Балтийское пароходство дает последний SOS. Истории разобщения Морских пароходств Прибалтики Где находится садоводство балтийского морского пароходства

"Ничего не инвестируйте в Россию, не создавайте там совместных предприятий, не пытайтесь конкурировать с российскими компаниями в России. При всех продажах требуйте обязательной предоплаты в западной валюте, при покупках дожидайтесь доставки товаров, и лишь потом оплачивайте сделку", - с такими советами к шведским коллегам-предпринимателям обратились на страницах газеты "Свенска Дагбладет" Андерс Лидман и Тони Шенфельдер, работающие сейчас в качестве экспертов по России для ряда крупных скандинавских компаний. Совсем недавно они в течение шести лет были директорами российской грузо-пассажирской компании Baltic Express Line, дочернего предприятия Балтийского морского пароходства. Baltic Express Line перевезла за шесть лет около миллиона пассажиров на паромах между Швецией и Петербургом и была, по утверждению авторов статьи, самой прибыльной компанией на Балтике. Тем не менее сейчас паромной линии между Стокгольмом и Петербургом не существует. Паром "Анна Каренина", арестованный в Швеции за долги, был продан с молотка и сейчас под именем "Регина Балтика" ходит на линии Стокгольм - Таллинн, зарабатывая валюту Эстонии. Второй паром "Ильич" постигла та же участь. Он несколько месяцев стоял под арестом в Стокгольме, долги были и перед поставщиками, и перед собственным экипажем, долго не получавшим зарплату, пока его не продали на аукционе. Следы бывшего "Ильича" ведут в южные края, на Балтике его нет. Бывшие директора компании утверждают, что произошло обычное ограбление Балтийского морского пароходства: "Мы получили сомнительное удовольствие наблюдать изнутри, как КГБ (под КГБ авторы решили называть для простоты, как они сообщают в начале своей пространной статьи, всех преемников этой расчлененной организации. - А.С.) в качестве инструмента правящей элиты развалил Балтийское морское пароходство. Эта компания, со своими 180 судами, 15 тысячами служащих и рыночной стоимостью порядка трех миллиардов долларов, бывшая некогда крупнейшей в мире, теперь полностью разграблена. За два года исчезло все, и сейчас есть только одна баржа без двигателя".

По утверждению Лидмана и Шенфельдера, разрушительная работа КГБ в любом предприятии (Балтийское пароходство было лишь одним из примеров) протекает в три этапа. Вначале идет сбор информации, при этом прослушиваются все телефонные разговоры, контролируются сообщения по факсам, обычная и электронная почта. Фиксируются протоколы правлений, внутренние сообщения и устные разговоры.

После этого информация продается одному или нескольким заказчикам.

На третьем этапе следует наступление на выбранную в жертву компанию многочисленных властей, от всех видов налоговой инспекции до работников паспортных столов и санэпидстанции. Дирижером всех атак выступает сборщик информации. Поскольку почти каждая из контролирующих организаций обладает правом приостановки деятельности компании, отбиться практически невозможно. Следует череда штрафов и дополнительных налогов, и только что процветавшая компания превращается в банкрота. Так были ограблены, по словам двух шведских директоров, шведский лесной концерн "АссиДомэн" и гостиничная сеть "Ресо Гранд Хотел", за их поражение в сумме примерно 25 миллионов долларов расплатились шведские налогоплательщики. Западные компании рады оставить в руках противников все уже сделанные инвестиции, лишь бы выбраться из передряги.

Крупные компании еще могут рисковать в России - за их потери чаще всего расплачивается государство, предоставляющее им экспортные кредиты, которые в случае неудачи списываются с налога предприятия. Но хуже мелким и средним фирмам, которые, вдохновясь примером "китов", идут в Россию и теряют все. Государство им не помогает.

"Запад своими щедрыми ссудами помог построить самую крупную в мире гангстерскую экономику", - утверждают директора. По их мнению, будущее российской демократии печально - следующим президентом страны будет не кто иной, как Александр Лукашенко. В последний момент будут внесены конституционные поправки, позволяющие создать единый союз России и Белоруссии.

Хотя политические прогнозы уважаемых шведских предпринимателей можно воспринимать с солидной долей скепсиса, их версию развала Балтийского морского пароходства отметать с ходу не следует. О внезапном превращении двух прибыльных паромов, ходивших на линии Петербург - Стокгольм, в убыточные, еще два года назад говорил весь Стокгольм, а загадочное уменьшение Балтийского морского пароходства до размеров лилипута остается любимой темой разговоров балтийских капитанов. Совсем недавно капитан "Регины Балтики" - бывшей "Анны Карениной" - Эрик Мойк говорил мне с горечью бывшего выпускника ленинградской "Макаровки", что ему и его коллегам в Эстонском морском пароходстве непонятно, как петербургская компания, имевшая лучшие стартовые позиции, превратилась в ноль. Эстонское пароходство, напротив, развивается и покупает новые суда. Часть из них, как и "Анна Каренина", когда-то ходила под российским флагом. "Конечно, коррупция есть везде. Но наше государство того, что произошло в Питере, никогда бы у себя не допустило", - убежденно говорил мне эстонский капитан.

У меня аргументов не было. Может быть, они найдутся у соответствующих российских властей, сквозь пальцы которых, как песок, ушли в никуда 180 судов сильнейшего пароходства в мире?

В интересах будущих шведских инвестиций в Россию Андерсу Лидману и Тони Шенфельдеру следовало бы дать квалифицированный ответ. Если он, конечно, существует.

Алексей СМИРНОВ.
СТОКГОЛЬМ.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Балтийское морское пароходство
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Листинг на бирже

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Год основания
Год закрытия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прежние названия

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основатели

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Расположение
Сайт

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Предприятия, основанные в 1922 году

Балти́йское морско́е парохо́дство (БМП) - комплексное государственное хозрасчётное предприятие водного транспорта в составе Министерства морского флота СССР, существовавшее в Ленинграде .

История

Предыстория

Балтийское морское пароходство (БМП) ведёт свою историю от Санкт-Петербургско -Любекского общества пароходов, основанного в 1830 году .

В 1924 году пароходство вошло в состав акционерного общества «Советский торговый флот» (Совторгфлот) и было реорганизовано в Балтийскую главную контору Совторгфлота.

В декабре 1925 года в подчинение Балтийской главной конторы перешла образованная в 1924 году Ленинградская городская контора Северо-Западного отделения «Доброфлота», которая стала называться Ленинградской городской конторой Балтийской главной конторы. В мае 1926 года она была объединена с транспортно-экспедиторской частью.

1930-е годы

По постановлению ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 года акционерное общество было реорганизовано во Всесоюзное объединение «Совторгфлот» Наркомата путей сообщений СССР (с 1931 года - Наркомата водного транспорта), его Балтийская контора преобразована в Балтийское управление Совторгфлота (БУСТФ), которое в 1933 году реорганизовано в Балтийскую дирекцию Совторгфлота (БДСТФ).

Период расцвета БМП

В течение года в БМП запустили первую в стране фабрику по производству гидрокостюмов. Активно обеспечивали моряков жильём, не только покупая его у города, но и строя самостоятельно (в частности, за полтора года были сданы рекордные 750 квартир). Совместно с восемью крупнейшими ленинградскими предприятиями было учреждено акционерное общество «Энергомашжилстрой», куда 30 % капитала вложило БМП. В Италии был закуплен домостроительный комбинат мощностью до 100 000 кв. метров жилья в год. С участием иностранных фирм построен завод сантехнического оборудования на 3 тыс. комплектов в год. Совместно с другими советскими предприятиями и гамбургской фирмой «Трансглоб» пароходство построило первый на Северо-Западе завод по производству контейнеров для морских перевозок, которые ранее приходилось покупать за рубежом.

В подшефном пароходству совхозе «Агро-Балт» в Кингисеппском районе был создан мощный комплекс: плодоовощной, мясо-молочный, колбасный заводы. При помощи голландских комбайнов на полях совхоза выращивали урожаи до 300 ц картофеля с гектара, которые без потерь сохраняли в новом овощехранилище. Экипажи судов и береговые службы обеспечивались свежими и качественными продуктами, в то время как в стране вводилась карточная система .

13 января 1990 года пароходство было реорганизовано в арендное предприятие (с 12 ноября 1992 года - АООТ) «Балтийское морское пароходство». В новых условиях предприятие получило полную экономическую самостоятельность, 50 % зарабатываемой прибыли оставлялось в распоряжении пароходства. В тот период были подписаны контракты на строительство 18 новых судов на верфях Ленинграда, Польши, Германии, в 1991 году куплен пассажирский паром «Анна Каренина» . Изменились условия работы моряков, выросла их реальная заработная плата: матрос стал получать $ 360 в месяц вместо 40 . Практически полностью была удовлетворена очередь на получение квартир для плавсостава.

Чистая прибыль БМП от реализации транспортных услуг составила в 1991 году $ 571 млн, а отчисления пароходства формировали около 1/3 единого бюджета Ленинграда и Ленинградской области .

Несмотря на это к концу 1990-х годов БМП существовало лишь формально и уже не располагало ни одним судном .

В XXI веке

Начальники пароходства

  • 1938-1939 - А. Е. Мельников
  • 1939-1941 - Н. Я. Безруков
  • 1941-1942 - Н. А. Хабалов
  • 1943-1944 - М. П. Панфилов
  • 1945-1946 - И. М. Коробцов
  • 1946-1949 - А. М. Прорешный
  • 1950-1961 - Н. П. Логинов
  • 1961-1962 - Д. К. Зотов
  • 1962-1964 - Л. П. Соколов
  • 1964-1973 - А. Л. Васильев
  • 1973-1978 - Б. А. Юницын
  • 1978-1982 - Б. П. Трунов
  • 1982-1993 - В. И. Харченко
  • 1993 - А. П. Русин

Награды

  • Международная премия «Золотой Меркурий » (1980)

Напишите отзыв о статье "Балтийское морское пароходство"

Примечания

Источники

  • Еронин В., Корконосенко Н., Корсунский Л., Мартынов С., Харченко В. . - СПб. : Печатный Двор, 2000. - 210 с. - ISBN 5-7062-0088-2.

Литература

  • Это было на Балтике. Очерки и воспоминания, в. 1-2. - М., 1960-63;
  • Глинка М. С. Ветер Балтики, ч. 1. - Л., 1980;
  • Соболев В. И. Ветер Балтики, ч. 2. - Л., 1985.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Балтийское морское пароходство

Видение пропало и появилось другое, ничем не лучше прежнего – жуткая, орущая, вооружённая пиками, ножами и ружьями, озверевшая толпа безжалостно рушила великолепный дворец...

Версаль...

Потом опять появился Аксель. Только на этот раз он стоял у окна в какой-то очень красивой, богато обставленной комнате. А рядом с ним стояла та же самая «подруга его детства» Маргарита, которую мы видели с ним в самом начале. Только на этот раз вся её заносчивая холодность куда-то испарилась, а красивое лицо буквально дышало участием и болью. Аксель был смертельно бледным и, прижавшись лбом к оконному стеклу, с ужасом наблюдал за чем-то происходящим на улице... Он слышал шумевшую за окном толпу, и в ужасающем трансе громко повторял одни и те же слова:
– Душа моя, я так и не спас тебя... Прости меня, бедная моя... Помоги ей, дай ей сил вынести это, Господи!..
– Аксель, пожалуйста!.. Вы должны взять себя в руки ради неё. Ну, пожалуйста, будьте благоразумны! – с участием уговаривала его старая подруга.
– Благоразумие? О каком благоразумии вы говорите, Маргарита, когда весь мир сошёл с ума?!.. – закричал Аксель. – За что же её? За что?.. Что же такого она им сделала?!.
Маргарита развернула какой-то маленький листик бумаги и, видимо, не зная, как его успокоить, произнесла:
– Успокойтесь, милый Аксель, вот послушайте лучше:
– «Я люблю вас, мой друг... Не беспокойтесь за меня. Мне не достаёт лишь ваших писем. Возможно, нам не суждено свидеться вновь... Прощайте, самый любимый и самый любящий из людей...».
Это было последнее письмо королевы, которое Аксель прочитывал тысячи раз, но из чужих уст оно звучало почему-то ещё больнее...
– Что это? Что же там такое происходит? – не выдержала я.
– Это красивая королева умирает... Её сейчас казнят. – Грустно ответила Стелла.
– А почему мы не видим? – опять спросила я.
– О, ты не хочешь на это смотреть, верь мне. – Покачала головкой малышка. – Так жаль, она такая несчастная... Как же это несправедливо.
– Я бы всё-таки хотела увидеть... – попросила я.
– Ну, смотри... – грустно кивнула Стелла.
На огромной площади, битком набитой «взвинченным» народом, посередине зловеще возвышался эшафот... По маленьким, кривым ступенькам на него гордо поднималась смертельно бледная, очень худая и измученная, одетая в белое, женщина. Её коротко остриженные светлые волосы почти полностью скрывал скромный белый чепчик, а в усталых, покрасневших от слёз или бессонницы глазах отражалась глубокая беспросветная печаль...

Чуть покачиваясь, так как, из-за туго завязанных за спиной рук, ей было сложно держать равновесие, женщина кое-как поднялась на помост, всё ещё, из последних сил пытаясь держаться прямо и гордо. Она стояла и смотрела в толпу, не опуская глаз и не показывая, как же по-настоящему ей было до ужаса страшно... И не было никого вокруг, чей дружеский взгляд мог бы согреть последние минуты её жизни... Никого, кто своим теплом мог бы помочь ей выстоять этот ужасающий миг, когда её жизнь должна была таким жестоким путём покинуть её...
До этого бушевавшая, возбуждённая толпа вдруг неожиданно смолкла, как будто налетела на непреодолимое препятствие... Стоявшие в передних рядах женщины молча плакали. Худенькая фигурка на эшафоте подошла к плахе и чуть споткнувшись, больно упала на колени. На несколько коротких секунд она подняла к небу своё измученное, но уже умиротворённое близостью смерти лицо... глубоко вздохнула... и гордо посмотрев на палача, положила свою уставшую голову на плаху. Плачь становился громче, женщины закрывали детям глаза. Палач подошёл к гильотине....
– Господи! Нет!!! – душераздирающе закричал Аксель.
В тот же самый миг, в сером небе из-за туч вдруг выглянуло солнышко, будто освещая последний путь несчастной жертвы... Оно нежно коснулось её бледной, страшно исхудавшей щеки, как бы ласково говоря последнее земное «прости». На эшафоте ярко блеснуло – тяжёлый нож упал, разбрасывая яркие алые брызги... Толпа ахнула. Белокурая головка упала в корзину, всё было кончено... Красавица королева ушла туда, где не было больше боли, не было издевательств... Был только покой...

Вокруг стояла смертельная тишина. Больше не на что было смотреть...
Так умерла нежная и добрая королева, до самой последней минуты сумевшая стоять с гордо поднятой головой, которую потом так просто и безжалостно снёс тяжёлый нож кровавой гильотины...
Бледный, застывший, как мертвец, Аксель смотрел невидящими глазами в окно и, казалось, жизнь вытекала из него капля за каплей, мучительно медленно... Унося его душу далеко-далеко, чтобы там, в свете и тишине, навечно слиться с той, которую он так сильно и беззаветно любил...
– Бедная моя... Душа моя... Как же я не умер вместе с тобой?.. Всё теперь кончено для меня... – всё ещё стоя у окна, помертвевшими губами шептал Аксель.
Но «кончено» для него всё будет намного позже, через каких-нибудь двадцать долгих лет, и конец этот будет, опять же, не менее ужасным, чем у его незабвенной королевы...
– Хочешь смотреть дальше? – тихо спросила Стелла.
Я лишь кивнула, не в состоянии сказать ни слова.
Мы увидели уже другую, разбушевавшуюся, озверевшую толпу людей, а перед ней стоял всё тот же Аксель, только на этот раз действие происходило уже много лет спустя. Он был всё такой же красивый, только уже почти совсем седой, в какой-то великолепной, очень высокозначимой, военной форме, выглядел всё таким же подтянутым и стройным.

И вот, тот же блестящий, умнейший человек стоял перед какими-то полупьяными, озверевшими людьми и, безнадёжно пытаясь их перекричать, пытался что-то им объяснить... Но никто из собравшихся, к сожалению, слушать его не хотел... В бедного Акселя полетели камни, и толпа, гадкой руганью разжигая свою злость, начала нажимать. Он пытался от них отбиться, но его повалили на землю, стали зверски топтать ногами, срывать с него одежду... А какой-то верзила вдруг прыгнул ему на грудь, ломая рёбра, и не задумываясь, легко убил ударом сапога в висок. Обнажённое, изуродованное тело Акселя свалили на обочину дороги, и не нашлось никого, кто в тот момент захотел бы его, уже мёртвого, пожалеть... Вокруг была только довольно хохочущая, пьяная, возбуждённая толпа... которой просто нужно было выплеснуть на кого-то свою накопившуюся животную злость...
Чистая, исстрадавшаяся душа Акселя, наконец-то освободившись, улетела, чтобы соединиться с той, которая была его светлой и единственной любовью, и ждала его столько долгих лет...
Вот так, опять же, очень жестоко, закончил свою жизнь нам со Стеллой почти незнакомый, но ставший таким близким, человек, по имени Аксель, и... тот же самый маленький мальчик, который, прожив всего каких-то коротеньких пять лет, сумел совершить потрясающий и единственный в своей жизни подвиг, коим мог бы честно гордиться любой, живущий на земле взрослый человек...
– Какой ужас!.. – в шоке прошептала я. – За что его так?
– Не знаю... – тихо прошептала Стелла. – Люди почему-то были тогда очень злые, даже злее чем звери... Я очень много смотрела, чтобы понять, но не поняла... – покачала головкой малышка. – Они не слушали разум, а просто убивали. И всё красивое зачем-то порушили тоже...
– А как же дети Акселя или жена? – опомнившись после потрясения, спросила я.
– У него никогда не было жены – он всегда любил только свою королеву, – со слезами на глазах сказала малышка Стелла.

И тут, внезапно, у меня в голове как бы вспыхнула вспышка – я поняла кого мы со Стеллой только что видели и за кого так от души переживали!... Это была французская королева, Мария-Антуанетта, о трагической жизни которой мы очень недавно (и очень коротко!) проходили на уроке истории, и казнь которой наш учитель истории сильно одобрял, считая такой страшный конец очень «правильным и поучительным»... видимо потому, что он у нас в основном по истории преподавал «Коммунизм»...
Несмотря на грусть происшедшего, моя душа ликовала! Я просто не могла поверить в свалившееся на меня, неожиданное счастье!.. Ведь я столько времени этого ждала!.. Это был первый раз, когда я наконец-то увидела что-то реальное, что можно было легко проверить, и от такой неожиданности я чуть ли не запищала от охватившего меня щенячьего восторга!.. Конечно же, я так радовалась не потому, что не верила в то, что со мной постоянно происходило. Наоборот – я всегда знала, что всё со мной происходящее – реально. Но видимо мне, как и любому обычному человеку, и в особенности – ребёнку, всё-таки иногда нужно было какое-то, хотя бы простейшее подтверждение того, что я пока что ещё не схожу с ума, и что теперь могу сама себе доказать, что всё, со мной происходящее, не является просто моей больной фантазией или выдумкой, а реальным фактом, описанным или виденным другими людьми. Поэтому-то такое открытие для меня было настоящим праздником!..
Я уже заранее знала, что, как только вернусь домой, сразу же понесусь в городскую библиотеку, чтобы собрать всё, что только смогу найти про несчастную Марию-Антуанетту и не успокоюсь пока не найду хоть что-то, хоть какой-то факт, совпадающий с нашими видениями... Я нашла, к сожалению, всего лишь две малюсенькие книжечки, в которых описывалось не так уж и много фактов, но этого было вполне достаточно, потому что они полностью подтверждали точность виденного мною у Стеллы.
Вот то, что мне удалось тогда найти:
любимым человеком королевы был шведский граф, по имени Аксель Ферсен, который беззаветно любил её всю свою жизнь и никогда после её смерти не женился;
их прощание перед отъездом графа в Италию происходило в саду Маленького Трианона – любимого места Марии-Антуанетты – описание которого точно совпадало с увиденным нами;
бал в честь приезда шведского короля Густава, состоявшийся 21 июня, на котором все гости почему-то были одеты в белое;
попытка побега в зелёной карете, организованная Акселем (все остальные шесть попыток побега были также организованы Акселем, но ни одна из них, по тем или иным причинам, не удалась. Правда две из них провалились по желанию самой Марии-Антуанетты, так как королева не захотела бежать одна, оставив своих детей);
обезглавливание королевы проходило в полной тишине, вместо ожидавшегося «счастливого буйства» толпы;
за несколько секунд до удара палача, неожиданно выглянуло солнце...
последнее письмо королевы к графу Ферсену почти в точности воспроизведено в книге «Воспоминания графа Ферсена», и оно почти в точности повторяло нами услышанное, за исключением всего лишь нескольких слов.
Уже этих маленьких деталей хватило, чтобы я бросилась в бой с удесятерённой силой!.. Но это было уже потом... А тогда, чтобы не показаться смешной или бессердечной, я изо всех сил попыталась собраться и скрыть своей восторг по поводу моего чудесного «озарения». И чтобы развеять грустное Стеллино настроение, спросила:
– Тебе очень нравится королева?
– О да! Она добрая и такая красивая... И бедный наш «мальчик», он и здесь столько страдал...
Мне стало очень жаль эту чуткую, милую девчушку, которая, даже в своей смерти, так переживала за этих, совершенно +чужих и почти незнакомых ей людей, как не переживают очень многие за самых родных...
– Наверное в страдании есть какая-то доля мудрости, без которой мы бы не поняли, как дорога наша жизнь? – неуверенно сказала я.
– Вот! Это и бабушка тоже говорит! – обрадовалась девчушка. – Но если люди хотят только добра, то почему же они должны страдать?
– Может быть потому, что без боли и испытаний даже самые лучшие люди не поняли бы по-настоящему того же самого добра? – пошутила я.
Но Стелла почему-то совершенно не восприняла это, как шутку, а очень серьёзно сказала:
– Да, я думаю, ты права... А хочешь посмотреть, что стало с сыном Гарольда дальше? – уже веселее сказала она.
– О нет, пожалуй, больше не надо! – взмолилась я.
Стелла радостно засмеялась.
– Не бойся, на этот раз не будет беды, потому что он ещё живой!
– Как – живой? – удивилась я.
Тут же опять появилось новое видение и, продолжая меня несказанно удивлять, это уже оказался наш век (!), и даже наше время... У письменного стола сидел седой, очень приятный человек и о чём-то сосредоточенно думал. Вся комната была буквально забита книгами; они были везде – на столе, на полу, на полках, и даже на подоконнике. На маленькой софе сидел огромный пушистый кот и, не обращая никакого внимания на хозяина, сосредоточенно умывался большой, очень мягкой лапкой. Вся обстановка создавала впечатление «учёности» и уюта.
– Это, что – он живёт опять?.. – не поняла я.
Стелла кивнула.
– И это прямо сейчас? – не унималась я.
Девочка опять подтвердила кивком её милой рыжей головки.
– Гарольду наверное очень странно видеть своего сына таким другим?.. Как же ты нашла его опять?
– О, точно так же! Я просто «почувствовала» его «ключик» так, как учила бабушка. – Задумчиво произнесла Стелла. – После того, как Аксель умер, я искала его сущность по всем «этажам» и не могла найти. Тогда поискала среди живых – и он снова был там.
– И ты знаешь, кто он теперь, в этой жизни?
– Пока нет... Но обязательно узнаю. Я пыталась много раз к нему «достучаться», но он почему-то меня не слышит... Он всегда один и почти всё время со своими книгами. С ним только старая женщина, его прислуга и этот кот.
– Ну, а жена Гарольда? Её ты тоже нашла?– спросила я.
– Ой, конечно же! Жену ты знаешь – это моя бабушка!.. – лукаво улыбнулась Стелла.
Я застыла в настоящем шоке. Почему-то такой невероятный факт никак не хотел укладываться в моей ошарашенной голове...
– Бабушка?.. – только и смогла произнести я.
Стелла кивнула, очень довольная произведённым эффектом.
– Как же так? Поэтому она и помогла тебе их найти? Она знала?!.. – тысячи вопросов одновременно бешено крутились в моём взбудораженном мозгу, и мне казалось, что я никак не успею всего меня интересующего спросить. Я хотела знать ВСЁ! И в то же время прекрасно понимала, что «всего» мне никто не собирается говорить...

В сознании большинства людей слово «пароходство» ассоциируется только с судами и всем тем, что ходит по морям-океанам. На самом деле это не совсем так, а точнее, совсем не так. В ведении пароходств -- порты, судоремонтные заводы, управления морских путей и т.п.

Как известно из школьного курса географии, суша занимает только чуть больше четверти поверхности нашей планеты (точнее -- 29,2%), а все остальное пространство -- 361,06 млн. кв. км -- непрерывная водная оболочка Земли, называемая Мировым океаном. Так вот, все, что добывается и производится на суше, потом доставляется поездами, автомашинами и другими видами транспорта в конечные накопители -- порты. И вот из этих-то поистине золотых кладовых грузы развозятся пароходами, танкерами, балкерами, сухогрузами, лихтерами и прочими судами по всему миру.

  • В регионе Балтийского -- Северного морей действуют 516 портов, в которых за год обрабатывается около 700 млн. тонн грузов.
  • Годовой товарооборот между Европой и Азией достигает 600 млрд. долларов.
  • Общий объем грузоперевозок между Западной Европой и Восточной Азией превышает 6 000 000 TEU.
  • Россия за год перевозит 600 млн. тонн грузов, из которых 500 млн. тонн составляет экспорт.
  • В страны ЕС Россия ежегодно отправляет 300 млн. тонн грузов.
  • Ежегодно через территорию Латвии транспортируется свыше 50 млн. тонн транзитных грузов в направлении Восток -- Запад и наоборот.

До 1917 года все было более или менее просто: Российская империя со своими флотом и портами в современных Финляндии, России, Эстонии, Латвии, Литве и Польше с одной стороны и Швеция, Германия, Дания - с другой. Причем конкуренцию российским судовладельцам и судоходным компаниям составляли, главным образом, немцы. После 1991 года число стран-конкурентов на Балтике увеличилось в два раза: с четырех до девяти, а количество пароходств-конкурентов и различных судовладельческих компаний насчитывает несколько десятков.

Чтобы разобраться во всем многообразии пароходного бизнеса в Балтийском регионе сегодня, нужно выбрать отправную точку, за которую можно принять состояние торгового флота СССР -- родоначальника всех постсоветских пароходств.

До 1991 года торговый флот СССР ежегодно пополнял бюджет страны на 6 млрд. долларов. Сейчас российский флот перевозит лишь 6% национальной грузовой базы. В 2001 году весь флот России не заработал и 0,5 млрд. долларов. Российские грузовладельцы тратят на фрахтование иностранных судов до 3 млрд. долларов в год. В настоящее время Россия из первой десятки государств-перевозчиков морских грузов откатилась на 28-е место. В СССР было 17 пароходств, в состав которых входило 1800 судов разного профиля. После распада Союза в России осталось 10 пароходств и 1100 судов, в Эстонии -- 1 пароходство и 77 судов, в Латвии -- 1 пароходство и 87 судов, в Литве -- 1 пароходство и 70 судов.

Ищите след денег!

(БМП ) , всегда считалось самым крупным пароходством на Балтике. Оно ведет историю от основанного в 1830 году Санкт-Петербургско-Любекского морского пароходного предприятия , преобразованного в 1922 году в БМП . В 1990 году в его состав входили три порта (Ленинград, Выборг, Калининград), Канонерский судоремонтный завод , управление Торгмортранс , экспедиционный отряд аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (ЭОАСПТР ) , ремонтно-строительный трест, мореходная школа и другие подразделения. Флот пароходства насчитывал 178 грузовых и пассажирских судов общим дедвейтом (водоизмещением. – Прим. ред. ) свыше 1,5 млн. тонн, совершавших рейсы в более чем 400 портов 70 стран мира.

1991 год можно назвать «началом конца» легендарного пароходства. У штурвала БМП встал новый генеральный директор Виктор Харченко , который сразу же передал в аренду международной общественной организации Всемирная лаборатория 15 судов за 3,8 млн. долларов.

В 1992 году БМП было приватизировано, но контрольный пакет акций остался у государства.

В марте 1993 года были арестованы президент БМП Виктор Харченко и семь его коллег, занимавших руководящие посты в компании. Все они обвинялись в растрате средств пароходства, и главным пунктом обвинения была сделка 1991 года с передачей 15 судов в аренду. Новым главой пароходства стал Арнольд Русин -- бывший заместитель Харченко. И именно в этот момент Северо-Западное речное пароходство незаметно для широкой публики (но отнюдь не случайно) преобразовалось в холдинг Северо-Западное пароходство (СЗП) , убрав из своего названия ненужное определение «речное». Забегая вперед, можно сказать, что через три года после банкротства БМП, Северо-Западное пароходство станет главной судоходной компанией России на Балтике, но об этом чуть позже.

В 1995 году Арнольд Русин подал в отставку и новым председателем совета директоров стал Иван Лущинский , которого убили в октябре того же года. Преступление, как обычно в таких случаях, не раскрыто до сих пор. Григорий Филимонов , сменивший погибшего руководителя БМП , продержался полгода и, опасаясь за свою жизнь, добровольно ушел в отставку в апреле 1996 года.

В июне 1996 года новым гендиректором пароходства был избран Михаил Романовский -- президент Союза российских судовладельцев (СОРОСС) , продержавшийся на новом посту, как и его предшественник, ровно шесть месяцев -- до декабря, после чего подал в отставку.

26 декабря 1996 года Арбитражный суд города Санкт-Петербурга признал 166-летнее Балтийское морское пароходство банкротом. К этому моменту у БМП осталось всего 9 судов из 178. Благодаря действиям руководства старейшее пароходство России потеряло весь флот, в том числе и круизные корабли, приносившие многомиллионную валютную прибыль. Из имевшихся в БМП 9 круизников: 6 были проданы за бесценок в США, а 3 переданы в аренду украинскому Черноморскому морскому пароходству (ЧМП) и вскоре были арестованы в различных портах Европы за долги нищего ЧМП .

В июне 1999 года БМП прекратило свое существование, и крупнейшим российским судовладельцем на Балтике стало Северо-Западное пароходство.

По мнению специалистов, БМП загнали в долговую яму его же «управленцы» и созданная ими оффшорная компания, усилиями которых 60 лучших судов пароходства были арестованы в иностранных портах и проданы по дешевке с аукционов. Сколько на этом потеряло государство, владевшее 25,2% акций БМП , никто не подсчитывал.

Предприимчивый наследник

Северо-Западное пароходство образовалось в 1993 году на основе речного пароходства, созданного в 1923 году. По данным на октябрь 2002 года, в собственности пароходства числятся:

  • 296 единиц самоходного транспортного флота, из которых 244 грузовых судна и 52 пассажирских;
  • 7 речных портов;
  • 2 судоходных предприятия;
  • 5 судостроительных заводов в Ленинградской, Новгородской и Вологодской областях.

Пароходство ежегодно перевозит около 12 млн. тонн грузов, из которых 7 млн. тонн приходится на загранперевозки. В СЗП трудится около 10 тысяч работников.

Положили немцев на лопатки

Lietuvos juru laivininkyste -- Литовскому морскому пароходству, отметившему в 1999 году свое тридцатилетие, принадлежит в настоящее время 38 судов (из них 19 -- сухогрузов), средний возраст которых 16 лет, а общее водоизмещение составляет 289 тысяч тонн. Морские перевозки осуществляет компания LISCO , крупнейшая в LJL .

66,66% акций пароходства принадлежит правительству Литвы, которое в декабре 2002 года объявило об их продаже. Имущественный фонд просит за эти акции по минимуму -- 20,09 млн. литов, или по 0,15 лита за акцию.

В аукционе на приватизацию Литовского пароходства намерена принять участие Ассоциация судовладельцев Германии , где от ее имени выступит ADG Shipmanagement GmbH .

Кстати сказать, в 2000 году на приватизационном конкурсе 75% акций Литовского морского пароходства оценивались в 534 млн. литов. Тогда победил консорциум, состоящий из двух израильских обществ (Sprinter Gadot YAM Ltd . и финансовый инвестор Kamor Ltd .) и датское общество DFDS Tor Line A . S ., предложившие за LJL 200 млн. литов, но сделка не состоялась.

По мнению мэра Клайпеды Эугениуса Гентвиласа, покупателей больше всего интересуют не суда, а рынок, которым управляет Литовское морское пароходство , контролирующее стратегически важные паромные линии в Балтийском море и соединяющие Клайпеду с Килем, Мукраном (Германия), Стокгольмом и Охусом (Швеция), что стоит значительно дороже, чем все суда и портовые сооружения. «На этих линиях LJL закрепилось, уложив на лопатки немцев, имеющих такие же паромы, -- считает мэр Клайпеды. -- Намечается такое развитие событий: под прикрытием необходимости модернизации флота покупатели продают часть судов, сокращают обслуживающий персонал, паромные линии перенимают материнские зарубежные общества. В итоге все суда регистрируются в странах дешевых флагов». ...Так и хочется добавить -- и умножают пароходство на ноль.

До экономического кризиса в России в 1998 году LJL совместно с германо-датским обществом Euroseabridge перевозило на паромах около 70% грузов, поступавших по Восточно-Западному транспортному коридору.

Грабеж среди бела дня

Эстонское морское пароходство , получив в собственность 77 судов при разделе морского торгового флота СССР, смогло сохранить к моменту приватизации в 1997 году только 42 судна. А если учесть, что из 101 порта государству принадлежит только 5, а торговый флот Эстонии владеет 511 судами, то становится совершенно очевидным, куда переместился вектор эстонских морских перевозок.

Как же могло произойти разграбление процветающего ЭМП ? Проще простого. Специалисты утверждают, что все мошеннические схемы были филигранно разработаны лучшими зарубежными юристами. Норвежская фирма Tschundi & Eitzen является основным владельцем американской фирмы Baltic sea ASA , которой, в свою очередь, принадлежат 80% акций ESCO Holding -- 100-процентного владельца ЭМП . Этот самый полноправный хозяин пароходства берет у него в 1997 году в кредит 13 млн. долларов, а спустя два года еще 150 млн. крон на то, чтобы выкупить оставшуюся в руках государства 30-процентную долю.

Лучшие суда ЭМП для перевозки леса были после приватизации задешево проданы различным оффшорным фирмам под одинаковым названием Millenium , и из 77 судов у пароходства осталось всего 30. Вместо проданных эстонских кораблей норвежские собственники пригнали свои и сдали их ESCO Holding в аренду по очень высокой цене. В результате пароходство не только вдвое сократило свой флот, но и понесло значительные убытки. В 1996 году перед приватизацией все показатели пароходства были лучше нынешних: при обороте в 1,3 млрд. крон чистая прибыль составляла 101 млн. крон. Спустя четыре года убытки составили 322 млн. крон, а годом позже -- уже 400 млн. крон.

Более того, хозяева из Осло, приватизировавшие 7 июня 2001 года 80% акций пароходства, оказались не в состоянии заплатить в срок Эстонскому государству 179 млн. крон. Министерство финансов Эстонии подсчитало, что из 212,098 млн. крон долга за приватизацию пароходства удалось получить в результате продажи акций ЭМП только 31,411 млн. крон. Остальной долг считается безнадежным, и его придется списать с баланса.

Государство очнулось через пять лет после грабежа. Новый министр транспорта и коммуникаций Лиина Тыниссон совместно с государственным контролером Юханом Партсом намерены пересмотреть итоги приватизации ЭМП , акции которого продают сейчас всего за 27 млн. крон.

Бывший лучший, но опальный

Latvijas Kugnieciba (LK ) -- , в состав которого входит судоходная компания LASCO , перевозит грузы во многие порты мира. Судовыми операциями LASCO руководят дочерние фирмы, крупнейшими из которых являются либерийский Latmar Holding и кипрский Santomar Holding .

В 1913 году грузооборот латвийских портов составил 40% грузооборота морских портов России на Балтийском море. Сегодня доля Латвии в балтийском грузообороте снизилась в два раза и составляет 20,26% от общего объема переработанных грузов в портах стран бывшей Российской империи: Финляндии, России, Эстонии, Литвы и Польши.

Латвийское морское пароходство (ЛМП) было основано в 1940 году. Его управление находилось в Риге. В советское время в состав пароходства входили: транспортный флот, Рижский и Вентспилсский морские торговые порты, Рижский судоремонтный завод и береговые подразделения. В 1959 году ЛМП получил первые танкеры, в 1963 году -- 3 рефрижератора, в 1965-м -- 2 газовоза. В 1983 году ЛМП имело 108 судов наливного и сухогрузного флотов общим водоизмещением 1056,8 тысячи брутто-регистровых тонн, в том числе 49 судов наливного флота с водоизмещением судов от 4 до 40 тыс. тонн, 8 газовозов, 21 рефрижератор, 4 контейнеровоза, 6 судов-ролкеров с горизонтальным способом погрузки-выгрузки. Суда ЛМП поставляли в советское время грузы в 140 портов 50 стран мира и обеспечивали 7,7% морского грузооборота СССР.

За двадцать последних лет Латвийское морское пароходство «потеряло» из своего списочного состава 51 судно.

На конец июня 2002 года флот Latvijas Kugnieciba состоял из 57 судов: 37 танкеров, 12 рефрижераторов ледового класса, 2 газовозов и 1 сухогруза (контейнеровоз типа «ро-ро»). И еще пять, принадлежащих LK судов, сданы в аренду с правом последующего выкупа. Все суда имеют двойную регистрацию, что позволяет им ходить под «удобными флагами» оффшорных стран. В 2001 году правительство Латвии, обеспокоенное массовым исходом судовладельцев из страны, поставило задачу вернуть их на родину.

С этой целью с 1 января 2002 года в Латвии для судов Latvijas Kugnieciba и других судоходных компаний подоходный налог с предприятий был заменен тоннажным налогом, а весной прошлого года были приняты поправки к Закону «О подоходном налоге с населения», предусматривающие послабления по налогообложению латвийских моряков.

Помимо Латвийского пароходства на учете в Латвийском судовом регистре состоят 206 судов различных типов, не считая рыболовецких, однако возраст и их техническое состояние не позволяют делать оптимистические прогнозы.

Рефрижераторный флот стал убыточным (в 2001 году убытки от его деятельности составили 5,6 млн. латов), и поэтому руководство пароходства планирует продать 7 судов данного типа.

Повсеместно на постсоветском пространстве наблюдается старение нефтеналивных судов, поэтому возрастные характеристики танкерного флота Латвии типичны для всех балтийских пароходств.

Анализ сроков службы танкерного флота Латвийского пароходства показывает, что 70% танкеров либо отслужили свой срок, либо подлежит скорой замене. Отсутствие финансирования на строительство или приобретение новых судов, а также желание во что бы то ни стало получить прибыль (даже в ущерб здоровью людей и окружающей среде) заставляет судовладельцев эксплуатировать ветеранов танкерного флота до конца... до самого конца.

После катастрофы танкера Prestige в ноябре прошлого года Испания, Франция, Италия и Португалия договорились принять меры по запрету на вход устаревших танкеров в свои 200-мильные экономические зоны. С декабря 2002 года в эти зоны не допускаются суда, не имеющие двойного корпуса и построенные свыше 15 лет назад. Ужесточение требований безопасности к танкерам в рамках ЕС означает ухудшение условий работы для стареющих танкеров LK .

В настоящее время часть латвийского танкерного флота работает в Западной Африке, транспортируя нефть, главным образом с месторождений в Нигерии. Однако там требуются танкеры большого водоизмещения, которыми LK не располагает, поэтому Латвийское пароходство долго там не продержится и вынуждено будет искать для работы новый регион -- Дальний Восток, например.

25 июня 2002 года после нескольких неудачных попыток наконец-то на открытом аукционе Latvijas K ugnieciba было продано всего за 35,4 млн. латов -- со всеми судами и международными контрактами. Эта цена не реальная рыночная, а та, которую предложили покупатели. «Если бы LK было продано в 1993 году, то цена его была бы значительно выше, потому что каждый день, пока пароходство находилось в ведении государства, оно теряло в стоимости, -- считает мэр Вентспилса Айвар Лембергс . -- Оно потеряло деньги и в сделке с Latvenergo , и в Banka Baltija , и при покупке необоснованно дорогих судов. И каждый раз речь шла об убытках в десятки миллионов долларов».

Для справки:

  • LK незадолго да банкротства Banka Baltija положило в него 44,1 млн. долларов (26,6 млн. латов), и деньги до сих пор не вернуло.
  • Тяжба LK с Гданьской судоверфью, тянувшаяся с 1994 года, закончилась в октябре прошлого года решением руководства пароходства заплатить полякам 15 млн. долларов (9,06 млн. латов).
  • Премьер-министр Латвии Эйнар Репше думает иначе, считая, что «приватизация пароходства задумана как спекулятивная сделка с целью дальнейшей перепродажи». С этим можно согласиться, поскольку во всем мире суть бизнеса сводится к одному: купить подешевле, а продать подороже.

Основной капитал LK составляет 200 млн. латов, которыми распоряжаются пять владельцев:АО Hansabanka 13,27%; Ojay Limited 8,83%; Eastgate Properties Limited 4,45% ценных бумаг; Латвийское государство 16,87%; АО Ventspils nafta 49,9%.

В Латвийском центральном депозитарии зарегистрировано 199 990 000 акций LK публичной эмиссии номинальной стоимостью 1 лат. Фактически на Рижской фондовой бирже цена акций АО Latvijas Kugnieciba упала до 0,25 лата за штуку (на 18.02.03 г.).

В последние годы государственные акции LK не приносили дивидендов, поскольку уходили совсем в другое русло -- оффшорное. Да и сейчас положение не улучшилось: прошлый год LK закончило с убытками в размере 7,7 млн. долларов вместо запланированной прибыли 7,07 млн. долларов.

Эпилог

Передел собственности в пароходствах продолжается. Речь идет не о дележе контрольного пакета акций, который, как правило, еще не приватизирован. Просто владельцы мелких пакетов пытаются консолидировать в своих руках как можно больше ценных бумаг, чтобы успеть поставить под контроль финансовые потоки пароходства, пока этого не заметил главный собственник -- государство.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВПО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова"

    ✪ Беломорско Онежский филиал

    ✪ Разведопрос: Баир Иринчеев про книгу "Линкоры Ладоги"

    Субтитры

История

Предыстория

Балтийское морское пароходство (БМП) ведёт свою историю от Санкт-Петербургско -Любекского общества пароходов, основанного в 1830 году .

В 1924 году пароходство вошло в состав акционерного общества «Советский торговый флот» (Совторгфлот) и было реорганизовано в Балтийскую главную контору Совторгфлота.

В декабре 1925 года в подчинение Балтийской главной конторы перешла образованная в 1924 году Ленинградская городская контора Северо-Западного отделения «Доброфлота», которая стала называться Ленинградской городской конторой Балтийской главной конторы. В мае 1926 года она была объединена с транспортно-экспедиторской частью.

1930-е годы

По постановлению ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1930 года акционерное общество было реорганизовано во Всесоюзное объединение «Совторгфлот» Наркомата путей сообщений СССР (с 1931 года - Наркомата водного транспорта), его Балтийская контора преобразована в Балтийское управление Совторгфлота (БУСТФ), которое в 1933 году реорганизовано в Балтийскую дирекцию Совторгфлота (БДСТФ).

В течение года в БМП запустили первую в стране фабрику по производству гидрокостюмов. Активно обеспечивали моряков жильём, не только покупая его у города, но и строя самостоятельно (в частности, за полтора года были сданы рекордные 750 квартир). Совместно с восемью крупнейшими ленинградскими предприятиями было учреждено акционерное общество «Энергомашжилстрой», куда 30 % капитала вложило БМП. В Италии был закуплен домостроительный комбинат мощностью до 100 000 кв. метров жилья в год. С участием иностранных фирм построен завод сантехнического оборудования на 3 тыс. комплектов в год. Совместно с другими советскими предприятиями и гамбургской фирмой «Трансглоб» пароходство построило первый на Северо-Западе завод по производству контейнеров для морских перевозок, которые ранее приходилось покупать за рубежом.

В подшефном пароходству совхозе «Агро-Балт» в Кингисеппском районе был создан мощный комплекс: плодоовощной, мясо-молочный, колбасный заводы. При помощи голландских комбайнов на полях совхоза выращивали урожаи до 300 ц картофеля с гектара, которые без потерь сохраняли в новом овощехранилище. Экипажи судов и береговые службы обеспечивались свежими и качественными продуктами, в то время как в стране вводилась карточная система .

13 января 1990 года пароходство было реорганизовано в арендное предприятие (с 12 ноября 1992 года - АООТ) «Балтийское морское пароходство». В новых условиях предприятие получило полную экономическую самостоятельность, 50 % зарабатываемой прибыли оставлялось в распоряжении пароходства. В тот период были подписаны контракты на строительство 18 новых судов на верфях Ленинграда, Польши, Германии, в 1991 году куплен пассажирский паром «Анна Каренина» . Изменились условия работы моряков, выросла их реальная заработная плата: матрос стал получать $ 360 в месяц вместо 40 . Практически полностью была удовлетворена очередь на получение квартир для плавсостава.

Чистая прибыль БМП от реализации транспортных услуг составила в 1991 году $ 571 млн, а отчисления пароходства формировали около 1/3 единого бюджета Ленинграда и Ленинградской области .

Несмотря на это к концу 1990-х годов БМП существовало лишь формально и уже не располагало ни одним судном .

Рассказал(а):

После распада Балтийского морского пароходства...

После распада Балтийского морского пароходства несколько наших судов были арестованы в Монреале. Одно из них купила турецкая судоходная компания. Матросы, естественно, все были заменены турками, большинство офицеров - тоже, но четверым нашим высоклассным специалистам (стармеху, радисту и др.) предложили заключить контракт с новым судовладельцем, что они и сделали.
Стармех был специалистом великолепным, знал и холил свое судно, как любимую женщину. Но у него был один недостаток - полное отсутствие способностей к языкам. Он, разумеется, кое-как мог объясняться на смеси английского с питерским. Но за полтора года работы на турецком судне он умудрился практически никак не овладеть турецким, и это при том, что турки в его подчинении никакого языка, кроме турецкого, не знали. Но строил он их великолепно.
Пример. Во время ремонта потребовалось выгрести шлак из сточных колодцев (колодец по турецки - КУЮ, это важно). Стармех зовет боцмана, который заведует чистотой палубы. Боцман турок, говорит только по турецки. Для понимания команды стармеха нужно знать еще одно турецкое слово: аладыма - "понял?".
Текст команды (пишу в русской транскрипции):
Стармех: Боцман, КОМ ЦУ МИР! (боцман подходит)
Стармех: Там есть КУЮ! (показывает рукой направление). ШАЙЗЕ, АУТСАЙД, на х%й, АЛАДЫМА! (нерусские слова выделены прописными буквами)
Боцман отправился чистить колодец.
В одной фразе четыре языка. Занавес