Учебно-методический материал по русскому языку на тему: Орфографические игры. Игровые задания на уроках русского языка Игра «Странное письмо»

Сообщение на тему:

«Дидактические игры на уроках русского

языка при обучении орфографии».

Подготовила учитель начальных классов

МОБУГ № 2 г. Новокубанска

Матвеева Светлана Яковлевна

Обучение орфографии в начальных классах всегда является одной из самых важных задач. При подготовке к уроку русского языка перед учителем встают вопросы: как помочь обучающемуся грамотно писать? как сформировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучающихся правилам правописания.

В осуществлении данной проблемы помогают дидактические игры, позволяющие видеть и воспринимать орфографические правила, алгоритмы их применения, способы проверки орфограмм.

Изучением эффективности дидактической игры занимались известные педагоги К. Д Ушинский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский, Д Б Эльконин и др.

Дидактическая игра – это средство обучения, поэтому она может быть использована при изучении любого программного материала. Игра позволяет обучающемуся развивать способность к самоопределению, включаться в учебные виды деятельности и формы общения с другими людьми. Она учит учебной самостоятельности, формирует умение учиться с желанием, выполнять самоанализ собственной жизнедеятельности. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале. А это саморазвитие с опорой на подсознание, разум и творчество. Применение дидактических игр способствует повышению прочности и качества усвоения знаний, мотивации учения, интереса к предмету. Дидактическая игра должна соответствовать содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока.

Нельзя не отметить и воспитательное значение дидактических игр. Они воспитывают в обучающихся доброжелательность, инициативность, работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний обучающихся.

Применение дидактических игр учит устанавливать сходства и различия, связи между явлениями, смело отстаивать свою точку зрения, искать дополнительные источники информации.

Следует помнить, что формирование орфографической грамотности зависит от уровня орфографической зоркости, от умения находить орфограммы, определять их и осуществлять самопроверку написанного. Орфографическая зоркость развивается в результате целенаправленных, систематических упражнений, обеспечивающих восприятие и запоминание орфограмм. Обучающиеся должны знать правило и алгоритм его применения.

Предлагаю несколько игр.

«Самый внимательный»

Написанные на карточках предложения, записать употребляя, где нужно заглавные буквы.

серёжа морозов не боится морозов. витя васильков набрал букет васильков. иванова поля возвращалась с поля. лёва скворцов сделал домик для скворцов.

«Нужный орешек»

Помоги белочке взять нужные орешки – слова (одна белочка собирает слова с безударной гласной а в корне, а другая – с о или я – е). Объясни правописание.

Дожди, стволы, доброта, скворцы, тропинка, волна, сторожка,ковёр, страна, трава, стальной, глазной, пастух, жара, каток, храбрец.

« Поставь цветы в вазу»

Поставь цветы – слова в вазы. В одной вазе – слова с ь, в другой без ь. Объясни правописание. В какой вазе цветов больше?

Помощ., ландыш., печ., пейзаж., молодёж., брош., силач., скрипач., товарищ..

« Колесо приставок»

Изображено колесо, на нём по кругу записаны приставки. Пользуясь колесом, обучающиеся образуют слова: бежал – побежал, перебежал, убежал, сбежал, выбежал и др.

«Посади рыбку в аквариум»

Два аквариума, на одном табличка – сн-, -зн-, на другом –стн-, -здн-. Рыбки – слова необходимо поместить в нужный аквариум.

Слова: звёздный, грустный, праздник, опасный, чудесный, ужасный, свистнул, поздно, полезный, грозный, интересный.

«Лучший нападающий»

Изображение трёх ворот, на которых написаны родовые окончания имён прилагательных 1) –ый, -ий, 2) –ая, -яя, 3) – ое, -ее.

Вкусн.. яблоко, кожан.. мяч, весен.. солнце, аккуратн.. девочка, домашн.. работа, сладк.. пирог, син.. платье, утренн.. заря.

Фонетико-орфографические игры.

Существует мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это не так. Фонетика предоставляет интересные возможности для организации языковых игр, составления занимательных задач и упражнений. Игры позволят разнообразить и оживить уроки русского языка.

Основными задачами фонетических игр являются:

Выявлять знания учащихся из фонетики в целях создания базы для обучения орфографии;

Закрепить знание о том, что если изменить один звук изменится слово;

Игра «Отгадай мультфильм»

Цель игры: понять классификацию согласных и гласных по акустическому принципу

Ход игры: Учитель показывает согласные буквы.

Вопрос: Какие звуки нужны для того, чтобы отгадать мультфильм?

Б-Л-СН-Ж-К- («Белоснежка»)

КР-С-В-Ц-Ч-Д-В-Щ- («Красавица и чудовище»)

М-Д-Г-СК-Р («Мадагаскар»)

Р-С-Л-ЧК- («Русалочка»)

Н-, П-Г-Д-! («Ну, погоди!»)

КР-СН--- Ш-П-ЧК- («Красная Шапочка»)

Ч-Р-П-ШК- Н-НД-З- («Черепашки Ниндзя»)

К-Н-К-Л- В ПР-СТ-КВ-Ш-Н- («Каникулы в Простоквашино»)

Игра « Чья команда победит?»

Ход игры: Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей - подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью или звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

Хлеб-….(хлеба) булавка -….(булавочка) глаз -….(глаза)

Пляж-….(пляжи) блузка-….(блузочка) гриб-….(грибы)

Игра «Странное письмо»

Цель: исправить ошибки, вызванные смещением звонких и глухих согласных.

Приглашаю тебя на тень рождения точери. Том № жесть. Зелёная тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома. Шаль, что из-за тел не смогу тебя встретить. Бока.(Пока) Сахар.(Захар)

Сегодня в яблочном магазине наряду с приложениями развлекательного характера немало обучающих программ и программ призванных проверять (если вы школьник или студент), либо освежить в памяти (если давно уже закончили образовательное учреждение) ваши знания, как по математике, так и по русскому языку. Так давайте же сегодня окунемся в правила великого и могучего русского языка и оценим свою грамотность благодаря программе «Орфография, игра-тест на знание русского языка» от компании Appscraft. Почему для обзора мы выбрали именно ее? Ответ в названии. Это не просто тест, как уверяют разработчики, а игра тест, значит, проверять свои знания будет, по крайней мере, не скучно. Чтож, выясним это и оценим, в свою очередь, насколько она хороша и стоит ли вообще нашего времени и внимания.
Проверка знаний построена интересным образом. Она разделена на 17 уровней, названия которых соответствуют определенным этапам жизни практически любого человека. Первый этап – детский сад. Затем школа от первого до одиннадцатого класса, ну а далее уже высшее образование, начиная от абитуриента и заканчивая академиком. Это так называемый режим «Кампания».



Каждый уровень состоит из двадцати вопросов, вернее заданий, где нужно из нескольких вариантов слов выбрать единственно правильный. Всего два вида заданий, где вы либо выбираете правильный вариант написания слова, либо правильный вариант постановки ударения. Оценки выставляются по пятибалльной системе. Для того чтобы перейти на следующий уровень нужно получить оценку не меньше «4-» и при этом уложиться в отведенное на это время. Чем выше уровень, тем меньше дается времени на обдумывание ответов.


Игра содержит несколько режимов. С основным режимом «Компания», вы уже познакомились. Другие два – это «Одиночная игра» и «Игра вдвоем». В одиночной игре нет разделения на уровни. Здесь вы просто отвечаете на двадцать вопросов и получаете за это оценку. Игра вдвоем представляет собой соревнование, где каждый игрок по очереди отвечает на 20 одинаковых вопросов, после чего выставляются отметки, и выводится информация о допущенных ошибках.



Результаты своих стараний можно увидеть в разделе «статистика обучения». Здесь вы узнаете, сколько раз вы получали ту или иную отметку, свой средний балл и пять ошибок, совершаемых вами чаще всего.


В AppStore в комментариях к данному приложению, есть много гневных высказываний по поводу ошибок в ответах. Особенно много шума было вокруг слова «кошелёчек». По мнению разработчиков, оно должно писаться через букву «и», то бишь «кошилёчек», что не есть правильно. Спешу вас успокоить – эту ошибку они исправили и на этом, видимо, успокоились, а зря. Помимо вышеупомянутого слова в данной программе есть и другие недочеты, а также слова, варианты правильных ответов к которым зачастую вызывают сомнения. Особенно это касается постановки ударений. Например, слово «исчерпать». Как видно на скриншоте ниже мой вариант ответа, где ударение падает на второй слог, зачеркнут. Как оказалось, правильно произносить это слово с ударением на последнем слове. Засомневавшись, я естественно отправилась за пояснением, нажав на одноименную кнопку внизу экрана, которая перенаправила меня в Яндекс словари. Согласно одному источнику, правда на моей стороне, согласно второму - ударение можно ставить как на второй, так и на третий слог. Получается и я права и разработчики.



Иной раз удивляешься тому, что оказывается всю жизнь произносишь слово неправильно. Вот, например слово «предвосхитить» всегда и всюду слышим и произносим с ударением на последнем слоге, а нужно на предпоследнем.


К недочетам приложения можно отнести частое повторение слов. С одной стороны это даже хорошо, особенно если в повторяющемся слове как раз и допускается ошибка. Волей-неволей запомнишь его правильное написание или правильную постановку ударения. Но здесь они повторяются в хаотичном порядке и зачастую те, в которых меньше всего сомневаешься и ошибаешься. Бывает и так, что в самих вариантах ответов есть два абсолютно одинаковых. А бывает, что оба одинаковых ответа правильные, выбираешь любой и ошибаешься. Вот посмотрите на скриншот ниже и все поймете.


Мало кто из нас может похвастаться стопроцентными знаниями русского языка, и я в том числе, но раз разработчики взялись за такое нужное и благородное дело, то орфографические и фонетические ошибки здесь просто недопустимы, иначе какой смысл в таких приложениях?

Плюсы: Интересная реализация системы прохождения и старая добрая пятибалльная система оценок. Симпатичное оформление в виде школьной доски. Возможность вспомнить, то, что забыл и узнать, то чего не знал либо сомневался.
Минусы: Ошибки в словах и частое их повторение. Одинаковые слова в вариантах ответов.
Выводы: С удовольствием бы назвала это приложение полезным и занимательным, как для школьников, так и для взрослого поколения, если бы не грамматические ошибки. Они здесь абсолютно недопустимы! Разработчики, пожалуйста, доведите до ума свое творение, и будет всем счастье!

Орфографические игры на уроке английского языка

Игра « Add consonants».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления, познавательный интерес.

Оборудование: доска, мел.

Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске гласные буквы. Добавив согласные, ученики получают другие слова.
Например, дается сочетание букв « аi » . Возможные слова: t ail, p ail, p ain, m ain.
Выигрывает ученик, который написал последнее слово в ряду. Затем он должен прочитать и перевести все слова. Если он выполняет задание правильно – команда получает 5 баллов, за каждую ошибку снимается 1 балл.

Игра « Word composers».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, зрительную память, логику и гибкость мышления.

Оборудование: доска, мел.

Содержание: учитель (ведущий) пишет на доске слово, например слово « representanive» . Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их. Например, рresent, tea, test, nest, part, art.
Выигрывает тот, кто назвал последнее слово .

Игра « Riddles».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления, языковую догадку.

Оборудование: загадки на английском или на русском языке.

Содержание: учитель (ведущий) загадывает загадку, учащиеся должны написать ответы на доске. Загадки :
- o ver the head and under the hat (hair);
-
i t runs all day but never runs away (clock);
-
i s it eats it lives, if you give it a drink life goes away from it (fire);
-
i t moves without legs and flies without wings (cloud);
-
e very evening we can see all the planet… (on TV);
-
i t lives in winter and dies in spring (snow).

Игра «Anagrams».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику и гибкость мышления.

Оборудование: карточки с анаграммами, доска, мел.

Содержание: В этой игре дети, меняя порядок букв, составляют новые слова.
Слова, от которых нужно образовать новые, ведущий пишет на карточках и раздает игрокам. Новые слова учащиеся записывают на доске.
Ten – net ; Take – Kate ; Tea – eat ; Race – care ; Mile – lime ; Lain – nail ; Deal – lead; Act – cat; State – taste; Saw – was; Knee – keen.

За каждое правильно образованное слово игрок получает 1 балл. При этом он должен знать значение новообразованного слова.

Игра «Кто больше?»

Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

Оборудование: доска, мел.

Игра « Invisible words».

Игра «Слово рассыпалось».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.

Оборудование: карточки с буквами.

Игра «Размытые буквы».

Цель: формировать орфографические навыки у учащихся, развивать внимание, воображение, логику мышления.

Оборудование: доска, мел.

  • ИГРА в Новейшем философском словаре:
    разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных …
  • ИГРА в Словаре постмодернизма:
    - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных …
  • ИГРА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    Одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности (см.: Эстетика), т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставляющей, …
  • ИГРА в Однотомном большом юридическом словаре:
    - см. азартные игры …
  • ИГРА в Большом юридическом словаре:
    - см. Азартные игры …
  • ИГРА в Справочнике Телефонных кодов городов России и мобильных операторов.
  • ИГРА
    ЧИСТАЯ - см. ЧИСТАЯ ИГРА …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    НА ОПЕРЕЖЕНИЕ - практика заключения сделок с учетом всего самого нового объема информации, получаемой от брокеров и аналитиков рынка до …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    НА КРИВОЙ ДОХОДНОСТИ - получение прибыли от использования изменений в соотношении краткосрочных и долгосрочных процентных …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    НА БИРЖЕ - проведение спекулятивных операций на бирже посредством удачной скупки и продажи ценных бумаг и других объектов биржевой торговли …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    ДЕЛОВАЯ - см. ДЕЛОВАЯ ИГРА …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ - см АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ ИГРА …
  • ИГРА в Словаре экономических терминов:
    АКТИВАМИ - получение дешевого доступа к активам путем покупки ценных бумаг, текущая рыночная цена которых не отражает реальную стоимость активов …
  • ИГРА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных …
  • ИГРА в Большом энциклопедическом словаре:
    вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с …
  • ИГРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИГРА в Энциклопедическом словарике:
    вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, …
  • ИГРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, мн. игры, игр, играм, ж.1. см. играть. 2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные …
  • ИГРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    игра", и"гры, игры", и"гр, игре", и"грам, игру", и"гры, игро"й, игро"ю, и"грами, игре", …
  • ИГРА в Словаре эпитетов:
    О скрываемых (обычно неблаговидных) действиях, поступках. Бессовестная, большая, гадкая, грязная, двойная, двусмысленная, дипломатическая, дьявольская, змеиная, искусная, коварная, лживая, лицемерная, лукавая, …
  • ИГРА в словаре Анаграмм.
  • ИГРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -"ы, мн. "игры, игр, ж. 1) (с кем, во что, только ед.) Препровождение времени с целью развлечения, забавы, …
  • ИГРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дело и Каспарова, и …
  • ИГРА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: представление, …
  • ИГРА в Тезаурусе русского языка:
    Syn: представление, …
  • ИГРА в Словаре синонимов Абрамова:
    забава, потеха, шалость, шутка; пьеса. Ср. . См. забава, шалость || …
  • ИГРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Занятие для развлечения, отдыха, укрепления здоровья и т.п. б) Какой-л. вид, способ такого занятия, основанный на определенных …
  • ИГРА в Словаре русского языка Ожегова:
    создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений Деловая и. (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее …
  • ИГРА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    игры, мн. игры, ж. 1. только ед. Действие по глаг. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра …