Своя история речевой разминки придумать приключения. Речевые разминки по чтению

Здравствуйте, друзья!

Вот и майские грозы, и черемуховые похолодания, праздники миновали – скоро лето! Правда, то, что творится за моим окном сейчас, больше на осень похоже – дождь льет весь день, ветрено, холодно. В такую погоду хорошо мечтается о теплых морях и солнечных пляжах – сезон отпусков уже начался. Сегодня я, пожалуй, предложу Вам кое-что с собой в дорогу)). Места это «кое-что» много не займет, а для поддержания и развития ораторских навыков (и заодно – в качестве средства от пляжной скуки) будет очень кстати. Во всяком случае, на тренингах участники получают от этого средства море положительных эмоций.

Поднимите руку, кто помнит школьные уроки физкультуры. Приятные воспоминания, правда ? Если у Вас был хороший учитель по этому нежно любимому (надеюсь) предмету, то Вы и сейчас легко вспомните, что нужно сделать перед серьезными тренировочными нагрузками. Конечно, разминку! Подготовить организм, разогреть мышцы, порастягивать связки…

А теперь поднимите вторую руку, кто помнит – с помощью чего мы издаем звуки, когда говорим? Из чего состоит наш речевой аппарат? Да из таких же мышц и связок (в основном), которые – если предстоит нагрузка – также остро нуждаются в хорошей разминке. В речевой разминке!

Ну и теперь уже опустите руки – но только те, кто регулярно делает такую разминку. М-да…

Мы ежедневно общаемся с миром с помощью важнейшего инструмента общения – голоса. И только единицы относятся к этому СУПЕР ИНСТРУМЕНТУ профессионально – отрабатывают интонации, тренируют артикуляцию. «Да ладно, ерунда, – скажете Вы. – зачем мне это? Я же не диктор новостей». А знаете, с какой степенью точности работают составные части речевого аппарата, когда мы говорим?

ДО ОДНОЙ СОТОЙ МИЛЛИМЕТРА.

Представляете – одна сотая миллиметра! Не всякий штангенциркуль такое измерит. Одна сотая в сторону, и нас уже не так услышали и неправильно поняли – с самыми разнообразными из этого последствиями. Мало ли в истории примеров рождения крупнейших неприятностей из-за ничтожных поводов?

Вспомните наших трех китов – 38% впечатления от выступления «делают» характеристики голоса. А если мы общаемся по телефону? Когда собеседник нас не видит, важность голосовых составляющих становится просто огромной, а цена ошибки – угрожающей.

Речевая разминка помогает быстро и легко сделать нашу речь более качественной – разборчивой и понятной, более интонированной, более громкой, если нужно.

Кроме того – разминка улучшает кровоснабжение головного мозга, то есть помогает нам более качественно и плодотворно думать. В этом смысле она действует даже лучше специальных таблеток (из семейства ноотропов), которые обычно рекомендуют принимать студентам перед экзаменами.

Ну и немаловажно, что эта разминка просто очень веселая – особенно, если выполнять ее с друзьями или с детьми (у них, кстати, скорее всего, будет лучше получаться – посоревнуйтесь ) – будет, чем полезным развлечь себя под пляжным зонтиком…

Поэтому я настоятельно рекомендую, дорогие мои читатели – изучите и выполняйте ежедневно эти простые и эффективные упражнения. Времени на такую гимнастику нужно совсем немного. Специального оборудования и фитнес-залов она тоже не требует, можно делать ее во время любых «мусорных» пауз, съедающих наше время зря – в очереди на кассу в магазине, по пути на стоянку за машиной, в общественном транспорте – большая часть упражнений снаружи практически незаметна. А если отвернуться в сторону или слегка прикрыть лицо рукой – смело можно делать весь комплекс, поверьте моему опыту езды в метро, на маршрутках и прочих автобусах)).

Так что, если Вы и приняли решение отложить серьезную работу над своими навыками эффективного общения до возвращения из отпуска – начните пока с самого простого. И это простое (а также веселое и приятное) называется

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Я предложу Вам несколько простых упражнений. Мы регулярно делаем их на тренингах – эффект потрясающий!

Исходное положение может быть любым, важно только постараться расслабить мышцы, не участвующие в работе. Итак, расслабились, встряхнулись – поехали!

1. «Зевота».

Любимое упражнение моих студентов – особенно в начале второго дня интенсивного формата)).

Отводим прямые руки вниз-назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» – фиксируем и держим 1 секунду.

Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» – фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.

2. «Штопор».

Язык во рту поворачиваем вертикально – ставим его «на ребро» левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. 6 раз в каждую сторону.

3. «Складка».

Складывая язык пополам, кладем его кончик на середину языка поближе к основанию и, сильно прижимая, «протираем» кончиком середину, двигая его вперед к зубам. 5-6 раз.

4. «Круги».

Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз

5. «Укол зонтиком».

Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку – держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.

6. «Массаж».

Мягко, осторожно разминаем-покусываем зубами язык.

7. «Нажимы».

Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед – держать 1 сек. Расслабить – 1 сек. 5-6 раз.

8. «Кошечка».

С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу – держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз – держать 1 сек. – по 6 раз в каждом направлении.

9. «Кисточка».

Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.

10. «Трубочка».

Поднимем края языка, получившуюся трубочку высовываем вперед и с силой выдуваем через нее воздух. 5-6 раз.

11. «Поза Льва» – йоги знают)).

Вытаскиваем язык вперед-вниз и достаем кончиком языка подбородок. Чтобы лучше получалось, приподнимаем вперед-вверх корень языка. 5-6 раз.

Очень полезное упражнение при начале простуды и всяких охриплостей в горле – лучше всяких аптечных леденцов и шипучек. Также настоятельно рекомендуется использовать его вместо традиционных «прочисток горла» («кхм-кхм»), которые дерут горло, словно наждаком, и потому весьма вредны.

12. «Поза Тигра» – это я уже от себя добавил, в йоге не ищите))

Вытаскиваем язык вперед-вверх и достаем кончиком языка кончик носа. При затруднении можно помогать рукой)). 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Здесь все очень просто – не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.

Количество упражнений регулируйте по самочувствию, можете выбрать для начала пять-шесть самых полюбившихся. Уже через семь-десять дней Вы легко одолеете весь комплекс – да еще с десятью-двенадцатью повторами вместо пяти-шести.

Как Вы заметили, друзья, упражнения 2-12 направлены, в основном, на разминку языка. Вторая часть этой замечательной гимнастики помогает хорошо подготовить к работе губы – мы разучим ее в следующий раз. А сейчас – пора практиковаться!

Итак – заканчиваем чтение и приступаем к практической отработке упражнений первой части речевой разминки!

Пробуйте упражнения, прислушивайтесь к ощущениям, тренируйтесь перед зеркалом. Возможно, Вам придут в голову какие-то новые упражнения – жду от Вас по этому поводу комментариев!

Верных Вам слов и верных решений!

Вячеслав Саломасов
Психолог, коуч, бизнес-тренер.
Руководитель и ведущий тренер школы ораторского мастерства "Верное слово"

Выступление на

на тему:

« Речевые разминки- средство обогащения речи школьников».

Шангареева Г.Р.

« Речевые разминки – средство обогащения речи школьников»

« Естественный усвоения языка- это развитие речи. Речь- канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Н.И. Жинкин.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь, и проявляется так же в речевой деятельности. Логическая четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, пополнение и активизация словарного запаса, постижение тайн письма и чтения.

В основе всех передовых систем обучения (развивающее обучение л.В. Занкова, Д.Ю. Эльконина и В.В. Давыдова, личностно- ориентированное обучение), разнообразных современных УМК (« Школа 2100», « Гармония», « Планета знаний» и др.) лежит общение, обучение в них носит коммуникативную направленность.

Психолог- лингвист Н.И.Жинкин писал: « Речь- это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Таким образом, перед учителем стоит серьезная и важная задача- научить детей пользоваться даром слова, раскрыть загадки, тайны и возможности родного языка.

Это обусловило создание системы специальных упражнений по обогащению и развитию речи младших школьников на уроках чтения- речевых разминок. Речевые разминки должны стать эффективным средством познания детьми русского языка.

Цель проведения речевых разминок- создание благоприятной развивающей речевой среды для младших школьников.

Задачи:

    Организовать систематическую работу по обогащению, уточнению и активизации словаря;

    Познакомить с некоторыми языковыми явлениями: антонимами, синонимами, омонимами, многозначными словами, фразеологизмами и др.;

    Совершенствовать общеучебные читательские умения и навыки (правильное произношение, навыки выразительности и беглости чтения, умение слышать и понимать учебную задачу и др.);

    Развивать лингвистическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию др.);

    Прививать любовь и уважительное отношение к родному слову, к культурному наследию предков;

    Воспитывать общую культуру учебного труда (учить пользоваться словарями и другими справочниками).

Для успешного решения поставленных задач при подготовке и проведении речевых разминок следует выполнить следующие методические рекомендации:

    Учитывать психолого-педагогические особенности класса, уровень предыдущей подготовленности учащихся;

    Тщательно отбирать языковой материал для проводимых упражнений;

    Упражнения должны быть направлены на пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие общего кругозора детей;

    Соблюдать систематичность в проведении речевых разминок (5-8 минут учебного времени каждый день);

    Наращивать сложность заданий (от простой загадки к шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу и т.д.);

    Расширить общий круг знаний детей, использовать в работе краеведческий материал;

    Использовать межпредметные связи;

    Знакомить с устаревшей и экспрессивной лексикой, которая встречается в художественных произведениях («молокосос», «тыкать в харю» и др.) и способах ее употребления в современном языке;

    Упражнения должны носить развивающий характер- развивать у детей мышление, связную речь, внимание, воображение и смекалку;

    Осуществлять в работе с одаренными детьми творческий подход, давая им задания исследовательского характера.

Предлагаю дидактический материал для речевых разминок к урокам литературного чтения (УМК « Гармония», учебник О.В. Кубасовой

« Любимые страницы») во 2 классе, которыми могут пользоваться педагоги, работающие и по другим учебным программам. Подобранные упражнения помогут учителям организовать работу по речевому развитию учащихся, а младшим школьникам- освоить богатство родного языка, любовь и бережное отношение языковому наследию нашего народа.

1-я часть учебника .

    « Прочитай правильно».

Цель: учить нормам орфоэпии. Задание: прочитать слово (группу слов), запомнить правильное произношение, составить со словом (словами) предложение (словосочетание).

Скворе чн я [ шн],голол е дица, ску чн о[шн] , сч астье [щ],се г одня[в], получа етс я [ца], шос се [сэ].

    « Подбери синоним(близкое по смыслу слово)»

Цель : учить объяснять значение слов, подбирая близкие по смыслу слова- синонимы.

Задание: учитель отбирает группу слов для работы на уроке. Ученики должны подобрать каждому слову замену – синоним.

Сиять (блестеть), угомониться (успокоиться), рушить (ломать),бойкий (шустрый),робкий (пугливый),Отечество (Родина) и т. д.

    Подбери антоним»

Вражда (мир), дело (безделье), бедняк (богач), любить (ненавидеть) и т.д.

    Устаревшая лексика, фразеологизмы(« Скажи по другому»)

Испокон веку (издавна), натрудил (сделал), дурман- трава (ядовитая), худо (плохо) и т.д.

    «Доскажи пословицу»

Жить – Родине… (служить); Один за всех и все… (за одного) и т.д.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата)

Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

Артикуляционная гимнастика (для формирования движения губ) можно перед индивидуальными зеркалами:

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).

Пальчиковая зарядка.

Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук .

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитию моторной функции речи. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками.

В период обучения грамоте включаются различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а так же различные массажи. Я предлагаю интересный массаж для пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Массаж пальцев.

Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:

Жил на свете Аладдин,

У него был в лампе джинн.

Чтоб позвать наружу джинна,

Трем мы лампу Аладдина.

Гимнастика для пальцев с использованием карандашей.

Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).

Работа над развитием речи на уроках литературного чтения.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Речь младших школьников не всегда красиво звучит. Многие дети говорят сквозь зубы, проглатывают окончания, спешат.

Работа над чётким произношением содержит целый ряд специальных упражнений: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки, ребусы и т.д.

Игры со словами являются важным средством развития речи учащихся во время всего обучения в школе.

Очень нравится детям работа со скороговорками. Они развивают у ребёнка фонематический слух.

Например, для отработки произношения звуков б - п. используют скороговорки:

Пилил Филипп полено из лип.

Притупил пилу Филипп.

Бобры храбры - идут в боры.

Белые бараны били в барабаны.

Бабкин боб расцвёл в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

Не менее интересными являются для ребят и чистоговорки. Звукосочетания могут быть взяты из литературных произведений или придуманы детьми, например: крур - крир - саморир-рики-брики-кальтаир. Одну и ту же чистоговорку можно произнести с разными целями. Так, произнося "Верблюд решил, что он жираф и ходит голову задрав",один ребёнок выразит удивление, а другой посмеётся.

Также чистоговорку можно проинсценировать: даётся текст чистоговорки и предлагается ребятам прочесть её от имени, например, сороки или змеи. Сорока будет говорить быстро, а змея выделять все звуки Ш.

На часок мы заш-ш-ш-шли

К черепаш-ш-ш-шке.

Черепаш-ш-ш-ш-шка подала

Чайник, чаш-ш-ш-ш-шки.

Ещё предлагаю ребятам прочесть текст, состоящий из звуков, чётко их, произнося и соблюдая их длительность, например:

Ж
Жжжж
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжжжж
Бац!
Ж::..ж::
Жжжжж
Бац! Бац!

Жжж
Жжжжжж
Бац! Бум! Дзинь!

Жж
Жжжжжжжжжж
Топ!
Жжжжжж
Жжжж
Топ-топ!
Жжжжжжж
Жжжжжжжжжж
Топ-топ-топ!
Шлёп!
Шмяк.
И стало тихо.

После чего дети придумывают рассказ к этому тексту и заглавие, а потом сообщаю, что это рассказ о бегемоте, который гонялся за назойливой мухой в комнате, где много посуды. И сравниваем их рассказ с замыслом автора. Можно предложить придумать свой рассказ. Например:

Ррр
Ррррррр
Ррррррррррррр
Ой! ой! ой!

Рррр
Рррррррррррррррррррр
Топ! Топ! Топ!

И мы все вместе пытаемся узнать, что же произошло.

Очень важна на уроках литературного чтения речевая разминка в форме артикуляционной гимнастики, упражнений для дыхания и дикции \эти упражнения придуманы не мной, но кто их автор я, к сожалению не знаю, а хотелось бы сказать огромное спасибо, т.к. они очень помогают в работе:

    Проколотый мяч \имитируем нажатие на мяч и произносим звук с-с-с-с:.(воздух)\.

    Имитация колокольного звона \ бом, бам, бим..\.

    Больной зуб. \постанывание \.

    Пятачок. \на счёт раз - вытянуть губы вперёд, на счёт два - губы расплываются в улыбке, не показывая зубов \ .

    Изображение цоканья копыт.

    Остановить лошадь, произнося слово "тпрру".

    Чищу зубы. \кончиком языка почистить верхние и нижние зубы \ и т. д.

Обязательно надо работать над понятиями: аллитерация, метафора, сравнение, рифма, контраст, юмор, сатира, архаизмы, диалектизмы, омонимы, синонимы, антонимы.

На своих уроках я устраиваю " минутки поэзии", на которых ребята пробуют себя в роли поэтов. Даю детям начало от любых стихов и прошу придумать продолжение, это им очень нравится. К примеру:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Вот, что получилось у ребят:

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Мышки бегают кругом.
И хохочут над котом.
И несколько не боясь,
Залезают кошке в пасть
\Чикотина Валерия \

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
Ой-ой-ой живот болит,
Нужен срочно Айболит.
\ Попова Анастасия\

Эти стихи собираются и "издаётся" сборник стихов \изготавливает сборник сам учитель, а вот иллюстрации выполняют дети \.

В наше время возможность применения на уроке компьютерных технологий открывает массу возможностей для того, чтобы заинтересовать детей, вызвать на разговор. Этому способствует применение презентаций с использованием репродукций, музыки, фотографий и т. д. .

Работа над развитием речи на уроках русского языка.

Основа связной речи - предложение. Не может быть работы на уроке русского языка без работы над предложением. Начинается она с самых первых дней пребывания ребёнка в школе и продолжается на протяжении.

    Прошу продолжить такие предложения:

Если бы я был цветком, я бы::

Если бы я был кошкой, я бы:.

Если бы я был книгой, я бы:.

    Рисую на доске голову человека и в её контур помещаю изображения солнца, гор, моря и прошу угадать, о чём я думаю. К следующему уроку каждый приносит свой контур головы, и мы по очереди угадываем мысли каждого

    Вывешиваю на доске рисунок с плачущим щенком и прошу ответить на вопрос: "Почему он плачет?"

    Записываю слова " мама" и "беда". После чего говорю детям, что хорошие слова притягивают хорошие слова, а плохие слова плохие и предлагаю создать две группы слов.

Мама

беда

Семья

слёзы

Счастье и т.д.

боль и т. д.

Темы для сочинений должны быть интересны, чтобы детям захотелось творить с помощью слов. Примерные темы сочинений:

    Объясни африканцу, что такое снег.

    Письмо сказочнику.

    Если бы я был волшебником:

    Что такое доброта?

    Что такое семья?

    Как я провёл зимние каникулы?

Особое место на уроке русского языка занимает словарная работа. Я считаю, что если ребёнок ушёл из школы домой, имея в словарном запасе пару новых слов, то уже день прошёл не зря. Поэтому на каждом уроке ведётся работа с этимологическим или же толковым словарём. Обогащение словаря способствует развитию речи.

Работа над развитием речи на уроках математики.

Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Ещё К. Д. Ушинский справедливо утверждал, что бедность словаря школьника порождает однообразие его речи и делает её нередко непонятной для слушателей, " он \ школьник \ не может заменить ни одного слова другим, не может переставить свободно двух слов, и язык его точно в цепях тех строчек, которые он заучил".

На уроках математики я также работаю над развитием речи. Дети знакомятся с математическими терминами, учатся строить правильные ответы к задачам. Особенно чётко прослеживается эта работа при решении задач стихотворного типа, познавательных задач, заданий на логическое мышление, \ где надо не просто назвать ответ, а построить цепь логических высказываний \, математических сказочных заданий, задач нестандартного типа. Нередко встречаются задания непосредственно связанные с литературой,

например:

Кому принадлежат стихи?

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Вы узнаете это, если решите пример. Его ответ будет соответствовать числу, записанному у фамилии поэта.

    Н.А. Некрасов - 45

    К.Д.Бальмонт - 60

    Ф.И.Тютчев -23

32-2х5+38=60

Стихи, естественно читаются и обсуждаются, хотя не так тщательно как на уроке литературы.

Особую роль играют уроки - тренинги. Тренинг - это урок активной мыслеречевой деятельности учащихся.

Детям раздаются карточки,на которых записаны математические задания с вариантами ответов. Дети выбирают ответ сначала самостоятельно, а потом в парах.

Задача 1

Самост. выбор

Выбор в паре

У Пьеро было 11 яблок, а у Буратино на 5 яблок меньше. Сколько яблок было у Буратино?

1)11+5=16(ябл.)
2)11-5=6(ябл.)
3)11-6+11=16(ябл.)

Современные системы обучения основываются на общении, то есть носят коммуникативный характер. Перед учителем стоит важная задача - научить детей правильно пользоваться родным языком, привить стремление регулярно совершенствовать его и обогащать, грамотно и полно выражать свои мысли, подготовить к эффективной речевой коммуникации и обмену информацией. Для этих целей как нельзя лучше подходит речевая разминка, которая помогает развивать навыки произношения, выразительного чтения, а также готовит к творческой деятельности. Подобные занятия получили массу положительных отзывов, как среди профессиональных педагогов, так и среди родителей школьников.

Цели и задачи

Речевая разминка (речевая зарядка) представляет собой набор коротких динамических упражнений. Это важный аспект обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста, ещё не достигших высокого уровня устной коммуникации и навыков беглого чтения. Также речевая проводится в начале урока чтения для улучшения артикуляции звуков и тренировки четкой речи. Регулярное проведение таких упражнений способствует быстрому устранению дефектов произношения звуков, вызывающих у детей затруднения, что подтверждают и отзывы врачей-логопедов. Понятие речевой разминки может варьироваться в зависимости от того, какой целью руководствуется учитель при выполнении того или иного комплекса упражнений. Целесообразно разграничивать речевые разминки для развития навыков артикуляции, а также для совершенствования коммуникативных навыков.

При подготовке разминки следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо тщательно подбирать материал для занятий, основываясь на оценке психологической и педагогической обстановки в классе.
  • Упражнения должны способствовать развитию кругозора детей и пополнять их активный словарь.
  • Следует выполнять упражнения регулярно, по несколько минут в начале занятия.
  • Постепенно двигаться от простого к сложному.
  • Давать детям возможность творчески выражаться, проявлять любопытство.

Речевое дыхание

Важным подготовительным этапом для выполнения речевой разминки является развитие навыка правильно вдыхать и выдыхать, задерживать дыхание. Известный педагог, методист по русскому языку М. Р. Львов, ставил технику дыхания на первое место. Техника выполнения дыхательных упражнений:

  • дышать носом;
  • не поднимать плечи;
  • вдыхать коротко, выдыхать плавно;
  • не надувать щеки;
  • делать перерывы между упражнениями, чтобы избежать головокружения.

Дыхательные упражнения выполняются без голоса или с голосом. Упражнения без голоса можно выполнять в игровой форме с использованием подручных материалов. Например, в упражнении «Футбол» ученики должны задуть шарик из бумаги в ворота, в упражнении «Бабочка» - заставить подвешенную на нитке бумажную бабочку порхать. Иногда достаточно будет просто подключить фантазию - осторожно подуть на воображаемый одуванчик или задуть свечи на невидимом именинном пироге, не раздувая щеки.

Речевая разминка для развития навыков артикуляции

Разминка речевая такого типа традиционно проводится в несколько этапов:

  1. Упражнения на развитие или артикуляционная гимнастика. Направлены на тренировку артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба).
  2. Упражнения на отработку дикции позволяют привить ученикам навык чёткого произношения слов, учат аккуратности в построении высказывания и самоконтролю.
  3. Упражнения на интонацию позволяют ученикам приобрести навык выражения мыслей с различной эмоциональной окраской, а также распознавания эмоций других людей по голосу.

Образец речевой разминки для развития навыков артикуляции

Артикуляционная гимнастика - упражнения «Лягушка», «Слон», «Часики». Во время этих упражнений дети в игровой форме тренируют губы и язык. Разминка речевая на артикуляцию выполняется под счёт, ритм может также задавать простой тематический стишок.

Упражнения на отработку дикции. Ученики четко проговаривают ряд гласных букв (и-э-а-о-у-ы) , а затем слогов (ар-ор-ур-ыр, ря-ро-ре-ря ). Чистоговорки. Также довольно распространенная и эффективная речевая разминка. Чтение чистоговорок направлено на многократное повторение предложения, состоящего из слов со сложной артикуляцией (У четырёх черепах по четыре черепашонка ).

Упражнения на интонацию. « В зимний холод всякий молод» . Нужно прочитать поговорку с разной интонацией - сначала с чувством радости, потом грусти и удивления.

Речевая разминка для развития коммуникационных навыков

Вопрос-ответ. Заставляет широко мыслить, проявлять любопытство, дает инструмент поиска нужной информации. Ученики начальной школы испытывают трудности, когда приходится проявлять инициативу в разговоре и задавать различные вопросы. Поэтому на начальных этапах рекомендуется давать не слишком обобщенные, конкретные задания.

Диалог-игра. Помогает ученикам оказаться в новой коммуникативной ситуации, заставляет работать воображение и смекалку, способствует их эмоциональному раскрытию.

Описание ситуации. Учит правильно строить монолог, относительно долго и связно рассказывать о чем-то. Для развития кругозора может выполняться с использованием репродукций известных произведений русских художников.

Образец речевой разминки для развития воображения

Ответ-вопрос. Это разновидность вопросно-ответной речевой разминки, только выполняется она наоборот. Можно придумать забавное название, которое полюбится детям, например, игра «Наизнанку» или «Шиворот-навыворот». В начале упражнения учитель читает короткий рассказ или показывает картинку, по которой дети сами составляют историю. Затем каждый ученик получает карточку с ответом («Четыре», «В лесу»), вопросы к которым он должен придумать самостоятельно. («Сколько лап у лисы?», «Где она живет?).

Диалог-игра. После того как дети потренировались задавать вопросы, они могут начать задавать их друг другу. Один ученик («гость» ) получает карточку, на которой написана его роль, но другим не показывает. Задача остальных - отгадать, кто перед ними, задавая различные вопросы. Тематика может варьироваться: профессии, волшебные существа, фрукты и овощи.

Полезные упражнения при обучении иностранному языку

Речевая разминка (англ. warming-up) особенно важна на занятиях по иностранному языку. Речевая разминка на уроках английского языка позволяет учителю сделать начало урока ярким и привлечь внимание учеников, помогает детям настроиться на занятие и переключиться с родного языка на иностранный. С одной стороны такие упражнения на английском языке могут быть направлены на повторение и закрепление материала, пройденного на предыдущем занятии. С другой стороны, разминка речевая может служить вводной частью для новой темы. Выделяют несколько типов таких упражнений:

  • Фонетическая разминка речевая. Английский язык представляет сложность для учеников, когда дело доходит до произношения межзубных звуков «с» и «з», которые отсутствуют в родном языке. Фонетическая разминка помогает подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К такому типу относятся скороговорки, стишки, фонетические «лесенки» (we - win - wind - winter - window ).
  • Лексическая. В качестве лексической речевой разминки можно использовать игру «снежный ком», когда каждый ученик добавляет по одному слову к изначальному предложению. Учитель предлагает модель предложения и показывает пример: « A lady went to the market and bought a pumpkin ”. Ученики продолжают добавлять по одному слову к предложению, повторяя при этом все предыдущие варианты. Задание способствует многократному повторению. Запоминание порядка слов в предложении, прошедшей формы неправильных глаголов (went , bought ), отрабатывается лексика на определенную тему.
  • Грамматическая. Помогает закрепить определенную грамматическую тему. Работа может строиться в вопросно-ответной форме. Например, ученики встают в круг, бросают друг другу мяч и поочередно задают вопрос «Have you ever...?»;
  • Диалоговая речевая разминка на английском языке помогает выработать навык формирования разных типов вопросов, а также краткого и лаконичного ответа. Учитель предлагает ученикам карточки с описанием ситуации и распределением ролей. Например, знакомство, диалог в библиотеке, диалог в поликлинике и т. д.

На протяжении жизни речь человека совершенствуется и обогащается. Наиболее важным периодом в её становлении и развитии является детство. В это время происходит активное освоение языковых средств, пополняется и активизируется словарный запас, зарождаются навыки чтения и письма. Речевые разминки в начальной школе помогают детям перейти на новый уровень речевой деятельности, улучшить произношение, научиться общаться, а также преодолеть эмоциональный барьер и поверить в свои возможности.

Речевые разминки
для уроков чтения
в начальных классах.

Разработала учитель начальных классов
ГКСКОУ № 26 V вида
Ландырева Лариса Александровна

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота набить бы живот,
Где калорийная вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец
(В.Боков)
1. Прочитайте медленно «жужжащим» чтением.
2. Прочитать плавно.
3. Выразительное чтение.
4. Беседа.
- О чём это стихотворение?
- Какие главные мысли заключены в нём?
- Как автор называет книгу?

Коляда, коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или сена клок,
Или вилы в бок.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
1. Какое интересное слово встретилось в скороговорке?
2. Прочитать с орфографическим проговором, с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе, скороговоркой.

Мотылёк – витилёк,
Принеси нам ветерок;
От ворот вповорот
Гнать кораблик в ручеёк.
Мелки ручейки,
Несите стружки,
С тихой воды
До великой реки.

На опушке в избушке
Живут старушки – болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Её перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живёт(Жар-птица).

Прочитать медленно, затем с ускорением.
Прочитать тихо, затем громче.
Прочитать с вопросительной интонацией.
Прочитать с восклицательной интонацией.
Прочитать сердито.
Прочитать весело.
Прочитать выразительно, выделяя голосом нужные слова.

Кашу кушай, а сказку слушай;
Умом – разумом смекай да на ус мотай.

За горами, за долами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Прочитать шепотом, затем всё усиливая громкость.
Прочитать, начиная громко, а потом всё тише, заканчивая шепотом.
Прочитать быстро, скороговоркой.
Прочитать выразительно, как бы вы читали маленьким детям.

Упражнение «Паровоз».
- Встали, представили, что мы паровозики. Вздохнули, на выдохе произносим: чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.

Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.

Прочитать радостно, восторженно.
Прочитать первую строчку тоном приглашения, с чувством радости.
Прочитать вторую строчку радостно-вопросительным тоном.
Прочитать третью и четвёртую строчки с чувством восхищения.
Прочитать выразительно.

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
(Е.Благинина)

Найдите красивые слова в стихотворении.
Какие приметы осени описываются в тексте?
Прочитать стихотворение, показывая каждую строчку мимикой, движением, жестом.

Добра себе желаешь – делай добро.
Тоску да горе и за кованой дверью не спрячешь.

Он кружится
Лёгкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой.

Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Прочитать скороговорку «жужжащим» чтением.
Назовите знакомые части речи.
Почему слова Саня и сани написаны по-разному?
Прочитать с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
Прочитать с утвердительной интонацией на глаголах.
Прочитать с восклицательной интонацией на глаголах.
Прочитать скороговоркой.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Даже белой не была.

1.Чтение скороговорки с ускорением.
2.Чтение вполголоса (хором, индивидуально)

Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
1.Прочитать «жужжащим» чтением.
2. Найти однокоренные слова. Какое слово не является однокоренным?
3. прочитать с интонацией удивления
4. Прочитать с вопросительной интонацией (сердито, радостно).
5. Прочитать выразительно.

Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.

Прочитать «жужжащим» чтением.
Найти в стихотворении и прочитать только глаголы.
Прочитать, выделяя голосом глаголы.
Прочитать скороговоркой.
Прочитать медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

В зимний холод всякий молод.
Зима без трёх подзимков не становится.
Зимой дороги не уровняешь – метель своё возьмёт.

Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.

В Луку Клим луком кинул.

Шапкой мишка шишки сшиб.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Прочитать медленно, выговаривая каждое слово чётко, прохлопать ритм.
Почитать в разговорном темпе, выделяя слова.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Я тебе открою тайну,
Никому не говори
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь большой колодец,
Обойдёшь засохший пруд
Там, у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится ёж, -
Если снимок не пришлёшь.
1.Прочитать выразительно в движении.
2.Чтение по ролям.

Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
Прочитать «птичьим базаром».
Какие слова выдумал автор?
Как нужно произнести эти слова?
Какой звук нужно для этого выделить?
Прочитать медленно, быстро, с ускорением, скороговоркой.

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Кто на вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга – лучший спутник мой и друг.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала
Да не выболтала.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит (слон).

Я - весёлый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив,
Чив, чив.
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитёр и шаловлив,
Суетлив,
Чив, чив.

Павка на лавке
Плетёт лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
На лапки кошке.

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.

Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабёж!
Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона.
Не кричи.
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
- Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул!
Кар-р-ман
Укр-р-али!

Какие части этого стихотворения ты, подражая вороне, будешь читать громко, да ещё при этом выделяя звук «р».
Прочитать так, чтобы мы услышали ворону.

Утка моя, селезнюха моя,
Не летай за реку,
Не клюй песку, не тупи носку!

Прочитать «птичьим базаром».
Найти имена существительные.
Прочитать, выделяя эти слова вопросительной интонацией.
Прочитать, выделяя эти слова утвердительной интонацией.
Прочитать быстро, медленно, скороговоркой.

Пошёл Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шёл через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.

1.Прочитать «птичьим базаром».
2.Прочитать медленно.
3. Прочитать, начиная тихим голосом, затем всё громче. Наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шёпота.
4. Прочитать с вопросительной интонацией, с восклицательной, с сердитой, с весёлой.
5. Прочитать скороговоркой.

Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если поле полет Поля.

Маша дала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.

Прошкина шавка укусила Пашку,
Бьёт Пашка шапкой Прошкину шавку.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Карточка 1.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

3.Восстанови текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

Карточка 2.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

3.Восстанови текст.

Ва__ , Ва___ - просто__

Купил ло____ без хвос___.

Сел за___ напе____

И поехал в __________.

Карточка 3.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

3.Восстанови текст.

Я сегод____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

Карточка 4.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур.

трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,

дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра.

2. Читай слова быстро.

Род – родня – родной.

Двор – дворник – дворовый.

Трава – травка – травушка.

3. Читай считалку ясно, чётко.

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

Куры стары!

4. Читай скороговорку быстро,

не ошибайся.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карточка 5.

1.Читай целыми словами.

2. Читай быстро, доскажи слово.

…И кастрюля на бегу закричала …… :

«Я бегу, ….. , …… , удержаться не …!»

А за нею вилки, рюмки да ……. ,

Чашки да …….. скачут по …….. .

3. Читай слова целиком, ускоряя темп.

Карточка 6.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Са – са – са – в лесу бегает _______ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Купила бабуся бусы Марусе.

3.Восстанови текст.

Надо, надо умы____________

По ут______ и вече________ ,

А нечистым тру____________

Стыд и с________!

С________ и срам!

Карточка 7.

1.Читай целыми словами.

2. Читай скороговорки быстро,

не ошибайся.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки – скок – Сеню – с ног,

Саню – в бок, Соню – в лоб.

Все в сугроб – хлоп!

Карточка 8.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

За – за – за – уходи домой коза.

Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.

Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

У зайки Бубы заболели зубы.

2. Составь чистоговорку.

Про козу.

За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы …………………… .

Зу-зу-зу, зу-зу-зу ……………………… .

За-за-за, за-за-за ………………………. .

Карточка 9.

Сын – сон – сор – сом – сам.

Кошка – кашка – каска – киска.

Миска – мишка – мошка.

2. Скажи быстро:

Сух сук нёс барсук.

3.Восстанови текст.

Кот ловил мышей и _________.

Кролик лист капустный ________

Карточка 10.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

3.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Лара и Валя играют на рояле.

4.Восстанови текст.

Лодки по морю __________ ,

Люди вёслами ___________ .

Карточка 11.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

2.Произнеси отчетливо,

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА

2. Читай скороговорку быстро,

не ошибайся.

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.

Карточка 12.

1.Кто самый внимательный?

Прочтите слова в паре. Кто прочитал лучше?

2. Прочитай цепочки слов.

Назови, кто это.

Чиж – клёст – синица – стриж – сорока.

Носорог–обезьяна–кенгуру - крокодил.

Щенок – телёнок – ягнёнок – цыплёнок – утёнок – жеребёнок.

3. Читай бегло.

Снег – снеговик – снегопад – снежный.

Зима – зимушка – зимний – зимовщик.

Лес – лесной – лесник – лесоруб – лесок

Море – мореход – морской – моряк.

Карточка 13.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – толко много их не рви.

2. Читай считалку медленно,

потом чуть быстрее,

затем – быстро.

Конь ретивый

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Того поймает,

С нами в салочки играет.

Карточка 14.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ка – ку – ко – нам идти ……. .

Кры – кру – кра – продолжается …… .

2. Читай бегло.

Кадр – класс – класть – каток – клинок.

Клёв – клён – клёст – клеть – клещ.

Крот – круг – крут – прут.

3. Читай и произноси быстро.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Карточка 15.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

3.Восстанови текст.

Н-ш- Т-н- гр-мк- пл-ч-т.

Р-н-л- в р-чк- м-ч-к.

Д-м- сд-в-л- в б-г-ж:

д-в-н, ч-м-д-н, с-кв--ж,

к-рт-н-, к-рз-н-, к-рт-нк-

М-л-ньк-с-б-ч-нк- …

Карточка 16.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ду – до – да – гудят провода.

Док–док–док – любим мы поесть медок.

Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

3. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Из соседнего колодца

Целый день водица льётся.

В декабре, в декабре!

Все деревья в серебре.

Карточка 17.

    Читай столбики слов.

Не ошибись!

Раз в г алошу села Лошадь

И сказала: «Я – Г алошадь,

На г итаре, на г армошке

Буду делать иг о – г ошки!»

3. Читай целыми словами.

Какие это слова?

Глаз- глазной - глазник- глазок-глазомер- глазунья.

Говор- говорить- говорун- разговор.

Книга- книжка- книголюб- книгоноша.

Карточка 18.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ча – ча – ча – горит в комнате ________;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

оч – оч – оч – наступила ________ .

2.Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

    Произнести с чувством радости.

    Произнести с чувством огорчения.

    Произнеси с чувством обиды .

3. Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

Карточка 19.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Жу – жу – жу - молоко дадим _______ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у ________;

Жи – жи – жи – здесь живут _________;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо–жо–жо–лужок, творожок,

снежок,_________ .

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

3. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Не живут ужи, где живут ежи.

Карточка 20.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

2. Читай громко, произноси чётко.

3 . Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.

Карточка 21.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит–щи –шит– птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

2. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжёлый щит.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

(С.Михалков)

Карточка 22.

1.Читай слова внимательно.

Не ошибайся.

    Читай скороговорки целыми словами,

произноси их быстро:

Съел Слава сало,

Да сала было мало.

Стоит воз овса,

Возле воза овца.

Оса на ноги боса и без пояса.

Карточка 23.

1.Читай целыми словами.

2. Что обозначают эти слова?

Поставь их по порядку.

Май, январь, март, июнь, июль, апрель, август,

февраль, сентябрь, декабрь, октябрь, ноябрь.

3. Определи, что общего в предметах?

Молоток и грабли, карась и щука, гусь и ласточка.

Шуба и варежки, миска и кружка, дуб и ель, юла и кубик.

Топор и игла, курица и синица, щавель и ромашка.

Карточка 24.

1.Читай бегло. Отметь слова, называющие ягоды.

Клубника, черника, земляника, лимон,

слива, груша, клюква, малина, брусника, арбуз.

2. Читай считалки быстро, не ошибись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы –

Ты пойди-ка

Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.