Кл час что такое совесть. Что такое совесть классный час (6 класс) на тему

Классный час на тему «Стыд и совесть», 7-8 класс

К 12-13 годам подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Более того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они ежедневно видят на экранах телевизора. А между тем по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребенок допускается к исповеди), а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу. В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления. По мнению авторов, классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 классе.

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Подготовительная работа: поручить 2 ученикам выяснить по словарю значение слов «совесть», «стыд», подобрать словосочетания, пословицы с этими словами.

Оформление : написать на доске:

Определения:

Стыд - осознание вины за свой поступок.

Совесть - наш внутренний судья.

Пословицы:

1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

2. Совесть без зубов загрызет.

3. От человека утаишь, от совести не утаишь.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

7. Правда, как оса, лезет в глаза.

План классного часа

I. Вопрос-тест.

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

III. Интерактивная беседа.

IV. Словарная работа.

V. Игра «Чего нужно стыдиться?».

1. Ситуация первая.

2. Ситуация вторая.

3. Ситуация третья.

VII. Проблемная ситуация «Суд совести».

VIII. Упражнения для совести.

1. «Минута раскаяния».

2. «Минута прощения».

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?».

X. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вопрос-тест

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это

учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.)

Примерные ответы детей:

Страшнее вызов родителей, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

Лучше минута позора перед классом, чем перед родителями.

Если учитель вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой - лучше пусть вызывает родителей!

Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова - позор.

Только не родителей!

А мне все равно!

II. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ.)

Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте стой же кружкой.

Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, - ответил слепой.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель.

Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)

IV. Словарная работа

Классный руководитель. Что же такое совесть? стыд? Об этом нам расскажут (имена, фамилии). Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

(К доске выходят два ученика, читают словарные статьи.)

Ученик I. Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Ученик 2. Совесть - это драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этого слова в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля. (Читает свои записи.) Совесть - внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью, с чистой совестью. Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». (Читает.) Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Ученик 2. Стыд - это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.

(Читают пословицы.)

V. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)

(Учитель читает.)

Физические недостатки;

Некрасивые поступки;

Поношенная, но аккуратная одежда;

Старомодная одежда;

Неряшливый вид;

Непрестижная работа родителей;

Твое «простое» происхождение;

Невежество, необразованность, безграмотность;

Вульгарная внешность;

Грубое, бездушное отношение к людям.

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

1. Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите?

(Дети высказываются.)

2. Ситуация вторая

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель п°ставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, к°торые увидел в ее тетради. Ваши действия?

(Дети высказываются.)

3. Ситуация третья

На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. Вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этом случае поступить по совести?

(Дети высказываются.)

VII. Проблемная ситуация «Суд совести»

Классный руководитель. Совесть - это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова - все человек должен подвергать строгому суду своей совести. И какое облегчение чувствуешь, когда снимаешь с души тяжесть, очищаешь свою совесть.

Послушайте историю, которую рассказал один мой бывший ученик.

В 7 классе Сергей был непослушным, хулиганистым мальчишкой. Ребята считали его лидером, потому что он постоянно придумывал всякие развлечения.

Однажды на уроке ему удалось стащить у одной девочки, Тани Ивановой, сумку со сменной обувью и выбросить ее в открытое окно. Малыши, увидев чужие старые ботинки, забросили их в глубокую лужу.

После уроков у ребят был матч с 7 «Б», и Сергей совсем забыл про эти несчастные ботинки. Он сбегал домой, пообедал, переоделся, потом полтора часа честно отстоял на воротах, не пропустив ни одного гола.

Уже на последних минутах матча он увидел, как из дверей школы вышла Иванова, как шлепала в домашних тапочках по грязи, размазывая по щекам слезы. Сергей подозвал ребят, и они хохотали, глядя на эту раззяву.

А вечером у них в подъезде был скандал. Из квартиры Ивановых раздавались крики. Пьяный отец кричал, что заставит Таньку ходить босиком или в кирзовых сапогах, так как она не умеет беречь свои вещи.

Сергей надел наушники, включил музыку и принялся делать уроки. Смеяться почему-то совсем не хотелось. А ночью он никак не мог уснуть, что-то противно царапало в сердце, мешало, не давало покоя. Он вспоминал все события дня: заплаканная Иванова, шлепающая по лужам в домашних тапочках, голос ее пьяного отца, жалобный лепет матери - как ни уговаривая себя Сергей, как ни оправдывал, но получалось, это он был виноват во всем- Решив, что утро вечера мудренее, Сергей уснул.

А на следующее утро скорая помощь увезла Иванову в больницу с воспалением легких. Вот тут Сергей и понял, как может грызть совесть.

У него были деньги, которые он копил на велосипед. В обувном магазине Сергей купил на эти деньги женские ботинки 38-го размера, как у своей мамы, и пошел в больницу проведать Иванову.

Он сказал, что пришел по поручению классного руководителя, положил на кровать пакет с ботинками и убежал. Попросить прощения у Ивановой он так и не решился.

Придя домой, он по привычке включил компьютер, надел наушники, включил музыку. И вдруг, вспомнив жалкое, испуганное и удивленное лицо Ивановой, Сергей почему-то заплакал. Он проплакал несколько минут и, как ни странно, почувствовал такое облегчение, как будто с души свалился огромный, тяжелый камень.

Вскоре семья Ивановых переехала на новую квартиру, и после болезни Таня перешла в другую школу.

Прошло много лет, Сергей стал офицером, капитаном первого ранга. Девятиклассники пригласили его на классный час рассказать о профессии морского офицера.

Тут Сергей и решил почему-то рассказать эту историю.

Как вы считаете, почему Сергей почувствовал облегчение, купив Тане ботинки?

И почему все-таки он плакал?

Примерные ответы детей:

Он постарался загладить свою вину.

Совесть подсказала ему, что он все сделал правильно.

Совесть открыла ему глаза, и он смог почувствовать боль другого человека.

Он должен был что-то сделать, чтобы искупить свою вину.

Он плакал от жалости и от досады на себя.

Это были слезы облегчения, очищения.

Он плакал от радости: девочка не будет теперь на него обижаться.

Классный руководитель. А как вообще можно загладить свой бессовестный поступок?

Примерные ответы детей:

Можно попросить прощения у того, кого обидел.

Верующие могут покаяться на исповеди.

Пообещать самому себе, что больше этого никогда не будешь делать.

Можно сделать какие-нибудь три хороших дела.

Классный руководитель. Вот что сказал о совести абхазский писатель Фазиль Искандер: «Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой».

Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас поступал по совести и это стало для него привычкой.

VIII. Упражнения для совести

1. «Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум, - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

(Звучит музыка. В течение одной минуты дети думают о своих поступках.)

Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

(Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.)

Раскаяние - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

2. «Минута прощения»

Классный руководитель. Второе полезное упражнение для совести - просить прощения.

Вы знаете, что всю эту неделю наш народ празднует Масленицу.

Последний день Масленицы называется «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

(Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.)

Советую вам выполнить такое упражнение дома, и в Прощеное воскресенье попросить прощения у всех.

IX. Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Примерные ответы детей:

Хорошо жить, можно спать спокойно.

Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.

Конечно, хорошо, нахальство - второе счастье.

Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.

Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут. Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?

Примерные ответы детей:

Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

Нужно объявить бойкот.

Не подавать руки, не здороваться.

Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами соглашусь. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

X. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудил ли этот разговор вашу совесть?

Примерные ответы детей:

Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.

Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не разбудить.

В воскресенье у всех попрошу прощения и постараюсь больше не поступать плохо.

Цель:

«совесть»;

-

Задачи:


Форма: классный час – размышление.

Подготовительный этап:

Оформление:

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Ученик: Определение словарей: я : Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Ожегова:

Словарь Ушакова Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Учитель :

нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это

делать осознанный выбор в пользу добра .

Учитель: Ваше домашнее задание - подготовить афоризмы о совести. (учащиеся по очереди говорят афоризмы, которые они нашли, а затем группа «литераторов» зачитывает, что подготовила она).

вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Афоризмы Л.Н.Толстого

    Часто люди гордятся чистотой своей только потому, что они обладают короткой памятью.

Афоризмы Сухомлинского В.А.

Афоризмы Горького М.

    Без совести и при большом не проживешь.

    Лишь тот, кто облек себя в броню , нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.

Афоризмы Пушкина А.С.

Афоризмы Цицерона

Афоризмы Бальзака О.

Афоризмы Демокрита

Афоризмы Вольтера

Афоризмы:

    Надо воспитывать в людях совесть и ясность в . ( )

( )

    Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? ( )

    ( )

    Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. ( )

    Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. (

    и животным. ( )

Учитель:

очереди отвечают)

    Совесть без зубов, а грызет.

    Сильнее совести суда нет.

    Не за страх, а за совесть.

    Есть слезы, есть и совесть.

Учитель: Задание «Собери фразу» выполняете в группах. Вы получаете

выступления от группы.

Совесть вернее памяти.

Лермонтов М. Ю.

Высший суд - суд совести.

В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)

Учитель:

Ученик:

Учитель:

стыд, есть

хорошие. Послушайте лучшие ответы на вопрос «Стыд» и «Совесть»

В чем между ними разница?

Совесть книга в которую заглядываешь, моральный светильник, стыд же - следствие, то что выносишь.
- Совесть оставляет пятна на сердце, стыд ограничивается иногда лишь краской на лице.
- Совесть может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, стыд чаще всё же правдивая реакция.

Совесть - Бог в человеке, стыд - ощущение вины перед Ним.

Учитель: . Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

Учитель: Ученик: Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
Учитель: Ученик: Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью.

Учитель: Ученик: Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Учитель: Ученик: Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Учитель: Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: « Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни » (Притчи 4:23).

Славянское слово совесть значит со-весть , т.е. со-вестник , который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит:

Учитель:

1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, как оказалось, было 700 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

3. Ученик 5 класса Андрей отсутствовал на уроке рисования, так как посещал сестру после операции в больнице. Позвонил другу Алексею узнать домашнее задание.Алексей ответил, что нужно принести рисунок, выполненный пастелью. Чтобы учитель не поставил «2» и не расстроивать маму, Андрей искал материал про пастель и как вообще рисовать, используя это. Помочь ему никто не мог, так как дома он находился один. Рисовал рисунок до 1часу ночи и на уроке сдал рисунок. А учитель сказал: «Зачем мне твой рисунок? Я ничего не задавал». Андрей учителю ничего не сказал про друга, а у Алексея спросил: «Зачем он это сделал?» На что Алексей ответил:«Пошутил». Оцените действия мальчиков.

4. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого вам человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?

Учитель:

Учитель:

    над чем задумались впервые?

Ответы учащихся:

- Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

Учитель: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца.

Протяни ему свою ладонь,

Лик его высок и удивителен.

Но зато умрешь как человек.

Список литературы

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Классному руководителю

Описание:

Классный час «Совесть – внутренний судья человека»

Цель: - помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия

«совесть»;

- формирование чувства совести.

Задачи:

1. На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроль в повседневном поведении.
2. Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
3. Способствовать развитию таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Форма: классный час – размышление.

Подготовительный этап: готовясь к классному часу, учащиеся подбирают поговорки, пословицы, афоризмы и высказывания о совести. Группа «литераторов» делает более конкретное задание – подборка афоризмов и высказываний о совести, оформленных в буклет.

Оформление: в качестве эпиграфа классного часа взяты слова:

Сколь неизбежнавласть твоя,
Гроза преступников, невинныхутешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья! В. Жуковский (1814 г.)

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие«совесть» – ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. А что же такое совесть?

Ученик: Определение словарей:
Толковый словарь Владимира Дал я: Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Ожегова: Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Словарь Ушакова : Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за своё поведение.
Словарь Брокгауза и Ефрона : Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.

Словарь по общественным наукам : Совесть - моральное осознание того, что является добром и злом.

Учитель : Общее у всех этих определений то, что совесть является

нравственным сознанием человека. Итак, совесть – это

способность различать добро и зло, побуждающая человека

делатьосознанный выбор в пользу добра .

Учитель: Вашедомашнее задание - подготовить афоризмы о совести. (учащиеся по очереди говорят афоризмы, которые они нашли, а затем группа «литераторов» зачитывает, что подготовила она).

Афоризм – это роман, из которого

вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Афоризмы Л.Н.Толстого

· Совесть - верный руководитель жизни людей.

· Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

· Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

· Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

· Я знаю в жизни только два действительных несчастья? угрызения совести и болезнь.

Афоризмы Сухомлинского В.А.

· Чувство вины - благородное чувство воспитанного человека. Не

переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

· Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к

нравственной незапятнанности и порядочности.

· Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим

собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда

его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть.

Афоризмы Горького М.

· Без совести и при большом уме не проживешь.

· Лишь тот, кто облек себя в броню лжи , нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.

Афоризмы Пушкина А.С.

· Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно.

· Совесть, когтистый зверь, скребущий сердце.

· Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Афоризмы Цицерона

· Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

· Самое главное украшение - чистая совесть.

· Моя спокойная совесть важнее мне, чем пересуды.

Афоризмы Бальзака О.

· Наша совесть - судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

· Приятно следовать внушениям совести.

АфоризмыДемокрита

· Забвение своих собственных прегрешений порождает бесстыдство.

· Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни,

Афоризмы Вольтера

· Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, ставших у них обычаем.

· Угрызение совести есть единственная добродетель остающаяся у преступников.

Афоризмы:

· Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме . (Чехов А. П. )

· Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося - в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.

(Блок А. А. )

· Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести? (Белинский В. Г. )

· Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (Кант И.)

· Совесть – это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. (П.А. Гольбах)

· Чистая совесть – есть постоянный праздник. (Сенека)

· Совесть вернее памяти. (Лермонтов М.Ю.)

· Высший суд – суд совести. (Гюго В.)

· Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть. (Гёте И. )

· Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину. (Аристотель )

· Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное. (Шекспир В)

· Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. (Руссо Ж.-Ж)

· Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным. (Дарвин Ч. )

Учитель: О проявлении совести человека имеется немало народных

пословиц и поговорок. Вашим вторым домашним заданием было

подготовить пословицы и поговорки о совести.(учащиеся по

очереди отвечают)

  • Будь слугой совести и хозяином воли (азербайджанская пословица).
  • Богатый совести не купит, а свою погубит (русская пословица).
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица).
  • Волосом сед, а совести нет (русская пословица).
  • Говори по делу, живи по совести (русская пословица)
  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Совесть без зубов, а грызет.
  • Добрая совесть - глаз Божий / глас Божий.
  • Совесть мучит, снедает, томит и убивает.
  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет - и совести нет.
  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица!
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • К кафтану совести не пришьешь.
  • Робка совесть, поколе не заглушишь её.
  • Напала совесть и на свинью, как отведала полена!
  • У него совесть мешок: что хо’шь положи.
  • Про его совесть можно написать повесть.
  • Сильнее совести суда нет.
  • Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.
  • Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.

· Без совести и при большом уме не проживешь.

· Совесть не повесть в архив не сдашь.

· Душа христианская, а совесть то цыганская.

· Не за страх, а за совесть.

· Есть слезы, есть и совесть.

· Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.

Учитель: Задание «Собери фразу»выполняете в группах. Вы получаете

комплект карточек с частями фразы. Необходимо восстановить

обсуждает справедливость фразы и выбирает участника для

выступления от группы.

Чистая совесть - есть постоянный праздник.

Сенека

Совесть вернее памяти.

Лермонтов М. Ю.

Высший суд - суд совести.

Гюго В.

В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)

Чистая совесть - самая лучшая подушка.

Ибсен Г.

Учитель: Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является

Важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Ученик: Нравственной личночтью человек становиться тогда, когда в его

душе навсегда поселяться совесть, стыд, ответственность и долг.

Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Учитель: Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говориться в народе: есть

стыд, есть и совесть. Слова "стыд" и "совесть" часто путают и

употребляют одно вместо другого. На самом деле разница между

ними очень большая. Совесть нас обличает, когда мы делаем то, что

не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть

скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески

стараемся прятать от всех свои плохие поступки выставлять напоказ

хорошие.Послушайте лучшие ответы на вопрос «Стыд» и «Совесть»

В чем между ними разница?

Совесть книга в которую заглядываешь, моральный светильник, стыд же - следствие, то что выносишь.
-Совесть оставляет пятна на сердце, стыд ограничивается иногда лишь краской на лице.
-Совесть может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, стыд чаще всё же правдивая реакция.

Совесть - Бог в человеке, стыд - ощущение вины перед Ним.

Учитель: А сейчас поговорим о природе совести . Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

Учитель: Является ли совесть одним из инстинктов?
Ученик: Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.
Учитель: Является ли совесть продуктом нашего разума?
Ученик: Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью.

Учитель: Является ли совесть продуктом нашей воли?
Ученик: Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит полагать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Учитель: Является ли совесть продуктом наших чувств?
Ученик: Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но, как ни странно, совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Учитель: Посмотрите, сколько вокруг различных религий! Каждая из них пытается помочь человеку приблизиться к святости. Почему человек так религиозен? Почему люди с такой охотой становятся жертвами различного рода культов и сект? Дело в том, что совесть не перестаёт беспокоить человека, заставляя его ощущать свою греховность и ущербность пред Богом. А совершение религиозных обрядов и ритуалов в различных сектах помогает человеку только усыпить эти угрызения совести. Чистая совесть – залог духовного и физического здоровья! Исцеление совести и исцеление тела идут рядом, рука об руку. Об этом свидетельствует Священное Писание: Ветхий и Новый Заветы. Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Ребята послушайте, как отвечает иеромонах Иов (Гумеров) на вопрос что такое совесть и почему она мучает тех, у кого она есть, а бессовестных – нет?

Славянское слово совесть значит со-весть, т.е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит:

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её.

Учитель: Следующее упражнение «Нравственная дилемма». Вам предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения: (работа по группам)

1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором, какоказалось, было 700 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствующий на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задавали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своем звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.

3. Ученик 5 класса Андрей отсутствовал на уроке рисования, так как посещал сестру после операции в больнице. Позвонил другу Алексею узнать домашнее задание.Алексей ответил, что нужно принести рисунок, выполненный пастелью.Чтобы учитель не поставил «2» и не расстроивать маму,Андрейискал материал про пастель и как вообще рисовать, используя это. Помочь ему никто не мог, так как дома он находился один. Рисовал рисунок до 1часу ночи и на уроке сдал рисунок. А учитель сказал: «Зачем мне твой рисунок? Я ничего не задавал». Андрей учителю ничего не сказал про друга, а у Алексея спросил: «Зачем он это сделал?» На что Алексей ответил:«Пошутил». Оцените действия мальчиков.

4.Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого вам человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, вам вновь стыдно?

(Ученики размышляют, советуются и анализируют. От группы выступает представитель с оценкой действия)

Учитель: Психиатры утверждают, что большинство их пациентов больны только потому, что не знают, как остановить угрызения совести. Иногда муки совести переполняют чашу терпения, и люди идут на самоубийство, потому что не могут больше жить, терзаемые чувством стыда, вины и осуждения. Но они не понимают, что даже смерть не в состоянии избавить их от угрызений совести. Наоборот, своим самоубийством люди обрекают себя на вечные муки в Аду, где они подвергнутся вечным терзаниям совести за свои ошибки, неправильные поступки, совершённые при жизни. Это одно из самых страшных мучений, которые только можно себе представить.

Обычно мы скрываем свое зло из тщеславия или из страха заслуженного наказания. Это ложный стыд. Он нередко толкает людей на уголовные преступления (я читал в газете про девушку, которая убила свою маму, чтобы та не узнала о ее плохой учебе). На самом же деле, когда мы совершили зло, следует позаботиться не о сокрытии его, а о его исправлении. Если возможно, то и делом (вернуть похищенное, помириться с тем, кого обидели), но во всяком случае в своей душе (это всегда возможно и необходимо). Мы должны не заглушать голос совести ложным стыдом, а наоборот, преодолев ложный стыд, поступить по совести, в частности открыть свой грех перед духовником, а иногда и перед многими людьми.

Учитель: (подводя итоги классного часа, предлагает учащимся)

· выскажите свою точку зрения о том, что нового вы узнали, обсуждая эту тему.

· над чем задумались впервые?

· что вам помог понять классный час?

Ответы учащихся:

- Действия и поведение человека оценивается не только другими людьми.Свои поступки должен оцениватьсам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть.

Внутренний голос, называемый совестью, которая то обвиняет нас изнутри и гнетёт, то дарует чувство радости и удовлетворения за соделанное!?! Это наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный.

Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным. Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями.

Учитель: Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия своих поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Формирование совести - сложный и болезненный процесс, требующий времени, сил и смирения.

А закончить классный час можно строками Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Список литературы

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. Р-н-Д.: Феникс, 2008.

2. Быстрова Е.А.,.. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.: Просвещение, 1984 г.

3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-8 классы. М.: Вако, 2003.

4. Классный руководитель. 2003. №2.

5. Копилка классного руководителя. Брянск, 2004.

«Совесть-мерило нравственности» Сидорова Н.М.

Совесть-мерило нравственности

(нравственный час общения для старшеклассников)

Классный руководитель 9 класса

МОУ «Стемасская средняя

общеобразовательная школа»

Сидорова Н.М.

Цель: Формирование чувства совести.

Задачи:

1). На основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

2). Показать учащимся необходимость в критическом осмыслении и анализе собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.

3). Развитие таких личных качеств у учащихся, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Воспитательные средства:

    Анкетирование «Совесть в жизни человека» и анализ анкеты.

    Рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

    Рассказ А.П. Гайдара «Совесть»

    Муз. Вступление (фрагмент сонаты №2 Бетховена)

    Детская Библия

    Ситуационные задачи по педагогике, Г. Г. Петроченко, Минск,1990.

    Презентация «СОВЕСТЬ».

Оборудование:

    компьютер,

    мультимедийный проектор,

    музыкальный диск «Шедевры зарубежной классики».

Оформление посещения.

Столы расположены по периметру класса, в центре располагаются цветы, около доски расположен экран для проекционной системы, слева от экрана расположен стол, на котором расположен компьютер и мультимедийный проектор. Во время проведения классного часа на экран проектируются слайды с основными высказываниями, вопросами и т.п.

Литература:

А.П. Гайдар «Совесть»

Воспитание школьников,№3,1994

Детская Библия,

Ситуационные задачи по педагогике, Г. Г. Петроченко, Минск,1990

М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

«Учи жить по человечески», Йошкар-Ола,2002

      I Этап.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ:

1. Определение темы.

2. Предварительное проведение анкетирование «Совесть в жизни человека».

    Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

    Что ты сделал тогда?

    А теперь, когда прошло время, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

3. Анализ анкеты «Совесть в жизни человека».

4. Подбор материала.

Роли и поручения детям:

    Подготовить пословицы и поговорки о совести.

    В Детской Библии повторить Заповеди Божьи.

    II Этап.

Проведение класса общения.

Вступительное слово учителя.

Однажды перебирая книги, я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая могла случиться с каждым из вас.

(звучит рассказ Гайдара «Совесть»)

    Что такое совесть, и какую роль играет она в совершенствовании человека?

    В чём проявляется совесть?

    Каковы пути формирования совести?

Вот об этом я хотела бы поговорить сегодня с вами и вместе ответить на вопрос: «Совесть – мерило нравственности?»

Звучит музыка (фрагмент сонаты №2 Бетховена)

Человек- существо социальное. Его нельзя оторвать от конкретных условий общества. Поэтому мы и говорим, что основу его поведения составляет та общественная среда, в которой он живёт.

Но вместе с тем – существо разумное. Всё, что он делает, он делает осмысленно.Как существо мыслящее, чувствующее, человек обладает активной способностью выбирать формы своего поведения. Человек должен сделать всё от него зависящее, чтобы крепко стоять на ногах, быть высоконравственным.

Но для этого нужна внутренняя духовная волевая борьба человека со слабостями, борьба за устранение всего, что мешает нам двигаться вперёд. Но действия и поведение человека оценивается не только другими людьми. Свои поступки должен оценивать и сам человек. Эта способность человека к внутренней оценке своих поступков, способность соразмерять своё поведение с нормами морали, действующими в обществе, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми и есть совесть .

О проявлении совести человека имеется немало народных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.

    «Совесть без зубов, а грызёт»

    «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится»

А какие пословицы и поговорки о проявлении СОВЕСТИ вы знаете?

(дети называют)

Многие выдающиеся люди указывали, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.

Сократ высказывался на этот счёт так: «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда» . Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролёром.

Вот что писал о совести поэт Жуковский:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть, наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья!

Каждый из вас слышал и употреблял выражения: «Люди с чистой совестью», «угрызение совести», «Спокойная совесть». Что же такое совесть?

(Высказывания детей )

А сейчас, ребята, я хотела бы вас познакомить со стихотворением поэта Н.И. Рыленкова «Совесть», которое показывает, насколько важно для человека это нравственное чувство:

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё ровно - шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи,- держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.

Чего скрывать – с ней нелегко живётся,

Но мы гордимся, в новый путь спеша,

Что совестливый издавна зовётся

В народе русская душа.

Совесть- это своеобразный моральный страх, несущий ответственность за поведение человека, за выбор им своих действий, поступков.

Готовясь к этому часу общения, я просила вас ответить на три вопроса анкеты.

    Был ли в твоей жизни случай, когда тебе было очень стыдно?

    Что ты сделал тогда?

    А теперь, когда прошло время и, вспоминая тот случай, тебе вновь стыдно?

(анализ анкеты)

Совесть помогает людям правильно вести себя, исправлять свои ошибки, совершенствовать свои лучшие качества. Совесть является глубоким и важным внутренним мотивом нравственного поведения. Совесть проявляется и в большом, и в малом. Приведу такой пример.

«Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю…, как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей».

(ответы детей)

Попробуйте проиграть ситуацию. Выскажите свои «за» и «против».

-Что означает выражение : «Не пристало девочке с этих лет совесть терять, да и вам самой мамаша, как бы после не наплакаться…»

«Так у нас повелось: в семь лет - сидят, а в семьдесят стоят. Кто тут виноват? Да сами мы, родители. Вот какую кралю отец с матерью вырастили, а совесть вложить забыли. Ну, а человек без совести тот же калека, ему сидячее место вроде бы положено…»

Мы часто вынуждены задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще над вопросом дозволенности и недозволенности.

Если человек совершает неблаговидный поступок, это нередко вызывает у него недовольство собой, раскаяние, угрызение совести. «Муки совести» - одно из самых сильных человеческих эмоций.

-Ребята, кого же называют «человеком с чистой совестью»?

(ответы детей)

Чистая совесть означает, как говорил Фейербах, что человек не чувствует за собой никакого злого поступка, никакого действия, которое должно было бы бояться мнения других людей.

У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, чья совесть нечиста».

Как вы понимаете выражение «нечистая совесть»? И почему человек с нечистой совестью действительно жалок?

(ответы детей)

Нечистая совесть есть не что иное, как страдание по поводу невыполненного долга, по поводу боли, причинённой другому человеку по недоразумению, оплошности или преднамеренно.

Вместе с тем есть люди с больной совестью.

-Как вы понимаете выражение « больная совесть»?

(ответы детей)

У людей с больной совестью развивается неуверенность в правильности своих поступков, постоянная боязнь сделать что-то не так, они постоянно казнят себя за поступки, в которых ничего предосудительного по существу не было.

Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести. Именно совесть помогает человеку не допускать отступлений от норм человеческой морали. Совесть имеет божественное происхождение, является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть- это голос Бога внутри нас. Этот голос не только говорит человеку, что хорошо, что плохо, но и обязывает его делать добро и избегать дурного. Этому учат нас Заповеди Божьи.

-Какие правила человеческого общежития, общения записаны в них?

(дети называют 10 Заповедей)

    Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

    Не произноси имя Господа Бога твоего, напрасно.

    Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в день седьмой- суббота Господу, Богу твоему.

    Почитай отца твоего и мать твою, что бы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Правота своих поступков в согласии с совестью доставляет человеку радость и удовлетворение, делает его уверенным в себе. Но как бывает на душе тяжело, когда чувствуешь, что ты что-то сделал не так, как должен был сделать. Свой высший суд есть, наверное, у каждого человека. Именно он, этот суд, заставляет быть требовательным к себе. Чувство стыда и раскаяния - неприятное чувство.

Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека. Она делает человека человеком. Честность, правдивость, принципиальность - всё это неотделимо от совести.

-Давайте вмести составим словесный собирательный образ совестливого человека.

(предложения детей записываются на доске)

Например:

Он всё делает по совести, стыдится поступать нечестно, несправедливо. Это справедливый, добросовестный и ответственный человек.

Он как бы сверяет каждый свой шаг с действующими нормами морали и поступает сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.

Он не совершает поступков, которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда вполне уверен, что никто об этом не узнает.

Совестливый человек работает с душой, а не для «галочки».

Совестливый человек не пройдёт равнодушно мимо чужой беды, не увильнёт трусливо в сторону там, где нужно постоять за правду.

Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то непреднамеренно, и они вызывают у него глубокое раскаяние.

Мы с вами составили словесный портрет совестливого человека. А в нашем классе есть совестливые люди? Не теряем ли мы с вами совесть? И если какие-то свойства совестливого человека вы в себе ощущаете, то совесть в вас жива и, пожалуйста, не дайте ей погибнуть.

(рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», читает учитель литературы)

На совестливых людях держится мир и порядок. Они несут в себе заряд нравственного здоровья, благотворно влияющего на окружающих. Их жизненная позиция во многом определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. И я очень хочу, чтобы вы никогда не теряли совесть и жили всегда в согласии с ней.

Ибо, как говорил В.И. Даль, совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращение ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Подошел к концу наш час общения. Мы сегодня с вами много говорили о таком нравственным качестве человека, как СОВЕСТЬ. И так, ребята, совесть-мерило нравственности?

Разработка внеурочного занятия в 6 классе

«Что такое совесть»

Цель:

дать первое общее представление о понятии «совесть», а также уточнить значение таких нравственных категорий стыд, раскаяние;

Задачи:

Формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, книги для чтения «Грамматика нравственности», 6 класс под ред. Э.П.Козлова, маршрутные листы, раздаточный материал

Ход мероприятия

  1. Оргмомент

Учитель : Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Что такое совесть?» Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос.

Совесть! Без тебя нет во мне ничего,

возвышающего меня над животными .

Жан Жак Руссо

Для своей работы мы будем использовать маршрутный лист, который вы потом вклеите в свои рабочие тетради.

  1. Размышления над стихотворением .

Учитель : Ребята, давайте послушаем стихотворение «Солнышко души» (стр. 178 учебника «Грамматика нравственности», 6 кл., Э.Козлов) и запишем ответ на первый вопрос маршрутного листа, что такое солнышко души.

Вопросы:

1) Почему в душе каждого из нас иногда возникает боль? Как вы думаете, с чем это связано?

4) закончите фразу в маршрутном листе.

Солнышко души – совесть!

  1. Информационный блок .

Понятие совести в толковом словаре Ожегова:

Совесть – это ч увство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Понятие совести в большом энциклопедическом словаре:

Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Учитель : Из истории слова «совесть».

В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание.

О нашем нравственном понятии существует много афоризмов известных писателей, философов и пословиц.

Задание: из имеющихся у вас половинок составить верный афоризм или пословицу:

«Как ни мудри, а совесть не перемудришь»

«Совесть без зубов, а загрызет»

«Совесть не сосед - от нее не уйдешь»

«Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» А.С. Пушкин

«Самое главное украшение - чистая совесть» Марк Тулий Цицерон

«Что такое совесть? Это компас среди неведомого» Виктор Гюго

Задание: Как вы понимаете эти афоризмы, пословицы?

Найти в книге для чтения другие афоризмы и пословицы (стр. 165-166). Записать один афоризм или пословицу в маршрутный лист.

  1. Проблемная ситуация

Учитель : Давайте послушаем пересказ сказки Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть», и попытаемся ответь на вопрос, как изменилось поведение людей.

Что же произошло с людьми после того, как пропала совесть? (обсуждение)

Что происходит с человеком, когда в нем просыпается совесть?

Ответим на вопрос маршрутного листа: что является проявлением совести? (стыд )

Какие из пословиц и афоризмов наиболее точно описывают состояние героев сказки?

  1. Работа с ребусами.

Учитель : Ребята, давайте найдем понятия, спрятанные в ребусах стр. 166, которые нельзя соотнести с понятием совесть. Разгадайте ребусы и запишите их в маршрутный лист.

  1. Проблемная ситуация «Продолжи рассказ».

Учитель : Наверняка вам иногда приходилось наблюдать, как некоторые ребята на перемене громко разговаривают, задирают друг друга, могут даже грубо обозвать друг друга. Казалось бы, что тут особенного? Послушайте такую историю.

Однажды Глеб увидел, как его друг Саша громко спорил с Ириной, которая не соглашалась с его мнением и не уступала ему. Тогда Саша обидно обозвал Ирину. Девочке заплакала. Она не стала ничего говорить учительнице – она испугалась, что все в классе станут называть ее ябедой или еще хуже – предателем. Прошло несколько дней и все давно забыли о случившемся. Саша по-прежнему задирал девчонок, и они, вы не поверите, даже были рады этому - ведь Саша был лидером, и многие хотели с ним дружить. Ирина ходила грустная. Дни в школе бежали очень быстро, но у Глеба этот старый случай все никак не шел из головы. И вот однажды…

Звучат варианты детей.

  1. Подведение итогов. Рефлексия .

Учитель : Какие функции выполняет совесть, когда вы сомневаетесь, как поступить, или когда вы уже практически совершили ошибку (обманули, обидели…) Перед вами два предложения. В каждом пропустили глагол. Подумайте и запишите подходящий глагол в текст предложения:

  1. Перед трудным выбором совесть ……………….. , как должен поступить человек. Варианты: помогает, запрещает, подсказывает, разрешает.
  2. После ошибки совесть ………………. как сигнал тревоги: «Так нельзя! Исправься!»

Варианты: кричит, молчит, срабатывает, запрещает срабатывать.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Ученица.

Мы делаем для памятки зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Учитель : Ребята, давайте прочитаем следующие выражения:

«муки совести», «жить не в ладах с совестью». Как вы понимаете их смысл? С какими прилагательными употребляют слово совесть? (спокойная, чистая)

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте подберем главное слово, запишем в листах:

На память о нашем занятии мне хотелось бы вам подарить по маленькой капельке совести, чтобы она помогла вам в сложной жизненной ситуации сделать правильный выбор.