Урок 8 кл однородные и неоднородные определения. Однородные и неоднородные определения (8 класс)

Определения, соединённые без помощи союзов, могут быть как однородными , так и неоднородными .

Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Например, в предложении Русский, белорусский, украинский языки составляют группу восгочноевропейских языков определения русский, украинский и белорусский являются однородными: они характеризуют языки с одной стороны - по их принадлежности определённой нации.

Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, между ними можно вставить союз и.

В предложении Учёные проявляют большой интерес к малоизученным африканским языкам выделенные определения не являются однородными: они характеризуют разные признаки этих языков - степень их изученности (малоизученным ) и принадлежность народам определённого континента (африканским ). В этом случае определение малоизученным относится не непосредственно к существительному языкам , а к словосочетанию африканским языкам .

Применяя правило, рассуждайте так:

Всюду между деревьев мелькали белые, синие, красные рубахи . (И. Тургенев) Определения однородные, между ними можно поставить союз и: и белые, и синие, и красные .

Первый золотистый луч скользит по вершинам гор . Определения неоднородные, между ними нельзя поставить союз и . Определение первый относится ко всему словосочетанию золотистый луч . Схематически отношения между однородными и неоднородными определениями можно изобразить следующим образом:

243. Вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. Запишите предложения. В каких из них определения являются неоднородными? Как вы это определили?

1. Мимо станции промчался - - товарный поезд (длина). 2. Мне подарили - - и(л, лл)юстрированную книгу (размер). 3. Возле поликлиники и стадиона росли - - стройные со сны (возраст). 4. Витрину магазина украшали мета(л, лл)ические - - игрушки (материал). 5. Этот - - карма(н, нн)ый фонарик удобен для туриста (размер). 6. Ещё один большой - - дом выстроили в юго-западной части города (материал). 7. На молодёжном фестивале исполнялись ру(с, сс)кие - - песни (принад лежность).

244. Распространите предложения двумя способами.

I. Чтобы определения были однородными, т. е. характеризовали однотипные признаки предмета.

1. В питомнике научились выводить - - норок. 2. На свеж..м снегу нетрудно было заметить - - следы. 3. Осенью бывает приятно собрать и пр..нести домой букет из - - листьев клёна.

II. Чтобы определения были неоднородными, т. е. характеризовали предмет с разных сторон.

1. Джинсы - это - -. 2. Вельвет - - - ткань с ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде рубчиков. 3. Ситец - - - ткань с отделкой в виде цветов орнамента. 4. Атлас - - - ткань, которая известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией.

245. В художественном тексте возможно такое сближение значений неоднородных определений, что они характеризуют предмет как бы с одной стороны.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Если в тексте есть однородные определения, то подчеркните их. Значком х обозначьте слово, к которому относятся однородные определения.

  1. Чародейкою Зимою
    Ок..лдован лес стоит -
    И под снежной б..хромою
    Неподвижною немою
    Чудной жизнью он бл..стит.
  2. Весна идёт весна идёт!
    И тихих тёплых майских дней
    Румя(н, нн)ый светлый хоровод
    Толпит(?)ся весело за ней.
  3. Чу! За белой дымной туч..й
    Глухо прок..тился гром;
    Небо молнией летуч..й
    Оп..ясалось кругом.

    (Ф. Тютчев)

246. Изложение. Какие слова выделены в тексте? Какие из них помогут запомнить, что именно описывает А. Куприн во внешности Н. Гарина-Михайловского? Какие слова можно использовать как заголовок изложения? Найдите однородные и неоднородные определения, употреблённые в описании внешности писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, автора известной трилогии: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты» - и других книг. Как эти определения раскрывают характер писателя? Прочитайте текст вслух выразительно, передавая отношение Куприна к Гарину. Соблюдайте интонацию перечисления при однородных членах.

У него была стройная худощавая фигура , решительно небрежные, быстрые, точные и красивые движения и замечательное лицо, из тех лиц, которые никогда не забываются. Всего пленительней был в этом лице контраст между преждевременной сединой густых волнистых волос и совсем юношеским блеском живых, смелых и прекрасных, насмешливых глаз - голубых с большими чёрными зрачками. Голова благородной формы сидела изящно и легко на тонкой шее, а лоб, наполовину коричневый от весеннего загара, обращал внимание своими чистыми и умными линиями. Он вошёл и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества. Но видно было, что он сам не прилагал к этому усилий. Таково было обаяние его личности , прелесть его улыбки , его живой, непринуждённой, увлекательной речи.

247. Диктант.

Обратите внимание на знаки препинания между простыми предложениями в сложном!

Отличительной чертой художника Николая Николаевича Ге была его любовь к людям. Во всяком человеке он находил хорошую сторону. Если он работал и к нему приходил кто-нибудь за советом или с просьбой, он тотчас же бросал работу и отдавал всё своё внимание посетителю, как бы скучен и неинтересен он ни был.

У Ге был удивительный дар влиять на людей, заставить себя слушать и найти с каждым человеком те точки соприкосновения, на которых не могло бы быть разногласия. Он прекрасно говорил, всегда вкладывал всю душу в свои слова. Некоторых приводила в недоумение, а иногда и раздражала его манера сразу становиться в возможно близкие отношения при первой же встрече.

К деньгам Ге относился совершенно равнодушно. Если у него покупали картину или портрет, он радовался этому главным образом потому, что это было признаком оценки его работы.

(По Т. Сухотиной-Толстой)

Однородные и неоднородные определения Урок изучения нового материала в 8 классе Старикова Т.В.,учитель МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района Алтайского края Блиц – опрос:

  • Однородные члены – это члены предложения, которые
  • отвечают на вопрос одной и той же части речи (хотя могут быть разными частями речи).
  • Синтаксически однородные члены являются
  • одним членом предложения.
  • Однородные члены предложения относятся
  • к одному и тому же члену предложения.
  • Однородные члены предложения образуют
  • сочинительные словосочетания.
  • В предложении однородных членов может быть
  • сколько угодно.
  • Однородные члены предложения соединяются
  • интонацией и сочинительными союзами.

Признаки однородных членов

Отвечают на один и тот же вопрос.

Относятся к одному и тому же слову.

Равноправны и независимы друг от друга. т. е. связаны сочинительной связью, между ними можно поставить союз и.

Характеризуются перечислительной интонацией.

На письме однородные члены разделяются запятой

улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

Почему в предложениях под № 1 стоят запятые, а в предложениях под № 2 – нет.

1) Великолепное, ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

2) Весеннее ласковое солнце

улыбалось в ясном небе.

1) За рекой росли дубовые, пихтовые леса. 2) За рекой росли густые пихтовые леса.

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
  • Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.
  • Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и ).
  • Относятся к одному и тому же определяемому существительному, не зависят друг от друга.
  • Произносятся с перечислительной интонацией.
  • Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).
  • Определений три и больше.
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  • Характеризуют предмет с разных сторон.
  • Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным).
  • 3 . Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
  • Между ними нет сочинительной связи. (Нельзя поставить союз и ).
  • Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое - прилагательным.

Зарядка для глаз

Главным признаком однородных определений является их равноправие в предложении

  • Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам.
  • (Предмет характеризуется с одной стороны – по цвету. Обобщенно его определения могут быть выражены словом - разноцветные)
Другим признаком однородных определений является их одинаковая характеризующая роль, т.е. такая совокупность определений, которая характеризует предмет, лицо или явление с одной стороны
  • Темный, дремучий, мрачный лес встал перед нами.
  • (В этом предложении каждое определение, выражая свой смысл, служит для характеристики «страшного, жуткого леса». В таких случаях возможна замена нескольких определений одним без изменения смысла предложения = страшный)
Серое, дождливое, хмурое Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами Дом был Дом был красивый, высокий, каменный. Однородными считаются одиночное определение и следующий за ним причастный оборот
  • То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия.
  • Небольшая, местами пересыхающая речушка была живописна.
  • НО :
  • Местами пересыхающая небольшая речушка была живописна.
Нивы печальные, снегом Нивы печальные, снегом покрытые. (И. Тургенев.) Однородные определения.
  • Купил широкий, удобный стол.
  • Купил широкий и удобный стол.
  • Вывод:
  • Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией, допускают вставку союза «и».
Если в перечислении встречается эпитет, то перечисляемые определения будут однородными.
  • Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи.
  • Эпитет – художественное определение, не только указывающее на какое-то качество, но и вызывающее зримый образ предмета, человека, явления и формирующее у читателя определенное эмоциональное отношение. Выступая в роли эпитета, прилагательное часто употребляется в переносном смысле.
Если определения стоят после определяемого слова, то их тоже следует разделять запятыми
  • По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.
  • Он, преданный, покинутый, почти безоружный, был все еще страшен.
Неоднородные определения.
  • Купил удобный письменный стол.
  • Упорный осенний дождь.
  • Тихое летнее утро.
  • Вывод:
  • определения произносятся без перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз «и»
Сравните примеры: На прилавке лежали шерстяные, шелковые, ситцевые платки. Белая шерстяная кофта висела на спинке стула. Неоднородные определения не имеют признаков однородных членов предложения. Они:
  • Характеризуют предмет с разных сторон, например по цвету и размеру (большой красный бант). Между ними нельзя поставить союз И; выбрасывание любого из них ведет к сужению информации предложения.
  • Поясняют друг друга, т.е одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое существительное и другое определение (красный бант какой? большой).
  • Лишены перечислительной интонации (Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями Схемы соединения и разделения однородных членов предложения
  • О и О.
  • О а О. (могут употребляться союзы но, да)
  • 4. и О и О и О и О. 5. О и О О и О.
Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

Разделительные

и, да, ни - ни,

не только - но и

так - как и

тоже, также

а, но, да(но), зато,

хотя, однако

или, либо,

то - то

не то - не то

или - или

то ли - то ли

Союзы при однородных членах

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

Где же ставить запятые?

Вот вам правила простые.

Коль союзы повторяем,

Иль союзов вовсе нет,

То поставьте запятые!

Это правильный совет!

Союз зато, а, но, да

В тексте сыщешь без труда,

Можешь ставить запятую

Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:

В значенье «да» ты убедись!

Двойной союз заметил ты

И оробел впервой?

Не бойся, запятую ставь

Пред частью ты второй.

1.Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: и, или.

2.Перед союзом, которой объединяет однородные члены в пары:

[ O и O, O и O ].

3. Если два однородных члена предложения, соединенные повторяющимися союзами и или ни – ни, образуют устойчивое сочетание (и день и ночь).

1. ДАННЫЙ ПРИЗНАК

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕРНЫМ

ДЛЯ ОДНОРОДНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ:

1. Характеризуют предмет с одной стороны.

2.Произносятся с перечислительной интонацией.

3.Можно поставить союз И, если определения соединены

бессоюзной связью.

4. Характеризуют предмет с разных сторон.

3. УКАЖИТЕ

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Царственный дубовый лес

2. Красивые стройные деревья

3. Широкая липовая аллея

4. Узкая багровая полоса

4. УКАЖИТЕ

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Мрачная угрюмая зима

2. Глиняная деревянная посуда

3. Старый господский дом

4. Красные жёлтые флажки

Вывод: В нашей речи встречаются предложения с несколькими членами, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся, как правило, к одной и той же части речи. В предложении они играют одну и ту же роль. Такие члены предложения называются однородными.

Главным признаком однородных определений является их равноправие в предложении Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам. (Предмет характеризуется с одной стороны – по цвету. Обобщенно его определения могут быть выражены словом - разноцветные)


Другим признаком однородных определений является их одинаковая характеризующая роль, т.е. такая совокупность определений, которая характеризует предмет, лицо или явление с одной стороны Темный, дремучий, мрачный лес встал перед нами. (В этом предложении каждое определение, выражая свой смысл, служит для характеристики «страшного, жуткого леса». В таких случаях возможна замена нескольких определений одним без изменения смысла предложения, = страшный)


Иногда предмет характеризуется с разных сторон, но определения объединяются каким-либо общим признаком (внешним видом, сходством производимого ими впечатления, отнесением к отдаленному общему понятию, причинно- следственной связью). Это тоже однородные определения Крупные, дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой, худой шеи…


Однородными считаются одиночное определение и следующий за ним причастный оборот То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия. Небольшая, местами пересыхающая речушка была живописна. НО: Местами пересыхающая небольшая речушка была живописна.


Если в перечислении встречается эпитет, то перечисляемые определения будут однородными. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи. Эпитет – художественное определение, не только указывающее на какое-то качество, но и вызывающее зримый образ предмета, человека, явления и формирующее у читателя определенное эмоциональное отношение. Выступая в роли эпитета, прилагательное часто употребляется в переносном смысле.


Неоднородные определения не имеют признаков однородных членов предложения. Они: Характеризуют предмет с разных сторон, например по цвету и размеру (большой красный бант). Между ними нельзя поставить союз И; выбрасывание любого из них ведет к сужению информации предложения. Поясняют друг друга, т.е одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое существительное и другое определение (красный бант какой? большой). Лишены перечислительной интонации (Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце).

Тема. «Однородные и неоднородные определения».

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Повторение

Дома вы должны были повторить правописание букв О-Ё после шипящих. От чего же зависит выбор буквы после шипящей? (От части слова, в которой находится орфограмма, а также от части речи). Расскажите о правописании букв О-Ё после шипящих. (В корне пишется Ё, если можно подобрать слово с буквой Е, например, жёлтый – желтеть. В суффиксе и окончании написание зависит от ударения: под ударением пишется О.). (В суффиксах причастий пишется Ё, в окончаниях глаголов тоже).

Карточки с дифференцированным заданием.

  1. Упражнение 280.
  1. Синтаксическая пятиминутка.

Запишите в тетрадях число, классная работа и предложение для синтаксического разбора.

Тревожным, свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

(Индивид. задание – морфологический разбор слова «мягким»)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Однородные и неоднородные определения». Цели урока: познакомиться с однородными и неоднородными определениями, научиться различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.

  1. Повторение изученного материала.
  1. Беседа.

Что называется определением? (Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?)

Какой частью речи чаще всего выражается определение? (Прилагательным).

Прежде чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним разряды прилагательных по значению? (Качественные, относительные, притяжательные.)

Назовите их отличия.

А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете различать прилагательные разных разрядов.

2. Проведём цифровой диктант.

1 – относительное, 2- притяжательное, 3 – качественное.

Матушкина шаль, удобное кресло, кухонное полотенце, ребячья рубашка, песчаный берег, молодой агроном, зелёная листва, отцовское ружьё, сладкий чай, морковное пюре.

Ключ: 2, 3, 1, 2, 1, 3, 3, 2, 3, 1.

Проверьте.

  1. Знакомство с новым материалом.

1.Работа с предложением, записанным на доске.

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.

Назовите определения в этом предложении, чем они выражены.

Обратите внимание, что оба определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.

  1. Запись на доске.

Посмотрите на эту таблицу. Прилагательные в каждой колонке характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса и др. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Если взять прилагательные разных колонок, то это будут неоднородные определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и чаще всего выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного.

Сравните предложения: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой красный сладкий арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.

Итак, неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Однако такие определения могут быть однородными, если они объединены общим понятием, то есть создают общее, целостное, единое впечатление о предмете. Например: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием – небо осеннее, невзрачное).

  1. Работа с учебником Т (п.189).

Откройте параграф 189 и выпишите по пунктам, какие ещё определения считаются однородными. Запись оформите в виде таблицы.

Однородные

Неоднородные

1. Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме и т. д.

1. Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественного и относительного прилагательного).

2. Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах)

2. Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.

4. Второе определение поясняет первое.

Проверьте, как вы заполнили таблицу.

Сформулируйте правило постановки запятой при определениях. (Запятая ставится между однородными определениями.)

  1. Закрепление нового материала.
  1. Работа с учебником.

А) Упражнение 286 (устно).

Тема текста – спасение птенцов, основная идея – животных нужно беречь и помогать им.

Сделайте вывод, какие определения называют однородными?

Б) Упражнение 287.

Основная мысль – удивительное находится рядом с нами.

Из упражнения 287 выпишите неоднородные определения с определяемыми словами.

(Обрывистый песчаный откос, небольшая голубовато-лазурная птица, высокий песчаный откос, маленькая серебряная рыбка, песчаный береговой откос).

Какие определения называют неоднородными?

  1. Работа с сигнальными карточками.

Красный цвет – неоднородные определения, жёлтый цвет – однородные.

  1. Глубокая, дремучая старина окружала моё детство на слободке.
  2. Прошёл серый пассажирский теплоход.
  3. Шёл надоедливый октябрьский дождь.
  4. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
  5. Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен.
  6. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду.
  7. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.
  1. Объяснительный диктант.
  1. День был осенний, серый, но тихий, тёплый. 2) Из-за крыш ближней деревни медленно показывалась огромная красная луна. 3) Со стороны деревни послышался торопливый топот бойких овечьих ног. 4) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его.

Взаимопроверка.

  1. Самостоятельная работа.

Ваша задача найти допущенные в тексте орфографические и пунктуационные ошибки.

На всё лето мы уехали в деревню. Наш старый, деревяный дом стоял на обрывистом берегу небольшёй неглубокой и неширокой речки Серебрянки. Она тихо и спокойно текла то среди пёстрых лушков то через густые сосновые и еловые леса пока не впадала в лестное озеро, поросшее прелесными кувшинками. Летом взрослый человек мог легко перейти её вброт, но весной она начинала яросно вскепать буйно и дерско разливалась, и затопляла окресные луга. (10)

Проверьте.

  1. Задание на дом: п. 189, упр. 288, инд. Задание – 291, 294, повт. п. 42 (Ь после шипящих).
  2. Подведение итогов.

Что нового вы узнали об определениях на этом уроке? (Они бывают однородными и неоднородными).

Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные? (Для правильной постановки знаков препинания).

Как же определить, являются ли определения однородными или нет?

А теперь разгадаем кроссворд:

1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? (Определение).

2.Определения, которые характеризуют предмет с одной стороны. (Однородные).

3. Как называются определения, выраженные прилагательными, порядковыми числительными, причастиями и находящиеся чаще всего перед определяемым словом? (Согласованные).

4 и 6. Назовите сочетанием каких прилагательных обычно выражаются неоднородные определения. (Качественное и относительное).

5. Какой знак ставится между однородными определениями? (Запятая).

Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Польза). Ребята, я думаю, что сегодняшний урок был полезен для вас, вы хорошо и плодотворно поработали. Оценки сегодня получают …