Кто разбомбил дрезден в 1945. Бомбардировка Дрездена

Множество прискорбных и ужасных страниц человеческой жестокости. Именно во время этой войны широкое распространение получила тактика ковровых бомбардировок городов. Как говорит известная пословица, посеявший ветер – пожнет бурю. Именно это и произошло с гитлеровской Германией. Начав в 1937 году с бомбардировки испанской Герники легионом «Кондор», продолжив налетами на Варшаву, Лондон, Москву и Сталинград, с 1943 года Германия сама стала подвергаться воздушным ударам союзников, которые во много раз превышали по мощи налеты, совершаемые люфтваффе в начальный период войны. Так одним из символов трагедии немецкого народа стал налет союзнической авиации на крупный город Дрезден в феврале 1945 года, который привел к огромным разрушениям жилой инфраструктуры города и большим жертвам среди мирного населения.

Даже после завершения войны на протяжении вот уже более чем 60 лет, в Европе раздаются призывы к тому, чтобы признать уничтожение древнего города Дрездена военным преступлением и геноцидом против его жителей. Многие в Европе и США придерживаются мнения о том, что бомбардировка немецких городов в заключительные месяцы войны уже не бала продиктована военной необходимостью и была излишней в военном плане. Признать бомбардировку Дрездена военным преступлением в настоящее время требуют лауреат Нобелевской премии по литературе немецкий писатель Гюнтер Грасс и бывший редактор английской газеты «The Times» Саймон Дженкинс. Поддерживает их и американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, который считает, что бомбардировки последних месяцев войны проводились лишь с целью отработки молодыми пилотами методов бомбометания.

Число жертв бомбардировки, которой город подвергся с 13 по 15 февраля 1945 года, оценивается в 25 000 – 30 000 человек, при этом многие из оценок перешагнули за отметку в 100 000. Во время бомбардировки город был разрушен практически полностью. Площадь зоны сплошных разрушений в городе в 4 раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки. После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Бомбардировка

До Второй мировой войны Дрезден признавался одним из самых красивейших городов Европы. Многие туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь находилось множество объектов, представляющих большое культурное значение: знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, оперный театр, который соперничал по акустике с театром Ла-Скала, дворцовый ансамбль Цвингер, множество церквей построенных в стиле барокко. К концу войны в город стекалось большое количество беженцев. Многие жители были уверены в том, что город не будет подвергаться бомбардировкам. Здесь не было крупных военных заводов. В Германии ходили слухи, что после войны именно Дрезден может стать новой столицей.

За все время войны союзники бомбили город лишь дважды, не воспринимая его как военную цель. Бомбы падали на город 7 октября 1944 года, когда около 30 «Летающих крепостей» B-17, которые не смогли отбомбиться по основной цели, нанесли удар по Дрездену, бывшему запасной целью полета. А также 16 января 1945 года, когда сортировочную железнодорожную станцию бомбили 133 «Либерейтора».

Трупы на улицах Дрездена


Противовоздушная оборона города была достаточно слабой, сигнал воздушной тревоги подавался всего за несколько минут до начала бомбардировки. Да и бомбить в городе было особо нечего. Здесь располагались 2 крупных табачных фабрики, которые производили значительную часть табачных изделий Германии, мыловаренный завод и ряд пивоварен. Присутствовал завод фирмы «Сименс» по выпуску противогазов, предприятие фирмы «Цейс», специализирующееся на оптике и несколько небольших предприятий по выпуску радиоэлектроники для нужд авиапромышленности. При этом все они находились на окраинах города, тогда как бомбардировке подвергся исторический центр.

Перед войной в Дрездене насчитывалось около 650 000 жителей, к февралю в город прибыло еще, по меньшей мере, 200 000 беженцев, точное их количество невозможно подсчитать. К 1945 году англичане и американцы были уже большими специалистами по уничтожению немецких городов. Ими были разработаны специальные методики, которые повышали эффективность бомбардировок. Первая волна бомбардировщиков сбрасывала фугасные бомбы, которые должны были разрушить крыши домов, выбить окна, обнажить деревянные конструкции, вслед за этим вторая волна бомбардировщиков сбрасывала на город зажигательные бомбы. После этого на город вновь сбрасывались фугасные бомбы, которые должны были осложнить работу пожарных и спасательных служб.

Около 22 часов вечера 13 февраля жители окраин Дрездена услышали гул приближающихся самолетов. В 22 часа 13 минут на город были сброшены первые бомбы, город бомбила первая волна британских тяжелых бомбардировщиков – 244 «Ланкастера». В считанные минуты весь город был объят пламенем, которое было видно на удалении более чем в 150 км. Основной же удар по городу был нанесен между 1:23 и 1:53 ночи, когда город бомбило 515 британских тяжелых бомбардировщиков. После удара первой волны, ничего не препятствовало распространению пожаров в городе, фугасные бомбы второй волны лишь способствовали расширению зоны, охваченной огнем, и мешали пожарным командам. Всего в ночь с 13 на 14 февраля на город было сброшено около 1 500 тонн фугасных и 1 200 тонн зажигательных бомб. Общее количество зажигательных бомб, сброшенных на город, составило 650 000 штук.

Сложенные для сжигания тела жителей Дрездена


И это был не последний воздушный удар. Утром в воздух взлетело 311 американских бомбардировщиков B-17, которых сопровождали 72 истребителя P-51 «Мустанг», разделенных на 2 группы. Одна из них постоянно прикрывала бомбардировщики, а вторая после бомбового удара, должна была приступить к штурмовке целей по выбору пилотов. Бомбы посыпались на город в 12:12,бомбардировка длилась 11 минут, за это время на город было сброшено еще около 500 тонн фугасных и 300 тонн зажигательных бомб. После этого группа из 37 истребителей «Мустанг» приступила к штурмовке дорог ведущих из города, которые были забиты беженцами и мирными жителями. На следующий день город вновь бомбило 211 американских бомбардировщиков, сбросивших на город 465 тонн фугасных бомб.

Один из летчиков королевских ВВС, участвовавший в налете, вспоминал: «Фантастически яркий свет становился тем ярче, чем ближе мы подходили к цели, на высоте примерно в 6 000 метров, можно было различить детали местности, которые раньше никогда не было видно; впервые за все время проведения операций мне стало жаль жителей, которые находились внизу». Другой участник бомбардировки штурман-бомбардир отмечал: «Когда я посмотрел вниз, я увидел широкую панораму города, который пылал от одного края до другого, видно было густой дым, который относило в сторону. Первой моей реакцией стала мысль о совпадении происходившей внизу бойни с евангелистскими проповедями, которые я слышал перед войной».

В результате бомбардировки Дрездена планировалось создать на его улицах огненный смерч и планы эти осуществились. Данный смерч возникает, когда разрозненные очаги пламени объединяются в один фантастический костер. Воздух над ним прогревается, плотность его снижается, и он поднимается вверх. Температура в огненном смерче, охватившем город, достигала 1500 градусов.


Историк из Англии Дэвид Ирвинг так описал огненный смерч, который возник в Дрездене. Образовавший в результате бомбардировки огненный смерч, исходя из обследований, поглотил более 75% всей территории разрушений в городе. Сила его позволяла выдирать гигантские деревья с корнем, толпы пытавшихся спастись бегством людей подхватывались этим торнадо и швырялись прямо в огонь. Сорванные крыши зданий и мебель были выброшены в центр полыхающей исторической части города. Своего пика смерч достиг в трехчасовом промежутке между авианалетами, в том момент, когда укрывшиеся в подвалах и убежищах жители города, пытались бежать на его окраины. На улицах Дрездена плавился асфальт, а люди, падающие в него, сливались с дорожным покрытием.

Железнодорожник, который укрывался недалеко от Почтовой площади, видел, как женщину с детской коляской протащило по улице и швырнуло в пламя. Другие жители города, которые пытались спастись бегством вдоль железнодорожной насыпи, которую не завалили обломки, видели, как железнодорожные вагоны на открытых участках путей простой сдувало бурей.

Согласно отчету дрезденской полиции, который был составлен после налетов, в городе сгорело 12 тыс. зданий. Было уничтожено 3 театра, 5 консульств, 11 церквей, 60 часовен, 19 госпиталей и 19 почтамтов, 50 культурно-исторических зданий, 24 банка, 26 страховых компаний, 26 публичных домов, 31 гостиница, 31 торговая лавка, 39 школ, 63 административных зданий, 256 торговых залов, 640 складов, 6470 магазинов. Помимо этого огонь уничтожил зоосад, водопроводную станцию, железнодорожное депо, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж на Эльбе.


Для чего это было нужно

Формально у союзников были основания для бомбардировки города. США и Англией были согласованы с СССР бомбёжки Берлина и Лейпцига, о Дрездене речи не шло. Но этот крупный 7-й по величине город Германии действительно был крупным транспортным центром. И союзники заявляли о том, что бомбили город с целью сделать невозможным движение транспорта в обход данных городов. По мнению американской стороны, бомбардировка Берлина, Лейпцига и Дрездена имела важное значение и способствовала выводу этих транспортных узлов из строя. Косвенно эффективность бомбардировок подтверждалась именно тем, что под Лейпцигом, в Торгау, 25 апреля встретились передовые части союзнических войск, разрезав Германию надвое.

Однако даже меморандум, который был зачитан английским пилотам перед вылетом на бомбежку 13 февраля, открывал истинный смысл данной военной операции: Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС.

В феврале 1945 года Германия уже находилась на пороге катастрофы, отсрочить которую ничто не могло. Задача разгрома Германии была полностью решена, западные союзники СССР смотрели в будущее, озабоченные своими послевоенными отношениями с Москвой.


Перед Второй мировой войной СССР, по современной терминологии, все еще считался страной изгоем. СССР не пригласили в Мюнхен, где решалась судьба Чехословакии и, как оказалось потом, всей Европы. Не приглашали на Лондонскую и Вашингтонскую конференции. В то время Италия признавалась великой державой, а СССР – нет. Однако к 1945 году в мощи Советского Союза уже мало кто сомневался. И хотя СССР не обладал сильным морским флотом и не имел стратегической авиации, в наступательных способностях его танковых армий не сомневался никто. Им вполне по силам было выйти к Ла-Маншу, и остановить их вряд ли бы кто-то смог.

Пламя от пожара в Дрездене было видно на удалении в 200 км. от города на советском участке фронта. В городе было уничтожено более половины жилых зданий, множество памятников архитектуры, при этом крупные сортировочные станции серьезных повреждений не получили, один из железнодорожных мостов через Эльбу оказался нетронутым, находившийся в окрестностях города военный аэродром также не получил повреждений. Великобритании и США необходимо было показать свою мощь, произвести на Сталина впечатление, именно поэтому для демонстрации был выбран практически не пострадавший от бомбардировок город. Жизни его жителей стали для англо-американских стратегов лишь разменной монетой в своей политической игре.

Дрезден. Хроника трагедии (Алексей Денисов)

Фильм Алексея Денисова посвящен событиям 13 февраля 1945 года - бомбардировке Дрездена англо-американской авиацией во время Второй Мировой войны. Эта акция трактовалась союзниками как акт помощи советским войскам, наступающим с востока, якобы, в подтверждение ялтинских соглашений.
Осуществление варварской бомбардировки проходило в три захода силами почти в три тысячи самолетов. Ее результат - гибель более 135 тысяч человек и разрушение около 35 470 зданий.
Один из главных вопросов, на который пытались ответить авторы фильма, - действительно ли с советской стороны была такая просьба и почему по сей день бывшие союзники из Англии и Америки упорно стараются свалить вину за бессмысленную бомбардировку одного из красивейших городов Европы, к тому же не имеющего военного значения, на Россию.
В фильме принимают участие немецкие и российские историки, американские летчики и очевидцы этой трагедии.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Бомбардировка Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года до сих пор остается одним из самых узнаваемых эпизодов Второй мировой войны, в немалой степени благодаря книге Воннегута "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей". Мне захотелось свести воедино кое-какие имеющиеся у меня данные и высказать свое мнение о причинах и результатах этого налета. Пост получился довольно-таки длинным, имейте в виду.

Часть I. Дрезден и нацистская военная экономика

В начале Второй мировой войны в Дрездене проживало 642 тысячи человек. Это делало его седьмым по размеру немецким гордом - после Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Кёльна, Лейпцига и Эссена.

Город был чрезвычайно важным транспортным узлом, в котором сходились три крупных железнодорожные ветки: Берлин-Прага-Вена, Мюнхен-Бреслау и Гамбург-Лейпциг. Важность Дрездена для транспортной сети Германии ясна из того факта, что в 1939 году Саксония была седьмой по территории и протяженности ж/д среди прочих немецких земель, и при том третьей по общему тоннажу грузоперевозок. Вот карта немецких железных дорог в 1932 году (кликните для большего разрешения):

Вот еще одна карта. Читается она лучше предыдущей, но показаны только те ж/д узлы, которые подвергались бомбардировкам авиации союзников (кликните для большего разрешения):

По данным USAF, к 1945 году в городе находилось до 110 важных заводов и промышленных обьектов. На заводах, имеющих отношение к производству военной продукции, трудилось до пятидесяти тысяч человек. В частности, в Дрездене находились: распределенное авиационное производство, производство химического оружия (Chemische Fabric Goye & Company), производитель рентген-аппаратов (Koch & Sterzel A.G.), производство зенитной и полевой артиллерии (Lehman), пожалуй, самый важный оптический завод в Германии (Zeiss Ikon A.G.), и предприятия электрического и механического машиностроения (напр. Gebruder Bassler и Saxoniswerke). Также в городе имелся арсенал и казармы.

Часть II. Причины февральского налета на город

Для начала, взглянем на положение на советско-германском фронте в начале 1945 года (кликните для большего разрешения):

А теперь обратим внимание на отрывок протокола из материалов Ялтинской Конференции.

Крымская конференция. Запись заседания глав правительств
4 февраля 1945 г., 17 час., Ливадийский дворец
Рузвельт, просит кого-либо доложить о положении на советско-германском фронте. Сталин отвечает, что он может предложить, чтобы доклад сделал заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал армии Антонов.
Антонов: "1. Советские войска с 12-15 января перешли в наступление на фронте от р.Неман до Карпат протяжением 700 километров.
<...>
7. Вероятные действия противника:
а) Немцы будут защищать Берлин, для чего постараются задержать продвижение советских войск на рубеже р.Одер, организуя здесь оборону за счет отходящих войск и резервов, перебрасываемых из Германии, Западной Европы и Италии.
Для обороны Померании противник постарается использовать свою курляндскую группировку, перебрасывая ее морем за Вислу.
б) Немцы будут возможно прочнее прикрывать венское направление, усиливая его за счет войск, действующих в Италии.
8. Переброска войск противника:
а) На нашем фронте уже появились:
из центральных районов Германии - 9 дивизий
с западноевропейского фронта - 6 дивизий
из Италии - 1 дивизия

16 дивизий
Находятся в переброске:
4 танковые дивизии
1 моторизованная дивизия
________________________________________
5 дивизий.
б) Вероятно, будет еще переброшено до 30-35 дивизий (за счет западноевропейского фронта, Норвегии, Италии и резервов, находящихся в Германии).
Таким образом, на нашем фронте может дополнительно появиться 35-40 дивизий.

От себя добавлю, что
9. Наши пожелания:
а) Ускорить переход союзных войск в наступление на западном фронте, чему сейчас обстановка очень благоприятствует:
1) поражение немцев на восточном фронте;
2) поражение группировки немцев, наступавшей в Арденнах;
3) ослабление немецких сил на западе в связи с переброской их резервов на восток.
Желательно начать наступление в первой половине февраля.
б) Ударами авиации по коммуникациям препятствовать противнику производить переброски своих войск на восток с западного фронта, из Норвегии и из Италии; в частности, парализовать узлы Берлин и Лейпциг.
в) Не позволять противнику снимать свои силы из Италии".
(Текст сообщения Антонова был вручен в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.)

В западных источниках упоминается, что просьба Антонова об авиационных ударах была конечным результатом переговоров между Сталиным и Теддером от 15 января 1945 года, в ходе которых среди прочего было обсуждено использование стратегической авиации союзников в совместных целях РККА и западных держав. К сожалению, я не смог найти протокол этой встречи в интернете, так что если у кого-то есть текст "Memorandum of Conference with Marshal Stalin, 15 January 1945" или "22378, U.S. Military Mission Moscow, 16 January 1945" — был бы премного благодарен. 31 января 1945 года Теддер подписал дерективу, которая делала Берлин, Лейпциг и Дрезден второй по приоритетности целью для стратегических бомбардировщиков союзников, в целях "затруднения переброски подкреплений с других фронтов".

Внимательный читатель, разумеется, уже обратил внимание,что Дрезден не фигурировал в просьбе Антонова. Но если посмотреть на ж/д карты и информацию по ж/д перевозкам в Саксонии из первой части данного поста, включение Дрездена в список целей выглядит вполне логичным со стороны англичан. Ведь сутью просьбы Антонова является пожелание "ударами авиации по коммуникациям препятствовать противнику производить переброски своих войск на восток с западного фронта", а не "в частности, парализовать узлы Берлин и Лейпциг". Все три города, Лейпциг, Дрезден и Берлин — это узловые и жизненно необходимые центры ж/д коммуникаций в восточной части Германии. Выбей их — и способности немцев перебрасывать грузы будет нанесен ощутимый удар.

Мне до сих пор неясно, просила ли советская сторона конкретно о бомбардировке города Дрезден вдобавок к Лейпцигу и Берлину - документов, подтверждающих это, у меня не имеется. Но то, что в список трех приоритетных целей этот город был включен в рамках кооперации союзников по антигитлеровской коалиции, на мой взгляд, очевидно. Бомбили ли бы Дрезден в первых месяцах 1945 без просьбы РККА об ударе по немецким коммуникациям? Не знаю. Вполне возможно, что да. В любом случае, это уже альтернативная история. В реальной же истории 8 февраля 1945 года главное командование союзных сил информировало Bomber Command и United States Strategic Air Forces о том, что Дрезден является одной из целей, выбранных из-за важности для Восточного фронта.

Кратко отмечу, что часто называются иные причины бомбардировки Дрездена (особенно в советской историографии). Одной из них является попытка лишить СССР причитающихся ему репараций. Другой - "запугивание" советского руководства путем демонстрации возможностей стратегических бомбардировщиков. Эти версии мне кажутся неубедительными, и ниже, в пятой части поста, я подробнее обьясню, почему.

Часть III. Налет

Налет ночью 14-15 февраля был проведен силами 1299 стратегических бомбардировщиков: 527 американских и 722 английских. Было сброшено 3906,9 тонн бомб. Американцы сбросили 953,3 тонн фугасных и 294,3 тонн зажигательных бомб, пытаясь с помощью радара H2X попасть в район дрезденских сортировочных станций. Англичане сбросили 1477,7 тонн фугасных и 1181,6 тонн зажигательных бомб на городскую застройку, эвфемистично называемую в документах того времени "индустриальные районы". Вот карта города, для понимания:

1 - стадион Heinz-Steyer, на который английские бомбардировщики выходили как на ориентир, и веером начинали расходиться и бомбить.
2 - сортировочная станция Dresden-Friedrichstadt‎
3 - вокзал Dresden-Neustadt‎
4 - Центральный вокзал
5 - Парламент Саксонии, ратуша и т.д. - центр города.

Как именно шел веер английских бомбардировщиков - не очень понятно. Мне попадалась такая картинка, но по-моему это не официальные данные, а воспоминания одного из летчиков.

Любопытная деталь: в Дрездене на момент налета, похоже, вообще не было ни одного батальона зенитной артиллерии. Ее еще в 1944 году всю перевели на охрану заводов по производству синтетического бензина (напр., Leuna) и гидрогенизационных заводов (напр., Pölitz и Böhlen). Собственно говоря, именно благодаря отсутствию огня зенитной артиллерии удалось получить очень хорошую концентрацию бомб. Ведь огонь зенитной артиллерии заставляет бомбардировщиков забираться повыше, ухудшая кучность; ну и противозенитные маневры летчиков и общий мандраж точности не улучшают.

Отдельно стоит отметить, что тогда же, в феврале, после почти годового перерыва американцами было совершено два налета на Берлин: 3 февраля силами 1003 Б-17 и 26 февраля силами 1184 Б-17. Также, 27 февраля ими же был проведен налет на ж/д узел в центре Лейпцига силами 756 Б-17. По англичанам у меня столь точных данных нет, но подозреваю, что в налетах на Берлин и Лейпциг они также участвовали.

Часть IV. Последствия налета на Дрезден

Точное количество жертв бомбардировки не будет известно никогда. По данным немецкой полиции, на 22 марта 1945 года в городе, в результате бомбардировок, найдено погибшими 18 375 человек. В период после бомбардировок до 31 марта 1945 года было погребено 22 096 человек. К 1970 году во время строительных работ было найдено ещё 1900 трупов. Современная немецкая оценка жертв - примерно 25 000 человек. В частности, совсем недавно к этой же цифре после шести лет работы пришла комиссия историков, созданная в 2004 году по настоянию местных властей (доклад на немецком). Стоит упомянуть, что долгое время называлась другая оценка количества жертв - 250 000 человек. В первый раз эта оценка, насколько я понимаю, появилась еще во время войны - эту цифру озвучило министерство пропаганды Геббельса. Затем она фигурировала в книге Ирвинга и долгое время упоминалась в советской литературе. В пятой части поста я попытаюсь обьяснить, почему такое количество жертв мне видится маловероятным.

Налет уничтожил или серьезно повредил 23% индустриальных строений, 56% неиндустриальных (не включая жилые) и примерно 50% жилищных единиц (т.е. квартир, односемейных домов, и проч.). 78 тысяч жилищных единиц было уничтожено; 27,7 тысяч единиц оказались непригодны для жилья с возможностью ремонта; 64,5 тысяч единиц были повреждены.

По оценке USAF, в первые дни после налета Дрезденский военный производственный потенциал упал примерно на 80%. Большинство железнодорожных станций, грузовых терминалов, депо и складов оказались либо полностью разрушены, либо повреждены с различной степенью тяжести. Мост Carolabrücke через Эльбу перестал быть проходимым. Другие железнодорожные мосты (в частности, Marienbrücke, на который упала зажигательная бомба) закрыли на период от одной до нескольких недель. Движение по мостам считалось небезопасным, плюс многие мосты уже были заминированы, и немцы опасались случайного взрыва.

Часть V. Мифы

"Дрезден бомбили чтобы лишить СССР репараций"

Репарации СССР получал не с конкретно оговоренных объектов, а по принципу "что хочу". И разбомбили бы или нет конкретный Дрезден, тут роли никакой не играло. В Ялте и Потсдаме определили "долю" СССР (из которой он делился с Польшей) в размере 10 млрд. долларов. Наряду с армейскими трофейными командами привлекли и специалистов по "демонтажу" предприятий, где были задействованы специалисты соответствующих отраслей промышленности. Не только каждый наркомат промышленного профиля, но и многие крупные советские предприятия, а также различные учреждения, не имевшие к промышленности никакого отношения, отправляли в Германию своих собственных "демонтажников". Доходило до дурдома - например, Госкомитет по физкультуре и спорту поручил своим бригадам демонтировать плавательные бассейны. Атмосферу хорошо описал Черток в т.1 "Ракеты и люди". Если кому интересно, хорошая работа по этому поводу - это М. Семиряга, "Как мы управляли Германией". В сети для скачки есть.

В принципе, цифра в 10 миллиардов долларов была взята с потолка председателем Репарационной комиссии послом И.М. Майским, рекомендовавшим Сталину эту сумму, и, по мнению всех специалистов, потерь СССР не покрывала (и даже с учетом того, что реально по репарациям увезли много больше 10 млрд., потерь от войны они все равно и близко не покрыли). Но, с другой стороны, стоимость имевшегося в Германии имущества многократно превышала эту сумму. Посему "много" или "мало" набомбили союзники экономику рейха, на советские репарации в абсолютных цифрах (и в физических объемах) не влияло вообще.

В целом СССР к тому, что Германию разносят, относился совершенно индифферентно. Да и сам поступал соответствующим образом. Взять тот же штурм Кенигсберга, не особо даже нужный с военной точки зрения, где за месяц до конца войны артиллерией разнесли примерно половину жилого фонда. Военных волновало, что этот город потом войдет в советскую зону оккупации? Вряд ли.

"Дрезден бомбили с целью устрашения"

Эта версия мне попросту непонятна. То, что может сотворить с городом тысяча стратегических бомбардировщиков, стало очень ясно уже после Гамбурга в 1943. У советского руководства все данные англичан о результатах того налета были. Дрезден тут не был чем-то новым.

"В Дрездене было убито 250 тысяч человек"

Это крайне маловероятно. То, что современные немецкие оценки другие, я уже упомянул. В качестве дополнительного косвенного доказательства взглянем на эту таблицу. Это Дрезден вкупе с четырьмя другими городами, имеющими наибольший процент смертности в результате одного налета. В Дрездене количество жителей указано как один миллион из-за притока беженцев из восточных областей Германии. Как видим, 250 тысяч жертв чрезвычайно выбивалось бы из общего ряда.

Город Население на момент налета Убито в ходе налета Доля от общего кол-ва жителей
Дармштадт 109 000 8,100 0,075
Кассель 220 000 8 659 0,039
Дрезден 1 000 000 25 000 0,025
Гамбург 1 738 000 41 800 0,024
Вупперталь 400 000 5 219 0,013

"Дрезден - это наиболее пострадавший город за всю Вторую мировую войну"

Бо льший, нежели в Дрездене, процент населения за один налет был убит в Дармштадте и Касселе; большее количество жертв было убито в Гамбурге. Это еще не учитывая бомбежки в Японии, один Токио чего стоит.

Касательно площади разрушений, вот перечень городов, в которых площадь разрушений составила 50% и более общей площади построек (т.е. больше чем в Дрездене):
50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих

Также, бомбежка Дрездена не была исключительным явлением ни по сброшенному бомбовому тоннажу, ни по количеству самолетов, в этом участвующих. Вот, например, данные по налетам на Дрезден в ходе войны:

Число Кол-во самолетов Тонн бомб: всего (фугасных/зажигательных)
7 октября 1944 8th AF 30 72,5 (72,5 / 0)
16 января 1945 8th AF 133 321,4 (279,8 / 41,6)
14 февраля 1945 RAF BC 772 2659,3 (1477,7 / 1181,6)
14 февраля 1945 8th AF 316 782 (487,7 / 294,3)
15 февраля 1945 8th AF 211 465,6 (465,6 / 0)
2 марта 1945 8th AF 406 1080,8 (940,3 / 140,5)
17 апреля 1945 8th AF 572 1690,9 (1526,4 / 164,5)
17 апреля 1945 8th AF 8 28,0 (28,0 / 0)

А вот налеты на Мюнхен силами американских ВВС летом 1944:

В дополнение, общее количество сброшенных за войну бомб

Город Население в 1939г. Тоннаж бомб, сброшенных за войну
Берлин 4 339 000 67 607,6
Гамбург 1 129 000 38 687,6
Мюнхен 841 000 27 110,9
Кёльн 772 000 44 923,2
Лейпциг 707 000 11 616,4
Эссен 667 000 37 938,0
Дрезден 642 000 7 100,5
"Англичане и американцы специально бомбили жилые районы вместо точечных ударов по депо и военным предприятиям"

Тут вопрос, в целом, непростой.

Вкратце, англичане начали жечь немецкие города отнюдь не из врожденного садизма. Дело в том, что дневные налеты в первую половину войны оказались практически невозможными из-за слишком высоких потерь бомбардировщиков. Американцы поначалу тоже честно пытались бомбить точечные цели днем, но после жутких потерь в период с августа по октябрь 1943 (Регенсбург, Швайнфурт, Штутгарт, Бремен-Вегесак-Ванциг-Мариенбург-Анклам, второй Швайнфурт) поняли, что дневные точечные налеты без истребительного прикрытия кончаются очень плохо, и также перешли на ночные налеты.

А ночью на четырехмоторном стратегическом бомбардировшие той эпохи даже попадание в город было относительно непростым занятием. В июне-июле 1941 англичане провели исследование реальной эффективности ночных бомбардировок (тогда они еще бомбили точечные цели). Обнаружилось, что:
1) Только один из трех самолетов, которые отчитались об успешной атаке цели, бомбили в радиусе 8 километров от нее.
2) У французских портов данная пропорция была 2 из 3, над Германией 1 из 4, над Руром 1 из 10 (!).
3) В полнолуние данная пропорция (над Руром) становилась 2 из 5, в безлунные ночи — 1 из 15.
4) Эти цифры относятся только к самолетам, которые отчитались об атаке цели (см. (1)); таковых в каждом налете было меньше трети.

У советских военлетов, к слову, в ходе ночных налетов на города врага обнаружилась та же проблема: "налеты на Хельсинки в феврале 1944 г (всего 2120 вылетов) провалились не столько из-за потерь, сколько из-за невысокой точности попаданий. В первом налете сбросили 2100 бомб, из коих на город упала только 331. Во втором из 4200 на Хельсинки упало только 130, в третьем из 9000 бомб в город попало только 338. В итоге в Хельсинки было убито всего 134 человека. На Котку сбросили 800 бомб, из которых на территорию города упало только 35. При бомбежке Оулу большая часть бомб вообще попадала на шведскую территорию, при налете на Турку часть самолетов по ошибке сбросила бомбы на Стокгольм (!) и т.д ."

В общем, в начале и даже в середине войны тактика ночных ковровых бомбометаний была вполне обоснованной в силу низкой эффективности высокоточных налетов. Рекомендую книгу Мюррея "Strategy for Defeat: The Luftwaffe 1933-1945", в интернете она есть. А вот к концу войны, когда от Люфтваффе оставались рожки да ножки и были эффективные эскортные истребители, англичанам от этой тактики надо было отказываться. К сожалению, на них влияла инерция первых военных лет, плюс специфическая личность Харриса. Жертв в ходе ночной бомбардировки ж/д узлов Дрездена, находящихся в центре города, было не избежать — тогдашние стратегические бомбардировщики не отличались высокой точностью при бомбометании по радару. Однако то, что англичане, в отличие от американцев, даже не попытались проводить бомбометание по радару, а специально вывели свой бомбардировочный поток на жилые районы Дрездена, можно и нужно поставить им в вину.

Кровавая бойня в Дрездене: горящие женщины, руины, дети, бродящие среди трупов в поисках родителей - первый акт геноцида будущего НАТО (ФОТО)

14.02.2016 - 19:00

К годовщине варварской бомбардировки ВВС США и Англии немецкого города Дрезден, читатель «Русской Весны» луганчанин Сергей Василевский подробно описал кошмар тех дней, опираясь на исторические источники.

Мы многое узнали о НАТО и их сателлитах (стараюсь не использовать слово «шестёрках»). Нам можно ничего не рассказывать.

О чём хотелось бы ещё раз вспомнить - о том, что обстрелы и бомбардировки жилых кварталов - не новшество. Это изначальный метод ведения войны и внедрения «ценностей» на территории противника.

О том, что есть НАТО, можно судить по тому, что делает НАТО со дня своего основания. И это не всё - НАТО возникло как союз государств, имеющих на момент создания свою историю.

Следовательно, чтобы более полно понять суть Организации Североатлантического договора, нужно рассмотреть историю государств, которые создали Организацию. Как сказано в Евангелии, «доброе дерево не приносит худого плода». Какими были «корни» НАТО?

Факт, который рассматривается в этой статье - бомбардировка Дрездена военно-воздушными силами США и Англии 13–14 февраля 1945 года. В силу небольших размеров газетной статьи будут приведены только некоторые данные, каждый желающий сможет найти более подробную информацию самостоятельно.

СИТУАЦИЯ НА НАЧАЛО БОМБАРДИРОВКИ:

Приблизительно с середины 1944 года ВВС союзников, не справляющиеся с задачей уничтожить военный и транспортный потенциал Германии, перешли к массированным бомбардировками гражданского населения.

Одним из показательных эпизодов стал город Эссен в Восточной Фризии. 30 сентября 1944 года из-за плохой погоды американские бомбардировщики не смогли добраться до своей цели - военного завода. На обратном пути летчики увидели под собой город и, чтобы не возвращаться с бомбовой нагрузкой, решили сбросить ее на город. Бомбы попали точно в школу, похоронив под руинами 120 детей - половину детей в городе.

«Враг видит твой свет! Маскируйся!» Немецкий плакат времён Войны».

Сравните эмблему на самолёте с эмблемой на след. снимке.

Как вспоминал один немецкий летчик-истребитель: «…В то время был популярен анекдот: кого можно считать трусом? Ответ: жителя Берлина, ушедшего добровольцем на фронт…»

По приказу главнокомандующего британскими бомбардировщиками Артура Харриса на германские города сбрасывались листовки со следующим содержанием:

«Почему мы это делаем? Не из желания отомстить, хотя мы не забыли Варшаву, Роттердам, Белград (О Белграде далее - С.В.), Лондон, Плимут, Ковентри.

Мы бомбим Германию, город за городом всё сильнее, чтобы сделать для вас невозможным продолжение войны».

Фраза Рузвельта о планируемых бомбардировках гражданского населения Германии: «…Мы должны быть жестокими по отношению с немцами, я имею в виду немцев как нацию, а не только нацистов.

Либо мы должны кастрировать немецкий народ, либо так с ними обращаться, чтобы они не производили на свет потомство, способное и дальше себя вести так, как в прошлом…».

Единственное, на что они способны.

Бомбардировщик «Ланкастер» сбрасывает бомбы на гражданское население.

Фраза из обоснования Дрезденской операции: «…Главная цель таких бомбардировок в первую очередь направлена против морали обычного населения и служит психологическим целям. Весьма важно, чтобы вся операции стартовала именно с этой целью…».

«ГОРОД БЕЖЕНЦЕВ»

В начале 1945 года Дрезден стал «городом беженцев», в котором были сконцентрированы госпитали и эвакуационные пункты. На момент бомбардировки в городе насчитывалось до 600 тысяч беженцев, спасавшихся от предполагаемых «зверств» Советской Армии.

Дрезден был практически не защищен зенитной артиллерией и прикрывался только одной эскадрильей истребителей (нельзя не учитывать нехватки авиационного топлива).

13 февраля 1945 года с английских аэродромов поднялись 245 бомбардировщиков «Ланкастер», они осуществили первую бомбардировку. В полночь поднялись еще 550 бомбардировщиков, которые провели вторую бомбардировку.

Во время двух ночных налетов на Дрезден было сброшено 1400 тонн фугасных бомб и 1100 тонн зажигательных бомб (2,5 килотонны - терминология ядерного века).

Когда все пожары соединились в один, начался огненный шторм. Воздух, втягивавшийся в воронку, создал гигантский смерч, который поднимал людей в воздух и бросал в огонь.

Пожары, охватившие город, были настолько сильны, что асфальт плавился и тек по улицам. Люди, прятавшиеся под землей, задыхались - кислород выгорел в огне пожаров. Жар достиг такой силы, что человеческая плоть плавилась, и от человека оставалось пятно.

Когда смерч набрал силу, жар резко усилился. Те, кто прятались в убежищах, умирали сравнительно легко: превращались в пепел или плавились, пропитывая землю на метр-полтора.

0

Факты и мифы о бомбардировках Дрездена

75 лет тому назад авиация Великобритании и США нанесла разрушительный удар по Дрездену. Его последствия ощущаются и поныне.

Токио, Роттердам, Ливерпуль, Хельсинки, Лондон, Гамбург… Гражданская инфраструктура за пределами зоны боевых действий подвергалась целенаправленным ударам авиации и раньше. Но именно во время Второй мировой войны стратегические бомбардировки городов приобрели невиданный до того размах. Массированные удары с воздуха наносились не только с целью разрушить военную индустрию противника и арсеналы в городской черте. Бомбардировки были также попыткой деморализовать гражданское население и сломить его волю к сопротивлению. За три месяца до окончания Второй мировой очередь дошла до Дрездена, который до тех пор практически не подвергался воздушным ударам и мнил себя счастливчиком, которого пощадила война.

Дрезден: четыре воздушные атаки и огневой смерч

13 февраля 1945 года в 21:45 сигнал воздушной тревоги оповестил Дрезден о приближении смертельной угрозы. Ночную атаку проводили Королевские военно-воздушные силы Великобритании. Бомбардировщики проходили через помеченную самолетами наведения точку над стадионом, расходились веером по заданным траекториям и через заданные интервалы времени сбрасывали на город бомбы. Сначала фугасы, которые разрушали крыши, оголяя деревянные конструкции зданий. Затем зажигательные бомбы. И снова фугасы. Через 15 минут атака с воздуха закончилась. Город пылал. Но это было только начало. Через три часа в небе снова появились британские бомбардировщики. Исторический центр Дрездена с его плотной жилой застройкой и знаменитой барочной архитектурой поглотил огневой смерч.

"Особенно вероломной" считает вторую атаку Королевских ВВС немецкий военный историк Рольф-Дитер Мюллер (Rolf-Dieter Müller). Он возглавлял комиссию, созванную в 2004 году по инициативе городских властей Дрездена с целью провести научное расследование бомбардировок города. "На момент второй атаки пожарные и жители уже пытались тушить горящие дома. И тут их неожиданно настигает новый удар с воздуха", - поясняет историк в еженедельнике Focus.

Детонирующие бомбы, рушащиеся здания и пламя коврового пожара с температурами до 1000 градусов не оставляли шансов на спасение. Люди сгорали заживо на улицах, задыхались в подвалах и подземных туннелях, ведущих от одного дома к другому для перехода из горящего здания в безопасное место. В ночь с 13 на 14 февраля горели все дома. Подземные коридоры, задуманные как спасение от пожара, для многих тысяч стали смертельной ловушкой.

14 и 15 февраля Дрезден уже в дневное время бомбили самолеты ВВС США. Удары наносились в основном по промышленным целям и транспортным объектам. Но бомбы падали и на то немногое, что еще осталось от жилых кварталов в черте города.

В общей сложности в ходе четырех февральских налетов на Дрезден, в которых были задействованы около 1300 британских и американских самолетов, на город был сброшен бомбовый груз весом 4000 тонн. В результате бомбардировок в городе, согласно отчету полиции Дрездена, составленному вскоре после налетов, погибли 25000 человек и сгорели 12000 зданий. В документах американских ВВС говорится, что 80 процентов городских зданий подверглись разрушениям различной степени и 50 процентов жилых зданий были уничтожены или серьезно повреждены.

Символический Дрезден

По масштабам разрушений и числу жертв Дрезден далеко не лидер среди городов, ставших целью стратегических бомбардировок во время Второй мировой войны. В Токио за один день бомбежек американской авиацией погибли 100 тысяч человек. Кёльн союзники бомбили 262 раза. Пфорцхайм всего за 22 минуты потерял пятую часть своего населения и 98 процентов городской инфраструктуры. Но именно Дрезден ассоциируется в коллективном сознании, кстати, не только немцев, со страданиями гражданского населения во время войны. Именно Дрезден приводится в качестве примера, когда о немцах говорят не как о преступниках, а как о жертвах.

"Дрезден сегодня во всем мире воспринимается как символ разрушительной мощи современной воздушной войны, аналогично Хиросиме", - указывает в Foсus Горх Пикен (Gorch Pieken), ведущий научный сотрудник Военно-исторического музея бундесвера в Дрездене. Почему это так? Тут сыграли свою роль несколько факторов, по поводу которых спорили и спорят историки, политики, публицисты и демагоги всех мастей: количество жертв, целесообразность бомбардировки и ее оправданность.

Манипуляция данных о жертвах бомбардировок

Все началось с нацистской пропаганды. Сразу после налетов на Дрезден в ведомстве Геббельса к числу жертв бомбардировок приписали нолик. Так родилась легенда о сотнях тысячах погибших, которая позволит будущим правым и левым демагогам ставить Дрезден в один ряд с Освенцимом и Хиросимой. Кроме того, в пропаганде нацистов Дрезден предстал как "невинный город культуры", "Флоренция на Эльбе", которую союзники разрушили, несмотря на почти уже выигранную войну. Геббельс лично ввел в обиход термин "англо-американские воздушные гангстеры".

Впоследствии риторику нацистов чуть ли не дословно повторяла коммунистическая пропаганда для мобилизации масс против "западных империалистов". Британский отрицатель Холокоста Дэвид Ирвинг, в свою очередь, популяризовал цифру в 135 тысяч погибших. Другие оценки доходили даже до 500 тысяч. Точку в этом мифотворчестве поставила в 2010 году комиссия из 13 немецких историков , работавших по заказу города Дрезден. Комиссия проверила все имеющиеся документы и факты, могущие пролить свет на количество погибших в Дрездене, и выдала заключение: максимум 25 тысяч человек. Это та же самая цифра, что стояла в полицейском отчете, переданном из Дрездена в Берлин сразу же после налетов.

Стилизация Дрездена под "невинный город культуры"

Британский историк Фредерик Тейлор отмечает в интервью Spiegel Online: "Разрушение Дрездена имеет эпически трагическое качество. Это был удивительно красивый город, символ барочного гуманизма и всего того лучшего, что было в Германии. Но в нем было также все худшее из Германии нацистского периода. В этом смысле это абсолютно образцовая трагедия, показывающая ужасы войны 20-го века и символ разрушения".

На самом деле вряд ли можно говорить о "невинности" Дрездена времен "третьего рейха". Помимо того, что он был одним из главных бастионов НСДАП, он был одним из ключевых перевалочных пунктов в Германии, через который шли эшелоны с солдатами и техникой. Дрезден был также одним из ведущих военно-промышленных центров и гарнизонным городом. Немецкий историк Мориц Хоффман (Moritz Hoffmann) в этой связи напоминает: "Дрезден был важным военным пунктом со значимыми административными структурами. В городе были размещены, о чем часто забывают, 12000 военнослужащих".

В списке подлежащих разрушению немецких городов британского военного командования Дрезден занимал 22-е место из 140. Англичане не бомбили город раньше в силу его труднодоступности для самолетов, как и прочие восточногерманские города. Нацисты также с самого начала войны понимали привлекательность Дрездена как военной цели и его уязвимость. Тем не менее, подчеркивает историк Горх Пикен, "многие жители Дрездена полагали, что с каждым новым днем войны они были ближе к миру, чем к боевым действиям. На самом деле все было наоборот".

Страх союзников перед "немецким Сталинградом"

Можно ли говорить о стратегической необходимости бомбардировки Дрездена в начале 1945 года, когда исход войны был уже предрешен? По мнению Морица Хоффмана, историки сегодня имеют все основания утверждать, что гитлеровская Германия проиграла войну уже за три года до Дрездена, когда немецкое наступление остановилось под Москвой. Но в начале 1945 года союзники не могли знать, какое еще "чудо-оружие" могут явить на свет нацисты. Слухи о "вундерфаффе", как отмечает Мориц Хоффман, были громкими словами для поддержки морального духа немцев, но к ним прислушивались и за рубежом. Кроме того, напоминает историк в Spiegel Online, за четыре недели до бомбардировок Дрездена немцы начали наступление в Арденнах, которого никто не ожидал: "Если бы союзники действительно знали, что у Германии нет шансов, - тогда они могли бы сложить оружие и просто ждать".

А тогда ситуация выглядела несколько иначе. Вермахт в начале 1945 года отвоевал себе передышку и был в состоянии отправить подкрепление на Восточный фронт, что могло бы затянуть войну еще на многие месяцы. А союзникам совсем не нужен был "немецкий Сталинград". Поэтому решение бомбить Дрезден было также продиктовано желанием помочь Красной армии. Черчилль и Сталин обменивались и ранее информацией о бомбардировках немецких городов. На Ялтинской конференции с участием лидеров трех стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании - Дрезден был назван британцами как возможная цель предстоящего налета. И он вполне оправдал себя, считает немецкий военный историк Рольф-Дитер Мюллер. Не только потому, что был парализован важный транспортный и административный центр. Оправдала себя и стратегия на подавление морального духа, которую англичане называли "moral bombing". После Дрездена, по словам Рольфа-Дитера Мюллера, немецкие города уже не оказывали продвигающимся союзническим войскам сопротивления.

Трагичная, но не уникальная участь Дрездена

Дрезден был не первым городом, который был подвержен разрушительным бомбардировкам в ходе Второй мировой войны, и не последним. Бомбардировка Дрездена была трагедией. Но не исключительной. А одной из многих. "Разумеется, авиация союзников не совершила там подвига. Но это был, как ужасно это не звучит, нормальный военный акт - насколько вообще можно говорить о нормальности по отношению к этой кошмарной войне", - резюмирует немецкий историк Мориц Хоффман. Это мнение разделяют сегодня многие историки.

Можно ли считать бомбардировки Дрездена "военным преступлением"? Куратор Военно-исторического музея бундесвера в Дрездене Йенс Венер (Jens Wehner) в интервью информационному агентству dpa, в частности, говорит: "Дрезден надо рассматривать в контексте всей войны. Если Дрезден был военным преступлением, тогда военным преступлением были и многие другие воздушные бомбардировки Второй мировой войны - как со стороны немцев, так и союзников".

Уникальность Дрездена заключается в том, что его жители действительно верили, что их спасет культура, и что трагедию Дрездена впоследствии использовали в своих целях все кому не лень, от нацистов и коммунистов до нынешних левых и правых радикалов. "Обращение с бомбардировками Дрездена служит особо наглядным примером тому, насколько сложным по сей день остается преодоление немецкого прошлого", - указывает в издании Focus социолог из университета Зигена Йоханнес Кисc (Johannes Kiess)

0

Ну и для сравнения - материал ВВС...

75 лет бомбардировке Дрездена. Почему этот город был уничтожен в 1945 году?

Тоби Лакхерст Би-би-си

"Этот огненный смерч ошеломляет... Безумный страх охватывает меня , и я начинаю повторять про себя одну простую фразу: "Я не хочу заживо сгореть". Не знаю, через скольк о людей я перешагнул. Я знаю только одно: я не должен сгореть".

13 февраля 1945 британская авиация нанесла удар по Дрездену. За несколько дней британцы вместе со своими американскими союзниками сбросили на город 4000 тонн авиабомб.

В разбушевавшемся огне погибло 25 тыс. человек, сгоревших или задохнувшихся от нехватки кислорода в этом опустошенном городе.

Дрезден не был единичным случаем. Союзники сбрасывали бомбы на Кельн, Гамбург и Берлин, убивая десятки тысяч человек и сжигая дотла значительные районы. Бомбежкам были подвергнуты и японские города - Токио, Хиросима и Нагасаки.

Однако именно эта бомбардировка стала наиболее противоречивым актом союзников во время Второй мировой войны. Звучали вопросы по поводу военной значимости Дрездена. Даже премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выражал сомнения в необходимости бомбежки сразу после воздушной атаки.

"Мне кажется, что настал момент, когда вопрос бомбардировки немецких городов просто ради устрашения, хотя и под другими предлогами, должен быть пересмотрен, - писал он в докладной записке. - Уничтожение Дрездена остается серьезным доводом против бомбежек союзников".

Этот материал содержит шокирующие изображения

Дрезден - столица Саксонии. До войны этот город называли Флоренцией на Эльбе и шкатулкой с драгоценностями - за местный климат и архитектуру.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Цветной снимок Дрездена был сделан в 1900 году, на нем видны здания, уничтоженные при бомбардировке

К февралю 1945 года Дрезден находился всего в 250 км от Восточного фронта, где нацистская Германия все еще удерживала оборону от наступавших советских войск. Шли последние месяцы войны.

Дрезден тогда был крупным промышленным и транспортным узлом. Множество располагавшихся здесь фабрик и заводов производили боеприпасы, части для самолетов и прочее снаряжение для гитлеровских войск.

Войска, танки и артиллерия проходили через Дрезден - как по земле, так и по железной дороге. Сотни тысяч немецких беженцев, спасавшихся от боевых действий, также оказались в этом городе.

На тот момент, как заявляло командование британских Королевских военно-воздушных сил, Дрезден оставался самым крупным городом Германии, который еще не был подвергнут бомбардировкам.

Командование ВВС союзников решило, что авиаудар по Дрездену может помочь союзнической Красной армии, так как он остановит передвижение нацистских войск и помешает эвакуации немцев с востока.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Самолеты сбрасывали как фугасные, так и зажигательные бомбы

За пять лет войны налеты на немецкие города бомбардировщиков британских ВВС участились и стали мощнее. Самолеты сбрасывали как фугасные, так и зажигательные бомбы: первые взрывали здания, вторые приводили к пожарам, причиняя дальнейшее разрушение.

Прежние авианалеты полностью сровняли с землей некоторые города Германии. В 1943 году сотни британских бомбардировщиков приняли участие в бомбежке Гамбурга, известной как "Операция Гоморра".

Из-за засушливой жаркой погоды это налет вызвал огненную бурю такой силы, что город был практически полностью уничтожен.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Большая часть Дрездена была разрушена в ходе бомбардировки союзников

Авиаудар по Дрездену начался 13 февраля. Около 800 бомбардировщиков во главе с авиацией наведения, которая сбросила сигнальные ракеты, обозначив место для нанесения удара в районе спортивного стадиона "Острагеге", достигли Дрездена в эту ночь.

Всего за 25 минут британские самолеты сбросили более 1800 тонн бомб.

Как это было принято в годы Второй мировой, американская авиация последовала за британской в дневное время.

Более 520 самолетов военно-воздушных сил США в течение двух дней участвовало в этих авианалетах. Их целью были железнодорожные сортировочные станции, но по сути они наносили удары и по значительной части центра города.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Дрездене от огня и угарного дыма погибли десятки тысяч жителей Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Были разрушены многие исторические здания

Мирные жители города были охвачены ужасом. Многие, услышав звуки сирен, укрылись в убежищах.

Однако первый удар лишил город электричества, и люди стали выходить на поверхность как раз перед началом второй волны бомбежки.

Многие, спасая от огня, падали замертво от нехватки кислорода. Очевидица тех событий Маргарет Фрейер так описала спасавшуюся женщину с ребенком: "Она бежит, падает, и ее ребенок, описав дугу, летит прямо в огонь... Женщина остается лежать на земле, совершенно неподвижно".

Американский писатель Курт Воннегут был тогда военнопленным, он выжил при бомбежке Дрездена.

"Дрезден превратился в сплошное пожарище. Пламя пожирало все живое и вообще все, что могло гореть", - написал он в своей книге "Бойня номер пять".

Он сравнивает разбомбленный Дрезден с лунным ландшафтом: "Дрезден был похож на Луну - одни минералы. Камни раскалились. Вокруг была смерть".

В общей сложности в ходе этой операции британцы потеряли шесть бомбардировщиков, из них три - в результате того, что в них случайно попали бомбы, сброшенные своими же. Американцы потеряли один самолет.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Дрезден лежал в руинах еще несколько лет. Фото 1946 года. Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption На то, чтобы разобрать завалы, ушли годы Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Многие районы Дрездена в годы ГДР не восстанавливались. Дрезденский замок в 1969 году

Нацистская Германия незамедлительно воспользовалась этой бомбардировкой, чтобы нанести пропагандистский удар по союзникам. Министерство пропаганды заявило, что в Дрездене не было никакой военной промышленности, что это всего лишь центр культуры.

И несмотря на то, что городские власти сообщали о 25 тыс. погибших (с этой цифрой соглашаются и современные историки), нацисты утверждали, что в Дрездене погибло 200 тыс. мирных граждан.

В Британии Дрезден был известен как туристическая достопримечательность, поэтому многие члены парламента и общественные деятели усомнились в том, стоило ли наносить этот авиаудар.

Однако американские и британские военные стратеги настаивали, что эта операция была необходима, так же, как и бомбардировки других немецких городов, поскольку они разрушали промышленную инфраструктуру, транспортную систему и дома, где жили рабочие, трудившиеся на военных объектах.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Церковь Богородицы, или Фрауэнкирхе, прослужив десятки лет военным мемориалом, была восстановлена на пожертвования, собранные в Великобритании и США, фото 2004 г. Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Дрезден вырос из обломков, но в нем по-прежнему видны следы той самой бомбардировки, фото 2015 г.

В опубликованном в 1953 году американском отчете об этом историческом эпизоде говорится, что в ходе бомбардировки было уничтожено или серьезно разрушено 23% промышленных зданий города и по меньшей мере 50% жилого фонда.

Тем не менее, говорилось в отчете, Дрезден был "оправданной военной мишенью", и этот авиаудар ничем не отличался от "принятой политики проведения бомбардировок".

Споры по поводу воздушных операций союзников и конкретно бомбардировки Дрездена ведутся до сих пор. Историки задаются вопросом: действительно ли они помешали нацистам в их наступлении или же просто причинили гибель мирных граждан, особенно бессмысленную ближе к концу войны?

В данном случае - в отличие от десантных операций, таких как высадка в Нормандии - труднее понять, насколько это помогло союзникам победить в войне.

Некоторые утверждают, что это явный моральный просчет союзников, если не военное преступление. Однако другие говорят, что подобные бомбардировки были необходимой частью войны на уничтожение нацистской Германии.

Этот фрагмент истории взяли на вооружение различные конспирологи, крайние правые и экстремисты, среди которых и те, кто отрицает холокост. Они приводят данные погибших в их нацистской трактовке и отмечают бомбардировку Дрездена как трагическую дату.

Прошло 75 лет, но это событие по-прежнему вызывает много эмоций и споров.

А что Дрезден??? Ну вот что все носятся именно с Дрезденом???
Союзники бомбили ВСЁ подряд все города
Гамбург - 37 554 человека, погибли в результате той грандиозной операции союзников в конце июля - начале августа 1943 г. Из каждой тысячи человек населения тогда погибло в среднем 22,1 человека. 25 965 человек, или почти 70 % погибших, проживали в расположенном в центре города районе Grossbezirk Mitte. Соотношение жертв в этом районе составило 59,6 человека на тысячу его жителей. В районе Grossbezirk Mitte число погибших женщин было на 45 % выше количества жертв среди мужчин. А число людей, погибших в жилых зданиях Grossbezirk Mitte, оказалось еще выше, по сравнению со средними данными по центральным районам. Потери здесь составили 18 500 человек, то есть более половины из официально зарегистрированного общего числа погибших.
Так, например, в районе Хаммербрук средние потери составили 361,5 человека на тысячу, то есть каждый третий нашел свою смерть в пламени пожаров. В двух других районах эти данные составляют соответственно 267,2 и 160 человек на каждую тысячу жителей.
Число погибших в результате бомбежек союзников в Гамбурге превышает количество погибших в целой земле Бавария. Но даже эта цифра 37 554 не отражает точное число жертв. После проведенных в течение ряда лет исследований стало ясным, что сюда следует добавить еще как минимум 17 372 человека.

То, что произошло во время широкомасштабных воздушных ударов с применением огромного количества зажигательных бомб, было за пределами всей предыдущей практики городских служб и населения.
Пока пожарные и представители гражданской обороны пытались бороться с первыми пожарами и откапывать первые жертвы из-под развалин, имея все шансы спасти людей, на плотно застроенные жилые кварталы восточной части города обрушился второй мощный удар. Возникли очаги многочисленных пожаров, которые вскоре разрослись в огненное море, затопившее целые кварталы, уничтожавшее все и всех на своем пути.
Третья и четвертая волна бомбардировщиков завершила разрушительную работу. Огонь обрушился на те районы города, которые пощадили прежние бомбардировки. Одновременно бомбежкам подверглись два соседних небольших городка Эльмсхорн и Ведель, куда стекался поток беженцев из Гамбурга. Эти операции, осуществленные Королевскими ВВС под покровом ночи, явно были рейдами террора. В дневное время бомбардировщики ВВС США атаковали военные и промышленные объекты в районе доков, в первую очередь верфи, где строились боевые корабли и подводные лодки. Американцы применяли в основном фугасные бомбы.
Смелые попытки бороться с огнем в самом городе, которые на первых этапах бомбардировок предпринимали бригады пожарных с помощью сил гражданской обороны и населения, вскоре были пресечены новыми и новыми потоками зажигательных бомб, падавших на крыши, а затем с крыш. Повсюду сразу же возникли новые пожары. Наконец, из-за острой нехватки воды, работы по тушению огня были полностью парализованы. Некоторое представление об интенсивности воздушных налетов может дать тот факт, что на один из участков размером примерно 75 на 45 метров было сброшено 65 зажигательных бомб, четыре емкости с фосфором и одна фугасная бомба. На один из средних заводов англичане сбросили 155 зажигательных бомб. Эти цифры отражают не только степень той катастрофы, что пришлось пережить городу. Они дают примерное соотношение между весом сброшенных на Гамбург зажигательных и фугасных бомб.
Городская система водоснабжения получила 847 прямых попаданий фугасными бомбами, и очень скоро водопровод был уже не в состоянии обеспечить даже насущные нужды населения. Это значительно затрудняло работу городских пожарных команд. Пожарные получали столько вызовов, что были просто не в состоянии с ними справиться. Городские власти рассчитывали на получение помощи извне, но что можно было поделать, когда пожары одновременно охватили 16 тысяч зданий, а городские кварталы раскалились до ужасающих температур (более 800 градусов по Цельсию), когда пламенем были охвачены не отдельные дома, а целые районы? Жар приводил к тому, что пламя охватывало все новые и новые здания, и это происходило настолько быстро, что сотни пытавшихся спастись мужчин, женщин и детей сгорали заживо прямо на улицах и площадях.
Во многих местах горевшие руины источали такой жар, что даже после того, как удавалось сбить само пламя, проходило несколько дней, прежде чем можно было просто пытаться попасть на эти улицы. В районах возгорания только через 30 часов после окончания налетов можно было разглядеть хоть что-то при естественном освещении. До этого плотные облака черного дыма, смешанного с пылью, полностью заслоняли даже безоблачное небо.

Точно так же Хиросима и Нагасаки - это хорошо, но был Токио, где ами точно также фугасками и зажигалками работали по хижинам япов из бумаги и дерева, и где потери были больше чем в Х и Н.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ - бомбёжки Мурманска и Сталинграда - где сожаление и переживания по убитым гражданским???
Немцам просто прилетела ответка - и да, Герника, задуманная Шпеерле была первой - так что "аз воздам"

Авиация западных союзников нанесла серию бомбовых ударов по столице Саксонии городу Дрездену, который в результате был почти полностью разрушен.

Налет на Дрезден стал частью англо-американской программы стратегических бомбардировок, начатой после встречи глав государств США и Великобритании в Касабланке в январе 1943 года.

Дрезден — седьмой по величине город довоенной Германии с населением 647 тысяч человек. В связи с изобилием исторических и культурных памятников его нередко называли "Флоренцией на Эльбе". Значительных военных объектов там не было.

К февралю 1945 года город был переполнен ранеными и беженцами, спасавшимися от наступающих частей Красной Армии. Вместе с ними в Дрездене насчитывалось, по оценкам, до миллиона, а по некоторым данным, до 1,3 миллиона человек.

Дату налета на Дрезден определила погода: над городом ожидали ясное небо.

Во время первого налета вечером 244 британских тяжелых бомбардировщика "Ланкастер" сбросили 507 тонн фугасных и 374 тонны зажигательных бомб. Во время второго налета ночью, который продолжался полчаса и был в два раза мощнее первого, на город 529 самолетами было сброшено 965 тонн фугасных и свыше 800 тонн зажигательных бомб.

В первой половине дня 14 февраля город бомбили 311 американских В-17. Они сбросили в бушующее под ними море огня более 780 тонн бомб. Днем 15 февраля 210 американских В-17 довершили разгром, сбросив на город еще 462 тонны бомб.

Это был самый разрушительный бомбовый удар в Европе за все годы Второй мировой войны.

Площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила таковую в Нагасаки после ядерной бомбардировки американцами 9 августа 1945 года.

На большей части городской застройки разрушения превысили 75-80%. К числу невосполнимых культурных потерь относятся старинные Фрауенкирхе, Гофкирхе, знаменитая Опера и всемирно известный архитектурно-дворцовый ансамбль Цвингер. При этом ущерб, нанесенный промышленным предприятиям, оказался незначительным. Железнодорожная сеть тоже пострадала мало. Сортировочные станции и даже один мост через Эльбу повреждений не получили, и движение через дрезденский узел возобновилось через несколько дней.

Определение точного числа жертв бомбардировки Дрездена осложняется тем, что в городе на тот момент находилось несколько десятков военных госпиталей и сотни тысяч беженцев. Многие были погребены под обломками рухнувших зданий или сгорели в огненном торнадо.

Число погибших оценивается в разных источниках от 25-50 тысяч до 135 тысяч человек и более. Согласно анализу, подготовленному историческим отделом ВВС США, погибли 25 тысяч человек, по официальным данным исторического отдела британских Королевских ВВС — свыше 50 тысяч человек.

В дальнейшем западные союзники утверждали , что налет на Дрезден был ответом на просьбу советского командования нанести удары по железнодорожному узлу города, якобы прозвучавшую на Ялтинской конференции 1945 года.

Как свидетельствуют рассекреченные протоколы заседаний Ялтинской конференции, продемонстрированные в документальном фильме режиссера Алексея Денисова "Дрезден. Хроника трагедии" (2006), СССР никогда не просил англо-американских союзников во время Второй мировой войны бомбить Дрезден. О чем действительно просило советское командование, так это о нанесении ударов по железнодорожным узлам Берлина и Лейпцига в связи с тем, что немцы уже перебросили с западного фронта на восточный порядка 20 дивизий и собирались перебросить еще около 30. Именно эта просьба и была вручена в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.

С точки зрения отечественных историков, бомбардировка Дрездена преследовала, скорее, политическую цель. Они связывают бомбардировку саксонской столицы с желанием западных союзников продемонстрировать свою военно-воздушную мощь наступающей Красной армии.

После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников