Гаражи в охранной зоне лэп. Частные гаражи - под линией не стоять

Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 03 апреля 2012 г. по делу N 33-771


Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Филипчук С.А.

судей: Герцева А.И., Безух А.Н.

при секретаре Евтушенко М.А.

апелляционную жалобу ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Белгородэнерго"

на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 12 декабря 2011 года по делу по иску ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Белгородэнерго" к Кулеву С. Б. о признании гаража самовольной постройкой, сносе самовольного строения, прекращении государственной регистрации права, исключении записи о государственной регистрации права по встречному иску Кулева С. Б. о признании права собственности на гараж,

заслушав доклад судьи Безух А.Н., объяснения представителей филиала ОАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго" - Е.В. Максимовой, В.И. Осетрова поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя С.Б.Кулева - А.М. Уколова возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ОАО "МРСК Центра" является собственником сооружения-воздушной линии электропередачи "данные изъяты" N N. Право собственности зарегистрировано от 22.04.2008 года на основании договора о присоединении от 3.12.2007 года, передаточного акта ОАО энергетики и электрификации "Белгородэнерго", реорганизуемого в форме присоединения от 03.12.2007 года.

17 декабря 2009 года между Муниципальным образованием городской округ "Город Белгород" и ОАО МРСК "Центра" заключен договор аренды земельного участка, по которому ОАО МРСК "Центра" переданы в аренду сроком на 25 лет земельные участки для эксплуатации нежилых зданий, сооружений - воздушных линий электропередач.

Названная воздушная линия введена в эксплуатацию в 1962 году, что подтверждается техническим паспортом БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, находится на балансе филиала ОАО "МРСК Центра" и действует (эксплуатируется) по настоящее время.

В результате неоднократных проверок проведенных в период с 2008 года, по обеспечению безопасных условий эксплуатации воздушной линии электропередач "данные изъяты" " N" и исключения возможности повреждения линии электропередачи, персоналом ОАО "МРСК Центра" было выявлено, что в охранной зоне линии электропередач между опорами N и N под "данные изъяты" на земельном участке по адресу: "адрес" осуществлено строительство гаража площадью "данные изъяты" кв.м.

Строительство гаража в охранной зоне выполнено Кулевым С.Б., земельный участок под гаражом предоставлен в последствии в собственность.

Дело инициировано иском ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Белгородэнерго" (далее ОАО "МРСК Центра"). С учетом уточненных требований, просили признать возведенный в охранной зоне электрических сетей гараж самовольной постройкой, обязать Кулева С.Б. осуществить снос самовольно построенного в охранной зоне электрических сетей гаража в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, прекратить государственную регистрацию права собственности на гараж и исключить запись о государственной регистрации права из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В обоснование сослались на то, что при строительстве Кулевым В.Б. объекта в охранной зоне линий электропередач, не было получено согласие от эксплуатирующей организации, строительство велось без получения проектной и разрешительной документации, на земельном участке, на который были установлены ограничения в использовании в охранной зоне ЛЭП, что препятствует ремонту и обслуживанию воздушной линии, подвергает опасности жизнь и здоровье граждан.

Кулев С.Б. обратился со встречным иском о признании права собственности на самовольно возведенный гараж.

Решением суда в удовлетворении встречного и первоначального исков отказано.

В апелляционной жалобе ОАО "МРСК Центра" просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В поданных возражениях представитель Кулева С.Б. - Уколов А.М. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд признает их убедительными.

В силу положений ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Отказывая в удовлетворении требований ОАО "МРСК Центра", суд сослался на то, что право собственности на спорный гараж зарегистрировано в установленном порядке, данное обстоятельство, по мнению суда, исключает признание данного строения самовольной постройкой и его снос.

Данный вывод сделан без учета п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10 Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому, сам по себе факт регистрации права собственности в случае, если недвижимое имущество имеет признаки самовольной постройки, не исключает возможности предъявления требований о его сносе.

Таким образом, вывод суда в данной части не основан на нормах закона.

Как усматривается из технического паспорта, спорный гараж возведен в январе 2008 года. Разрешая требования, суд сослался на пропуск ОАО "МРС Центра" трехлетнего срока исковой давности.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, поскольку он противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Согласно штампу входящей корреспонденции, исковое заявление поступило в суд 30 декабря 2010 года в пределах трехлетнего срока с момента строительства гаража.

Кроме того в качестве оснований для удовлетворения требований о сносе ОАО "МРСК Центра" сослалось на то, что данная самовольная постройка, расположена в охранной зоне и может создавать угрозу жизни и здоровью граждан. К указанным требованиям в силу п. 22 указанного постановления срок исковой давности не применяется.

При таких обстоятельствах выводы суда об отказе в удовлетворении требований по вышеуказанным обстоятельствам противоречат нормам материального и процессуального права, решение подлежит отмене с принятием нового решения.

В силу положений ст. 263 ГК РФ застройка земельного участка может осуществляться с разрешения собственника, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.

Положения ст. 30 ЗК РФ определяют порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для проведения проектно-изыскательных работ, изготовления проектной документации, её согласования с органами архитектуры и градостроительства, иными заинтересованными службами, а также основанием для последующего принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно ст. 3 ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ" застройщик, имеющий намерение осуществить строительство обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, выдаваемым по заявке застройщика органом архитектуры и градостроительства.

Положения ст.ст. 47 , 48 , 51 Градостроительного кодекса РФ и положения ст. 2 , 3 ФЗ "Об архитектурной деятельности и РФ" предусматривают то обстоятельство, что при капитальном строительстве проводится инженерное изыскание, подготовка и утверждение проектной документации, получение разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Согласно п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей.

В силу положений ст. 55 Градостроительного кодекса РФ выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет выполнение строительства объекта в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану и проектной документации.

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Белгорода от 04 июня 1998 года из земель товарищества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" были изъяты земли площадью "данные изъяты" га и предоставлены в бессрочное пользование Богатыревой Л.И.

В 2007 году Кулевым С.Б. с разрешения Богатыревой Л.И. начато строительство гаража на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование.

В нарушение вышеуказанных положений, строительство гаража Кулевым С.Б. начато и велось без получения разрешительной документации на неотведенном для этих целей земельном участке.

В ходе осмотра объекта строительства с участием представителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора выявлено, что гараж расположен под проводами "данные изъяты" и находится в охранной зоне, что противоречит Правилам охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 Вольт утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года N 255, а также Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160.

Указанные правила применимы к спорным правоотношениям, поскольку в период начала строительства гаража, определения его конфигурации и размеров, действовали Правила от 26 марта 1984 года, продолжается строительство после утверждения Правил 24 февраля 2009 года.

Факт нахождения гаража в охранной зоне, подтверждается также заключением земелеустроительной экспертизы ООО "Пульсар Эксперт" (т. 2 л.д. 202-204).

Названными правилами предусмотрено, что для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений. Охрана электрических сетей осуществляется предприятиями (организациями), в ведении которых находятся эти электрические сети. Для линий напряжением 110 кВ охранная зона устанавливается вдоль воздушных линий электропередач в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, расположенными по обе стороны линий от крайних проводов, при неотклоненном их положении на расстоянии 20 метров.

Таким образом, требования о соблюдении расстояния охранной зоны законодательно установлены, и эти правила обязаны соблюдать юридические и физические лица, земельные участки которых находятся в охранной зоне.

Запрещается в охранных зонах электрических сетей без письменного согласования предприятия, в ведении которых находятся эти сети, производить строительство, капитальный ремонт реконструкцию любых зданий и сооружений.

Позиция представителя Кулева С.Б. сводится к тому, что застройщику на момент введения объекта в эксплуатацию не было известно о наличии охранной зоны земельного участка под гаражом.

Данный довод противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Как усматривается из технического паспорта, гараж введен в эксплуатацию в январе 2008 года.

Сам по себе факт отметки в техническом паспорте о вводе гаража в эксплуатацию не свидетельствует об окончании строительства спорного объекта.

Исходя из представленных фотоснимков ОАО "МРСК Центра" ,на момент обращения в суд с иском, по состоянию на декабрь 2010 года (т. 1 л.д. 16-30) строительство объекта не было завершено, отсутствовали окна, двери, не до конца смонтирован фронтон крыши, не завершены внутренние и наружные работы по отделке фасада.

Как следует из заключения экспертизы проведенной на основании определения суда (т. 2 л.д. 202-204), по состоянию на 12 октября 2011 года гараж является объектом незавершенного строительства.

Из фотоснимков представленных в суд апелляционной инстанции усматривается, что за период с декабря 2010 года по настоящее время общее состояние объекта изменилось.

Данное обстоятельство подтверждает факт того, что Кулев С.Б. с момента предъявления иска продолжает строительство объекта, несмотря на то, что при преобразовании земельного участка Богатыревой в три самостоятельных в июне 2009 года, при предоставлении земельного участка Кулеву С.Б. в ноябре 2009 года, при заключении договора купли-продажи земельного участка в феврале 2010 года, распоряжениями администрации г. Белгорода и договором купли-продажи земельного участка установлены обременения правами третьих лиц, в частности, соответствующим службам города предоставлено право беспрепятственного доступа для ремонта и эксплуатации ЛЭП, установлена охранная зона.

В апреле 2008 года Богатырева Л.И. заместителем начальника службы ЛЭП была предупреждена о запрете в охранных зонах электрических сетей производить строительство, капитальный ремонт, без письменного согласия предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.

Таким образом, суд считает установленным, что Кулев С.Б. при наличии доверительных отношений с Богатыревой Л.И., не мог не знать о том, что выполняет строительство объекта в охранной зоне и продолжает строительство при фактическом установлении охранной зоны после предоставления ему земельного участка без согласования с МРСК Центром.

Право собственности Кулева С.Б. на спорный гараж зарегистрировано в упрощенном порядке.

В качестве оснований указаны: договор купли-продажи земельного участка от 03.02.2010 года, распоряжение администрации г. Белгорода от 25.11.2009 года, решение правообладателя от 28.07.2010 года.

При этом названными документами установлены ограничения прав, на использование земельного участка в охранной зоне ЛЭП, целевое назначение земельного участка для эксплуатации нежилого здания промышленного назначения.

Однако в свидетельствах о праве собственности названные ограничения не отражены, указано предназначение земельного участка для эксплуатации существующего гаража.

Указанные обстоятельства при наличии ограничений, непредставления доказательств изменения целевого назначения земельного участка, не могли послужить основанием для регистрации права собственности на гараж в упрощенном порядке в силу положений ст. 25.3 ФЗ от 21 июля 1997 года "N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

При таком положении, согласно ст. 222 ГК РФ спорный гараж является самовольной постройкой, поскольку возведен на земельном участке не отведенном для этих целей, без получения на это необходимых разрешений, согласований энергоснабжающей организации в соответствии с Постановлением Правительства РФ.

Снос самовольной постройки, по своей правовой природе представляет собой способ защиты гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (статья 12 ГК РФ). Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, (причем для определения её таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим её лицом либо за его счет (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П).

Кулев С.Б. не доказал, что построил гараж с соблюдением закона и иных правовых актов, что служит основанием для обязывания застройщика снести самовольное строение.

Признание гаража самовольной постройкой и его снос служат основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку и исключении записи о государственной регистрации права на гараж.

Суд считает необходимым установить Кулеву С.Б. тридцатидневный срок для сноса самовольной постройки.

Исходя из существа нарушений, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ, с исками о сносе самовольной постройки могут обращаться органы государственной власти, местного самоуправления и иные лица, уполномоченные на выдачу соответствующих разрешений.

Такие полномочия ОАО "МРСК Центра" подтверждаются пунктами 11 вышеуказанных правил от 26 марта 1984 года и от 24 февраля 2009 года.

Поэтому довод представителя о том, что Белгородский филиал ОАО "МРСК Центра" является ненадлежащим ответчиком по делу, не обоснован.

В возражениях на апелляционную жалобу имеется ссылка о том, что заявленные требования несоразмерны установленным нарушениям.

Однако в обоснование данного довода каких либо относимых допустимых доказательств не представлено.

Как поясняли представители ОАО "МРСК Центра" в судебном заседании, иным способом устранить нарушение прав и законных интересов третьих лиц невозможно, поскольку гараж практически полностью возведен в охранной зоне.

Отказывая в удовлетворении требований о признании права собственности на гараж как на самовольную постройку за Кулевым С.Б., суд сослался на то, что право собственности последнего зарегистрировано в установленном порядке.

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о признании гаража самовольной постройкой и его сносе, правовых оснований для признания права собственности на него не имеется.

Кроме того положения ст. 222 ГК РФ исключают возможность признания права собственности на самовольную постройку, если её сохранение создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судебная коллегия считает, что поскольку линии электропередач являются источником повышенной опасности, эксплуатация последних должна осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством. Нарушение правил, установленных для эксплуатации линий электропередач, может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе, к причинению вреда третьим лицам. В связи с чем существует угроза для жителей проживающих и имеющих нежилые помещения в собственности в районе самовольной постройки, так как в результате недопустимого приближения незавершенного строительством гаража к проводам, в том числе по причинам короткого замыкания в гараже, воспламенения ГСМ, может возникнуть возгорание постройки, перегорание проводов и их падение на землю. При приближении к упавшим проводам не исключается поражение электрическим током.

Данный вывод сделан с учетом позиции Верхне-Донского управления Ростехнадзора федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (т. 1 л.д. 241-246). К полномочиям указанного органа в соответствии с п. 5.3.1.6 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 401 отнесена проверка соблюдения требований безопасности в электроэнергетике.

Вместе с тем, правильное по существу решение в части отказа в удовлетворении встречных требований подлежит оставлению без изменения.

Исходя из смысла положений ст. 98 ГПК РФ, оплаченная ОАО "МРСК-Центра" государственная пошлина подлежит взысканию с Кулева С.Б.

Руководствуясь ст.ст. 327 , 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 12 декабря 2011 года по делу по иску ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра"-"Белгородэнерго" к Кулеву С. Б. о признании гаража самовольной постройкой, сносе самовольного строения, прекращении государственной регистрации права, исключении записи о государственной регистрации права по встречному иску Кулева С.Б. о признании права собственности на гараж - отменить в части отказа в удовлетворении требований ОАО "МРСК Центра".

В данной части принять новое решение.

Признать возведенный в охранной зоне электрических сетей ("данные изъяты"") гараж общей площадью "данные изъяты" кв.м. кадастровый номер N, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" - самовольной постройкой.

Обязать Кулева С. Б. осуществить снос самовольно построенного в охранной зоне электрических сетей гараж общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в течение 30 дней.

Прекратить государственную регистрацию права на гараж общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", исключив запись о государственной регистрации права из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать Кулева С. Б. оплатить в пользу ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго" пошлину в сумме "данные изъяты" рублей.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Гаражи-стоянки личного автотранспорта отныне не могут находиться в охранных зонах высоковольтных линий электропередачи. Постановление об этом 26 августа подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Действующий порядок определения охранных зон объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше тысячи вольт (1 кВ) запрещал расположение на находящихся в их границах земельных участках гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов. Исключение было сделано только для гаражей-стоянок принадлежащих физическим лицам автомобилей, но теперь такую «льготу» решено упразднить.

По данным ОАО «Ленэнерго», в различных районах Санкт-Петербурга расположено несколько десятков воздушных линий электропередачи (ЛЭП) напряжением 6, 10, 35 и даже 110 кВ. Точное их количество, местонахождение, протяженность и занимаемую площадь в пресс-службе энергокомпании назвать затруднились, пояснив, что у линий различного класса напряжения отличаются границы охранных зон. По правилам, для ЛЭП 6 или 10 кВ она устанавливается в 5-10 метрах от крайних проводов с каждой стороны, для 35 кВ - 15 метров, и так далее. Кроме «Ленэнерго», высоковольтные линии находятся в ведении ОАО «ФСК ЕЭС», а занимаемая их охранной зоной городская территория оценивается в 10 - 27 кв. км, что больше площади всего Петроградского района.

Выяснить, находится ли его гараж или стоянка в охранной зоне, каждый автовладелец может через Региональную геоинформационную систему , задав соответствующие условия (слои «Сведения кадастра объектов недвижимости» - «Зоны особого режима использования»). Например, в зоне ЛЭП расположен почти весь проспект Маршала Блюхера, включая часть специально выделенных для стоянок автомобилей земельных участков вдоль его северной (четной) стороны. Энергетики угрожают стоянкам и гаражам, расположенным на Малой Балканской улице и в других районах Северной столицы.

Также правительство России де-факто объявило «электросетевую амнистию». Отныне в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до 2009 года, энергокомпании могут не согласовывать с надзорными органами границы охранных зон, а до конца 2014 года - передать сведения о таких участках в кадастровую палату. Таким образом, владелец даже нового гаража, принявший все необходимые предосторожности, может не знать об опасном соседстве и вытекающих из него последствиях.

Напомним, что, согласно заключенному еще в декабре 2010 года соглашению о сотрудничестве между ОАО «ФСК ЕЭС» и правительством Северной столицы, до 2016 года энергокомпания обязалась провести каблирование (переместить под землю) 80 километров расположенных на территории Санкт-Петербурга ЛЭП напряжением 220-330 кВ.

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации

ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАЗМЕЩЕНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГАРАЖЕЙ-СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ,
В ОХРАННЫХ ЗОНАХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ СВЫШЕ 1 кВ

РД 34.02.201-91

УТВЕРЖДЕНО Главтехуправлением Минэнерго СССР 27.10.1991 г.

СОГЛАСОВАНО с ГУПО МВД СССР

Предисловие

Настоящая Инструкция содержит основные требования к устройству кооперативных гаражей, принадлежащих гражданам, при их размещении в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ, а также дополнительные требования к устройству воздушных линий электропередачи, обусловленные размещением гаражей в охранных зонах. Требования Инструкции направлены на обеспечение безопасности людей, сохранение имущества, надежной работы линий. Предназначена для инженерно-технических работников проектных, научно-исследовательских, эксплуатационных организаций, занимающихся проектированием и эксплуатацией воздушных линий электропередачи и гаражей, размещаемых в охранных зонах линий.

Требования Инструкции являются обязательными для всех министерств и ведомств.

Заместитель начальника

Главтехуправления

Министерства энергетики

и электрификации СССР К.М. АНТИПОВ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1 Требования "Инструкции по размещению и эксплуатации гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих гражданам, в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ" распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые кооперативные наземные, одноэтажные гаражи для индивидуальных легковых автомобилей*, размещаемые в охранных зонах** воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением свыше 1 кВ.

Требования Инструкции распространяются также на вновь сооружаемые и реконструируемые ВЛ, в охранной зоне которых размещаются существующие гаражи.

* В дальнейшем - гаражи.

** Охранная зона ВЛ - земельный участок и воздушное пространство, ограниченные вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии: 10 м для ВЛ до 20 кВ; 15м для ВЛ 35 кВ; 20 м для ВЛ 100 кВ; 25 м для ВЛ 150, 220 кВ; 30 м для ВЛ 300, 500, +400 кВ; 40 м для ВЛ 750, +750 кВ; 55м для ВЛ 1150 кВ.

1.2 Размещение гаражей в охранных зонах ВЛ (см. настоящей Инструкции) допускается при наличии письменного согласия владельца ВЛ.

1.3 Гаражи, размещаемые в охранных зонах ВЛ, а также ВЛ, в охранной зоне которых размещаются гаражи, должна удовлетворять также требованиям других нормативных документов, относящихся к их устройству и эксплуатации.

1.4 Гаражи должны сооружаться по проекту, согласованному с владельцем ВЛ.

До начала строительно-монтажных работ заказчик или владелец ВЛ должен письменно уведомить ближайшую пожарную часть о планируемой новостройке.

1.5 Значения терминов "должен", "как правило", "следует", "допускается", "рекомендуется" соответствуют указанному в § 1.1.17 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ)". Шестое изд., перераб. и доп. (М.: Энергоатомиздат, 1985).

1.6 СТЕСНЕННЫЕ УСЛОВИЯ - территории, насыщенные надземными или подземными коммуникациями, сооружениями, строениями, на которых исключается независимое (без учета взаимного влияния) расположение сооружаемых объектов, а размещение их на другой территории не может быть технико-экономически обосновано.

2. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

2.1 При размещении гаражей в охранных зонах ВЛ на металлических корпусах автомашин, металлических и железобетонных оградах, металлических трубопроводах могут наводиться опасные электрические потенциалы, вызванные электростатической и электромагнитной индукцией при работе ВЛ.

Опасные электрические потенциалы на опорах ВЛ и прилегающих участках поверхности земли могут появляться также при разрядах молнии и перекрытиях изоляции, а также вблизи лежащего на земле оборванного провода. В связи с этим в гаражах, расположенных в охранных зонах ВЛ, запрещается:

2.1.1 Приближаться к проводам, лежащим на земле, а также к опорам ВЛ, имеющим оборванные провода, на расстояние менее 20 м.

2.1.2 Подниматься на кровлю при наличии оборванных проводов на ВЛ.

2.1.3 Предпринимать самостоятельно какие-либо действия по снятию оборванного провода с машины или кровли гаражей вручную или с помощью каких-либо предметов.

2.1.4 Прикасаться к опорам, влезать на них или привязывать к ним животных.

2.1.5 Организовывать открытые стоянки автомашин вне помещений гаражей.

2.1.6 Разводить огонь, производить работы, приводящие к загрязнению изоляции ВЛ, а также сварочные и окрасочные работы.

2.2 При расстоянии до лежащего на земле оборванного провода менее 20 м удаляться от него можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.4 Металлическая кровля гаражей, расположенных в охранных зонах ВЛ, должна быть заземлена. При неметаллической кровле поверх нее должна быть уложена металлическая сетка и заземлена. Сетка должна быть выполнена из круглой стали или стальной проволоки диаметром не менее 6 мм.

При напряжении ВЛ 110-220 кВ сечение круглой стали или проволоки должно быть проверено на термическую стойкость с учетом требований § 1.7.77 ПУЭ . Шаг ячеек сетки должен быть не более 1,0х1,0 м. Узлы сетки должны быть соединены с помощью сварки.

Токоотводы от металлической крыши или металлической сетки должны быть проложены не реже чем через 25 м.

3.5 Для гаражей, расположенных в охранных зонах ВЛ, должно быть выполнено заземляющее устройство.

Сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 10 Ом. Сопротивление заземляющих устройств гаражей, расположенных в охранной зоне ВЛ до 35 кВ, кроме ВЛ 35 кВ, имеющих защиту от замыканий на землю с действием на отключение, должно удовлетворять также требованиям §§ 1.7.57 и 1.7.58 ПУЭ . При напряжении ВЛ 110-220 кВ заземляющее устройство гаражей должно быть выполнено в виде контура, охватывающего периметр гаражей с внешней стороны, согласно требованиям § 1.7.35 ПУЭ .

Заземление ограды гаражей и прокладку инженерных коммуникаций через ограду следует выполнять согласно требованиям § 1.7.54 ПУЭ .

Присоединение заземляющего устройства гаражей к заземлителям опор ВЛ и распределительных устройств (РУ) станций и подстанций не допускается. Расстояние от заземляющего устройства гаражей до заземлителей опор ВЛ и РУ электрических станций и подстанций должно быть не менее: 5 м для ВЛ и РУ до 35 кВ, 10м для ВЛ и РУ 100 кВ и выше.

3.6 Расстояние по горизонтали от опор ВЛ, оттяжек и фундаментов до выступающих частей гаражей должно быть не менее 6,0 м.

3.7 Помещения гаражей должны, как правило, располагаться поперек ВЛ. Въезды и выезды из гаражей должны выполняться в сторону, противоположную ВЛ.

3.8 На территории гаражей должен быть обеспечен подъезд к опорам ВЛ, позволяющий применять механизмы для производства монтажных, эксплуатационных и ремонтных работ.

3.9 В охранных зонах ВЛ запрещается устраивать моечные пункты, пункты окраски, эстакады для ремонта автомобилей.

3.10 Гаражи должны быть I и II степени огнестойкости. Предел огнестойкости покрытия должен быть не менее 0,5 ч.

3.11 В гаражах, расположенных в охранных зонах ВЛ, должны быть предусмотрены:

3.11.1 Автоматическая пожарная сигнализация во всех помещениях. Сигнал выводится в помещение дежурного по гаражу и на диспетчерский пункт электросетевого предприятия или на питающую подстанцию при наличии на ней круглосуточного дежурства персонала.

Пункты передачи сигналов могут быть уточнены при конкретном проектировании с учетом местных условий по согласованию с электросетевым предприятием и органами пожарного надзора.

3.11.2 Телефонная связь с диспетчером электросетевого предприятия или питающей подстанции при наличии на ней круглосуточного дежурства персонала.

3.11.3 Со стороны подъезда передвижных средств пожаротушения отводы от заземляющего устройства, распределенные по длине гаража с шагом не более 50 м, для заземления передвижных средств пожаротушения.

3.11.4 В помещении дежурного - место для хранения диэлектрических бот, диэлектрических перчаток, переносного заземления для передвижных средств пожаротушения, передвижных огнетушителей.

3.12 На ВЛ, в охранной зоне которой размещены гаражи, должна быть предусмотрена возможность отключения линии из диспетчерского пункта электросетевого предприятия, если питающая подстанция не имеет дежурного персонала.

4. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

4.1 Владельцы гаражей должны соблюдать требования действующих Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, настоящей Инструкции, правил пожарной безопасности.

4.2 Для проведения технического обслуживания и ремонта ВЛ владельцы линий должны иметь право беспрепятственного, круглосуточного доступа на территорию гаражей, расположенных в охранных зонах ВЛ.

4.3 Владельцы гаражей должны сообщать владельцу ВЛ о всех случаях повреждения ВЛ.

4.4 Эксплуатационные испытания заземляющих устройств гаражей и средств защиты должны проводиться в объеме и в сроки, установленные действующими Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей и Правилами применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках.

4.5 Тушение пожара в гаражах, расположенных в охранных зонах ВЛ, производится пожарными подразделениями по письменному допуску, выдаваемому электросетевым предприятием только после отключения линии.

4.6 Владельцы ВЛ, администрация и владельцы гаражей должны быть ознакомлены под роспись с требованиями настоящей Инструкции и порядком действия пожарных подразделений при тушении пожара.