Тренинг по сказкотерапии зинкевич евстигнеева. Методическая разработка по сказкотерапии

Название : Тренинг по сказкотерапии
Автор : Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Издательство : Речь
Год издания : 2006
Страниц : 176
Формат : doc+djvu
Размер : 2,82 Мб
ISBN : 5-9268-0406-Х
Качество : отличное

Используя представленные в данной книге психотерапевтические программы возможно развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие его личности и коррекция возникающих у него эмоциональных проблем. В книге приведены рекомендации к проведению занятий, сценарии и методические указания.
Книга предназначена педагогам, детским психологам, родителям и воспителелям.

Содержание
Предисловие …5
Т.Грабенко, Т.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов. Волшебная страна внутри нас …11
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков …11
Введение …11
Занятие первое и занятие самое последнее: диагностика результативности …12
Занятие второе: знакомство со сказочной страной и ее королем …17
Занятие с третьего по девятое: знакомство со слугами-чувствами …20
Третье занятие: знакомство со слугой по имени радость …22
Занятие четвертое: знакомство со слугой по имени грусть …26
Занятие пятое: знакомство со слугой по имени интерес …31
Занятие шестое: знакомство со слугой по имени злость …36
Занятие седьмое: знакомство со слугой по имени страх …38
Занятие восьмое и девятое: знакомство со слугами по имени обида, вина и удовольствие …44
Занятие десятое: заговор обиды …44
Занятие одиннадцатое: в поисках любви …47
Занятие двенадцатое: возвращение короля …47
Т. Зинкевич-Евстигнеева. Сказки звездной страны зодиакалии …50
Введение …50
Сказка о созвездиях …58
Сказка о том, как в стране зодиакалии появился ее первый житель — Овен …61
Сказка о том, как в зодиакалии появился второй житель —
Телец …64
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие Близнецов …67
Сказка о том, как возникло созвездие Рака …70
Сказка о том, как на небе появилось созвездие Льва …74
Сказка о шестом жителе зодиакалии — созвездие Девы …76
Сказка о том, как в зодиакалии появилось созвездие Весов …79
Сказка о восьмом жителе зодиакалии — созвездии Скорпиона …82
Сказка о созвездии Стрельца …86
Сказка о том, как появилось в зодиакалии созвездие Козерога …89
Сказка о созвездии Водолея …93
Сказка о том, как в зодиакалии появился последний житель —
созвездие Рыб …96
Н. Соловьева. Чудеса на песке» …100
Введение …100
Оборудование и материалы …106
Несколько слов из опыта работы по программе …107
Сценарии занятий …109
Занятие Ml …109
Занятие № 2 …112
Занятие № 3 …114
Занятие № 4 …116
Занятие № 5 …118
Занятие № 6 …120
Занятие № 7 …123
Занятие № 8 …125
Занятие № 9 …127
Занятие № 10 …129
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года …132
Введение …132
Ознакомительный модуль …134
Коррекционно-развивающий модуль …146
Интеграционный модуль …154
Логопедические задания …158
Открытое логопедическое занятие «Волшебная избушка» …164
Литература …170

психологические упражнения для тренингов

Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку.

Концептуальное введение:

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно. Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии:

  1. Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данногосоциума. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена вфольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
  2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
  3. Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  4. Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы .

Основными принципами сказкотерапии являются:

  • Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
  • Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
  • Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Исходя из принципов сказкотерапии, можно сформулировать основную цель и задачи тренинга:

Цель : развитие самопознания через психологическую сказку.

Задачи:

  1. наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое, понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
  2. показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.
  3. проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Размер группы : не более 15 человек.

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Цель : Погружение участников в атмосферу сказки.

Материалы : Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение «Сказочный круг» (упражнение разработано составителями тренинга)

Цели : Погружение участников в атмосферу сказки; актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : тихая, мелодичная музыка.

Время : 10-15 мин.

Процедура : «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый должен назвать персонажа из известной нам всем сказки. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу».

На следующим этапе упражнения, ведущий предлагает участникам назвать основные выражения, употребляющиеся в сказках.

Вопросы для обсуждения:

  • Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?
  • Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору), называли другие участники?
  • Вспомнились ли Вам неназванные, при выполнении задания, персонажи (выражения, метафоры), если да, то можете их озвучить.

II. Этап – Основная деятельность:

Цели : применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности; тренировка навыков совместного сочинения сказок; пробуждение архетипических ресурсов.

Материалы : музыкальный проигрыватель; музыкальные записи.

Упражнение: «Герои и антигерои»

Цели : Развитие креативности; применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; пробуждение архетипических ресурсов; тренировка навыков совместного сочинения сказок.

Материалы : спокойная, инструментальная музыка; листы формата А4 для записи сказок (по числу участников) авторучки на каждого.

Время : 1 час.

Данное упражнение состоит из 3 частей:

Часть 1. «Образ сказочного героя»

Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился, скажем, Вини-Пух, бредущий в тумане, или грустный Карабас-Барабас. Уже этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это лишь приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируется тревога, волнение или равнодушие.

Часть 2. «Создание команд»

Процедура : «Вы познакомились с теми образами, которые возникли у других участников. Я прошу всех еще раз по кругу назвать своих героев – уже безо всяких объяснений. Каждому из вас нужно выбрать среди них одного, который, как вам кажется, чем-то похож на вашего персонажа. Не надо пока называть этого героя, просто подумайте и сделайте свой выбор. А теперь выберете еще одного героя, похожего на вашего. Пусть он под номером два в списке героев, у которых, по вашему мнению, есть сходство с вашим персонажем. Ну и добавьте в этот список еще одного героя – под номером три... Сейчас вам станет понятно, зачем нужно было выбирать трех персонажей. Подойдите к тому участнику, чей герой в вашем мысленном списке оказался первым. Если этот участник выбрал не вашего, а какого-то другого героя, то подойдите к участнику, чей персонаж у вас оказался вторым. Если и в этом случае выбор оказался не взаимным, то у вас есть в запасе третий персонаж».

В результате предложенной процедуры участники разбиваются на пары. В ситуации, когда участников нечетное количество, можно образовать одну тройку. Если кому-то пары так и не досталось, то ведущий вынужден создать пару сам.

«Вам дается пять минут на то, чтобы обсудить в парах, что же все-таки является похожим у ваших персонажей. Сформулируйте главное, что вас объединяет, в коротком девизе, афоризме, образе или метафоре».

Участники предлагают свои формулировки, после чего ведущий просит выбрать другую пару – по аналогии с предыдущей процедурой, – чьи девизы (афоризмы, образы, метафоры) опять-таки чем-то сходны с их собственными. Снова необходимо отразить сходство героев в четверках в виде метафоры. Затем участники точно таким же образом объединяются в восьмерки и формулируют окончательный вариант метафоры, объединяющей их героев. В случае небольшого количества участников можно остановиться на работе в четверках.

«Удивительно: на каждом следующем этапе метафорические образы, предлагаемые вами, становились все более обобщенными, емкими, глубокими, я бы даже сказал – архетиптческими. Действительно: „волшебная вода“, „цветочные часы феи“, „волшебная палочка“ – сколько красоты и тайны прячется за этими словосочетаниями! Как хочется узнать поподробней о загадках этих чудесных образов! Поэтому я предлагаю вам... сочинить сказку, названием и соответственно – основной темой которой служил бы найденный вами метафорический образ, а героями – те сказочные персонажи, которые явились вам во время первого упражнения».

Часть 3. «Сочинение сказок»

Процедура : На сочинение сказок в командах надо выделить не менее 15 минут. По окончании отведенного времени каждая команда представляет свою сказку другим.

Мы поочередно выслушаем сказку каждой группы. Когда отзвучат последние слова сказки, у команд-слушательниц будет три волшебных минуты, чтобы показать иллюстрацию к сказке. Вы можете выбрать любой момент из сказки своих товарищей и невербально в течение несколько секунд представить «живую картинку».

Вопросы для обсуждения:

  • Что вам было особенно трудно выполнять в течение нашей игры?
  • Что далось легко?
  • Какие чувства вы испытывали по отношению к герою, появившемуся вначале?
  • Что значит для вас этот герой?
  • Удовлетворены ли вы сказкой, которую создали в своей команде?
  • Как протекал этот творческий процесс?
  • Что вам дала проведенная в группе работа?

Упражнение «Любимые и нелюбимые сказки»

Цели : Знакомство с особенностями народных и авторских сказок; проработка стратегий поведения в сказочных и реальных ситуациях; помощь в разностороннем понимании участниками сказочных ситуаций и персонажей.

Материалы : спокойная инструментальная музыка; атрибуты сказочных персонажей.

(В качестве атрибутов могут быть использованы любые аксессуары, помогающие участникам глубже войти в роль своего персонажа. Их можно изготовить самостоятельно из любых подручных материалов, либо задействовать уже готовые предметы обихода: бусы, косынки, шляпы, банты и т.д.)

Время : 1 час.

Данное упражнение состоит из 6 частей:

Часть 1. «Любимая сказка»

Процедура : Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем назвать свою любимую детскую сказку. Сообщения участников фиксируются на доске или планшете. Следует заметить, что довольно часто кто-нибудь из участников уточняет – идет ли речь о сказке, которая нравилась в детстве, или о той, которая нравится сейчас? Думается, что для «чистоты» упражнения лучше называть именно сказки своего детства. Бывает, что участникам трудно вспомнить названия сказок или вспоминается не одна какая-то сказка, а сборник. В таких случаях можно записать, например, так: «татарские народные сказки» или «сборник английских сказок». Не возбраняется называние двух и более сказок.

Часть 2. «Нелюбимая сказка»

Процедура : После того как список любимых сказок исчерпывается, ведущий обращается к участникам с просьбой вспомнить такую сказку из детства, которая по каким-то причинам не нравилась. Хотя некоторым участникам оказывается чрезвычайно трудно вспомнить нелюбимую сказку (они полагают, что в детстве им нравились абсолютно все сказки), большинство людей с готовностью называют такие сказки – порой значительно активней, чем в случае любимых.

Список нелюбимых, не нравящихся участникам сказок желательно фиксировать на том же листе планшета (или на доске) напротив первого списка, Эти списки могут быть разделены вертикальной чертой. Так удобней сравнивать наборы сказок.

Часть 3. «Анализ причин любви-нелюбви к некоторым сказкам»

Процедура : Ведущий организует обсуждение, предлагая участникам тренинга следующие вопросы:

  • Почему вам нравится именно эта сказка?
  • Что в ней казалось вам особенно привлекательным?
  • Примерно в каком возрасте вы познакомились с этой сказкой?
  • Перечитывали ли вы эту сказку, став старше?
  • Изменилось ли ваше отношение к сказке с возрастом?

Аналогичный набор вопросов задается и при обсуждении нелюбимых сказок; разница, как вполне очевидно, состоит только в добавлении частицы «не» в первом вопросе и замене слова «привлекательным» на слово «отталкивающим» во втором. Любопытно, что среди причин привлекательности сказок называются яркость возникавших образов, позитивная эмоциональная насыщенность, увлекательность сюжета, красота иллюстраций в книжке и т.п., а причинами нелюбви к определенным сказкам являются пугающие образы, трагичность событий, нарушения нравственных норм героями и «плохой» конец сказочной истории.

Ведущий предлагает проанализировать оба списка с новой точки зрения: учесть, каково соотношение в каждом наборе авторских и народных сказок. Вот тут-то и открывается самое любопытное: в первом списке (любимых сказок) авторские и народные сказки встречаются в отношении примерно «пятьдесят на пятьдесят», иногда авторских чуть больше, но не намного. А вот в списке нелюбимых сказок практически всегда лидируют авторские.

Следовательно, обсуждение полученных результатов выходит в новую плоскость анализа, который позволяет прийти к важному выводу: существуют какие-то особенности народных сказок, которые удивительным образом резонируют с душевным миром человека. Этих особенностей оказываются лишены некоторые из авторских сказок. Кроме того, в последних порой слишком выпукло отражается именно «авторская» личность, которую далеко не всегда можно считать полностью здоровой. Возможно, что как раз невротичность личности автора, проявляющаяся в отдельных сказках, и отталкивает нас. Среди нелюбимых сказок почти постоянно безусловное первенство держат сказки Г.-Х.Андерсена (здесь называют чаще всего «Девочку со спичками», «Дюймовочку», «Русалочку»). Чрезвычайно редко в списке нелюбимых можно встретить сказки А.С. Пушкина. Не называются также сказки братьев Гримм.

Часть 4. «Постановка сказки»

Процедура : Почти всегда обнаруживается сказка, которая попадает в оба списка. С этой сказкой предстоит дальнейшая работа. Если никаких совпадений в списках нет или совпадений оказалось несколько, то ведущий может предложить участникам группы сказку по своему усмотрению.

В ситуации наличия сказки, оказавшейся любимой одним участником и нелюбимой другим, ведущий объявляет их двоих руководителями, имеющими право набрать свои команды. Они получают право по очереди называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. Ему самому дается право выбора команды.

Ведущий предлагает командам выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению и подготовить маленький драматический спектакль, с помощью предложенных атрибутов. Главное условие – чтобы в спектакле были заняты все участники команды. Время на подготовку спектакля – около 15 минут. По истечении отведенного времени команды поочередно представляют подготовленные спектакли.

Часть 5. «Углубленный анализ из ролей»

Процедура : Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано иноё. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора. После общения с персонажем одной сказке ведущий может сразу обратиться к его аналогу из другой сказки, предложив ему либо те же самые вопросы, либо сформулировав новые.

Для иллюстрации приведем некоторые из вопросов, заданных Мачехе из сказки Ш. Перро «Золушка»:

  • Давно ли вы вышли замуж за Дровосека?
  • Что вас заставило сделать это?
  • Как вы относитесь к своему мужу? Не могли бы вы описать его характер?
  • Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?
  • Чем в себе вы гордитесь?
  • Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?
  • Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека – Мачеху и видеть в ней не просто бездушный схематичный портрет злобной и глупой бабы, а живого человека, порой страдающего, скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир. В одной из групп в процессе подобной беседы вдруг проступил образ женщины, любящей Золушку больше, чем своих дочерей, восхищающейся ее умом и красотой, но рабски выполняющей свои материнские обязанности, тщательно пряча свои подлинные переживания, поскольку она служит принципу.

Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.

Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.

Ведущий должен поговорить с каждым персонажем, даже с самым незначительным – с тыквой, превратившейся в карету, с Мышами, ставшими лошадьми. Ведь чем меньше обозначен персонаж в сказке, тем больше возможностей у «актера» внести в роль собственное содержание.

Часть 6. «Деролинг»

Процедура : Эмоциональное погружение в роль на предыдущих двух этапах может быть настолько велико, что «актеров» требуется «вернуть» в самих себя. Для этого каждому исполнителю требуется произнести ритуальную фразу «Я не (имя персонажа), я – (собственное имя)».

III. Этап – Завершение

Цели : получение обратной связи; самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.

Материалы : нет.

Время : 15 мин.

Упражнение «От себя»

Цель : самоанализ участниками, полученного в ходе тренинга опыта.

Материалы : нет.

Время : 15 мин.

Процедура : Ведущий просит каждого из участников рассказать о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.

Вопросы для обсуждения:

  • Как чувствовали себя участники в той или иной роли?
  • Какие персонажи показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?
  • Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?
  • Что удивило в мнениях участников группы?
  • Что было неожиданным?
  • Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается участниками как идеал, достойный подражания?

Литература:

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / Вачков И.В. – М: Пресс, 1999. – 176 с.
  2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М. : Эксмо, 2007. – 416 с.
  3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
  4. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Д.Б. Кудзилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2003. – 146 с.
  5. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки / Пропп В.Я. – М. : Лабиринт, 1998. – 108 с.
  6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Соколов Д.Ю. – М. : Эксмо-пресс, 2001, – 224 с.

19.03.2012

Мини-тренинг по сказкотерапии для педагогов «Время для себя»

Беляева Вероника
Мини-тренинг по сказкотерапии для педагогов «Время для себя»

Предлагаю вам поиграть в форме сказкотерапии. Алгоритм занятия, игры и упражнения взяты у Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.

Цель: обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей своих детей через сказкотерапию.

Задачи: 1. Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.

2. Создать благоприятную атмосферу для работы.

3. Развить рефлексию, навыки самопознания.

Форма работы : работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.

А попасть в сказку нам поможет игра «Великий мастер» , но мы все здесь не мастера, а мастерицы, а вот в чем – сейчас узнаем. Сначала называем свое имя:

Вероника, я великая мастерица слушать.

2. Упражнение «Величественное имя» Задание: Известно, что на Руси имя для человека значило гораздо больше, чем обычное прозвание. На протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают преодолевать трудности и распознавать источники радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в то же время имя может быть и источником опасности, ибо в первом звуке имени сокрыты также и те силы, которые при неумелом обращении с ними, а порой и невнимании к ним, могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание к ним позволяет приобрести особенную силу. Например, одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука «Д» - и понял, что его ведут по жизни Доброта,Доблесть, и долг. А требуют особого внимания и внутренней работы Дерзость, Драчливость и Дурь.

Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших имен. Откроем тайну первого звука нашего имени. Что нас ведет по жизни? И что требует нашего особого внимания? Напишите эти определения в буклете Вероника – В: ведет по жизни - верность, выносливость; требует особого внимания – вспыльчивость, волнительность.

Рефлексия : трудно ли было выполнять задание? Что труднее - позитивные качества назвать или качества, требующие внимания и работы?

3. Упражнение «Любимый герой» Вспомните своего самого любимого героя из фильма, сказки, спектакля, телепередачи и т. п. Напишите имя своего героя, почему именно он вас привлекает, какие качества больше всего нравятся в нем и какие, может быть, не нравятся. На каждого участника отводится в среднем 2 минуты.

4. «Что было бы, если…» Сейчас я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы Вы превратились в этого сказочного героя? Напишите.

Сказкотерапевты считают, что герой, которого мы выбираем, служит примером для идентификации и качества, которые нам не нравятся, мы хотели бы в себе изменить. Хотели бы?

Сейчас мы посмотрим мультфильм про маленького серенького ослика, который тоже хотел измениться. (мультфильм «Всё наоборот», Союзмультфильм, 1974 год

https://youtu.be/S73sWZe7bFE

Чему учит сказка? Выслушать ответы. (Уметь принимать себя)

В чем ослик обнаружил источник жизненной силы? (В силе воображения)

Добрая хорошая сказка, трогающая наше сердце, всегда оставляет некое таинственное последствие, ощущение внутренней силы. Оно может переживаться как спокойная радость или озарение, как романтическое состояние или сосредоточенная погруженность.

5. Сейчас каждая из вас на своем листе пишет один какой-то свой или своего сказочного героя недостаток , затем передает свой лист другим участникам. Вы пишите на его листе после слов «. зато ты.» какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Первая часть нашего сказочного путешествия подошла к концу, завершите вы его дома, выполнив домашнее задание (Ода о себе, может быть кто-то напишет сказку о себе.

Раскрытие понятия «Сказкотерапия»

Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Выделяют такие направления сказкотерапии:

    Решение жизненных задач . Помогает человеку выработать модель поведения в той или иной ситуации. В сказках можно увидеть определенную проблему и множество эффективных предложений по ее преодолению. Таким образом, чтецу предоставляется возможность выбрать оптимальный вариант для решения своих жизненных задач.

    Передача опыта . Через сказки старшие передают свой жизненный опыт младшему поколению, учат моральным нормам и добру, показывают «что такое хорошо и что такое плохо». Ведь первыми учителями в жизни малыша становятся полюбившиеся ему рассказы.

    Развитие мышления . Применяется в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Когда взрослые читают ребенку сказку, после просят обязательно проанализировать поступки героев, рассказать, кто, по его мнению, хороший персонаж, а кто нет, или предоставляют возможность придумать продолжение рассказа. Таким образом, развивается мышление, память, творчество малыша.

    Лечебно-психиатрическое направление . Терапевтический метод дает возможность человеку придумать свою собственную сказку и показать ее психологу. Последний проводит интерпретацию и выделяет проблемы, с которыми в дальнейшем придется работать.

Современные методы сказкотерапии:

  • Работа над уже существующей сказкой . На занятии прорабатывается всем известное произведение. Обсуждаются персонажи и их отношения между собой.

    Самостоятельное написание сказки . Человек составляет рассказ, который помогает психологу более подробно изучить его состояние, круг общения и отношения с друзьями.

    Драматизация или инсценировка написанной сказки . Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается.

    Работа над окончанием сказки . Это может быть обсуждение известной сказки, конец которой предлагается изменить. Кроме того, можно придумать ее продолжение.

    Арт-терапевтическая работа по сюжету сказки . Здесь за основу взято изобразительное творчество, которое подразумевает рисование, лепку или конструирование по мотивам содержания определенного произведения.

Для того чтобы занятие по сказкотерапии прошло продуктивно, необходимо заранее к нему подготовиться. Отталкиваясь от выбранного метода, подготавливаются раздаточные материалы (картинки, карандаши, альбомные листы, пластилин и пр.), книги, картины, музыка, костюмы, выбирается оптимальный способ проведения (сидя за партами, в кругу, на полу), по определенной структуре выстраивается план занятия.

Структура занятий по сказкотерапии:

    Ритуал «погружения» в сказку . Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.

    Знакомство со сказкой . Происходит чтение либо прослушивание аудиозаписи.

    Обсуждение . Ведущий задает вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить аудиторию.

    Арт-терапевтическая работа . Рисование героев или самого интересного момента сказки.

    Ритуал «выхода» из сказки . Закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счет «три» перенестись из мира волшебства в аудиторию.

    Подведение итогов . По ответам на поставленные вопросы терапевт интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.

Сказкотерапия для дошкольников

Сказки подбираются согласно возрасту ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и прочие.

Способы, которые помогут достичь успеха при работе с детьми:

    Практическая деятельность на основе сказки . Необходимо выяснить, чем ребенок в большей степени любит заниматься (рисовать, лепить, конструировать и пр.), и включить его желание в структуру занятия. Таким образом, в процессе практической деятельности предвидится беседа, закрепится материал и расширятся границы для психоанализа.

    Заинтересованность ведущего . Сказкотерапевт во время чтения рассказа сам должен погрузиться в сказку, и только тогда у него получится донести до ребенка нужный смысл произведения и заинтересовать его.

    Эмоциональное оформление сказок . Чтобы заинтересовать дошкольников произведением, необходимо проявлять те эмоции, которые присущи героям сказки. В этом помогут выразительное чтение, интонация, мимика, жесты.

    Работа над настроением ребенка . Если малыш расстроен, не выспался или устал, то занятие по сказкотерапии нужно отложить, ведь он не сможет погрузиться в работу, а только загрустит еще больше.


Правила организации сказкотерапевтической работы с дошкольниками:

    Учитывайте возраст детей . Подготавливаясь к занятию, нужно выбирать произведение согласно возрасту, чтобы малыш мог понять содержание и осмыслить его.

    Дозировка представляемой информации . Занятия должны выстраиваться по определенной структуре, помните, что все хорошо в меру. Знакомство со сказкой сопровождается только рассматриванием иллюстраций к ней.

    Терапевтическая направленность . После чтения желательно обыграть сюжет, обсудить его или нарисовать фрагменты из сказки.

    Отсутствие нравоучений . Необходимо избегать давления на ребенка, нравоучений со стороны взрослого, ведь обстановка в процессе занятия должна быть ненавязчивой и дружеской.

    Подведение итога . После чтения обязательно нужно проанализировать сказку, героев и узнать, какое впечатление это произвело на детей.

Данный метод позволяет раскрыть душу малыша, обогатить его знаниями и сформировать характер. Учитывая все правила во время подготовки к занятию, ведущий получает возможность достичь поставленных целей и выстроить доверительные отношения со своими подопечными.

(Мёртвая вода и живая вода в психотерапии)

Сказочные метафоры и глубинные символы очень похожи на те символы и метафоры, которыми оперирует современная психотерапия.

Возьмём, всем известный образ «мёртвой воды» и «живой воды» и сравним его с терминологией и приёмами, хотя бы НЛП.

Что есть «мёртвая вода» в сказках? То, что нейтрализует всё, тормозящее развитие и счастье человека.

Мёртвой водой побрызгал на раны - и раны затянулись.

Что есть «живая вода» в сказках? То, что даёт новые силы для исцеления, сращения, созидания...

«Мёртвую воду» и «живую воду» можно сравнить с техникой диссоциации и ассоциации в НЛП.

Диссоциация в НЛП - «мёртвая вода», это приём, который делает картинку ситуации тусклой, далёкой, чёрно-белой, крошечной и позволяет нам как участнику событий (подразумевается - негативных) выйти из рамки этой картинки и стать сторонним равнодушным наблюдателем. Не правда ли, похоже на мёртвую воду?

Ассоциация в НЛП - «живая вода», это, наоборот, включение ярких цветов в картинке, включения звука и запаха на полную «громкость», приближение картинки перед самые наши глаза, позволяющее нам впрыгнуть в неё целиком - подразумевается в картинку хорошую. Чем не живая вода, оживляющая тусклый кадр?

На наблюдении о том, что почти все сказочные образы старины, можно применить как техники психотерапии основан следующий тренинг-игра по арт-терапии и сказкотерапии.

Как замечено в его названии, он совмещает арт-терапию и сказкотерапию.

Тренинг можно проводить и с детьми и со взрослыми. Итак, приступим?

Первый этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Создание рисунков на тему...

Пусть члены вашей группы создадут рисунки своих негативных переживаний. Чтобы негативные переживания было легче вычленить из потока спутанных претензий к миру и осознать, предложите следующие темы:

  1. То, что мешает мне быть спокойным и уравновешенным.
  2. То, что мешает мне быть счастливым.
  3. То, что мне нужно убрать из своей жизни.
  4. Мои цепи и гири.
  5. Мой заколдованный круг.

Предупредите своих участников тренинга по арт-терапии и сказкотерапии о том, что эти рисунки будут сжигаться и затем поливаться «мёртвой водой». Поэтому проблема, которую они рисуют должна быть нарисована так, чтобы потом не было мучительно страшно за проделанную процедуру.

Так, если человека делает несчастным его вес и объёмы, то не стоит рисовать карикатурное изображение СЕБЯ ЛЮБИМОЙ на весах перед зеркалом с сантиметровой лентой в руке. Ведь вы это будете сжигать и поливать мёртвой водой!

А если ваш «замкнутый круг» - это непослушные детки и прожорливый муж, опять же не стоит рисовать карикатуру мужа и неприятных детишек - напоминаю, это мы тоже будем сжигать.

Хотите ли вы сжигать мужа и детей даже в рамках арт-терапевтического тренинга?

Думаю - нет. А если - нет, то подумайте коллективно - КАК изобразить метафорически именно ПРОБЛЕМУ, отделённую от конкретных людей, чтобы сжигать можно было - только ПРОБЛЕМУ... Её-то не жалко... Её-то и надо сжигать.

На коллективное обсуждение и творчество обычно уходит от 15 минут (у продвинутых семинарцев) до 40 минут стандартного академического часа.

Второй этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Огонь и вода

Теперь вы как Ведущий приступаете к сказкотерапевтическому шоу. Запаситесь необходимым инструментарием, соответствующей моменту музыкой, возможно и видеорядом на экране проектора...

Из насущно необходимого: Большая огнеупорная ваза, в которой вы будете предавать рисунки аутодафе - сжиганию.

Две склянки - одна с «мёртвой водой», вторая - с живойводой. Чтобы эти две склянки получились РАЗНЫМИ и художественно убедительными, вам нужно подключить своё воображение.

Разведите огонь в своей огнеупорной вазе и предложите (замогильным голосом) скомкать свои рисунки (то, что мешает жить счастливо) и предать ЭТО огню.

Всё это можно проделать и на улице, разведя костёр. Однако, для третьего этапа вам понадобится зола, поэтому как разводить огонь - решать вам.

После того, как все рисунки прогорают до золы, огонь заливается мёртвой водой, которая по версии сказки вашего тренинга - окончательно нейтрализует зло, делает пепел - безопасным.

Третий этап тренинга по арт-терапии и сказкотерапии. Земля и вода

Ведущий продолжает рассказывать «сказку» своего семинара.

«То, что когда-то ещё недавно было сутью наших несчастий и страданий, превращено в нейтральный пепел. Он может стать метафорой нашего жизненного опыта...

А опыт, особенно опыт хорошо осмысленный (а пока семинарцы рисовали ПРАВИЛЬНЫЙ рисунок, они опыт - осмыслили) может служить почвой, удобрением для роста нового, свежего, юного, прекрасного и неожиданного - желанного.

Итак, вперёд! Удобряем наши идеи и начинания.

На этом этапе из существенно необходимого Вам реквизита понадобятся: горшочки с землёй и семена любого растения, которое вы сочтёте уместным.

Если время проведения тренинга - весна или ранняя осень, то заключительную часть можно проводить вне дома - на клумбе, в саду.

Помните только, что дети, в отличие от взрослых, не потерпят бросание высаженного семечка на произвол судьбы. Они воспринимают всё буквально и очень серьёзно.

Поэтому, если многим взрослым можно дать посадить хоть «вишенку от компота» и они не расстроятся, то работая с людьми, чувствительными к правде сказки, лучше позаботиться о реальных семенах и реальных малюсеньких горшочках с землёй. Высаживайте неприхотливое растение, которое гарантированно примется и даже может быть пересажено затем куда-нибудь ещё.

Закопайте в землю немного пепла, полученного от предыдущей работы, высадите семечки и полейте их несколькими каплями «живой воды».

Тренинг по арт-терапии и сказкотерапии - окончен!

Этот инсценированный древний МИФ позволит вашим семинарцам реально прожить ситуацию освобождения от зла и ситуацию - созидания Добра на глубинном психодраматическом уровне.

На этой странице сайта находится литературное произведение Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия автора, которого зовут Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. . На сайте сайт вы можете или скачать бесплатно книгу Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB, или прочитать онлайн электронную книгу Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. - Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия без регистрации и без СМС.

Размер архива с книгой Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия = 202.88 KB


РАЗВИВАЮЩАЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Сборник программ по сказкотерапии
под редакцией
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Санкт-Петербург
РЕЧЬ
2000

Содержание
Предисловие...................................... 6
Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов.
Волшебная страна внутри нас....................... 11
Т. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказки звездной страны Зодиакалии................ 35
Н. Погосова. Погружение в сказку................... 65
Общие рассуждения............................. 65
Конкретные рекомендации...................... 75
О. Смирнова. Как рассказать ребенку о временах года... 195
Е. Хомякова. Семь сказок Радуги.................... 219
Литература....................................... 254
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие Друзья. Если вы выбрали нашу книгу - наверное, вашей душе
свойственны Состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивле-
ния ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что
меняются времена года, что...? Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые
из нас хотят чего-то новенького, неожиданного...
А ведь чуду _ совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем
может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас
сказка. И эта мысль стала лейтмотивом данного сборника программ, осно-
ванных на методе сказкотерапии.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем
недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологическо-
го, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось
бы без использования сказки. Поэтому наши программы не будут противоре-
чить мировоззрению психоаналитика, или, или,
или поклонника аалерианской индивидуальной терапии. Вы можете смело
брать их за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и
психотерапевтических курсов.
Наши программы ограничены 5-12 занятиями вполне осознанно. Мате-
риал, основанный на метафорах, должен в душе и начать мягко
изменять мировоззрение и поведение. Мы заканчиваем курс, когда нашим
воспитанникам еще хочется путешествовать по сказке, используем эффект
. Подобный прием позволяет оставить воспри-
ятие наших больших и маленьких клиентов активным, стимулирует их спо-
собность к размышлению.
Знакомясь с нашими программами, вы увидите, что основная психоло-
гическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном
уровне. Это - отличительная особенность сказкотерапевтической методоло-
гии. Сказки являются посредниками между вашим внутренним миром и ду-
шами воспитанников.
Нам будет приятно, если вы творчески подойдете к нашим программам:
дополните их новыми играми, поворотами сюжета, идеями. И, конечно, боль-
шим подарков ддя нас будет, если вы расскажете нам об этом.
Чтобы вам, было удобнее творить в рамках наших программ, мы приво-
дим три таблицу и схему, которые помогут вам в создании собственных игр и
сказок (см. стр. 7-10).
Подробнее о методе сказкотерапии можно прочитать в книгах Т Д. Зин-
кевич- Евстигнеевой
и.
Предисловие
Таблица I
Структура коррекционно-развивающего
сказкотерапевтического занятия

Этап 1НазначениеСодержание этапа
1. Ритуал Создать настройКоллективное упражнение.
в сказкуна совместную работуНапример, встав в круг и взявшись
за руки, все смотрят на свечу; или
передают друг другу мячик; или со-
вершается иное
действие
2. ПовторениеВспомнить то, что де-Ведущий задает детям вопросы
лали в прошлый раз,о том, что было в прошлый раз; что
какие выводы дляони помнят; использовали ли они
себя сделали, какойновый опыт в течение тех дней, пока
опыт приобрели, чемуне было занятий; как им помогло
научилисьв жизни то, чему они научились
в прошлый раз
3. РасширениеРасширить представ-Ведущий рассказывает детям новую
ления ребенкасказку. Спрашивает, хотят ли они
о чем-либопопробовать, помочь какому-либо
персонажу из сказки
4. ЗакреплениеПриобрести новыйВедущий проводит игры, позволяю-
опыт, закрепитьщие детям приобрести новый опыт;
новые качества лично-совершаются символические путе-
сти ребенкашествия и превращения
5. ИнтеграцияСвязать новый опытВедущий обсуждает и анализирует
с реальной жизньювместе с детьми, в каких ситуациях
их жизни они могут использовать
тот опыт, который приобрели
сегодня
6. РезюмированиеОбобщить приобретен-Ведущий подводит итоги занятия.
ный опыт, связать егоЧетко проговаривает последователь-
с уже имеющимсяность происходившего на занятии,
отмечает отдельных детей за их за-
слуги, подчеркивает значимость
приобретенного опыта, проговари-
вает конкретные ситуации реальной
жизни, в которых дети могут
использовать новый опыт
7. Ритуал Закрепить новыйПовторение ритуала в сказ-
из сказкиопыт, подготовитьку с дополнением. Ведущий гово-
ребенка к взаимо-рит: действию в привычнойчто было сегодня с нами, все, чему
социальной средемы научились>. Ребята протягивают
руки в круг, совершают действие,
как будто что-то берут из круга, и
\прикладывают руки к груди
Таблица 2
Движущие силы сказочных игр

Движущая силаПрИН1№Проявление
ИдеиПостепенное,В составлении сказочно-игровых
программ мы восстанавливаем
естественную динамику онтогенеза:
постепенно переходим от ощущений к
высшим психическим функциям, от
невербальных форм взаимодействия к
вербальным. При этом мы постепенно
наращиваем словарный запас и
связываем психические
функции с
ОбменПолучая что-либо в игре от кого-либо,
ребенок что-то отдает. Таким образом
поддерживается гармоничное равно-
весие. Приобретая что-либо в сказоч-
ной или фантастической стране,
ребенок тоже делает символический,
подарок
СредстваОживотворениеНаделение абстрактных или неоду-
шевленных объектов свойствами
живых существ
ВизуализацииМысленное наделение оживотворен-
ного существа некой персоналией из
арсенала знакомых образов раститель-
ного, животного,человеческого,
сказочного, фантастического, пред-
метного или иного знакомого мира
ОграничениеДля создания фабулы, интриги игры
вводится либо антагонистический
образ, либо
ОбъектыВнутренниеЯ; ощущения (5 модальностей),
движения, чувства, желания, черты
характера, мотивы, идеи, мысли и
прочие внутренней
психической активности
ВнешниеПредметы и объекты окружающего
мира: живая и неживая природа,
люди, взаимоотношения между ними
Предисловие
Таблица 3
Игровая матрица

Адресность
АлгоритмСМРЭВРПРКРТРкемск
Постановка проблемы
Выбор объекта
Размышление
Визуализация\
Придумывание действия
Создание правил игры
Продумывание тем обсуждения
Условные обозначения и комментарий:
СМР- сенсомоторное развитие. Подразумевается сенсорно-перцептивное и
психомоторное развитие. Развитие способности отслеживать свои ощу-
щения (5 модальностей) и развитие представлений о многообразии дви-
жений.
ЭВР - эмоционально-волевое развитие. Подразумевается знакомство с чувст-
вами, осознание их назначения и важность чувства меры. Разыгрывание
ситуаций, когда чувства берут власть над Я, над центром личности.
ПР - познавательное развитие. Подразумевается развитие познавательных
процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, уста-
новлению причинно-следственных связей, способности к рассмотрению
одного явления с нескольких сторон, а также - исследование объектов
окружающего мира, обучение.
КР - коммуникативное развитие. Подразумевается формирование позитив-
ных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного ре-
шения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества.
ТР - творческое развитие. Подразумевается развитие творческих, созидаю-
щих возможностей личности с использованием творческих видов дея-
тельности.
КСМ-конструктивное социальное моделирование. Подразумевается форми-
рование творческого конструктивного подхода к действительности и ее
изменению, формирование образа будущего, его разыгрывание. Разыг-
рывание проблемных ситуаций и их творческая коррекция (принцип
психодрамы).
СК - ситуативная коррекция. Подразумевается отыгрывание проблемного
поведения ребенка в актуальной ситуации, гибкое реагирова-
ние на реакцию и поведение.
10
Схема
Алгоритм создания игры
Постановка проблемы
Важно определить для себя цель работы, от-
ветив на вопросы: что хочу улучшить, что это
даст моему воспитаннику сегодня и в буду-
щем, что это даст мне сегодня и в будущем?
Например: хочу, чтобы мой воспитанник был
более успешен в контактах с окружающими,
или - был более уравновешенным, или...

(Выбор объекта>Ї>
А
(Размышление)>
4
Выбрав объект, размышляем над тем, что
он есть и зачем он человеку нужен. Напри-
мер: что есть ощущения, зачем они человеку
даны и нужны? Таким образом, мы осознаем
глубинный смысл нашей работы. Связыва-
ем конкретный объект с общими процесса-
ми развития личности.
(Визуализация
--I
(Придумывание действия)l=C>
(Создание правил игры ь->
Это процесс конкретизации и
наших фантазий. Мы представляем себе, как
дети будут оживлять в игре наши фантазии.
Это дает нам возможность продумать прави-
ла игры, ее ход и создать как основную инст-
рукцию, так и варианты инструкций под раз-
ные ситуации.
| Продумывание
тем обсуждения
Создав игру, важно продумать, как строить ее
обсуждение. Какие акценты в обсуждении
нужно расставить, для того чтобы наши
воспитанники стали мудрее, гармоничнее и
смогли использовать игровой опыт в конк-
ретных ситуациях повседневной жизни.
Т. Грабенко,
Т. Зинкевич-Евстигнеева,
Д. Фролов
ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС
Программа эмоционально-волевого развития
для детей и подростков
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще педагоги и психологи используют термины нальная неадекватность>, . За этим сто-
ят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обид-
чивость, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не
только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах.
Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом прихо-
дит лишь.
Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков,
плохой успеваемости, замкнутости, и для решения
других проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга.
Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной
Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от
слабости Я.
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте
себе, что внутри нас находится целая страна, в которой есть президент
(или король, королева), есть Дума, множество придворных и простых
граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгна-
нии, страной правят слуги. Однако они не обладают той мудростью,
что дана королю, поэтому совершают ошибки.
Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и
поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно за-
нявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязан-
ностях.
В этом случае задача психолога, педагога, воспитателя, мудрого
родителя заключается в короля и придвор-
ных по местам, соответствующим их назначению.
Этому и посвящены программы данной книги. Они могут прово-
диться индивидуально и в группе с использованием разнообразных
форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костю-
12
мы и пр.). Программы адресованы детям от 5 до 13 лет (при нормаль-
ном интеллектуальном развитии) и могут быть адаптированы для де-
тей и подростков с проблемами развития путем сокращения списка
исследуемых чувств и упрощения заданий.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ И ЗАНЯТИЕ САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ:
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Первое и самое последнее занятия можно целиком посвятить про-
цессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением кон-
такта). Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность
нашей работы. В контексте будущих занятий ребенку предлагается ме-
тодика, названная нами.
Цель этой методики - исследование психоэмоционального со-
стояния.
Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь ка-
рандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричне-
вый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1: шебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх,
Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цвет-
ных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного
цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чер-
ном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жи-
тели волшебной страны занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган.
Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с до-
мов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики
спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и
увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень рас-
строены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необхо-
димые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но
вот беда - всю краску унес ветер.
У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и
раскрась домики>.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колон-
кой, где изображены домики.
Инструкция 2: вил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урага-
на жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого
цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю най-
ти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соот-
ветствующим цвету его домика>.
Волшебная страна чувств
D D
Жители:
Радость
Удовольствие
Страх
Вина
Обида
Грусть
Злость
Интерес
Р>с. 1. Волшебная страна чувств

16
-- Какие у вас получились чудесные дворцы, и посмотрите, какие
они разные! Как вы думаете, почему?
В жизни мы все очень разные, и каждый архитектор предлагает
что-то свое, особенное. Но для сегодняшней истории вам предстоит
создать Архитекторский Совет и выбрать для Короля один из дворцов.
- В какой из дворцов вы поселите Короля и почему?
Итак, дворец для Короля выбран. Пожалуйста, господин Дворцо-
вый Архитектор, возьмите ножницы и вырежьте его. А теперь Совету
Архитекторов предстоит выбрать месторасположение дворца Короля.
Где вы предлагаете поставить дворец и почему? Каждый член Совета
имеет право высказаться и отстоял, свою позицию. Однако вам нуж-
но будет принять общее решение.
А теперь введите Короля во дворец, оказывая ему соответствую-
щие почести.
Мы рекомендуем обыграть это действие следующим образом. Одно-
му из участников группы достается почетная роль Короля. Признак ис-
полняемой роли - фигурка Короля, которую он держит в руках. Участ-
ники группы, включая ведущего, выстраиваются в две шеренги перпенди-
кулярно песочнице, образуя символический. По нему
величественно, держа на вытянутой руке фигурку, шествует исполняю-
щий роль Короля. Все участники группы с поклоном отдают ему почести,
сопровождая их приветственными словами. Способы приветствия коро-
ля могут быть подсказаны ведущим или придуманы самими участниками
группы. Исполняющий роль Короля помещает фигурку в песочницу, и вся
группа размещается вокруг.