Задача С6. Задания по генетике на ЕГЭ по биологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области «Разбор 28 задания ЕГЭ по биологии части С» Подготовила: учитель биологии и химии МБОУ «Карповская СОШ» Чиркова Ольга Александровна 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет определить тип наследования (доминантный рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) признака, а также его моногенность или полигенность. Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом, а его братьев и сестер пробанда называют сибсами.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Символы, применяемые при составлении родословных

4 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Аутосомно-доминантный тип наследования. 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероят­ностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерозиготны. 4. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. Аутосомно-рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену. 4. Часто проявляется при близкородственных браках.

5 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Сцепленный с X-хромосомой (с полом) доминантный тип наследования 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в большей степени женщины. 3. Если отец болен, то все его дочери больны. 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если мать гетерозиготна. 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 0%. Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют, в основном, мужчины. 3. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки-0%.

6 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Голандрический тип наследования (Y-сцепленное наследование). 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют только мужчины. 3. Если отец болен, то все его сыновья больны. 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%.

7 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Этапы решения задач Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Ответьте на вопросы: Признак встречается во всех поколениях или нет? Часто ли признак встречается у членов родословной? Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется? Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают? Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей? 2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)? лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак? 3. Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. И исходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

8 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

9 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак доминантный, т.к передается потомству всегда) 2. Определите наследуется ли признак сцеплено с полом: чаще у кого встречается у мальчиков или девочек (не сцеплен с полом, т.к. признак передается в равной степени и сыновьям и дочерям). 3. Определяем генотипы родителей: (женщина аа (без признака гомозигота), мужчина Аа (с признаком) – гетерозигота. 4. Решаем задачу с генотипами: Р: аа (ж) х Аа (м. с признаком) G: а А а F1: Аа (м. с признаком), Аа (ж. с признаком), аа (ж. без признака) Р: Аа (ж. с признаком) х аа (м. без признака) F2: Аа (м. с признаком) 5. Записываем ответ: 1) Признак доминантный так как передается потомству всегда, не сцепленный с полом так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. Генотипы родителей: женщина: аа, мужчина Аа (с признаком). 2) Генотипы детей в F1 женщины - Аа (с признаком) и aа, мужчины - Аа (с признаком). 3) Генотипы потомков F2 мужчина - Аа (с признаком).

10 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 2. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

11 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак рецессивный, т.к присутствуем не во всех поколениях) 2. Определяем генотипы родителей: (мужчина Аа (без признака), женщина аа (с признаком) . 3. Решаем задачу с генотипами: Р: аа (ж с признаком) х Аа (м. без признака) G: а А а F1: Аа (м. без признака), Аа (ж. без признака) 4. Записываем ответ: 1) Признак рецессивный; 2) генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа; 3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

12 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 3. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

13 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак рецессивный, т.к присутствуем не во всех поколениях) 2. Определите наследуется ли признак сцеплено с полом: чаще у кого встречается у мальчиков или девочек (сцеплен с Х – хромосомой, т.к. наблюдается проскок через поколение). 3. Определяем генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11: 4. Записываем ответ. 3 - женщина-носитель - ХАХа 4 - мужчина без признака - ХАY 8 - мужчина с признаком - ХаY 11 - женщина-носитель - ХАХа

14 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 4. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной Определение типа наследования признака: Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. 1. признак встречается часто, в каждом поколении; 2. признак встречается только у мужчин; 3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д. Возможные генотипы всех членов родословной: Ya – наличие данной аномалии; YА – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии). Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa; Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYА. Ответ: Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование. Генотип пробанда: XYa .

15 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 1. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном ХA, рыжая - геном ХB. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились пять рыжих котят. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков. Алгоритм решения: Запишем условие задачи: ХА - черная; ХВ - рыжая, тогда ХАХВ - черепаховая 2. Запишем генотипы родителей: Р: кошка ХAХB х кот ХBУ черепах. рыж G: ХA ХB ХB У.F1: рыжие - ХBУ или ХBХB наследование, сцепленное с полом

16 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 2. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB рыжая - Хb , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Алгоритм решения: Запишем схему скрещивания генотип черной кошки ХB ХB, генотип рыжего кота - Хb У, генотипы котят: черепахового - ХB Хb, Черного - ХВ У, пол котят: черепаховая - самка, черный - самец.

17 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 3. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови. Алгоритм решения: 1) родители имеют группы крови: II группа - IAi0 (гаметы IA, i0), III группа - IВIВ (гаметы IВ); 2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IAIB) и III группа (IBi0); 3) вероятность наследования II группы крови - 0%.

18 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 1. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

19 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Алгоритм решения: 1) Первое скрещивание: P ААBB × ааbb G AB × ab F1 AaBb 2) Анализирующее скрещивание: P AaBb × ааbb G AB, Ab, aВ, ab × ab АаBb - гладкие окрашенные семена (3800); Ааbb - гладкие неокрашенные семена (149); ааBb - морщинистые окрашенные семена (150); ааbb - морщинистые неокрашенные семена (4010); 3) присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется законом сцепленного наследования признаков. Две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.

20 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 2. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50 % потомства составили чёрные мохнатые и 50 % – белые мохнатые. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 3. У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель – над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 – с белыми цветками и высоким стеблем, 20 – с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Алгоритм решения: 1) Р АаВb x Aabb розовые цветки розовые цветки высокий стебль высокий стебль G AB, Ab, aB, ab Ab, ab 2) F1 АаВb, ААВb – 63 розовые цветки, высокий стебель Ааbb, ААbb – 58 розовые цветки, карликовый стебель ааВb – 18 белые цветки, высокий стебель ааbb – 20 белые цветки, карликовый стебель. 3) Гены двух признаков при полном доминировании не сцеплены, поэтому наследование признаков независимое.

24 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 1. У супружеской пары, в которой оба супруга обладали нормальным зрением, родились: 2 мальчика и 2 девочки с нормальным зрением и сын-дальтоник. Определите вероятные генотипы всех детей, родителей, а также возможные генотипы дедушек этих детей. Алгоритм решения 1) Родители с нормальным зрением: отец ♂ХDY, мать ♀ХDХd. 2) Гаметы ♂ ХD, У; ♀ Хd, ХD. 3) Возможные генотипы детей - дочери Х DХdили ХDХ D; сыновья: дальтоник ХdУ и сын с нормальным зрением Х DY. 4) Дедушки или оба дальтоники - ХdУ, или один ХDY, а другой ХdУ.

25 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 2. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства - соотношение генотипов и фенотипов. Алгоритм решения 1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ; 2) генотипы потомства - ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Соотношение генотипов 1:1:1:1 3) дочери - носительница гена гемофилии, здоровая, а сыновья - здоров, болен гемофилией. Соотношение фенотипов 2 (девочки здоровы): 1 (мальчик здоров) : 1 (мальчик-гемофилик)

26 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 3. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи. Алгоритм решения 1) генотипы родителей: ♀AAXHXH (гаметы AXH); ♂aaXhY (гаметы aXh, aY); 2) генотипы и пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY; 3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Пояснение.

Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой: Х а,

т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки - один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y - хромосому, а от матери (11) один Х а, другой Х А.

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 - женщина-носитель - Х А Х а

4 - мужчина без признака - Х А Y

8 - мужчина с признаком - Х а Y

11 - женщина-носитель - Х А Х а

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

Елена Иванова 11.04.2016 12:36

Объясните, пожалуйста, почему генотип первой женщины(без номера) ХАХА, ведь она может быть и носительницей?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Может. Это "предположение" на основе потомства. Т.к. она нам для решения не важна, можно написать на схеме оба варианта, а можно вообще вот так: Х А Х -

Никита Каминский 11.06.2016 23:28

А почему не может быть просто рецессивного гена, не сцепленного с полом?

Тогда родители в первом поколении гомозиготны (отец аа, мать АА), дети 1, 2, 3, гетерозиготы Аа, мужчины 4 и 5 тоже носители Аа, дети 7 и 8 во втором поколении с признаком, а 6 носитель. В третьем поколении Отец и мать снова гомозиготны, дочь 11 и её муж 10 гетерозиготны, и у них два сына, один с признаком, другой без, возможно носитель.

Наталья Евгеньевна Баштанник

может, но больше вероятности, что сцепление есть, меньше "?", и основываясь на правила решения данных задач.

У матери и отца фенотипически без признака рождается СЫН с признаком, можно предполагать, что признак сцеплен с Х-хромосомой.

Тобиас Розен 09.05.2017 18:26

Решение не вполне корректно.

Вот эта схема содержит альтернативное решение - содержащие при этом меньше допущений:

На самом деле, всё, что мы можем утверждать по данным задачи - это список того, что мы можем исключить. Мы можем исключить доминантное сцепление с Х, мы можем исключить сцепление с У, мы можем исключить АА х аа в самом персом скрещивании, мы можем исключить, что признак обеспечивается доминантной аллелью.

Мы не можем исключить рецессивное сцепление с Х и мы не можем исключить аутосомное рецессивное наследование - в задаче для этого недостаточно данных и недостаточное число потомков и скрещиваний.

Игнорировать малое число скрещиваний и потомков - значит, считать, будто закон больших чисел должен проявляться и для малых чисел. Что полная чушь. Не должен. Наоборот: статистический факт в том, что чем меньше выборка - тем больше ожидаемое отклонение от "правильного расщепления".

Наталья Евгеньевна Баштанник

Если задача может решаться двумя способами, то лучше оба прописывать. Если в критериях будет заложено решение, что признак является сцепленным с Х-хромосомой: Х а, то могут и не поставить полный балл.

За это задание вы можете получить 3 балла на ЕГЭ в 2020 году

Темой задания 28 ЕГЭ по биологии стали «Надорганизменные системы и эволюция мира». Многие школьники отмечают сложность этого теста из-за большого объема охватываемого им учебного материала, а также из-за построения билета. В задании № 28 составитель – российский ФИПИ, Федеральный институт педагогических измерений, предлагает к каждому вопросу шесть вариантов ответов, правильными из которых может оказаться их любое количество от одного до всех шести. Иногда в самом вопросе содержится подсказка – сколько вариантов вы должны будете выбрать («Какие три признака из перечисленных шести характерны для животных клеток»), но в большинстве случаев школьник должен сам принять решении о количестве выбираемых им вариантов ответа в качестве правильных.

Вопросы задания 28 ЕГЭ по биологии могут затрагивать и основы биологии. Обязательно повторите перед экзаменов – в чем отсутствие искусственной и природной экосистем, водной и наземной, луговой и полевой, как звучит правило экологической пирамиды и где оно применимо, что такое биогеоценоз и агроценоз. Некоторые вопросы имеют логический характер, вам нужно не только опираться на теорию из школьного учебника, но и логически размышлять: «В смешанном лесу растения расположены ярусами, и это - причина уменьшения конкуренции между березой и еще одним живым организмом. Каким?». В качестве ответов предлагаются майский жук, черемуха, грибы, шиповник, орешник, мыши. В этом случае ученик должен вспомнить, что конкуренция всегда идет за одинаковые ресурсы, в данном случае (при ярусном расположении растений) - за свет, поэтому из списка нужно выбрать только деревья и кустарники – черемуху, шиповник и орешник.

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (10-11) (баз.)

Линия УМК Пономаревой. Биология (10-11) (Б)

Биология

ЕГЭ по биологии-2018: задание 27, базовый уровень

Опыт показывает: высокий балл ЕГЭ по биологии получить легче, если максимально аккуратно решать задачи базового уровня. К тому же, по сравнению с прошлым годом даже базовые задания несколько усложнились: они требуют более полного, распространенного ответа. Решение придет к учащемуся, если он немного поразмышляет, даст пояснения, приведет аргументы.
Вместе с экспертом разбираем примеры типичных задач линии № 27, уточняем алгоритм решения, рассматриваем разные варианты задач.

Задание 27: что нового?

Часть заданий этой линии изменилась: теперь чаще требуется предсказать последствия мутации участка гена. В первую очередь будут встречаться варианты заданий на генные мутации, но и хромосомные, и геномные мутации тоже уместно повторить.

В целом, задание № 27 в этом году представлено очень разнообразными вариантами. Часть заданий связана с синтезом белка. Здесь важно понимать: алгоритм решения задачи зависит от того, как она сформулирована. Если задание начинается со слов «известно, что все виды РНК транскрибируются на ДНК» - это одна последовательность синтеза, но может быть предложено и просто синтезировать фрагмент полипептида. Независимо от формулировки, крайне важно напомнить ученикам, как правильно писать последовательности нуклеотидов ДНК: без пробелов, дефисов и запятых, сплошной последовательностью знаков.

Чтобы грамотно решать задачи, нужно внимательно читать вопрос, обращая внимание на дополнительные комментарии. Вопрос может звучать так: какие изменения могут произойти в гене в результате мутации, если в белке одна аминокислота заменилась на другую? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Может быть также дано задание восстановить фрагмент ДНК в соответствии с мутацией.

Если в задаче встречается формулировка «объясните, используя свои знания о свойствах генетического кода», уместно будет перечислить все свойства, которые известны учащимся: избыточность, вырожденность, неперекрываемость и т.д.

Какие темы должны быть изучены, чтобы успешно решать задачи 27 линии?

  • Митоз, мейоз, циклы развития растений: водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных.

  • Микроспорогенез и макроспорогенез у голосеменных и покрытосеменных.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

Как вести подготовку?

  1. Покажите учащимся схемы и алгоритмы: как у растений образуются споры и гаметы, как у животных - гаметы и соматические клетки. Полезно просить учеников смоделировать самостоятельно схемы митоза и мейоза: это позволяет понять, почему гаплоидные клетки, образовавшиеся при мейозе, позже становятся диплоидными.

  2. Включите зрительную память. Полезно запоминать иллюстрации базовых схем эволюции жизненного цикла различных растений - например, цикл чередования поколений у водорослей, папоротников, мохообразных. Неожиданно, но вопросы, связанные с жизненным циклом сосны, почему-то часто вызывают затруднения. Сама по себе тема не сложна: достаточно знать о микроспорангиях и мегаспорангиях, что образуются они мейозом. Необходимо понимать, что шишка сама по себе диплоидна: для педагога это очевидно, а для ученика - не всегда.

  3. Обратите внимание на нюансы формулировок. При описании некоторых вопросов нужно вносить уточнения: в жизненном цикле бурых водорослей наблюдается чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорафита с преобладанием последнего (так мы избавимся от возможных придирок). Нюанс в теме жизненного цикла папоротников: объясняя, из чего и каким образом образуются споры, можно ответить по-разному. Один вариант - из клеток спорагона, а другой, более удобный, - из материнских клеток спор. Оба ответа удовлетворительны.

Разбираем примеры задач

Пример 1. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность: ТТТГЦГАТГЦЦЦГЦА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могут произойти в гене в результате мутации в, если в белке третья аминокислота заменилась на аминокислоту ЦИС? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ поясните, используя таблицу генетического кода.

Решение. Эта задача легко раскладывается на элементы, которые составят правильный ответ. Лучше всего действовать по проверенному алгоритму:

  1. определяем последовательность аминокислот во фрагменте;

  2. пишем, что произойдет при замене одной аминокислоты;

  3. делаем вывод, что имеет место вырожденность генетического кода: одна аминокислота кодируется более чем одним триплетом (здесь нужен навык решения подобных задач).

Пример 2. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Решение. Перед нами классическая, всем известная задача по цитологии. Здесь важно запомнить: если в задаче просят определить хромосомный набор и число молекул ДНК, к тому же показывают цифры - не ограничивайтесь формулой: обязательно указывайте числа.

В решении обязательны этапы:

  1. указать начальное число молекул ДНК. В данном случае это 56 - так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется;

  2. описать анафазу мейоза I: к полюсам расходятся гомологичные хромосомы;

  3. описать анафазу мейоза II: число молекул ДНК - 28, хромосом - 28, к полюсам расходятся сестринские хроматиды-хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза.

В такой формулировке, ответ, скорее всего, принесет желаемый высокий балл.


Пример 3. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

Решение. Задача сформулирована прозрачно, ответ прост и легко разбивается на компоненты:

  1. клетки пыльцевого зерна и спермии имеют гаплоидный набор хромосом;

  2. клетки пыльцевого зерна развиваются из гаплоидных спор - митозом;

  3. спермии - из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки), тоже митозом.

Пример 4. У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

Решение. Задача решается по ранее описанному алгоритму. В интерфазе перед началом деления число молекул ДНК 120, хромосом - 60; после мейоза I-соответственно 60 и 30. Важно отметить в ответе, что перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, а число хромосом не изменяется; мы имеем дело с редукционным делением, поэтому число ДНК уменьшается в 2 раза.


Пример 5. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и гамет папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Решение. Это тот самый тип задачи, где ответ легко раскладывается на три элемента:

  1. указываем набор хромосом заростка n, гамет - n;

  2. обязательно указываем, что заросток развивается из гаплоидной споры путем митоза, а гаметы - на гаплоидном заростке, путем митоза;

  3. поскольку точное число хромосом не указано, можно ограничиться формулой и писать просто n.

Пример 6. У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ.

Решение. Как вы могли заметить, в подобных задачах точно просматривается число критериев ответа. В данном случае они такие: определить набор хромосом; определить его в определенных фазах -и обязательно дать объяснения. Логичнее всего в ответе давать пояснения после каждого числового ответа. Например:

  1. даем формулу: перед началом мейоза набор хромосом и днк равен 2n4c; в конце интерфазы произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными; 48 хромосом и 96 молекул ДНК;

  2. в анафазе мейоза число хромосом не изменяется и равно 2n4c;

  3. в профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки, имеющие набор из двухроматидных хромосом с набором n2c. Следовательно, на этом этапе мы имеем 24 хромосомы и 48 молекул ДНК.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Выучить можно все что угодно, но важнее научиться размышлять и применять выученные знания. иначе набрать адекватные проходные баллы не получится. во время учебного процесса уделите внимание формированию биологического мышления, научите учеников пользоваться адекватным для предмета языком, работать с терминологией. Нет смысла использовать в параграфе учебника термин, если он не будет работать в следующие два года.