Самостоятельное изучение модального ладового джаза. Краткая история джаза для начинающих

Модальный джаз имеет главное отличие от классического джаза в том, что состоит из специального метода организации тональности с помощью мажора-минора и их функциональных гармонических систем. Не малую роль в исполнении Modal jazz играет формообразование с использованием повторяющихся гармоничных музыкальных квадратов. Модальный джаз основывается на "ладовом" принципе композиционного исполнения, а также организации музыкальных элементов. Все знают, что ладовая техника основывается на использовании множества разных новых модусных рядов. Голос может быть использован вместе или по отдельности в разном модусе и ладе, что способствует возникновению полимодальности.

Modal jazz является сложным направление в традиционном джазе

Мелодично-гармоничное исполнение музыкальных композиций полагается на транспозицию ладов и состоит из модулей одного или нескольких рядов лада с переходами в разные полимодальные строения. Возникающая необходимость способствует смешению определенных ладов минором и мажором и т.д. Популярный джазист Джон Рассел исполнял свои произведения основываясь на блюзовом звуковом ряду. В первой половине 50-х годов Джон Рассел создал индивидуальную модальную систему состоящую из более пяти вариантов хроматического лидийного лада, ярко представленную в его треке "The Lydian Concept of Tonal Organization". Эту возможность предназначенную для сочинения в исполнении блюза в результате импровизации, котрая пользуется особой любовью у музыкантов модального и современного фри-джаза. Техникой модальности пользовались многие известные исполнители джаза, среди которых Дж. Колтрейн, в большинстве написанных произведений отдает предпочтение ладовой системе "раг". О. Коулмен и Д. Черри при написании своих композиций часто пользовались ладовой системой исполнения африканских народов.

Modal jazz во многом можно отнести к продолжению направления бибоп, особенно если учесть биографию его последователей, к которым относятся известные музыканты джаза Дон Черри, Телониус Монк, Майлс Девис и т.д. Однако продолжение устаревших традиций не является их укреплением, а способствует образованию новых принципов. Боп закончил свое существование после того, как выжал все соки из метра и ритма используя гармоническую вертикаль. Но в то же время, боп открыл новую гармонию, подверженную трансформации. Цифровку со своим логическим развитием гармоничности функций, стремящихся быстро наполнить музыку мелодичностью звуков, сменил лад открывший множество функций. Отличаясь от традиционного джаза, Modal jazz имеет терцовую гармоническую основу, замененную дорийским, пентатоническим, лидийским и прочими ладами неевропейского происхождения.

    Направление: хип хоп Истоки: джаз, фьюжн, джаз фанк, хип хоп Место и время возникновения: Конец 1980 ых, восток США Годы расцвета: конец 1980 х; руб … Википедия

    Направление: Джаз Истоки: Джаз, Фанк, Соул, ритм н блюз Место и время возникновения: 1970, США Годы расцвета: 1970 80 е годы … Википедия

    Джаз в Санкт Петербурге культурное явление, поддерживаемое на государственном уровне. Санкт Петербург единственный город, имеющий джазовую филармонию, и в Северной Столице ежедневно можно услышать живой джаз. Джазовые традиции в Санкт … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Джаз (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнен … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Jazz manouche Направление: Джаз Истоки: свинг, этническая музыка Место и время возникновения: 1930 е Джаз мануш (известен также как Цыганский джаз и Цыганский свинг) направление в «гитарном» джазе, основанное братьями Ферре (фр. … Википедия

    Возможно, эта статья скопирована здесь и … Википедия

    Направление: джаз Истоки: бибоп, хард боп, этническая музыка Место и время возникновения: США, конец 1950 х Годы расцвета: 1960 … Википедия

Модальный джаз родом из 50-х. Для него характерно использование африканских, арабских и других национальных гамм и ладовая свободная импровизация, которая позволяет гораздо шире экспериментирова ть с мелодическим материалом. Первопроходцами этого стиля считаются Джон Колтрейн (тенор-саксофон) и Майлз Девис (труба).

Исполнители

Многие считают модальный джаз выросшим из бибопа, ведь именно из этого стиля пришло большинство его исполнителей: Майлз Девис, Джон Колтрейн и другие. Однако это мнение ошибочно, так как бибоп был сосредоточен вокруг работы с ритмом, метром и гармонической вертикалью, в то время как модальный джаз экспериментирова л с ладом, мелодичным материалом. Музыканты использовали лидийский, дорийский, пентатонический и прочие звуковые ряды европейского и африканского происхождения.

Для модального джаза характерен особый стиль импровизации, исполнитель не делает акцент на смене аккордов, а подчеркивает особенность лада, наложение мелодики. Сегодня это весьма популярное направление, многие специалисты считают, что оно только в начале своего развития, это обширное поле для экспериментов современных джазистов.

  • Модальный джаз (англ. modal jazz), направление, возникшее в 1960-х годах. В его основе лежит ладовый принцип импровизации, в отличие от тонального, более характерного для классической музыки и раннего джаза. В отличие от традиционного джаза, где основной для импровизации чаще всего являлась пентатоника, в модальном джазе активно используются лады - дорийский, фригийский, лидийский и другие звукоряды как европейского, так и неевропейского происхождения. В соответствии с этим, в модальном джазе сложился особый тип импровизации: в качестве основы для импровизации выступает не гармония, как таковая (многие пьесы содержат минимум аккордов), а лад. Такой подход сближает джаз с этнической музыкой (рага, мугам). Это направление представляют такие выдающиеся музыканты, как Телониус Монк, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Джордж Рассел, Дон Черри.

    Хотя сам термин идет от использования определенных ладов (или гамм) при создании соло, композиции или аккомпанемента модального джаза могут использовать одну или несколько из следующих техник:

    Медленный гармонический ритм, где один аккорд может длиться от четырёх до шестнадцати (или больше) тактов;

    Органный пункт (или педаль)

    Отсутствие стандартной последовательности аккордов;

    Мелодические интонации с использование широких интервалов (квинта, кварта,сексты, септимы)

    Политональность и полимодальность.

Связанные понятия

Симфо́ник-метал или си́мфо-метал (англ. symphonic metal - «симфонический металл») - музыкальный стиль, в котором соединены метал и симфоническая оркестровая музыка. В симфоническом метале часто используются высокий женский вокал (стилизованный как «оперный»). Группы в этом жанре нередко приглашают для записи малый симфонический оркестр и академический («камерный») хор, либо используют отдельные симфонические инструменты или их имитацию с помощью синтезатора.

Диксиленд (англ. Dixieland) - это стиль джаза, одна из стилевых разновидностей традиционного джаза, возникшая в начале XX века в штате Луизиана в США (точнее – в городе Новый Орлеан); а также джазовое направление конца 1930-х – 1950-х годов, образовавшееся в результате движения за возрождение традиционного джаза. Диксиленд также иногда называют «горячим» джазом (hot jazz) или традиционным.

(англ. baroque pop) или барокко-рок (англ. baroque rock) - поджанр поп-музыки, сочетающий классическую музыку, оркестровый поп, рок и музыку эпохи барокко. Проявляется это в использовании контрапункта, тональных гармоний, драматических или меланхолических настроений. Барокко-поп появился в 1960-х, когда музыканты и продюсеры поп-музыки выдвигали клавесин на передний план аранжировок. К прочим типичным музыкальным инструментам жанра относятся струнные секции, валторна и гобой.Барокко-поп...

Алеато́рика (вероятно, из англ. aleatoric - случайный

Арпе́джио (вариант написания: арпе́джо), арпеджиату́ра (из итал. arpeggio, от arpa «арфа», термин буквально означает «как на арфе») - способ исполнения аккордов, преимущественно на струнных и клавишных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим. Чаще всего арпеджио обозначается волнообразной линией или дугой перед аккордом.

Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) - общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки - песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший cante hondo/jondo (hondo букв. глубокий, то есть серьёзный, драматический стиль), он же - cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, то есть облегчённый, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует...

(англ. Easy listening) - понятие, охватывающее различные музыкальные жанры, предназначенные в основном для развлекательных целей, нередко служащие фоном для различных занятий, отличающиеся несложным содержанием и легко доступные для восприятия. Понятие «лёгкая музыка» охватывает широкий диапазон жанров - от танцев, маршей и песен до инструментальных сюит, попурри, рапсодий; к этому виду музыки относится и оперетта. Для сочинений лёгкой музыки характерны простые, легко запоминающиеся...

Панк-джаз (панк-фанк, ноу-уэйв) - в самом конце 70-х - экспериментальная сцена клубов нижнего Ист-Сайда (Нью-Йорк), представители которой пытались вернуть джазу его первоначальную простоту и энергию.

Соло-гитара (англ. Solo guitar или англ. Lead guitar) - гитара, роль которой в коллективе - создавать (играть) некие мелодические линии, подобно голосу. Соло-гитара используется в нескольких направлениях. Первое - обыгрывать основную мелодию (куплеты, риффы), делая игру более мелодичной и красивой. Второе - играть основную мелодию для усиления жёсткости и экпрессивности исполнения (часто используется в метал-музыке). Третье - исполнять соло-партии, являющиеся логическим продолжением песни. Исполняется...

Звук музыка́льный (др.-греч. φθόγγος, лат. vox, sonus, нем. Ton, англ. musical tone, musical pitch) в специальном значении - звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений, в широком смысле - «используемые в музыкальной практике звуки».

Джаз (англ. jazz) - род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора.

The modal approach was pursued further in subsequent recordings by Miles and by other jazz artists. ’s work in the 1960s with pianist advanced the modal concept in an intense, even spiritual direction (e.g., his albums , , ), and deeply affected the subsequent development of jazz.

By the late 1960s the use of modal resources had become widely accepted in jazz. The modal approach also became a common feature in popular rock, funk, and jazz-funk genres, in the form of extended scale-based soloing over a harmonic support of only one or two chords.

The Classical Modes

The modes that we have inherited from the classical tradition are listed below, with some brief comments. Many “modal jazz” tunes use these scales, though soloists will not always limit themselves strictly to the notes of the mode.

  • Ionian: This is another name for the major scale. From C, the notes would be C D E F G A B C. This scale is built with half steps between degrees 3-4 and 7-8; the other tones are separated by whole steps.
  • Dorian: Like a natural minor scale, but with a major sixth. From C, the notes would be C D Eb F G A Bb C. Half steps are between 2-3 and 6-7. This is one of the most-used modes in jazz. The b3 and b7 notes allow for a “blue” sound in solos . “ ” is in 32-bar AABA form, with each A section using a D dorian scale, and the B section using an Eb dorian scale. Coltrane’s “ ” uses an identical structure, with a different melody.
  • Phrygian: Like natural minor, but with a minor second. From C, the notes would be C Db Eb F G Ab Bb C. Half steps are between 1-2 and 5-6. This scale conveys a “Spanish” sound.
  • Lydian: Like major, but with a raised fourth. From C, the notes would be C D E F# G A B C. Half steps are between 4-5 and 7-8. This scale was taken by as the basis of his “Lydian Chromatic Concept.”
  • Mixolydian: Like major, but with a minor seventh. From C, the notes would be C D E F G A Bb C. Half steps are between 3-4 and 6-7. Like dorian, this scale can be used to produce a “blue” sound.
  • Aeolian: Another name for natural minor. From C, the notes would be C D Eb F G Ab Bb C. Half steps are between 2-3 and 5-6.
  • Locrian: Like natural minor, but with a minor second and a diminished fifth. From C, the notes would be C Db Eb F Gb Ab Bb C. Half steps are between 1-2, 4-5. Not used much.

These modes are often taught as the “modes of major,” as they can be generated by using the major scale interval pattern, but with different starting points. For example, using the white notes of the piano, C to C produces C major (ionian): D to D produces D dorian; E to E produces E phrygian; F to F produces F lydian; G to G produces G mixolydian; A to A produces A natural minor (aeolian); B to B produces B locrian.

The Chord Scale Approach

One contemporary (and widely-taught) approach to improvisation views every chord as having one or more scales that can be played over it. Although it involves the use of modes, this approach to soloing does not necessarily make a tune “modal.”

Scale resources in this system include the classical modes listed above, as well as the set of modes generated by ascending melodic minor (C D Eb F G A B C), whole tone scales, diminished scales, and pentatonic scales. This set of scales will provide at least one mode that will fit almost any given chord. Historically, this approach owes quite a bit to .

For more information on modes and chord scales, see Peter Spitzer’s “Jazz Theory Handbook,” or virtually any other jazz theory book.

Available at Amazon...
Peter Spitzer

Mel Bay Publications, Inc.
Perfect Paperback

(Jazz Theory Handbook is a great jazz theory resource for beginners and established musicians. Click the graphic to see our review.)