Скандинавские саги. Девять мифов (скандинавские мифы) Скандинавские легенды читать


Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может ее увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бифрест - люди называют его радугой - соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, - это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться.

Посреди Асгарда подымается вершина исполинского ясеня Игдразиля. Ветви Игдразиля раскинулись над всем миром, а корни лежат в трех странах - Нифльхейме, Йотунхельме и Митгарде. Из-под этих корней бьют чудесные источники.

Первый, Гергельмир, находился в Нифльхейме - о нем вы уже слышали, второй течет в Йотунхейме. Это источник мудрости. Грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, стережет его воды и никому не дает из него напиться. Вот почему источник мудрости называют также источником Мимира.

Третий источник, Урд, бьет в Митгарде. Он так прозрачен и чист, что каждый, кто искупается в нем, становится белым как снег. По вечерам над Урдом густым туманом подымается медовая роса. Она окропляет все цветы на земле, а потом ее собирают пчелы и делают мед.

У источника Урд поселились вещие норны. Здесь стоит их роскошный дворец, в котором они определяют судьбы людей с первого дня их жизни до самой смерти.

Вершина ясеня Игдразиля называется Лерад. На ней сидит исполинский орел, а по ее ветвям прыгает взад и вперед проказница белка Ротатеск. Около Лерада, на высочайшем месте Асгарда, стоит трон владыки мира и старейшего из богов - Одина. С этого трона он видит все, что делается и в Асгарде, и в Митгарде, и даже в далеком Йотунхейме.

Один - отец Асов и мудрейший из них. Когда-то, еще в молодости, он пришел к великану Мимиру и попросил у него разрешения напиться воды из его источника.

Ничего не дается даром, а особенно ум, - отвечал великан. - Скажи, что я получу от тебя взамен?

Все, что хочешь, - сказал Один. - Мне ничего не жаль, потому что мудрость дороже всего.

Тогда отдай мне свой правый глаз, - потребовал Мимир.

Один призадумался, но потом ответил:

Хорошо, Мимир, я согласен. Умный и одним глазом видит больше, чем глупый двумя.

С тех пор у Одина остался один левый глаз, но зато он испил воды из источника мудрости и для него нет больше тайн ни в настоящем, ни в будущем.

На плечах у владыки мира сидят два ворона: Гугин и Мумин, а у его ног лежат волки Гери и Фреки. Гугин и Мумин каждый день облетают землю, а Гери и Фреки каждую ночь обегают ее и рассказывают хозяину обо всем, что они видели и слышали.

На голове Одина - крылатый золотой шлем, а в правой руке он держит копье Гунгнир, которое никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Конь отца богов, восьминогий серый жеребец Слейпнир, может скакать не только по земле, но и по воздуху. Владыка мира часто объезжает на нем землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Один любит ходить пешком. Под видом бедного странника, в старой широкополой шляпе и в таком же старом синем плаще, он бродит по всему свету, и плохо бывает тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога.

Дворец Одина, Валгалла, самый большей и красивый в Асгарде. В нем пятьсот сорок просторных залов, в которых живут храбрые воины, павшие в битве с врагом. Здесь они едят мясо огромного вепря Сэримнира, которого каждый день режут и варят и который на следующее утро вновь оживает точно таким же, как и был, и пьют крепкое, как старый мед, молоко козы Гейдрун, которая пасется у вершины ясеня Игдразиля, обгладывая его ветви и листья, и дает столько молока, что его хватает на всех жителей Асгарда.

Только старейший из Асов, Один, не нуждался в пище: он никогда не ест, а живет лишь тем, что пьет мед или брагу. Кроме Одина, в Асгарде живут еще двенадцать богов-Асов. Первым из них по праву считается старший сын Одина, бог грома Тор, могучий рыжебородый богатырь. Он те так мудр, как его отец, но зато во всем мире нет нет никого равного ему по силе, как нет на земле человека, который бы смог перечислить все его подвиги.

Тор - сын богини земли Йорд. Он покровительствует крестьянам-хлебопашцам и зорко охраняет их дома и поля от нападений злобных великанов Гримтурсенов. Недаром люди говорят, что, если бы не было Тора, великаны уничтожили бы весь мир.

Бог грома велик и тяжел, и его не может выдержать ни одна лошадь, а поэтому он ходит пешком, или ездит по небу в своей окованной железом колеснице, запряженной двумя козлами: Тангиостом и Тангризниром. Они быстрее ветра, быстрее даже восьминогого жеребца Одина мчат своего хозяина через моря, леса и горы.

У Тора, есть волшебный пояс, который в два раза увеличивает его силу, на руках у него толстые железные рукавицы, а вместо копья, меча, или лука он носит тяжелый железный молот Мйольнир, разбивающий вдребезги самые толстые и крепкие скалы.

Тор редко бывает в Асгарде: он дни и ночи сражается на востоке с великанами. Но, когда Асам угрожает опасность, им стоит только вслух произнести его имя, и бог грома сейчас же является на помощь.

Младшего брата Тора, сына Одина и богини Фригг, зовут Бальдр. Он так красив и чист душой, что от него исходит сияние. Бальдр - бог весны и самый добрый среди Асов. С его приходом на земле пробуждается жизнь и все становится краше.


Бог войны Тир, сын владыки мира и сестры морского великана Гимира, - третий из Асов после Одина и храбрейший среди них. У него одна левая рука, так как правую он потерял, спасая богов от одного страшного чудовища - от какого, вы узнаете потом, - но это не мешает Тиру быть искусным воином и принимать участие в сражениях.

Хеймдалль - его называют также Мудрым Асом - верный страж радужного моста. Он видит и днем и ночью на расстоянии ста миль и слышит, как растет трава в поле и шерсть на овцах. Мудрый Ас спит меньше чем птицы, и сон его так же чуток, как и у них. Его зубы из чистого золота, а у его пояса висит золотой рог, звуки которого слышны во всех странах мира.


Браги - бог поэтов и скальдов. Никто не умеет так хорошо слагать стихи и песни, как он, и всякий, кто хочет стать поэтом, должен просить его покровительства

Год, или Слепой Ас, так же как и Тир, Хеймдалль и Браги, - сын Одина. Он обладает огромной силой, но никогда не покидает Асгард и редко выходит из своего дворца.

Бога Видара зовут Молчаливым Асом, так как он не любит говорить, не смотря на то, что очень мудр и храбр. Молчаливый Ас - сын Одина и великанши Грид - почти так же могуч как и бог грома Тор.

Вали лучше всех владеет оружием и в сражениях не уступает самому Тиру, но он плохой советчик и не очень мудр.


Пасынок Тора, Улль, - замечательный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, как бы далека и мала она не была. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди.

Бог Нйодр - не Ас. Он происходит из рода духов ванов/Он покровительствует мореплаванию, и ему подвластны ветры и Море. Нйодр богаче всех Асов и, как все Ваны, очень добр.

Его сын Фрейр, бог лета, мало уступает в красоте самому Бальдру и так же добр, как и его отец Нйодр. Фрейр, посылает людям богатые урожаи. Он не любит войн и ссор и покровительствует миру на земле как между отдельнымилюдьми, так и между целыми народами.


Последний из богов, бог огня Локи, не Ас и не Ван. Он происходит из рода великанов, но Асы уже давно разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость. Локи высок ростом, смел и красив, но он очень зол и коварен.

Своими проделками и шалостями он часто подвергал Асов большим опасностям, из которых потом выручал их своей изворотливостью и сообразительностью. От бога огня всегда можно было ожидать и плохого и хорошего, и поэтому никто не мог на него положиться.


Над живущими в Асгарде богинями по праву царствует жена Одина, богиня Фригг. Она столь же мудра, как и владыка мира, но никогда не говорит о том, что знает. Подобно своему мужу, Фригг часто спускается на землю и, переодетая, бродит среди людей, внимая их горестям и заботам.

Дочь Нйодра и сестра Фрейра, богиня любви Фрейя - ее называют также Ванадис, потому что она тоже из рода Ванов, - первая в Асгарде после Фригг. Равных ей по красоте не было и нет во всем мире ни среди богов, ни среди людей, а ее сердце так мягко и нежно, что сочувствует страданию каждого.

У Фрейи есть волшебное соколиное оперение, надев которое она часто летает над облаками, и чудесное золотое ожерелье Бризингамен, а когда она плачет, из ее глаз капают золотые слезы.

Жена Браги, нежная и кроткая Идун, - богиня вечной юности. Она скромна и тиха, но без нее Асов уже давно не было бы в живых. У Идун есть корзина с яблоками вечной молодости, которыми она угощает богов. Эта корзина волшебная; она никогда не пустеет, так как взамен каждого вынутого яблока в ней тот час же появляется новое.

Богиня Эйр - покровительница врачей. Она излечивает все болезни и раны.

Мать Тора, Йорд, - богиня земли, а его жена Сиф, - богиня плодородия. Красотой Сиф уступает лишь Фрейе, а таких волос, как у нее нет ни у кого в мире.

Богиня Лефн освящает браки между людьми; богиня Син охраняет их дома от воров, а Сйофн старается, чтобы они жили мирно и дружно.

Богиня истины Вар выслушивает и записывает клятвы людей, а богини Фулла, Сага, Глин и Гна прислуживают Фригг и выполняют ее поручения.

Кроме богов и богинь, в Асгарде живут прекрасные девы-воительницы - Валькирии. Их предводительница - Фрейя. Валькирии невидимо принимают участие в каждой битве, давая победу тому, кому ее присуждают боги, а потом уносят павших воинов в Валгаллу и там прислуживают им за столом.

Так устроен Асгард, и таковы его жители.Теперь,постараюсь расскать в следующих статьях о всех Асов,об их замечательных делах. О том, что случилось с богами раньше, о том, что с ними будет в последний день мира. О подвигах могучего Тора, о проделках коварного бога огня и о его страшных детях.

Для древней цивилизации Греции и Рима Германия - нынешние земли между Рейном и Эльбой - и Скандинавия были окраиной заселенного людьми пространства. Дальше был только бесконечный Мировой океан, со всех сторон омывающий землю; Скандинавию античные географы вообще считали островом - полулегендарной страной Туле. До начала новой эры ходили легенды, что лишь один человек - хитроумный Одиссей - достиг северного берега Океана.

Греки и римляне считали народы, обитающие вне их цивилизации с развитой городской культурой и письменностью, «варварами», лишенными не только настоящей культуры, но и членораздельной речи, способными лишь на невнятное бормотание («барбар»). Это представление было наследием еще более древней - первобытной эпохи, когда иноплеменники считались не только чужими, но и заведомо враждебными «своему» народу людьми. Мир греков и римлян был «средиземным», остальное было окраинным, периферийным, варварским. Но смысл развития цивилизации заключался в том, чтобы первобытные племенные перегородки рушились. Великая греческая колонизация Средиземноморья, а затем фаланги Александра Македонского и, наконец, римские легионы разрушили не только границы древних цивилизаций Ближнего Востока, но и замкнутые племенные мирки «варварской» Европы.

Римляне быстро убедились на практике, что «варвары» - это очень разные народы, обладающие собственными культурой и языком. Современная наука во многом остается наследницей того, что узнали и поняли об этих народах древние авторы. В частности, античные историки и географы различили две крупные общности народов Западной Европы - кельтов (галлов) и германцев, и до сих пор это деление на народы, говорящие на кельтских и германских языках, принято в языкознании. Народы современной Германии и Скандинавии - датчане, шведы, норвежцы, исландцы - говорят на германских языках, сохраняют много общего в традиционной народной культуре. При этом, однако, сами германские народы не именовали себя германцами - это наименование (обозначение - этникон) ввели римские авторы. Сами германцы сохраняли свои племенные имена (этнонимы), в том числе имя тевтоны, родственное нынешнему самоназванию немцев - дейч; оно означало «народ, люди, свои люди» - ведь только свое племя и считалось в первобытную эпоху настоящими людьми. Еще одно характерное племенное имя сохранилось в названиях стран, расположенных в крайних пределах расселения германских народов: по-германски оно звучало как свевы, свей, свионы, семноны, что означало «свой, соплеменник»; Швеция в Скандинавии и Швейцария в Альпах напоминают о тех германских племенах, которые считали только соплеменников «своими», прочие племена - «чужими». Названия других народов, в том числе северогерманских или скандинавских, часто означают страну, в которой они расселились: норвежцы в древности назывались норманнами (так именовали и всех скандинавов - «северных людей»), исландцы получили название от острова Исландии. Представление о родстве развивалось у германских племен в процессе столкновения с «чужими», прежде всего - римлянами.

Германские боги

Первым римским автором, который описал обычаи германцев первых лет н. э., был сам покоритель Галлии Гай Юлий Цезарь: «Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям. Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, - именно в солнце, Вулкана и луну: об остальных богах они не знают и по слуху. Вся жизнь их проходит в охоте и военных занятиях… Земледелием они занимаются мало… Ни у кого из них нет определенных земельных участков и вообще земельной собственности, но власти и князья каждый год наделяют землей… роды и объединившиеся союзы родственников, а через год заставляют их переходить на другое место. Этот порядок они объясняют разными соображениями; именно, чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не променяли интереса к войне на занятия земледелием, чтобы они не стремились к приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их владений».

Сведения Цезаря могут показаться непонятными современным читателям, так как великий римлянин описывает быт германцев, во-первых, с позиций своей цивилизации, поэтому стихию, которой поклоняются германцы, - огонь - он называет именем римского божества, Вулканом. Во-вторых, Цезарь использует галльскую информацию о германцах, и галлы, как это часто бывает в племенных обществах, считают своих соседей более «дикими», чем свой собственный народ. Возможно, у германцев не было жрецов, подобных кельтским друидам - касте, наделенной сокровенным знанием всех тайн Вселенной, но им был известен и сложный религиозный культ, и жертвоприношения, способные поразить воображение античных авторов.

Младший современник Цезаря и Августа, великий античный географ Страбон, дает сходное описание быта германских племен, многие из которых он уже знает по именам - ведь, столкнувшись с римлянами, они стали вести с ними непрерывные войны. Воинский обычай германского племени кимвров Страбон посчитал достойным описания в своей «Географии». «Передают, что у кимвров существует такой обычай: женщин, которые участвовали с ними в походе, сопровождали седовласые жрицы-прорицательницы, одетые в белые льняные одежды, прикрепленные (на плечах) застежками, подпоясанные бронзовым поясом и босые. С обнаженными мечами эти жрицы бежали через лагерь к пленникам, увенчивали их венками и затем подводили к медному жертвенному сосуду вместимостью около 20 амфор; здесь находился помост, на который восходила жрица и, наклонившись над котлом, перерезала каждому поднятому туда пленнику горло. По сливаемой в сосуд крови одни жрицы совершали гадания, а другие, разрезав трупы, рассматривали внутренности жертвы и по ним предсказывали своему племени победу».

Это действительно леденящее душу описание едва ли поражало античного ученого своей жестокостью: зритель, привычный к гладиаторским боям, не боялся крови пленных. Скорее, Страбона заинтересовало здесь то, что «варвары»-германцы гадали по внутренностям убитых пленников так же, как римские жрецы-авгуры по внутренностям жертвенных животных.

Образ суровых и воинственных германцев, где даже женщины были подчинены военному быту и воинским культам, сложился в античную эпоху и дожил не только до последнего периода «варварской» эпохи - века викингов с его представлениями о валькириях - девах-воительницах - и т. п., но и до позднейших времен «тысячелетнего рейха», когда любование воинскими доблестями дополнилось индустрией уничтожения целых плененных народов… Даже слово, означающее в немецком языке «народ» - фольк, относилось не просто к населению страны, а к организованному объединению людей (ему родственно заимствованное славянами у германцев слово «полк»). Этот воинственный образ был ярким, но во многом поверхностным.

Уже римский историк Корнелий Тацит в конце I в. н. э. писал о том, насколько был противоречив быт германских варваров. «Когда они не ведут войн, то много охотятся, а еще больше проводят время в полнейшей праздности, предаваясь сну и чревоугодию, и самые храбрые и воинственные из них, не неся никаких обязанностей, препоручают заботы о жилище, домашнем хозяйстве и пашне женщинам, старикам и наиболее слабосильным из домочадцев, тогда как сами погрязают в бездействии, на своем примере показывая поразительную противоречивость природы, ибо те же люди так любят безделье и так ненавидят покой» (О происхождении германцев. Глава 15). «Беспробудно пить день и ночь ни для кого не постыдно, - продолжает Тацит (глава 22). - Частые ссоры, неизбежные среди предающихся пьянству, редко когда ограничиваются словесною перебранкой и чаще всего завершаются смертоубийством или нанесением ран». Эта «бытовая подробность» имеет самое роковое продолжение в скандинавской мифологии: на пиру богов во время перебранки, затеянной злокозненным богом Локи, самими богами нарушается священный мир, и это приводит к гибели богов.

Высшие боги в германо-скандинавской мифологии назывались асами и жили в Асгарде - стране, находящейся на небе. Старшим богом считался Один. Кроме Одина было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии - Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.Асы постоянно враждовали с Ётунам(великанами). Одно время асы враждовали с ванами (богами плодородия).

Один
О́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) - верховный бог в германо-скандинавской

мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием/Гермесом. Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, но, в то же время, бог военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Один не нуждался в пище: он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу.

По легенде, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз Один отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооруженый копьем. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Спутники Одина - во́роны Хугинн и Мунинн (Huginn, Muninn;

«думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное - восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В правой руке Одина копье Гунгнир, оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль - Скидбладнир (Skíðblaðnir, «сложенный из тонких дощечек»), который можно было сложить в кошель при надобности, и который был самым быстрым кораблем.

В сказаниях Один выступает под множеством имён и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы - хейти и непрямые упоминания о предмете - кеннинги. Вот некоторые из имен Одина - Alföðr (Альфёдр - «всеотец»), Ygg (Игг - «страшный»), Hár (Хар - «высокий»), Veratýr (Вератюр - «повелитель людей»), Bölverkr (Бёльверк - «злодей»). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды - «Речи Гримнира»

Тор
Тор (Þórr, Thor, Thunar, Donar) - в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молнии, "триждырожденный" старший сын Одина и богини земли Ёрд, сын Одина и Фьёргюн, а также Одина и Фригг. Тор в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн.

Название боевого молота бога, Мьёлльнир, могло некогда означать слово "молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми.

Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами"). В волшебное снаряжение Тора входили: молот (боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель.

С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим. Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. Тора постоянно сопровождал самый хитрый из Асов Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже.

Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны.

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе...

В описании сущности мифологических миров часто употребляется древнее слово "хейм " (heim). Да, оно старое и крайне редко употребляется в наше время, но в нём заложена уйма смысла. Хейм - это и дом, и жилище, и прибежище, и обиталище, и среда обитания, и место проживания, а так же любой мир, имеющий своё население, свой неповторимый народ, "хейм" - и страна, и земля... И чего я до сих пор понять не могу, как представители этих миров, разделённых жёсткими границами, умудрялись говорить на одном языке... А создать стройную (в своём роде) систему мироздания ещё задолго до появления письменности, закрепить её в умах соплеменников, сделать основой религии (языческого культа) не всякой стране (странам) под силу... Центром мироздания являлось "священное древо", Иггдрасиль (это оно изображено на верхней картинке), в ветвях и корнях которого и располагались 9 миров скандинавской Вселенной.

1. Асгард (Åsgard)
Если прочесть скандинавское название этого мира, то получится - Осгард, мы же привыкли к русской адаптации этого слова - Асгард.

"На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры."

Вот так описывается город богов, Асов в одном из "путеводителей" по скандинавским мирам. Асгард по сути - небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами - ванами, поэтому мощное укрытие от них - необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы - валькирии.
В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком Хримтурсом с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте, Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина - Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку - в Вальхалле живут павшие на поле битвы воины - эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог - Химинбьерг, у бога грома Тора - Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен Мидгард - жилище людей (сущность его далее по тексту). За пределами "прекрасного" Мидгарда находится другой, пограничный мир - Утгард (сущность его далее по тексту), отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли - Ётунхеймом (сущность его далее по тексту).

2. Ванахейм (Vanaheim)
"Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Фрейр и Фрейя, - правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю."

Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны - Фрейр, Фрейя и Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет

Божественная направленность ванов:

  • Ньёрд - бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр - бог лета, урожая, богатства и мира.
  • Фрейя - богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
  • Гулльвейг - злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)

В нашей адаптации - Льюсальфхейм. Ljus (юс) переводится как свет, светлый. Светлые существа, альфы (альвы), знакомые нам как эльфы, и феи, создания невероятной красоты.

"Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть."

Вот так характеризует их тот самый "путеводитель". Светлые альфы - искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд - повелитель альвов, умелый кузнец. Другие - Бейла, Биггвир, Дёккальфар, Свартальфар. Темных же альфов на много больше. Юсальфхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

4. Мидгард (Midgard)
Сам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является "миром смертных".

"Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей."

Мидгард был создан Одином и его братьями (Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп - небом, мозг - облаками, волосы - деревьями, скелет - горами, зубы и челюсти - скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир от других. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap ) - первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира - Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество - великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров...

5. Ётунхейм (Jotunheim)
"Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут."

Ётунхейм - земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма - Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир - дом Менглад и Тримхейм - дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард (будет упомянут далее по тексту).

Бергельмир - великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира - он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.

6.Нифльхейм (Niflheim)
"Мир льда на отдаленном севере - очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени."

Нифль - холодный туман, образующий глыбы льда. Нифльхейм, то есть туманная земля - земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.

7. Свартальфхейм (Svartalfheim)
"Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель."

Свартальфхейм - буквально Дом Чёрных Альфов - родина Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Юсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом (Хелем, в коротком варианте)

Тёмные альвы (гномы)

  • Альвис - мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари - карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок - помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Бил - сын Видфина.
  • Видфин - гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
  • Галар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Двалин - выковал копьё Гунгнир , ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Отр - сын Хрейдмара.
  • Регин - сын Хрейдмара.
  • Синдри - выковал молот Мьёллнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир - сын Хрейдмара.
  • Фьялар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Хрейдмар - герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
  • Хьюки - сын Видфина.
  • Эйтри - брат Синдри и Брока.

8. Хельхейм (Helheim)
"Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной."

Хельхейм - буквально Владения Хель - один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует безобразная Хель, дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной ), одно из трёх хтонических чудовищ. В Хельхейм великаншу Хель низверг бог Один, потому она там и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёолль. Ни одно существо, даже из богов, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод - единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
В день Рагнарёка из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с Асами.
Другие названия:
* Нифльхель (Туманная Хель)
* Хель (короткий вариант по имени хозяйки)
* Хельгард (Земля Хель) один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.

"Младшая Эдда", написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.

В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.

Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.

9. Муспельхейм (Muspelheim)
"На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир."

Muspelheim, то есть огненная земля - страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар) , как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar ) - в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) - Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками ("Путешествие Тора в Утгард").

Мифологические миры имеют чёткие и крепкие границы, охраняемые недремлющими стражами. Но... тринадцать дней (Судный День и есть 13-й) и двенадцать ночей в Йоль границы эти становятся открытыми. Начинается путешествие соседей "по соседям"... Так к засидевшемуся допоздна селянину из Мидгарда мог нагрянуть на огонёк косматый ётун из Ётунхейма в надежде отведать крынку молока, а к кузнецу - цверг из Свартальвхейма с приличным куском драгоценной меди в руках и предложением обмена металла на корзину варёной репы, но такие визиты не всегда были мирными и плодотворными - случались и стычки, сопровождаемые кровопролитием, грабежами и насилием.

ют общих предков. Много веков назад их называли викингами или варягами. Они были известны как талантливые моряки и умелые кораблестроители. Викинги открыли самый большой остров Гренландию, первыми доплыли до берегов Северной Америки. Но прославились они больше всего как самый воинственный народ Европы. Викинги завоевали практически всю Европу. Про викингов слагается множество легенд и сказаний, которые находят своё отражение в скандинавских мифах.

Асгард мир богов.

Как появился наш Мир.

Как утверждаю скандинавские мифы, в центре нашего мира растёт огромное древо Иггдрасиль. Оно имеет три уровня: в его корнях, под землёй находится мир мёртвых, около ствола находится царство людей Мидгард, а на вершине его живут боги.


Древо игдрасиль.

Великаны и боги.


Великан Имир.

Согласно легендам первыми живыми существами на земле были великан Имир и корова Аудумна появившиеся из древних льдов. Однажды корова Аудумна захотела полизать кусок вечного льда. От её теплого дыхания лёд растаял и из него появился могучий Бор. Когда Бору надоело жить самому, то он женился на одной из дочерей великана Имира. У них родились дети, наделённые божественной силой. Так в мире скандинавской мифологии появились первые боги - Один, Вили и Ве.

Откуда появились первые люди.

Согласно скандинавским мифам однажды, когда дети Бора первые боги скандинавов играли на берегу океана, то они увидели два дерева. И решили они продемонстрировать друг другу свою силу. Один вдохнул в деревья жизнь и душу, Вили наделил их способностью двигаться и мыслить, а Ве сделал из деревьев людей, подарив им красоту, слух, зрение, и дар общения. Они получили имена Ясень и Верба. Они стали предками всех людей.

Разделение мира.



Вначале времён всю землю покрывал безграничный океан и не было ни одного кусочка суши. Но однажды богам надоело изо дня в день наблюдать пустынную морскую гладь, и они из глубин океана подняли сушу, которая стала в последствие царством людей Мидгардом. На ней боги поселили первых людей. Границы этого царства скандинавские боги окружили стеной из век первого из великанов могучего Имира, они защитили царство людей от колдовства и враждебных существ. По соседству с Митгардом были и другие царства. Йотунхейм в этом царстве жили великаны, которые ненавидели и людей и богов. Также были два божественных царства Асгард и Ванахейм в первом из них жили светлые боги Асы, а во втором тёмные Ваны.

Первые войны.

Но не смогли боги жить в мире с великанами и в скором времени, между ними разгорелась война. Она длилась, долгие сотни лет пока скандинавские боги всё-таки не одолели великанов, но это была Пиррова победа, поэтому они заключили перемирие и обменялись заложниками. Когда затихли все битвы самой первой войны на земле остался лежать поверженный великан Имир. Он был очень измученный и обессиленный этой войной, и боги скандинавов решили наложить на великана Имира заклинание, и его тело превратилось в горы, а волосы в леса.

Один.


Верховным богом викингов и правителем скандинавских богов был Один. Его часто изображают как могучего седобородого воина с одним глазом, второй глаз он отдал за то, чтобы испить воды из источника мудрости. Он был вооружён волшебным копьём Гунгниром не знающим пощады, на голове носил рогатый шлем, а сверху доспехов одевал пояс с волшебной пряжкой. Эта пряжка была амулетом из серебра, на которой были начертаны могущественные руны, эта пряжка во время битвы увеличивала его силу в десятки раз.


Если верить легендам Один ничего ни ел, а только пил божественный нектар называемый мёдом поэзии. Благодаря этому он заслужил славу оратора умеющего высказывать свои мысли стихами. Он даровал викингам руны, чтобы получить, их он принёс себя в жертву самому себе, пригвоздив себя своим же копьём к мировому древу Иггдрасиль, так он провисел девять дней, а на десятый день ему открылись заветные знания. Скандинавские руны символизировали знание и были мощнейшими оберегами. Викинги использовали магические руны в своей магии, чтобы записывать магические заклинания.


Одина всегда сопровождают два волка или два ворона, его лицо скрыто капюшоном, в таком виде он странствует по миру на своём восьминогом коне Слейпнире. Будучи мастером, изменять свою внешность он не узнанным появлялся среди людей помогая решать им сложные споры, а в битвах поддерживает всегда наиболее достойного. Поэтому он считается богом мудрости и войны.


Но кроме стремления к познанию мудрости и жажды сражений его отличала от многих богов любвеобильность. Будучи одним из самых красивых из богов он имел огромный успех у женщин. Один часто влюблялся в разных богинь и дочерей Имира, несмотря на то, что был женат на красивейшей из богинь - богине брачных уз Фригг.

Помощники Одина.


Один был в курсе всех событий, которые происходили в мире. Но будучи даже самым могучим из богов Один не мог одновременно находится в разных местах. Для этого у него были два помощника ворона, которых звали Мунин (Помнящий) и Хулиг (Мыслящий). Они летали по миру и всё примечали, а вечером являлись Одину садились ему на плечо и шёпотом рассказывали ему обо всём, что делается в мире. Также Одина всегда сопровождали двое белых волков.


Войско Одина состояла из погибших в сражениях величайших воинов викингов находящихся в небесном чертоге Вальхалле. Их после боя собирают на поле боя Валькирии посланные Одином.

Вальхалла.

Согласно древним преданиям викингов Валь халла представляет собой большой зал, с крышей, состоящей из щитов из золота, которые опираются на копья, наконечники которых изготовлены из серебра. У Вальхаллы 540 дверей, из каждой из них во время последней битвы Рагнарека по зову бога Хеймдаля выйдут по 800 воинов. Викинги, находящиеся в Вальхалле называются энхерии. Каждое утро они облачаются в боевые доспехи и сражаются насмерть друг с другом, а вечером, будучи воскрешёнными Валькириями, садятся пировать.

Бог грома Тор .


Тор один из самых известных богов скандинавской мифологии его отцом был Один, а матерью богиня земли. Он был богом грома и урожая. Скандинавы изображали его как могучего воина огромных размеров с огнено-рыжей бородой. Главным оружием Тора был волшебный молот Мьёлльнир, не знавший промаха, которым он мог убить самого огромного великана. Согласно легенде это оружие для него выковали одни из самых искуснейших кузнецов карлики Брок и Синдри. Молот Тора всегда попадал в цель, после чего возвращался хозяину. Но не только разрушительной силой обладал молот Мьёлльнир, существует множество скандинавских мифов и легенд, в которых благодаря ему Тор исцелял и воскрешал раненых и павших в бою воинов. Не смотря, на всю свою грозность, к простым людям он относился хорошо, особенно к женщинам и детям. Викинги считали Тора главным защитником всех людей живущих на земле. Купить Молот Тора.


У Тора была было волшебное снаряжение, которое помогало ему совладать с таким мощным оружием как молот Мьёлльнир. В него входили железные рукавицы, благодаря которым он мог держать раскалённый молот Тора, не опасаясь обжечься и пояс который удваивал его силу. Благодаря этим волшебным артефактам Тор был практически непобедим. Согласно легенде о последней битве Рагнареке Тору было суждено сразиться Ёрмунгандом.

Тор путешествовал по миру в повозке запряжённой двумя козлами которых звали Тангниостр и Тангриснир. Если Тор был голоден то он их съедал, после чего при помощи Мьёлльнира воскрешал их. У скандинавов существует легенда, что Тор в своей повозке возит множество серебряных и медных чайников и когда ударяет молния то чайники, в повозке гремят и от этого происходит гром, который мы слышим во время грозы.


Локи – бог обмана.


Именно так называли этого бога. Локи был богом обмана и огня и имел злой и завистливый характер. Его изображали двуликим потому, что с одного стороны он был близким родственником Одина и помогал ему, а с другой только и мечтал, как бы занять его место.

Локи мог превращаться в любое существо, а благодаря своим крылатым ботинкам он мог перемещаться в любое место. Больше всего на свете Локи любил разные подлости, чтобы поссорить людей, богов или великанов.

Проделки Локи.


Как то раз когда Локи и Один прогуливались вдвоём возле водопада, Локи увидел в воде выдру и кинув в неё камень и убил её. Но вскоре выяснилось, что это не выдра, а карлик Отр, который превратился в выдру, чтобы поймать себе рыбу.

Разгневанный отец Отра, потребовал за кровь сына выкуп волшебный посох Одина и крылатые ботинки Локи. Вернуть эти вещи можно было, только дав за них много золота. За золотом Один отправил Локи в страну чёрных эльфов.

Когда Локи добрался до страны чёрных эльфов, то в реке он заметил щуку, чешуя которой блестело подобно золоту. Локи не тратя время на раздумья, закинул сеть в реку и выловил рыбу с чешуёй из золота и уже хотел её съесть, но оказалась, что это не рыба, а карлик-кузнец Андвари, который отдыхал в прохладной реке.

Хитрющий Локи быстро сообразил, как из этой ситуации получить выгоду и предложил Андвари обменять свою жизнь на золото. Кузнец-карлик согласился с предложением Локи. Он отдал всё своё золото Локи, спрятав только уникальное амулет в виде кольца способное удваивать богатство. Но бога обмана не проведёшь он и сам кого хочешь, обманет по этому когда Андвари отлучился Локи выкрал амулет в виде кольца.

Когда Андвари обнаружил пропажу, то наложил на кольцо амулет мощное заклятье, которое вредило любому, кто использовал это амулет в виде кольца. Но Локи и в этот раз выкрутился, он отдал амулет в виде кольца вместе с золотом для выкупа, за это карлики вернули ему крылатые ботинки, а Одину его посох. А в семье карлика Отра начало действовать заклятье Андвари.

Богиня красоты и любви Фрейя.


Как мы уже знаем Фрейя, попала к светлым асам вследствие обмена заложниками. Её отцом был бог морей Ньорд, а матерью богиня земли Скади. Но в отличии от других заложников она об этом ни когда не жалела.

Фрейя заботилась о роженицах – с её помощью роды всегда проходили легко и благополучно, а дети появлялись на свет здоровыми. Но основным занятием богини любви было помощь влюблённым. Она так увлеклась этим, что скандинавским богам пришлось выделить ей отдельный уголок в царстве мёртвых. В это миниатюрное царство мёртвых попадали души молодых парней и девушек. А чтобы Фрейя смогла устроить им романтическое и наполненное любовью существование после смерти скандинавы хоронили неженатых молоденьких девушек в свадебных платьях, чтобы они могли выйти замуж в загробном мире.

Не было такого бога среди асов которому не нравилась бы Фрейя, и чтобы сделать ей приятное они дарили ей удивительные ювелирные украшения из золота и серебра. Но больше всего прекрасная богиня Фрейя нравилась богу грома Тору.

Боги моря и земли.


Бог моря Ньёрд.

Богом морей у скандинавов был Ньёрд. Он повелевал бурями и штормами, и ему подчинялись все обитатели морского царства. Женой бога морей была богиня земли Скади. Так вышло, что они женились случайно. Дело в том, что после войны Асов и Ванов, богиня земли у которой погиб в этой войне отец пожелала, чтобы в знак компенсации боги нашли ей мужа. Боги согласились, но поставили условие, что выбрать будущего мужа она сможет по ногах. Богиня долго придиралась и, в конце концов, остановилась на ногах, которые ей показались наикрасивейшими. Она думала, что они принадлежат сыну Одина красивейшему из Асов богу весны. Как же она была удивлена и разочарована, когда оказалось, что наикрасивейшие ноги принадлежат старому и некрасивому богу морей.


Богиня земли Скади.

Кто знает, сколько лет между ними шёл спор, где жить. Ньёрд боялся волков и поэтому не хотел селиться на суше возле гор, но именно там хотела жить Скади. Богиня земли в свою очередь отказывалась жить в море, потому что крик чаек раздражал её, а волны укачивали её.

Спор их так не чем и не разрешился, поэтому они решили жить порознь, а когда встречаются, постоянно скандалят и ругаются.

Северная красавица Герд.

Герда.

В северном царстве во дворце великана Гюмира жила наикрасивейшая дева севера Герд (Герда). Её лицо светилось светом, освещая самые тёмные уголки души.

Один раз когда сын морского бога Фрейр сидел на волшебном троне, и наблюдал за тем что творится в мире он увидел Герду и влюбился в неё. Но Фрейр понимал, что она была дочерью великана и врага богов и вряд ли могла согласиться стать его женой. Но он всё же рискнул и решил послать своего друга Скирнира просить руки прекрасной Герды.


Фрейр.

Как Фрейр и предполагал Герда, отказалась выйти за него замуж. Её не испугала даже смерть, которой угрожал ей Скирнир. Но боги всегда старались приходить на помощь друг другу. У Скирнира был волшебный меч, на котором были начертаны магические руны. Он наслал на Герду любовное заклинание и каждая из девяти рун на его мече каждый день усиливала любовь Герды к Фрейру.


Сын бога и дочь великана поженились, но любовь вызванная магией не смогла растопить холодное сердце северной красавицы Герды.

Бог Весны.

У богини брака Фригг и мудрого Одина было трое детей Хермод, Хед, и Бальдр. Наикрасивейшим из них был Бальдр бог весны. Когда он только родился его мать взяла обещание со всего живого, что они не причинят вред её сыну, забыла лишь взять обещание с омелы, которая была в то время очень маленькой и её просто не заметили. У Бальдра было доброе сердце, он никогда ни с кем, не конфликтовал, все любили его.

Скучая боги частенько стреляли из луков в неумирающего Бальдра, чтобы развеять скуку ведь оружие не могло причинить ему вред. Подлый Локи очень завидовал Бальдру, поэтому одного раза он превратился в женщину пришёл к его матери Фригг и выведал у неё тайну про слабое место Бальдра. Затем вложил стрелу из омелы в руку слепому Хеду.

Фригг долго оплакивала своего сына, пытаясь любыми способами вернуть его к жизни из царства мёртвых. И в конце концов она решилась спуститься в царство мёртвых, чтобы уговорить богиню Хель отпустить её сына. Хель согласилась отпустить, но поставила условие, что всё живое на земле должно оплакивать Бальдра.

Но Бальдру не было суждено вернуться, и виной всему был Локи, который превратился в великаншу и веселился смерти Бальдра.

Наказание Локи.

Однажды когда у великана Эгира был пир, боги начали восхищаться мастерством его слуг Фимафенга и Эльдира. Искусство обоих вызывало у всех восхищенье и поэтому все Асы хвалили их без умолка. Всё это вызвало приступ злобы и зависти у Локи, и он спровоцировал сору с Фимагеном и убил его мечом. Все боги возмутились и Один изгнал его. Но он вернулся и начал оскорблять всех. Но и этого ему показалось мало, и поэтому, желая по больнее ранить Одина, он сознался в том, что это он виноват в смерти его любимого сына Бальдра. Сказав это, он бросился бежать, но боги догнали его и решили наказать. Они приковали его к скале, а Фригг в отместку за смерть сына повесила над ним ядовитую змею, из пасти которой капал яд. Верная жена Локи Сигни день и ночь держит над ним большую чашу, в которую капает яд, но, как только она отходит, чтобы вылить переполненную чашу, капли яда падают на лицо бога огня, и тогда он корчится в страшных мучениях. От этого содрогается весь Митгард и происходят землетрясения.

Рагнарек закат богов.


В давние времена скандинавским богам было предсказано, что после трёх длинных зим, падут оковы, сдерживающие с Локи, и он пойдёт войной на светлых богов Асгарда на его сторону перейдут великаны и другие древние враги богов и начнётся последняя битва Рагнарек. Один будет повержен огромным волком Фенриром, Тор сразится с морским змеем Ёрмунгандом и поразит его своим Мьёлльниром, но погибнет от яда Ёрмунганда. Все старые боги викингов погибнут в этой последней битве, но выживут их дети которым суждено возродить мир после Рагнарека.