Город пирамида мишка. «Пирамида» - советский город-призрак на краю земли

Вчера, 15 апреля 1942 года, исполнилось 73 года с момента запуска трамвайного движения в блокадном городе после трехмесячного перерыва.

Несколько фактов о работе трамвая в блокадном городе:

До сентября 1941 года движение трамваев в городе было достаточно стабильным. Но с взятием в кольцо блокады в город стало поступать все меньше и меньше электроэнергии. Соответственно, стало уменьшаться количество трамваев и на улицах города.

Трамвай играл важную роль в эвакуации города. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железнодорожных станций с последующей перегрузкой в железнодорожные эшелоны. Трамваем эвакуировались и жители города до пунктов отправки эшелонов.


8-го декабря 1941 г. движение трамваев в городе прекратилось. Приказа о закрытии трамвайного движения не было, поэтому долгосрочное отключение электроэнергии большое количество трамвайных поездов встретили на линии, и там и остались до весны 1942 года.


Дата прекращения трамвайного движения в городе точно не установлена. По некоторым данным это 8 декабря 1941 года (прекращение подачи электроэнергии на длительный период), по другим же данным трамвайное движение периодически, небольшим количеством вагонов, осуществлялось вплоть до 3-го января 1942 года, когда были погашены и законсервированы все электроподстанции.


После остановки трамвайного движения в городе, работа трамвайщиков не прекратилась. Ремонтировались вагоны, поддерживалась в рабочем состоянии материальная база, часть работников была отправлена на другие, нужные городу, работы.


В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановление движения трамвая в блокадном городе. В первую очередь речь шла о восстановлении грузового трамвая. Этим планам благодаря героизму Ленинградцев удалось сбыться и 7-го марта 1942 года по Загородному проспекту проехал первый грузовой трамвайный состав. Помимо грузового трамвая, в городе по трамвайным линиям ездили и небольшие паровозы.


Зачем нужно было грузовое трамвайное движение в городе? Город в холодную и голодную зиму 1941 - 1942 гг. практически не убирался. Весна - это потепление. А потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. Таким образом, с помощью трамвая и жителей город был очищен от зимних нечистот!


15 апреля в блокадном, окруженном со всех сторон городе, было открыто и движение пассажирских трамваев. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь! Быт горожан несколько упростился - теперь от работы до дома не приходилось ежедневно, в голоде и холоде, ходить пешком. В помощь пришел трамвай!

15 апреля 1942 года на линию вышли трамваи всего по пяти маршрутам. Большее количество маршрутов нельзя было открыть из-за дефицита поступающей в город электроэнергии. Но даже эти пять маршрутов обслуживали все основные направления маршрутной сети. Маршруты проходили из одного конца города в другой через центр: практически в любое место в городе можно было добраться всего с одной пересадкой.


Для горожан запуск трамвая - это счастье, а для немецких войск - полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»


Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди работников трамвайного управления, так и среди пассажиров. Как же минимизировать потери? Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника (бугеля). В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.


Интересно, но факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время.


Помимо пассажирских и грузовых перевозок, в городе осуществлялись и санитарные трамвайные перевозки. Ко многим больницам были проложены временные трамвайные линии. Санитарные поезда, в основном это переоборудованные трамваи типа ЛМ/ЛП-33, забирали раненных бойцов на передовой и развозили по госпиталям Ленинграда. Вместо сидений в санитарных трамваях в три яруса вдоль стен вагона располагались носилки. Раненых бойцов загружали в вагон через специально созданную торцевую дверь.


Во время блокады в городе можно было услышать следующий диалог

Как твои дела, как живешь?

Да как трамвай четвертого маршрута: «поголодаю, поголодаю и на Волково».

В этом диалоге описывается трасса одного из трамвайных маршрутов военного времени: с острова Голодай (ныне остров Декабристов) на Расстанную улицу к Волковскому кладбищу… Такой вот специфический блокадный юмор.


К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам. Все дело в том, что осенью 1942 года по дну Ладожского озера был проложен кабель, соединяющий наш город с Волховской ГЭС и в города стало поступать больше электроэнергии.


Трамвай, кстати, был единственным видом транспорта в блокадном городе, хотя в довоенное время по городу пассажирские перевозки осуществлялись так же автобусами и троллейбусами. Но автобусы все ушли на фронт, троллейбусная сеть была не особо развита и серьезно пострадала от военных действий, поэтому в перевозке пассажиров был задействован только трамвай.


Во время блокады предполагалось возобновить троллейбусное движение, но не по городским улицам. На зиму 1942 - 1943 годов планировалось построить троллейбусную линию по льду Ладожского озера, то есть на «Дорогу Жизни» предполагалось выпустить для грузовых перевозок троллейбусы - по аналогии с «ледовым трамваем», который эксплуатировался в нашем городе с 1895 по 1910 гг. Но этим планам не суждено было сбыться как минимум по двум причинам. Во-первых, зима 1942 - 1943 гг. была достаточно теплой и к январю 1943 года лёд на Ладоге не встал, а, во-вторых, 18 января 1943 года было прорвано кольцо блокады Ленинграда и построена железнодорожная линия - «Дорога Победы», которая по объему перевозок превосходила «Дорогу Жизни».

Ну а троллейбусное движение в городе было возобновлено 24 мая 1944 года, троллейбусы 4-го маршрута связали район завода Электросила и Адмиралтейство.


В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени.


На этом все. Вообще тема блокадного трамвая очень обширная, интересная и неисчерпаемая.

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде было восстановлено движение пассажирских трамваев, что стало настоящим праздником для жителей города. Дата остается праздником до сих пор: в Ленинграде блокадные трамваи называли артериями города - именно эти артерии помогли сохранить жизнь в Северной столице.

Сегодня в трамвайном парке № 2 на Среднем проспекте, 77–79, где сейчас находится музей городского транспорта, вспоминали событие 73-летней давности — запуск первого пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде. В трампарке собрались ветераны, работавшие на трамваях, руководство и персонал ГУП «Горэлектротранс», ученики ближайшей школы. Но главным событием дня был запуск ретротрамвая по Васильевскому острову, приуроченный к памятной дате.

До того как блокадные трамваи вышли на прогулку, руководство ГУП «Горэлектротранс» подарило ветеранам трамвайного парка по экземпляру переиздания книги «Фронтовой трамвай», в которой изложена пятилетняя история ленинградского трамвая в военное время. Автор книги — Михаил Сорока, начальник трамвайно-троллейбусного управления в военные годы.

«У моего деда Михаила Сороки было много званий, но самое дорогое для него — командир блокадного трамвая», — рассказывает внучка ветерана Оксана. Для создателя книги о блокадных трамваях святыми праздниками были День Победы, День снятия блокады и 15 апреля — день, когда вышел на маршрут первый трамвай. Всех своих коллег Михаил Сорока помнил поименно.

К концу ноября 1941 года, когда в блокадном Ленинграде стало катастрофически не хватать электроэнергии, участились сбои в движении трамваев и троллейбусов. Окончательно подача электричества прекратилась 8 декабря. Город замер. По замерзающему Ленинграду люди перемещались пешком. Перемены нашли отображение в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».

Однако все это время в трамвайном парке продолжалась работа — вагоны ремонтировали и готовили к выходу на линию. В 1942 году городское правительство распорядилось запустить 10 марта грузовой трамвай, который должен был очистить Ленинград от мусора и снега. Работники парка справились с задачей на два дня раньше.

«Мой дедушка рассказывал, что при запуске грузовой трамвайный состав звенел. Люди слышали колокольчики, не верили, выскакивали из домов. Какая-то бабулька даже упала на колени и начала крестить трамвай. Для тех ленинградцев трамвай был жизнью. Поэтому если трамвай снова начал ходить, значит, город живой», — рассказывает Оксана.

Через месяц после запуска грузового трамвая по Ленинграду пошел первый пассажирский состав. К этому долгожданному событию готовились не только инженеры и рабочие, разрабатывавшие оптимальную маршрутную систему и восстанавливавшие вагоны, но и горожане, которые к 15 апреля убрали миллионы кв. метров городских территорий.

«Наша победа началась 15 апреля. К этой дате все подготовительные работы были завершены. Убрать улицы и подготовить такое количество вагонов (более 300 — прим. ред. ) — это не просто подмести рельсы. Это огромная работа, которая шла в опасной обстановке под градом пуль. Жители города оказали огромную помощь. Это стало их воскресением», — говорит Василий Остряков, генеральный директор ГУП «Горэлектротранс».

Многие сегодня вспоминали то ли слова одного из немецких солдат, то ли дневниковую запись: «Они запустили трамвай — нам их никогда не победить».

Блокадный командир трамвая Михаил Сорока так описывает 15 апреля в своей книге: «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?

Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!

Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».

Утром 14 апреля 1942 года из шести парков одновременно вышли на линию 116 поездов и торжественно двинулись по блокадному городу. Только за два дня работы трамваев было перевезено более миллиона пассажиров. «Представьте себе: 116 трамвайных поездов выходят на шесть маршрутов. Они сразу же вдохнули жизнь в город, — говорит начальник музея городского транспорта Кирилл Нюквист. — Это был настоящий праздник — пуск трамвая в городе».

Для всех, кто собрался почтить памятную дату сегодня, трамвай — живое существо. О нем говорят с лаской, трепетом и гордостью. Он стоит в одном ряду с такими всенародными героями, как «Катюша» и самолет Ил-2, но не как фронтовик на передовой, а как простой, скромный и надежный труженик тыла. На трамваях в годы блокады люди не только перемещались по Ленинграду. На них перевозили раненых, продовольствие, оружие, транспортировали цемент для создания укреплений, очищали город от мусора и укрывались от бомбежек.

С 18 апреля начнет свою работу блокадный трамвай — он будет перевозить жителей города по Васильевскому острову два раза в день — в 11:30 и 14:00 по выходным дням. Отправным пунктом будет музей на Среднем проспекте, 77–79, конечным — площадь Тургенева. В связи с в первые выходные, 18 и 19 апреля, трамвай будет стартовать от улицы Куйбышева.

После встречи с ветеранами-блокадниками на улицы Петербурга вышли три трамвая, пережившие войну. Блокадные трамваи резко отличаются от современных собратьев квадратной формой и укороченными почти в два раза вагонами. В серой ненастной погоде эти квадратные коробочки на колесах кажутся нахохлившимися цыплятами, выпустившими наружу лишь тоненькие лапки.

Внутри трамваев друг напротив друга установлены деревянные скамьи, на полу — деревянный настил. Дверь с деревянной обшивкой пассажирам открывает машинист. Два блокадных трамвая используются по сей день в качестве тягача.

Чуть позже на набережной реки Фонтанки, 3а, горожане возложили цветы у здания «блокадной» подстанции, от которой 73 года назад был пущен ток, вернувший к жизни трамваи. Среди отдавших дань памяти — восемь ветеранов, инициативные горожане, депутат Алексей Ковалев. Зампредседателя совета ветеранов Дворцового округа Лариса Мичурина рассказала «Карповке», что вот уже пять лет ветераны собираются на набережной Фонтанки, чтобы возложить цветы к зданию подстанции. Среди их родственников нет работников трамвайных парков, в годы войны они были детьми, но отлично помнят те светлые эмоции, которые переполняли ленинградцев 15 апреля 1942 года. «В городе не было света, воды, не работала канализация. Все окошечки — темные, ни в одном нет света, — рассказывает Лариса Мичурина. — И вдруг — пошел трамвай. Для нас это была настоящая победа. Шел всего лишь 42-й год, но мы уже знали, что победим».

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай.


Т рамвай был единственным видом общественного транспорта в осаждённом городе. Возрождённый после суровой зимы 1941—1942 гг. грузовой трамвай использовался для очистки города от мусора и нечистот, для перевозки продовольствия, песка и боеприпасов, для доставки грузов на предприятия. Пассажирский трамвай доставлял ленинградцев на работу и домой. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь!

В от слова водителя трамвая трампарка им. Леонова М. Ивановой:
«Для измученных блокадой людей это был настоящий праздник. И не передать, как со слезами на глазах встречали они первые ожившие вагоны. Я помню, села на „ семерку“ , через весь город под обстрелами повела поезд. И с этого дня, несмотря ни на что, возила вместе с людьми какое-то общее особенное торжество жизни, радость обновления“.

В агоновожатая трамвайного парка им. Блохина Е.Ф. Агапова:
«Шли в парк как на праздник, знали: должны выехать на линию… И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости… Много потом было рейсов. Трудных, опасных под бомбежками и обстрелами.
Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех блокадных пассажиров»

Н апряжение в сеть в Центральном районе дала тяговая подстанция №11 на Фонтанке: трамвай пошёл по главной магистрали города. Вот как пишет об этом историческом дне сам «командир блокадного трамвая» Михаил Сорока:«Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать?
Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!


Н е передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».


Реконструкторы Санкт-Петербурга также приняли участие в акции "Блокадный трамвай". 15 апреля по инициативе общественных организаций и военно-исторических клубов состоялся выезд трамвая 1930-х годов типа МС. Поездка была приурочена к годовщине пуска пассажирского трамвая в блокадном Ленинграде.

На фронт трамвай уходил...
Комкала мать платок.
Плечо мне ладонью сдавил:
— Держись на ногах, сынок!

Крест-накрест бумагой окно,
Сирены простуженный хрип...
Зимой пришло письмо:
У Средней Рогатки погиб.

Голод был, как мороз,
Потом весна, лебеда...
А я все не верил всерьез, —
Писем ждал от тебя.

В школе на карте флажки,
Самый большой — в Берлин.
Годы войны прошли,
Нет ни тревог, ни руин.

У матери муж другой —
Сказала, мол, жизнь есть жизнь,
И в церковь "за упокой"
Подала — ты ей не снись!

Мне уже тридцать пять,
Я старше тебя, отец!
Я внучку твою гулять
Вожу, где свистел свинец.

Сейчас там дома, дома...
Сейчас там сады, сады...
И внучка уже сама
Тебе собирает цветы.

На фронт трамвай уходил
Двадцать пять лет назад,
А я ничего не забыл...
Цветы на могиле лежат.

Валентин Вихорев (С)

Спасибо реконструкторам СПБ за предоставленную возможность!