Амурская флотилия сегодня. Амурская военная флотилия в маньчжурьской операции

К концу 20-х годов XX века Советский Союй реально имел лишь Амур-скую военную флотилию. В 1928 г. в составе советского ВМФ появился новый класс кораблей — мониторы. К ним отнесли все амурские башен-ные канонерские лодки, за исключением «Вихря».

В 1927 г. начались работы по их перевооружению и ремонту. На всех четырех кораблях, с ноября 1928 г. переведенных в класс мониторов, сно-ва установили башни, но произвели перевооружение: на «Ленине» (быв-ший «Шторм»), «Красном Востоке» («Ураган») и «Сунь-Ятсене» («Шквал») установили по 8 120-мм орудий в четырех башнях (вместо прежних двух 152-мм в одноорудийных и четырех 120-мм в двухорудий-ных), а на «Свердлове» — 4 152-мм в одноорудийных башнях. Переход на единый калибр облегчил управление огнем. На каждый корабль уста-новили по 2 76-мм, или 40-мм зенитных орудия Виккерса, а взамен обыч-ных мачт — треногие с размещенными на них постами управления ар-тиллерийским огнем.

В 1928 г. флотилия пополнилась авиаматкой «Амур», переоборудован-ной из канонерской лодки «Вихрь» Для этого с него сняли надстройки и все вооружение, тем более что исправной артиллерии на все корабли не хватало. На верхней палубе корабля соорудили большой ангар, в котором размещались 4 гидросамолета МР-1 (поплавковый вариант Р-1), а также не-обходимые ремонтные мастерские и склады. Плавбаза гидроавиации «Амур» имела жилые помещения для команды и летного состава. Откиды-вавшаяся задняя стенка ангара служила для спуска самолетов на воду.

К 1929 г. отремонтировали и ввели в строй мониторы «Свердлов» (быв-ший «Вьюга»), «Красный Восток» (бывший «Ураган»), «Сунь-Ятсен» (быв-ший «Шквал»), «Ленин» (бывший «Шторм»), а также канонерские лодки «Бурят», «Беднота» (бывший «Вогул»), «Пролетарий» (бывший «Вотяк») и «Красное Знамя» (бывший «Сибиряк»). Правда, состав вооружения мо-ниторов изменился. Отчасти это было связано с тем, что в свое время снятая артиллерия на флотилию так и не вернулась. В результате — арт иллерия мониторов стала однородной. Поскольку в наличии оказалось только 4 152-мм орудия, то их установили на «Свердлов», но до 1928 г. эти пушки находились за щитами, так как исправных башен не имелось. «Ле-нин», «Красный Восток» и «Сунь-Ятсен» получили по 4 спаренные 120-мм башни. Кроме этого каждый монитор вооружили двумя 76,2-мм зенит-ными орудиями или 40-мм автоматическими пушками Виккерса.

Изменилось вооружение канонерских лодок «Пролетарий» и «Бедно-та» — на них вместо снятых ранее 120-мм орудий Канэ установили 102-мм пушки с длиной ствола в 60 калибров. Кроме этого они получили вместо 122-мм гаубиц 76,2-мм зенитки Лендера, а «Красное Знамя» — полевую 76,2-мм пушку образца 1902 г. на судовой установке системы лейтенанта Макарова.

В состав Амурской флотилии входили уже известные нам бронекате-ра «Копье» и «Пика», а также «Барс». Последний представлял собой быв-ший моторный катер длиной 17,5 м, построенный в 1908 г. и вооружен-ный 1 37-мм автоматической пушкой системы Маклена и пулеметом. В 1930 г. его разобрали на металл. Бронекатера имели 8-мм бронирование борта, палубы и боевой рубки.

В таком составе Амурская военная флотилия приняла участие в пер-вом после Гражданской войны крупном вооруженном конфликте в 1929 г. на КВЖД. Во время боев советские моряки участвовали в разгроме Сунгарийской военной флотилии. Высаженные с кораблей войска при поддержке корабельной артиллерии завладели городами Лахасусу и Фугдин. За успешные боевые действия Амурская флотилия в 1930 г. удостои-лась ордена Красного Знамени.

Эти события, во-первых, подтвердили необходимость усиления Амур-ской флотилии, так как в том приграничном районе она являлась самой мощной и мобильной группировкой. Во-вторых, помогли командованию ВМФ найти понимание и впоследствии некоторую поддержку у руковод-ства РККА в отношении начала строительства новых речных кораблей. Может быть, именно поэтому при обсуждении кораблестроительных про-грамм вопросов по ним обычно не возникало.

В 1931 г. началось восстановление законсервированных мониторов. Через год два первых из них — «Триандафиллов» («Смерч») и «Вострецов» («Тайфун»), позднее переименованные в «Киров» и «Дзержинский», — всту-пили в строй. Их вооружение также видоизменилось и состояло из 4 130-мм орудий в одноорудийных башнях. В 1934 году вошел в строй последний мо-нитор этого типа — «Дальневосточный комсомолец», некоторое время вы-полнявший роль авианесущего корабля («Амур»). Для его ремонта комсо-мольцы Дальнего Востока собрали 4 млн руб.

При монтаже броневого пояса использовались броневые плиты и обо-рудование с однотипного корабля «Гроза», погибшего во время ледохода в 1921 г. В двухорудийных башнях от 120-мм орудий пришлось размещать по 1 новому 130-мм, что потребовало заделки двух амбразур и устройства одной в центре. Водоизмещение мониторов увеличилось, поэтому для сохранения прежней скорости двигатели заменили более мощными.

Дальнейшее усиление Амурской флотилии шло путем ввода в начале 30-х г. в строй оставшихся 3 мониторов типа «Шквал»: «Дальневосточ-ный комсомолец» (бывшая плавбаза «Амур»), «Дзержинский» (бывший «Тайфун») и «Киров» (бывший «Смерч»). Так как для монитора «Киров» штатной артиллерии не досталось, его вооружили четырьмя 130/55 од-ноорудийными башнями. В 1932 г. вступили в строй отремонтирован-ная канонерская лодка «Монгол» и первые советские бронекатера «Тре-вога» и «Партизан» (во время войны с Японией они будут называться БК-91 и БК-92).

АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ- формирование в составе военно-морского флота. Создана в 1900 для обороны границы по рекам Амур и Уссури. Во время Гражданской войны корабли захвачены японскими интервентами. Воссоздана в 1920. Участвовала в боевых действиях в период советско-китайского конфликта 1929, в Маньчжурской операции 1945 во время советско-японской войны.

Флотилия была создана как временное формирование для защиты форпостов России на Дальнем Востоке. В ее состав входили вооруженные коммерческие пароходы, которые осуществляли воинские перевозки, так как до постройки КВЖД р. Амур была единственным путем сообщения. Б 4904 флотилия была усилена вооруженными пароходами и миноносцами. Во время русско-японской войны 1904-05 суда флотилии перебрасывали войска и грузы в Маньчжурию.

В июле 1906 было принято постановление об учреждении Амурской военной флотилии для обороны пограничной линии амурского бассейна и обеспечения сообщений по р. Амур и постройке для нее специальных военных судов. 10.5 1907 первые канонерские лодки вошли в состав флотилии. В 1910 она насчитывала 8 башенных мореходных канонерских лодок (мониторов), 10 канонерских лодок с малой осадкой, 10 посыльных и несколько вспомогательных судов. Главной базой был Хабаровск.

В декабре 1917 была создана советская Амурская военная флотилия. В ее состав вошли корабли и суда, чьи экипажи перешли на сторону Советской власти. Флотилия принимала активное участие в борьбе с японскими интервентами и белогвардейцами, в установлении Советской власти в Хабаровске и Благовещенске. В марте 1918 канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика», а также отряд моряков флотилии успешно действовали против банд Гамова в Благовещенске. В апреле сводный отряд (около 1000 человек) моряков Сибирской и Амурской флотилий вел бои против отрядов атамана Семенова в Читинской обл. 2 монитора и 5 канонерских лодок флотилии несли сторожевую службу на реках Амур и Уссури и оказывали содействие войскам Красной Армии. В конце июня 1918, когда части мятежного чехословацкого корпуса заняли Владивосток, на Уссурийский фронт прибыли отряд моряков-амурцев и два бронепоезда. Корабли флотилии оказали существенную помощь войскам при отражении наступления врага.

После захвата японскими интервентами 7.9 1918 базы флотилии в Осиповском затоне (у Хабаровска) часть кораблей была затоплена экипажами. Канлодка «Орочанин» в составе Благовещенского отряда вела упорные бои с интервентами до конца сентября, затем отошла вверх по р. Зея, где была приведена в Негодность, а ее экипаж перешел к партизанским действиям. В октябре 1920 японцы увели на о. Сахалин лучшие корабли флотилии — монитор «Шквал», канлодки «Бурят», «Монгол» и «Вотяк», 2 парохода и несколько барж с грузами на сумму более 13 млн рублей золотом.

8.5 1920 в Благовещенске началось воссоздание Амурской флотилии. С 19.4 1921 она была подчинена штабу Морских сил ДВР и в мае перебазировалась в Хабаровск. К лету 1921 вошли в строй мониторы «Шторм» и «Ураган», канлодки «Сибиряк», «Вогул» и «Калмык», 4 вооруженных парохода, 2 плавучие батареи. В октябре в связи с угрозой захвата города белогвардейскими и японскими войсками корабля перешли в Благовещенск. Амурская флотилия участвовала в разгроме белогвардейцев в Приморье. 10.9 1922 в Николаевске с двух канлодок был высажен десант, принявший участие в освобождении Нижнего Амура от белогвардейцев и интервентов. 30.9 отряд кораблей флотилии нанес поражение белогвардейским кораблям на оз. Ханка. Существенную роль сыграли моряки флотилии в ликвидации последних очагов контрреволюции на Дальнем Востоке. С 9.1 1922 флотилия входила в Народно-революционный флот ДВР, с ноября 1922 по сентябрь 1926 — в состав Морских сил Дальнего Востока, затем, в апреле 1927, была переименована в Дальневосточную военную флотилию (главная база Хабаровск) и подчинена Управлению ВМС РККА. В 1929, накануне конфликта на КВЖД, флотилия имела в составе 3 дивизиона кораблей (4 МН, 4 КЛ, 3 БКА, 1 ЗМ), группу тральщиков, десантный батальон, отряд гидроавиации (14 гидросамолетов). В ходе боевых действий во время советско-китайского конфликта флотилия успешно высадила ряд тактических десантов, огнем кораблей взламывала оборону противника, уничтожила Сунгарийскую военно-речную флотилию. 23.4 1930 она была награждена орденом Красного Знамени. В 30-х годах флотилия была оснащена новыми кораблями. 27.6 1931 переименована в Амурскую Краснознаменную флотилию.


Во время Великой Отечественной войны сформированные на флотилии батальоны морской пехоты и другие подразделения (всего более 9,5 тыс. моряков) сражались на сухопутных фронтах против немецко-фашистских захватчиков. В период войны с Японией в 1945 флотилия (6 МН, 11 КЛ, 7 МКА, 52 БКА, 12 ТЩ, 36 КАТЩ и вспомогательные суда) обеспечивала оперативные перевозки высадку десантов, форсирование рек Амур, Уссури, Сунгари. Вместе с частями 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов участвовала в овладении рядом опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии. Впоследствии флотилия была расформирована.

Флотилией командовали: Г. Г. Огильви (декабрь 1917 — сентябрь 1918), В.Я. Канюк (май 1920 1920-июнь 1921), Н. В. Третьяков (август — октябрь 1921), Н. П. Орлов (октябрь 1921 — январь 1922), Е. М. Воейков (ноябрь 1922 -январь 1923), П. А. Тучков (январь -декабрь 1923), С. А. Хвицкий (декабрь 1923 — апрель 1926), В. В. Селитренников (май — сентябрь 1926), Я. И. Озолин (сентябрь 1926 -ноябрь 1930), Д. П. Исаков (ноябрь 1930 -октябрь 1933), И. Н. Кадацкий-Руднев (октябрь 1933 — март 1938), Ф. С. Октябрьский (март 1938 — февраль 1939), Д. Д. Рогачев (1939, врио), А. Г. Головко (июль 1939 — июль 1940), П. С. Абанькин (июль 1940 -июнь 1943; март — сентябрь 1944), Ф. С. Октябрьский (июнь 1943 -март 1944), Ф. С. Седельников (сентябрь 1944 -июнь 1945), Н. В. Антонов (июнь — декабрь 1945).

1 …правильнее сказать, по бывшей базе КАФ, ибо сама Краснознаменная амурская флотилия, начало которой было положено еще в 1908 году, несколько месяцев не дожила до своего девяностолетия (если отбросить те периоды, когда часть расформировывалась, чтобы вновь быть воссозданной).
На снимке можно видеть ядро сил дивизиона пограничных кораблей в обширной гавани между правым берегом Амура и островом Заячьим (его также называют полуостровом из-за насыпной дамбы) в северной части Хабаровска. Подробный рассказ об истории флотилии и о боевых судах я оставлю на долю будущей прогулки, так как вчера и погода не слишком располагала к фотосъемке, и экипировку я продумал слишком слабо, и времени оказалось маловато.

2 С удивлением увидел в гавани ахаичного вида колесный пароход. Вроде бы до конца прошлого века такие дожили в Осиповском затоне в количестве трех единиц (после чего два из них порезали на металл), но я ни разу их еще не видел. Впрочем, слово «дожили» не вполне корректно - как можно видеть, этот пароход наполовину затоплен. Над поверхностью воды находятся только надстройка с рубкой и дымовой трубой, а также едва намечены обводы носа и кормы судна.

3 Похоже, что это «Кемь», спущенная на воду в 1930-х годах заводом в поселке Кокуй на Шилке. Коль это так, пароход успел даже повоевать - с него высаживались десанты в Сунгарийской операции летом 1945 года.
За вырезами в надстройке слева внизу явно скрывается гребное колесо. Стоит отметить, что колесные пароходы в СССР перестали строить только в 1950-х, дольше всех, правда, продержались не пассажирские и грузовые суда, а буксиры (они имели преимущество перед традиционными винтовыми судам при трогании с места и работе на мелководье).

4 Насколько я понял, этот пароход был затерт льдами и затонул в этом затоне в самом конце 1990-х (по крайней мере в середине того деятилетия он еще находился на ходу). Вспомнили о нем в 2008 года, когда увидели капитанскую рубку и трубу, показавщиеся на поверхности во время особенно низкого уровня воды. Предполагалось даже частично восстановить раритет и установить его у городской набережной. Судя по всему, финансирование на эти цели так и не нашли. Чертовски жаль...
Кстати, говорят, чуть в стороне на дне лежит еще один пароход, но в куда худшем состоянии - тот затонул еще в советское время.

5 Огромные, зияющие черными пастями ангары слева предназначались для стоянки судов на воздушной подушки (в частности для «Мурен»), откуда те спускались на воду своим ходом. Впрочем, как мне рассказывали, на практике «Мурены» обычно почему-то стояли под открытым небом, а ангары пустовали.

6 Суда, неспособные передвигаться по суше, поднимали из воды по этим рельсам-слипам при помощи специльных лебедок. Кран же вроде бы служил для разгрузки железнодорожных платформ - на остров заведена специальная ветка.

7 Первый этаж совершенно разоренного здания гидрографической части. Раньше именно ее личный состав занимался разметкой фарватеров на Амуре, установкой гидрографических знаков, предупреждающих о мелях и т.д. Сейчас здание потихоньку разбирают, утаскивая кирпичи, а то и целые плиты. Кто этим занимается - местные жители или же не в меру предприимчивые коммерсанты - сказать сложно.

8 Административный корпус судоремонтного завода №179. Сам завод, насколько мне рассказывали, если ремонтом кораблей сейчас и занимается, то на ничтожную часть своей мощности. По большей же части предприятие простаивает. Впрочем, на его территории производят примитивную мебель, что-то еще. В целом же на территории предприятия царит слабо прикрытая разруха.
На переднем плане можно видеть крутую лестницу, ведущую к заводу с возвышенности, на которой стоит вся северная часть города. В местном фольклоре эта лестница известна как потемкинская.

9 Неприметный вход в бомбоубежище в склоне холма близ главных ворот завода.

10 Подземные переходы и залы тянутся очень далеко, причем в нескольких уровнях. Даже прямой удар внешней вспышки полной мощностью вырвал из тьмы новые и новые дверные проемы, теряющиеся вдали в кромешном мраке. Нижние этажи затоплены, полы завалены мусором. Далеко от входа я уходить не стал.

11 На расстоянии сотни метров от верхней площадки «потемкинской» лестницы стоят два памятника. Этот посвящен павшим в Великой Отечественной войне работника судоремонтного завода, призванных в армию и погибших далеко от Дальнего Востока.

12 А это свидетель более ранних событий - Гражданской войны. Могила (или кенотаф?) революционера Стефана Сусс-Андриевского (1892-1919), согласно надписи, зверски замученного белогвардейцами и интервентами. Про него я ничего не знаю.

13 Так сейчас выглядит то, что некогда являлось воротами парка ДОФ (дома офицеров флота) - забор давно растащили на металл. Вообще-то до судоремонтного завода отсюда буквально рукой подать, но из-за неважного состояния дорог я предпочел сделать изрядный крюк через улицу Руднева.
В старом здании на заднем плане располагается детско-юношеская спортивная школа «Самбо-90». Раньше там была средняя школа, еще раньше вроде бы находилась гражданская поликлиника. Первый этаж здания явно был построен еще до революции, а второй надстроили, как мне кажется, где-то во второй половине 1930-х.
На площадке перед школой еще на закате советской эпохи стояли разнообразные аттракционы, включая карусели.

14 Моряки-амурцы считались в прежние годы завидной партией, и у многих молодых хабаровчанок пользовалась популярностью эта крытая танцплощадка, давно уже пребывающая в состоянии разрухи.

15 Нет, это не пулеметные амбразуры. К танцплощадке пристроена будка киномеханика, и помещение использовалось также как летний кинотеатр. Сейчас же оно привлекает разве что молодежь, предпочитающую шуметь подальше от дома, да любителей городских игр вроде «Энкаунтера».

16 Жилой дом командующего базой. В частности, в нем проживал флагман I ранга Иван Николаевич Кадацкий-Руднев, командовавший флотилией в 1933-1937 годах. Как нетрудно догадаться из последних цифр, был репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Стоит отметить, что командующий флотилией - должность очень высокая, близкая по значению к командующему военным округом, так что дом занимался высшим офицером КАФ полностью, с семьей и соответствующей рангу прислугой.
Уже в более поздние времена здание занимал роддом №3, недавно ставший филиалом городского роддома №1. Некоторое время он стоял законсервированным, но в связи с капитальным ремонтом «единички» филиал временно ввели в строй. Недавно ремонт завершился, и, видимо, медучреждение тут вновь закрывается.
Кстати, тут к нам с уважаемым drtr0jan (который, кстати, и устроил эту экскурсию по базе, за что ему огромное краеведческое и просто человеческое спасибо) прицепились фигурирующие на снимке ухари, таскающие что-то из здания в автофургон. Мол, это федеральный объект, снимать его запрещено, вроде бы даже камеру угрожали отнять. Ясно дело, что это были обычные моськи, ходячие синдромы вахтера, пытающиеся изобразить из себя влиятельных особ, от воли которых может зависеть жизнь и смерть сограждан.

17 Вообще архитектурно западная часть улицы Ильича ничуть не менее интересна, чем восточная, которую я уже показывал в альбоме , посвященному прогулкам в кварталах, прилегающих в базе КАФ.
На снимке фигурирует гинекологическое отделение роддома.

18 Удивило состояние деревянных бараков постройки, скорее всего 1930-х годов. Они, в отличие от своих однотипных собратьев из других уголков города (да той же базы КАФ, только иных кварталов), до сих пор выглядят вполне молодцевато, даже кронштейны козырьков у них шикарные - кованные.
Впрочем, жить в таких домах все равно не слишком приятно, несмотря на то, что они благоустроены (вроде бы есть даже горячая вода) - сырость никуда не девается. Примечательно, что в территории городка существуют даже капитальные трехэтажные кирпичные здания постройки начала XX века, в которые за целое столетие не провели даже банальную канализацию.

19 А в этом доме, стоящем в другой части района, проживал тот самый Николай Гаврилович Хорошев, что возглавлял оборону железнодорожного вокзала Хабаровска от японцев 5 апреля 1920 года. Он пал в том бою со всем своим взводом, но дал возможность вывезти со станции вагоны с боеприпасами на левый берег Амура. Кстати, одно время около первого каменного здания вокзала стоял небольшой монумент в память о том сражении. При строительстве второго здания в 1960-х невысокий памятник заменили табличкой, висевшей справа от главного входа, а в ходе полной реконструкции 2000-х годов исчезла и она (подсказывают, что табличка появилась на новом здании со стороны перрона в ноябре 2008 года, но я еще хочу это проверить).
Кстати, до 1998 года в запечатленном на фотографии здании находилось управление тыла флотилии. В настоящее время здесь располагается общежитие военнослужащих-пограничников части 2492 - по сути дивизиона пограничных кораблей. Номинально упомянутая часть расквартирована в селе Казакевичево прямо напротив китайской территории, однако в последние годы явно наметился перевод оттуда всего, что только можно, в Хабаровск.

20 Еще одно интересное дореволюционное здание, возможно, из числа наиболее старых - камбуз флотилии. Состояние его, увы, оставляет желать лучшего.

На этом завершаю рассказ о вчерашней прогулке по территории базы КАФ в северной части города. Я показал лишь часть уведенных и снятых мною объектов, но обстоятельное повествование, как уже было сказано выше, последует позднее, так как не все было исследовано в свете упомянутых негативных факторов. Кстати, хмурое пасмурное небо к числу таковых можно отнести лишь отчасти - оно стало подходящим настроенческим фоном к прогулке по руинам некогда обширной базы грозной Краснознаменной амурской флотилии.

Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова , которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах , удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.

По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казённые пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооружённые пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури» , «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые баркасы и баржи. Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением. К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа .

Первое соединение появилось в - гг., хотя оно и не было военно-морским.

Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц , расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки , была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия . Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские , амурские , уссурийские казаки . Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до г. - Лухманов, Дмитрий Афанасьевич . Финансирование флотилии было определено из средств сразу двух казачьих войск - Амурского (8976 руб. в год) и Уссурийского (17423 руб. в год) . Также казаки заготовляли дрова и уголь для судов флотилии (с 1898 года на оплату их поставок выделялись 20 % выручки от частных рейсов), но с 1904 года эта повинность была заменена выплатой из войсковых капиталов (2156 руб. в год с Амурского и 4724 руб. с Уссурийского войск) .

Флотилия базировалась на реке Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов , осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года .

В 1930-х годах в ходе масштабной кампании по освоению Дальнего Востока существенно улучшилась база флотилии. В Хабаровске в 1932 году открылся судостроительный завод «Осиповский затон» (ССЗ № 368, впоследствии судостроительный завод им. С. М. Кирова). С 1934 года интересы Речфлота обслуживал Сретенский судостроительный завод, созданный в Кокуе на базе небольших гражданских верфей и филиалов заводов. Для Военно-Морского Флота и пограничников этот завод строил вспомогательные суда и катера. Но крупнейшим судостроительным предприятием на Амуре стал судостроительный завод № 199 им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в г. Комсомольск-на-Амуре , строивший корабли с 1935 года. Ремонтные базы действовали в Хабаровске и Комсомольске.

27 июня 1931 года флотилия переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию . В предвоенные годы, с 1935-1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошёл один из первенцев советской мониторной программы - монитор «Активный» (1935 год), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 (БКА пр. 1124) с двумя танковыми башнями (или с одной башней и установкой типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней. Первых к 1945 году насчитывалось 31, вторых - 42. Кроме того, к 1941 году флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, переоборудованными из речных пароходов, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

Ко времени зенита своей военной мощи в 1945 году флотилия состояла из 1-й, 2-й и 3-й бригад речных кораблей с базированием в Хабаровске (каждая бригада состояла из 2-3 мониторов или двух дивизионов по 2-4 канонерских лодок, двух отрядов бронекатеров по 4 единицы, дивизиона из 4 тральщиков, одного-двух отрядов катерных тральщиков и отдельные корабли), а также Зейско-Буреинской бригады речных кораблей с базированием на Благовещенск (1 монитор, 5 канонерских лодок, два дивизиона бронекатеров, всего 16 БКА, дивизион из 3 тральщиков, отряд катерных тральщиков, два отряда глиссеров), Сретенского отдельного отряда речных кораблей (8 бронекатеров в двух отрядах и два глиссера), Уссурийского отдельного отряда из 3 бронекатеров с базированием в Имане , Ханкайского отдельного отряда из 4 бронекатеров и Охраны рейдов главной базы флотилии. Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 28 76-мм орудий, 18 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» и 24 20-мм зенитных автоматов «Эрликон». Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось 27 ЛаГГ-3 , 13 Фуюань , Сахалян, Айгунь, Фуцзинь, Цзямусы и Харбин , обстреливала японские укрепленные сектора, захватила в Харбине корабли Сунгарийской речной флотилии Маньчжоу-Диго .

После войны флотилия пополнилась трофеями, среди которых наиболее ценными стали четыре канонерских лодки японской постройки, ранее принадлежавших маньчжурской Сунгарийской флотилии. Кроме того в строй вступили 40 новых, более защищённых и с лучшим вооружением, бронекатеров проекта 191М, которые поистине могли считаться «речными танками». Наконец для устья Амура в 1942-1946 гг. были построены три мощных монитора проекта 1190 (типа «Хасан») , которые короткое время состояли и в Амурской флотилии. Тем не менее, с начала 1950-х гг. в СССР начинается упадок речных флотилий. Для них не строятся новые корабли. Не последнюю роль сыграло и образование в 1949 году первоначально дружественной Китайской Народной Республики . К 1955-1958 гг. все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, а входившие в их состав корабли и катера пошли на слом. Это было недальновидно, так как бронекатера не требуют для сохранения больших затрат - их легко хранить на берегу в законсервированном виде, как некогда хранилось огромное количество танков, артиллерии и автомобилей. Амурская флотилия была расформирована в августе 1955 года . Вместо неё создана Краснознаменная Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота .

ПСКР-200, ПСКР 4-го ранга (артиллерийский катер проекта 12130 «Огонёк»)

Катер проекта 14081М «Сайгак», принадлежит Федеральной таможенной службе.

С началом 1960-х годов отношения СССР и Китая стали резко ухудшаться. Беззащитность реки Амур стала настолько очевидной, что военное руководство страны было вынуждено срочно возрождать военно-речные силы. В 1961 году создана Амурская бригада (впоследствии дивизия ) речных кораблей ТОФ . Для неё пришлось строить новые корабли: основу речных сил составили артиллерийские катера проекта 1204, которых в 1966-1967 гг. построили 118 ед., а также 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208, построенных в 1975-1985 гг. Первые должны были стать заменой прежних бронекатеров, вторые - речных мониторов. Однако, по мнению специалистов и военных, полноценной замены не получилось: если бронекатера пр. 191М создавались именно для войны как «речные танки», то новые артиллерийские катера скорее представляют собой патрульные катера мирного времени с противопульной защитой. МАКи пр. 1208 по разным причинам получились также не очень удачными. Кроме того, специально для пограничников в 1979-1984 гг. построили одиннадцать пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 (на основе МАК пр. 1208), а для штабных и управленческих целей - в те же годы восемь ПСКР Амурская пограничная речная флотилия . В 2003 году разрезаны на металлолом МАКи (малые артиллерийские корабли), часть десантных кораблей «Мурена» (остальные проданы Южной Корее) . По состоянию на 2008 год кроме нескольких десятков пограничных сторожевых кораблей (например, проекта 1248 «Москит») и катеров, от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль - малый артиллерийский корабль «Вьюга» . В 2009 году за Пограничной службой на Амуре числилось 15 (возможно уже списаны), 1 речной малый артиллерийский корабль проекта 1208 «Слепень», от 7 до 9 речных артиллерийских катера проекта 1248.1 «Москит», 8 речных бронекатеров управления проекта 1249 и 3 артиллерийских бронекатера проекта 12130 «Огонек» .

Расформирована 11 ОБРПСКР (Джалинда), Дивизион ПСКа в составе Сковородинсого ПОГО

ПСКР проекта 1248, ПСКР проекта 1249, 18 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371

2 ПСКР проекта 1248, 2 ПСКР проекта 1249, ПСКР проекта 1208, 12 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371, 3 МАКа, 2 «Сайгака», 3 танкера (2 больших и 1 маленький), 2 самоходные баржи, 1 невооружённый речной катер, 2 танковоза

ПСКа разных проектов, ПМКа проекта 1398 «Аист», а также группа ПМКа в пос. Приаргунск (подчиняется командиру ОДнПСКа)

Оригинал взят у habarnew в Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году.Ч.3 Десант в Фуюань.09.08.1945

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году.Ч.3 Десант в Фуюань.09.08.1945
продолжение.
Начало:
Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. Сунгарийский поход.
Часть первая.
КАФ в годы Великой Отчественной войны.Подготовка к войне с Японией.http://habarnew.livejournal.com/283.html

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году.
Часть вторая: Противник. Сунгарийская флотилия Маньчжоу-го. http://habarnew.livejournal.com/669.html

Являясь важным узлом обороныи находясь в 61 км от Хабаровска(в начале пограничной части Амура),Фуюань давал японским войскам возможность препятствовать кораблям КАФ и судам Амурского пароходства свободному плаванью от Хабаровска вверх по Амуру.Ликвидация этого пункта обороны устраняла данное препятствие.


1.Канонерская лодка "Пролетарий" ведет огонь по японским укреплениям в районе Фуюаня

расположен на высоком,скалистом берегу. Сопкина которых он располагается, доминируют над окружающей территорией и хорошо видны из Хабаровска. Такая местность, заросшая кустарником, сильно пересеченная, давала возможность противнику скрытно оборудовать оборонительные сооружения, строить долговременные огневые точки, незаметно передвигаться и сосредотачиваться в нужном направлении.

Все действия пограничников и разведслужб флотилиивсе жене позволили установить наличие и местарасположения огневых средств,а также полностью вскрыть систему обороны противника.

Поэтому призахвате Фуюаня фактор внезапности игралрешающее значение. Было важно правильно выбрать место высадки первого десанта для захвата плацдарма. Дальнейший ход событий подтвердил правильность оценки и расчетов командования. Внезапно высаженный десант не только захватил намеченный плацдарм,но и овладел первой линией обороны японцев.

Это обеспечило беспрепятственныйподходкораблей со вторым эшелоном десанта, успешную его высадку и организацию дальнейшего наступления.

Взаимодействие между кораблями и десантом было отработано заранее,во время многочисленных тренировок. Такие учения проводились еще с предвоенных времен.Они всегда проводились совместно с армейскими подразделениями. На них отрабатывались приемка,

размещение десанта, обязанности личного состава на переходе, высадка на берег занятый «противником»,а также организация огневого взаимодействия.


2.Схема боевых действий в районе узла обороны Фуюань

В ночь с 8 на 9 августа 1945 года корабли 2 бригады речных кораблей КАФ сосредоточились в р-не селения Верхне-Спасское, расположенного на левом берегу Амура напротив населенного пункта Фуюань. Подготовка к операции шла под прикрытием острова Малайкин, надежно прикрывавшегокорабли от глаз противника. Дополнительным фактором, увеличившим скрытность,стала очень темная ночь и полное соблюдение мер свето - и шумомаскировки на кораблях и в войсках. Наличие этого острова было большой удачей, позволившейскрытно сосредоточится в непосредственной близости к месту предстоящих боевых действий, незаметно принять десант, организовать взаимодействие с артиллерией мониторов, занявших огневые позиции за этим островком.


3.Бронекатер №13 пр.1124.Довоенное фото.Катер до модернизации. Фотография из коллекции Киселева А.П.

До рассвета на 4бронекатера второго отряда бронекатеров-БК№21,БК-13,БК-22,БК-24,был о принята рота автоматчиков в количестве 200 чел..Кроме автоматов, на вооружении десантабыл и ручные пулеметы и минометы. Каждый БК принял около 50 автоматчиков,1 пулемет и 1 миномет.

4.Посадка десанта на БК пр.1124. в одной из амурских проток.Фотография из коллекции Киселева А.П.


5.Бронекатера пр.1124 Амурской флотилии в ожидании начала боевых действий.Фотография из коллекции Киселева А.П.

Задачей отряда бронекатеров состояла во внезапном броске быстро преодолеть водный рубеж, высадить первую волну десанта, захватить плацдарм, удерживая его до второго эшелона, обеспечить его высадку на захваченный плацдарм.

Были определены два пункта высадки. 1.В устье полноводной, не широкой речкиНунгдян , в месте ее впадения в Амур,где был удобный для десантирования распадок(Южная часть поселения, десант с бронекатеровБК№13 и №21) . 2.ВСеверной части Фуюаня, рядом с небольшой пристанью десант с бронекатеров №22 и №24. Командование отрядом бронекатеров осуществлялось с БК-21.

Сразу после выхода бронекатеров из-за острова, БКА№ 13 начал пристрелкуиз носового орудия по узлу сопротивления. По результатам пристрелки,переданным другим катерампо радио, все четыре БК одновременно произвели пуск из реактивных установок. Сразу,после залпа бронекатера произвели поворот влево на 90 градусов, полным ходом пошли к местам высадки.

Залпиз реактивных установок был очень эффектным - одновременный пуск 160 130 -мм снарядов не оставлял никого равнодушными, вызывал большие разрушения и пожары, сеял панику среди японцев.

Действия БК были настолько внезапными и стремительными,во время форсирования Амура,а затем и при высадке,что обороняющиеся не смогли своевременно организовать сопротивление. При подходе к берегубронекатера открыли плотный огонь из пулеметов по местам высадки, густым кустарникам и постройкам.

Десант высадился на берег незамедлительно, сразу после касания форштевней. Высадка прошла успешно, без потерь.

Сразу после высадки, по одному катеру из каждой группы отошли от берега и начали маневрируя подавление арт-огнемуже засеченных огневых точек противника. Два других катера остались на местах высадки, поддерживая арт-огнем с места, по заявкам командира десанта. Управление арт-огнем осуществлялось группами управления, высаженными с этих катеров.

Фактор неожиданности и быстроты продолжал действовать некоторое время. Обороняющиеся не были готовы к организованному сопротивлению. Пользуясь благоприятной ситуацией наш десант захватил плацдарм,организовал круговую оборону при поддержке бронекатеров и удерживал его.

Постепенно обстановка начала прояснятся- стало понятно, что в непосредственной близости к берегу отсутствуют мощные укрепления противника. Они размещались на возвышенностях и, со временем,стали вести огонь по десанту.

Вскоре,в Фуюане началось настоящее сражение. Обе стороны применяли все виды стрелкового оружия, пулеметы и минометы. Эпицентры интенсивного огня перемещались с одного места на другое. Начали поступать первые раненые.

Через два часа после высадки первой волны десанта к пристани подошла канлодка «Пролетарий» с десантом. Следом,через пол часа, подошла плавзенитная батарея 1232.При подходе к берегу они не встретили противодействия со стороны противника.

По другим данным канлодка «Пролетарий попала под шквальный ружейно-пулеметный огонь.Вскоре японцы выкатили из укрытия пушку и начали бить по канонерке огнем прямой наводки.Ответным огнем орудие было подавлено. Во время боя многие матросы из экипажа корабля были ранены, но не покинули свой пост, продолжали вести бой.


6.Канонерская лодка "Пролетарий" на Амуре.1945 год.
Взято: http://tsushima.su/forums

Личный состав бронекатеров обеспечил швартовку и высадку десанта с причаливших кораблей.

Вскоре десант вступил в бой и начал теснить окопавшегося на вершинах противника.

Личный состав первой волны десанта, какое-то время действовал вместе со вторым эшелоном, но позже был отозван в распоряжение коменданта населенного пункта Фуюань, назначенного к этому времени.

В ходе боя были захвачены первые пленные японцы.Одного из них (офицера) допрашивал представитель разведотдела флотилии на пристани Фуюань.Навопрос;»знали ли Вы в Фуюане о том,что на рассвете 9 августа начнется наступление советских войск в Маньчжурии и,в частности,на Фуюань?» Пленный офицер ответил: «Нет не знали.Подход ваших кораблей и войск к Фуюаню мы не заметили»

По инициативе командира плавбатареи вместе с армейцами была высажена небольшая группа корабельного десанта, возглавляемого старшиной 1 статьи Николаем Голубковым.

На одной из возвышенностей по десанту открыл огонь дот, обстреливаяиз крупнокалиберного пулемета. Наступление десанта было остановлено.Десант начал нести большие потери от огня дота. Николай Голубков и его подчиненный,старший матрос Патрушев, решили незаметно для противника приблизится к доту и забросать амбразуру гранатами..Но ближе чем на расстояние броска гранаты, подобрать не получилось - из-за открытой местности.

Выждав наиболее благоприятный момент,Николай Голубков,бросившись к амбразуре, закинул в нее одну за другой две гранаты. На некоторое время огонь дота прекратился. Этого было достаточно,чтобы наступающие десантники приблизились, окружилидот и заставили его замолчать.

Рядом с Голубковым был Патрушев. Оба они погибли в этом бою. За проявленное мужество и героический поступок старшина 1 статьи Николай Голубков был удостоен звания Героя Советского Союза.

Вместе с Голубковым сошли на берег и мужественно сражались краснофлотцы Петр Попков, Михаил Тюрин, Николай Землин и Макар Пузанов. Эти отважные моряки атаковали японскую казарму, в которой засела большая группа японцев. Открытая атака казармы была рискованной, так как японцы могли легко разделаться с с небольшой группой советских моряков. Петр Попков,прослуживший на флотилии 12 лет, принял верное решение: он расставил своих боевых товарищей в засады вокруг казармы,откуда просматривались и простреливались подступы к зданию, а сам бросился к ближайшей двери и распахнул ее. В первой комнате никого не оказалось. Моряк направился в следующую. Инстинктивно увидел что с улицы,из окна на него нацелена винтовка. Японский солдат выстрелил и ранил Попкова, но тут же был сражен ответным выстрелом. Во второй комнате Попков увидел, как из окна выпрыгивают японские солдаты. Однако скрыться им не удалось, так как они попали под огонь моряков, находившихся в засаде. Вскоре стрельба и взрывы гранат слышались со всех сторон. В жарком бою был смертельно ранен Михаил Тюрин. 19-летний краснофлотец Николай Землин оказался лицом к лицу с японским офицером и в схватке с ним был ранен.С помощью подоспевшего товарища офицер был уничтожен.Бой у казармы завершился полным разгромом японского подразделения.


7,8,9.

Около 8 часов,то есть через полчаса после высадки десанта, узел сопротивления Фуюань был взят,а к 16 часам город был был полностью освобожден от разрозненных групп противника. В боях за Фубань противник потерял до 70 человек убитыми, свыше 100 ранеными и 150 плененными.Наши потери 21 человек убит и 51 ранен.

После боя, тела Голубкова и Патрушева и Тюрина были перевезены на наш берег и временно захоронены на Верхне-Спасской пограничной заставе. А после окончания военных действий с Японией их перевезли в Хабаровск и похоронили на базе КАФ.(Об этом захоронении и памятнике у меня будет отдельный рассказ.)

В наши дни, взору всех находящихся на борту проходящих мимо Фуюаня кораблей,открывается вид на стоящий, на скалистом берегу,высокий обелиск. Он установлен в память погибшим при захвате Фуюаньского узла обороны советским воинам.


10,11,12.Мемориал погибшим совеским войнам в Фуюане.Фотографии thethecooper



13.Фото с сайта Википедия.

За успешную высадку десанта,при захвате Фуюаньского узла, командир канонерской лодки «Пролетарий» старший лейтенант Сорнев Игорь Андреевич получил звание Героя Советского Союза. Канлодка «Пролетарий» стала гвардейской.


14.


15. Командующий Амурской флотилии контр-адмирал Антонов Н.В. награждает личный состав флотилии.Взято.