Железный столб в индии артефакт. Колонна кутуба - нержавеющая тайна индии

Всего в получасе езды от центра индийской столицы, на одной из площадей, стоит железная колонна возрастом более полутора тысяч лет.

С давних времен стекались к ней толпы богомольцев - считалось, что кто прислонится спиной к колонне и обхватит ее руками, тот будет счастлив.

Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь царя Чандрагупты II, скончавшегося в 413 г. Первоначально она находилась на востоке страны, была увенчана изображением священной птицы Гаруды и стояла перед храмом. В 1050 г. царь Ананг Пола перевез ее в Дели.

Колонна весит около 6,5 т, высота ее 7,3 м, диаметр у основания 41,6 см, у верха 29,5 см. Она изготовлена почти из чистого железа (99,720 % железа) и содержит лишь незначительные примеси, чем и объясняется ее коррозионная стойкость.

Гиды часто рассказывают легенды о ее исключительности. По одной из них для создания этого памятника была использована нержавеющая сталь. Однако анализ, сделанный индийским ученым Чедари, показывает, что делийская колонна не содержит легирующих элементов, приводящих к повышенной коррозионной стойкости.

Химический состав материала колонны:

Углерод - 0,08

Кремний - 0,046

Сера - 0,006

Фосфор - 0,114

Азот - 0,032

Железо - 99,722

Верхняя часть железной колонны в Дели,

Ученые из Технологического института Канпур обнаружили, что колонна содержит неожиданно много фосфора, который, реагируя с железом, водой и кислородом, создал своего рода защитный антикоррозийный поверхностный слой. Ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а подбирали состав железа опытным путем.

Древняя Индия вообще славилась искусством своих металлургов. Во многих древних храмах встречаются железные балки длиной до 6 м. Историки сообщают, что применявшиеся при сооружении египетских пирамид орудия из железа для обработки камня изготовляли в Южной Индии, которая вела оживленную торговлю с Римом, Египтом и Грецией. Индия настолько была известна на Востоке своими изделиями из стали, что у персов в разговоре о чем-нибудь излишнем и ненужном бытовала поговорка: «В Индию сталь возить».

Как же была изготовлена эта колонна?

Некоторые даже говорят, что современные металлурги до сих пор не научились делать ничего подобного. Это не так. В наши дни научились делать и нержавеющую сталь, и железо такой чистоты, какая и не снилась древним металлургам. И все-таки искусство древних мастеров достойно восхищения.

По вопросу о способе изготовления знаменитой колонны до сих пор нет единого мнения. Некоторые авторы заявляют, что она была отлита, что менее всего вероятно. Другие считают, что при выплавке «на глазок», как это бывало в древности, возможны очень большие отклонения в качестве металла. Вот, дескать, одним из таких исключений и могла быть колонна. Третьи предполагают, что колонна изготовлена путем сварки отдельных криц массой по 36 кг и последующей их проковки.

По мнению одного автора, древние металлурги для получения чистого железа растирали губку сварочного железа в порошок и просеивали его. А потом полученный чистый порошок железа нагревали до красного каления и под ударами молота его частицы слипались в одно целое — сейчас это называется методом порошковой металлургии. Из таких кусков железа, возможно, и слепили огромную колонну в Дели.

На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II.

Надпись на санскрите указывает, что колонна была изготовлена в правление Чандрагупты II (376-415), императора династии Гуптов, правивших большей частью северной Индии из Бихара.

Популярность среди европейцев железная колонна в Дели приобрела после работ английского востоковеда и индолога Александра Каннингема. Приведённые им ок. 150 лет назад сведения в настоящее время вызывают критику исследователей. Так, Каннингем утверждал, что высота колонны не менее 60 футов (18 м), а вес 17 тонн. Кроме того, из его описания следует, что колонна цельная, а не сварная. Эти домыслы подхватили историки, и даже более поздние научные исследования уже не могли поколебать их веру в чудесные свойства «вечной» колонны.

Аналогичная колонна ещё больших размеров, изготовленная в III веке, возвышается в индийском городе Дхар.

Пытливые ученые провели ряд исследований железных колонн в Дхар и Дели. Так, например, английскими учеными были взяты в качестве образцов мелкие кусочки металла колонн для проведения в Лондоне физико-химического анализа. По приезде в Лондон выяснилось, что - образцы покрылись ржавчиной. Вскоре шведский материаловед И.Вранглен с коллегами обнаружил на колонне зону сильной коррозии. Оказалось, что в районе заделки колонны в фундаменте она проржавела на глубину до 16 миллиметров по всему диаметру.

Ещё одним загадочным памятником древности является статуя Будды из Султанганжа, отлитая из чистой меди и весившая больше тонны. По мнению ученых, этой статуе не меньше 1500 лет и, до сих пор не существует никакого научного объяснения того, как древние индийский кузнецы смогли изготовить подобное произведение искусства.

Сейчас статуя медного Будды находится в Бирмингемском музее и художественной галерее, а табличка с её описанием гласит: «Статуя Будды, возраст которой составляет около 1500 лет, сохранилась практически неповреждённой, что делает её уникальной достопримечательностью в мире».

1. А сейчас не много о таком удивительном сооружении человека как столб из чистого железа. Этот столб находится в индии, стоит он там уже на протяжении 16 веков. (18 фото)

2. Столб из чистого железа, о котором идет речь, более известен как «Столб Индры». Расположен он не далеко от Дели, в так маленьком местечке как Шимайхалори.

4. А если учитывать влажный климат Индии, то столб должен был поржаветь еще давно, но он этого не сделал. Добавлю, что в Индии все металлические изделия очень быстро ржавеют. Ученые выдвигают несколько версий по происхождению этого столба.

5. Основная версия ученых о происхождении этого столба выглядит так, они считают, что древние люди выплавили этот столб из обычного железа с примесями. Но как те практически первобытные люди смогли бы это сделать, в, то время как в 21 веке ученые могут создать всего лишь несколько миллиграмм, этого практически чистого метала.

6. Кстати полностью чистого метала без малейшего миллиграмма, какой нибудь смеси не существует, но и этот столб тоже не полностью из чистого метала, а чистого железа в нем 99, 5%. Но это очень много.

11. На столбе имеются надписи о том, что этот столб был поставлен сюда в честь победы над народами Азии, еще здесь написано, что колона сделана во время правления Чандрагупты, а это 376-415 года.

17. Столб пережил выстрел ядром из пушки, надо обратить внимание на то, что след почти не принес урона столбу из чистого железа.


Больше всего в Дели, помимо основных достопримечательностей, я хотел увидеть ту самую загадочную железную колонну.


Есть разные гипотезы и мнения по поводу ее происхождения. Например такиеcosmosfera.ru/vbforum1/showth…

Ниже описание из Википедии.

Железная колонна в Дели высотой семь метров и весом в шесть с половиной тонн, входит в состав архитектурного ансамбля Кутб-Минара, расположенного примерно в 20 километрах южнее Старого Дели. Это одна из главных достопримечательностей Дели. Широкую известность колонна приобрела тем, что за 1600 лет своего существования практически избежала коррозии.

С давних времен к ней стекались толпы богомольцев - считается, что если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье (другой вариант - исполнится загаданное желание). Во избежание вандализма в 1997 г. вокруг колонны была устроена ограда, так что теперь проверить достоверность этого поверия не так-то просто.
Еще одно название железной колонны в Дели - «Кутубова колонна».

Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь царя Чандрагупты II, скончавшегося в 413 г. Первоначально она находилась на востоке страны в храмовом комплексе Вишну в городе Матхура. Колонна была увенчана изображением священной птицы Гаруды и стояла перед храмом. В 1050 г. царь Ананг Пола перевез ее в Дели. (Другая информация - храмовый комплекс был разрушен в XIII в. по приказу первого делийского султана. Тогда же колонна была перенесена в Дели)


Версии о том, что железная колонна в Дели была якобы отлита или откована из одного цельного куска железа, в настоящее время подвергаются сомнениям.

Скорее всего, колонна изготовлена ковкой отдельных криц железа массой до 36 кг. В качестве доказательства приводятся отчетливо видимые следы ударов и линии сварки, а также малое содержание серы и большое количество неметаллических включений.

О колонне сложилось много легенд, касающихся ее исключительной стойкости. Гиды часто рассказывают, что для создания этого памятника была использована нержавеющая сталь. Однако анализ, сделанный индийским ученым Чедари, показывает, что делийская колонна не содержит легирующих элементов, приводящих к повышенной коррозионной стойкости.

Противоположное мнение заключалось в том, что колонна изготовлена из очень чистого железа. Такая гипотеза в течение ряда лет даже присутствовала в учебниках по металлургии как пример высокой атмосферной стойкости чистого железа. Продолжениеru.wikipedia.org/wiki/Железна…


Теерь о минарете.

Кутб-Минар - самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в Дели несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Минарет является средоточием комплекса исторических памятников разных эпох.
Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.


Первый мусульманский правитель Индии, Кутбуддин Айбак под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Ильтутмыш, достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля.
Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. Среди историков существует также мнение, что минарет назвали в честь первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой гипотезе - в честь святого из Багдада Кхваджа Кутбуддина Бахтияра Каки, которые переселился в Индию и пользовался большим авторитетом у Акбара.
Диаметр основания - 14,74 м, диаметр верхней части башни 3,05 м.

В Дели - исторический памятник, который очаровывает загадкой своего создания. Она сделана из железа, которое не ржавеет с момента его строительства - более 1600 лет назад. Несмотря на то что колонна находится на открытом воздухе, она по-прежнему остается крепкой, что является отличным подтверждением научных и технических знаний в древней Индии. Железный столб - одна из древнейших тайн мира, которую археологи и ученые-материаловеды все еще пытаются раскрыть.

Фото железной колонны в Дели в можете видеть в нашей статье.

Местонахождение

Описываемый объект расположен напротив мечети Кувват-уль Ислам в комплексе Кутб, где находится знаменитый минарет Кутб-Минар, в археологическом комплексе Мехраули в Дели.

Железная колонна величественно возвышается на высоту на 24 фута (7,2 м). Изготовлена древняя достопримечательность из 6 тонн практически чистого кованого железа.

Химический состав

Исследователи этого загадочного сооружения проводили химический анализ ее состава. В 1961 году выяснилось, что железо, используемое при строительстве колонны, имеет исключительную чистоту с очень низким содержанием углерода. Кроме того, ученые обнаружили, что металл, из которого она была изготовлена, не содержит серы или магния, но включает фосфор. На долю собственно железа приходится около 99,4 %. Среди примесей больше всего фосфора (0,114 %). Доля углерода составляет 0,08 %, что позволяет отнести материал к низкоуглеродистой стали. Другие примеси представлены в следующем количестве:

  • кремний - 0, 046 %;
  • азот - 0, 032 %;
  • сера - 0, 006 %.

Научные теории

Ученые, проводившие исследования в попытке раскрыть секрет железной колонны в Дели, пришли к ряду выводов. Все теории, выдвинутые для объяснения удивительной устойчивости сооружения к коррозии, подразделяются на две основные категории:

  1. Материальные факторы (эти версии выдвигают в основном индийские исследователи).
  2. Факторы окружающей среды (им отдают предпочтение иностранные ученые).

Считают, что багодаря высокому содержанию фосфора, на поверхности колонны образуется защитный слой, который, с одной стороны, предохраняет ее от коррозии, с другой - становится причиной ломкости металла (это хорошо заметно в том месте, где в колонну попало пушечное ядро).

По мнению других ученых, сами погодные условия в Дели предотвращают появление ржавчины. По их мнению, ключевым катализатором для ржавчины является влажность. В Дели климат сухой с малым количеством влаги. Ее содержание, в течение большей части года, не превышает 70 %. Это может быть причиной, обуславливающей отсутствие коррозии.

Индийские ученые из Технологического института в Канпуре в 2002 году провели тщательные исследования. В качестве причины отсутствия коррозии металла они назвали защитный слой, образованный кристаллическим фосфатом. Процесс его образования происходит при наличии циклов смачивания и сушки. Фактически, коррозийная стойкость этого уникального сооружения обусловлена его химическим составом и погодными условиями.

Кроме того, по мнению индийских ученых, в то время у кузнецов не было каких-либо особенных знаний о химии сплавов, а состав железа подбирался опытным путем.

Таким образом, эта теория предполагает, что существует взаимосвязь между обработкой, структурой и свойствами железа столба. На основе научного анализа было показано, что эти три фактора работают вместе, что обусловило формирование защитного пассивного слоя ржавчины на железном столбе в Дели. В результате он не подвергается дальнейшей коррозии. Благодаря этому свойству, действительно можно считать еще одним чудом света железную колонну в Индии.

Тем не менее, такая способность противостоять коррозии не является уникальной именно для этого сооружения. Исследования показали, что другие крупные древнеиндийские объекты имеют сходное свойство. К ним относятся железные столбы в Дхаре, Манду, на Горе Абу, холме Кодохадри и железные старинные пушки. Следовательно, можно сказать, что древние кузнецы были высококвалифицированными специалистами по ковке железных изделий. В докладе, опубликованном в журнале Current Science, Р. Баласубраманиам из Индийского технологического института в Канпур было заявлено, что столб является «живым свидетельством мастерства металлургов древней Индии».

Сохранение исторической ценности

Раньше многочисленные туристы, прижавшись к колонне, пытались обнять ее, соединив руки. Считалось, что если это получится, то принесет человеку удачу.

Однако из-за этого довольно популярного обычая нижняя часть колонны стала менять свой цвет от постоянного трения. По мнению исследователей, бесконечные прикосновения и движения посетителей стирают защитный слой, предохраняющий ее от коррозии. Для того чтобы избежать дальнейшего повреждения нижней части железного столба, в 1997 году вокруг нее поставили небольшое ограждение.

Надписи

Хотя на столбе обнаружено несколько надписей, самая старая из них - шестистрочный стих на санскрите. Поскольку в третьем стихе упоминается имя Чандра, ученым удалось установить время создания колонны - в царствование Чандрагупты II Викрамадити (375-415 гг. до н. э.), короля Гупта.

Но ведь сегодня она находится в Дели. Как эта колонна попала туда, и где было ее первоначальное местоположение - по-прежнему является предметом научной дискуссии.

Загадки колонны

Цель создания железного столба - одна из многочисленных тайн истории. Некоторые исследователи говорят, что это флагшток, сделанный для короля, упомянутого в надписи. Другие утверждают, что это были солнечные часы в его предполагаемом первоначальном месте размещения - в Мадхья-Прадеше.

Почему в конечном итоге колонна оказалась в столице Индии - еще одна тайна сооружения. Нет никаких доказательств того, кто именно переместил ее более тысячи лет назад, как она была перемещена или даже почему ее переместили. Все, что можно сказать наверняка об этом аспекте истории столба, сводится к тому, что таинственная железная колонна очень долгое время является частью пейзажа индийской столицы.

Версии и догадки

Историю железной колонны в Дели все еще исследуют. Существует множество версий ее происхождения. Однако несмотря на наличие различных догадок, ученые уже располагают некоторой информацией об этом сооружении.

В 1838 году индийский антиквар расшифровал все, что написано на железной колонне в Дели. Затем надписи были переведены на английский язык и опубликованы в Журнале Азиатского общества Бенгалии. До этого о железной колонне ничего не было известно.

По мнению ученых, она была создана в ранний период правления Гупты (320-495 гг. н.э.). Этот вывод сделали, основываясь на стиле исполнения надписи на столбе и особенностях языка. Как уже говорилось, третьем стихе надписи на железном столбе ученые нашли упоминание имени Чандра, которое обозначает правителей династии Гупта. Однако существуют разные мнения о том, относится ли слово Чандра к королю Самудрагупте (340-375) или Чандрагупте II (375-415), который был сыном короля Самудрагупта. Считается также, что надпись могла относиться к индуистскому Богу Вишну.

Существует также множество предположений историков о том, где был выкован столб. Согласно одной из основных теорий, железная колонна была создана на вершине холма Удайгири в Мадхья-Прадеше, откуда она была доставлена в Дели королем Илтутмишем (1210-36 гг.) после его победы.

По мнению других исследователей, железный столб был перемещен и установлен в главном храме Лал-Кота (древней столицы Дели) королем Анангпалом II в 1050 году нашей эры. Однако в 1191 году, когда царь Притвирадж Чаухан, внук Анангпала, был побежден армией Мухаммада Гори, Кутб-уд-дин Айбак построил в Лал-Коте мечеть Кувват-уль-Ислам. Именно тогда колонна была перенесена со своего первоначального местоположения на ее нынешнее место перед мечетью.

Архитектура железной колонны в Индии

Сооружение размещено на основе, украшенной художественной резьбой. Часть колонны, примерно 1,1 метра, находится под землей. Основание опирается на решетку из железных стержней, спаянных при помощи свинца. Сверху нее положен слой тротуарного камня.

Высота железной колонны достигает семи метров. Нижний диаметр столба составляет 420 мм (17 дюймов), а его верхний диаметр - 306 мм (12 дюймов). Колонна весит более 5865 кг. Верх ее также украшен резьбой. На железной стойке вырезаны надписи. Некоторые из них содержат расплывчатые указания на ее происхождение.

Исследователи обнаружили, что колонна была изготовлена путем формовки и кузнечно-сварочных работ из частей пастообразного железа весом около 20-30 кг. На поверхности столба все еще видны следы молотка. Также было выяснено, что около 120 человек работали в течение нескольких недель, создавая эту колонну.

Попытка уничтожения

На высоте около четырех метров от земли на поверхности колонны есть заметное углубление. Говорят, что повреждение произошло в результате стрельбы пушечным ядром с близкого расстояния.

Как утверждают историки, Надир Шах приказал уничтожить железную колонну во время своего вторжения в 1739 году. По мнению исследователей, он хотел сделать это, чтобы найти золото или драгоценности. Которые, как считал захватчик, могли быть спрятаны внутри верхней части столба.

По другой версии, колонну хотели уничтожить как индуистский храмовый столб, которому было не место на территории мусульманского комплекса. Однако железную колонну в Дели разрушить не удалось.

Эта необычная колонна полностью сделана из железа и находится в городе Дели. Ее возраст оценивается в 1600 лет, но, несмотря на это, на ее поверхности не обнаружено следов ржавчины, как это часто бывает с изделиями из железа, находящимися на открытом воздухе и не покрытыми антикоррозионными составами.

Железная колонна в Дели имеет высоту 7 метров и практически на 100% состоит из чистого железа. Подробнейший анализ состава, проведенный индийскими специалистами, показал лишь незначительное (менее 0,5%) содержание в ней никеля и фосфора. Эта колонна имеет очень интересную историю. Дело в том, что она не всегда находилась в Дели, на территории комплекса Кутб-Минар, а была перевезена туда из города Матхура. Но вот точная дата этого события неизвестна, предположительно это произошло в XI-XIII веках. Считается, что железная колонна была сооружена в 415 году в честь Чандрагупты II - величайшего правителя государства Гуптов, которое существовало на территории современной Индии. Изначально на вершине железной колонны находилась скульптура птицы, но к настоящему моменту колонна лишилась своего украшения.


Об этой колонне как о выдающемся сооружении упоминается в трудах средневековых историков и путешественников. Захватившие Индию англичане также были поражены этим необычным памятником древности, который восхищал всех своей сохранностью. Ведь в столь почтенном возрасте железная колонна не имела следов коррозии, что указывало на невероятные познания древних мастеров.

Долгое время считалось, что колонна отлита из единого куска железа, но исследования ученых показали, что она, скорее всего, изготовлена из нескольких отдельных частей, а общий вес колонны составляет 6,5 тонн. Как известно, чистое железо подвержено коррозии, поэтому в современном мире его используют в виде сплавов, где содержатся различные компоненты, предохраняющие его от воздействия влаги и кислорода. Учитывая тот факт, что колонна не имеет следов повреждения, долгое время считалось, что она сделана из особого сплава, секрет которого был известен мастерам древности.


Но веками поддерживаемый миф о чудесных антикоррозийных параметрах сплава был развеян при детальном изучении. Оказалось, что часть колонны, которая находится под землей, подвержена воздействию влаги, содержащейся в почве, она сохранилась гораздо хуже и изъедена ржавчиной. А вот надземная часть, по мнению специалистов, пережила 1600 лет без существенных повреждений, благодаря нескольким факторам. Основная причина состоит в оксидной пленке, которая образовалась на поверхности колонны, делая ее химически инертной к атмосферной влаге. Образованию этой пленки способствовали частицы фосфора, который был обнаружен в весьма незначительных количествах в составе колонны. Кроме того, в Дели большую часть года стоит сухая и жаркая погода, а значительные осадки бывают лишь с июля по сентябрь, поэтому верхняя часть колонны контактирует с влагой довольно непродолжительное время. Получается, что никакого чудодейственного состава или технологии древних мастеров исследователи в железной колонне не нашли, а увидели лишь цепочку фактов, которые все вместе и привели к возникновению мифа о нержавеющей колонне.


Сегодня вокруг знаменитой железной колонны установлена ограда: слишком многие желали прикоснуться к ней, так как считалось, что объятия с колонной приносят счастье и исполняют желания. Тем не менее она остается одним из мест паломничества индусов, а также популярной туристической достопримечательностью старой части Дели.