Минимальная единица речи. Определение слова слог в словарях

Единицы синтаксиса представлены множеством речевых проявлений, однако они являются единицами не только речи, но и языка. За каждым конкретным словосочетанием, простым или сложным предложением стоит некая не собственно речевая, а языковая сущность. Например, словосочетание рисует берёзу, употребленное в предложении Сейчас художник рисует берёзу, представляет собой соединение двух словоформ: формы 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола рисовать (главный компонент) и формы винительного падежа существительного берёза (зависимый компонент) . Но в этом соединении можно увидеть и иное синтаксическое устройство. Его определение предполагает обобщение конкретного речевого материала на основе анализа в парадигматическом аспекте (т. е. по ассоциации) и ведет нас от речи к языку. Анализ предполагает два этапа.
На первом этапе анализа обращение к другим потенциальным речевым соединениям с той же лексемой рисовать, но в иных ее формах (рисовать берёзу, рисуй берёзу, рисуя берёзу, рисующий берёзу и т. д.) и с той же лексемой берёза, но в другой возможной в данном сочетании форме (рисует берёзы - вин. п. мн. ч.), т, е. обращение к иным возможным без нарушения синтаксических правил соединения формам слов рисовать и берёза позволяет установить, что исходное словосочетание рисует берёзу построено по правилу, предполагающему, что словосочетание является соединением слова (лексемы) рисовать, которое может в составе этого соединения быть в любой из своих форм, и ф о р м ы винительного падежа слова берёза. Форма числа зависимого существительного не участвует в синтаксической связи, она передает только номинативное значение единичности ~ множественности: рисовать берёзу (берёзы). Таким образом, за конкретным речевым сочетанием из двух словоформ стоит образец сочетания слова (рисовать) с определенной формой (вин. п.) другого слова (берёзу).
Если сравнить словосочетание рисовать берёзу (также на основе ассоциативных связей) с такими словосочетаниями, как рисовать лес (поле, ребёнка, прошлое), с одной стороны, и видеть берёзу (поле, ребёнка, прошлое), описать берёзу (поле, ребёнка, прошлое), вспоминать берёзу (поле, ребёнка, прошлое) и т. д.- с другой, то станет ясно, что данный образец словосочетания не специфичен для слов рисовать и берёза. По этому образцу могут быть построены словосочетания из многих слов. Конституирующим признаком таких словосочетаний является то, что главный их компонент - прямопереходный глагол, а зависимый - форма винительного падежа существительного. с синтаксическим зна-
1 Круг существительных, возможных при том или ином глаголе, устанавливается правилами словарной сочетаемости и различен У разных глаголов; ср.: рисовать будущее (прошлое, настоящее), но вспоминать прошлое (настоящее) при невозможности по лексикосемантическим основаниям сочетания «вспоминать будущее».
чением ближайшего объекта Строение таких словосочетаний может быть выражено формулой VtransN^ynt, где V - глагол, N - существительное, trans - переходный, 4 synt - винительный (четвертый) падеж с синтаксическим значением. Формула читается так: «переходный глагол и имя существительное в форме винительного падежа е синтаксическим значением».
Таким образом, на втором этапе анализа обнаруживается, что за словосочетанием с конкретным лексическим наполнением (рисовать + вин. п. существительного берёза) стоит отвлеченный образец, представленный выше в виде формулы, который является единицей языка и допускает широкие возможности лексического наполнения в речи: строить дом, делать дело, копать огород, пить чай, выполоть траву, узнавать новости, беречь время, любить родину, помнить добро, причинять неприятности, допустить неточности, испытывать радость и др.
Отвлеченные образцы стоят и за всеми простыми и сложными предложениями, употребляемыми в речи в составе текстов или как отдельные высказывания. Эти образцы и есть простые и сложные предложения, рассматриваемые как единицы языка. В современной науке они называются структурными схемами, моделями или формулами предложений. Понятие структурной схемы появилось недавно и не в равной мере применено ко всем синтаксическим единицам. Пока описаны в виде закрытого, т. е. исчерпывающего все разнообразие структурных схем, списка лишь простые предложения .
Принцип единства описания разных синтаксических единиц требует, чтобы в виде закрытых списков структурных схем были перечислены также отвлеченные образцы, по которым строятся словосочетания и сложные предложения. О применении понятия структурной схемы к словосочетанию мы уже говорили. Теперь покажем, что оно приложимо и к сложному предложению.
Так, сложное предложение Есть минуты, когда не тревожит роковая нас жизни гроза (Бл.) построено по структурной схеме, которая может быть записана фор?
мул ой Pi с: (N temp + когда + P2), где P)(P2 - предикативные единицы, входящие в состав сложного предложения, N - существительное, temp - указание на обязательность темпоральной лексической семантики существительного; в скобки заключен сегмент сложного предложения, внутри которого обязателен данный порядок компонентов, хотя этот сегмент как целое может перемещаться в границах Pi (ср. другое предложение, построенное по данной схеме: День, когда началась война, я никогда не забуду). Формула читается так: «предикативная единица, в состав которой входит сегмент со следующим фиксированным порядком: существительное с темпоральным значением, когда и вторая предикативная единица».

Цели урока:

Образовательные:

  • актуализация и систематизация знаний учащихся о различных видах предложений по цели высказывания и интонации и составу; развитие умения распознавать однородные члены предложения и правильно строить предложения;
  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.

Развивающие:

  • развитие речевого слуха учащихся: формирование умения к интонационной стороне речи; умения сравнивать и различать предложения, различные по интонации, соотносить цель высказывания предложения и интонацию, выбирать интонацию в зависимости от высказывания и эмоциональной окрашенности речи;
  • развитие логической последовательности действий обучающегося на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитание навыка самостоятельности;
  • формирование чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать умственную и письменную речь, делать её точной и богатой.

Оборудование: таблицы, презентация.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных:

  • Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;
  • Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

Регулятивных:

  • Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свою деятельность по ходу и через результат выполнения задания. Осознавать трудности и стараться преодолевать их.

Познавательных:

  • Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими;
  • Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме;
  • Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств, делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы и информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения;
  • Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать рассуждения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии.

Коммуникативные:

  • Рассказывать о приобретённых знаниях и умениях;
  • Строить небольшие монологи;
  • Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, Оказывать взаимопомощь;
  • Участвовать в диалоге и коллективной беседе;
  • Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям.

Ход урока

№ слайда Содержание
слайд 1 I. Организационный момент, сообщение темы урока и постановка учебной задачи:

Сегодня мы начинаем повторять то, что изучали в течение года. С какой целью будем проводить повторение?

Прочитайте тему урока и вы узнаете, с какой темы мы начнем повторение. Запишите тему урока в тетрадь.

Какие задачи вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?

слайд 4-5 2. Чистописание:

Ее дж Еее ДЖ Ееее ДЖ

слайд 6 3. Словарно-орфографическая работа

Вы назовете новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините буквы. Как бы вы расшифровали первую схему?

Продолжите работу самостоятельно.

слайд 7 - Какое слово получилось?

Что обозначает слово сверкать?

Найдите слово сверкать в орфографическом словаре, напишите его. Что можете сказать о его написании?

слайд 8 II. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

Что вы видите? Это предложение или просто слова? Докажите.

Тёмное, сверкнуть, и на, небе, исчезнуть, быстро, молния.

Что можно сделать с этими словами?

Составьте и запишите предложение.

На тёмном небе сверкнула и быстро исчезла молния.

Составьте новое предложение, чтобы каждое слово исходного предложения было заменено другими словами или словосочетаниями, близкими по смыслу (работа выполняется по группам).

Какие предложения получились?

слайд 9, 10. - Что такое предложение?
слайд 11 - Выпишите только предложения.

Света смотрел окно открытое.

Мы вдыхали аромат весеннего леса

красивые цветы.

Когда запоют соловьи?

Мы пойдём гулять!

Бежал, смотрел, смеялся.

Спортсмен долго тренировался.

слайд 12, 13 - На какие две группы можно разделить предложения?

Предложения бывают:

По интонации

  • восклицательные
  • повествовательные
  • невосклицательные
  • вопросительные
  • побудительные

Приведите свои примеры.

Чем отличаются выписанные вами предложения друг от друга. Дайте им характеристику.

слайд 14 - Найдите и выпишите нераспространённое предложение.

Ёжик ищет грибы.

Стрижи, ласточки улетели.

Трепещут на ветру осинки.

Дождь стучал по крыше.

слайд 15 Предложения
  • распространённые
  • нераспространённые
  • главные члены
  • главные члены
  • второстепенные члены
слайд 16 - Что такое грамматическая основа предложения?

Найдите грамматическую основу в предложении:

Черёмуха душистая с весною расцвела.

Черёмухарасцвела – грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

слайд 17 III. Физкультминутка

Пора делать физкультминутку. Давайте сегодня сделаем упражнение “Цапля”.

Очень трудно так стоять,
Ногу вниз не опускать,
Не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

(во время проговаривания стихов учащиеся стоят на одной ноге, руки разведены в стороны.Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз).

Кстати, каких слов больше всего в стишке? На какой вопрос они отвечают? В какой форме употреблены глаголы в этом стишке?

слайд 18 IV. Самостоятельная работа

1. Упражнение 519 с. 222.

Прочитайте текст и скажите, сколько предложений в тексте (Работа выполняется по группам).

Спишите текст и поставьте знаки препинания.

Что вы повторяли, выполняя это упражнение?

Подготовьтесь устно разобрать первое предложение.

Составьте схемы первого и второго предложения (работа у доски 2 учеников)

Разберите письменно третье предложение (1 вариант) и шестое предложение (2 вариант). Дайте характеристику предложения, выпишите словосочетания и составьте схему предложения.

Найдите и прочитайте предложение с однородными членами.

2.Упражнение 522 с. 119.

Прочитайте текст, про себя, и найдите предложения с однородными членами.

Назовите предложения с однородными членами, записывая схемы в тетрадь.

Ответьте на вопросы после упражнения.

Работа в группах.

Придумайте по одному предложению:

с однородным сказуемым;

с однородным подлежащим;

с однородным второстепенным членом.

Чье предложение вам больше всего понравилось?

слайд 19 V. Обобщение знаний.
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения?
  • Что такое грамматическая основа предложения?
  • Какие знаки ставятся в конце предложений и почему?
  • Что такое главные члены предложения?
  • Когда однородные члены разделяются запятой и когда запятая не ставится?
слайд 20 VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Что у вас получилось сегодня лучше всего?

В чём испытывали затруднения?

Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Спасибо за работу. Молодцы! (оценивание работы ребят).

Минимальная единица речи

Первая буква "с"

Вторая буква "л"

Третья буква "о"

Последняя бука буква "г"

Ответ на вопрос "Минимальная единица речи ", 4 буквы:
слог

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова слог

«Единогласная» часть слова

Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха

Стиль писателя

"Единогласная" часть слова

То же, что стиль

Определение слова слог в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Слог - это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная...

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
слога, мн. слоги, слогов, м. 1. Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним выдыхом (лингв.). Открытый слог (оканчивающийся на гласный). Закрытый слог (оканчивающийся на согласный). Делить слова на слоги. 2 только ед. Стиль, манера писать или...

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
. -а, мн. -и, -ов, м. Звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Делить слова на слоги. Читать по слогам. Ударный с. Открытый с. (оканчивающийся на гласный звук). Закрытый с. (оканчивающийся на согласный звук). прил. слоговой,...

Примеры употребления слова слог в литературе.

Эта книга, якобы автобиография джентльмена, достигшего зрелости в царствование королевы Анны, напечатана старинным шрифтом и написана старинным слогом .

А ее Арамеец понимал очень хорошо, ибо являлся автором документа, который Стародревов неизменно держал на своем столе и иногда в минуты сомнения перечитывал его, восхищаясь как стилем, так и красотой слога .

Ну что ж, -- сказал Афинодор тем же ласковым голосом, -- если ты не можешь думать ни о чем другом и слеп сейчас к красотам гесиодовского слога , Гесиод может подождать до завтра.

Ливию в том, какое получаю удовольствие, читая его книги, которые Афинодор рекомендовал мне в качестве образца превосходного слога .

На эту открытость, кстати, указывает то, что стихотворение венчает женская рифма, то есть безударный слог .