Сейчас называется кампучия. История камбоджи

КАМПУЧИЯ, Народная Республика Кампучия, гос-во в Юго-Вост. Азии, на п-ове Индокитай. Пл. 181 т. км2. Нас. ок. 7,3 млн. ч. (кон. 1983). Столица - Пномпень (св. 500 т. ж., 1984).

В 1-6 вв. на терр. К. - гос-во Фунань, в 9-13 вв. кхмерская феод. империя Камбуджадеша - крупное гос-во Юго-Вост. Азии. В 16-19 вв. неоднократно вторгались сиамские войска. В 1863 Франция навязала королевству Камбоджа (офиц. название страны в 1863-1976) договор о протекторате, замененный в 1884 договором, фактически превратившим ее в колонию. В результате длит. нац.-освободит, борьбы в 1953 установлена политич. независимость. В 1970 правые силы, связанные с США, совершили гос. переворот, приведший к ликвидации курса на нейтралитет и мирное развитие (в К. вошли войска США и южновьетнамского режима) и подавлению нац.-патриотич. сил страны. Нар. массы развернули борьбу против пномпевьского режима и поддерживавших его амер. интервентов. В апр. 1975 были освобождены Пномпень и терр. всей страны, однако власть захватила реакц. группировка Пол Пота. В янв. 1979 патриотические силы, создавшие Единый фронт национального спасения, свергли антинар. режим, была образована Нар. Республика Кампучия. Провозглашен курс на строительство основ социалистического общества.

Антинар. диктатура нанесла К. ущерб, Не имеющий аналога в истории человечества в невоен. время. Слабо развитые пром-сть и транспорт были полностью парализованы и большей частью разрушены, к крайнему минимуму сведено с. х-во, ликвидированы др. отрасли х-ва. Особенно тяжелый урон понесло народонас.: менее чем за 4 года было уничтожено, по данным нар.-революц. трибунала К., 2,75 млн. ч., пропало без вести 568 т. ч., геноциду подверглись целые этнич. группы. Катастрофически низко упал жизненный уровень, резко ухудшились - с долговременными последствиями - возрастно-половая структура нас. и демографич. ситуация, коренным образом изменились расселение нас. и характер миграц. процессов.

Св. 90% нас. К.- кхмеры, народ моикхмерской группы (австроазиат. языкевой семьи). До 1975 в стране проживали китайцы, вьетнамцы, тямы (чамы), народы австронезийской языковой семьи, исповедующий мусульманство. Вьетнамцы и тямы подверглись особенно жестокому истреблению в период антинар. диктатуры, первых почти не осталось, последних - лишь 1/5. Небольшую часть жителей К. (1-2%) составляют лаосцы, малайцы, сиамцы и др. Офиц. яз.- кхмерский. Более 9/10 верующего нас. - буддисты юж. ветви (тхеравада), китайцы - буддисты сев. ветви (махаяна).

Численность нас. К. в колон. период - определялась текущим учетом. В 1906-1953 она возросла с 1193 т. ч. до 4710 тыс. как за счет значит. иммиграции из соседних стран, так и в результате естеств. прироста (2-4% в год). По переписи 1962, числ. нас, - 5729 т. ч., ср.-год. общий прирост в нач. 60-х гг. - 2 8-2,9%. В 1975 числ. нас. - 7,8 млн. ч. (оценка). Интенсивность отд. демографич процессов (1970-75, o/оо, оценка ООН): рождаемость - 46,7, смертность - 19 естеств. прирост - 27,7. Числ. нас. К. (млн. ч., оценка) в 1979 - 4,5, в 1981- ок. 6,7. В возрастной структуре нас. в нач. 70-х гг. доля лиц 0-14 лет - 43% 15-59 лет - 53%, 60 лет и старше - 4%.

Доля женщин - 49,8-50%. Ср. продолжительность жизни мужчин - 44 года, женщин - 43 года. В результате политики геноцида, прежде всего по отношению к мужчинам, в нач. 1979 они составляли лишь 25-30% взрослого нас. страны - как нигде в мире; до 80% женщин стали вдовами, значит. их часть в репродуктивном возрасте из-за тяжелого физич. труда, морально-психич. истощения надолго или навсегда лишена возможности рожать детей; все это существенно подорвало демографич. потенциал страны. Более 50% детей К. - сироты.

Нормализация положения в К., всемерная забота нар. власти о нуждах нас., в т. ч. специально о матерях и детях, а также демографич. политика, направленная на повышение рождаемости (проводится Мин-вом здравоохранения, в т. ч. его службой охраны здоровья матери и ребенка, гл. обр. методами пропаганды и организационно-юридическими), улучшают демографическую ситуацию в стране. По выборочным данным правительства К., в 1982 рождаемость достигла очень высокого уровня - 55o/oo, смертность составила 7o/oo, естественный прирост - 48o/оо - один из самых высоких в мире.

Ср. плотность нас. - 38 чел. на 1 км2 (1982). Свыше 4/5 всех жителей сконцентрировано в долинах р. Меконг и ее притоков, а также в котловине оз. Тонлесап (Сап). Сев. и особенно зап. горные р-ны заселены очень слабо. В нач 60-х гг. в городах жило ок. 13% нас., к 1975 - св. 40% (вследствие массового притока крестьян из сел. местности, разоренной войной). В апр. 1975 реакц. диктатура насильственно изгнала фактически все гор. нас. страны, в частности Пномпеня, в сел. местности. В процессе упорядочения жизни в стране происходит внутр. миграция нас., возвращение его на прежние места жительства, в т. ч. в города. В 1983 гор. нас. К. составило 13%. На динамику числ. нас. страны повлияла внеш. миграция - в 1981-83 из Вьетнама и др. стран вернулись кампучийцы, бежавшие от террора в 1975-78, а также угнанные полпотовцами в 1979 в Таиланд.

К. - агр. страна (в основном - рисоводство). Пром-сть, транспорт и др. отрасли экономики лишь начинают возрождаться. В с. х-ве занято 9/10 экономически активного нас., при этом 60-70% его составляют женщины. Восстанавливаются просвещение и здравоохранение. К 1984 было св. 20 тыс. учителей и 1,6 млн. учащихся в общеобразоват. школах (наибольшее число в истории К.); завершается ликвидация неграмотности.

В стране действуют (1982) 31 госпиталь, 1080 поликлиник, 1148 родильных домов, 11,3 тыс. лиц мед. персонала. Социальное обеспечение в полном объеме (пенсии и все виды пособий) распространяется на государственных служащих, финансируется за счет государственных средств. Работающие женщины получают отпуск по беременности и родам. Выплачиваются семейные пособия.

Косиков И. Г., Кампучия, М. - 1982; Кадулин В., Кампучия: чудо - возрождения, ´Коммунист´, 1983 № 11 с. 89-102.

Отличное определение

Неполное определение ↓

На карте мира Map

January 5-10, 2010

Древняя кхмерская цивилизация оставила Камбодже воспоминания невероятной красоты. Едешь по какой-нибудь зачуханной бедняцкой деревне, а оградка у пруда стоит с XII века.

The ancient Khmer civilization has left behind incredibly beautiful reminders of itself in Cambodia. There you are, driving through some dirt-poor village in the middle of nowhere, but the railing along the pond has been there since the 12th century.


Я был уверен, что все основные достопримечательности исчезнувших цивилизаций уже видел. Но я еще не видел Ангкор. Сказать про этот город-храм, что он поражает воображение, — это все равно, что ничего не сказать.

I was certain that I’d already seen all the major monuments of long-lost civilizations. But I hadn’t seen Angkor yet. To say that this temple city boggles the imagination doesn’t even begin to do it justice.


Если сюда запустить фотографа-графомана, то меньше, чем с 1000-страничной книгой он не выйдет.

If you send in an obsessive-compulsive photographer, he won’t be able to come out with less than 1000 images.


Даже я с трудом борюсь с соблазном все показать, как уже заметил читатель.

Even I am having great difficulty resisting the urge to show absolutely everything, as the reader may have noticed.


Французы оставили в наследство километровые бетонные маркеры (как в Тунисе , Вьетнаме и Лаосе).

The French have left behind a legacy of concrete kilometer markers (like in Tunisia , Vietnam and Laos).


Любопытно, что один из видов местных урн напоминает по форме этот дорожный маркер.

Curiously, the shape of one of the local types of trash cans resembles these marker posts.


Не менее любопытен способ доставания мусора из урны для погрузки его в мусорный велосипед: дворник достает все палочками. Такими же, как для еды, только полуметровой длины.

No less curious is the technique used to get the trash out of the can and into the trash bicycle: the street cleaner uses two sticks to fish it out. Just like chopsticks, only these are half a meter long.


Еще французы оставили круассаны и светофоры с красным крестом, которые означают, что на перекрестке горит красный (такая же система осталась кроме Франции еще и во Вьетнаме). Почему на другой стороне перекрестка не поставить просто еще один обычный светофор — загадка.

The French also left the Cambodians croissants and street lights with a red cross, which indicate that there’s currently a red light at the intersection (this system, in addition to France , also remains in Vietnam). It’s a mystery why they don’t just install another normal traffic light on the other side of the intersection.


«Красные кхмеры» во главе со страшным тираном Пол Потом в конце 1970-х оставили в наследство полностью уничтоженную страну. При самом поверхностном знакомстве с методами работы этого режима волосы встают дыбом. Не надо смеяться.

The Khmer Rouge, led by the evil tyrant Pol Pot, left behind a completely destroyed country at the end of the 1970s. Even the most cursory knowledge of the methods this regime employed will make your hair stand on end. Nothing to laugh at.


Пол Пот учился в Сорбонне, но его выгнали за неуспеваемость. Тогда он вернулся в родную Кампучию (самоназвание Камбоджи), пришел ко власти и отомстил за все. Городские жители были эвакуированы в деревни на выращивание риса. Любой человек, обладавший признаками образованности (например, носивший очки), отправлялся на перевоспитание. Оставались в живых либо полные колхозники, либо те, кто вовремя под них закосил. Учители, врачи, строители — всех репрессировали. Страна за четыре года вернулась в каменный век.

Pol Pot studied at the Sorbonne but was expelled for poor academic performance. He then returned to his native Kampuchea (as the Cambodians call their country), came to power and avenged all his failures. City inhabitants were evacuated to the villages to grow rice. Every person showing any sign of being educated (for example, wearing glasses) was sent off to be rehabilitated. The only ones who survived were either total hicks or those who learned to pass themselves off as ones quickly enough. Teachers, doctors, construction workers—all of them were repressed. In just four years, the country regressed back to the stone age.


Удивительно, что сегодня в камбоджийских школах не преподают этого, хотя каких-то тридцать лет назад была убита и замучена почти половина населения. Впрочем, ничего удивительного. Некоторые из «Красных кхмеров» до сих пор находятся в правительстве (вот это уже удивительно).

It’s surprising that none of this is taught in Cambodian schools today, when a mere thirty years ago almost half of the country’s population was tortured and killed. On second thought, it’s not surprising at all. Some former Khmer Rouge members remain in government to this day (now that’s truly surprising).


От американцев в наследство остались желтые ромбы дорожных знаков. Остальная половина знаков — европейские.

The diamond-shaped yellow traffic signs were inherited from the Americans. The other half of the signs are European.


Слово «русский» по-камбоджийски будет «советский». Советские оставили в наследство пункты по продаже сим-карт «Билайна» на каждом углу.

The word “Russian” in Cambodian is the same as “Soviet.” The legacy left by the Soviets: shops selling Beeline SIM cards on every corner.


А живут камбоджийцы крайне бедно, почти как в Бангладеше .

Meanwhile, most Cambodians live in extreme poverty, almost like in Bangladesh .


Если даже в туристических городах жители не стесняются ловить рыбу прямо в центре, то что уж говорить о других местах.

Even in places with lots of tourism, the locals aren’t shy about fishing right in the middle of the city, so you can imagine what goes on everywhere else.


Рыбу ловят в любых условиях и везде.

People fish everywhere and in any conditions.


Жизнь в деревне:

Life in the village:


Жизнь рядом с бататным полем:

Life by the yam fields:


Жизнь в центре столицы:

Life in the center of the capital:


В домах, как правило, нет комнат. Есть одно большое пространство, разделенное занавесками. Вся семья живет вместе.

Houses generally don’t have any rooms. They consist of one big space divided up with curtains. The whole family lives together.


Камбоджийский транспорт не похож ни на какой другой.

Cambodian transportation is unlike any other.


Почти всегда мотор далеко вынесен за пределы телеги, как если бы это был не мотор, а буйвол.

The motor is almost always placed far away from the cart, as if it were an ox and not a motor.


Водного транспорта это тоже касается.

This applies to water transport as well.


И мототакси устроено по такому же принципу.

Motor taxis follow the same principle.


Коляска надевается на штырь, который неудобно впивается в спину таксисту.

The carriage is attached to a tow hitch which painfully digs into the taxi driver’s back.


Почтовых ящиков на улицах тут не бывает. Письмо можно отправить только из почтового отделения, где ящики выполняют роль львов при входе.

There are no street post boxes here. You can mail a letter only from a post office, where the boxes perform the role of lions at the gate.


Камбоджа — вторая страна в мире после Украины , где марки на открытки наклеивает работница почты.

Cambodia is the second country in the world (after Ukraine) where the postal worker will stick the stamp onto your postcard herself.


Таксофон.


Каждый уважающий себя электрический столб снабжен кучей проводов и счетчиками.

Every self-respecting utility pole is decked out with a whole bunch of wires and meters.


Тротуары высоки, поэтому их снабжают интегрированными пандусами для удобного заезда машин.

The sidewalks are tall, so they’re equipped with built-in ramps for cars to drive up easily.


Как и в Лаосе, на каждом углу стоят специальные культовые конструкции, куда можно воткнуть ароматическую палочку.

Like in Laos, every street corner has special shrines with incense holders.


И еще на каждом углу продают контрафактный вьетнамский бензин в двухлитровых бутылках из-под колы. Удобно заправлять мопеды.

Every street corner also has counterfeit Vietnamese gasoline for sale in 2 liter Coke bottles. Very convenient if you need to fuel up a moped.


Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф на мопеде.

The Three Little Pigs on a moped.


Перевозка гусей.

Transporting geese.


Флаг всегда крепится по диагонали. Для этого существует особая камбоджийская конструкция.

Flags are always hung diagonally. There’s a special Cambodian flagpole design for this.


При каждом киоске стоит пенопластовый или пластиковый оранжевый холодильник, где во льду плавают прохладительные напитки от колы до сока из кактуса.

Every kiosk has a styrofoam or plastic orange cooler full of half-melted ice and soft drinks, ranging from cola to cactus juice.


Техосмотры.

Motor vehicle inspection stickers.


Копатель с чайной ложечкой.

A digger with a little teaspoon.


Чихайте грамотно.

Learn to sneeze the proper way.


A brilliant drunk driving PSA.


Женщина на знаке говорит мужу: «Стоп домашним побоям!»

The woman on the sign is telling her husband, “Stop with the domestic violence!”


Туристы испытывают на себе аттракцион с рыбками, массирующими ноги.

Tourists trying out a local form of entertainment: a fish foot massage.


Ливнестоки весьма оригинальны. В асфальте просверлены небольшие отверстия или в бордюре сделана небольшая щель — туда воде и предлагается затекать. Крышка служебного колодца является бетонной плитой с металлическими ручками для приоткрывания.

The storm drains are quite original. They consist of small holes drilled through the asphalt or a small slot in the curb through which the water is supposed to flow down. The maintenance access hatch is a concrete slab with metal handles for lifting it open.


Дорогая машина обязательно должна быть дополнена крупно повторенным по борту логотипом марки.

An expensive car has to have the manufacturer’s logo blown up across the entire side.


Самые бессовестные выпендрежники вешают на машину полностью вытянутый номер. Остальные ездят с более компактным номером в две строки.

The most unabashed show-offs install elongated license plates with everything on one line. Everyone else drives around with more compact plates consisting of two lines.


Пешеходы на светофорах крайне сложны.

The little men on pedestrian traffic signals are extremely complex.


Это чтобы лучше анимация смотрелась.

Why? To make the animation look better.


Впрочем, большинство камбоджийцев никогда этой анимации не увидят.

Most Cambodians, however, will never see this animation.


Зато здесь круглосуточно поют цикады.

But on the plus side, you can hear cicadas around the clock here.

КАМПУЧИЯ КАК СУДЬБА. 1975–1980

В восьмидесятых, когда вьетнамская армия вторглась в Кампучию и в течение нескольких недель загнала «красных кхмеров» в джунгли, мы жили в замкнутом пространстве пропагандистских идеологических клише, в которых малая толика правды перемешалась с большей толикой не лжи даже, а скорее политической мифологии. Ведь нельзя же отрицать, что режим Пол Пота в Кампучии был самым страшным и кровавым революционно-коммунистическим экспериментом ХХ века.

Через несколько лет после возвращения из Кампучии мне удалось прочитать «освобождённый из спецхрана» платоновский «Чевенгур» я ужаснулся поразительному сходству некоторых постулатов «красного» Копёнкина и вождей «красных кхмеров».

То, что произошло в Кампучии трудно назвать диктатурой пролетариата, чем прикрывались большевики-ленинцы, или крестьянства, во имя которого воевал украинский батька Махно. Пролетариата в Камбодже никогда не было. Крестьянство же жило в условиях карнавального королевского феодализма, считая своё жалкое существование на этой земле предопределенным кармой.

Скорее это был апофеоз тирании со стороны малолетних безумцев, руководимых кучкой отмороженных ультрарадикалов, которые пытались создать некую совершенную модель азиатского коммунизма, представлявшего гремучую смесь из марксизма, троцкизма, маоизма, экзистенциализма и кхмерского национализма, в котором ненависть к вьетнамцам и китайским ростовщикам слилась с ностальгией о былом имперском величии ангкорской цивилизации.

Что такое Камбоджа в семидесятые годы?

Задворки войны в Индокитае.

Кто знает, как повернулись бы события, если бы в 1970 году в Камбодже не свергли главу государства, принца Сианука.

«На фоне разнообразных персонажей, занятых на сцене театра индокитайских войн, Сианук являлся яркой личностью - королем, которого избрали в правители Камбоджи, точно простого гражданина. Он был посредственным художником, хорошим джазовым саксофонистом и бесталанным актером, финансировавшим и ставившим плохие фильмы, в которых сам же и играл. В том, что касалось международных отношений, Сианук пытался балансировать на тонком канате, протянутом между Китаем и Северным Вьетнамом с одной стороны и США - с другой. Он позволил коммунистам создать на территории Камбоджи огромные районы базирования и предоставил им возможность задействовать для своих нужд порт Сиануквиль (Кампонгсаом), через который производилось снабжение южной группировки северовьетнамских войск. Затем он дал понять американцам, что не станет возражать, если они разбомбят эти базы, при условии, что договоренность останется в секрете.

Однако на стыке шестидесятых и семидесятых Сианук откачнулся к китайцам, а через них и к Северному Вьетнаму. В ответ Соединенные Штаты прекратили оказание экономической помощи Камбодже, и в стране немедленно начались трудности. В то же время северные вьетнамцы принялись расширять зоны своего влияния на расположенные все дальше от границы районы Камбоджи. Вследствие этого в начале 1970-го камбоджийцы стали отворачиваться от Сианука. А тут сам он еще с непростительной для руководителя страны беззаботностью 10 марта 1970-го уехал „погулять“ во Францию. Не успел Сианук покинуть страну, как в верхах вспыхнула жаркая борьба за власть, и 18 марта Национальное собрание Камбоджи, возглавляемое премьер-министром Лон Нолом, единодушно проголосовало за отстранение Сианука от власти».

(Филипп Б. Дэвидсон - «Война во Вьетнаме»)

Мало кто знает о том, что вьетнамские регулярные части находились на территории Камбоджи с конца шестидесятых годов. Мой вьетнамский приятель Ле Ту рассказывал, что их подразделение дислоцировалось во время войны с американцами на берегу озера Тонлесап. А это, если вам не лень заглянуть в карту Индокитая, ближе к Таиланду, чем к Вьетнаму. Американцы об этом знали. Поэтому ковровые бомбёжки Камбоджи были направлены сначала против вьетнамцев, и уже потом против «красных кхмеров». Это прозвище коммунистическим партизанам дал однажды принц Нородом Сианук. Очень остроумный был мужчина. Он даже дружил с «красными кхмерами». Обеспечивал им легитимность в ООН и прочих институтах мирового сообщества. Вполне искренне. Он встал на сторону «красных кхмеров» после того, как Лон Нол, совершил в стране «куп дета», государственный переворот по-нашему. Американцы Лон Нола поддержали. Очень их раздражала «тропа Хо Шимина», проходившая по территории камбоджийского королевства.

В результате нейтральная Камбоджа превратилась в театр военных действий.

«Лон Нол немедленно взялся за коммунистов в Камбодже - возможно, даже слишком рьяно. Он запретил им пользоваться портом Сиануквиль (Кампонгсаом) и очень необдуманно заявил, что вышвырнет их с насиженных мест на вьетнамско-камбоджийской границе. Угроза Лон Нола заставила северовьетнамцев принять превентивные меры. Коммунисты сняли со своих баз на востоке Камбоджи контингент численностью от 40 000 до 60 000 человек и волной устремились на запад. Слабые войска Камбоджи не смогли сдержать натиска противника, и скоро части Вьетконга и Армии Северного Вьетнама (АСВ) уже угрожали столице страны Пномпеню. Мгновенно стало ясно, что без постороннего вмешательства Лон Нол и его прозападное правительство обречены, что чревато весьма малоприятными последствиями для Соединенных Штатов и Правительства Южного Вьетнама. Если Камбоджа упадет „в объятья коммунистов“, Сиануквиль вновь откроется для них, мало того, вся Камбоджа превратится в огромный лагерь северовьетнамцев.

С приближением апреля положение Лон Нола все ухудшалось, а к середине месяца стало очевидным: если США не помогут правительству Камбоджи, то забьют гол в свои ворота. Министр обороны Мелвин Лэйрд, Уильям Роджерс и прочие „голуби-прагматики“ в администрации рекомендовали не оказывать помощи Камбодже или же помочь, но очень незначительно. Вновь началось перетягивание каната „командой“ Никсона, Киссинджера и военных с одной стороны и гражданскими - с другой. Собирались совещания, проводились заседания, текли по административным руслам бумажные потоки, но ничего не менялось, а тем временем АСВ (Армия Северного Вьетнама) продолжала победный марш к центру Камбоджи.

22 апреля Никсон и его советники осознали, что, либо они помогают Камбодже, причем немедленно, либо им стоит подготовиться к событиям, которые в самом ближайшем времени негативно скажутся на расстановке сил в войне во Вьетнаме. На заседании Совета национальной безопасности, проводившемся в тот день, Никсон пришел к выводу: южновьетнамцы должны атаковать прибежища коммунистов в районе „Клюв попугая“, а США поддержать союзников с воздуха „в наглядно допустимых пределах“. На тот момент президент не отдал приказа сухопутным войскам Соединенных Штатов также принять участие в акции. Через несколько дней, однако, Никсон принял решение о нанесении удара силами США по другому району базирования на границе Камбоджи и Вьетнама, так называемому „Рыболовному крючку“. Фактором, определившим решение президента, стало безоговорочное заявление генерала Абрамса о том, что он не гарантирует успеха рейда в Камбоджу, если в нем не примут участия американские войска. Утром 28 апреля Никсон в конце концов определился: южновьетнамские части наступают на „Клюв попугая“ 29 апреля, а американцы штурмуют „Рыболовный крючок“ 1 мая…»

Филипп Б. Дэвидсон - «Война во Вьетнаме»

Поговорка - «благими намерениями устлана дорога в ад» вполне применима к этому роковому решению Никсона в 1970 году, который дал уникальный шанс Пол Поту и его соратникам стать героями индокитайской войны.

«В 1971–1972 годах с Лон Нолом в основном сражались вьетнамцы и камбоджийцы под их командованием. За это время военные силы камбоджийских коммунистов выросли и стали лучше организованы. Уверенность людей окрепла. В июле 1971 года на „встрече партшколы для всей страны“ в партийном штабе в „лесу Северной Зоны“ собралось более шестидесяти членов партии. На заседании председательствовал Салот Сар (Пол Пот). Он назначил членов расширенного Центрального Комитета и объявил, что Коммунистическая партия Камбоджи вступила в новую фазу своей истории, а именно - в национальную демократическую революцию, нацеленную на свержение феодализма и империализма.

Встреча предоставила лидерам красных кхмеров возможность показать контроль над партией и сопротивлением. Некоторые направления новой политики были разъяснены в теоретическом журнале партии, выпущенном в этом же году. Здесь довольно бессвязно излагалась история „строительства партии“ начиная с 1963 года, когда Салот Сар стал секретарем Центрального Комитета. Отмечалось, что революция должна „соответствовать нашей стране“, и говорилось, что вожди партии, должны руководить „всеми аспектами революции“. Впоследствии делегаты утверждали, что на встрече звучали выступления, побуждавшие к быстрой коллективизации и критиковавшие вьетнамцев. Беженцы, в 1972–1974 годах перебравшиеся из юго-западных районов Камбоджи в Южный Вьетнам, сообщали, что с конца 1971 года партийные кадры в Камбодже стали больше напирать на лозунг „Камбоджа для камбоджийцев“.

Тот факт, что Салот Сар мог созвать руководителей партии из многих регионов (к примеру, Ху Ним и Чоу Чет прибыли на встречу с юго-запада страны), предполагает, что он не чувствовал угрозы со стороны Лон Нола. Впрочем, пока проходила встреча, Лон Нол начал амбициозное, хотя и плохо реализованное, наступление, известное под названием „Ченла II“, и „все члены партии, особенно отвечавшие за военный сектор, поспешно уехали, чтобы бороться с врагом“. К декабрю 1971 года наступление захлебнулось, и силы Лон Нола были разгромлены. Самый большой ущерб армии Лон Нола нанесли вьетнамские части. После поражения его армия перешла в оборону, позволив красным кхмерам сосредоточиться на социальной политике, наборе новых бойцов и подготовке.

В нескольких документах, созданных камбоджийскими коммунистами после „Ченла II“, утверждается, что они сами одержали победу в войне. Так, например, на учебной встрече, состоявшейся в декабре 1971 года, один из выступавших (возможно, сам Пол Пот (тогда ещё его звали Салот Сар) отметил следующее:

„Если мы примем во внимание размеры вооруженных сил, их мощь - самолеты, тяжелые орудия, военные суда - выставленную против нас, то враги окажутся гораздо сильнее нас. Тогда почему же мы разбили врагов [в ходе „Ченла II“]? Эта важнейшая победа была победой воли, преобразованной в атаки на неприятеля… Эти штурмовые атаки (вай самрок) стали победой для бойцов, политики и экономики“.

Кое-кто из участников встречи мог воспринять отсутствие упоминания о союзе с Вьетнамом как безобидную попытку укрепить уверенность „красных кхмеров“. Однако другие делегаты могли принять восхваления кхмерского героизма за чистую монету и поддержать „штурмовые атаки“ на врагов, проблемы и кризисы, с которыми сталкивалась „революционная организация“ (ангкар падеват) по мере того, как партия оформлялась в независимое объединение. Именно на эту аудиторию и было нацелено выступление Брата № 1. Подобно Сиануку и Лон Нолу, Салот Сар неоднократно повторял или намекал на то, что в действительности камбоджийцы превосходили чужаков и были невосприимчивы к иностранному влиянию….

…На переговорах между американцами и вьетнамцами в Париже, шедшими с 1968 года, вьетнамские делегации увидели кратковременную выгоду в том, чтобы принять предложение США о прекращении огня в Индокитае. Американцы очень хотели достичь соглашения до ноябрьских президентских выборов в США. Так что время работало на вьетнамцев. Большая часть американской армии была выведена из Вьетнама. Остатки предполагалось вывести после вступления в силу соглашения о прекращении огня. В этот момент вьетнамцы могли приготовиться к атаке на Сайгон, не опасаясь угрозы американской интервенции, и сосредоточиться на подрыве южновьетнамского режима. Американцы заявили, что в случае отказа подписать соглашение бомбардировки возобновятся. В январе 1973 года вьетнамцы согласились принять условия американцев.

Для Камбоджи это соглашение означало, что вьетнамцы отведут большую часть своих войск с ее территории. Вьетнамцы убеждали Салот Сара присоединиться к соглашению о прекращении огня, но тот почти наверняка отказался. В „Livre noir“ („Черной книге“) он утверждает, что именно так и сделал. Подобное давление американцы оказывали и на Лон Нола, чье правительство дискредитировало себя скандалами, неверными решениями и военными поражениями. Лон Нол неохотно согласился в надежде положить конец войне.

Соглашение о временном прекращении огня вступило в силу в конце января 1973 года, но практически сразу было нарушено.

Согласно „Livre noir“, Пол Пот и его соратники отвергли просьбы вьетнамцев по нескольким причинам. Во-первых, решили, что способны выиграть войну самостоятельно. Во-вторых, они не желали возвращаться к политической борьбе без военной поддержки Вьетнама. Это означало сговориться с Лон Нолом, разделить власть с его войсками в сельской местности и возродить легенду о том, что лидером фронта являлся Сианук. Ни один из этих сценариев не прельщал „красных кхмеров“. Они предпочитали гражданскую войну, бомбардировки и подпольную деятельность.

Кроме того, они рассматривали соглашение Вьетнама с Соединенными Штатами как предательство. В конце концов, с 1963 года они честно выполняли свои обязанности, когда речь заходила о Вьетнамской войне. Им не хватало политически подкованных кадров, чтобы управлять территорией, оставленной пномпеньским режимом, и военного штаба, который координировал бы действия крупных подразделений. Кроме того, они нуждались в оружии и боеприпасах, чтобы осуществить наступление на Пномпень. Вдобавок из-за отказа прекратить военные действия они оказались совершенно беззащитны перед воздушными бомбардировками Соединенных Штатов…

…После того как вьетнамцы ушли из Камбоджи, между некоторыми их подразделениями и камбоджийскими войсками произошли небольшие столкновения. Камбоджийцы были рассержены тем, что вьетнамцы захватили с собой свою боевую технику и снаряжение. Камбоджийские коммунисты из Ханоя, которых красные кхмеры всегда подозревали в двуличии, попали под наблюдение. С 1970 года они были бойцами, специалистами и военными советниками. В некоторых районах они провели полезную политическую работу. Однако, начиная с 1972 года, их стали тихо разоружать и удалять от власти. Как вспоминал один из них, „на учебно-подготовительных сессиях они называли нас „ревизионистами“… Нас отстранили от работы; некоторых отправили выращивать перец или пасти скот“. На других были устроены отдельные засады. В начале 1973 года некоторые из них спаслись бегством, примкнув к вьетнамским отрядам, покидавшим Камбоджу. Оставшиеся были казнены красными кхмерами.

В начале 1973 года войска камбоджийских коммунистов атаковали правительственные подразделения по всей стране, чтобы установить контроль над территорией и запустить в действие свои социальные программы. Особенно пристальное наблюдение велось за юго-западными районами страны. Принятые здесь меры включали внедрение кооперативных (коллективных) хозяйств, принудительное выдворение некоторой части населения, подавление буддизма, формирование молодежных групп, для чего детей забирали из семьи, искоренение народной культуры и введение „дресс-кодов“, согласно которым каждый должен был постоянно носить повседневную крестьянскую одежду (она представляла собой хлопчатобумажную робу черного цвета).

В результате жестокости, с которой проводилась эта политика, более двадцати тысяч камбоджийцев нашли убежище в Южном Вьетнаме. Эта политика вытекала из решений, принятых Салот Саром на учебно-подготовительной встрече в 1971 году. Безусловно, она реализовывалась с его одобрения, причем после апреля 1975 года - в общегосударственном масштабе и с большим радикализмом, вылившимся в отмену денег, рынка, школ и эвакуацию целых городов и крупных городских центров.

Упрямство камбоджийских коммунистов побудило Соединенные Штаты вновь нанести бомбовые удары по „красным кхмерам“. Камбоджа стала „идеальным вариантом“, если цитировать одного американского чиновника. Бомбардировки начались в марте 1973 года и были остановлены решением американского Конгресса пять месяцев спустя. За это время четверть миллиона тонн взрывчатых веществ было сброшено на страну, которая не воевала с Соединенными Штатами и на территории которой не было американских солдат. Предположительно, бомбы сбрасывались на военные комплексы и деревни, где, как считалось, укрывались отряды коммунистов. При этом использовались устаревшие карты, тогда как картографическое отображение самих бомбардировок показывает, что они сосредотачивались на густонаселенных пригородах Пномпеня. Количество погибших в результате бомбёжек так и не было точно подсчитано. Высказываются разные предположения - от тридцати тысяч до четверти миллиона жертв. Свыше десяти тысяч убитых из них воевали на стороне коммунистов.

Последствия бомбардировок для сельских жителей были просто катастрофическими. Некоторые ученые доказывают, что американские бомбардировки помогли „красным кхмерам“ заполучить тысячи преданных и горящих жаждой мести новобранцев. Существуют кое-какие свидетельства, подтверждающие это мнение. Совершенно ясно, что, помимо прочего, бомбардировки ускорили разрушение крестьянского общества и облегчили коммунистам путь к установлению политического контроля. Вдобавок они подтолкнули десятки тысяч сельских жителей к переселению в города. Этих запуганных мужчин и женщин камбоджийские коммунисты считали не людьми, а „врагами“. Предубежденность партии против городского населения еще больше возросла. В конечном итоге, воцарившийся хаос сыграл на руку коммунистам. Однако если рассматривать непосредственные последствия, своими бомбардировками американцы все же достигли желаемого результата: коммунисты больше не окружали Пномпень со всех сторон. Война продолжалась еще свыше двух лет».

(Дэвид П. Чэндлер - «Брат номер один»)

Всего этого Виктор П. тогда не знал, да и не мог знать, поскольку Кампучия была для него столь же далека, как остров Таити. Просто после семи лет работы в международном отделе программы «Время», где он прошёл все ступени редакторского ремесла, случилась вот какая история.

Как я уже отмечал, в конце декабря 1978 начале января 1979 года части вьетнамской народной армии в результате блистательного блицкрига разгромили дивизии «красных кхмеров» - своих бывших собратьев по оружию и в известной мере учеников. К началу 1975 году стало ясно, что ни армия Республики Южный Вьетнам, ни камбоджийская республиканская армия Лон Нола не смогут устоять перед натиском частей вьетнамской народной армии и партизанских соединений «красных кхмеров» - этих таинственных «людей в чёрном». В апреле 1975 года всё кончилось.

Но если Сайгон люди с Вьетнамского Севера «зачищали» по тихому, с оглядкой на мировое общественное мнение, то «красные кхмеры» в течение двух-трёх недель очистили крупные города от населения так, что там живой души не осталось.

«Сначала они сказали нам, что американцы бросят на Пномпень атомную бомбу, поэтому нужно уйти подальше в поля, в деревни».

Сколько таких рассказов Виктор наслышался.

Кто они? Как они это сказали? Как вы уехали из Пномпеня?

Часто вместо ответа он наблюдал лишь замешательство у своих собеседников.

Люди, вернувшиеся в марте 1979 года в Пномпень, никогда там раньше не жили. Коренных пномпеньцев можно было сосчитать по пальцам.

Впрочем, после Камбоджи была Сомали, и уж совсем рядом - Югославия. Там жестокостей было не меньше чем в Камбодже. Просто Камбоджа - это 80-ый год, год «зеро» по меткому определению одного француза. Мир содрогнулся, но позднее он стал толстокожим.

«Не лезьте вы не в своё дело. Это была наша война и наша революция. Мы строили новый мир. Новый прекрасный мир. Без денег. Без богатых. Без бедных». Это говорили мне в минуту алкогольного откровения некоторые бывшие «красные кхмеры», перешедшие на другую сторону.

На самом деле «красные кхмеры» во главе с «братом № 1», так соратники величали Пол Пота, создали свой кампучийский «Чевенгур» - большую зону. Но в ней всегда были, есть и будут паханы. И не важно, кто они - функционеры «Ангки», или комиссары в пыльных шлемах. Рано или поздно они приходят и начинают всё делать по-своему.

Егор Тимурович Гайдар - внучок своего дедушки в пыльном шлеме - чем он был лучше Пол Пота?

Лучше! Людей по его приказу мотыгой по темечку не кончали. Денег он не отменял! Просто превратил их в фантики, в то время как его рыжий друг напечатал другие фантики, ценою якобы в две «Волги», а на самом деле в одну бутылку польского спирта «Рояль».

Правда, потом за эти фантики «паханы» скупили всё государство и теперь стали олигархами. А потом пришли другие «паханы» и отобрали у не вписавшихся «в понятия» олигархов их «золотые ключики»!

И чем они лучше Пол Пота?

Просто сегодня быть Пол Потом не модно!

Гламура в нём маловато.

Но это до поры, до времени! Комиссары в пыльных шлемах ждут своего часа.

А потом снова «мир хижинам, война дворцам»! Или «так жить нельзя!»

А как можно неуважаемый «мэтр дю синема»? Как можно жить по вашим едросовским правилам? Как старый «ворошиловский стрелок»…

Яйца этим «олигархическим паханам» отстреливать?

Так против их мордоворотов и Рэмбо - цыпля!

Салот Сар (настоящее имя Пол Пота - Брата № 1) умер в аскетической бедности. И, как говорят, некоторые деревенские жители его оплакивали. Искренне.

Но я слегка отвлёкся.

В этом мире всё предопределено. Вьетнамцы к середине 1979 года прижали «красных кхмеров» к таиландской границе. В Пномпене появилось временное народно-революционное правительство во главе с Хенг Самрином и Пен Сованом.

Хенг - бывший бригадный генерал «красных кхмеров» в начале 1978-го бежал во Вьетнам, чтобы не попасть в страшную тюрьму «Туолсленг».

Пен Сован работал с вьетнамскими товарищами много раньше. Потом в 1982-м или 83-м году его отстранили от власти за националистические настроения. Но суть не в них.

В апреле 1980 года, Виктор П. пил водку с соседом и коллегой по работе на ТВ Анатолием Тютюником. Болел гриппом, а потому имел полное право пить водку.

Неожиданно позвонил редактор отдела Ришат Маматов. Позвонил поздно вечером. Но Виктор ещё мог рассуждать вполне здраво. С Антолием они выпили всего одну бутылку. Вторая была непочатой.

Как дела, старик? - спросил Ришат.

Лечусь, Ришат Хафизович, - отвечал Виктор без особого энтузиазма в голосе. Что-то в этом звонке ему не понравилось.

Ты, это, Виктор, поправляйся радикально, - сказал Ринат. - Завтра кровь из носа, чтоб был в Останкино. Мы тебя в загранкомандировку решили послать.

Не надо так шутить, Ришат Хафизович, - сказал наш герой, чувствуя, что как душа его укатилась за горизонт.

И куда же вы решили меня послать? - спросил Виктор, перехватывая эстафету этого соцреалистического ехидства.

В Кампучию, - сказал Маматов, делая ударение на букве «у».

Вот спасибо Ришат Хафизович, - сказал Виктор. - Век вашей доброты не забуду. - И процитировал не к месту: «Затрахаю, замучаю, как Пол Пот Кампучию».

Ришат рассмеялся в телефонную трубку.

Веселый ты у нас, Виктор…

Да уж куда там?

Завтра в десять у Любовцева, - сказал Маматов. В голосе его зазвенела сталь татарского булата.

Виктор вернулся к столу.

В чём дело? - спросила Мышка с тревогой в голосе.

В шляпе, - сказал Виктор. - Украли шляпу, не стоит плакать! Поедем за границу. В Кампучию.

Как и Ришат, он умышленно сделал ударение на втором слоге.

Водка после этого звонка пошла без особой экспрессии, хотя восторженный сосед неожиданно возбудился романтикой дальних странствий и даже стал предлагать свою кандидатуру в качестве оператора.

Из воспоминаний Виктора П.

На следующее утро после вечернего звонка Маматова ровно в 10.00 м.в. я был в Останкино в кабинете Виктора Ильича Любовцева, который после летуновского инфаркта стал шефом Главной Редакции информации ЦТ. В обиходе - боссом программы «Время». Пропитанный ароматами лаванды Виктор Ильич встретил меня нарочито дружелюбно.

Проходи, Виктор, присаживайся. Кофе будешь?

Я старался выглядеть бодрячком после выпитого накануне. Нёбо напоминало наждачную бумагу, однако же, от кофе я мужественно отказался, понимая, что это всего лишь этикет. Виктор Ильич нервничал. Ведь я не сказал пока ни «да», ни «нет». Неволить меня никто не мог, поскольку загранкомандировка такого свойства могла вызвать небывалый энтузиазм лишь у восторженно-романтических юношей. А я приближался к возрасту Христа накануне его распятия.

Возможно, это прозвучит высокопарно, но у каждого человека есть свой крестный путь и своя Голгофа. Моя - наступила в неполные 34. И длилась моя Голгофа года три-четыре, пока я вновь не обрёл чувство уверенности в своём пути. Но это так, маленькое лирическое отступление.

Поздний же звонок Маматова был вызван тем обстоятельством, что руководство Гостелерадио СССР из-за алчности тогдашнего шефа корсети сильно прокололось с открытием корпункта в Народной Республике Кампучии. Решение об открытии корпунктов двух информационных агентств ТАСС и АПН, а также бюро Гостелерадио было принято на секретариате ЦК КПСС ещё летом 1979 года.

Тассовцы сработали оперативно, учитывая, что завбюро ТАСС Б.К. прибыл в Кампучию едва ли не на плечах второго эшелона Вьетнамской Народной Армии (ВНА). Ему досталась роскошная вилла сгинувшего в полпотовской мясорубке кхмерского профессора, обладавшего, судя по интерьеру комнат, безупречным вкусом и любовью к ангкорской культуре, черный «мерс» из полпотовского гаража, и прочие трофеи.

К нашему приезду в начале июля 1980 года Собашников уже разъезжал на роскошном тойотовском «лендкрузере», приобретённом то ли на средства ТАСС, но скорее полагаю на валюту его «главной конторы».

Олег Антиповский из АПН, тоже проживал в неплохой вилле, хотя приехал в Пномпень лишь в конце 1979 года. Был он малый безбашенный, «отмороженный», как сейчас говорят. Поэтому долго в Пенькове (так наши звали Пномпень) не задержался. Выпивал и не закусывал.

Однажды они напились с третьим секретарём посольства, представителем ССОД (была такая контора под названием Союз Советских обществ дружбы с зарубежными странами, крышевавшая легальных шпионов) Александром Бурсовым, вышли к шлагбауму на перекрестке Сан Нгок Миня и Самдех Пан и стали просить юного кхмерского бойца с «калашом» дать стрельнуть. Потом не поделили пальму первенства и стали драться. Дрались неумело. Бурсов почему-то вцепился зубами в руку Олега и при этом умудрялся завывать «Хелп ми!». Правда, я этой сцены не видел, и, зная злорадство посольского террариума, не очень в эту байку поверил. Но Олег продемонстрировал мне следы бурсовского укуса. Работал ли Антип на «ближних» или «дальних», Бог весть. Скорее был симпатизантом. Делился информацией.

Итак, корпункты ТАСС и АПН - кто лучше, а кто хуже, но как-то действовали. А вот Гостелерадио СССР признаков жизни не подавало, и во время одного из заседаний Секретариата ЦК возник вопрос к Сергею Георгиевичу Лапину, всесильному шефу Гостелерадио СССР, почему его сотрудники ничего из Народной Кампучии не передают?

Ведь такой блестящий фильм о Кампучии сделал по горячим следам Сан Саныч Каверзнев! А что же другие?

Сергей Георгиевич как опытный функционер почувствовал, что дело неладно, но пообещал намылить нерадивым корреспондентам шею. Вот только мылить её оказалось некому. Решение Секретариата ЦК КПСС об открытии корпункта Гостелерадио с резолюцией С. Г. Лапина оказалось «под сукном» у шефа корсети Мелик-Пашаева, который поначалу предлагал возникшую вакансию своим добрым знакомым с радио. Тем, которые «не забудут и не обидят». Но ехать в Кампучию у опытных зубров охочих до загранки охоты не было. Потом шеф корсети советовался с куратором «ближних», но и тот, судя по всему, в запарке афганских событий запамятовал. Так или иначе, о решении Секретариата ЦК КПСС забыли!

И вот теперь Лапину о нём напомнили. А он в свойственной ему иезуитской манере напомнил об этом своему первому заму Энверу Назимовичу Мамедову, остроумному человеку и гэбэшному генералу, которого одни смертельно боялись, а другие смертельно уважали.

Проработав более шести лет на ТВ, я такого большого начальника ни разу воочию не видел. Лапина видел, а вот Мамедова не лицезрел. Бывает!

И вот теперь Виктор Ильич Любовцев, стараясь не смотреть в мои не совсем трезвые очи, с ужасом думает о том, каким я предстану перед «грозой ЦТ».

Ты готов к встрече с Энвером Назимовичем? - спрашивает Любовцев, вкладывая в этот вопрос другой, немой, не названный: «Ты готов ехать в Кампучию?»

Готов, если надо, - говорю я еле слышно из-за пересохшего горла. Единственное желание у меня - выпить стакан воды.

Тогда поднимайся на восьмой этаж. Знаешь, где кабинет Мамедова?

Ну, с Богом, а потом сразу ко мне…

Как давно всё это было. И как давно хочется обо всём забыть. Но это был путь, который моему герою предстояло пройти. И никто этого пройденного пути у него уже никогда не заберёт.

Потому что на этом пути, случались у Виктора П. разные встречи. С разными людьми. Плохими. Хорошими. С добрыми и злыми. Любимыми и просто так.

Однако в тот солнечный апрельский денёк 1980 года, когда я бодрым шагом подходил к знаменитому кабинету грозного зампреда Мамедова на восьмом этаже Останкинского телецентра, я ничего не знал ни о тонкостях жизни в Кампучии, ни о том, как я туда попаду, ни о том, как оттуда вылечу…

Просто я вошёл в приёмную и сказал оторопевшей от моей наглости секретарше:

Я к Энверу Назимовичу, доложите, Виктор П.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

1975 Михаил Кириллов – кинооператор: «Окраина» (1933, с А. Спиридоновым), «Остров сокровищ» (1938), «Кащей Бессмертный» (1945), «Большая жизнь» (1946), «Я вас любил» (1967), «Офицеры» (1971) и др.; скончался 13 января на 67-м году жизни;Любовь Орлова – актриса театра, кино: «Любовь Алены»,

Из книги Сергей Сергеевич Аверинцев автора Бибихин Владимир Вениаминович

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений автора Раззаков Федор

Из книги Антисоветский Советский Союз автора Войнович Владимир Николаевич

Жизнь и судьба Василия Гроссмана и его романа (выступление на Франкфуртской книжной ярмарке по поводу выхода немецкого издания романа «Жизнь и судьба») Люди, следящие за советской литературой, знают, что в огромном потоке книг, которые из года в год издают тысячи

Из книги Владимир Высоцкий: Я, конечно, вернусь… автора Раззаков Федор

1975 Буквально с первых же дней нового года Высоцкий впрягается в интенсивную работу и работает на два фронта: играет в театре и снимается у Иосифа Хейфица в «Единственной». Поскольку съемки проходят на «Ленфильме», ему приходится буквально разрываться между Москвой и

Из книги Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы автора Раззаков Федор

1975 год А помнишь, Кира - письмо к К. ЛаскариАх, как же я соскучилась без дела - дискоспектакль «Алиса в Стране чудес»Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу - посвящение И. БортникуАх, на кого я только шляп не надевал - д/сп. «Алиса в Стране чудес»Ах, проявите интерес к моей

Из книги Знаю только я автора Золотухин Валерий Сергеевич

1975 9 январяПроносятся дни и ничего утешительного не приносят. Высоцкий: «Еще ты будешь грустить - играешь такую роль…» А игра не приносит мне радости, не успеваю я поиграть.В театре дела хреновые. Спектакль не приняли, и в который раз сегодня будет смотреть его

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

С. Бондарчук1 «Судьба человеческая – судьба народная» Режиссер Сергей Бондарчук поставил три фильма – «Судьбу человека», четырехсерийную «Войну и мир» и «Ватерлоо», идущий на экране два с половиной часа. Каждый из них становился событием в искусстве, собирал десятки

Из книги McCartney: День за днем автора Максимов Анатолий

Из книги Мартиролог. Дневники автора Тарковский Андрей

1975 2 января МясноеЭту тетрадь буду кончать здесь, в Мясном. А для Москвы я завел уже следующую - чтобы не возить туда-сюда. Встречали Новый год здесь по-домашнему. Здесь хорошо. Летом кое-что доделаем и, уже наученные зимним опытом, намереваемся встретить следующую зиму во

Из книги Дневник (1964-1987) автора Бердников Леонид Николаевич

1975 год 19 августа.С религией ведется борьба, а религиозное чувство истребляется. Существует убеждение, что все это зло. Счастливое будущее человечества (а подтверждает ли его история именно такую динамику?) будет антирелигиозным.Так ли все это? И не совершается ли здесь

Из книги КОСМОС – МЕСТО ЧТО НАДО (Жизни и эпохи Сан Ра) автора Швед Джон Ф.

Из книги Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники, 1972–1977 автора Стругацкий Аркадий Натанович

1975 Saturn 256: Love In Outer Space. В 1975 г. наложен вокал на инструментальную вещь, записанную в Variety Recording Studios, NYC, 1970.Saturn 256: Mayan Temple. Variety Recording Studios, NYC, June 27,

Из книги Я, Роми Шнайдер. Дневник автора Шнайдер Роми

1975 Письмо Бориса брату, 3 января 1975, Л. - М.Дорогой Аркаша!Ниже следует текст заявки на «Встречу миров».Предлагаем заявку на сценарий полнометражного научно-публицистического фильма «Встреча миров» (название условное). Тема фильма: один из аспектов проблемы контакта

Из книги Кампучийские хроники [СИ] автора Притула Виктор Иванович

1975-1980 Я ничего не могу в жизни - зато на экране я могу всё! «Старое ружьё» - «Женщина в окне» - «Мадо» - «Групповой портрет с дамой» - «Простая история» - «Кровная связь» - «Свет женщины» - «Прямой репортаж о смерти» - «Банкирша» В апреле 1975 года начинается напряжённая

Из книги автора

ПОЛЯ СМЕРТИ. КАМПУЧИЯ ИЮЛЬ 1980 После того как шеф отдела печати МИД НРК дал добро на нашу деятельность в Пномпене, фортуна повернулась к нам лицом.Мы начали снимать телерепортажи. Делать это было с одной стороны просто, но с другой - всякий раз приходилось открывать

В связи с недостаточными знаниями о древних временах, точно неизвестно, когда люди поселились на территории современной Камбоджи. Уголь, найденный в пещере на северо-западе страны, позволяет предположить, что люди, пользовавшиеся каменными орудиями, жили в этой пещере уже около 4000 лет до н.э., а рис выращивали задолго до I столетия н.э. Но первые камбоджийцы пришли на эту территорию задолго до этих дат. Вероятно, они мигрировали с севера. Однако об их языке и повседневной жизни ничего не известно.

В начале первого столетия н.э. китайские торговцы сообщали о существовании в Камбодже различных государств, которые находились как в глубине территории, так и на побережье. Очень многое эти государства переняли от индийской культуры - алфавит, искусство, архитектуру, религии (индуизм и буддизм), а также стратифицированную структуру общества. Распространенные по сей день местные верования в духи предков сосуществовали с индийскими религиями.

Современная культура Камбоджи формировалась в период с I по VI века в государстве Фунань - древнейшем индианизированном государстве в Юго-Восточной Азии. Именно в этот период формировался язык Камбоджи, являющийся частью мон-кхмерской семьи языков и включающий в себя элементы санскрита, иудаизм и буддизма. Например, как подмечают историки, камбоджийцев можно отличить от соседских народов по одежде - вместо соломенных шляп они носили клетчатые шарфы (крамы).

С приходом к власти в 802 году Джаявармана II Фунань был завоеван империей Ангкор. На протяжении последующих 600 лет могущественные кхмерские короли властвовали на большей территории современной Юго-Восточной Азии: от восточных границ Мьянмы до Южно-Китайского моря и от северных границ до Лаоса. При кхмерских правителях был возведен храмовый комплекс Ангкора - самое большое сосредоточение религиозных храмов в мире. Самые могущественные короли Ангкора - Джаяварман II, Индраварман I, Сурьяварман II и Джаяварман VII - поощряли строительство еще одного шедевра древнего строительства - сложной ирригационной системы, включающей в себя бараи (огромные искусственные водоемы) и каналы, благодаря которым урожай риса собирали целых три раза в год. Часть этой системы используется и в наши дни.

Королевство кхмеров (Фунань)

Первые китайские летописцы упоминали о государстве в Камбодже, которое они называли Фунань. Современные археологические раскопки свидетельствуют о жившем в дельте реки Меконг обществе, в своем развитии достигшего стадии торговли. Его расцвет пришелся на период с I по VI века. Археологами произведены раскопки портового города, датируемого I столетием. Город располагался в регионе в Ок-Ео на территории нынешнего южного Вьетнама. Входя в сложную сеть каналов, город выполнял функцию важного связующего звена между Индией и Китаем. Продолжающиеся раскопки в южной Камбодже выявили существование еще одного значимого города неподалеку от современной деревни Ангкор Борей.

Известная китайцам как "Ченла", группа удаленных от побережья государств, располагавшихся на территории от южной Камбоджи до южного Лаоса, достигла своего расцвета в 6-7 веках. Этим периодом датируются первые надписи на камнях на кхмерском языке и первые каменно-кирпичные индийские храмы в Камбодже.

Эпоха Ангкора

Храм Байон прохладным вечером
неподалеку от Ангкор Вата

В начале IX века в Камбоджу вернулся кхмерский (камбоджийский) принц. Вероятно, он прибыл с близлежащих островов Ява или Суматра, где его могли держать в плену местные короли, захватившие некоторые континентальные регионы Юго-Восточной Азии.

Проведя торжественные церемонии в разных областях страны, принц провозгласил себя правителем нового независимого государства, в которое объединились несколько местных княжеств. Центр этого государства находился неподалеку от современного Сиемреапа на северо-западе Камбоджи. Принц, известный как Джаяварман II, ввел культ бога индиузма Шивы, который считался devaraja (в переводе с санскрита - "бог-король"). Культ, согласно которому король олицетворялся с Шивой, сохранялся при королевском дворе Камбоджи на протяжении более двух столетий.

В период между началом IX и началом XV веков в Кхмерском королевстве (известном как Ангкор, по нынешнему названию столицы королевства) сменилось 26 монархов. При преемнике Джаявармана II были построены великие храмы, которыми славится Ангкор. К этой эпохе историки относят более тысячи мест, где были возведены храмы, и более тысячи надписей на камнях.

Король Джаяварман VII, построивший Храм Байон

Среди кхмерских королей, поощрявших строительство, особенно выделяются Сурьяварман II, во время правления которого в середине XII века был возведен храм Ангкор-Ват , и Джаяварман VII, благодаря которому был построен храм Байнон в городе Анкор-Тхом, а полвека спустя - несколько других храмов. Помимо храмов, Джаяварман VII, ревностный буддист, также строил больницы и дома отдыха вдоль дорог, сетью покрывавших королевство. Однако большинство монархов интересовала скорее демонстрация и усиление своей власти, нежели благополучие своих подданных.

Древний город Ангкор

На этой карте представлена схема древнего города Ангкор, столицы Кхмерской империи в период с IX по XV века. Огромные каменные храмы города являлись как центрами светской жизни, так и религиозными символами философии индуизма. По мнению историков, сеть каналов и бараев (водоемов) использовались для орошения.

На пике своего расцвета в XII веке, в Кхмерскую империю входили части территорий современных Вьетнама, Лаоса, Таиланда, Мьянмы (бывшей Бурмы) и Малайского полуострова. В Таиланде и Лаосе до наших дней сохранились руины и надписи того времени. Короли Ангкора собирали дань с небольших королевств на севере, востоке и западе, а также торговали с Китаем. Столица королевства находилась в центре обширной сети резервуаров и каналов, которые, по мнению историков, использовались для орошения. Многие историки полагают, что система орошения, обеспечивая богатые урожаи, способствовала поддержанию большой численности населения, а люди были нужны правителям для того, чтобы строить храмы и сражаться в войнах. Величественные храмы, обширная сеть дорог и оросительных каналов, выразительные надписи - все это создавало иллюзию стабильности, которой, однако, противоречил тот факт, что многие кхмерские короли взошли на трон путем свержения своих предшественников. Надписи свидетельствуют о том, что королевство часто сотрясали мятежи и вторжения иноземцев.

Историки до сих пор не могут выявить причины упадка Кхмерской империи в XIII и XIV веках. К этому могло привести развитие могущественных тайских королевств, которые в прошлом платили Ангкору дань, а также потери населения в войнах против этих королевств. Еще одной причиной могло стать распространение Тхеравады - буддисткой доктрины, согласно которой каждый человек может достичь нирваны благодаря надлежащему образу жизни и медитации. Эгалитарные идеи этой школы подорвали иерархическую структуру камбоджийского общества и власть великих индийских династий. После вторжения тайцев в 1431 году остатки знати Камбоджи переселились на юго-восток, ближе к городу Пномпень.

Императоры Кхмерской Империи в период с 770 по 1336 годы
Джаяварман II 770 - 850
Джаяварман III 839/850 - 860
Рудраварман 860 - 877
Индраварман I 877 - 889
Яшоварман I 889 - 910
Харшаварман I 910 - 923
Ишанаварман II 923 - 928
Джаяварман IV 921 - 941
Харшаварман II 941 - 944
Раджендраварман II 944 - 967
Джаяварман V 968 - 1001
Удаядитьяварман I 1001 - 1002
Джаявираварман 1002 - 1006/11-12
Сурьяварман I 1001 - 1050
Удаядитьяварман II 1049 - 1066/7
Харшаварман III 1066 - 1080
Джаяварман VI 1080 - 1107
Дхараниндраварман I 1107 - 1112/13
Сурьяварман II 1113 - 1150
Дхараниндраварман II 1150 - 1160
Яшоварман II 1160 - 1166
Трибхуванадитьяварман 1166 - 1177
Джаяварман VII 1181 - 1218
Индраварман II 1218 - 1243
Джаяварман VIII 1243 - 1295
Индраварман III 1295 - 1308
Индраджаяварман 1308 - 1327
Джаяварман IX или Джаяварман Парамешвара - последний император Кхмерской Империи с 1327 по 1336 год

Смутные времена

В XVI веке королевства Юго-восточной Азии постоянно воевали между собой. Королевство Аютия (современный Таиланд) расширило свои границы на север и восток, завоевав большую часть государств Ланна и Лансанг (современный Лаос). Даи Виет (современный Таиланд) разросся на юг, захватив оставшуюся территорию королевства Чампа и южную окраину королевства Ловек (ныне - Камбоджа). Таунгу стал территорией современной Мьянмы.

О четырех столетиях запустения Ангкора осталось мало сведений, поэтому историкам об этом периоде практически ничего не известно, за исключением лишь общего представления. Несмотря на частые вторжения тайского королевства Аютия и нашествия вьетнамских войск, Камбодже удалось сохранить свой язык и культурное наследие. На протяжении этого периода Камбоджа оставалась довольно процветающим королевством с развитой торговлей. Столица государства находилась в городе Ловек, расположенном неподалеку от современной столицы Пномпень. Европейцы писали о набожности буддистского населения королевства Ловек. В тот период было создано самое значимое литературное произведение Камбоджи - "Римкер", по сюжету индийского мифа о Рамаяне.

В конце XVIII века гражданская война во Вьетнаме и беспорядки, вызванные вторжением бирманцев из Аютии, распространились и в Камбодже, разорив этот регион. В начале XIX века, недавно пришедшие к власти во Вьетнаме и Таиланде династии соперничали за право контроля над Камбоджей. Последовавшие военные столкновения, начавшиеся в 30-х годах XIX века, практически опустошили Камбоджу.

Французское правление

Пномпень

Пномпень, как и планировали французы, стал напоминать провинциальный французский городок. Ко второй половине XIX века Франция начала колониальное вторжение на полуостров Индокитай, находящийся между Индией и Китаем. В 1863 году Франция приняла просьбу короля Камбоджи установить протекторат над его крайне ослабленным королевством, таким образом положив конец разделу страны между Таиландом и Вьетнамом. На протяжении последующих 90 лет Камбоджа находилась под управлением Франции. Теоретически управление Камбоджей должно было сводиться к непрямому контролю, однако на самом деле за французскими властями всегда оставалось последнее слово в решении всех важных вопросов, в том числе в избрании камбоджийских королей. Оставив неизмененными организации и институты страны (включая монархическую форму правления), Франция постепенно развивала в Камбодже государственный аппарат по французскому образцу. Не уделяя внимания образованию, французы строили дороги, портовые сооружения и другие объекты общественного пользования. Пномпень, как и планировали французы, стал напоминать провинциальный французский городок.

Экономика Камбоджи получала намного больше французских инвестиций, чем экономика Вьетнама, который тоже находился под контролем Франции. Французы вкладывали средства в выращивание каучука на плантациях в восточной Камбодже, а также способствовали экспорту больших объемов риса. Был восстановлен храмовый комплекс в Ангкоре и расшифрованы ангкорские надписи, пролившие свет на средневековое наследие и пробудившие в камбоджийцах гордость за прошлое своей страны. Так как французы оставили нетронутыми монархическую систему правления и буддизм, а также не вмешивались в сельскую жизнь страны, антифранцузские настроения развивались медленно.

В 1953 году, благодаря мастерски выполненным политическим ходам, королю Сиануку удалось восстановить независимость Камбоджи. Во время Второй мировой войны (1939 - 1945) японские войска вторглись в Индокитай, но не стали свергать компромиссно настроенные французские власти.

В 1945 году, когда поражение в войне было неизбежным, Япония положила конец французскому правлению в Камбодже и создала формально независимое правительство во главе с недавно взошедшим на трон королем Нородомом Сиануком. В начале 1946 года Франция вновь установила протекторат над Камбоджей, однако оставила стране право самостоятельно составлять конституцию и формировать политические партии.

Индокитайская война (1946-1954)

Вскоре после этого беспорядки охватили весь полуостров Индокитай. Националистские группировки (некоторые из них придерживались коммунистических взглядов) вели борьбу за независимость Камбоджи от Франции. Самые крупные сражения произошли во время Первой Индокитайской войны (1946-1954) на территории Вьетнама. В Камбодже придерживающиеся коммунистической идеологии партизаны, объединившись с вьетнамскими коммунистами, взяли под контроль большую часть страны. Однако, благодаря мастерски выполненным политическим ходам, королю Сиануку удалось восстановить независимость Камбоджи в 1953 году (на несколько месяцев раньше, чем во Вьетнаме). По Женевскому соглашению 1954 года, ознаменовавшему окончание Первой Индокитайской войны, правительство Сианука признавалось единственной законной властью в Камбодже.

Современное положение

Проведенная Сиануком кампания за независимость обогатила его политический опыт и преумножила его амбиции. В 1955 году он отрекся от трона в пользу своего отца, чтобы без ограничений монархической власти со стороны конституции полностью посвятить себя политической карьере. С целью перекрыть дорогу недавно образовавшимся политическим партиям, Сианук основал национальное политическое движение "Народное социалистическое объединение" (Sangkum Reastr Niyum), членам которого запрещалось вступать в политические партии. Популярность Сианука и бесчинства со стороны полиции на избирательных участках обеспечили "Народному социалистическому объединению" победу на национальных выборах в 1955 году. Сианук занимал пост премьер-министра Камбоджи до 1960 года, когда после смерти его отца он был провозглашен главой государства. Сианук пользовался широкой поддержкой среди населения, однако был беспощаден к своими оппонентам.

В конце 50-х годов XX века в Азии стало отчетливее ощущаться влияние "холодной войны" - периода напряженных отношений между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР и его союзниками, с другой стороны. В таких условиях иностранные государства, в их числе - США, СССР и Китай, старались добиться расположения Сианука. Для этих государств важность Камбоджи объяснялась растущим напряжением в соседнем Вьетнаме, на севере которого господствовал коммунистический режим, а на юге - западные страны. СССР поддерживал вьетнамских коммунистов, США выступали против них, а Китай стремился получить контроль над Вьетнамом, руководствуясь вопросами безопасности. Каждое из государств надеялось, что поддержка Камбоджи укрепит его положение в Юго-Восточном регионе. Однако Сианук сохранял нейтралитет, обеспечивший Камбодже значительную экономическую помощь от стран-соперниц.

Король Сианук

В 1965 году Сианук разорвал дипломатические отношения с США. Одновременно с этим он разрешил коммунистам на севере Вьетнама, которые участвовали во Вьетнамской войне против США и юга Вьетнама, разместить в Камбодже свои базы. По мере усугубления военного конфликта во Вьетнаме, на Сианука увеличивалось давление со стороны радикальных и консервативных группировок. Коммунистическая организация Камбоджи, известная как Рабочая партия Кампучии (впоследствии переименованная в Коммунистическую партию Кампучии), ушедшая в подполье после неудавшихся попыток добиться уступок по Женевскому соглашению, сейчас снова начинала разворачивать сопротивление. В экономике Камбоджи усиливалась нестабильность, и Сиануку становилось трудно управлять страной в одиночку. Нуждаясь в экономической и военной помощи, Сианук возобновил дипломатические отношения с США. Вскоре после этого, в 1969 году, американский президент Ричард Никсон санкционировал бомбардировку Камбоджи с целью разрушить расположенные там убежища вьетнамских коммунистов. Бывший Король Сианук скончался в 2012 году.

Кхмерская Республика

Красные кхмеры

В марте 1970 года Национальная ассамблея, обладающая в Камбодже законодательной властью, свергла Сианука, пока тот пребывал за границей. За государственным переворотом стояли прозападные и анти-вьетнамские силы. Пришедший к власти премьер-министр Камбоджи, генерал Лон Нол, направил плохо вооруженную армию дать отпор вьетнамским коммунистическим силам, расположившимся неподалеку от границы. Лон Нол надеялся, что благодаря помощи США он одержит победу над противником, но в то время все силы американцев были брошены на военные действия во Вьетнаме. В апреле американские и южновьетнамские войска вторглись на территорию Камбоджи в поисках северовьетнамских сил, которые отступали в глубь страны. В течение следующего года северовьетнамские войска разбили наступление армии генерала Лон Нола.

В октябре 1970 года Лон Нол провозгласил Кхмерскую республику. Скрывавшийся в Китае Сианук, несмотря на его отсутствие, был приговорен к смерти. К тому времени лидеры Китая и Вьетнама убедили принца сформировать правительство в изгнании при поддержке Северного Вьетнама. Парламентское большинство представляла Коммунистическая партия Кампучии, которую Сианук называл Khmer Rouge (в переводе с французского - "красные кхмеры").

В 1975 году, несмотря на значительную помощь от США, Кхмерская республика пала и "красные кхмеры" заняли Пномпень.

США продолжали бомбардировки Камбоджи до тех пор, пока в 1973 году Конгресс США не остановил военную кампанию. К тому времени армия Лон Нола сражалась не только против вьетнамцев, но и против "красных кхмеров". Генерал потерял власть над большей частью сельской местности страны, которая была разрушена в ходе американских бомбардировок. Военные столкновения нанесли огромный урон инфраструктуре страны и унесли множество жизней. Сотни тысяч беженцев хлынули в города. В 1975 году, несмотря на значительную помощь от США, Кхмерская республика пала, и "красные кхмеры" заняли Пномпень. Спустя три недели северовьентнамские силы одержали победу над югом Вьетнама.

Демократическая Кампучия

Пол Пот - это псевдоним командира камбоджийских партизан Салот Сара, организовавшего коммунистическую партию "красных кхмеров". Свергнув генерала Лон Нола в 1975 году, "красные кхмеры" установили жестокий коммунистический режим, который господствовал в стране до 1979 года.

Оккупировав города, "красные кхмеры" направили всех городских жителей в сельскую местность для выполнения сельскохозяйственных работ. Эта мера свидетельствовала о презрительном отношении "красных кхмеров" к городскому населению, а также отражала их утопическую идею превратить Камбоджу в страну трудолюбивых крестьян. Во главе режима стоял Салот Сар, который использовал псевдоним "Пол Пот". Управляя режимом тайно, Пол Пот не появлялся на публике. Правительство, называвшее себя "Демократическая Кампучия", заявляло о стремлении к независимости от иностранных государств, однако принимало экономическую и военную помощь от своих главных союзников - Китая и Северной Кореи.

Бесчинства "красных кхмеров". На протяжении второй половины 70-х голов "красные кхмеры" под предводительством Пол Пота истребили около 1,7 миллионов человек. На этом фото изображены человеческие кости и черепа в музее Камбоджи, который во время правления Пол Пота служил тюрьмой и местом пыток.

Не причисляя себя к коммунистам, "красные кхмеры" оперативно ввели в действие ряд долгосрочных и зачастую трудноосуществимых социалистических программ. Самые влиятельные члены нового парламента были в большинстве своем безграмотными сельскими жителями, сражавшимися в гражданской войне на стороне "красных кхмеров". "Демократическая Кампучия" радикально ограничила свободу слова, передвижений и собраний, а также запретила все религиозные обычаи и традиции. Власти контролировали все каналы связи, доступ к пище и информации. Отношение к бывшим городским жителям, которых теперь называли "новые люди", было особенно пренебрежительным. "Красные кхмеры" истребляли интеллигенцию, торговцев, чиновников, членов религиозных групп и всех, кого подозревали в несогласии с курсом партии. Миллионы камбоджийцев насильно переселялись, лишались пищи, подвергались пыткам и принуждались к работам.

Почти 1,7 миллионов камбоджийцев было
уничтожено красными Кхмерами
(четверть населения страны)

За все время пребывания у власти "красных кхмеров" почти 1,7 миллионов камбоджийцев было уничтожено, умерло от тяжелого труда или голода.

Стремясь вернуть территории, утраченные Камбоджей много столетий назад, "красные кхмеры" организовывали нападения на соседние страны. После того, как во Вьетнаме (в то время объединенным под властью коммунистов) развязался военный конфликт, идеология "Демократической Кампучии" стала носить открыто расистский характер. Проживавшие в Камбодже этнические меньшинства, в том числе китайцы и вьетнамцы, подвергались гонениям, высылались из страны или массово уничтожались. С целью избавления от государственных изменников, в правящей партии стали проводиться чистки. Были убиты сотни тысяч жителей восточной Камбоджи, подозревавшиеся в пособничестве с Вьетнамом. За все время пребывания у власти "красных кхмеров" почти 1,7 миллионов камбоджийцев (более пятой части населения страны) было уничтожено, умерло от тяжелого труда или голода.

Современное развитие

Страны АСЕАН

В октябре 1991 года в Париже воюющие политические группировки Камбоджи, ООН и ряд заинтересованных иностранных государств подписали соглашение, нацеленное на прекращение конфликта в Камбодже. Соглашением предусматривалось временное разделение власти между Временным органом ООН в Камбодже и Верховным Национальным Советом, в который вошли представители различных политических группировок Камбоджи. Принц Нородом Сианук, бывший король и премьер-министр Камбоджи, возглавлял Верховный Национальный Совет.

Парижское соглашение и протекторат ООН вывели Камбоджу из состояния изоляции и способствовали формированию многопартийности, о которой страна забыла еще с начала 50-х годов. Временный орган ООН в Камбодже спонсировал выборы в национальную ассамблею в мае 1993 года, и впервые за всю историю страны силовой режим не получил поддержку большинства избирателей. Роялистская партия, известная под французской аббревиатурой FUNCINPEC, получила большинство мест в парламенте. Народная партия Камбоджи, возглавляемая Хун Сеном, стала второй. Не желая отдавать власть, Хун Сен угрожал сорвать выборы. В результате компромиссного соглашения был сформирован трехпартийный парламент, возглавляемый двумя премьер-министрами. Принц Нородом Ранаридд, один из сыновей Сианука, стал министром от FUNCINPEC, а пост второго министра занял Хун Сен.

Ратифицировав новую конституцию в сентябре 1993 года, парламент восстановил монархию и провозгласил Королевство Камбоджа. Сианук стал королем страны во второй раз. После выборов 1993 года ни одно иностранное государство не признавало Демократическую Кампучию в качестве законного правительства Камбоджи. Демократическая Кампучия утратила членство в ООН, а также лишилась почти всех источников иностранной помощи.

Казавшееся невозможным разделение власти между Ранариддом и Хун Сеном функционировало на удивление успешно на протяжении последующих трех лет, однако отношения между партиями нельзя было назвать ровными. Контроль над армией и полицией фактически обеспечивал Народной партии Камбоджи власть в стране и доминирующую роль в коалиционном парламенте. В июле 1997 года Хун Сен организовал политический переворот, свергнув принца Ранаррида (находившегося в то время в отъезде) и назначив на его место Унг Хуота, более уступчивого члена FUNCINPEC. Действия Хун Сена повергли в шок иностранные государства и отложили принятие Камбоджи в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В конце 1997 года Камбоджа оставалась единственной страной в регионе, не состоявшей в АСЕАН.

г. Обама и г. Хун Сен

Несмотря на государственный переворот, назначенные на июль 1998 года выборы прошли, как и было запланировано. Сотни иностранных наблюдателей подтвердили, что голосование было относительно свободным и честным. Однако до и после выборов Народная партия Камбоджи организовывала нападения на кандидатов от оппозиции и членов партии. Десятки людей были арестованы, несколько человек убиты. Народная партия Камбоджи набрала наибольшее число голосов. Но результаты голосования, особенно в городах, где местные власти не могли контролировать избирательный процесс, свидетельствовали о том, что партия не пользовалась массовой поддержкой народа. Принц Ранаридд и еще один кандидат от оппозиции Сэм Рэйнси бежали за границу и опротестовали результаты выборов. В ноябре Народная партия Камбоджи и FUNCINPEC достигли соглашения, по которому Хун Сен становился единственным премьер-министром страны, а Ранаридд занимал пост президента Национальной ассамблеи. Стороны сформировали коалиционное правительство, разделив между собой контроль над различными министерствами. В начале 1999 года с целью сформировать Сенат, создания которого требовало соглашение 1998 года, в конституцию страны были внесены изменения. Вскоре после этого признаки стабилизации политической ситуации в Камбодже способствовали принятию Камбоджи в АСЕАН.

В 1998 году умер Пол Пот, и к началу следующего года оставшиеся войска и лидеры "красных кхмеров" объявили о своей капитуляции. Мятежные войска были присоединены к армии Камбоджи. В 1999 году были арестованы два лидера "красных кхмеров". Им были предъявлены обвинения в геноциде за совершенные ими злодеяния.

Со времени заключения Парижского соглашения в 1991 году экономический рост Камбоджи зависел от миллионов долларов, поступавших в страну в виде иностранной помощи. Однако интерес к Камбодже со стороны иностранных государств ослаб, что привело к уменьшению экономической поддержки. Эта тенденция наряду с недостаточной открытостью политической жизни страны обуславливает слабые шансы Камбоджи выйти на путь демократического развития, а также устойчивого экономического роста.