Конспект занятия на тему «Звук и буква «Ж». Буква ж.звук ж

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

Научить правильно произносить звук [Ж].

Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Развивать слухо-речевую память ребенка.

Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи;

У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

Задание 2 . Знакомство со звуком [Ж].

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «работает».

Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ...


Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...

Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?

Эта..., гара..., чи..., черте..., мор-

Задание 7 . Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).

Флаг - флажок, берег - .., друг - .., рог - .., пирог - .., круг - .., утюг - ..

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук).

Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот)

Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.

Лук - жук, баба - .., мир - ., мало- ., пакет - ., билет - ., пучок - ., Веня - ..

Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:

жук [ж у к], жаба [жаб а].

Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.

Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:

ЖА: -ра, -кет...;

ЖУ: -равль, -ки...;

ЖИ: -раф, -вот...

Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:

ЖИ: но-..., лы-...;

ЖА: лы-..., ко...

Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.

Задание 15 . Выучить чистоговорки:

Жа-жа-жа - мы видели ежа.

Жи-жи-жи - бегут ежи.

Жу-жу-жу - помоги ежу.

Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».

Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):

Женя жует.

Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует жвачку.

Девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.

Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.

В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?

Задание 17 . Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.

Задание 18 . Знакомство с буквой Ж.

Ж похожа на жука,

Только не жужжит пока.

О. Гофман

На что еще похожа буква Ж?

Сравнивание букв К и Ж:

Это - Ж, А это - К,

Целый жук и полжука.

А. Шибаев

Игры с буквами .

Задание 19 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:

жук, жуки, кожа, жаба, жабы.

Чтение, списывание предложений:

Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.

Конспект фронтального занятия по развитию речи.

Тема: звук [Ж].

Цель : познакомить детей со звуком [Ж].

Задачи:

1. Образовательная:

· уточнитьартикуляции звука [Ж]

· дать характеристику звуку

· знакомство с буквой Ж (печатный вариант)

· развивать грамматические навыки: учить согласовывать прилагательное с существительным, составление слов со звуком [Ж]

· составление предложений по опорному слову

· отработка навыка звукобуквенного анализа (нахождение звука [Ж] в слове).

· активизировать и расширить словарь детей.

2. Коррекционно-развивающая :

· развитие фонематического слуха

· развитие слухового и зрительного внимания

· развитие кратковременной и зрительной памяти

· развитие и коррекция зрительного и слухового восприятия.

· коррекция речи.

3. Воспитательная:

· воспитание культуры поведения на занятии

· воспитание чувства взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий.

Оборудование:

· картинки (ежик, снежинка, жираф, жук, ежевика, крыжовник, медвежонок, художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка)

· наборное полотно

· карточки с заданием

· картонный цветок с разноцветными лепестками

· маски пчел

· карточка с буквой Ж.

Ход занятия

Этап занятия

Хронометраж

Организационный

Дети стоят в кругу.

Игра «Подбери слово правильно» (с мячом). Бросаю мяч ребенку,

называя прилагательное, ребенок должен подобрать

существительное, бросает мяч обратно.

Инструкция: к моему слову вы должны подобрать подходящее по смыслу.

Например: синий... (дом).

Слова: желтый, желтая, желтое, кожаный, рыжая, красный.

Игра «Вспомни и назови». Дети передают друг другу мяч, называя

заданный звук (гласный или согласный).

Игра «Ромашка».

На полу лежит цветок с разноцветными лепестками, на обратной

стороне лепестков картинки: ежевика, крыжовник, медвежонок,

художник, желуди, ножницы, ножи, божья коровка. Дети по

очереди берут по одному лепестку, называют его цвет, и что

изображено. Садятся на свои места.

Инструкция: запомните, что изображено на вашей картинке и цвет лепестка.

Введение в тему занятия.

Ребята, назовите каждый свою картинку. Как вы думаете, что

общего в названии этих картинок? (в названии картинок есть звук

[ж]). Тема нашего занятия «Звук [Ж]».

Изучение нового материала.

Ребята, когда я шла в детский сад, почтальон

вручил мне письмо, но это письмо необычное, в нем пропущена буква и я не смогла его прочитать. Давайте сделаем это вместе. (по ходу чтения вставляем пропущенную букву).

«Здравствуйте, дети! Меня зовут...ук...ора. Я...иву в лесу. У

меня много друзей. Я Дру..у с ё..иком, ...ирафом, с маленьким

медве..онком. зимой мы любим кататься на лы... ах».

Ребята, кокой звук пропущен? ([Ж]).послушайте я еще раз

прочитаю это письмо. Назовите слова, в которых пропущен звук [Ж]. Давайте по цепочке произнесем этот звук.

А кто мне скажет, кокой это звук гласный или согласный?

(согласный).. Почему? (его нельзя петь, воздушная струя встречает

преграду). Молодцы!!! А еще какой он - звонкий или глухой?

(звонкий). Поднесите руку к горлышку и произнесите звук [Ж].

Чувствуете вибрацию. А теперь закройте ушки ладошками, слышите этот звук? Значит он кокой... (звонкий). Ребята, а как вы думаете, этот звук твердый или мягкий?(произношу утрировано звук [Ж]).Запомните, звук [Ж] всегда твердый.

А где находится наш язычок, когда мы произносим этот звук? (наверху). А губы слегка выдвинуты вперед и округлены. [Ж] [Ж] [Ж].

Ребята, в гости к звуку [Ж] пришел звук [О] и получился слог ЖО. [Ж] - [А]; [Ж] - ; [Ж] - [У]. (спрашиваю каждого ребенка) Посмотрите, кто это? (пчела) А когда пчела летит, какой звук она издает? (Ж-Ж-Ж).Значит, что она делает? (жужжит).

Физкульминутка.

Игра «Пчелы в паутине».

Часть детей изображают пчел (на головах у них маски пчел), другая часть - паутина. Дети, которые изображают паутину, становятся в круг и берутся за руки. Пчелы летают в паутине и жужжат. По сигналу воспитателя. Дети опускают руки, а пчелы, которые остались в кругу, садятся на свои места.

Игра повторяется 3 -4 раза.

Закрепление материала.

Ребята, жук Жора прислал нам еще загадки. Давайте их отгадаем. Но загадки эти не простые, если в отгадке есть звук [Ж], то отгадку мы произносим громко, если звука [Ж] нет, отгадку произносим тихо. Итак, слушайте внимательно загадки. ..

Ползун ползет, иголки везет.

На землю упало пуховое одеяло

Лето пришло - одеяло все сошло.

С неба звезды падают, лягут на поля, Пусть под ними скроется черная земля, Много - много звездочек, тонких как стекло, Звездочки холодные, а земле тепло.

(снежинки)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей, А питается он листьями- ­листьями деревьев.

(картинки с отгадкой, в которой есть звук [Ж], выставляю на наборное полотно).

Молодцы, ребята!!!

Давайте еще раз назовем отгадки, в которых есть звук [Ж].

А кто мне скажет, какой звук [Ж]? (согласный, твердый, звонкий)

Знакомство с буквой Ж

Посмотрите, это буква Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом словно жук

Издает жужжащий звук:

Какой звук издает буква Ж?

На столах у детей карточки с различными буквами.

Задание: обведи все буквы Ж.

Итог занятия.

Ребята, вспомните цвет своего лепестка и картинку на нем. Найдите свой лепесток, назовите картинку и придумайте предложение с этим словом.

Молодцы, ребята!!!

Итак, какой звук сегодня приходил к нам в гости? (Ж).

Какой он? (согласный, твердый, звонкий)

Молодцы!!!

Коробцова Елена
«Звук и буква Ж». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Цель: автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

1. Коррекционно-образовательная:

закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.

2. Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать фонематический слух и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.

Оборудование: сказочные герои пчела Жужа, жеребенок, корзинка с заданиями,

цифры 1,2,5, панно (речевая полянка, семена, спички, кассы букв и слогов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Сядет тот, кто прочитает слово на доске:

МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА. (автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]).

2. Изучение нового материала. Свои ушки напряги, третий звук мне назови: лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок. Какой звук вы услышали? Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.

3. Знакомство с пчелой Жужей. Это пчела Жужа. Она прилетела к нам из страны Жужжандии.

Пчела жужжит: «Жу-жу-жу»

Я живу не тужу

Я на ветке сижу.

И жужжу, и жужжу, и жужжу.

Как жужжит пчела? Дети «жужжат» (ж-ж-ж-ж)

Какой это звук?

4. Характеристика звука Ж согласный, всегда твердый, звонкий. Каким цветом обозначается этот звук? Давайте поселим звук в замок.

5. Автоматизация звука [ж]. Пчела Жужа прилетела к вам в гости не просто так, она приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо». Пчела с корзинкой, в которой на отдельных листах приготовлены задания.

Задание №1: «Подарим подарки Жанне и Маше». Жук, ежик, шапка, шахматы, ножи, шина, шуба, машина, медвежонок, лыжи, уши, мышь, кошка, желуди. (Дети выбирают картинки со звуком [ж] для Жанны, а со звуком [ш] для Маши).

Задание №2: «Загадочные картинки». Логопед показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком [ж]. Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж].(Я вижу жирафа… и т. д.).

Задание №3: «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели в задании №2, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).

Задание №4: «Жеребенок». Употребление приставочных глаголов. С помощью речевой полянки, изготовленной из материала своими руками, дети перемещают игрушку – жеребенка, проговаривая при этом приставочные глаголы (жеребенок побежал, перебежал, выбежал и т. д.)

6. Физминутка. Подвижная игра «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску).

7. Знакомство с буквой Ж. Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву). Чтение стихотворения:

Эта буква широка и похожа на жука.

Да при этом точно жук издает жужжащий звук.

Выкладывание буквы из семян и спичек;

Работа в кассах (домик для буквы Ж);

Печатание слов: жаба, жуки. Звуковой анализ слова жуки.

8. Итог занятия. Сюрпризный момент.

В гости приходит жеребенок и дарит детям книгу «Жадная жаба».

Нарушения у детей с недостатками речи своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре. Вместе со зрительным дефектом они определяют неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению в школе. Раннее выявление нарушений речи и организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). На занятиях по формированию правильного звукопроизношения у детей с ФФНР (конспект прилагается) дети учатся правильно произносить звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполняют звуковой анализ и синтез слогов, слов, упражняются в употреблении лексико-грамматических категорий языка, составляют предложения. Особенностью данной работы является то, что она проводится с опорой на имеющееся зрение и с использованием всех сохранных анализаторов: слухового, речедвигательного, тактильного. В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления у дошкольников и устно-речевую базу для овладения элементами грамоты, а также частично компенсировать последствия зрительной патологии.

Цель занятия: автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи: научить детей характеризовать звук [ж] по акустическим и артикуляционным признакам, закрепить навык правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, слуховое внимание и память, зрительное восприятие, мышление, интонационную сторону речи, межполушарные связи, совершенствовать навыки проведения звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений, через опору на вспомогательные средства, упражнять в словообразовании, развивать координацию, ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитание активности, творческой инициативы, желания говорить красиво и правильно.

Оборудование: фланелеграф, картинки-символы, индивидуальные зеркала, профили артикуляции звуков, предметные и сюжетные картинки, звуко-слоговые схемы слов, наборы цветных полосок для составления схемы предложения, мяч, тетради, карандаши, ТСО (магнитофон).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: Катя подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован круг. Наташа подойдет к стульчику, на спинке которого нарисован треугольник.

Дети занимают свои места.

2. Отгадывание загадки

Логопед:

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы,
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет,
И польет нам огород!

Дети: Дождик.

Логопед: Назовите третий звук в слове. Показывает схему слова дождик.

Дети: Звук [ж].

Логопед: Кто издает такой звук?

Дети: Жук.

3. Сообщение цели занятия

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие со звуком [ж]. Будем учиться правильно его произносить.

На фланелеграфе логопед прикрепляет картинку-символ: изображение жука

4. Уточнение правильной артикуляции звука [ж] с включением всех анализаторов. Характеристика звука

Логопед: Возьмите зеркала. Прижмите правую ладошку к горлышку. Произносим вместе звук [ж]. По одному. Скажите, в каком положении губы?

Дети: Окошечком.

Логопед: В каком положении зубы?

Дети: Сближены.

Логопед: В каком положении язык? Поднимает кисть руки «чашечкой».

Дети: Чашечкой.

Логопед: Касается ли кончик языка потолочка?

Дети: Нет.

Логопед: Поднесите ладошку ко рту, произносим звук [ж]. Какой воздух выходит теплый или холодный?

Дети: Теплый.

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж].

Дети: Звук [ж] – согласный, звонкий, твердый.

Логопед: Почему звонкий?

Логопед: Выберите мне схему артикуляции звука [ж]. Объясните свой выбор.

На фланелеграфе – профили артикуляции трех разных звуков, выполненные из бархатной бумаги. Дети обводят их руками и выбирают соответствующую схему.

5. Игра «Чуткое ушко»

Логопед: Сейчас мы узнаем у кого из вас самое чуткое ушко? Я буду называть слова, вы вставайте каждый раз, когда услышите в словах звук [ж].

Слова: жалко, поземка, кружево, дедушка, заноза, мороженое, пушок, порошок, слушать, дружба, макушка, этажи.

6. Подвижное упражнение «Слоговые дорожки»

На полу – «дорожка» из трех цветных квадратов.

Логопед: Хотите побегать по слоговым дорожкам? Запоминайте слоги: жа-жо-жу.

Ребенок идет по «дорожке» и повторяет цепочку слогов.

Логопед: Поставь третий слог первым, а первый третьим. Какая получится дорожка?

Ребенок: Получится жу-жо-жа.

Логопед: Что общего в этих слогах?

Ребенок: Звук [ж].

Логопед: Чем отличаются?

Дети: Гласными звуками.

7. Произношение звука [ж] в словах

Игра: «Из нескольких слов – одно»

Логопед на фланелеграфе показывает перевернутые изображения предметов.

Логопед: Сегодня мы будем учиться составлять одно слово из нескольких слов. Назовите предметы на картинках.

Дети: Жираф, утка, кот.

Логопед:

Дети: Звуки [ж], [у], [к].

Логопед: Соедините звуки [ж], [у], [к]. Какое слово получится?.

Дети: Жук.

Логопед: Назовите следующие предметы на картинках.

Дети: Жакет – аист – радуга – арбуз.

Логопед: Произнесите первый звук в каждом слове.

Дети: Звуки [ж], [а], [р], [а].

Логопед: Соедините звуки [ж], [а], [р], [а]. Какое слово получится?

Логопед: Припомните и назовите все слова, которые вы составили.

Дети: Жук, жара, жаба, ужата.

Логопед: Назовите одинаковый звук в словах. Подберите звуко-слоговую схему к слову жаба. Почему эту схему?

Дети: В этом слове два слога, а слово состоит из четырех звуков.

Логопед : Какой по счету звук [ж] в слове?

Дети: Звук [ж] по счету первый.

8. Зрительная гимнастика

Логопед: Теперь пусть ваши глазки отдохнут. Проведем зрительную гимнастику. Вам надо внимательно следить глазами за полетом жука.

Логопед перемещает картинку-символ по фланелеграфу: вверх, вниз, по центру, налево, направо.

9. Произношение звука [ж] в словосочетаниях

Игра: «Составь слово»

Логопед: Вы, наверное, обратили внимание, сколько новых домов построено в нашем городе. Дом, в котором один этаж – какой?

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором два этажа – какой?

Дети: Двухэтажный дом.

Логопед: Дом, в котором много этажей – какой?

Дети: Многоэтажный дом.

Игра с мячом: «Посчитай правильно»

Дети: Одноэтажный дом.

Логопед: Два…

Дети: Одноэтажных дома.

Логопед: Пять…

Дети: Одноэтажных домов.

10. Произношение звука [ж] в предложениях.

Логопед: Давайте и мы представим себя строителями. Только строить мы будем не дома, а мостик из предложений. У каждого на столе картинка. Составьте по ней предложение. Повторите предложение с вопросительной интонацией, восклицательной интонацией. Дети составляют предложения по картинкам.

Логопед: Назовите сколько слов в предложении. В каком слове слышится звук [ж]. Составьте схему предложения. Разделите слова на слоги. Звук [ж] поставьте в слог на свое место.

Дети составляют схему предложения и проводят его анализ.

11. Игра «Медвежата» (на релаксацию)

Логопед: Я предлагаю вам превратиться в маленьких медвежат, которые готовятся к зимней спячке. Сейчас вы услышите прекрасную музыку (П. Чайковский «Сладкие грезы») под которую медвежата засыпают. Но как только запоет жаворонок («Песня жаворонка») вы проснетесь. После отдыха логопед предлагает медвежатам снова превратиться в детей.

12. Работа в тетрадях

Логопед: Вы знаете, как зовут детенышей у медведицы. А как зовут детенышей у ежихи?

Дети: Ежата.

Логопед:

Сейчас мы с вами выучим чистоговорку.

Не знали медвежата,
Что колются ежата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвежатами.

Дети проговаривают чистоговорку в умеренном темпе и одновременно двумя руками обводят контурное изображение ежа в тетради.

13. Итоги

Логопед: Наше путешествие со звуком [ж] закончилось. Чему мы научились?

Дети: Мы научились правильно произносить звук [ж]

Логопед: Дайте характеристику звуку [ж]

Дети: Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед оценивает работу каждого ребенка на занятии.

Литература :

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера» 2007.
2. Плаксина Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) – М.: Изд- во «Экзамен», 2003г.
3. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.: Просвещение, 1990.
4. Шаховская С.Н. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушением речи. – Москва, 1992.

Конспект логопедического занятия звук и буква «Звук и буква Ж»

Цель занятия:

1. знакомство с артикуляцией звука ж

2. учить определять наличие звука в слоге, слове.

3. Развитие речеслухового внимания, памяти, мелкой и общей моторики.

4. Воспитание интереса к учебным занятиям, учить говорить красиво, правильно.

Оборудование:

наборное полотно, карточка с буквой Ж, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж.

1. Организационный момент .

Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними

2.Объявление темы и целей занятия

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ужата. Ежихи ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ужи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся

-(Ж)

Правильно, Ж

И вы наверное догадались что сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой Ж,и мы отправляемся оправляемся в путешествие по сказочной стране, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

Лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звука Ж

Давайте вместе с вам произнесём звук Ж

Какими должны быть губы, зубы, язычок- когда мы произнесем звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок чашечкой за верхними зубами

Ребята звук Ж гласный или согласный?(согласный)

Какой он твердый или мягкий?(твердый)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. Приложим ладошку у горлышку и произнесем звук ж, и определим будет ли у нас звенеть колокольчик(звонкий)

Послушайте стихотворение о букве Ж, и определите на кого она похожа

Эта буква широка

И похожа на жука

Да при этом словно жук

Издает жужжащий звук

(выставляется на доску изображение буквы ж, похожей на жука)

5.Развитие кинестетических представлений и ощущений

Ребята а какой буквой мы обозначаем звук ж на письме?

Давайте вместе с вами станем волшебниками и превратим звук Ж в букву ж

Обведите по точкам букву Ж

А теперь сложите букву Ж

6.Работа над темой занятия

Пока вы играли в волшебников, маленький жучок отправился в путешествие, посмотрите кого он может встретить в пути, наш жучок начнет свой путь от желтой лужайки, продет мимо ежика, встретит журавля, а затем поговорит с жирафом.

7.Упражнение на развитие фонематического слуха

Вот бежит жучок,а навстречу ему ежик, ежик зовет поиграть жучка в игру поймай звук

Послушайте звуки, слоги и слова и если услышите звук ж, вы должны хлопнуть в ладошии поймать звук.

Звуки ж, ш, л, т, з, с, ш, ж, в

Слоги жи, то, не, жу, жа, ша, зы

Слова школа, пирожок, усы, жаба, шуба, джинсы

Посмотрите на таблицу с какими гласными дружит звук Ж, запишите эти слоги

8Физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с ежиком выполним упражнения

Еж готовится к рекордам (руки на поясе)

Будем заниматься спортом (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает

Штангу кверху поднимает (поднять руки вверх с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5

Можно штангу опускать (опускаем руки)

Ежик низко приседает (приседаем)

И по камушкам шагает(шагаем на месте)

Возвращаемся обратно

Расслабление приятно (выдох, взмахи руками)

9.Развитие звукового анализа на уровне слова

Посмотрите пожалуйста, на доску. На ней три домика: в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике – с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.

У вас на столе карточки, давайте распределим их по домикам. жаба, снежинка, варежка, лыжи, еж, нож

10.Упражнения на словоизменение .

Я буду называть вам слова, а вы назовете мне маленькое слова

Флаг - флажок, друг - .., .., пирог - .., круг - .., утюг - .., сапог-, снег,

11.Работа над связной речью

Слова

не, жалея,ножек, бежит,

у, Жанны, желтая, пижама

Женя, у, дуба, желуди, нашла

12обогащение словарного запаса по теме «профессии»

13.Подведение итогов занятия

Мы сегодня хорошо потрудились, выполняли все задания лесных жителей.

Какой звук мы сегодня произносили чаще всего?

Давайте вспомним какой он?