Психология как наука. Наука о поведении Направления современной психологии

«Предмет психологии как науки» - Жесты. Диалог. Реакции слушателя. Воображение. Чувства. Ощущения. Воля. Психология работает везде и всегда. Виды. Структура вербального общения. Поддержка. Вербальные и невербальные средства общения. Связность диалога. Память. Что такое психология. Набор всех наших качеств. Посмотрите внимательно на картинку.

«Психология» - Нос явно не выражен, "утиный", "картошкой" или слегка вздернут. Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая. Длинные тонкие мускулы и кости. Можно сказать, что сангвиник беспокоен внешне, но спокоен внутри. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые.

«Методы психологии» - Место психологии в системе наук. Методы изучения человека. Срез – кратковременное наблюдение. Методы психологии. Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Выполните задание. Какие практические задачи способна решить военная психология? Отрасли психологии. Задачи психологии.

«Сознание в психологии» - Свойства сознания. Функциональная психология сознания. Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека. Структурная психология сознания. Современные представления о сознании. Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Психология как наука.

«Предмет психологии» - Виды внимания. Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). Наше прошлое было бы мертво для будущего. План лекций. Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реальных предметов. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности.

«Предмет изучения психологии» - Уровни психического. Объект психологии. Гештальт. Я-концепция. Стимул-реакция. Опыт человека. Когнитивная карта. Направления познания природы психического. Методы психологии. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. Знание. Энциклопедический справочник. Бихевиоризм. Структура личности. Чувство неполноценности и компенсация.

Всего в теме 11 презентаций












Задачи психологии Дополнить житейскую психологию людей научными психологическими знаниями Научить понимать, что могут и хотят окружающие люди Научить понимать свои возможности, достоинства и недостатки Научить сознательно вносить изменения в собственном сознании и поведении с помощью различных методов и техник Научить оказывать первую психологическую помощь, корректировать психическое развитие и состояние








Методы изучения человека Наблюдение - метод психологии, включающий в себя описание факта и объяснение его внутренней сущности. Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых выявляются психологические явления.


Методы изучения человека Срез – кратковременное наблюдение. Лонгитюдинальное наблюдение – длительное наблюдение в течение нескольких лет. Включенное наблюдение – метод, в котором наблюдатель становится членом исследуемой группы. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание.





«История психологии» - Темы рефератов. Вопросы для самопроверки. Лекция 1. История психологии: теоретические основания. Третий подход в определении предмета истории науки. История психологии. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования.

«Психология групп» - Группа как целое; Тезис №4 (социальная психология). Тезис №5 (культурно-историческая психология). Культурно-историческая психология: Условия формирования одарённости. Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Тезис №3 (гештальт-психология). Группа «Тезис». Предмет исследования.

«Религия в современном мире» - Церковь. Буддизм. Признаки мировых религий. Группы религий. Буддизм учение о преодолении зла. Силы. Ислам – религия чистоты. Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. Жизненной. Христианство – вера в спасение души человека. ТИПЫ религии.

«Психология развития» - Встреча с руководителем центра психолого-социологических исследований Марьяной Уле. Преподаватели кафедры: Достижения выпускающей кафедры: Занятие преподавателей кафедры психологии развития ПГУ с американскими студентами. Встреча с преподавателем кафедры психологии развития Майей Зупанюк. Вермонт, США).

«Общая психология» - Основные мыслительные процессы и действия. Восприятие. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Таким может быть рисунок ребенка.

«Глобальные проблемы в современном мире» - Зеленые. 1.Каковы основные глобальные проблемы современности? Пути преодоления. Причины. Причины глобальных проблем. -Быстрый рост населения на Юге, -политика Севера- «Юг-сырьевой придаток». Нтп. Север-Юг. Понятие «глобальные проблемы». Глобальные проблемы современности. 2-я пол. 20 века. Выход. Условия недопущения ядерной войны.

доцент кафедры

Педагогики и медицинской психологии

Самойлова В.М.

Определение

психологии

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Отличие житейского психологического знания от научного психологического

Конкретность – обобщенность

Интуитивность – рациональность

Ограниченность - широта

Уникальность и универсальность научного знания – ограниченность житейских представлений.

Специфика методов изучения.

Определение науки

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства:

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

▫ методы научно-исследовательской работы;

сумму значений, выступающих в качестве предпосылки, средства, научного результата;

ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.

Характеристики научного знания

опосредованность;

обобщенность;

систематизированность

выражение в особом научном языке.

«О душе»

«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия, стало быть, душа есть энтелехия такого тела»

«Если бы тело было глазом, то его душой было бы зрение»

Аристотель

Рене Декарт и его вклад в психологию

Рене Декарт ввел понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной системы на внешнее механическое воздействие. В органических потребностях человека и животных Р.Декарт увидел аналог источника энергии машины. Части организма: его мышцы и сочленения суставов - напоминали механическое устройство.

Однако объяснить все поступки человека только механическими законами оказалось невозможным. Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым.

Объект и предмет психологии

Предмет психологии:

душа – в недрах религиозной философии;

сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;

неосознаваемые психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;

поведение – с начала XX в. (с 1913 г.);

психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.;

личный опыт человека с 50-х годов XX в.

Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и

Задачи психологии

Разработка проблем методологии и истории психологии.

Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека.

Исследование

закономерностей

возникновения функционирования и развития психики.

Исследование закономерностей развития психики в животном мире.

Изучение условий возникновения сознания и его характеристик в исторической жизни общества.

Задачи психологии

Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности.

Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения.

Рассмотрение процессов и способов связи между человеком и машиной.

Описание и объяснение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Cлайд 1

Cлайд 2

Возникновение психологии Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. (до н.э.)

Cлайд 3

Материалистические философы древности Демокрит, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из мелких шаровидных и наиболее подвижных атомов

Cлайд 4

Идеалист – философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, идеальное, бессмертное, отличающееся от тела, существующее независимо от тела. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала

Cлайд 5

Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей чувства и мысли, которые опираются на опыт, накапливаемый в течении жизни. Идея о неразделимости души и живого тела стала основой для развития психологии. Его и считают “отцом психологии”

Cлайд 6

С другой стороны психология является одной из самых молодых наук. Условно ее научное оформление связывают с 1879 годом, когда немецким психологом В.Вундтом в Лейпциге была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии.

Cлайд 7

Происхождение слова Название произошло от двух греческих слов - «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе», и оно впервые появилось только в 17 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Cлайд 8

Происхождение слова «психология» Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса- верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал.

Cлайд 9

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. 1 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека 2 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Cлайд 10

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. 3 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ Возникает в 20 веке. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ Сформировалась на базе философии диалектического материализма. Основой современной психологии является теория отражения

Cлайд 11

Определение психологии Психология – наука, изучающая факты, законы, механизмы, закономерности возникновения и развития психики.

Cлайд 12

Задачи психологии 1.научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2. научиться управлять ими; 3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности людей в различных отраслях практики, а с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4. быть теоретической основой практики психологической службы.

Cлайд 13

Основные принципы психологии: Принцип детерминизма (причинной обусловленности) Единство сознания и деятельности Принцип развития психики