Что такое сообщество в биологии примеры. Значение экология: биологические сообщества в словаре кольера

Сообщество. Структура сообщества.

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с природным сообществом, морфологической структурой сообщества, выявить причины видового разнообразия.

Развивающая: развивать умения учащихся творчески работать, развивать предметно-речевые навыки, познавательный интерес.

Воспитательная: воспитывать у учащихся дружелюбие, доброту, бережного отношения к своему здоровью и природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация на слайдах, картинки животных и растений, словари, ноутбук с интернетом.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Длительность этапов урока:

    Орг.момент – 2 мин.

    Изучение новой темы – 20 мин.

    Физминутка – 3 мин.

    Закрепление – 10 мин.

    Итог, рефлексия, выводы – 5 мин.

Ход урока:

    Орг.момент.

Добрый день!

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас

Улыбка, уверенность. Что ж «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать (учащиеся садятся за парты)

На Вас надеюсь, я, друзья,

Ведь мы хороший, дружный класс

И все получится у нас.

    Изучение новой темы

Сегодня у нас урок изучения новой темы. Как вы уже заметили, класс разделился на 3 группы. Надеюсь, на ваше взаимное сотрудничество и будем работать активно, дружно.

Тему урока мы узнаем, выполнив задание.

(на доске повешен ватман с заданием)

По порядку возрастания чисел из букв составляем слово.

Молодцы! С помощью задания мы узнали новое слово. . . (сообщество).

Тема нашего урока «Сообщество. Структура сообщества». Открыли все тетради и учебники. В учебнике страница 149, параграф 5.4. (учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

Девиз урока «Я умею делать, я умею рассуждать,

Что полезно для здоровья, то и буду выбирать» (1 ученик зачитывает девиз урока из компьютерной презентации)

План изучения новой темы:

    Что такое сообщество?

    Видовое разнообразие сообщества.

    Морфологическая структура сообщества (1 ученик зачитывает план урока).

Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на слайде (учащиеся сами формулируют задачи).

Молодцы! Правильно! Мы сегодня на уроке узнаем что такое сообщество или биоценоз, познакомимся с видовым разнообразием сообщества, узнаем про морфологическую структуру сообщества.

Все дружно приступает к изучению к изучению 1-го вопроса новой темы. А с собой мы возьмем О (осанку), У (улыбку), Н (настроение), В (веру в свои силы) (на доске повешены буквы О, У, Н, В) .

Чтобы узнать, что такое сообщество мы немножко поработаем со словарями и компьютером на интернете

(Учащиеся работают с дополнительными источниками информации).

Сообщество – это совокупность животных, растений, грибов, микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Сообщество по-другому мы называем биоценозом. Например: совокупность всех живых организмов участка леса или пруда биоценоз пруда.

О составе сообщества судят, прежде всего, по видовому разнообразию.

Видовое разнообразие – висло разных видов растений и животных, образующих биоценоз. Чем больше видовое разнообразие, там устойчивое система. Например: изменение климата или иных факторов могут привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счет других видов, близких к выбывшему по своей специализации.

Доклад учащегося о факторах, влияющих на видовое разнообразие.

Факторы, влияющие на видовое разнообразие

    Географическое положение (с севера на юг число видов в сообществе возрастает) вопрос к учащимися «Как вы думаете почему?»

    Климатические условия (в теплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов) Почему?

    Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем больше количество видов составляют его)

    Тип сообщества (в тропическом лесу видов больше, чем в хвойном лесу) Почему?

    Наличие видов - средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой) Почему?

Морфологическая структура

Любые сообщества обладают некоторыми признаками. К таким признакам относят соотношение организмов с определенными типами внешнего строения, т.е. жизненными формами.

На странице 152 есть определение жизненной формы. Кто находит первой определение.

Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами.

Жизненные формы растений и животных определяют по учебнику.

Жизненные формы растений .

Правильно, деревья, кустарники и травы (по группам раздаются картинки дерева, кустарника, травы, учащиеся составляют характеристику жизненной форме и выбирают растения, которые относятся к данной жизненной форме).

Жизненные формы водных организмов (по местообитанию) учащиеся по читают жизненные формы.

    Планктон – представлен организмами, свободно плавающими на поверхности воды (растения – водоросли, животные – мелкие рачки).

    Нектон – организмы обитают в толще воды, способны к активному передвижению (рыбы, кальмары, китообразные и т.д.)

    Бентос – организмы, обитающие на дне водоема.

Жизненные формы животных суши (по способу передвижения)

    Прыгающие (сильно развиты задние ноги).

    Бегающие, ходящие (все ноги развиты равномерно).

    Плавающие (есть перепонки между пальцами).

    Летающие.

    Ползающие (конечные редуцированы).

    Лазающие (цепкие конечности).

Физминутка

Мы славненько поработали, теперь немножко отдохнем. Все положили ручки на парты и встали за края парт. Я вам буду показывать картинки животных, а вы должны своими движениями показывать передвижение животных.

Теперь медленно садимся.

Сейчас улыбнитесь друг к другу. Подарите и мне улыбку. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Будьте всегда жизнерадостными, улыбчивыми, добрыми. Недаром улыбку человека сравнивают с Солнцем. Когда на улице ясно, светло в душе хорошо, а когда пасмурно нам как-то нехорошо. И Вы дарите всегда своим близким, родным, учителям, друзьям свои улыбки.

    Закрепление

Дифференцированные задания

    Работа с картинками по определению жизненной формы.

    Тестовая работа (учащимся раздаются задания)

    Задание на соответствие.

    Итог урока

Сегодня на уроке, с какой темой мы познакомились?

(выставление оценок в журнал).

Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на компьютере:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    мне захотелось…

Домашнее задание.

    Нарисовать биоценоз леса или пруда.

Задания на выбор

    Написать сочинение «Жизнь в тропическом лесу»

    С помощью дополнительных источников информации найти растения и животные озера Байкал и определить их жизненные формы.

Вывод урока:

Девиз урока «Я умею делать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать». Учащиеся объясняют смысл девиза.

СООБЩЕСТВО СООБЩЕСТВО

совокупность совместно обитающих организмов разных видов, представляющая собой определённое экологич. единство (напр., фитопланктон к.-л. озера, почвенные животные участка леса). Иногда С. определяется как совокупность всех организмов (растений, животных, микроорганизмов), населяющих участок суши или водоёма, и трактуется как синоним термина биоценоз. Выделяют также С. растений (фитоценоз) и С. животных (зооценоз). С. представляет собой систему определённого уровня организации живой материи. Элементы С. - популяции разных видов, а само С. является элементом экосистемы (или биогеопеноза).

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "СООБЩЕСТВО" в других словарях:

    По теме Сообщество должна быть отдельная статья, а не страница разрешения неоднозначностей. После создания основной статьи страницу разрешения неоднозначностей переименуйте в Сообщество (значения). Сообщество (англ. Community) объединение… … Википедия

    См … Словарь синонимов

    По Р. Уиттекеру (1980), это “система взаимодействующих, дифференцированных по экологическим нишам, часто конкурирующих друг с другом видов. Виды, входящие в состав одного и того же сообщества, эволюционировали в направлении дифференциации… … Экологический словарь

    Ассоциация независимых фирм, объединенных защитой общих интересов либо реализацией общего проекта. Словарь финансовых терминов. Сообщество Сообщество постоянная аудитория веб сервера. Считается, что наличие устойчивого и существенного сообщества… … Финансовый словарь

    СООБЩЕСТВО, сообщества, ср. 1. Объединение, группа из некоторого числа людей, имеющих общую цель (книжн.). Преступное сообщество. Тайное сообщество. 2. Группа растительных или животных организмов, временно или постоянно ведущих совместную жизнь… … Толковый словарь Ушакова

    СООБЩЕСТВО, в экологии сложившаяся естественным путем группа растений и животных, живущих в определенной местности. Сообщества обычно именуют по наиболее характерному физическому свойству или по преобладающему виду … Научно-технический энциклопедический словарь

    СООБЩЕСТВО, а, ср. 1. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели. Международное с. Мировое с. (страны всего мира). 2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе (спец.). Муравьиное с. В сообществе с… … Толковый словарь Ожегова

    Син. термина биоценоз. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    Англ. community; нем. Gemeinschaft. Объединение индивидов, имеющих общие цели. см. АССОЦИАЦИЯ, СОЮЗ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    сообщество - Взаимосвязанная совокупность всех живых организмов, населящих более или менее однородный участок суши или водоема, выделяют сообщества растений (фитоценоз) и животных (зооценоз). → Рис. 321, с. 718 Syn.: биоценоз … Словарь по географии

Книги

  • Сообщество разума , Минский Марвин , В конце 70-х годов ХХ века Марвин Минский выдвинул неожиданную идею, согласно которой человеческий интеллект не так уж сильно отличается от искусственного, как это было принято считать. Со… Категория: Концепции современного естествознания Серия: Наука: открытия и первооткрыватели Издатель: АСТ ,
  • Сообщество разума , Минский М. , В конце 70-х годов ХХ века Марвин Минский выдвинул неожиданную идею, согласно которой человеческий интеллект не так уж сильно отличается от искусственного, как это было принято считать. Со… Категория:

ЭКОЛОГИЯ: БИОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА

К статье ЭКОЛОГИЯ

Одно из главных направлений экологических исследований - это изучение сообществ растений и животных, их описание, классификация и анализ взаимосвязей образующих их организмов. Термин "экосистема", тоже часто используемый экологами, обозначает сообщество в совокупности с условиями его существования, т.е. с неживыми (физическими) компонентами окружающей среды.

Растительные сообщества изучены лучше, чем сообщества животных. Отчасти это объясняется тем, что именно характер растительности в значительной мере определяет состав обитающих в тех или иных местах животных. К тому же растительные сообщества более доступны для исследователя, тогда как прямые наблюдения за животными не всегда возможны, и даже для того, чтобы просто оценить их численность, экологи вынуждены обращаться к косвенным методам, например к отлову с помощью различных приспособлений. При классификации и описании сообществ обычно используют терминологию, разработанную ботаниками.

Классификация сообществ. Хотя существуют многочисленные схемы классификации сообществ, ни одна из них не стала общепризнанной. Термин "биоценоз" часто используется для обозначения отдельного сообщества. Иногда выделяют иерарахическую систему сообществ возрастающей сложности: "консорции", "ассоциации", "формации" и т.д. Широко используемое понятие "местообитание" обозначает комплекс условий среды, необходимых для тех или иных конкретных видов растений или животных или для отдельного сообщества. Очевидно, что существует определенная иерархия сообществ и местообитаний. Например, озеро представляет собой крупную экологическую единицу, в пределах которой можно выделить сообщества организмов, связанные с берегом, мелководьями, глубинными участками дна или открытой частью водоема. В сообществе прибрежной зоны, в свою очередь, можно различить более мелкие и специализированные группы видов, обитающие около поверхности воды, на растениях определенного типа или в илистых отложениях на дне. Существуют, однако, большие сомнения относительно того, следует ли подробно классифицировать эти сообщества и жестко закреплять за ними те или иные наименования.

Названия некоторых экологических сообществ используются биологами очень широко. Таковы, например, термины "планктон", "нектон" и "бентос". Планктоном называют совокупность мелких, главным образом микроскопических, организмов, живущих в толще воды и пассивно переносимых течениями. Нектон составляют более крупные и активно передвигающиеся водные животные (например, рыбы). К бентосу относятся организмы, живущие на поверхности дна или в толще донных отложений. Как в морях, так и в озерах планктонные организмы многочисленны и отличаются разнообразием. Именно они служат кормовой базой для более крупных животных, а в океане они практически определяют существование всех других обитателей водной толщи. См. также МОРСКАЯ БИОЛОГИЯ.

Биологические сообщества нередко различают по "доминантным" или "субдоминантным" видам. Такой подход бывает удобен с практической точки зрения, особенно если речь идет о наземных экосистемах умеренной зоны, где один вид злаков может определять облик степи, а один вид деревьев - тип леса. Концепция доминирующих видов, однако, плохо применима к тропикам, а также к сообществам организмов, населяющих водную среду.

Сукцессия сообществ. Экологи традиционно уделяли большое внимание изучению "сукцессии", т.е. закономерной последовательности изменений, связанных с развитием и старением сообществ или сменой сообществ в определенной местности. Сукцессию легче всего наблюдать в Западной Европе и Северной Америке, где деятельность человека, безжалостная, как геологический процесс, радикально изменила естественные ландшафты. На месте уничтоженных девственных лесов происходит медленная закономерная смена видов, приводящая в конечном итоге к восстановлению относительно устойчивого и мало меняющегося "климаксного" (зрелого) лесного сообщества. Большинство территорий, располагающихся вокруг древних центров западной цивилизации и доступных для экологических исследований, занято нестабильными переходными сообществами, которые развились на месте климаксных сообществ, разрушенных человеком.

На территориях, в меньшей степени подверженных воздействию человека, сукцессия тоже происходит, хотя проявления ее не столь заметны. Например, она наблюдается там, где меняющая русло река образует из наносов новый берег, или там, где внезапный оползень освобождает от почвы голую поверхность скалы, или на том месте в лесу, где падает старое дерево. Сукцессия ярко проявляется в пресных водоемах. В частности, немало сил было потрачено на изучение процессов старения, или эвтрофирования, в озерах, приводящих к тому, что площадь открытой воды, постепенно сокращаясь, уступает место сплавине, а потом и болоту, которое само со временем превращается в наземную экосистему со свойственной ей сукцессией растительности. Загрязнение водоемов и усиление притока в них питательных веществ (например, при распашке земель и внесении удобрений) значительно ускоряет процессы эвтрофирования.

Изучение взаимоотношений между различными группами организмов в сообществе представляет собой хотя и нелегкую, но очень интересную задачу. Взявшийся за ее разрешение исследователь должен использовать всю совокупность биологических знаний, поскольку любые процессы жизнедеятельности направлены в конечном счете на то, чтобы обеспечить выживание, размножение и расселение организмов в доступных и пригодных для их жизни местообитаниях. Изучая те или иные сообщества, эколог сталкивается с проблемой установления видовой принадлежности входящих в их состав растений и животных. Описать видовой состав даже простого сообщества очень трудно, и это обстоятельство чрезвычайно тормозит развитие исследований. Уже давно замечено, что наблюдение за каким-либо животным бессмысленно, если неизвестно, к какому виду оно относится. Однако ясно, что идентификация всех организмов, обитающих в определенной местности, - настолько трудоемкая задача, что сама по себе может превратиться в дело всей жизни. Именно поэтому считается целесообразным проводить экологические исследования в регионах, флора и фауна которых хорошо изучены. Обычно это умеренные широты, а не тропики, где многие растения и животные (в первую очередь различные беспозвоночные) до сих пор не идентифицированы или недостаточно исследованы.

Пищевые цепи. Среди различных типов взаимосвязей внутри сообщества важное место занимают т.н. пищевые, или трофические, цепи, т.е. те последовательности разных видов организмов, по которым вещество и энергия передаются с уровня на уровень, поскольку одни организмы поедают другие. Примером простейшей пищевой цепи может служить ряд "хищные птицы - мыши - растения". Почти в каждом сообществе существует набор взаимосвязанных пищевых цепей, образующих единую пищевую сеть.

Основой всех пищевых цепей и, соответственно, пищевой сети в целом являются зеленые растения. Используя энергию Солнца, они образуют сложные органические вещества из диоксида углерода и воды. Именно поэтому экологи называют зеленые растения продуцентами, или автотрофами (т.е. себя питающими). В отличие от них, консументы (или гетеротрофы), к которым относятся все животные и некоторые растения, не способны производить для себя питательные вещества и, чтобы восполнять энергетические затраты, должны использовать в пищу другие организмы.

В свою очередь среди консументов выделяют группу травоядных (или "первичных консументов"), питающихся непосредственно растениями. Травоядные могут быть и очень крупными животными, как слон или олень, и очень мелкими, как многие насекомые. Хищники, или "вторичные консументы", - это животные, поедающие травоядных и таким опосредованным способом получающие энергию, запасенную в растениях. Многие животные в одних пищевых цепях выступают как первичные консументы, а в других - как вторичные; поскольку они могут потреблять как растительную, так и животную пищу, их называют всеядными. В некоторых сообществах присутствуют и т. н. третичные консументы (например, лисица), т.е. хищники, поедающие других хищников.

Другое важное звено пищевой цепи - это редуценты (или деструкторы). К ним относятся главным образом бактерии и грибы, а также некоторые животные, например дождевые черви, потребляющие органическое вещество отмерших растений и животных. В результате деятельности редуцентов образуются простые неорганические вещества, которые, попадая в воздух, почву или воду, снова становятся доступными для растений. Таким образом, химические элементы и их различные соединения находятся в постоянном круговороте, переходя от организмов к абиотическим компонентам среды и затем вновь в организмы. См. также ЦИКЛ УГЛЕРОДА.

В отличие от вещества, энергия не подвержена рециклизации, т.е. не может быть использована дважды: она движется только в одном направлении - от продуцентов, для которых источником энергии служит солнечный свет, к консументам и далее к редуцентам. Поскольку все организмы тратят энергию на поддержание процессов своей жизнедеятельности, на каждом трофическом уровне (в соответствующем звене пищевой цепи) расходуется значительное количество энергии. В результате каждому последующему уровню достается энергии меньше, чем предыдущему. Так, первичные консументы располагают меньшим количеством энергии, чем продуценты, а вторичным консументам ее достается еще меньше.

Уменьшение доступного количества энергии при переходе на более высокий трофический уровень приводит к соответствующему снижению биомассы (т.е. суммарной массы) всех организмов этого уровня. Так, например, биомасса травоядных животных в сообществе значительно меньше биомассы зеленых растений, а биомасса хищников, в свою очередь, во много раз меньше биомассы травоядных. Описывая подобные соотношения, экологи нередко используют образ пирамиды, в основании которой находятся продуценты, а на вершине - хищники последнего (высшего) звена.

Концепция ниши. Отдельное звено определенной пищевой цепи обычно называют экологической нишей. Одна и та же ниша в различных частях света или различных средах обитания нередко бывает занята в чем-то сходными, но не родственными животными. Например, существуют ниши первичных консументов и крупных хищников. Последняя может быть представлена в одном сообществе дельфином косаткой, в другом - львом, а в третьем - крокодилом. Если обратиться к геологическому прошлому, можно привести довольно длинный список животных, когда-то занимавших экологическую нишу крупных хищников.

Комменсализм и симбиоз. Внимание экологов к пищевым цепям может создать впечатление, что борьба видов за существование - это прежде всего борьба за выживание хищников и жертв. Однако это не так. Пищевые отношения не сводятся к отношениям "хищник - жертва": два вида животных в одном сообществе могут конкурировать из-за пищи, а могут кооперировать свои усилия. Источник пищи для одного вида часто является побочным продуктом деятельности другого. Зависимость животных, питающихся падалью, от хищников - только один из примеров. Менее очевидный случай - зависимость организмов, населяющих небольшие скопления воды в дуплах, от тех животных, которые эти дупла делают. Подобное извлечение одними организмами пользы из деятельности других называют комменсализмом. Если польза обоюдная, говорят о мутуализме или симбиозе. На самом деле отдельные виды в сообществе почти всегда находятся в двусторонних отношениях. Так, плотность популяции жертв зависит от активности хищников; сокращение численности последних может привести к настолько высокой плотности популяции жертв, что они начинают страдать от голода и эпидемий. См. также КОММЕНСАЛИЗМ; СИМБИОЗ.

Укрытие. Межвидовые отношения в сообществе не сводятся к проблемам пищи. Порой очень важно иметь укрытие, защищающее от неблагоприятных климатических воздействий, а также от всевозможных врагов. Так, деревья в лесу важны не только как основа большинства пищевых цепей, но также как чисто механический каркас, дающий возможность развиться сложному сообществу различных организмов. Именно на деревьях держатся такие растения, как лианы и эпифиты, и обитает множество животных. Кроме того, деревья обеспечивают определенную защищенность организмов от неблагоприятных факторов окружающей среды и создают особый климат, необходимый для тех, кто живет под пологом леса.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЭКОЛОГИЯ: БИОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЭКОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЭКОЛОГИЯ в Новейшем философском словаре:
    (греч. oikos - жилище, местопребывание и logos - учение) - учение о взаимоотношении организмов с окружающей средой. Понятие Э. впервые …
  • СООБЩЕСТВА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - название субъектов бельгийской федерации, построенных на принципах культурно-лингвистической автономии. всего в бельгии существуют три с.: фламандо- , франко- и …
  • СООБЩЕСТВА в Большом юридическом словаре:
    - название субъектов бельгийской федерации, построенных на принципах культурно-лингвистической автономии. Всего в Бельгии существуют три С.: фламандо- , франко- и …
  • ЭКОЛОГИЯ
    - наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и …
  • СООБЩЕСТВА в Словаре экономических терминов:
    ЕВРОПЕЙСКИЕ - см ЕВРОПЕЙКИЕ …
  • СООБЩЕСТВА в Словаре экономических терминов:
    - название субъектов бельгийской федерации, построенных на принципах культурно-лингвистической автономии. Всего в Бельгии существуют три С.: фламандо-, франке- и …
  • ЭКОЛОГИЯ в Энциклопедии Биология:
    , наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Объектами изучения служат популяции организмов, виды, …
  • ЭКОЛОГИЯ в Медицинских терминах:
    (греч. oikos дом, место обитания + logos учение) наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей …
  • ЭКОЛОГИЯ
    (от греч. oikos - дом жилище, местопребывание и...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой …
  • ЭКОЛОГИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Экология или ойкология - часть зоологии, обнимающая собой сведениякасательно жилищ животных, т. е. нор, гнезд, логовищ и т. п. До …
  • ЭКОЛОГИЯ
    [греческое дом, жилище, родина + понятие, учение] раздел биологии, изучающий взаимоотношения организма с окружающей средой; выделение экологии в самостоятельную науку …
  • ЭКОЛОГИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, ж. 1. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений, микроорганизмов между со-бой и с окружающей средой. Эколог - …
  • ЭКОЛОГИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Э. …
  • ЭКОЛОГИЯ
    "ЭКОЛ́ОГИЯ", науч. журнал Уральского отделения РАН, с 1970, Екатеринбург. Учредители (1998) - Отделение общей биологии и Уральское отделение РАН. 4 …
  • ЭКОЛОГИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЭКОЛ́ОГИЯ (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и... логия), наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ …
  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "БИОЛОЃИЧЕСКИЕ ЧАСЫ", способность ж-ного и человека ориентироваться во времени; осн. на строгой периодичности физ.-хим. и физиол. процессов в клетках - …
  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БИОЛОЃИЧЕСКИЕ РИТМЫ (биоритмы), циклич. колебания интенсивности и характера биол. процессов и явлений. Одни Б.р. относительно самостоятельны (напр., частота сокращений сердца, …
  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БИОЛОЃИЧЕСКИЕ МЕМБРАНЫ, белково-липидные структуры (не более 10 нм толщиной), ограничивающие клетки (плазматич. мембрана) и внутриклеточные частицы - ядра, митохондрии и …
  • ЭКОЛОГИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    или ойкология? часть зоологии, обнимающая собой сведения касательно жилищ животных, т. е. нор, гнезд, логовищ и т. п. До …
  • ЭКОЛОГИЯ в Словаре Кольера:
    наука об отношениях организмов с окружающей средой. Термин "экология" был предложен немецким зоологом Э.Геккелем в 1866, но широкое распространение получил …
  • ЭКОЛОГИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    эколо"гия, эколо"гии, эколо"гии, эколо"гий, эколо"гии, эколо"гиям, эколо"гию, эколо"гии, эколо"гией, эколо"гиею, эколо"гиями, эколо"гии, …
  • ЭКОЛОГИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, только ед. , ж. 1) Наука о взаимоотношениях человека, животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой. Современная …
  • ЭКОЛОГИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. oikos дом, родина + ...логия) 1) раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей …
  • ЭКОЛОГИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. oikos дом, родина + ...логия] 1. раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой; …
  • ЭКОЛОГИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    агроэкология, аутоэкология, аутэкология, биоэкология, микроэкология, ойкология, природоохрана, …
  • ЭКОЛОГИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой. 2) Состояние организмов, населяющих …
  • ЭКОЛОГИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    экология, …
  • ЭКОЛОГИЯ в Орфографическом словаре:
    экол`огия, …
  • ЭКОЛОГИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    == экологическая система Э. леса. экология наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их …
  • ЭКОЛОГИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и …логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой …
  • ЭКОЛОГИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    экологии, мн. нет, ж. (от греч. oikos - дом и logos - учение) (биол.). Отдел биологии, изучающий взаимоотношения организмов и …
  • ЭКОЛОГИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    экология ж. 1) Научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой. 2) Состояние организмов, …
  • ЭКОЛОГИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой. 2. Состояние организмов, населяющих …
  • ЭКОЛОГИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой. 2. Комплекс научных …
  • СООБЩЕСТВА СОВЕТСКОГО ТИПА в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - возникающие в условиях господства советской системы бесчисленные сообщества разных уровней от локальных, где все знают друг друга и находятся …
  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (биоритмы) циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Одни биологические ритмы относительно самостоятельны (напр., частота сокращений сердца, дыхания), …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …

Когда мы прогуливаемся по лесу или купаемся в пруду, мы имеем дело с одним из природных объектов, изучаемых эколо­гией, - с биологическим сообществом .

Сообщество представляет собой совокупность существующих популяций разных видов. Вместе с неживыми компонентами среды сообщество со­ставляет экосистему .

В природе существуют сообщества разного масштаба . Популяции разных видов сосуществуют в

желудке коровы и в гниющем пне;

на болоте и в лесу;

на пространстве тайги или тундры.

Микроорганизмы, которые обитают в желудке коровы, организмы, населяющие лес, - все это сообщества разного уровня , более или менее резко отграниченные друг от друга. Наиболее крупные сообще­ства, которые характеризуются определенным типом раститель­ности и климатом, называются биомами . Тайга, тундра, тропический лес - пример типов биомов.

Крупные сообщества - устойчивые системы, некото­рые из них существуют без заметных изменений сотни и тысячи лет. В то же время устойчивость сообществ отно­сительна: часто по мере изменений условий среды проис­ходит постоянная смена одного сообщества другим. Смены сообществ происходят и в процессе эволюции по мере вымирания одних видов и возникновения других.

Сообщества характеризуются следующими свойствами:

пространственная структура (особенности размещения ор­ганизмов),

видовая структура (состав видов и их количе­ственные соотношения).

Но сообщество - это не просто сумма составляющих его видов. Само существование сообществ и их свойства определяются сложными взаимодействиями между разными видами. Сообщество и неживые компонен­ты экосистемы оказывают взаимное влияние друг на друга и составляют единое целое. Сообщество невозможно отде­лить от условий среды - почвы, воды, состава газов, климатических условий.

Между живыми и неживыми компонентами экосистем постоянно происходит обмен веществом и энергией. Боль­шинство сообществ получают энергию в виде солнечного света. За счет этой энергии растения образуют из неорга­нических веществ органические (по их роли в сообществе такие организмы называются продуцентами, т.е. образователями). Растения идут в пищу животным, которые являются консументами, т.е. потребителями. Мертвое органическое ве­щество, образующееся при гибели животных и растений, перерабатывается в основном бактериями и грибами и разлагается до простых неорганических веществ (вода, уг­лекислый газ и др.), которые вновь могут усваиваться растениями. Бактерии и грибы - это редуценты (разруши­тели). Соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами называется экологической структурой сооб­щества .

Состав и структура сообществ, их устойчивость и смены зависят от сложных взаимодействий между разными видами. Популяции двух разных видов, населяющих одно и то же сообщество, практически всегда прямо или косвен­но воздействуют друг на друга. Более подробно об этих воздействия.

Многие организмы создают среду для организмов дру­гих видов, и связи между организмами называются топи­ческими . Например, деревья в лесу служат местом кормеж­ки и постройки гнезд для многих птиц; на их листьях живут тли и гусеницы, под корой - личинки жуков; на поверх­ности корней обитает особое сообщество грибов и бакте­рий. Задерживая часть солнечных лучей, влияя на темпе­ратуру и влажность, деревья меняют условия обитания травянистых растений. Все это - топические связи между деревьями и другими организмами.

Другой тип связей - трофические , или пищевые. Они возникают, когда одни организмы служат источником пищи для других. Трофические связи существуют между деревом и многоножками-кивсяками, поедающими его опавшую листву ; между лисой и полевками; между лошадь­ми и жуками-навозниками.

Особые отношения возникают между видами, которые используют одни и те же ресурсы (пищу, территорию, свет и т.п.). Эти отношения называются межвидовой конкуренцией . Виды-конкуренты, создавая нехватку ресурсов, оказывают друг на друга угнетающее воздействие (вызывают снижение численности, замедление роста особей и др.). В некоторых случаях разные виды непосредственно «мешают» друг другу. Например, некоторые растения выделяют в почву вещества, угнетающие рост растений других видов. Мура­вьи на своей, охотничьей территории убивают муравьев других видов. Такие взаимоотношения называются интер­ференцией .

Между многими видами в сообществе существуют тесные взаимовыгодные связи. Например, многие насеко­мые опыляют определенные виды цветковых растений, а сами питаются нектаром их цветков; муравьи поедают сахаристые экскременты тлей и при этом защищают тлей от хищников. Такие взаимовыгодные отношения называют мутуализмом . Мутуалистические отношения играют очень важную роль в функционировании экосистем. Воздействие видов в сообществе друг на друга трудно однозначно раз­делить на «полезные» и «вредные». Например, хищники приносят вред жертвам, убивая и поедая их. Но для попу­ляции жертв воздействие хищников может быть полезным. Многие хищники (волки , хищные птицы) часто потребля­ют ослабленных, больных жертв. Они препятствуют резко­му росту численности жертв и распространению эпидемий.