Характеристика взаимоотношений архитектуры и природы. Органическая архитектура

Магистрант: Канаткин А.С.

Руководитель: проф. кан.арх. Дектерев С. А.

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить…

Томас Эдисон

Многие из нас думают, что могут подготовиться к грядущему будущему, однако представления большинства людей даже о завтрашнем дне ограничены навязанными мнениями и чужими ценностями. Мир стремительно меняется – появляются новые технологии, растет уровень урбанизации, повышается рост населения на планете. Параллельно с этим можно отметить и другой факт, в том, что увеличивается число природных катастроф, уменьшается уровень планктона в океане, вымирают многие виды животных. Все это случайность или может, есть взаимосвязь между этими двумя параллелями?

Для статистики приведем пример. «Температура холодных глубинных вод Гольфстрима понизилась на один градус, за последние девять лет скорость таяния ледников Гренландии возросла в три раза, за последние тридцать лет разрушительная сила ураганов увеличилось вдвое, растет количество природных катаклизмов. В десятилетие: с 1973 по 82-ой в мире произошло 1500 катастроф, с 83 по 92-ой -3500, с 93 по 2002-ой -6000» .

Если спросить сегодня простого человека на улице: «Виновата ли человеческая деятельность в том, что ураганов на земле становиться все больше, что силы их все более разрушительны»? Думаю, каждый второй ответит: «Да, это следствие человеческой деятельности»!

Человеческая деятельность сильно влияет на природу, следует, что и природа своим поведением может влиять на человека. Каждый из нас является источником информации, каждое наше действие, мысль, эмоция, слово, высказанное вовне, отделяются от нас и запоминаются водой. Мы знаем, что человек на 70- 90%, в зависимости от возраста, состоит из воды и это указывает на важный факт: нами запечатлевается все, что окружает и происходит вокруг. Нам всего лишь нужно научиться мыслить правильно (позитивно), проявлять благородные эмоции (любовь, веру, уверенность) и научиться говорить, как отметил римский философ Луций Анней Сенека: «Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.».

Каждый из нас является звеном в бесконечной цепи передачи информации и каждый в этой цепи влияет на окружающих своим поведением и поступками. Архитектура сделанная «кем-то» определенным образом будет передавать нам эмоции и внутреннее состояние того человека, который ее сотворил, если он был в уравновешенном, спокойном, благоприятном состоянии, тогда это передастся и другим людям, взаимодействующих с его произведением. А вот если он при проектировании слушал Hard Rock, например, тогда и результат будет соответствующий.

Давайте рассмотрим пример. Когда происходит ядерный взрыв, образуются волны, которые в земле очень быстро затухают, а вот вода может колебаться еще 30 дней, раскачиваясь как маятник, волны создают новый патологический порядок. Замечено, что после таких испытаний резко увеличивается число самоубийств. Доктор наук, профессор Виктор Инюшин сделал следующий вывод: «Мозг состоит из воды на 85%. В нем происходят изменения, возникает конфликт водных структур. В результате нарушается биоплазма мозга и человек лишается главного стимула- стимула к жизни ». Феномен структурной памяти позволяет воде запечатлевать все, что происходит вокруг, связывать между собой все живые системы.

Мы можем применить и учитывать это наблюдение в архитектуре. Архитектура имеет свои волны воздействия на психологическое состояние человека, находиться он внутри здания или смотрит на него издалека. Все это дает нам реакцию воды находящейся внутри нас, вследствие чего со временем мы видим результат, в основном неблагоприятный. Кристофер Дэй пишет: «Архитектура способна передавать свою болезненность людям, заставляя скверно их ощущать и даже болеть. Среду можно использовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше поведение. У людей, которые со всех сторон окруженные жестокостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность и эстетическое равновесие оказываются притуплены ». Отсутствует чувство полета, вдохновения, веры, стремления к чему-то лучшему, все это происходит от безграмотного отношения к архитектуре. Еще Рудольф Штайнер заметил, что «в мире ровно столько лжи и преступления, сколько есть пустоты на месте отсутствующего искусства ».

Архитектура, как высокое искусство уходит постепенно, вытесняясь безобразными зданиями, разрушениями памятников, вследствие чего из наших городов уходит и сама жизнь. Получается взаимосвязь: Человек создает архитектуру, затем архитектура воздействует на человека, (рис. 1) академик В.П. Гоч на эту тему пишет: «Человек влияет на пространство, а пространство – на человека. Необходимо обратить внимание на мысли и слова – они организуют пространство и производят в нем разрушения.». Представьте, здания, которые гармонизируют психологическое состояние человека и настраивают его на Абсолют, своей формой и идеей, эти здания будут считаться целебными, наша задача – научиться их делать.

рис. 1. Схема взаимодействия: «человек – архитектура – человек»

«Биология и психология поддерживают взгляд на то, что эстетическое чувство соответствует правильному приспособлению к среде в противоположность ошибочному. Искусство рождается в поисках приспособления, которое ощущается как удачное. Произведение становиться прекрасным, когда достигает состояния совершенства, награждающее ощущением уникальности, законченности и целостности» эти слова принадлежат психологу Ричарду Огдену. Природа эстетических оценок изменялась в течении исторического развития теории искусства и архитектуры. Оригинальной и очень наивной, – отмечает Хессельгрен, – была идея красоты как принадлежности объекта. Позже красота толковалась как часть восприятия – как «круглый» или «желтый». В этом случае красота могла бы быть отнесена к чувству приятного. И наконец, «красота» в оценочном суждении может быть поставлена в один ряд с психологической реальностью, включающей ощущения и эмоции, которые могут возникнуть в восприятии.

Хессельгрен рассматривает проблемы ассоциативной взаимосвязи эмоционально окрашенного восприятия с визуальной формой. О формах, обладающих различной степенью замкнутости (рис. 2), он говорит, что слова «закрытый», «открытый», «полуоткрытый», «распахнутый» связаны с миром наших ассоциаций, отражающих, например, некоторые особенности характера человека: «закрытый» – интравертность, «открытый» – экстравертность, поэтому открытые пространства более способны вызывать чувство простора и радости.


Рис. 2. Типы кривых линий

Можно сказать, что «открытость» как атрибут визуальной формы связана с базовой эмоцией. Эта связь может быть усилена и в других сочетаниях и добавлениях. Цвет и значение могут сделать открытую форму похожей на желтую чашечку цветка, и по отношению к этой форме (гештальту) смысл понятий «радость» приобретет значительно более определенное выражение. Другим примером ассоциативной связи восприятий разных модальностей может быть сопоставление двух интерьеров спален, из которых один решен в вычурном стиле, с шелковыми стегаными покрывалами сложной формы, второй – аскетичен и строг. Рядом с первым – изображение пирожных в гофрированных бумажных корзиночках, рядом со вторым – фотография черного хлеба (рис.3). Образы отражают переход одного эмоционального ощущения в другое: в первом случае в сознании появляется представление о сладком, во втором – о вкусе черствого черного хлеба.

Рис. 3. Пример ассоциативной связи

Формально-эстетические оценки зависят от характера восприятия (перцепции) и оценочных норм, свойственных данной культуре. Для информации: «Перцепция – это психический процесс , заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств ».

Когда архитектор подходит к проектированию серьезно и ответственно, тогда и результат получается соответствующий и наоборот, если архитектура имеет хорошие эстетические качества, тогда и человек получает множество положительных эмоций и направляет их на создание чего-то положительного и благородного. «Причинный подход позволяет оценивать совершенство показа явления и безопасность получаемой информации, не расщепляющей сознание человека». Как написано в книге «Теория причинности»: «Пространство – форма существования бесконечно развивающейся Материи» , получается мы, и развиваем эту материю внесением в него разнообразных форм своих проектов и от того, как они будут выглядеть и как влиять на людей, зависит от нас самих.

Мироздание создано Абсолютом. Начало, которое произвело все сущее и все его материальные проявления. В каждом из нас есть частица воды первозданного океана. Каждое наше слово как капля воды — носитель мысли и источник информации и за это мы должны платить Абсолюту любовью и благодарностью.

Используемая литература:

  1. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.

2. Душенко К. В. Мысли и изречения древних – М: Эксмо, 2007.

3. Лекции по истории эстетики. – Кн. 1–3/ Под ред. М. С. Кагана. – Л.: изд-во ЛГУ, 1973.–1977.

  1. Кристофер Дэй. Места, где обитает душа. – Москва, — «Ладья», 2000
  2. Степанов А. В. Архитектура и психология. – Москва, «Стройиздат», 1993
  3. Hesselgren S. Mans perception on manmade environment. An architectural Theory by Sven Hesselgren. – Lund, 1975.

Интернет источники:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Перцепция

Другие источники:

  1. Документальный фильм – «Вода». ФГУП «ГТК» Телеканал «Россия» 2006г. ООО ПЦ «Мастерская» 2006г.

Связь архитектуры с природой

Очевидно, что сущности человека и природы существуют неразрывно, как бы человек не стремился к прогрессу, в конечном итоге он возвращается к природным истокам. Природа является первым началом, из которого на протяжении всего существования человечество продолжает черпать вдохновение при архитектурном проектировании. Однако научно-технический прогресс и духовные убеждения накладывают определенный отпечаток на сооружения разных исторических эпох.

Большое количество новых решений, появившихся в результате развития области строительных материалов и конструкций, позволяет человеку создавать жизнь вокруг себя. Особенности местности строительства, климатические условия и культурно-исторические особенности народов влияют на образования форм архитектурных композиций. Несомненно, природный облик накладывает отпечаток на эстетическое воспитание и формирует живые ценности, ведь появляется возможность сохранить природу для будущих поколений.

Природа проявляется в мире в многообразии форм, поэтому окруженный со всех сторон продуктами научно-технического прогресса человек продолжает брать вдохновение у природы и психологически поддается своему стремлению к духовному отдыху. Однако, это не всегда могут позволить нам архитектурные концепции рекреационных зон.

Замечание 1

Со временем трактовка термина архитектура изменилась. Изначально он означал искусство строить здания, на сегодняшний день архитектурой можно назвать отображения возможностей человечества в области технологий строительства.

Рисунок 1. Стеклянный куб Леонардо. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

На сегодняшний день самыми известными специалистами в области «природного» проектирования можно назвать таких архитекторов, как:

  • Грег Линн;
  • Майкл Соркин;
  • Сантьяго Калатрава;
  • Норман Фостер.

Сегодня разрабатывается множество новых конструктивных схем здания, всё чаще фасады украшают стекло и металл, примечательно использование грубых форм в архитектуре не только деловых и общественных точек города, но и в архитектуре рекреационных зон.

Для удовлетворения психологической потребности человека в энергетическом отдыхе важно доминирование природы, поэтому важно быть у нее «в гостях», а не являться её хозяином.

Известные сооружения, иллюстрирующие связь природы и человека

Современные технологии позволяют строить здания-сады, здания с «зелеными стенами». Такие концепции, связывающие строительную архитектуру и природу, сегодня очень популярны. Рассмотрим некоторые из самых ярких примеров таких сочетаний:

  • Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе, Испания. По форме это здание напоминает причудливую рыбу. Крыша отличается характерным изгибом, высота которого изменяется по всей длине здания. Боковые окна Концертного зала напоминают полузакрытые веками глаза. Основной зал имеет 1616 посадочных мест и сцену шириной 16,5 метров. Войти в холл этой оперы можно с двух сторон здания, сооружение снабжено двумя террасами с видом на море;
  • Комплекс сетчатых оранжерей «Эдем», Великобритания. Купола этих сооружений состоят из множества пластиковых шестиугольников, объединяющихся в одну конструкцию. Каркас состоит из металлических труб, образующих многоугольные рамы. По форме этот комплекс сооружений напоминает сетчатые пчелиные соты;
  • Стеклянный куб Леонардо, Германия. Это здание служит местом проведения неофициальных встреч. Здесь можно увидеть взаимодействие внутреннего интерьера и дизайна окружающего ландшафта. Внутренний интерьер сооружения выполнен в белом цвете и коррелирует с архитектурой фасада в плавности форм;
  • Планетарий Эмисферик, Испания. Это сооружение успешно выполняет функции как планетария, так и кинотеатра Imax. Переводится название этого сооружения как «полусфера», именно такую форму имеет здание. Часть полусфера подвижна: при движении открывает находящийся внутри шар. По задумке архитектора это сооружение должно напоминать человеческий глаз, символизирующий наблюдение за огромным окружающим миром;
  • Музей искусств Милуоки, США. При первом же взгляде на это сооружения появляются ассоциации с белой птицей. В галереях музея насчитывается более 30000 произведений искусства;
  • Комплекс подземных домов Питера Ветча, Швейцария. Здесь за основу взята концепция земли, как теплоизоляционного материала, эффективно защищающего от дождя и потери тепла. Эти сооружения представляют собой классические дерновые дома с зеленой крышей, имеющие округлую «природную» форму и характеризующиеся отсутствием повторяющихся элементов. Архитекторы таких проектов стремятся максимально использовать природный ландшафт местности, превратив фундаментальные строительные решения в сказочные.

Наряду с конкретными сооружениями можно выделить и целые направления в архитектуре, стремящиеся усилить взаимодействие человека с природой. Например, в скандинавских странах большое распространения получили травяные крыши. Норвежскими учеными было доказано, что такое покрытие обладает не только хорошими тепло- и звукоизоляционными свойствами, но и является экологичным и экономически выгодным. В Германии также становится популярным украшение крыш композициями из цветов, это позволяет человеку почувствовать гармонию с природой, а также подчеркнуть особую индивидуальность здания.

Рисунок 2. Подземные дома Питера Ветча. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основные аспекты «природной» архитектуры

Архитектура является одним из основных элементов, присутствующих в жизни человека, а также несет функцию защиты. Поэтому важно организовать пространство и внешний облик здания во взаимосвязи с экологически благоприятной рекреационной средой. Архитектура объединяет в единый организм созданное человеком и существующую природу. Это можно объяснить тем, что гармония является равновесием противоположных сил, что определяет главным принцип существования природы, ведь равноценность сил – это основа гармонии бытия. Сегодняшняя архитектура воплощает природу руками человека и является наивысшей степенью гармоничного воздействия.

Details Разное Эстетика

Обогащение формальных средств современной архитектуры благодаря применению все более сложных по конфигурации поверхностей и других пространственных конструкций вносит много нового в развитие архитектурной формы, приближающейся к естественному многообразию природных форм. Даже торговый центр сегодня должен выглядеть как произведение архитектуры, а не безликая коробка.
Как уже отмечалось выше, история архитектуры дает нам немало примеров подражания формам живой природы. Однако такая имитация была чисто внешней и касалась в основном отдельных элементов: колонн, фриза, орнамента и т. п. Напротив, архитектурная композиция здания в целом зависела-от подразделения на части его конструкции и общего облика, определяемого его отдельными формами, подобно тому, как в Древнем Египте архитрав прямолинейных очертаний поддерживался колоннами фитоморфическ-го характера.
Такое противоречие было преодолено в дорическом храме Древней Греции за счет применения курватур, энтазиса, утонения и других «оптических корректив». Таким образом, композиция обретала непрерывность, монолитность и единство живого организма. Однако это было достигнуто лишь благодаря внешнему сходству и ряду искусственных приемов, таких, например, как имитация колонной формы растения.
Сегодня подражание изживает себя, потому что непрерывность и монолитность материала стали реальностью, так же как и целостное единство, во всяком случае с технической точки зрения. Достижение идейно-художественного единства для нас не менее важно, и его значение в искусстве ныне еще более возросло.
Но как же добиться общности материально-технической структуры? Ее можно достигнуть с помощью тектоники, выявления пластики формы и широкого использования средств архитектурной композиции, связанных с закономерностями восприятия.
Однако язык выразительности современной архитектуры не может быть идентичен языку зодчества прошлого. Речь уже больше не идет о том, чтобы выразить победу над силами тяготения, преодолевая тяжесть и подчеркивая значение легкости. Сегодня задача заключается в том, чтобы выразить прежде всего победу легких «воздушных» форм над неизменяемостью и затем победу над дифференциацией элементов сооружения, подчеркивая значение непрерывности и однородности материала и того факта, что прочность пространственных систем в значительной степени обусловлена свойствами формы. Взаимоотношения между формой и конструкцией диалектичны, они образуют неразрывное единство. В этом находит яркое проявление важнейший для понимания процесса взаимодействия техники и архитектуры закон непрерывного развития техники как реальности, оказывающей «революционизирующее» Влияние на более консервативные архитектурные формы. Однако последние не пассивно следуют за техникой, они обладают относительной самостоятельностью и могут оказывать воздействие на конструкции, способствуя их развитию или, наоборот, сдерживая его.

Created on 19 October 2014

Испокон веков архитекторы обращались к природе за вдохновением и привносили её изображение в отдельные элементы, как, например, листья аканта в коринфской капители, окно-роза в готическом храме, да и в любом другом стиле практически всегда присутствовал растительный орнамент.

Со второй половине ХХ века начали возникать новые течения и направления, где природные формы главенствовали над общей конструкцией здания. Метаболизм, как понятие, пришедшее из биологии, стал новым словом в архитектуре. Внешне постройку нельзя было сопоставить с каким-либо объектом живой природы, однако его внутреннее строение архитекторы создали по типу живого организма, состоящего из клеток, то есть из отдельных блоков, в которых может жить человек. В процессе жизнедеятельности клетки умирают и рождаются, так и в случае с архитектурой подразумевалось легкое замещение старых частей на новые. Появившись в 1950-х годах в Японии, метаболизм оставил главный памятник архитектуры - башню Накагин в Токио. В дальнейшем многие архитекторы брали за основу ячеистую структуру, однако не все задумки были воплощены в жизнь. Сейчас этот стиль ушел на второй план, но такие свойства, как замена деталей, многосложность в повторении жилых блоков ещё встречаются в современных проектах.

Башня Накагин в Токио, Япония

А. Исодзаки. Город в воздухе , 1961 г.

Дом в Бобруйске , Беларусь

Проект Filene"s Eco Pods, Höweller + Yoon, Бостон , США

Следующий стиль - органика - как и метаболизм, был разработан в противоположность функционализму. Помимо использования натуральных материалов и стремления к вписыванию здания в окружающую природную среду, отличительной чертой органической архитектуры также является подражание природным формам, но уже не на «клеточном» уровне, а в более широком понятии. Асимметрия, криволинейность, изгибы приближают конструкцию здания к биоморфным объектам. Здания напоминают такие элементы, как листья деревьев, морские волны и др.

В XXI веке органика переросла в бионику, что представляет собой не просто подражание отдельным элементам, а именно заимствование природных форм.

Как и предыдущие упомянутые стили, бионика находится в противостоянии. Современный ей хай-тэк с его прямыми неестественными урбанистическими конструкциями признается «неживой» архитектурой. Многие авторы начинают переходить от стиля, в котором они работали ранее к бионическому. Они всё чаще сотрудничают с биологами и инженерами, чтобы как можно сильнее приблизить свой проект к желаемому результату. Самыми известными архитекторами можно назвать Сантьяго Калатраву, Николаса Гримшоу, Винсента Каллебо.

Проект The Coral Reef, Винсент Каллебо

Город наук и искусства, Сантьяго Калатрава

Проект The Eden, Николас Гримшоу

Обращение не только к биоморфным формам, но и к способу жизнеустройства в природе также становится популярной темой в архитектуре. Пирамида Shimizu TRY 2004 Mega-City, разработанная для перенаселенного Токио, представляет собой аналог муравейника. Такое здание с развитой инфраструктурой дает возможность жителям не покидать границы пирамиды.

В 2006 году по проекту, разработанному мексиканским архитектором Хавьером Сеносьяном, было построено здание, по форме в точности повторяющее раковину моллюска наутилуса. Уникальностью такого проекта стало спиральное внутреннее строение, соответствующее естественному.

Проект испанских архитекторов Mozas Aguirre arquitectos в некотором смысле возвращается к теме метаболизма, так как план здания напоминает переплетение хромосом, которые делят экстерьер здания на ячейки, и отсылает к теме клеточного строения.

Новые проекты все больше удивляют своей приближенностью к живой природе не только за счёт заимствования форм, но и благодаря разработке концепций, в соответствии с которыми то или иное сооружение будет существовать как отдельный организм.

Подводя итог, можно сказать, что главным сходством в развитии архитектуры и биологии является эволюция - от метаболизма к бионике через клеточное строение к формам цельного единого организма. Все три стиля противостояли неестественной жесткой геометрии функционализма, а в дальнейшем - хай-тэка. Отличительные черты метаболизма, органики и бионики на сегодняшний день зачастую собраны воедино. Современные архитекторы не останавливаются на достигнутом, совершенствуя свои идеи как относительно визуального сходства, так и в плане конструкции.

Экологичным направлением развития архитектуры является использование параметров строения и функционирования живых систем при создании новых принципов функционирования зданий, новых материалов и форм. Экологичная архитектура -- это природоподобная архитектура.

В круг исследований по архитектурной и строительной бионике входят следующие вопросы: генеральные планы мест расселения, форма и красота природных конструкций, основные принципы строения природных конструкций, конструктивные системы в природе и их использование в архитектуре и строительстве (сжатые, растянутые и изгибаемые элементы, фундаменты, оболочки, структуры, мембраны, сетки), строение покровных тканей в природе, пассивные и активные природные материалы, биоморфность искусственных сооружений, органичная связь с ландшафтом, процедура роста природных конструкций и их разложения после выполнения функций и т.д.

Некоторые из природно- бионических принципов носят ценный характер для экологичной архитектуры. Например, гомеостаз, метаболизм, обратная связь и реакция на изменение внешних воздействий, саморазвитие и разложение после завершения срока жизни и т.д. Использование этих принципов в архитектуре позволит в будущем достичь состояния экологического равновесия технологическими средствами.

Наиболее полно природа выразила себя в конструировании пространственных конструкций (в живой природе нет плоских элементов). Изучение строения природных форм: раковины, черепа, оболочки яйца - показывает необычайную проработанность конструкций, функциональную обусловленность. Здесь и хорошее восприятие распределенных нагрузок, и перекрытие (торможение) трещин в целях недопущения разрушения ценного для живого организма материала, и минимизация расхода материалов. Оболочки в качестве покрытий зданий и сооружений природоподобны, они архитектурно выразительны, прочны, это жесткие и легкие конструкции.

В природе объект становится видимым, когда существует разница по яркости, цвету или фактуре между ним и фоном. Чем больше контраст между предметом и фоном, тем лучше качество видимости, при этом порогом зрительного восприятия является наименьшее значение контраста между предметом и фоном, начиная с которого предмет становится видимым.

Архитектурное разнообразие (подобие биоразнообразию)

Многое в визуальном настроении, сформировано цветом, фактурой, масштабностью и качеством взаимодействия видимых предметов. Опустошенность чувственного опыта не питательна для развития души, если качества среды, даже соответствующиепотребностям, должны еще приносить радость жизни и душевную бодрость, нам необходимо разнообразие, но не ровность без границ- температуры, освещенности, все того же вида перед окном, все тех же форм или последовательности движений в пространстве. Как только есть разнообразие, мы начинаем замечать, как одно ощущение соотносится с другими. Мы начинаем осознавать зоны их контакта. Чаще всего такой контакт заметен в мире видимого. Это очевидно, что необходимо стремление к разнообразию, подобному биоразнообразию в природе: разнообразию размеров, форм, деталей, цвета (с учетом природоподобия). Желательно соответствие размеров зданий размерам компонентов ландшафта,в первую очередь, деревьев) и тела человека.

Живая природа не подчиняется законам симметрии. Можно предположить, что здания и сооружения также не должны быть полностью симметричными. Большую роль в позитивности или, напротив, негативности визуального восприятия зданий и сооружений играют индивидуальные особенности людей. Известно, что некоторым архитекторам и обычным людям нравятся небоскребы, огромные площади, широкие проспекты с потоками автомобилей; это, видимо, одно из проявлений разнообразия. Поэтому в архитектуре, как и в природе, должно быть представлено разнообразие решений, "очаровательное разнообразие". Тогда визуальная среда будет приятна для глаз.

Экологичное проектирование должно быть направлено на создание комфортной, здоровой, красивой среды для человека. При решении этих задач может пригодиться использование существующего в природе биоразнообразия (обычно -- числа видов), богатство которого успешно поддерживает устойчивость природы и среды. Архитектурное разнообразие должно касаться всех объектов архитектуры - начиная от города, кварталов, отдельных здании и заканчивая их отделкой.

Экологическая архитектура должна поддерживать разнообразие воздействий. Например, в природе на кожу человека почти постоянно действует ветер переменной интенсивности; влажность воздуха в природе меняется; ступни человека ранее контактировали с землей и человек ощущал подошвами не гладкий пол или асфальт, а неровную; сотни тысяч лет человека окружали неплоские поверхности укрытий и первобытных домов, а в настоящее время -- плоскости; человек осязал экологичные поверхности - траву, почву, теплую кору деревьев, а в настоящее время -- чаще всего бетон, сталь, стекло, пластмассу; в течение суток на человека действовала меняющаяся температура окружающего воздуха, а в настоящее время она почти постоянна, и т.д. Все эти факторы можно учесть при архитектурном проектировании разнообразной окружающей среды в здании. При экологичном архитектурном проектировании с учетом разнообразия можно учитывать следующие положения.

1. Стремление к разнообразию архитектурно-ландшафтных сред, уходу от однотипных пейзажей. Присутствие всего разнообразия ландшафтов (рек, ручьев, лесов, полей, гор, крупных парков, небольших садов, множества территорий естественной и культурной природы, соединенных "коридорами"). Введение в ландшафты местных видов флоры и фауны и оригинальных растений -- интродуцентов.

2. В целях создания более привлекательного образа необходимо стремиться к разнообразию форм, этажности и размеров здания (подобно биоразнообразию в природе). Среди возможного разнообразия -- ограничение применения только плоскостных форм и введение криволинейных поверхностей, использование сочетаний криволинейных и плоских форм, разной этажности и размерности здания, природоподобие форм и размеров (в том числе соответствие размеров зданий величинам компонентов окружающих ландшафтов -- деревьев, холмов; соответствие габаритов помещений размерам тела человека).

Формы зданий и инженерных сооружений должны быть разнообразны. Основное направление -- применение наряду с параллелепипедами различных криволинейных объемов. Необходимо предусмотреть широкое использование всех форм оболочек -- от цилиндрических и призматических до гипаров и сложных составных оболочек. Одно из направлений разнообразия -- использование этнической архитектуры. Все инженерные сооружения нужно выполнять только из разнообразных криволинейных пространственных конструкций. Размеры зданий и их этажность должны быть разнообразны подобно разнообразию размеров компонентов естественного ландшафта -- кустов и деревьев, возвышенностей и гор.

Типы наружной отделки и цвет зданий должны быть разнообразны подобно разнообразию наружных покрытий в природе. С учетом восприятия цвета глазами человека должны подбираться цвета фасада здания и всех других искусственных поверхностей. Необходимо учитывать цветовой тон, насыщенность, яркость цвета. Наиболее приемлемы для глаза человека светлые теплые цвета: светло-зеленый, светло-коричневый, оранжевый, желтый и другие, а также часто встречающиеся природные цвета -- голубой, синий, розовый и др. Нужно также принимать во внимание характер воздействия цвета -- активные возбуждающие цвет (красный, оранжевый, желтый), успокаивающие (синий, голубой, фиолетовый) и нейтральный (зеленый -- цвет равновесия). Дня улучшения эмоционального восприятия рекомендуется применение хорошо воспринимаемых сочетаний цветов и последовательного контраста -- переноса взгляда с одного предмета на другой. Нужно учитывать гармонию контраста цветовых сочетаний по цветовому тону, насыщенности, яркости и гармонию сходства при плавном изменении цветовых характеристик.

С учетом разнообразия необходимо использовать растущие и адаптивные дома. Растущие и адаптивные здания меняют свой облик по мере их роста или при приспособлении к новым условиям эксплуатации.

3. Разнообразие фасадов зданий, окраски, формы и размеров окон, лоджий и балконов, архитектурных деталей и украшений. Формы фасадов могут быть плоскостные и криволинейные в разнообразных сочетаниях. Отделка фасада должна быть разнообразной по цветовому решению, художественному оформлению, не содержать одинаковых повторяющихся деталей. Рекомендуется разнообразие форм оконных проемов -- не только прямоугольные проемы, но и овальные, круглые, многоугольные, неправильной формы.

4. Разнообразие планировки, площадей комнат, типов покрытий пола, отделки стен, потолка. Внутренняя планировка должна меняться в течение жизни здания в соответствии с изменением потребностей и возможностей, в том числе с учетом персонализации жизненного пространства как его приспособления к материальному и духовному совершенствованию личности. Изменяемое человеком его жизненное пространство может рассматриваться как один из способов самовыражения (индивидуализации) личности. Поэтому внутренние планировки должны быть множественны и индивидуальны. Не должно быть понятия заданной на весь срок эксплуатации площади пространства. Должно быть гибкое жизненное пространство, которое приспособляется во множестве вариантов к потребностям жителей.

Отделка стен и потолков должна быть разнообразной по цветовому решению, художественному оформлению, не содержать одинаковых повторяющихся деталей. Покрытия пола могут быть разнообразны по гладкости: в отдельных местах, где жители ходят босиком (ванные комнаты), покрытие может имитировать неровную поверхность почвенно-растительного слоя, чтобы активно воздействовать на нервные окончания в подошвах. Деревянные полы также могут иметь различную степень шероховатости.

5. Разнообразие микроклимата внутри помещений. Меняющиеся в небольших пределах дневные и ночные температуры, влажность, постоянное движение воздуха с меняющейся скоростью, подобное легкому бризу в природе.

6. Меняющиеся в течение времени (гибкие) планировки помещений, их форма, площади, отделки, освещенность, озеленение и т. п. Меняющаяся приспособляемость (адаптивность) здания, изменение назначения объектов. Физиологически человек развивался в постоянно меняющейся визуальной окружающей среде, при постоянных изменениях тепловых, слуховых и осязательных воздействий.

7. Здания должны быть изменчивыми, экологически приспосабливаемыми. Здесь интересным направлением является применение концепции природного метаболизма к архитектуре. Природный метаболизм (обмен веществ) как основная особенность живых организмов может быть эффективно использован в экологичной архитектуре и в строительстве. Он направлен на сокращение материальных затрат и минимизацию использования сырьевых ресурсов и энергии. Фундаментальным законом в процессе проектирования для архитектора- эколога становится минимизация необходимых материальных ресурсов и затрат и сокращение воздействии здания. Подражание естественным метаболическим циклам означает использование строительных материалов, которые легко перерабатываются и усваиваются средой или перемещаются в другое здание, или используются по другому назначению. Согласно энергетическому принципу естественного метаболизма нужно адаптировать здание к региональному климату так, чтобы оно использовало минимум энергии в течение эксплуатационной стадии. Нужно минимизировать использование высококачественных ресурсов, таких как питьевая вода, в течение срока эксплуатации здания.