Урок 9 свобода и моральный выбор человека. Основы светской этики

Тема : Свобода и моральный выбор человека.

Цель: Добиться усвоения учащимися понятий «Свобода» и «Моральный выбор»

Задачи:

1. Образовательная:

  • обеспечить усвоения учащимися понятия «свобода», «моральный выбор»
2. Воспитательные:
  • воспитание веры в свои силы, потребность самосовершенствоваться
  • воспитание умения управлять собой, своим поведением
  • достичь понимания учащимися ответственности за собственный выбор
3. Развивающие:
  • развить мышление (умение анализировать, выделять часть, сравнивать)
  • развить мировоззрение
  • развить навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли

Тип урока : Изучения нового материала и первичного закрепления

Виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, обсуждение, самостоятельная работа в тетради.

Основные термины и понятия: «Свобода», «Моральный выбор», «Сила воли»

Оборудование: мультимедиа аппаратура,презентация по теме урока,учебники, тетради

Рассматриваем фотографии - определяем тему урока.
Дети сразу говорят, что фотографии означают свободу.


Спрашиваю что такое свобода. Вариантов много.

Слайд интерактивный. Вначале разбираем определение "Свобода".
Затем появляется иллюстрация.
Далее вопрос: "обладают ли свободой животные?"
Потом появляется ответ на него. Обсуждаем.


Отношение к другим людям.
Появляется фотография. К ней задаю вопросы: Мог ли старший пойти в школу? Почему он не оставляет маленького?
Это его выбор.
Чтобы придать позитива, подвожу под фотографией итог: Вы живете в стране, где у каждого ребенка есть семья, родная или приемная, есть те, кто о нем заботится, поэтому все дети могут учиться. У вас нет проблемы такого выбора, у вас есть возможно другого выбора. Какого? (обсуждаем)


Почему - то дети сложно приводят примеры ситуаций морального выбора, с которыми им приходилось сталкиваться в жизни.


Следующие два слайда разбираем иллюстрации. Кто что выбирает.


Начинаю разговор о силе воли, о необходимости ее развивать. О способах ее развивать.

Читаем стихотворение.
Какое качество развито у девочки?
Сразу говорят о силе воли.

У нас в школе создана среда для обучения детей с ограниченными возможностями, у нас учатся дети с разными проблемами здоровья, поэтому воспитание внимательного отношения к таким людям происходит постоянно. Много говорим об их силе воли, о героях паралимпийских игр.
Дальше задаю вопрос: "А ты какие трудности преодолеваешь в жизни?" Дети начинают понимать, что в их жизни нет трудности. Благодарим за это родителей.


Отвечаем на вопрос "Как поступить?" Ответ "отдать игрушку подруге" самый явный. Я замечаю, что не всегда можно отдать вещь другому человеку, особенно если ее купил не сам. Мы ищем разные варианты, находим много


Разбираем возможные варианты морального выбора. Ищем правильный вариант.

Иллюстрация из учебника.
После разбора дети героям иллюстрации дают характеристику:
Первый - трус
Второй - вор
Третий - честный, друг


Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека»

Цели:

1 . Образовательные: сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор», уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

2. Развивающая: способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

3. Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, текст притчи, мультимедийная установка

План занятия:
1. Орг. момент.
2. Обсуждение результатов домашнего задания. Возможные вопросы учащимся.
3. Создание ассоциативного ряда к слову свобода. Обсуждение. Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями.
4. Работа с притчей «Все в твоих руках».
5. Выводы, связать с понятием моральный выбор.
6. Работа с примерами.
7. Чтение статьи из пособия для учащихся.
8. Итог


  1. Эмоциональный настрой на урок
Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
-Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?

3. Работа над новым материалом

Какие слова вы представляете, когда слышите слово свобода?
Напишите их.

Проверка и дополнение

ЖИЗНЬ, ВЫБОР, ПРОСТОР, НЕБО, СЧАСТЬЕ, КАНИКУЛЫ, ВЕТЕР и др.

Работа в группах. Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому Энциклопедическому словарю.

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Обсуждение


  • Что значит быть свободным?

  • Для чего нужна свобода?

  • Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
4. Восточная притча
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.


  • Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

  • Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод. Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор ».

5. Чтение статьи на странице 22-23


  • Найти ответы на вопросы.

  • Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт?

6. Мой выбор
Ситуация 1.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?
а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б)куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в)поступлю по- другому.

Обсуждение ответов.

7. Вопросы по сказкам :1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?

2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

8. Итог. Рефлексия.

Что такое свобода?

Как связана свобода с моральным выбором?-Что влияет на выбор?

Всегда ли у человека есть выбор?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

Всё ли было понятно на уроке? Вы- свободные люди?

Домашнее задание

Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?

Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?


страница 1

Like Share 517 Views

Основы светской этики. Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека». Авторы: учитель начальных классов Бычкова Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Кожевникова Алёна Алексеевна – МОУ Гербаевская ООШ.

Download Presentation

Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека»

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику?

    Ответил:- Всё в твоих руках.

    Притчи: Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы, ребята? ?

    Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

    Чтение статьи на странице 22-23 Найти ответы на вопросы. Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт?

    Улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому.Обсуждение ответов.

    С. Михалкова «Находка» Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке.

    Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» Как поступит мальчик?

    И я догнал ее, И я спросил у девочки: Твое? Скажи, твое? Мое, - сказала девочка, -Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет.

    1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? 3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

    Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

    Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин

    Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина. В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка? Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

    Притча: http://pritchi.ru/id_254 Иллюстрации:http://foto.rambler.ru/users/awersa1/album/?sort=vote http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1 http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=301 http://www.free-lancers.net/users/somnambula/comments/17142/ http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1 http://www.7continent.com.ua/ru/products/details/pritchi_ot_norbekova_dlja_detej_i_vzroslyh/index.html http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1214366&page=1 http://dictionary-economics.ru/93 http://www.pravkamchatka.ru/news/1463/------http://www.artsides.ru/?ItemID=5482&ItemName=США http://mrra.diary.ru/?quote&from=240 http://petripavel.tomsk.ru/opk.php http://warm-velvet.livejournal.com http://vodoleyforum.mybb.ru/viewtopic.php?id=120&p=8 …/46199?page=67

Должность: учитель начальных классов

Организация: ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»

Год и место создания работы: 27.08.2016, ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»Восточная притча.
Утренний выбор.
Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил:
Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?
Учитель ответил:
Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.
По материалам сайта: www.manwb.ru
Тема урока: Свобода и моральный выбор человека. (урок №9) (стр. 22-23, учебник «Основы светской этики» А.Я. Данилюк, М., «Просвещение»)
Дидактическое обеспечение:
Учебник «Основы светской этики» А.Я. Данилюк, М., «Просвещение».
Методические рекомендации к курсу ОРКСЭ.
Программы образовательных учреждений. А.Я. Данилюк. 4-5 классы, 2-е издание, М., «Просвещение».

Работа с ответами обучающихся:
Учитель
Ученик (-и-)

Прочитайте заголовок притчи. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в тексте?
- О том, что делать в течение дня, какие дела выбирать.
- Здесь описаны мысли человека, которые посещают его после того, как он проснётся.
- Человек думает, в какой последовательности ему делать утренние дела, какие из них можно отложить на потом, чтобы не опоздать на работу (в школу).
- Человек настраивает свои мысли на успех в наступающем дне.

Я правильно поняла тебя, Слава, себя надо настраивать на успех, чтобы день прошёл спокойно и воспоминания о нём приносили удовольствие?
- Да.

А как можно настраивать себя на успех?
-Можно внушать себе, что всё будет хорошо.
-Можно вспоминать хорошие слова и проговаривать их.
- Можно вспоминать хорошее в предыдущем дне и думать, как сделать наступающий день ещё лучше.
- Можно помолиться о благополучии наступающего дня, пожелать себе и родным удачи.

Каждый человек может настроить себя на успех по-разному, всё зависит от того, во что он верит. Давайте прочитаем притчу.
Чтение учителем. Далее – выборочное, смысловое чтение по заданиям.

Кто главный герой притчи?
- Учитель.

С кем он беседовал?
- С учениками.

О чём он беседовал?
- О выборе?

Что это был за выбор?
- Быть счастливым или не быть.
- Быть успешным или нет.

Какой настрой на предыдущий день предложен учителем для выбора в притче?
- Блаженство или страдание.
- Радость или недовольство.

Представьте себя учениками этого учителя. Что выбираете вы?
- Блаженство, радость.

Почему вы выбираете именно эти состояния?
- Они поднимают настроение.
- Настраивают на благоприятное развитие событий.
- Позволяют думать, что всё тебе по плечу, всё у тебя получится, даже если не всё сбывается, как задумано. Не получится сегодня, получится завтра.
- Если человек всем доволен, то и другие люди вокруг него становятся лучше, пытаются ему помочь.

Правильно ли я тебя поняла, Таня, что один человек может «заразить» хорошим настроением других людей?
- Да, правильно.

Я тоже согласна с твоим мнением. Давайте вернёмся к тексту притчи и посмотрим, каким способом учитель делал свою жизнь счастливой каждое утро.
- Он улыбался.

Как об этом сказано в притче?
- Улыбка никогда не сходила с его лица.
- Ученики спрашивали учителя о том, почему он улыбается.

Были ли у него веские причины для улыбки? День рождение, светлый солнечный день, близкие и родные люди рядом и т.п.?
- Нет. Каждый день не бывает дней рождения, светлых и солнечных дней, дорогих сердцу людей рядом и всего, что мило сердцу каждого.

Почему же он улыбался?
- Чтобы убедить себя, что всё хорошее у него уже есть.
- Потому что праздником можно сделать каждый день, ведь праздники, как и дни, тоже бывают разные.

Я правильно поняла тебя, Женя, если улыбаться, то можно раскрасить праздничным настроением каждый, даже тоскливый и дождливый день?
- Да.

Это действительно так. Те эмоции, которые мы воспроизводим на своём лице, закрепляются в сознании и помогают нам улучшить настроение, и люди, окружающие нас, тоже будут чувствовать себя лучше. Можно сказать, что улыбка передаётся людям, она «заразна». Давайте «заразимся» улыбкой. Повернитесь друг к другу и подарите свою самую красивую улыбку ближайшим к вам соседям. Можете подойти к тому человеку, кому вы бы хотели улыбнуться лично.
Выполняют.

Улучшилось ли ваше настроение?
- Да.

Какие выводы вы можете сделать?
- Если улыбаться, то всё будет получаться.
- Улыбка помогает сделать мир лучше, расположить к себе людей.
- Нельзя быть злым. Вокруг тебя будут такие же недовольные всем люди.

Саша ты сказал, что нельзя быть злым, потому что вокруг тебя будут такие же недовольные всем люди. Почему ты так считаешь?
- Если улыбка дарит хорошее настроение, то её отсутствие – плохое.
Если улыбкой можно «заразить» людей, то и плохим настроением – тоже.

Я с тобой согласна. Давайте будем улыбаться, и всё и нас будет получаться.
-Давайте.


Приложенные файлы

Сарапулова В. Л.

МКОУ Нижнеиргинская СОШ .

[email protected]

Урок №9
Задачи:


  • Что такое свобода.

  • Как связана свобода с моральным выбором

  • В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа по теме.

  • Беседа.
Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.

Какие слова вы представляете, когда слышите слово


СВОБОДА? Запишите их.

  • Групповая работа. А теперь представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как вы объясните ему это? Для этого можете воспользоваться толковыми словарями.

Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.
К свободе стремится любое живое существо: кошка, собака, птица и др.


  1. Индийская сказка «О купце и попугае».
У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить по торговым делам в Бенгалию.

Купцу было очень жаль попугая и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно.

А попугай вспорхнул и улетел.


  • Как купец относился к попугаю? Нравилось ли тому жить в его доме?

  • Что означает просьба попугая? Какой он получил ответ?

  • Каким образом попугай добился свободы?

  • Может ли человек в аналогичных обстоятельствах рассчитывать на помощь друзей? Приведите примеры.

  • Есть ли у вас попугай или другие птички, животные? Как вы думаете, хорошо ли им живется? Быть может, они тоже мечтают передать привет своим товарищам?

  • Минутка творчества. Собери пословицу.
Птичке дороже воля клетки золотой. (Воля птичке дороже золотой клетки)

  • Свобода и моральный выбор человека.
-Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»

Почему человек ограничивает свою свободу? Рассмотрите ситуации и обоснуйте свой выбор.


Ситуации:




  • Выбор между добром и злом;


.

  • РАБОТА С ПРИТЧЕЙ .

    Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них, однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Что ответил мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, мастер ответил:- всё в твоих руках.

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ ВОСТОЧНОЙ ПРИТЧИ:

Какие два пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Какой путь выбрали бы вы, ребята? Поясните свой ответ.


  • Твой выбор . Решение практической ситуации.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?

а) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;

б) куплю много конфет и угощу всех товарищей;

в) поступлю по-другому.


  1. Итог урока.

  • Что такое свобода?

  • Как связана свобода с моральным выбором?

  • Что влияет на выбор?

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

  1. Домашнее задание.

Прочитай историю.

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его…
Ответь на вопросы


  • Перед каким выбором оказался Вадим?

  • Какой выбор есть у Кости?

  • Чем могла закончиться эта история? Напиши вариант, который ты считаешь правильным

Раздаточный материал к уроку №9 «Свобода и моральный выбор»

I . Индийская сказка «О купце и попугае».

У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить по торговым делам в Бенгалию.

Я уезжаю. Что привезти тебе?

Я по твоей милости ни в чем не нуждаюсь, - ответил попугай, - но все же у меня к тебе просьба. В Бенгалии на таком-то поле растет большое дерево, а на дереве гнездится множество попугаев.

Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям мой привет. Потом скажи: « Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит не думаете» Пусть они тебе на это что – нибудь ответят.

Ладно, исполню твою просьбу! – сказал купец и уехал.

В Бенгалии, сделав торговые дела, он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи намертво свалились с дерева.

Приехав домой, купец рассказал попугаю, что товарищи замертво упали на землю, ничего не передав в ответ. Как только он произнес эти слова, попугай пошатнулся и свалился кверху лапками на дно клетки.

Купцу было очень жаль попугая и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно.

II . Собери пословицу.

Птичке дороже воля клетки золотой

Свобода и моральный выбор человека.

Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»

Почему человек ограничивает свою свободу? Рассмотрите ситуации и обоснуйте свой выбор.

Ситуации:


  • На уроке математики вам захотелось есть, петь, плясать, стоять на голове.

  • К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, время уже позднее, а через стену с вами живут пожилые соседи.

  • Друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.
Вывод. С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора:

  • Выбор между добром и злом;

  • Нравственным и безнравственным поведением

  • Между своими интересами и интересами других.
Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим .

РАБОТА С ПРИТЧЕЙ .
Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них, однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: « Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.