Тютчев коршун в небо поднялся. Обработка кузова жидким стеклом что это

„С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ...”
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

НАГОРЕ ЯСТРЕБ ПОЛЕТЯ

Нагоре ястреб полетя,
в небето, ето, изсвистя,
все по-високо в студ и зной
зад хоризонта мина той!

Природна волна бе стрела
с две мощни, живи две крила,
а аз – цар земен – в пот и прах
съм сраснат със земята, ах!

Ударения
НАГОРЕ ЯСТРЕБ ПОЛЕТЯ

Наго́ре я́стреб полетя́,
в небе́то, е́то, изсвистя́,
все по-висо́ко в сту́д и зно́й
зад хоризо́нта ми́на то́й!

Приро́дна во́лна бе стрела́
с две мо́штни, жи́ви две́ крила́,
а а́з – цар зе́мен – в по́т и пра́х
съм сра́снат със земя́та, а́х!

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Фёдор Тютчев
С ПОЛЯНЫ КОРШУН ПОДНЯЛСЯ...

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он –
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла –
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

---------------
Руският поет, публицист и преводач Фьодор Тютчев (Фёдор Иванович Тютчев) е роден на 23 ноември/5 декември 1803 г. в с. Овстуг, Орловска губерния, близо до Брянск. Първите му публикации са от 1818 г. Член е на Обществото на любителите на руската словесност (1819 г.). Публикува стихове в издания като „Современник”, „Русское слово”, „Русский архив” и др. Завършва филология в Московския университет (1821 г.). През 1822 г. получава назначение в руското посолство в Мюнхен и до 1844 г. е на работа в дипломатическите мисии на Русия в Германия и Италия. Превежда творби на Хораций, Хайне и др. Действителен статски съветник (1857 г.), член-кореспондент на Петербургската академия на науките (1857 г.), таен съветник (1865 г.). От 1858 до 1873 г. е председател на Комитета за чуждестранна цензура. Има философска, символична и лирическа поезия, голяма популярност добиват стиховете му от „Денисьевский цикл”. В статиите си застъпва широко теми, свързани с панславизма. Автор е на стихосбирките „Стихотворения” (1854 г.) и „Стихотворения” (1868 г.), след смъртта му излизат десетки издания с негови стихове и политически статии, сред които „Стихотворения и политические статьи” (1886 г.), „Полное собрание сочинений” (1913 г.), „Тютчевиана. Эпиграммы, афоризмы и остроты Ф. И. Тютчева” (1922 г.) и др. Умира на 15/27 юли 1873 г. в Царско село, Санктпетербургска губерния.

Рецензии

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

С поляны коршун поднялся…»

Тютчев Ф.И.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он -

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла -

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

1835

1.Тема стихотворения - коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.

2.Стихотворение делится на две части, два четверостишия

3.Первая часть - характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.

В 1-м стихе слово коршун - предмет описания, во 2-м стихе - словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

В 3–4-м стихах пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.

В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.

4. Грамматические основы ясно выделяются в 1-3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю - он видит маленькую точку, которая есть « царь природы», Коршун «убежден», что царь природы - он, коршун, парящий в небе.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.

5-6 . Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:

к земли” - делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.

Природа- мать - приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».

7. Художественная картина стихотворения - человек, наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он, «царь земли» не может подняться в небо.

8 . Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека (вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук (- крыльев?) говорит: « Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н.А.Островского говорит: « Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность « летать», причем не в прямом смысле слова.

9-10-11 . Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- « царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо!.. Об этом - последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает?- а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!

Текст стихотворения может быть использован при изучении темы «Бессоюзное сложное предложение» (9 кл), приложение, однородные члены предложения (8 кл), архаизмы (6 кл)

В 1835 и представляет собой небольшую зарисовку из обыденной жизни - наблюдение за полётом птицы. Время написания стихотворения совпадает с периодом, когда поэт жил заграницей. Поэтому в произведении можно отметить наличие нескольких границ - условных и реальных. Поэт ощущает себя в определенных рамках, что и нашло отражение в его стихотворении.

Своеобразный, характерный Тютчеву художественный прием - проведение параллели между явлением природы и состоянием души - основа композиции стихотворения. Практически любая мысль человека может найти отражение в окружающей его природе. Размышления поэта о способности птиц свободно парить в воздухе противопоставляются статичному состоянию человека: Мысль человека не обладает такой же свободой, как птица, для которой не существует границ. Коршун вскоре скрывается из виду, и вместе с ним заканчивается возможность лирического героя узнать, что там дальше, вне поля его зрения, так как полет человеческой мысли ограничен знаниями самого человека - существуют некие границы разума.

В строке «Я, царь земли, прирос к земли!..» прочитывается ироничное отношение автора к положению человека на земле - хоть и находится на высшей ступени развития, человек не всесилен. Природа наделила человека разумом, но дала коршуну два «живых» крыла, которые подарили птице свободу, в то время как человек словно «прирос» к земле.

Употребление глаголов в форме настоящего времени подчеркивает, что действие происходит в этот самый момент - коршун «поднялся», «взвился», «ушел». И путем противопоставления поляны и неба, которые описаны в стихотворении, поэт разделяет понятия земного мира и мира свободы и простора. Так же в стихотворении противопоставляются реальная картина действительности и размышления лирического героя. В первой строфе перед читателем появляется коршун, который поднимаясь с земли, устремляется в небо. Во второй строфе перед читателем раскрывается внутренний мир человека, который размышляет о том, как мать-природа наградила свободой передвижения птицу, а его оставляет на месте:

«А я здесь в поте и пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..»

Необычайно тонкое чувство природы, которое выражается в конкретных понятных всем словах и образах, является отличительной чертой поэзии Тютчева. Природа для поэта становится источником вдохновения, раскрывая мысли и чувства самого Тютчева через природные явления, поэтому практически все стихотворения композиционно напоминают быстрое движение мысли на фоне пейзажных зарисовок.

Написал стихотворение «С поляны коршун поднялся» в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене. Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.

Главная тема стихотворения - отношение человека к природе, к свободе, воле, к себе, к своему предназначению на земле. Мы наблюдаем острую, болезненную зависть человека к птице как к живому произведению природы. Зависть эта не чёрная, она благородная и искренняя. В ней слышится восхищение свободным полётом коршуна, его независимостью и безразличием к земным заботам. Коршун поднимается с поляны гордо и равнодушно, небо влечёт его инстинктивно. Тютчев стихотворением хотел донести до читателя никчёмность чрезмерной человеческой суетливости. Оказывается, сила живущего - в смелом прыжке, во взмывании вверх, в преодолении условностей и помех. У поэта коршун не просто птица, а птица - высокого полёта. Тютчев между строчками призывает людей жить свободно, широко, в гармонии с собой, с совестью и миром, который даёт человеку многолетний приют.

Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки:

  1. Поляна. На ней сидит коршун.
  2. Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны.
  3. Птица мгновенно набирает обороты. Взвивается в небо, как стрела.
  4. Коршун летит всё выше, становится точкой и исчезает в облаках.
  5. Автор размышляет о том, что природа благосклонно когда-то подарила коршуну отличное средство для полёта - сильные, быстрые крылья.
  6. Автор разочарованно сетует о жизни человека на земле. Он не понимает, почему царь земли - человек прирос к ней мёртво и трудится на её благо в суровых жизненных условиях. И почему простая птица так счастлива в своём поднебесье.

Чтобы определить размер стихотворения, нужно разбить строчки на слоги:

спо-ля-ны-кор-шун-под-нял-ся
вы-со-ко-кне-бу-он-взвил-ся
всё-вы-ше-да-ле-вьет-ся-он
и-вот-у-шел-за-не-боск-лон
при-ро-да-мать-е-му-да-ла
два-мощ-ных-два-жи-вых-кры-ла
а-я-здесь-впо-те-ив-пы-ли
я-царь-зем-ли-при-рос-кзем-ли!

Ударение падает на 2, 4 и 8 слоги. Слоги чётные. Вывод: это ямб с конечным пиррихием . Стихотворение состоит из двух четырёхстрочных строф. В первой строфе - наблюдение за полётом коршуна. Во второй - размышление автора о несправедливом решении матушки-природы. Рифма - смежная (рифмуются соседние строчки: 1 и 2-ая; 3 и 4-ая), мужская (рифмуются последние ударные слоги).

В стихотворении есть эпитет «живые крыла» (энергичные, здоровые); олицетворения - «коршун взвился, вьётся» , «ушёл за небосклон» , «природа-мать дала» , «прирос к земли» ; устойчивые метафоры - «природа-мать» , «царь земли» .

Образ лирического героя - образ человека, стремящегося к независимости и свободе. В образе коршуна собрано представление о вольной, беспечной жизни. Воля и свобода сравнивается с небом, с полётом, с личным, неприкосновенным пространством, с правом выбора жизненной территории.

В поэтической направленности стихотворении «С поляны коршун поднялся» прослеживаются и признаки европейского романтизма , и ноты чисто русского лиризма. Один из самых ярких литературных критиков 20 столетия Юрий Тынянов считал, что почти все стихи Тютчева - это «сжатые оды». Сложно назвать разбираемое стихотворение одой, даже сжатой. Но что-то героическое в нём всё-таки есть. Лучше всего отнести его к элегии, так оно проникнуто грустью и лёгкой печалью.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

Та же мысль о всеобщем законе природы, о единстве и гармонии в ней, только выраженная более остро и прямо отнесённая к человеку, свойственна и этому стихотворению, одному из самых глубоких в лирике поэта.

Коршун легко и свободно стремит свой полёт к небу. Он поднялся так высоко, что его уже не видно - «ушёл за небосклон». А человек, который тоже бы хотел взлететь и устремиться ввысь, не может, хотя он и «царь земли», этого сделать, потому что природа не дала ему крыльев.

Мысль Тютчева связана не только с физическими, природными возможностями коршуна и человека. Тютчев с горечью пишет о том, что человек не может слиться с природой. Кроме того, небо в поэзии означает высокий идеал, которого человек хочет достигнуть. Коршун без усилий поднимается высоко, а человек, даже наделённый крылатой мыслью, остаётся приросшим к земле, и идеал оказывается для него недосягаемым. В других стихотворениях поэт напишет и о торжестве мысли, способной унести человека за край земной, в область желанного идеала.

    С поляны коршун поднялся,
    Высоко к небу он взвился;
    Всё выше, дале вьётся он
    И вот ушёл за небосклон.

    Природа-мать ему дала
    Два мощных, два живых крыла -
    А я здесь в поте и в пыли,
    Я, царь земли, прирос к земли!..

Вопросы и задания

  1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение - пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
  2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму «к земли» вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы «к земле»?

    С каким настроением (торжественным, грустным, радостным) вы будете читать стихотворение вслух? Если настроение будет меняться по мере чтения, то как?