Почему герасим самое замечательное лицо. «Сочинение по рассазу И

В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» дворник Герасим самое замечательной лицо из всей челяди. Это мужчина высокого роста, могучего телосложения и глухонемой от рождения. В руках у него спорится любая работа, потому что природа наделила его необычайной силой.

Барыня привезла Герасима из деревни к себе в город на службу. Ему купили одежду, сапоги и определили его дворником. Свою работу дворник Герасим исполнял очень усердно и аккуратно, любил во всём порядок. За эти качества его уважали и побаивались.

Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа. Она держала многочисленную прислугу. Из всей прислуги прачка Татьяна полюбилась главному герою своим кротким и робким нравом. Встретив её, он радовался и старался угодить ей. Герасим охранял и оберегал Татьяну от насмешек и колких словечек.

По распоряжению барыни башмачника Капитона женили на прачке Татьяне. Конечно, это очень не понравилось Герасиму, он переживая, долго просидел в своей коморке. А потом подарил Татьяне красный, бумажный платок. И когда башмачника с прачкой отправили в деревню, Герасим пошел провожать их. В этом проявился его кроткий и добрый нрав.

На обратном пути Герасим нашел голодного и замерзшего щенка, которого по доброте своей забрал с собой. Он ухаживал за своей питомицей, как мать ухаживает за своим ребенком. Герасим назвал собаку Муму. Он очень сильно полюбил ее, а она ласкалась ко всем, но любила одного дворника.

Конечно, барыня даже не подозревала о существовании Муму. После одного неприятного случая она распорядилась, чтобы собачка больше не показывалась на дворе, слуга исполнил ее приказ и отнес ее на базар. В то время, когда Герасим не обнаружил в коморке и на дворе собаку, он очень сильно расстроился. Потом Муму вернулась к дворнику. Герасим стал очень осторожен, выгуливал собаку только по ночам и всячески старался скрыть ее от людских глаз. В конце концов про собаку все-таки узнали. От барыни последовал приказ убить щенка. Герасиму это было трудно сделать, но он решился.

На следующий день дворник пошел в харчевню, поел сам и накормил Муму. Он решил пойти к реке и утопить собаку. Конечно, Герасиму было очень жалко Муму, но он не мог не выполнить приказания барыни. После всего этого дворник Герасим возвратился в свою деревню и стал жить, как и прежде.

Мне очень нравится дворник Герасим, потому что он сильный, мужественный, старательный, трудолюбивый. Он любую работу стремится выполнить хорошо. Герасим добрый, старается защитить тех, кто слабее его. Он очень любит животных и с нежностью заботится о них. Вот за эти качества мне нравится Герасим из рассказа И. С. Тургенева «Муму».

Ответ оставил Гость

Глухонемой дворник Герасим - это главный герой рассказа "Муму" Тургенева. В этой статье представлен цитатная характеристика Герасима в рассказе "Муму" Тургенева, описание внешности и одежды Герасима, его характера и личности. Смотрите: Все материалы по рассказу "Муму" Кто такой Герасим? Глухонемой Герасим - крепостной крестьянин. Он служит дворником у старой капризной барыни в Москве. Однажды Герасим спасает маленькую собачку, которую кто-то бросил в реку. Герасим берет собачку к себе, ухаживает за ней и дает ей кличку "Муму". Вскоре собачка Муму становится лучшим другом Герасима. Благодаря Муму жизнь Герасима наполняется радостью и смыслом. Однажды старая барыня приказывает слугам избавиться от Муму. Герасим решает лично утопить собачку. Он не хочет, чтобы это сделал кто-то другой. После смерти Муму Герасим покидает дом барыни. Он возвращается в деревню, где прожил всю жизнь. Характеристика Герасима в рассказе "Муму" Тургенева Герасим - крепостной крестьянин: "...считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком..." (раньше Герасим жил крестьянином в деревне) Должность Герасима - дворник: "...дворник Герасим..." "...Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником..." (Герасима привезли из деревни город работать дворником у барыни) В обязанности Герасима входят следующие работы: "...Дела у него было немного: вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить..." Герасим - инвалид, глухонемой с рождения: "...глухонемой от рождения..." "...о проделках немого дворника..." "...Герасим ничего не слыхал <...> для него самый шумный день был безмолвен и беззвучен, как ни одна самая тихая ночь не беззвучна для нас..." Герасим мычит, когда хочет что-то сказать: "...с ласковым мычанием закивал головой...." "...стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка..." Герасим - мужчина средних лет, "мужик": "...солнце озарило <...> только что расходившегося молодца..." "...славный мужик..." "...дворник Герасим, мужчина..." О внешности Герасима известно следующее: "...Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых..." "...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем..." (рост около 2 метров) "...ветер с родины, – ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде..." "...при виде его громадной фигуры..." "...продолговатые и твердые мышцы его плечей..." "...налегая огромными ладонями на соху..." "...протянул свою огромную ручищу..." "...он принагнул тебя своей тяжелой ручкой..." "...ведь у него просто Минина и Пожарского рука..." (памятник Минину и Пожарскому в Москве, отлитый из бронзы) "...под его железными кулаками..." "...скрестив могучие руки у ней на спине..." "...проносили сильные его ноги..." "...пошел, тяжело ступая, в свою каморку..." Рост Герасима - почти 2 метра: "...двенадцати вершков роста..." (рост в два аршина и двенадцать вершков - это 195 см, то есть почти 2 метра)

Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.

ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ.

Предмет: литература

Класс: 5

Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым, для передачи психологического состояния героя.

2. Развить умения работать с информацией:собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.

3. Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Основное содержание:

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Термины и понятия:

Психологизм

Портрет

Пейзаж

Интерьер

Образная система

Планируемые результаты

Личностные:

Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним.

Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека.

Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.

Метапредметные

Познавательные:

Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять.

Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные:

умение планировать свою работу;

умение делать выводы;

овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе;

находить общее решение и разрешать конфликты;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение доказывать свою точку зрения.

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

умение анализировать художественное произведение;

умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа.

В ценностно-ориентационной сфере:

умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;

понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;

умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.

В эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы;

понимание русского слова в его эстетической функции.

Организация образовательного пространства

Оборудование: компьютерный класс, мультимедиасистема

Межпредметные связи: литература - психология - информатика

Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).

Ход урока

«Из...всей...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим.»»Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»

I .Орг.момент(2 мин.)

II . Словарная работа(2 мин.)

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.

Стадия вызова.

Вступительное слово учителя (3 мин.)

Что ты хочешь? Ответь,-

жизнь спросила меня.

Или что-то иметь, или что-то понять.

Нет, я злато менять,

Не желаю на медь

Мне важнее понять, а не что-то

Иметь

Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли

Щедрый дар любоваться

Всем богатством земли.

Научи беспристрастью,

От бесстрастья уволь

И людское участье ощутить мне позволь

Мне понять бы, постичь бы

И в грозу и в тиши

Красоту и величье человечьей души

Не пройти бы мне мимо

Окон, ждущих меня,

Не принять струйки дыма за сиянье огня.

Мне б у самых счастливых мудрость их перенять

Вот судьба что пошли мне -уменье понять.

Лишь такому богатству нет на свете цены.

Дай мне дар докопаться до любой глубины.

Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. Термины и понятия:

Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.

Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.

Пейзаж- описание природы в литературном произведении.

Интерьер- (от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения.

Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие,взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла.Ведь каждый герой,он же образ, в произведении стоит не обособленно,а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.

Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами .

Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.

Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.

Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.

Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа

Ш. Осмысление

Проверка домашнего задания(10 мин.)

1 группа

Прием «Толстые и тонкие» вопросы.

Кто? Учащиеся составляют вопросы, по

Как? прочитанному тексту. Затем отвечают

Когда? на них.

С чего?

Почему?

Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?

Как вы думаете, кто убил «Муму»?

2 группа

Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)

«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.

«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»

«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»

3 группа

Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве)

4 группа

Прием - кластер

Каким вы себе представляете главного героя?

Нарисуйте словесный портрет Герасима.

IV .Физкультминутка для глаз(2мин.)

V .Чтение эпиграфа. (10 мин.)

Беседа по вопросам:

Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?

(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса

И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)

Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)

Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)

Тяжело было Герасиму в городе?

Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...

За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)

Как это стало известно барыне?

Как отреагировала барыня?

Что решила причудливая старуха?

Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)

ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.

Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.

Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру...»(2 мин.)

Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...

КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?

Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» (2мин)

Барыня велела прогнать собаку со двора

Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»

Какое решение принимает Герасим?

Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла

VI . Беседа по иллюстрации

Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?

Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.

Чтение заключительного эпизода

Учитель: Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?

VII . Рефлексия(5 мин.)

Мне больше всего удалось….

Я могу себя похвалить за….

- Я могу похвалить одноклассников за...

VIII . Домашнее задание(2 мин.)

1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся эпизодов рассказа.