15 апреля 1942 года блокадный трамвай. Блокадный трамвай

Долго шел четвертый номер,
На площадке кто-то помер,
Не доехал до конца.
Ламца-дрица гоп-цаца...

блокадная частушка


Э то случилось в апреле 1942 года... в блокадном Ленинграда были пушены пассажирские трамваи...
Для Петербурга трамвайное сообщение и теперь очень важно, а уж во времена блокады он воспринимался не как средство передвижения, а как глоток воздуха, надежду на жизнь, он был символом, помогал выжить и вселял надежду.

Часть трамвайного парка была мобилизована для нужд фронта. Уходили в армию мобилизованные и добровольцы, оголялись важные участки трамвайно-троллейбусного хозяйства.

Мужчины уходили на фронт, их заменили женщины и подростки, возвращались на свои рабочие места старые производственники, - те, кто не подлежал призыву. Опыт работы новых кадров приобретался в условиях войны и блокады.

Новеньких учили водить составы и ремонтировать вагоны, они становились кондукторами и слесарями, электриками.

Необходимо было немедленно подготовить вагоны для перевозки раненых, а также приступить к прокладке путей к больницам и госпиталям - больницам имени И.М.Мечникова, имени Нечаева, имени Эрисмана и др.

В трамвайных вагонах для перевозки раненых размещались носилки в три яруса. Вагон имел двери боковые и торцовые для удобства транспортировки носилок. Окна вагонов тщательно задрапировывались шторами и щитками, чтобы и ночью можно было ездить с зажженным светом (светомаскировка). В вагоне были поставлены отопительные приборы, бачки с кипяченой водой. Сопровождающие-кондуктора были снабжены аптечками. Многие из них прошли курсы в медсанслужбе.

В июне-сентябре 1941 года на оборонно-строительных работах вокруг Ленинграда было занято 700 тысяч человек. Четыре тысячи трамваев возили их на оборонительные рубежи.

Весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт. В Ленинграде остался единственный вид общественного транспорта - трамвай.

Из маршрутов были оставлены лишь самые протяженные, например, легендарный номер 4, который начинался на острове Голодай (ныне остров Декабристов), пересекал Васильевский, проходил по Дворцовому мосту, Невскому проспекту, поворачивал на Лиговку и заканчивался у Волкова кладбища.

Это о нем рассказывали блокадный анекдот:

Встречаются на улице двое знакомых. " Как поживаешь?" - спрашивает один другого. " Да как трамвай № 4: по Голодаю, по Голодаю - и на Волково".

Трамвай любили, о нем складывали частушки, окрашенные в мрачные тона того тяжелого времени...
Из-за вражеских действий, ограничения лимита потребления электроэнергии из-за блокады города 8 декабря 1941 года трамвайное движение было остановлено.

Дежурный инженер Энергослужбы записал в своем журнале: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось». Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии, остались на линии и ряд троллейбусных машин. Отныне люди передвигались на работу и с работы пешком.

Есть об этом две ранящие душу строчки в «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов».

Трамвай встал. В городе к этому дню было так мало электрической энергии, что пришлось отключить контактную сеть, чтобы не замерзли предприятия, выполнявшие военные заказы.

Трамвай, разрушенный попаданием бомбы на Владимирской площади.

Но 28 февраля 1942 года было снова открыто грузовое трамвайное движение. Пассажиров повезли 15 апреля. Трамваев было так мало, что из прозвали: „Жди меня, и я вернусь “.

Пуск трамвая вызвал ярость и даже панику у гитлеровцев. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Лев Успенский: «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 1942 года? Ах, милый трамвай наш, милый трамвай! Многие месяцы тебя закрывали холодные сугробы злой блокады, леденившие и наши сердца, а в тот солнечный яркий день 15 апреля ты, как и мы все, вдруг ожил, зазвенел, заискрил и побежал по суровому городу-герою первым вестником грядущей победы“.

Блокадный трамвай

15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде возобновилось движение трамваев

Питерский трамвай имеет не столь давнюю историю, как киевский или . Возник он в лишь 1907 году, но в концу 1980-х годов трамвайная сеть Ленинграда достигла наибольших масштабов, став самой большой в мире, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса.

Однако самые славные страницы истории питерсеого трамвая приходятся на период . В 1941 году ленинградский трамвай был крупнейшим транспортным предприятием города. По 43 маршрутам ежедневно ноились по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла все районы города и некоторые тогдашние пригороды (Озерки, Лигово и Стрельну, Ржевку, деревни Мурзинку и Рыбацкую) с центром города.


8 сентября 1941 года, гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург, замкнув тем самым кольцо блокады вокруг Ленинграда. К этому дню в городе находились 2,5 миллиона жителей.
Практически все перевозки пассажиров и грузов легли на плечи трамваев.

Б

локаднный трамвай МС

Инттерьер блокаднного трамвая

На трамвайных вагонах перевозили солдат к линии фронта, которая проходила всего в нескольких километрах от города, увозили обратно раненых на специальных санитарных вагонах. Ко многим предприятиям в срочном порядке были проложены трамвайные пути, на вагонах подвозили хлеб к магазинам. Нередко на улицах города можно было увидеть идущие бок о бок трамвай и танк.

В период блокады в трамвайных парках и на линиях работали около четырех с половиной тысяч человек. Многие жили прямо на работе, поэтому в трамвайном парке даже устраивались детские сады. Работать приходилось по 18 часов в сутки. "Часто бывало, что, после того как человек приходил со смены, его просили снова выйти на работу – не было замены.
В начале XX века у трамваев была своя электростанция, но к 1941 году все электричество они получали в основном от тепловых электростанций, находившихся в черте города. С началом войны электростанции перевели на уголь, потом на торф, но когда в сентябре блокада замкнулась, то стали переводить на дрова.


Однако 8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. Отключение тока произошло без предупреждения, поэтому многие вагоны остановились прямо на линии.
Грузовые трамваи пошли 7 марта 1942 года, с этого времени началось восстановление разрушенных бомбами и снарядами путей.
Пассажирское движение восстановили 15 апреля 1942 года - тогда на пять маршрутов вышли 116 трамвайных поездов. В основном это были вагоны типа МС, выпускавшиеся в смом же Ленинграде на Кировском заводе.

Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму – темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ.
В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров во время начавшегося обстрела. Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было: как только поблизости начали рваться снаряды, Агафья Герасимова остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище.

18 ноября 1942 года были пущены трамваи еще по пяти маршрутам, в 1943 году ленинградцы могли воспользоваться уже 13 маршрутами, а концу гола числомаршрутов увеличилось до 20.

Трамвай, разрушенный прямым попаданием бомбы на Владимирской площади

Но и после этого кондуктроы и вагоновожатые, а также их пассажиры ездили с ежедневным риском, так как немцы, несмотря на , продолжали обстреливать город, Так, 30 июня 1942 года на Международном (ныне – Московском) проспекте сна– рядом разбило двухвагонный поезд. 22 человека ранено, 4 убито. 17 апреля 1943 года снаряд попал в трамвай, стоявший на остановке на Загородном проспекте. Пострадали десятки пас– сажиров. 8 августа 1943 года на Не– вском проспекте осколками снаряда, разорвавшегося на остановке, убило 12 и ранило 43 человека, в этот же день около площади Искусств снаряд попал в вагон – 23 пассажира погибло. 4 января 1944 года на углу Лесного проспекта и Нижегородской улицы снаряд попал в трамвай, состоящий из двух вагонов. В этом трамвае погиблоУбито 82 человека. Более 90 пассажиров получили ранения. Лишь после операции Январскийй гром

Ленинграды начал залечивать раны. Одно временно с грохотом салюта в честь снятия осады 27 января 1943 года в звонки звонили и вагоновожатые. Таким способом они салютовали приходу этого долгожданного дня.

За годы блокады трамвайному хозяйству Ленинграда был нанесен огромный ущерб, в ряды Красной Армии ушло около 4,5 тысяч рабочих и служащих ТТУ, многие из которых так и не вернулись. В самом Ленинграде 57 работников городского трамвая были убиты или умерли от ран, 211 трамвайщиков – ранены или контужены. Враг полностью разрушил 2 подстанции, 25 зданий служб, повредил 1065 трамваев, 153 вагона полностью уничтожены, 13% путей выведены из строя.


Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

В какой стране больше всего убийств?

Что Россия экспортирует и что импортирует

В Санкт-Петербурге, несмотря на то, что город живет современной жизнью, очень часто совершенно внезапно возвращаешься к прошлому. Иногда оно напоминает о себе надписями на доме, что на этой стороне улице опасно стоять во время бомбежки, или вдруг лежащие гвоздики на карнизе дома, как признак памяти.

Так, оказывается обычный городской трамвай может стать причиной для воспоминаний о событиях, которые 75 лет назад стали для города спасительными. В апреле 1942 года в городе запущен трамвай для жителей города. Тогда он стал приметой весны и возвращающейся нормальной жизни.

Блокадный трамвай занимает в истории города огромное значение. Он стал символом веры в победу и самоотверженности людей, которые в условиях блокады не прекращали движение. Лишь однажды травами перестали ходить зимой в 1941-42 годах. Тогда расстояния в городе стали измеряться шагами. Когда был запущен первый трамвай, люди плакали и просили еще раз позвонить в звонок.

Учитывая, что большинство горожан не могли передвигаться, возобновление трамвайного движения стало жизненно необходимым. В самую суровую блокадную зиму ленинградцы были вынуждены добираться до работы пешком, а в нечеловеческих условиях голода и страшного холода преодолевать даже самые небольшие расстояния людям было крайне тяжело. Городу был необходим трамвай.

Все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Значительную часть коллектива ТТУ в блокадное время составляли женщины: почти 90% слесарей-ремонтников подвижного состава, электриков в энергослужбе, ремонтных рабочих в службе пути, 99% вагоновожатых.

Их укрепляла вера, что не за горами тот день, когда трамвай снова выйдет на улицы города. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — почти половину сети города.

В марте 1942 года были запущены грузовые трамваи, которые вывозили мусор. Всего на них было вывезено около 1млн. тонн мусора, снега и нечистот. И вот наступил этот день -15 апреля были запущены пассажирские трамваи. Все рейсы пересекались в центре города, чтобы из одного конца в другой можно было доехать всего с одной пересадкой.

За годы блокады на своих рабочих местах от артобстрелов и авиабомб погибло 57 человек, 211 было ранено или контужено. По неполным сведениям за 1941-1944 годы из ТТУЛа было уволено "по причине смерти" 3406 человек, как "без вести пропавшие" - 71 человек. Нанесён ущерб 5 трамвайным паркам, 3 подстанциям; 2 подстанции выбыли из строя.

Зарегистрировано свыше 1050 непосредственных попаданий снарядов и бомб в хозяйство трамвая, разрушивших более 450 км контактной сети трамвая, 40 км кабельной сети, 64 км контактной сети троллейбуса, 1065 вагонов и 25 зданий. Общий ущерб составил около четверти всей стоимости основных фондов ТТУЛа.

Накануне Великой Отечественной войны ленинградское трамвайное хозяйство имело самые лучшие показатели за все время своего существования.

Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750-800 поездов (1835 вагонов). Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км и соединяла все районы города таким образом, чтобы обеспечить пассажирам поездки без пересадок.

В начале 1941 года приступили к строительству ряда новых линий, проектированию сразу нескольких парков. Но война помешала осуществиться этим планам.

Более 4,5 тысяч сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) было мобилизовано. На их рабочие места приходили женщины и подростки, возвращались производственники, находящиеся на пенсии. Квалификация многих новых работников была невысока, и опыт приходилось приобретать уже на производстве, в суровых условиях войны и блокады. Изменилась и специфика работы ТТУ.

Ленинград был крупным медицинским центром, куда привозили большое количество раненых. От санитарных поездов к больницам и госпиталям их доставляли на трамваях. Под эти цели часть «Американок» переоборудовали в санитарные вагоны: салон освободили от сидений, вместо них появились кронштейны в три яруса — для носилок, в вагонах провели отопление и установили баки с горячей водой, чтобы оперативно оказывать первую помощь пострадавшим.

Грузовые трамваи работали в усиленном режиме: доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства.


До начала блокады Ленинграда грузовой трамвай активно использовался для эвакуации различных предприятий и учреждений. Так, в частности, эрмитажные коллекции эвакуировали с помощью грузовых вагонов — трамвайные пути пролегали рядом.

Все события тех лет помогли восстановить реконструкторы Санкт-Петербурга РЕКОН СПБ , которые встречали горожан в юбилейной поездке по городу.

Уже в январе 1942 года бюро Ленинградского горкома партии обсуждало вопрос о возрождении трамвая. Перед трамвайщиками поставили конкретную цель: открыть грузовое движение 8 марта, а пассажирское - 15 апреля. Грузовые трамваи должны были участвовать в уборке города от снега и помочь восстановлению пассажирского движения.

Это было очень трудное и ответственное задание. Но с еще большим энтузиазмом стали работать люди. Путейцы приводили в порядок рельсовую колею, контактники монтировали провода, один за другим выходили «на линейку готовности» вагоны. Практически уже в феврале большинство их могло выехать на улицы. Очень важно было сохранить в рабочем состоянии наиболее уязвимую часть трамвайной колеи - стрелки. Их сберегли стрелочницы - в холод и пургу из последних сил они очищали пути от снега, посыпали их солью и переводили, без конца переводили стрелки, чтобы не позволить морозу сковать металл. Не случайно среди трамвайщиков, награжденных за самоотверженный труд в годы блокады, была и стрелочница Мария Ивановна Колокольчикова, которой вручили орден Трудового Красного Знамени.

Десятки километров путей, 500 километров контактной сети, сотни вагонов были в короткий срок приведены в порядок. Каждый день руководители управления докладывали секретарям горкома партии о ходе работ.

7 марта в Трамвайно-троллейбусное управление сообщили: в 18 часов на Клинскую подстанцию (недалеко от Витебского вокзала) подадут напряжение. Ближе всех к ней был грузовой вагон, стоявший на Загородном проспекте, у Рузовской улицы.

Группа трамвайщиков во главе с начальником управления М.X. Сорокой отправилась на Загородный проспект. Решили попробовать пустить трамвай. Поднялись на площадку вагона, поставили реверсивный барабан на «вперед», подняли бугель, и начальник Службы движения В.М. Немзер включил контроллер. Вагон вздрогнул, но с места не двинулся. Проверили - ток в сети есть. Посмотрели под вагон: он стоял на смерзшейся глыбе льда и снега. Пришлось поработать ломами. Снова включили контроллер. И вот трамвай едет по Загородному…

На следующий день состоялся общегородской воскресник по очистке города. Электроэнергию подали на многие участки сети, и грузовые трамваи использовались для вывозки снега и грязи на свалки.

Радости горожан не было предела - они изумленно смотрели на оживший трамвай и всюду, где бы он ни появлялся, встречали его возгласами «ура!».

Теперь предстояло сделать самое главное: открыть движение пассажирского трамвая. А это было гораздо сложнее.

Помимо подготовки вагонов, путей, контактной сети, подстанций решалась сложнейшая задача организации будущего движения трамваев. Было ясно, что в условиях блокады восстановить движение в прежнем объеме не удастся. Значит, надо разработать такую схему, чтобы при минимальном количестве маршрутов человек мог из одного конца города попасть в другой не более чем с одной пересадкой. Десятки вариантов рассмотрели специалисты-движенцы Виталий Маркович Немзер, Александр Захарович Васильев, человек огромного опыта, прошедший путь от стрелочника на конке до начальника Линейного отдела, и тогда еще молодой инженер Мария Николаевна Кондрашова. И они нашли такую оптимальную комбинацию, создали схему движения.

Возрождению трамвая способствовало то, что Военный совет Ленинградского фронта отозвал из воинских частей группу ведущих специалистов-транспортников. Продолжал работать в городе Трамвайно-троллейбусный (ныне Электромеханический) техникум. На четвертом этаже дома № 40 по Моховой улице (сейчас в этом здании находится Техникум химической промышленности), в холодных, едва нагреваемых буржуйками классах, мальчишки и девчонки блокадного Ленинграда изучали физику и электротехнику, подвижной состав и организацию движения… Будущие командиры транспорта не только сидели за партами, - работая в парках, они деятельно готовили пуск трамвая.

В архиве Октябрьской революции и социалистического строительства хранится решение Ленгорисполкома от 11 апреля 1942 года «О возобновлении пассажирского трамвайного движения». В первом пункте его записано: «Начать с 15 апреля 1942 года нормальную эксплуатацию пассажирского трамвая». Здесь же названы пять маршрутов, по которым должны курсировать трамваи, им присваивались номера 3, 7, 9, 10, 12. На отдельных участках эти маршруты напоминали довоенные, но, учитывая требования военного времени, путь следования трамваев изменили. Утверждался и регламент движения: с 6 часов 30 минут до 21 часа 30 минут.

В этот же день был издан специальный приказ по Трамвайно-троллейбусному управлению. Он предусматривал готовность к 14 апреля 116 поездов (317 вагонов), подлежавших выпуску, создание резерва из 24 поездов (72 вагона). И снова, вопреки условиям блокадного города, не позволяя себе никаких скидок и послаблений, трамвайщики стремились обеспечить высокую культуру обслуживания пассажиров. Приказ, в частности, требовал привести вагоны в хорошее состояние - убрать их, вымыть, подкрасить. Заблаговременно разрабатывались расписание движения и, на всякий случай, маршруты обходного пути. Устанавливался контроль за соблюдением расписания и за сбором проездной платы. Особое внимание уделялось внешнему виду работников транспорта: приказ требовал не допускать к работе водителей, кондукторов, линейных агентов, одетых не по форме или неопрятно.

А когда казалось, что все уже готово, стократ проверена каждая мелочь, - вдруг неожиданность. Впрочем, почему «неожиданность»? Ее следовало предвидеть, ибо трамвай выходил на огромное поле сражения, в зону огня. В ночь с 14 на 15 апреля гитлеровцы обрушили множество снарядов на участок между заводом «Большевик» и Володарским мостом. Именно тут утром должна была пойти «семерка». Контактная сеть вновь оказалась разорванной, пути - вздыбленными. Но в точно назначенное время трамвай пошел и здесь: бригады монтеров, трудившиеся до самого утра, сумели восстановить линию.

Наступило 15 апреля 1942 года - двести девятнадцатые сутки блокады. Как по заказу, над городом поднялось яркое весеннее солнце. И ранним утром одновременно из нескольких парков вышли на линию трамвайные поезда.

В канун 1975 года, выступая по ленинградскому телевидению, вагоновожатая, кавалер ордена Ленина Ефросинья Федоровна Агапова, первой выехавшая в тот памятный день из парка имени Блохина, вспоминала:

«Шли в парк, как на праздник, знали: должны выехать на линию. Собрались все, кто был. Мне говорят: „Садись, поезжай!“ И вот я в кабине. Тронула ручку контроллера, поставила на первое положение. И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости. Многие спрашивают: „Сколько же теперь будет стоить билет?“ А я тоже и смеюсь, и слезы вытираю от радости, говорю: „Все те же 15 копеек, дорогие мои, все те же 15 копеек“… Садовая, Московский проспект. И всюду по пути люди - оживленные, на исхудавших лицах - радость. Трамвайный звонок, как победа. Хотя до Дня Победы было еще далеко. И до снятия блокады не близко. У „Электросилы“ - последняя остановка. Рядом - Благодатная улица, трамвайное кольцо. А там рукой подать до передовой. Много потом было рейсов. Трудных, опасных, под бомбежками и обстрелами.

Но тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда. И всегда у меня в памяти лица тех моих блокадных пассажиров».

15 апреля 1942 года вывела свой трамвай и Александра Николаевна Васильева. Спустя тридцать пять лет она писала в газете «Смена»:

«В трампарк имени Леонова, на Васильевский остров, меня перевели после того, как разбомбили Котляковский парк, где я раньше работала. Я едва успела спастись. Но эти бомбежки были еще не самыми страшными приметами войны. У Горного института собирали детей, которых эвакуировали. Их сажали в мой трамвай, и я везла их к Московскому вокзалу. Сердце разрывалось, когда видела я, как прощались мамы и дети.

Когда заледенели трамвайные рельсы, пропало электричество в городе - движение остановилось. Мы, водители и работники парка, отправились рыть окопы, сбивали лед с путей, отогревали вагоны. И вот однажды нам сообщили: 15 апреля на линию должны выйти трамваи! Наперекор всем холодам, бомбам, проклятым фашистам мы должны были сделать праздник в нашем городе, обрадовать уставших ленинградцев, внести движение на улицы. А движение - это жизнь.

В тот день особенно запомнился даже не праздник в нашем парке, - мы-то знали, что он придет, и готовились к нему. Радостнее всего было увидеть прохожих, которые медленно оборачивались на знакомый звук приближающегося трамвая. Видеть недоверчивые, удивленные глаза людей и где-то в самой глубине этих глаз забытую уже улыбку ленинградцев».

Уже после войны, вспоминая тот апрельский день, писательница Вера Кетлинская на встрече с транспортниками с большим волнением говорила:

«В блокаду мы все поняли, что такое для нас такая привычная с детства вещь, как трамвай…

Мы все помним эти повисшие, скрученные жгутом провода, расстрелянные, заваленные сугробами вагоны.

И вот тогда вы совершили неслыханный в этих условиях труд. Слабыми руками, истощенные, тогда вы подняли контактную сеть и дали возможность побежать снова простому ленинградскому трамвайному вагону. Это же был для нас символ возрождения, символ жизни.

Мы бежали, мы тоже были слабы, но мы бежали на наших непрочных, распухших ногах за этим вагоном. Я помню, как кричали: «Позвони еще!» Такой радостью был этот трамвайный вагон!»

Пуск трамвая оказал свое влияние и на моральное состояние фашистских солдат, осаждавших город. Вот что говорил на допросе пленный немецкий артиллерист ефрейтор Фолькенхорст:

К ночи пятнадцатого апреля мы, как всегда, пришли на точку: я и Курт Шмитцбубе, мой второй номер… Стояла сырая апрельская ночь с низкими облаками. Все вокруг выглядело, как обычно. Та же тьма, тот же холод. Но там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! «Курт, - сказал я, - что это за странная иллюминация? Уж не собираются ли русские применить какое-нибудь новое секретное оружие?» Курт забрался на крышу блиндажа и долго смотрел в сторону города. «Черт меня возьми совсем, Фолькенхорст! - проворчал он наконец. - Они пустили трамвай!..» Пустили трамвай? Русские? В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?! Я задумался. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму? Зачем росли леса крестов на наших дивизионных кладбищах? Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!.

Возобновление движения стало возможным благодаря нечеловеческим усилиям не только транспортников, но и тысяч ленинградцев. Чтобы обеспечить трамвай электроэнергией, нужно было восстановить на пятой ГЭС третий котел. Готовясь к эвакуации, его в свое время демонтировали. Теперь же решено было не только собрать котел заново, но и реконструировать его. Еле державшиеся на ногах люди в очень короткие сроки выполнили эту работу, и по трамвайным проводам вновь побежала электроэнергия.

15 апреля 1942 года, в блокадном Ленинграде после четырехмесячного перерыва вновь пошли трамваи. Казалось бы, что в этом такого жизнеутверждающего? Ведь трамвай в городе всегда был одним из самых массовых и привычных видов транспорта. До сентября 1941 года движение трамваев в городе было стабильным, по 42 маршрутам передвигались около 800 поездов, состоявших, как правило, из двух вагонов. Трамваями производилась и эвакуация в начале войны. Ведь весь остальной транспорт исчез из города еще в июне: почти весь он был отправлен на нужды фронта, кроме троллейбусов, которые скоро вышли из строя из-за нарушений сети.

Трамваем ехали до железнодорожных станций те, кто отправлялся в тыл, пока 27 августа не было прервано железнодорожное сообщение с Большой землей. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железной дороги, с последующей перегрузкой культурных ценностей в эшелоны. Грузовые трамваи, которых всегда было много в Ленинграде, доставляли к станциям железных дорог оборудование, предназначенное к эвакуации, возили сырье и топливо для заводов и фабрик, продукты в магазины и песок для нужд литейного производства.

С началом войны часть трамвайных вагонов была переоборудована в санитарные - для транспортировки раненых до госпиталя. Пассажирские сидения в них убрали и установили крепления для носилок – в три яруса, до самого потолка. Вагоны снабдили светомаскировкой и установили приборы отопления и баки с горячей водой, чтобы при необходимости можно было делать срочные операции прямо в вагоне в процессе движения.

В сентябре 1941 года боевые действия переместились так близко к городу, что по территории ленинградских окраин пролегли оборонительные рубежи. У трамвайного парка им. Коняшина были построены доты и заграждения, а территорию возле трамвайного парка им. Котлякова заминировали: фронт подошел слишком близко. Конечная остановка одной из трамвайных веток – станция Сосновая Поляна - оказалась захвачена вражескими войсками, на другой - в Рыбацком - находился штаб 55-й армии Ленинградского фронта.

Кроме того, к ноябрю контактная сеть местами была повреждена и часть маршрутов перестали функционировать. Участились и отключения электроэнергии. «Еще в сентябре вышло постановление об экономии электроэнергии, - рассказывает главный научный сотрудник центрального Музея вооруженных сил РФ Владимир Афанасьев . - В дома отопление не подавалось, перестал работать водопровод, экономили на освещении, многие предприятия свернули свою работу, а там, где остановить процесс нельзя, установили бензиновые, газовые и дизельные генераторы, собственные блок-станции. 17 ноября большинство потребителей отключили от электроэнергии». Тем не менее, отдельные трамваи еще продолжали перевозить грузы и раненых, а кое-где сохранялись и пассажирские перевозки.

Окончательно трамваи встали 8 декабря 1942 года. Об этом сохранилась запись дежурного инженера энергослужбы трамвайного управления: «Подача электроэнергии прекратилась утром 08.12.1941. Движение не возобновлялось. Вышедшие в этот день 52 поезда трамвая остались на линии».

3 января 1942 года были окончательно законсервированы все электроподстанции. Что это означало для ленинградцев, знают только те, кто пережил блокаду. На негнущихся, распухших от голода ногах, еле передвигаясь от слабости, они должны были всю страшную блокадную зиму 1941-1942 года преодолевать расстояния от дома до работы и обратно, а еще ходить на Неву за водой, и ежедневно за хлебом - стоять в бесконечных очередях, а многие – еще в детский сад и обратно, с детьми. Даниил Гранин и Алесь Адамович так написали в своей «Блокадной книге»: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, - а шагами. Иногда количеством шагов».

Трамваи стояли посреди улицы, где застало их отключение энергии - мертвые, темные, с выбитыми стеклами. «Где остановился трамвай или троллейбус – так и стоял со снежно-ледовой шапкой, - рассказывает блокадник Константин Алексеевич Коршунов 1934 г.р. - И повсюду лежали трупы. Никто никого не хоронил – трупы вывозили на машинах и сжигали».

В январе-феврале и марте 1942 года каждый месяц умирали десятки тысяч людей, показатель смертности достиг 500-560 на тысячу. В условиях обесточенного города, в котором нечистоты всю зиму выливали прямо во дворы. Все это с приближением весны, когда снег начнет таять, грозило массовыми эпидемиями. Поэтому встал вопрос о необходимости радикального улучшения санитарной обстановки в Ленинграде. Государственный Комитет Обороны в феврале 1942 г. принял решение об очистке города. На ноги были поставлены все, кто еще мог работать. В марте 1942 г. состоялись первые воскресники по уборке города, а в конце месяца решением Исполкома Ленгорсовета на очистку улиц было мобилизовано все трудоспособное население, включая школьников. Но как очистить город, если не на чем вывозить смешанный с нечистотами снег и мусор? Грузовики, которых осталось так мало, едва справлялись с вывозом трупов.

Городу был необходим трамвай. Еще зимой все силы работников Трамвайно-троллейбусного управления были брошены на восстановление трамвайного движения. Почти 90% слесарей-ремонтников подвижного состава, электриков в энергослужбе, путевых ремонтных рабочих в блокадное время составляли женщины и подростки. Потребовалось восстановить почти половину контактной сети города - примерно 150 км. И вот 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи и те, к которым вместо пассажирских вагонов были прицеплены открытые платформы, на которые грузили мусор, лед и снег. С их помощью перед самым потеплением город справился с очисткой улиц от нечистот. К середине апреля с улиц было вывезено около 1 млн тонн мусора, нечистот и льда. Эпидемия больше не угрожала Ленинграду.

А с 15 апреля произошло почти невероятное - по улицам блокадного города снова пошли пассажирские трамваи! Вот как позже написал об этом историческом дне в своей книге начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Хрисанфович Сорока : «Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать? Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей - смотрите, радуйтесь, мы выжили!

Не передать чувства ленинградцев, услышавших звон первого блокадного трамвая! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград».

Малоизвестный факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек, как и в довоенное время. Такая стоимость билета сохранялась и потом, до 50-х годов, кроме тех линий, где трамвай ходил далеко за город. В таких случаях маршрут был разбит на 2-3 тарифные зоны.

Блокадные дети были совершенно счастливы. «Когда в городе вновь пустили трамвай, мы с ребятами по очереди гонялись с ним наперегонки на единственном самокате, - вспоминает Павел Павлович Коланов 1939 г.р. - Я попал в милицию, и маме дали справку, что я беспризорник» .

« С огромной радостью вспоминаю, как после всего этого ужаса пошел первый трамвай, - говорит Зинаида Игнатьевна Староверова , которой в 1942 году было 7 лет. - Всего один вагончик, но как он трезвонил! Люди радовались, плакали от счастья, целовали друг друга...» .

15 апреля 1942 года на линию вышли трамваи всего по пяти маршрутам. Большее количество маршрутов нельзя было открыть из-за дефицита поступающей в город электроэнергии. Но где же бралась электроэнергия на эти пять маршрутов? Ведь жесточайшая экономия продолжалась!

«На каждом маршруте запустили минимум трамваев, - говорит военный историк Владимир Афанасьев . - Выручал проложенный по дну топливопровод, который был введен в эксплуатацию еще 18 июля 1941 года, и производительность его была 300-350 тонн ГСМ в сутки. Сейчас трудно сказать, сколько удавалось переправлять по нему реально, но он был и функционировал. Плюс силовой подводный электрический кабель с Волховской ГЭС, проложенный по дну и работавший почти все время блокады. Кроме того, рабочие тех предприятий, которые были законсервированы, использовались на торфоразработках на правом берегу Невы: добывали топливо для пяти ТЭС, которые работали на нужды обороны. А весной, когда открылась навигация, цистерны с топливом спускали по слиповому пути на воду, а потом буксировали по Дороге жизни судами, поскольку нефтепродукты легче воды и их можно было буксировать вплавь».

Пуск трамваев был не только невероятной радостью и знаком грядущей победы для ленинградцев. Он стал серьезным психологическим ударом для осаждавших город врагов. Один из пленных немцев, ефрейтор, артиллерист Ганс Фолькенхорст, рассказывал позже: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! Черт возьми… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму? Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам.

В настоящее время в память о блокадном трамвае ежегодно 15 апреля проходит мемориальный «Блокадный рейс», на который из Музея городского электротранспорта выходят трамваи военного времени.

Татьяна Трофимова