Что такое рно на уроке русского языка? Российский национальный оркестр национализирован Рно по русскому языку.

1 - 2 класс

1 . Большая буква в начале предложения .

Выпиши предложение правильно. Приду­май и напиши еще одно предложение. Под­черкни заглавную букву.

Делай так: В ыпал пушистый снег. Д ети рады.

2. Пропуск, замена, перестановка букв.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропу­щенную букву.

Делай так: з в онок, уче н ик.

3 . Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и за­пиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: малы ши , каранда ши , е жи, ро ща , ту ча .

4. Сочетание чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни со­четание. Запиши еще два слова.

Например : до чк а, ре чк а, мо щн ый.


5 . Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так : у-чи-тель - 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных,

столь­ко и слогов.

6. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси - на.

Запомни! При переносе одну букву нель­зя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

Буква й не отделяется от гласной.

Делай так: лей - ка.

7. Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Приду­май свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Ты любишь отгадывать загад ки ? Кто быстрее прочитает скороговорку ?

8. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: е ль , те нь . пе нь , ко нь ки, ма ль чик, па ль то.

9. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошиб­ка, правильно. Проверь согласную.

Делай так : моро зы , - моро з , яго да - яго д ка.

Запомни! Согласные на конце и в середи­не слов пишутся так же, как и перед гласными.

10. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например: алфавит, азбука, портфель.

11. Безударная гласная в корне, не прове­ряемая ударением (словарное слово).

Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни глас­ную. Запиши два однокоренных слова.

Например: яг о да, яг о да, яг о да, яг о дка, яг о дный.

12. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Например: в ью га, лист ья , солов ьи .

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е , ё, и, ю, я.

13. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: гру пп а, груп-па, гру пп овой, подгру пп а.

14. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Например: И лья, П етров, М урка, В олга, К расноярск.

Запомни! Имена, отчества и фамилии лю­дей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

15. Правописание предлога со словом ( орфограмма - пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется от­дельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог - это отдельное сло­ во. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от_берега.

16. Безударная гласная в корне, проверяе­мая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выде­ли корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: с а ды - сад, волна - волны, ч е рвивый - червь.

3 класс

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.

Например: поездка.

18. Непроизносимые согласные

в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколь­ко однокоренных слов. Выдели корень. Про­верь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звез да , звёз доч ка, звёз д ный,

честь , чест ный

19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, по тянули ;

отнёс, отбежал,отлетел.

20. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Обра­зуй от этого слова однокоренные слова с раз­ными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Разделительный твердый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Запиши еще

два слова с этой орфограммой. Выдели при­ставку. Подчеркни гласную.

Например: съе зд, объя вление, объё м.

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

22. Ь знак на конце имён существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж.р.)

Запомни ! На конце существительных м.р. после шипящих ь не пишется.

23. Безударные гласные в родовых оконча­ниях имен прилагательных.

Выпиши из предложения существитель­ное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Делай так: в доме (как|ом | ?) нов ом .

Запомни! У слов-вопросов всегда удар­ные окончания.

24. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: Задай вопрос (что дела ть ?)

н.ф. н.ф. н.ф.

ши ть , замеча ть , гуля ть .

    Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не . Запиши еще два сло­ва на это правило. Подчеркни орфограмму.

гл. гл. гл.

Делай так : не_пришёл, не_выучил, не знал.

4 класс

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однород­ные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Вы­полни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, pa зм ema л их по дороге.

(_________ =====, ====)

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

( _______ ==== и ====)

27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.

Делай так : на опушке (на земл е , 1скл.),

на полянке (на земл е, 1скл.),

у речки (у земли, 1 скл.)

28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с сущест­вительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существи­тельного. Определи род, число и падеж при­лагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (к а к [ому] ?) дальне му - м.р., ед.ч., Д.п.

29. Предлог с местоимением

(орфограм­ма - пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.

пр. пр. пр.

Например : у_нас, к o _мн e , с тобой .

Запомни! Предлоги с местоимениями

(как и с именами существительными) пишут­ся отдельно .

30. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударе­ние. Поставь глагол в начальную (неопреде­ленную) форму. Посмотри на гласную перед - ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пиш е т - писать, глаг, I спр.,

(-е. -ут, -ют)

став и т - ставить, глаг., 2 спр.,

(-и, - am , -ят).

31. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего вре­мени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.

Например: пишеш ь , решаеш ь , читаеш ь

(наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

32. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.

Делай так : вод о воз, сам о лёт.

33. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни глав­ные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

прил сущ. гл. пр. сущ.

Делай так : Седые туманы плывут к облакам. (пов., невоскл., прост., распр.)

туманы (какие?) седые;

плывут (куда? к ч е м у?) к облакам

34. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамма­тические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например:

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут .

(------ =====), (---- ====)

35. Фонетический разбор слов.

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.



Спишите текст,вставляя пропущенные буквы и знаки препинания)

В старину для облегчения заучивания наизусть таблицы умножения, детей знакомили со способом вычисления на пальцах. Вот, например, как умножить семь на семь. Нужно загнуть на левой руке столько пальцев, на сколько сомножитель превышает 5, а на правой руке - столько пальце, на сколько второй сомножитель превышает 5. В рассмотренном примере, на каждой из рук будет загнуто по два пальца. Если сложить количество загнутых и перемножить количество не загнутых пальцев, то получим соответственно число десятков и число единиц искомого произведения. В данном примере получается четыре десятка и девять единиц, то есть сорок девять. Если этим способом вычислять произведение шесть умножить на семь, то получим три десятка и двенадцать единиц, то есть тридцать плюс двенадцать ровняется сорок два. Таким способом, можно вычислять произведение любых однозначных чисел, больше пяти.

Устраните неправданные повторы указанным способом. Исправленные тексты запишите. У ног Константина Ивановича лежала большая

лохматая собака. Рядом с собакой лежала палка. Палку Константин Иванович использовал, когда играл с собакой. Константин Иванович подбрасывал палку или кидал палку в сторону, а собака с радостным повизгиванием бросалась за палкой. В такие минуты и собака и Константин Иванович были совершенно счастливы. Заменть повторяющиеся слова синонимами, местоимениями или описательными оборотами.

Люди с давних пор зачарованно смотрели на полёт птиц. Люди верили, что когда- нибудь и человек сможет подняться ввысь. Соединить два предложения в одно с однородными сказуемыми.

К театру подъехал автомобиль. Автомобиль был новый и ослепительно чистый. Открылась дверца, и вышел элегантный мужчина с большим букетом роз. Объединить предложения так, чтобы одно из них стало частью предыдущего предложения.

На одной грядке посадили морковь и свёклу. На другой грядке посадили лук и чеснок. На третьей посадили капусту. Вместо повторяющегося глагола во втором и третьем предложении поставить тире.

Перемену статуса несколько дней назад мне лично подтвердил Михаил Плетнёв.

Российский национальный оркестр более не является частным и независимым. Теперь он Государственное учреждение культуры, как и любой другой оркестр. В том числе, саркастически добавил Плетнёв, как «оркестр балалаечников».

Еще недавно мы волновались, что РНО вот-вот прекратит существование. Когда я не увидел Сергея Корниенко в группе контрабасов, зато увидел его в оркестровой яме Большого театра, то подумал, что это конец. Корниенко был одним из основателей РНО, вместе с Плетнёвым.

Волновался и Плетнёв.

«Приходишь и думаешь: ну что? Объявить, что оркестр, со всем его накопленным потенциалом, распускается?»

Неопределенности положен конец. Государство протянуло руку помощи. Теперь музыканты ГУК РНО будут получать зарплату из бюджета Министерства культуры.

Такому повороту событий Плетнёв сопротивлялся, сколько мог. Сегодня он не рад и не горд. Он сдался, покорился обстоятельствам.

«Будем государственными, раз иначе нельзя»,

Его слова.

Национализация не первый яркий момент в биографии плетнёвского оркестра. Все двадцать лет существования он попадал на своем творческом пути во всяческие передряги. Само создание РНО было величайшим актом вандализма по отношению к лучшим симфоническим оркестрам Москвы.

Плетнёв жестоким образом обидел Евгения Светланова, Владимира Федосеева и Большой театр, когда увел в РНО по двадцать лучших музыкантов из каждого оркестра. В этих оркестрах уровень качества тут же заметно просел. Зато РНО в короткое время сыгрался и стал играть лучше всех в России. Общественные ожидания этому способствовали.

В конце 80-х - начале 90-х все старое, ветхое, государственное уходило в историю, а вперед рвалось все новое, молодое и независимое. Как объяснил мне однажды музыкант РНО, перешедший к Плетнёву от Светланова, в первые годы перестройки им и его коллегами владело чувство эйфории, когда все надеялись на недалекое прекрасное будущее и несли деньги в банк «Чара».

Государство дало оркестру разрешение взять имя «Российский национальный оркестр». Президент Ельцин дал право частному оркестру выступать в мире от имени нации, радуясь, что больше оркестр ничего не просит.

«Государство нас обеспечить не сможет, у него другие приоритеты. Государство даст сначала всем старым и заслуженным. А Михаил Васильевич ничего не дождется, потому что он молодой»,

Объяснял мне в середине 90-х директор РНО Сергей Марков.

После того как оркестр обрел мировую славу, пошли приключения. Например, появились самозванцы, выступающие под именем РНО, и с ними пришлось судиться. Потом руководить РНО надоело самому Плетнёву; на месте главного дирижера появился Владимир Спиваков, которому, однако же, вскоре дали понять, что он всего лишь наемный работник. Тогда Спиваков повторил дело Плетнёва и создал свой оркестр, уведя в него половину РНО. Тот музыкант, который перешел когда-то к Плетнёву от Светланова и испытывал эйфорию, перешел от Плетнёва к Спивакову, уже никакой эйфории не испытывая.

Были и другие приключения: смена главного дирижера на дирижерскую коллегию, несостоявшееся организационное объединение с оркестром «Русская филармония», несостоявшееся приглашение главным дирижером Владимира Юровского, увольнение директора Маркова и многие другие события, благодаря которым оркестр создавал информационные поводы независимо от своих выступлений, удачных или нет.

Все это время Плетнёв и руководство оркестра надеялись, что государство оценит вклад РНО в дело процветания русской культуры и даст оркестру приличный грант. Но в глазах государства РНО, зарегистрированный как частная инициатива одновременно в двух государствах - РФ и США, был неким бизнес-проектом, поддержки не заслуживающим.

Грант поменьше, от правительства, РНО все-таки получил.

«Была долгая работа», - вздыхает Плетнёв. Сначала РНО в число грантополучателей включили, потом вычеркнули. Об этом Плетнёв рассказал мне следующую историю:

«Я узнал о том, что нас вычеркнули, за день до того, как Путин должен был вручать мне государственную премию. Я сказал: “Владимир Владимирович, как же это понимать? Мне дают премию за мою дирижерскую деятельность, за работу с РНО, а РНО, оказывается, не достоин гранта? Вчера был достоин, а сегодня нет”.

Очевидно, - продолжает Плетнёв, - он отдал распоряжение, и нас, к великому удивлению чиновников ФАККа, снова вписали.

“Как это получилось? - недоумевали они. - Мы же вас вычеркнули. Кто же вас вписал?” И даже немного испугались»,

Заключает Плетнёв.

В последние докризисные годы зарплаты нескольких элитных государственных оркестров выросли настолько, что РНО стал им проигрывать, даже получая правительственный грант. Все шло к тому, чтобы сдаться государству. Причин соединилось несколько.

Во-первых, объективно экономические (кризис, инфляция, падение спроса на компакт-диски - читайте Нормана Лебрехта). Во-вторых, ослабление менеджмента РНО: директором уровня Сергея Маркова бросаться было, конечно, нельзя. В-третьих, время нынче такое: сегодня в почете не частная инициатива, как в 90-е годы, а госкорпорации. В-четвертых, Михаил Васильевич более не ходит в молодых. Хотел или нет - он этого дождался. В пантеоне старых и заслуженных он занял место умершей Вероники Дударовой, чей бывший оркестр, судя по всему, расформируют.

Став государственным, в творческом смысле РНО ничего не проиграет. Более того, оглядывая двадцать лет истории РНО, делаешь вывод, что большая часть кошмаров пошла оркестру на пользу. И музыкальной ситуации вообще. Потому что РНО был не только оркестром Плетнёва, но и пионером открытой политики в России.

Сейчас мы уже не плачем, что музыканты РНО ушли к Спивакову. Был один хороший оркестр, стало два. Оба ведут открытую политику - приглашают отличных дирижеров со всего мира. Этого ведь не скажешь об оркестре БСО, но там есть Владимир Федосеев.

Хуже обстоит дело с элитным Госоркестром, которым руководит совершенно бескрылый Марк Горенштейн: в последние годы оркестр создал лишь один информационный повод, когда с ним давал свой последний концерт Ростропович. И напротив, оркестр «Новая Россия» (откуда Горенштейн ушел) расцвел, активно светится и, того гляди, выйдет в дамки. Там тоже началась открытая политика. Начинается она и в Большом театре.

А самое главное, что сам РНО, пережив некоторый спад, опять заиграл хорошо. Уровень выступлений оркестра напрямую зависит от тщательности подготовки программы. Сегодня молодые музыканты влились в состав настолько, что теперь, говорит Плетнёв, ему не надо им многое говорить - бывает достаточно взгляда. Теперь Плетнёв будет глядеть на своих музыкантов под присмотром государства, только и всего.

Хотя, конечно, немного жаль, что приходится расстаться с очередной фрондой. Был «символ свободной России», как называл его президент Ельцин. А превратился в ГУК.