Сценарий тематического занятия «Святки-Колядки» для детей средней группы. Полезные ссылки Подвижная игра на колядки средняя группа

Цель : вызвать интерес к традициям и искусству русского народа.

Ход утренника

Звучит хороводная мелодия. Выходят ряженые, осыпают зрителей зерном и поют песенку.

Ряженые.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю,

На Новый год, на новое счастье.

Уходи, ненастье.

Уродись, пшеничка,

Колос-чечевичка,

На поле - копнами,

На столе - пирогами.

Позвольте к вам войти.

Год у коляды на пути?!

Медведь. Дома ли, дома хозяин дома?

Хозяин. Дома я, дома.

Ряженые.

Желаем счастья, здоровья хозяину дома.

А хозяюшка дома?

Хозяюшка . Дома я, дома, дорогие гостеньки.

Ряженые.

Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья.

И деткам вашим желаем большого счастья.

Хозяюшка.

Спасибо, гостеньки, вам,

Что пришли на праздник к нам!

Ряженые (поют).

Коляда, коляда!

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла,

Коляда, коляда -

Радость - не беда.

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Хозяин.

Хорошо вы пели,

Есть, наверно, захотели?

Баба-Яга.

Чем, хозяин, нас одарите,

Что вы нам сейчас подарите?

Хозяюшка.

Не плясали, мало пели,

Угощенья захотели?

Погодите же, постойте,

Попляшите и попойте.

Ряженые (поют частушки, пляшут).

Коляда, коляда,

На столе стоит еда -

Каша овсяная,

Голова свиная.

Коляда, коляда,

Покатилася звезда

К нам сюда на Святки,

Подпалила пятки.

Коляда, коляда,

Есть у нас вкусна еда,

Это радость - не беда,

Подавай ее сюда!

Коляда, коляда,

Очень даже молода.

Дай конфеток коробок

Или сунем вилы в бок.

Хозяйка (подает конфеты, пироги).

Вот конфет коробок

Да пирогов лоток.

Начинаются зимние Святки,

Подходите поближе, ребятки.

Хозяйка (показывает мешочек с деньгами).

А вот мешочек с деньгами,

Расплачусь сейчас я с вами.

Ряженые (в ответ).

Кто дал пироги -

Тому рожь густа, примолотиста.

Из полузерна - пирог,

С голенище - широк.

Кто дал мяска -

Тому двор живота.

А хозяину с хозяюшкой

Наш земной поклон. (Кланяются.)

Козел.

Впереди у нас дорожки,

Нам опять колядовать,

Коляда, бери-ка ложки,

Будем «Барыню» играть.

Баянист наигрывает «Барыню», а дети подыгрывают ему на ложках. Затем все уходят с песней и хороводом.

Хозяйка.

Приходила коляда,

С колядой была звезда.

Ты куда пошла опять,

Коляда, колядовать?


Развлечение в средней группе «Рождественские колядки»

Цель: познакомить детей с одним из зимних праздников – Колядки; приобщать детей дошкольного возраста к русской народной культуре, традициям.

Задачи:
1. Развивать интерес к русскому народному творчеству.
2. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.
3. Воспитывать чувство патриотизма.
4. Вводить фольклор в повседневную жизнь.

Ход:
Воспитатель:- Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?
Хозяйка:- Заходите, гостям завсегда рады!

Воспитатель:
Пришла коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Как зашли мы, да в хорошую хату.
Здравствуйте, хозяева!
Щедрый вечер, добрый вечер!

Хозяйка:
Добрый вечер, добрым людям!
Пусть весёлым праздник будет!
С праздником всех поздравляю!
Счастья от души желаю!
Колядовщики-дети:

1. Мы пришли вас прославлять

Да хозяев величать.

Ой, колядка, коляда,

Всем здоровья принесла.

2. Как на улице мороз

Подмораживает нос,

Не велит долго стоять,

Велит песни распевать.


3. Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

На телят, на жеребят

И на маленьких ребят.

Чтоб здоровы были,

Много лет жили.

4. Всем людям добрым

Желаем добра, золота, серебра!

5. Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

6. Доброго здоровья!

Маслица коровьего!

Колядовщики-взрослые:

1. Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Колядовщики-дети:

7. Что с ногами не пойму!

Вправо, влево носятся,

Не стоят они на месте,

В пляску так и просятся!

Частушки:

1.Мы частушки на колядки
Развеселые споем,
Вы нас слаще угощайте,
А то обидимся – уйдем!

2.Мы пойдем колядовать,
Чтобы доллар опускать.
Поддержите нас, друзья,
Вся страна — одна семья!

3.Сеем, веем, развеваем
И достатка вам желаем,
Не скупитесь на блины,
Чтоб красиво пели мы.

4.Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!

5.Не скупитесь на колядки,
Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Вам удачу принесет!

6.Мы с козой колядовали,

Уморилися, устали, Вместе дело спорится,

Дай вам бог здоровьица!

Воспитатель: Наша зимушка – зима хоть и морозна, да весела.

Дети выводят козу (ребёнок в маске козы).

Все: Мы не сами идём, мы козу ведём!
Дети:
1: Где коза ходит, там пшеница родит!
2: Где коза хвостом, там жито кустом!
3: Где коза рогом, там жито стогом!

Коза сначала кланяется, затем пляшет под плясовую музыку, а потом вдруг делает вид, что спотыкается и падает.

Хозяйка: А что случилось? Почему Коза упала?

Дети:
1: Наша Коза просит угощения. Тогда она встанет и ещё попляшет.
2: Нашей Козе немого надо: ведёрочко гречки на перепечки.
3: Решето овса, сверху колбаса, да три куска сала, чтобы Коза встала.
Козе дают угощение, после чего она продолжает свою пляску, а затем раскланивается.

Гадание-игра «Профессии».
Воспитатель:- Посмотрите, на лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут вокруг лавочки и произносят слова:
Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!

Дети достают из горшочков карточку с изображением какой либо профессии и рассказывают, кем они станут.
Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!

Проводится игра «Бубен».
Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.
Колядовщики-дети:

1. Кто даст пирога-

Тому рожь густа.

С зёрнышка пирог,

С полузёрнышка- блинок.

2. Кто даст пирога-

Тому двор живота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

3. Не пора ли вам, хозяюшки,

Колядовщиков одарить!

Щедро всем распорядитесь!

(Хозяева, родители одаривают колядовщиков).

Все: Спасибо!

Колядовщики-дети: 6. Будьте здоровы! 7. Счастливы будьте!

Все: Живите без бед много – много лет! (разбрасывают зерно, горох и др.)

Песня «Прощание с Новым годом»

1. Споем простую песенку, о том, как старый год
Уходит тихо в прошлое, а новый настает.
2. И радостно, и грустно нам прощаться навсегда,
Но время нас уносит вдаль, как талая вода.
3. Бегут навстречу новые, веселые деньки,
Сулят нам много радости на елках огоньки.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками.

Задачи:

Познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, гаданиям, пляскам;

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание;

Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Звучит фонограмма русской народной песни.

Ведущий:
Дети! Велено до вас
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой
Нашей матушкой — Зимой.
(Читает указ).
Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям города, села
Приходить на праздник!
Непременно все должны
Быть на празднике Зимы.

Ведущий:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Руку дай скорее, друг!
Ждем вас всех в веселый круг!
Дети танцуют под фонограмму песни "Светит месяц", выполняя движения по показу взрослых.

Ведущий: Приглашаю вас справить великий праздник - Рождество Христово Рассказ о славянском празднике «Коляда»

У славян начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина,пекла круглый хлеб. Вся семья собиралась за столом. Стол застилалсяскатертью, под которую клалисоломуилисено. На столе рождественскаякутьядакаша. Обязательно на блюде пирог икренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста - коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков.

Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу -колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия. Юноши и девушки “наряжаются в хари (маски)” коней, коз, коров, медведей и других животных, и ряженные ходят по дворам, поют колядки — песни, прославляющие Коляду, приносящего всем благо. Славят хозяев, желают благополучия дому и семье, а за это требуют подарки, шутливо предрекая разорение скупым.

Раньше изредка и сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой. Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество. Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

Ведущий: Давайте мы поздравим друг друга с Рождеством и споем «Колядку»:

Коляда! Коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла,
Рождество принесла!
Коляда-молода
Зашла в новы ворота,
А за ней и Мороз
Через тын перерос.
Принес он холод,
Так что дед Архип стал молод.
Мороз не велик,
Да стоять не велит.
Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать!

Ведущий:
Коляда, Коляда, не хочешь пирога?
С луком, с перцем,
С комариным сердцем.

Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный. Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Игра "Пирог".
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий "пирог". Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах "высокинький" поднимают руки вверх, "широкинький" — разводят в стороны, "мякошенький" — гладят по животу. Сразу после слов "Режь его да ешь" к "пирогу" бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется "пирога", уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать "пирог".
Выигрывает группа, забравшая больше "пирогов".

Ведущий:
А сейчас мы предлагаем вам игру —
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Перетягивание каната

Ведущий: Хоть игра, да в ней намёк добрым молодцам урок!

А сказочку мою новогоднюю хотите послушать?

Только помощь мне ваша нужна будет… дам я вам инструменты шумовые. Сказку мы вместе и расскажем.

Раздаёт шумовые инструменты детям

Сказочка-шумелка «Ёлочка»

Росла в лесу ёлочка-стоим на месте, вытянув руки в стороны
По её веточкам прыгали белки-прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел -«летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом-вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).

Иногда мимо проходил большой медведь - ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик - подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок - дуем
Ночью над ней загорались звёздочки-вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

Летом около неё летали комарики - шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки - рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

(озвучивание сказки шумовыми инструментами)

Ведущий: Спасибо ребятушки, интересная у нас получилась сказочка.

Святок не бывает без гаданий. Особенно девушки любят гадать. Узнать свою судьбу.

Поёт

Гадай-гадай девица

В кой руке достанется

Жизнь пойдёт покатится

Попригожей - срядится

Молодцу достанешься…

А давайте-ка и мы с вами погадаем…

Гаснет свет. Ведущий ставит свечу.

В каждой чашке с зерном скрыта ваша судьба. Каждая вещь - предсказание.

Несколько детей достают из чашки предметы.

Монетка - к богатству

Хлеб - к сытой жизни

Зеркало - к новым нарядам

Ведущий: А давайте еще мы погадаем, под горшочки мы заглянем.
(Проводится игра «Гадание на горшочках». Посередине зала на столе стоят пять горшочков.)
Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек - что сбудется, станется? Плохое пусть останется. (Из горшочка вынимают полотенце - рушник).

Ведущая : Полотенце! Далеко расстилается… ждет дорога дальняя, путешествие.
(Дети снова идут по кругу, проговаривают слова. Второй горшочек - с булкой).

Ведущая : Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме достаток будет, благополучие.
(Дети берутся за руки и снова идут по кругу, проговаривают слова. В третьем горшочке - кольцо).

Ведущая: Колечко! Сейте муку, пеките пироги! Скоро гости будут, а к девицам - женихи!
(В четвертом горшке - лента).

Ведущая: Лента! Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи. Златом перелеваючи! Лента - к богатству, прибыли.
(В пятом горшке - пуговица).

Ведущая : Пуговица! Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить нам всем в большой семье счастливой жизнью.

Ведущий: Следующее гадание по профессиям для детей: что попадется, то и сбудется (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские - парикмахер

2. Сантиметр - портной

3. Книжка - писатель, учёный

4. Муз.инструмент - музыкант

5. Краски - художник

6. Градусник - врач

7. Машина - водитель

8. Монет - бухгалтер, кассир, банкир.

Ведущий: А, еще есть такая примета - если звездочку с неба поймаешь… и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Ловите звездочки желаний.

Ведущая : Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание. Только берегите звездочку.

Ведущий: И конечно же играли в разные игры, которые мы с вами и поиграем.

Игра "Жмурки"
"Жмурке" завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают.
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
Участники игры разбегаются, "жмурка" их ловит. Тот, кого он поймал, становится "жмуркой".

Ведущий: А теперь игра не развлечение

И с большим, большим значением

Чтоб был долог колосок

Чтобы лён вырос высок

Прыгайте как можно выше

Можно прыгать выше крыши.

Игра «Чудеса в решете».

4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

«Дедкины потешки»
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь» (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).

2. Баран - буян залез в бурьян.

3. Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

4. Сколько не ело сито,
Ни разу не было сыто.

5. На возу лоза, у воза коза.

Давайте поиграем в игру «Горячий пирог»

Выбираются две команды, которые встают в две линии (в каждой чередование: мальчик, девочка) лицом друг к другу. Условие - играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мячаруками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

«Золотые ворота»
Золотые ворота, пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй запрещается,
А третий раз не пропустим вас!

Ведущий: А вы хитрые, ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

1. Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

На спинке - щетинка.

(Колядующие отгадывают: поросенок).

2. Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Колядующие снова угадывают: петух).

3. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По полю кочует,

Коноплю ворует!

По дворам летает,

Крохи собирает!

(Колядующие задумываются… Воробей)!

4. Горбатый кот

Девкам плечи трет.

С самого утра

Пошел со двора,

На берегу валялся,

А в воде не купался!

(Коромысло).

5. В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзынь-дзынь,

На полу — топ-топ.

(Балалайка).

Летом сидит, а зимой бежит. (коньки)
В гору деревяшка, а с горы - коняшка. (сани)
12 братьев друг за другом идут, друг друга не обходят. (12 месяцев)
Шуба бела весь свет одела. (снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок? На ногах его - копытца, ест и пьет он из корытца. (поросенок)

Ведущий: Веселились на загляденье, заслужили угощенье!

Угощает детей баранками

Всё ли вам понравилось?

Что запомнилось больше?

Ведущий: Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра!

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов!

Доброго здоровья!

Маслица коровья!

Кому песни поем, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется.

Мероприятие заканчивается веселым танцем под песню «Потолок ледяной»
(В соответствии с текстом дети выполняют движения).

Чтобы скачать материал или !

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №28-2«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей «Рябинка»

Составители: Щипачева Татьяна Александровна,

воспитатель высшей кв.категории,

Набокова Людмила Николаевна,

музыкальный руководитель 1 кв.категории.

г.Ревда, 2017 г.

ПРОЕКТ «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ»

Характеристика проекта:

По доминирующему методу: игровой, информационно-творческий.

По характеру содержания: ребёнок, общество и культура.

По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в контакте с одной возрастной группой.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.

Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Участники проекта:

Воспитатели.

Музыкальный руководитель.

Ожидаемый результат:

Для детей:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Для педагогов:

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

Самореализация.

1. Целепологание – вызвать интерес к познавательной деятельности.

Задача. Ознакомительная беседа о значении, обычаях праздника «Святки».

2. Разработка проекта:

Задачи: Составить план по ознакомлению с обычаями празднования Святок

Образовательная область: музыка.

Виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения.

3. Выполнение проекта

Цель: активное участие в проекте.

Сроки реализации: январь 2017.

Работа с детьми: Песня «Зимушка хрустальная», песня-закличка

«Приходила коляда накануне Рождества!», «Частушки на колядки»,

хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!»,

хороводные игры: «Шел козел по лесу», «Бабка Ежка, костяная ножка»,

игры с пением: «Золоченый сундучок», «Заря-зареница»,

«Уж я улком шла, переулком шла», «Растяпа», «Челнок», «Суп варить»,

«Поясок», «Тесто», «Жмурки».

Общий импровизированный танец «Барыня».

Работа с воспитателями:

Цель: направить на совместную деятельность по проекту.

Беседа об обычаях и традициях праздника.

Консультация на тему «Святки».

Слушание и разучивание колядок.

Подбор народных загадок, пословиц, поговорок, колядок, детских гаданий.

Изготовление «Рождественской звезды», шапочек «Козла», «Волка», «Медведя», «Зайца», элементов костюмов Бабы Яги и домовенка Кузи.

Приложение № 1.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №28-2 «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому

направлению развития детей «Рябинка»

ФОРМА: развлечение

ТЕМА: «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ»

ЦЕЛЬ: Формирование стремления активно участвовать в развлечении, общаться, быть доброжелательным и отзывчивым.

Образовательные:

    Знакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением;

    Развивать понимание названий праздников;

    Прививать любовь к русским народным праздникам.

Развивающие:

    Расширять представления детей дошкольного возраста о русских народных традициях, знакомить с обрядами, колядками;

    Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Воспитательные:

    Прививать любовь к народным календарно-обрядовым праздникам;

    Приобщать к миру народной культуры, фольклору;

    Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.

Предварительная работа: беседы о праздновании Рождества, Нового года, заучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

Персонажи: Хозяйка – ведущая, воспитатель, Коза, Волк, Лиса, Медведь, Заяц - взрослые.

Ход развлечения:

1 Ведущая: Наступило Рождество – Долго ждали мы его.

Святки празднует народ: веселится и поёт.

Веселится стар и мал,

Кто на посиделки к нам попал!

1 ребёнок:

В этот зимний вечерок вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней, а в избе полно гостей.

2 ребёнок:

Здесь и красные девицы, раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом, и хозяйка за столом.

3 ребёнок:

Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать, дружно песню запевать.

песня «Зимушка хрустальная» - муз.Олиферовой

4.Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

На телят, на жеребят и на маленьких ребят,

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Ведущая: Коляда, коляда, Открываем все дома,

Все окошки, сундучки, Даем конфеты, пирожки.

5.Пришла коляда, Накануне Рождества!

Коляда, коляда, Отворяй ворота!

6.Мороз не велик, а стоять не велит,

Печка-то топится, пирожка-то хочется!

7.Коляд, коляд, колядушек - хорош с медком оладушек!

А без меду - не таков, дайте, тетя, пирогов!

8.Щедрик-Петрик, дай вареник!

Ложечку кашки, наверх колбаски.

9.Этого мало, дай кусок сала.

Выноси скорей, не морозь детей!

Ведущая: Кому песни поем, тому будет добро,

Чтобы колос - с бревно, а зерно - с ведро!

Песня сбудется, не минуется

ПЕСНЯ-ЗАКЛИЧКА:

Приходила коляда накануне Рождества! Коляда, коляда, отворяй ворота!

Динь-динь-динь, звенят звоночки, к вам пришли сыны и дочки,

Вы колядников встречайте, нас улыбкой привечайте!

Ведущий: Коляда, коляда Накануне Рождества

Блин да лепёшка, хозяин Алешка

Дайте пятак, не уйдем из дома так!!

10.Маленький мальчик сел на стаканчик,

А стаканчик хруп, дай хозяйка руб!!!

11. Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте!

Петь частушки помогайте!

12. Мы частушки на колядки развеселые споем,

Вы нас слаще угощайте, а то обидимся – уйдем!

1. Эй, Ванюша, на гармошке заиграй, скорее!

Под нее нам петь частушки будет веселее!

2.У меня на сарафане петухи да петухи,

Я сама не косолапа, косолапы женихи!

3.На базаре я была, видела Мирона,

У Мирона на носу каркала ворона1

4.Выйду, выйду я плясать в новеньких ботинках,

Все ребята говорят, что я как картинка!

5.В синем небе ходят тучки, будет дождик или град.

Оля просится на ручки по дороге в детский сад!

6.За столом сидела Алла, за тарелкой думала,

Буратино к ней подсел, весь компот и кашу съел.

7.Попыталась Полина кашу съесть до половины.

Каша вредная попалась. Над Полиною смеялась.

8.Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.

Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.

9.Пошла курица в аптеку и сказала «Кукареку!

Дайте мыло и духи чтоб любили петухи!»

10 Вот помчался во весь дух расфуфыренный петух:

Душегрейка на меху – знай кричит: “Кукареку!”

11. Из берлоги снеговой вышел мишка, сам не свой.

Не поймет никак со сна - то ль зима, то ли весна?

12. Я надену платье ново, буду в нем красавица,

Пусть лентяи не подходят пока не исправятся!

Ведущая: Идет в гости коза, к нам коза-дереза.

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

Коза (взрослый, поет). Где коза ходит, там пшеница родит,

Где коза хвостом, там жито кустом, Где коза ногою, там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

2 Ведущий: Где ты, козочка, ходила, где ты, белая, бродила?

Коза. Ходила я по темным лесам, По сырым борам, устала. (Коза падает)

Ведущий: Что же козочке надо? Что же она любит?

А нашей козе немного и надо:

Ведерочко гречки на перепечки

Да горшок овса на конец хвоста.

Решето овса, поверх него - колбаса.

Да три куска сала, чтобы коза встала!

Хозяева одаривают Козу мешочком со сладостями. Та вскакивает на ноги и начинает танцевать. Дети окружают Козу и начинают водить хоровод.

Игра «Шел козел по лесу».

С двух сторон появляются ВОЛК и ЛИСА (взрослые)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису. -Лизавета, здравствуй! -Как дела, Зубастый? -Ничего идут дела, голова еще цела. - Где ты был? - На рынке. - Что купил? - Свининки. - Сколько взяли? - Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке... - Кто отгрыз? - Собаки. - Жив ли, милый куманек? - ЕЛЕ НОГИ уволок

Ладно, милый, не устанешь, если с нами поиграешь!

1.Ведущий: Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Уж я улком шла, переулком шла»

Уж я улком шла, переулком шла,

Уж я ниточку нашла, клубок тянется, не кончается,

Я за ниточку бралась, только нить оборвалась!

Дети заводят улитку, затем иголочка находит дырочку, вылезает и разматывает ниточки - клубок.

Появляется Медвежонок, навстречу ему Зайчонок:

Заяц: Здравствуй, Медвежонок! Хочешь,

Я морковку тебе подарю очень вкусную свою. Показывает.

Медвежонок: Ну, а я тебе – душистый мед, весь бочонок этот вот Показывает.

Заяц: Но морковочка вкусней, да и слаще, и сытней.

Медвежонок: Меду лучше нет на свете, тебе скажут даже дети.

Заяц: Нет, морковочка лучше.

Медвежонок: Нет, мед.

Заяц: Нет, морковка. Спорят.

Медвежонок: Мед душистее, сочней.

Ох, какой сладкий, ням-ням. Ест

Заяц: Все ж морковочка вкусней,

Да и слаще, и сытней.

Ох, какая вкусная, сладкая Ест морковку.

Заяц. Миш, дай попробовать медку.

Медвежонок. А мне морковочку твою.

Заяц: (заглядывает в бочонок) А, а где же, Мишка мед?

Медвежонок (тоже заглядывает в свой бочонок и говорит недоуменно).

А его весь съел мой рот. А морковка где твоя?

Заяц: Зубки сгрызли.

Оба: Вот так да! Что же делать нам друзья?

Заяц: Ой, ребята, помогите, Что нам делать, подскажите!

Игра «Растяпа»

Дети встают в пары «паровозиком» мальчик-девочка друг перед другом по кругу. Звучит музыка, девочки танцуют, а на окончание занимают место в парах, один остается. Все хором говорят: «Раз – два – три – растяпа ты!» »

Ведущий: Коляд, коляд, коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито и пшеничка,

Ячмень, овес, гречка, горох, чечевичка.

Будьте здоровы, счастливы будьте.

Живите без бед много-много лет!

Ведущий: Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников.

Дети покидают зал.

Приложение № 2.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: развлечение.

ТЕМА: «Рождественские Святки»

ЦЕЛЬ: Приобщить детей к истокам русской традиционной культуры, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Образовательные:

    Познакомить детей с понятием Рождественские Святки, с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки.

    Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре.

    Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора.

    Учить играть на детских музыкальных инструментах в ансамбле.

Развивающие:

    Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность.

    Формировать художественный вкус.

Воспитательные:

    Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим.

    Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство.

    Прививать любовь к народным праздникам и традициям.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественная литература, здоровье, физическая культура, социализация.

Предварительная работа: беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки, попевки, игры, загадки, поговорки про стол, скатерть, полотенце, хлеб, самовар, чай).

Материалы и оборудование: предметы быта для «избы»: стол, полотенце в народном стиле, самовар, бутафорский дом, народные костюмы для хозяйки-ведущей, обруч для игры с Бабой Ягой, сундучок, «снежный комок», диск с аудиозаписями, Рождественская звёзда, русские народные костюмы для детей, для «ряженых».

Действующие лица: ведущие – воспитатели, Баба Яга, домовенок Кузя.

Ход мероприятия:

1Ведущая: Здравствуйте ребятушки, здравствуйте гости дорогие!

Все на Святки! Все на Святки! Приходите-ка, ребятки!

Это что такое святки? Вы не слышали, ребятки?!

Что ж, придется рассказать и, конечно, показать.

2 Ведущая: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две неделюшки,

От Рождества и до крещения

Приготовив угощение.

1 Ведущая: Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки,

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили!

2 Ведущая: Ребята, наступили Святые дни – Святки!

Святки празднует народ: веселится и поет.

«Танец с платками»

1 Ведущая: Вечером крестьянская семья собиралась в избе и рассаживалась вокруг стола. Стол осмыслялся как «престол», «божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, не положено. Давайте послушаем пословицы и поговорки русского народа о столе.

«Пословицы про стол»

Заставлен он тарелками, Глубокими и мелкими,

Там ложки, вилки и ножи…На чем стоят они, скажи?..(Стол)

За ним – сидим, За ним – едим,

Он всей семье Необходим…(Стол)

У него спина большая, И на ней он разрешает

И писать, и рисовать, И лепить, и вырезать…(Стол)

На себе он блюда держит, Ножками упёрся в пол.

Скатертью накрыли белой Крепкий и надёжный...(Стол)

2 Ведущая: Стол всегда покрывали скатертью. Скатерти были разные по окраске, рисунку и технике изготовления. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна и

имели кружевную прошву, кисти или бахрому. А кто знает загадки про скатерть?

«Загадки про скатерть»

Скатерть со стола - и дружба сплыла

Били меня, колотили меня, А за стол с царем посадили. Ответ: Скатерть

Кто стоит в столовой нашей, Подпирая миску с кашей?

Вышит кружевом подол. Кто залез сейчас на стол? Ответ: Скатерть

1 Ведущая: На столе всегда был хлеб, завернутый в полотенце, и солонка с солью. Гостей выходили встречать хлебом с солью на вышитом полотенце. Во главу стола садился хозяин, окинув семью взглядом, отец брал в руки нож, прижимал к груди хлебную булку, отрезал ломоть за ломтем и раздавал сидящей за столом семье. Русский народ слогал о хлебе пословицы, поговорки, загадки. Нам расскажут дети.

«Загадки, пословицы про полотенце и хлеб»

Мягкое, пушистое Беленькое, чистое.

В душ его возьму с собой Буду чистый и сухой. (полотенце)

И махровое, и гладкое бывает. Кто помылся, тот о нем не забывает:

Взрослого, младенца Вытрет... (полотенце)

Мягкое мохровое, Совершенное новое,

После ванны, После бани, На плечах У Вани -Тани. (Полотенце.)

Есть у каждого в квартире, И побольше, И пошире.

После ванны, после душа, Вас обнимет и просушит. (Полотенце.)

Если в ванной ты собрался Брызгаться, плескаться,

Мыться в душе, руки мыть, Шумно умываться,

В мыльной пене полежать И в воде погреться

Не забудь с собою взять Большое (Полотенце)

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска - и стол доска.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Хлеб всему голова.

2. Ведущая: Но существовал один секрет – приходили ряженые только в те дома, на окне которых выставлялась свеча.(выставить свечу), накрывали стол вышитой скатертью, ставили самовар, угощения разные. Колядовщиков приглашали за стол, угоститься сладостями, испить чаю.

«Пословицы про чаепитие»

За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Самовар кипит, уходить не велит

Приходите к чаю – пирогами угощаю.

1Ведущая: На Святки принято было гадать. Гадали все – и взрослые и дети. Очень любили люди эту забаву, девушки гадали что их ожидает в новом году, а парни мерялись силою. Чтобы прогнать нечистую силу, которая мешает празднику, в старину много шумели, смеялись, громко пели. И мы прогоним всю нечисть шумовым оркестром.

Шумовой оркестр «Барыня»

Стук в дверь, заходит Баба Яга.

Б.Я. Ишь как веселятся! Чаю напились! Пирогов наелись! А у Бабы Яги и крошки во рту не было с прошлого Рождества.

2 Ведущая. Здравствуй Б.Я. оставайся на нашем празднике, поиграй с нами.

Игра «Бабка Ёжка», игра «Бревно» (мальчики подг.гр.)

1 Ведущая: Б.Я. на Святки еще и гадали. Девушки валенок выбрасывали за ворота - в какую сторону «нос» его посмотрит, оттуда и жених приедет. А хотите погадать, да судьбу свою узнать?

Гадание «Валенок»: «Невесты»(девочки)– бросают валенок, «Женихи»(мальчики)- ловят.

Баба Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!(Б.Я. кидает, а ловит Домовенок Кузя).

2 Ведущая: Вот и твой жених! Кто же это, проходи, гость дорогой, представься, пожалуйста!

Домовенок Кузя: С виду, может, неприметный, не велик росточком,

Сундучок в руках секретный, обувь – лапоточки,

Кличут домовенком Кузей, сплю за печкой, где тепло.

Да играю с кошкой Муськой, ночью, когда уже темно.

Здравствуйте, здравствуйте, публика почтенная!

Что за шум? Что за смех? Никакого покоя нет!

2 Ведущая: Посиделки здесь у нас, мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться, в пляске весело кружиться!

Встанем вместе мы в кружок

Будем мы катать комок.

У кого комок замрет,

Тот для нас плясать пойдет.

Раз- два, раз- два, начинается игра!

«Игра с комком в кругу».

1 Ведущая: Домовенок Кузя, а что это у вас за сундучок секретный, золоченый? А ты гадать умеешь, научи и нас.

Домовенок Кузя: Есть у меня ларец, с ним и погадаем.

Золочёный сундучок

Расскажи-ка нам дружок.

Что сбудется, что станется,

Плохое пусть останется.

Девичьи гадания «Золоченый сундучок»

Девочки встают в кружок вокруг ларца, поют попевку,

достают предмет, Домовенок читает, что он обозначает.

Лента – ждет тебя дальняя дорога.

Зеркало - будешь красавицей

Денежка – к богатству

Пуговка - большая, дружная семья

Полотенце - отправишься в путешествие

Булка - всегда будешь кушать сладости

Колечко - гости придут, женихи

Кукла - подарят новую куклу.

Расческа - длинные, пышные волосы.

Башмачок -танцевать на балу

Бусы - первая красавица

Браслет - жди подарочка

Помада - королева бала

Платье - жди обновки

Сердечко - семейное счастье,

Ключик – новый дом,

Колесико – к покупке машины,

Цветочек - к подарку,

Яблоко - к крепкому здоровью.

2 Ведущая: Славно погадали!

1 Ведущая: После игр таких веселых

Потанцуем мы сейчас.

Приглашайте вы друг друга.

Ноги сами рвутся в пляс.

Веселый перепляс под Р.Н. музыку

2 Ведущий: Всех не спеть нам славных песен.

Добрых слов всех не сказать.

Праздник наш прошел на славу.

В Святки любо поиграть.

Дети покидают зал.

Ирина Ефимова

Колядки в средней группе «Веснушки»

Входят дети и два Скомороха. Поют колядки .

1-Пришла коляда ,отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

Как зашли мы, зашли да в хорошую хату.

Здравствуйте,хозяева!

Щедрый день, добрый день!

2-Вот малёшеньки – колядовщики

Вас пришли поздравлять,

Величать да прославлять!

1-Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идет

Да всем поклон шлет!

Хозяев знает, добром величает.

2-Ох, хозяин доброхот!

Дай согласье на проход!

Коль не пустишь, будем ждать

У ворот ваших стоять!

Обращаются к хозяйке.

1 Скоморох

Уж ты, тётушка, подай, ты, лебёдушка, подай!

Открывай-ка сундуки, подавай-ка пятаки!

Тебе - для потешки, а нам – на орешки!

Если нету пятака,то давайте пирога!

Не дадите пирога – мы корову за рога!

Свинку – за шерстинку,быка – за хребтинку

Поведём на торжок,продадим за пирожок!

2 Скоморох

Кто даст пирога – тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом,

Тому сбудется, да не минуется

Кто не даст хлеба – стащим с печи деда

Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!

Выносите поскорей – не морозьте детей!

Скоморох :

А ещё мы с играми, да потехами к вам пришли. Вы с козой поиграть хотите.

1. ПОШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ-3 РАЗА

ИСКАТЬ СЕБЕ ПРИНЦЕССУ.

2. ДАВАЙ КОЗА ПОПРЫГАЕМ

ХВОСТИКОМ ПОДВИГАЕМ.

3. И НОЖКАМИ ПОДРЫГАЕМ

ХВОСТИКОМ ПОДВИГАЕМ.

4. И РУЧКАМИ ПОХЛОПАЕМ

И НОЖКАМИ ПОТОПАЕМ.

5. РУЧКАМИ ПОМАШЕМ

И ВЕСЕЛО ПОПЛЯШЕМ.

2 Скоморох :

А ещё с нами пришла молодушка

Наша бабушка Ягушка.

Баба Яга – Не ждали бабушку Ягушку? А я тут- как тут. Будем играть,от метлы бежать

Игра «Бабка ежка»

БАБА ЯГА КОСТЯНАЯ НОГА

НОС КРЮЧКОМ

ВОЛОСЫ ТОРЧКОМ

ПЕЧКУ ТОПИЛА

КАШУ ВАРИЛА

С ПЕЧКИ УПАЛА

НОГУ СЛОМАЛА.

ПОШЛА В ОГРОД

РАССМЕШИЛА ВЕСЬ НАРОД

ПОШЛА НА УЛИЦУ РАЗДАВИЛА КУРИЦУ.

Взрослые берут детей на руки,а Баба яга водит под ногами метелкой, взрослые прыгают)

Баба Яга :- Знаю я примету древнюю. Кто во время колядок чихнет , тот здорово год проживет?

Кто болеть не хочет - чихайте, что есть мочи. (дети и взрослые чихают) .А песню зимнюю знаете?

Поют песню» Серебристая зима»

Баба Яга.

Без гадания,что за святки, погадаем- ка ребятки (мешок с предметом и с записками)

Хозяйка : А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

(выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Из зала выходят желающие погадать.

Не находя тому причины,

Приобретешь себе машину! (детская машинка)

Будет в жилах биться кровь,

Ждет большая вас любовь. (сердце из картона)

Станешь скоро ты богат,

Так как ты отыщешь клад (детская лопатка)

Хлеб - житье в достатке.

Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.

Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.

Монетка - к достатку, жить будешь богато.

Конфета – лучше нету радости для ребят, чем сладости.

Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью.

Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Зеркальце – собою любоваться. Делом не заниматься.

Хозяйка : всего один предмет остался.

Баба-Яга : И мне погадайте. Я тоже счастья хочу! достает из под горшочка веточку. Что это? Растолкуйте!

1 Скоморох : видно к новому помелу!

Баба-Яга (огорченно заглядывает под горшочек) а колечка там нет?

2 Скоморох : так, кто же тебя замуж возьмет? тебе сколько лет?

Баба-Яга : Ах так! Ах вот ты так (разгоняет всех помелом) . сейчас я буду хозяйкой. попляшите вы у меня! устрою я вам экзамен!

Проводится игра «Ведьмина метелка» .

Баба-Яга ходит по кругу и проводит по ногами детей метелкой, дети подпрыгивают.

Хозяйка. Ребятки, а вы загадки умеете отгадывать?

Загадки :

Словно перышки Жар-птицы,

Весь сверкает и искрится,

Запорошил лес, лужок

Зимний беленький. СНЕЖОК

Поглядели мы в в окно,

Аж, глазам не верится!

Все вокруг белым - бело

И метет. МЕТЕЛИЦА

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это?. ДЕД МОРОЗ

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель. СНЕГОВИК

Он пришел нежданно,

Удивил нас всех,

Для ребят желанный

Белый-белый. СНЕГ

1Скоморох

Не пора ли вам, хозяюшки, колядовщиков-то одарить !

Щедро всем распорядитесь!

2 Скоморох

Мы попели, поплясали, а теперь пора прощаться

Спасибо люди добрые, добрые хозяева, за приют за ласку

Возьмите от нас на добрую память подарок скромный, но не простой

/ фигурка домового/ это добрых домовой, сохранит он ваш покой

От злых сил оберегает

Вам здоровья сохраняет

Взрослый

Всем людям добрым желаем добра,


Публикации по теме:

Цель: Познакомить детей и родителей с правилами группы, новыми игрушками, играми. Создать праздничное настроение. Способствовать психологическому.

Здравствуйте, гости желанные, гости званные, дорогие! С Новым годом! С новым счастьем! С Новым здоровьем! С Рождеством Христовым! Праздник.

Консультация для родителей «История рождественских колядок» В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны,.

В последней публикации я предложила коллегам сайта рекомендации по организации и проведению детского Рождественского праздника. В этой.