте 305-мм орудий установлены четыре 203-мм орудия образца 1905 года , а в батарейной палубе восемь 152-мм орудий системы Канэ. Переоборудованы погреба боезапаса, установлены новые электрические элеваторы для подъема снарядов и пост централизованного управления стрельбой.
  • В 1916 году установлены бортовые стационарные металлические кессоны и боевую рубку, снятую с броненосца «Двенадцать Апостолов» , увеличена площадь руля.

История службы

Броненосец вступает в строй

Эскадренный броненосец «Синоп» в Севастополе, 1890-е годы

До апреля 1890 года броненосец «Синоп» зимовал в Севастополе. В течение следующего месяца корабль практически ежедневно выходил на пробу машин. 30 мая пришел приказ главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А.А. Пещурова о включении «Синопа» в состав первого отряда Практической эскадры под командованием адмирала О.К. Кремера, где он становился флагманом . 3 июня в 10 часов утра корабли эскадры , подняв флаги и вымпелы , начали кампанию 1890 года.

«Синоп» вышел в море 8 июня, где на нем в течение трех часов испытывали машины. Выход омрачился несчастным случаем. Машинисту 1-й статьи Ивану Гонченко размозжило руку, которую затем пришлось ампутировать. Последующие двадцать дней эскадра простояла на рейде. Это время посвятили рейдовым учениям и взаимодействию личного состава по тревогам. Одновременно с рейдовыми учениями на эскадре тренировались устанавливать мины со стрел и плотов. Корабельные минные катера ходили для стрельб в Инкерман. 7 июля в Севастополь прибыла королева Греции великая княгиня Ольга Александровна и со свитой посетила флагманский корабль. В честь королевы на «Синопе» состоялся обед с участием офицеров корабля и высших должностных лиц Севастопольского гарнизона. 10 июля представители Металлического завода сдали в казну артиллерию корабля, и в этот же день броненосец ушел для испытаний. Сделав из каждого орудия главного калибра по 15 выстрелов, представители завода убедились в полной их исправности. С этого момента в обслуживание артиллерии броненосца вступила команда.

15 июля эскадра вышла в плавание вдоль черноморского побережья. На следующий день с 10 часов утра броненосцы первого отряда отрабатывали совместные действия по флажным сигналам нового свода, введенного в Русском флоте. К 16 часам закончив маневры корабли стали на якорь у Феодосии. В течение следующей недели броненосцы производили минные стрельбы в Феодосийской бухте. Отпраздновав 22 июля на Феодосийском рейде день рождения императрицы Марии Федоровны, корабли снялись с якоря и вечером направились в Одессу. Простояв там два дня, сделав ряд визитов городским властям и командованию Одесского гарнизона, адмирал О.К. Кремер отдал приказ об уходе в Севастополь.

«Синоп» в Северной бухте Севастополя.jpg

На переходе в Севастополь «Синоп» , испытывая механизмы и определяя расход угля, шел отдельно от эскадры последовательно под 6,8, а затем и 10 котлами. Во время испытаний лопнула донная паропроводная труба, соединявшая один из котлов с главной паровой магистралью. Котельное отделение мгновенно заполнилось паром, и все находившиеся в нем получили сильные ожоги. Через несколько часов в лазарете скончались механик мичман князь Хилков и кочегар Москаленко. Затем умерли еще шесть кочегаров, и десять человек находились в тяжелом состоянии. Утром 27 июля Севастополь отмечал годовщину Гангутской победы . «Синоп» весь день простоял на внешнем рейде и вошел в гавань с приспущенным флагом только вечером, когда все торжества окончились. Назначенная для расследования комиссия пришла к заключению, что многие паровые трубы имели серьезные дефекты и броненосец поставили в ремонт. 29 сентября «Синоп» вышел на ходовые испытания , которые показали хорошие результаты. Опасность разрыва труб устранили, и на следующий день броненосец закончил кампанию.

За свою первую кампанию «Синоп» прошел 909 миль. Во время нее выяснилось, что на броненосце стальная мачта высотой с клотиком 36 м с ее артиллерийскими марсами имела слабый рангоут . Кроме того, ванты по тревогам приходилось убирать, что заметно ослабляло крепление, и мачта весом в 16 т могла быть легко сбита в бою или же просто рухнуть во время шторма. По указанию МТК мачту укоротили и опустили марсовые площадки сразу после окончания кампании. Весь октябрь от броненосца к берегу свозили корабельное имущество, такелаж , снаряды и заряды. В конце месяца в казармы съехала и команда.

В составе Практической эскадры

«Синоп» в составе эскадры линейных кораблей входит в Севастопольскую гавань

Компания 1891 года началась раньше обычного - 18 мая. С 22 мая броненосец сопровождал отдыхавшую на юге императрицу Марию Федоровну из Севастополя в Ялту. В течение последующих трех лет «Синоп» обязан был проходить мерную милю , отрабатывать стрельбы, совместные плавания с броненосцами эскадры, постановку мин и отражение атак миноносцев . Ежегодным стало участие в высадке десанта и переходы вдоль побережья с заходом почти во все черноморские порты империи. В 1894 году интенсивность боевой подготовки заметно возросла. Броненосец перед итоговой зачетной стрельбой проводил минимум шесть подготовительных артиллерийских и четыре минных. Условия отражения ночных атак миноносцев максимально приблизили к боевым.

В 1895 году на эскадре начали все более и более делать упор на артиллерийские стрельбы, которые для броненосцев являлись основой их боевой подготовки. Осенью 1895 года в Турции начались беспорядки. Поэтому с 11 декабря 1895 до 25 апреля 1896 года эскадра находилась в кампании и простояла в полной готовности, совершив несколько выходов в море. Четыре летних месяца и зиму с 1896 на 1897 год эскадра также провела в плаваниях.

Запланированное перевооружение

Предполагаемый наружный вид броненосца при перевооружении. Проект 1899 года

В 1897 году МТК по настоянию вице-адмирала Н.В. Копытова - главного командира Черноморского флота и портов, предложил произвести замену огнетрубных котлов на более совершенные водотрубные системы Бельвиля образца 1896 года. Паровые вентиляторы и водоотливные машины планировалось заменить на электрические, электроэнергия к которым подавалась бы от двух установленных динамо-машин. Согласно проекту, считалось целесообразным установить шесть 305-мм орудий длиной 40 калибров , девять 152-мм орудий длиной 45 калибров и на батарейной палубе установить шесть, а на мостике четыре 47-мм одноствольных орудия . Это заметно бы увеличило боевые возможности броненосца. При перевооружении МТК предлагал не менять систему бронирования, а ограничиться заменой старых сталежелезных плит верхнего и нижнего казематов на новые крупповские, толщиной в 75% от толщины старой плиты. Замена брони уменьшала перегрузку на «Синопе» на 128 т. уменьшалась и осадка на 7,6 см.

Линейный корабль «Синоп» в Севастопольской бухте. Кампания 1909 года.

Начать модернизацию тогда не смогли - в Петербурге артиллерию изготовили бы только через четыре года. Спустя 2 года - в декабре 1899, артиллерийский отдел МТК вновь поднял вопрос о перевооружении. Теперь предлагалось кардинально переделать корпус выше батарейной палубы, устанавливить две башни с двумя 305-мм орудиями, а во вновь устанавливаемых отдельных казематах расположить десять 152-мм орудий Канэ. Но и этому проекту не суждено было осуществиться. Средств на быстрое изготовление брони и артиллерии не было.

В начале февраля 1899 года с «Обществом Механических производств в Южной России» в Николаеве был заключен контракт на изготовление для «Синопа» двадцати котлов Бельвиля рабочим давлением 17 кг/см². Используя предстоящие работы, артиллерийский отдел МТК вновь предложил произвести и перевооружение. В мае 1903 года из-за недостатка средств начало перевооружения было отложено исходя из того, что после замены котлов корабль некоторое время еще может прослужить в качестве броненосца береговой обороны и одновременно быть учебным, для практики учеников артиллерийской школы. К маю 1904 года замену котлов произвели. В сентябре того же года главный командир Черноморского флота и портов предложил МТК снять с «Синопа» все бортовые торпедные аппараты, оставив лишь один кормовой. Комитет, утвердив это предложение, в конце концов решил не менять минное вооружение и перевести броненосец в состав резервной эскадры.

4 июня 1908 года, в МТК состоялось совещание «по вопросу перевооружения черноморских кораблей». Взамен старой артиллерии артиллерийский отдел МТК предлагал установить на «Синопе» четыре 305-мм 52-калиберных орудия в новых башнях и восемь 120-мм орудий в казематах. Судостроительные заводы обещали произвести все работы за пять лет. Обсудив доклад, присутствовавшие на заседании пришли к выводу о том, что сумма работ слишком велика для того, чтобы в 1913 году иметь пусть и перевооруженный, но уже морально устаревших корабль. Официальным заключением собрания явилось следующее: «Линейные корабли «Двенадцать Апостолов» , «Георгий Победоносец» и «Синоп» перевооружать не следует».

События лета 1905 года, «Немой бой»

Днем 15 июня 1905 года в штаб Черноморского флота поступили сведения о произошедшем на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» восстании. В отсутствие командующего флотом старший офицер Черноморского флота А.Х. Кригер принял решение направить в Одессу эскадры с полномочиями «принять меры, которые потребуют обстоятельства». Броненосец «Синоп» вошел в состав дополнительных сил под командованием непосредственно старшего флагмана.

Броненосец «Потемкин» прорезает строй правительственной эскадры

В 9:45 часов утра 17 июня эскадра А.Х. Кригера приближалась к Одессе, через 45 минут дополнительные силы объединились с эскадрой под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Вишневецкого. После проведения тактического совещания адмиралов в адрес «Потемкина» была послана радиограмма:

и обе эскадры взяли курс на Одессу.

В 12:20 минут «Потемкин» и корабли эскадры сблизились настолько, что смогли обмениваться сообщениями посредством сигналов семафора. «Потемкин» передал кораблям эскадры: .

«Потемкин» шел на эскадру вынудив ее нарушить строй чтобы избежать столкновения. В 12:50 «Потемкин» , с поднятыми сигналами «эскадре стать на якорь» прорезал строй эскадры, при этом команда броненосца «Георгий Победоносец» покинула места несения боевой службы, собралась на открытых палубах своего корабля и приветствовала восставших возгласами «ура!». В 13:00, развернувшись на 180°, «Потемкин» вновь прорезал фронт эскадры. В это время на «Георгии Победоносце» уже полным ходом шло восстание команды против своих офицеров. Под конец были взломаны пирамиды с винтовками и матросы вооружились. Команда отстранила офицеров от управления кораблем и остановила броненосец. В 14:00 оставшиеся корабли объединенной эскадры отступили в район Тендровской косы, а восставшие броненосцы «Князь Потемкин-Таврический» и «Георгий Победоносец» начали совместное движение на Одессу. Около 7 часов вечера А.Х. Кригер принял решение, ввиду ненадежности команд эскадры, вернуться на главную базу флота в Севастополь.

Богослужение на «Потемкине» на новую верность царю и изгнание «дьявола революции».

24 июня в Севастополе с броненосца «Синоп» было свезено на берег все огнестрельное оружие. На борт поднялись две роты солдат. Под их караулом и под угрозой децимации адмиралу И.П. Тихменеву удалось заставить команду броненосца выдать бунтовщиков. Было арестовано шестнадцать матросов. На следующий день «Князь Потемкин-Таврический» вошел в румынский порт Констанцу, где его команда согласилась сдаться властям на условиях военных дезертиров. Команду свезли на берег, а на броненосце подняли румынский флаг

9 июля «Синоп» в составе эскадры под командованием контр-адмирала С.П. Писаревского прибыл в Констанцу. В 14:00 шесть шлюпок с «Синопа» доставили на «Потемкин» десять офицеров и около 200 матросов. Произошла смена караулов, спущен румынский флаг, и в 14:10 минут поднят Андреевский . Русский священник отслужил молебен и окропил корабль святой водой, чтобы изгнать «дьявола революции». Уже 11 июля в 19:20 минут эскадра покинула Констанцу. «Синоп» вел на буксире «Потемкин» , на котором в Россию возвращались 47 матросов и кондукторов. 14 июля «Потемкин» ввели в Южную бухту Севастополя. Остатки бывшей команды сняли с броненосца и отправили под арест на учебное судно «Прут» .

Служба в «резерве»

Тренировки слушателей учебно-артиллерийского отряда

До 31 января 1906 года «Синоп» находился в составе Практической эскадры. В конце плаваний, 1 октября 1906 года, Практическую эскадру переименовали в Отдельный практический отряд. Просуществовав всего несколько месяцев, Практический отряд был переименован в Черноморский отряд действующего флота. В 1907 году общественность России и всех славянских стран широко праздновала тридцатилетие победы в войне 1877-78 годов. «Синоп» и пароход «Эриклик» отправили с визитом в болгарский порт Варна. На них в Болгарию отправились участники войны: 11 генералов, 21 отставной офицер и 21 отставной солдат. Возглавлял делегацию великий князь Владимир Александрович.

1 февраля 1908 года специально сформировали Отряд резерва, в который вошел «Синоп» . На корабли отряда возложили задачу практического обучения всем специальностям слушателей Учебного отряда Черноморского флота. В 1910 году на «Синопе» разместили школу машинных команд и рулевых сигнальщиков, кроме того на корабле проводили стрельбы комендоры - слушатели Учебно-артиллерийского отряда Черноморского флота.

В 1910 году «Синоп» как окончательно устаревший решили переоборудовать в учебно-артиллерийский корабль. В том же году на верхней палубе в районе 18 и 52 шпангоутов установили четыре 152-мм орудия Канэ. Затем в дополнение к ним, сняв в 1911 году всю старую артиллерию, на местах барбетных установок установили четыре 203-мм орудия , прикрытых щитами, а в батарейной палубе восемь 152-мм орудий Канэ (шесть на местах прежних бортовых 152-мм орудий и два в адмиральском салоне). Одновременно переоборудовали погреба, установили новые электрические элеваторы для подъема снарядов и разместили на корабле пост централизованного управления стрельбой. 1911 год броненосец провел близ Севастополя, неся брандвахтенную службу. Следующие два предвоенных года кораблю пришлось участвовать в совместных плаваниях с бригадой линейных кораблей, то выполняя учебные задачи, то изображая корабль «противника».

Первая мировая война

Броненосец «Синоп» в камуфляжной окраске

Кампания 1914 года началась для «Синопа» с выполнения задачи по охране Севастопольского рейда и обучения команд. Этим он занимался в течение последующих четырех лет Первой мировой войны. Весной 1915 года по заданию МГШ на броненосце в целях эксперимента произвели маскировочную окраску. На его бортах поверх обычной серо-зеленой краски нанесли ряд черных волнообразных полос, скрывающих истинное положение ватерлинии. Кроме этого, на корабле раскрасили надстройки . На них нанесли темные ломаные узоры. Мачту выкрасили в светлый цвет. Руководил этим художник Шпажинский. Раскраска преследовала одну цель - скрыть ватерлинию и затруднить опознавание по силуэту на большом расстоянии. Измерение дистанции до «Синопа» дальномерами с вертикальной базой оказалось невозможным. Однако особого успеха эксперименты Шпажинского не имели.

Из-за того что корабль с появлением на Черном море немецких подводных лодок подвергался большой опасности потопления от торпед . На нем было решено установить бортовые кессоны, которые заказали 8 февраля 1916 года Обществу Николаевских заводов и верфей. 1 апреля «Синоп» ушел в Одессу, а затем через 25 дней прибыл в Николаев. Здесь по обоим бортам, на протяжении от 9 до 75 шпангоута, установили стационарные металлические кессоны (ширина у миделя 4,6 м). Кессоны имели в поперечном сечении форму своеобразного пятиугольника, две смежные стороны которого образовывали угол и располагались: одна параллельно и чуть ниже уровня ватерлинии, другая, предназначавшаяся для удара о нее торпед, параллельно диаметральной плоскости корабля (линия образования подводной части корпуса составляла как бы третью, противоположную ей сторону пятиугольника). Тогда же на корабле установили более обширную боевую рубку, снятую с броненосца «Двенадцать Апостолов» , и увеличили площадь руля. Осенью 1916 года «Синоп» вернулся в Севастополь.

Революция и гражданская война

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Синоп»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Барбетный броненосец
Организация Черноморский флот
Изготовитель Верфи РОПиТа, Севастополь
Строительство начато сентябрь 1883 года
Спущен на воду 19 мая 1887 года
Введён в эксплуатацию июнь 1889 года
Выведен из состава флота с 1910 года учебный корабль
Статус разобран в 1922 г.
Основные характеристики
Водоизмещение проектное 9990 тонн, фактическое 11 310 тонн
Длина 103,4 м
Ширина 21 м
Осадка 8,69 м
Бронирование Сталежелезная броня,
борт от 152 до 406 мм,
казематы 254-305 мм,
барбеты - 305 мм,
рубка - 229 мм,
палуба - 50…63 мм
Двигатели Двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения шотландской фирмы «Непир и сыновья», 16 цилиндрических котлов
Мощность 8888 л. с.
Скорость хода 15 узлов
Дальность плавания 1100 морских миль
Экипаж 26 офицеров и 607 матросов
Вооружение
Артиллерия 6 × 305-мм/30 ,
7 × 152-мм/35 орудий,
10-12 малокалиберных орудий
Минно-торпедное вооружение Семь 381-мм торпедных аппаратов

Проект и строительство

По удачному проекту с небольшими промежутками во времени заложили сразу 4 корабля. Главные различия между ними состояли в устройстве барбетных установок. На «Екатерине II» орудия выдвигались над кромкой брони только на момент наведения и выстрела. На «Чесме» и «Синопе» выдвижение пушек уже не предусматривалось, но сами установки оставались открытыми, а на «Георгии Победоносце» применили башенноподобное прикрытие с наклонной лобовой плитой, хотя толщина его оставалась незначительной и предохраняла только от осколков, пуль и мелких снарядов.

Корабль заложен в 1883 году, спущен на воду в 1887 году. С 1889 года принят в эксплуатацию.

В 1906 году предлагалось существенно модернизировать «Синоп» , «Чесму» и «Георгий Победоносец» с установкой четырёх современных 305-мм орудий с длиной ствола в 40 калибров в башенных установках и 120-мм скорострельной артиллерии. Были даже заказаны орудия, но нелепость затеи стала ясна для Морского штаба.

«Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём, вооружённым четырьмя 203-мм орудиями на месте старых барбетов и двенадцатью 152-мм пушками Канэ .

Служба

Участвовал в первой мировой войне. Нес брандвахтенную службу у Севастопольской бухты, с ноября 1916 года использовался в качестве штабного корабля отряда судов на Дунае.

19 февраля 1919 года разоружен, а -24 апреля 1919 года по приказу эвакуировавшихся из Крыма союзников выведен из строя и взорван.

29 апреля был захвачен частями Украинского фронта РККА, но 24 июня вновь отбит белогвардейцами.

После захвата Севастополя 15 ноября 1920 года частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Броненосец был разделан на металл в Севастополе в период 1922-1924 гг. Упоминаемые в некоторых источниках данные о том что «Синоп» был затоплен у Ялты и якобы обнаружен подводной экспедицией Балларда не соответствуют действительности.

Командиры

  • 1894 - капитан 1-го ранга А. В. Невражин.
  • 1894-1895 - капитан 1-го ранга Д. И. Петров.
  • 1898-1902 - капитан 1-го ранга В. Я. Баль.
  • 1902 - капитан 1-го ранга М. Н. Коландс.
  • 1902-1903 - капитан 1-го ранга А. Н. Скаловский.
  • 1903-? - капитан 1-го ранга М. Г. Афанасьев.
  • 1908-1911 - капитан 1-го ранга В. А. Канин.
  • 1 ноября 1912-1916 - капитан 1-го ранга Пётр Иванович Паттон .
  • 1916-1917.06 - капитан 1-го ранга А. Г. Покровский.
  • 1917 г. 07-12. - капитан 1-го ранга Зарудный.
  • 1917-? лейтенант Е. С. Рыбалтовский.

Источники информации

  • В. Кофман, под ред. адмирала Н. Н. Амелько, «Башня или барбет?», Моделист-конструктор, 1992 г., № 6

Напишите отзыв о статье "Синоп (броненосец)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Синоп (броненосец)

Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.