Праведные марфа и мария. Библейские сестры мария и марфа, а также все жены-мироносицы

Почти полтора года прошло со времени последнего посещения Иисусом Христом Иерусалима.

Всё это время Спаситель проповедовал в Галилее. Обходя с учениками города и селения, Христос учил народ о Царствии Небесном, исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мёртвых.
Наступила осень. Приближался праздник

Кущей - один из самых торжественных иудейских праздников.

Со всех областей Палестины в Иерусалим стекалось множество паломников.

Во дни этого праздника люди вспоминали сорокалетнее странствование народа израильского по пустыне в землю Обетованную.

Иисус Христос тоже отправился в Иерусалим, чтобы возвестить там о Своём Божественном достоинстве. Нелёгкое путешествие Спасителя близилось к концу: уже видны были стены Иерусалима.

Но Христос не сразу вошёл в Святой Город. На некоторое время Он остановился в Вифании. Это селение располагалось недалеко от Иерусалима, на одном из склонов Елеонской горы.

Там жило благочестивое семейство, которое Спаситель с радостью посещал, когда бывал в Вифании.

Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария, всякий раз с любовью встречали Божественного Гостя в своём доме. На этот раз хозяева особенно были рады приходу Спасителя - ведь Он уже очень давно не посещал их.

Обе сестры старались оказать почтение высокому Гостю. Марфа, отличавшаяся живым и деятельным нравом, сразу начала заботиться о приготовлении угощения.

Её сестра Мария, человек тихий и созерцательный, также заботилась о достойном приёме Божественного Учителя. Но Мария иначе оказывала Ему свою любовь и почтение. Она в глубоком смирении села у ног Спасителя и слушала Его слова.

Марфа хлопотала по хозяйству, но это были приятные хлопоты. Ей очень хотелось порадовать Христа.

Но когда Марфа готовила трапезу, ей показалось, что Мария "праздно" сидит у ног Христа, а все заботы по хозяйству легли на неё одну.

Марфа, конечно, могла попросить свою сестру о помощи. И, должно быть, та живо откликнулась бы на эту просьбу. Но Марфа обратилась ко Христу: " ".

В её словах прозвучал упрёк. Однако вместо того, чтобы выполнить просьбу Марфы и сделать замечание её сестре, Господь обращается к ней самой: " ".

Марфа желала накормить Христа вкусной пищей, но к ней приложимы слова Спасителя, которые Он обратил к самарянке: " " (Иоан. 4:10).
Мария же почувствовала это своим чистым сердцем и припала к живоносному источнику божественных слов. Если мы выбираем Царство Божие и правду Его, то Господь не оставит нас, ибо Он знает нужду каждого. И чем больше человек укореняется во Христе, тем больше он убеждается в том, что вера освобождает его от множества суетных забот.
".

Это евангельское чтение звучит на Литургии во время праздников, посвящённых Божией Матери.

Тем самым Церковь свидетельствует о том, что Богоматерь не только содействовала боговоплощению, но и больше, чем кто бы то ни было, преуспела в духовном совершенствовании.

Она слагала все слова Своего Божественного Сына в Своём материнском сердце.

Лк. X, 38-42: 38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

Иисус Христос у Марфы и Марии

(Лк. X, 38-42; XI, 27-28)

Поучая народ, Иисус Христос пришел в Вифанию. Это селение расположено недалеко от Иерусалима за Елеонскою горою. Здесь приняла Его в свой дом одна женщина, именем Марфа, у которой был брат Лазарь и сестра Мария.

В доме Лазаря Иисус Христос дал наставления о том, что забота о спасении души выше всех других забот. Поводом к этому послужил прием, сделанный Ему сестрами Лазаря. Обе они с одинаковою радостью встретили Его, но различно выразили свою радость.

Мария села у ног Спасителя и слушала Его учение.

Марфа же тем временем заботилась и усиленно хлопотала о большом угощении Его.

Показалось ли Марфе, что она не успеет быстро справиться одна в своих хлопотах, или же ей показалось, что сестра ее не с таким усердием принимает Иисуса Христа, как следовало бы: – только Марфа подошла к Спасителю и сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне».

Господь же Иисус Христос сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом» (излишнем, т. е. заботы Марфы направлены к тому, без чего можно обойтись, что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету), «а одно только нужно (это внимание к слову Божию и исполнение воли Его). Мария же избрала благую (самую лучшую) часть, которая (никогда) не отнимется у нее».

Случилось в другой раз, когда Иисус Христос беседовал с народом, то одна женщина не могла удержать в душе своей радости от слов Его и громко воскликнула из народа: «блаженна (в высшей степени счастлива) Матерь, которая родила Тебя и вскормила Тебя!»

Спаситель же ответил на это: «Блаженны те, которые слушают Слово Божие и соблюдают его», т е. живут по заповедям Божиим.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

28. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии

(Лк. X, 38-42)

«Некая весь», в которую вошел Иисус, по-видимому, Вифания – селение, расположенное на одном из склонов горы Елеонской, вблизи Иерусалима. В Марфе и Марии, которые приняли Господа, легко узнать сестер любимого Господом Лазаря, о воскрешении коего повествует св. Еванг. Иоанн в 11 гл. Обе они являются здесь с теми же качествами, какие описаны у св. Иоанна: Марфа отличалась живым подвижным характером, Мария – тихой глубокой чувственностью. Приняв Господа, Марфа начала суетиться с приготовлением угощения; Мария же села у ног Иисуса и слушала Его. Видя, как ей трудно справиться одной, Марфа обратилась к Господу как будто с упреком, из которого ясно видны дружеские отношения Господа к ее семье: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Оправдывая Марию, Господь ответил Марфе с таким же дружеским упреком: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея». Смысл этого упрека тот, что усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека – внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее. Этот евангельский отрывок всегда читается на литургии почти во все дни Богородичных праздников, так как образ этой Марии является как бы символом Пресвятой Девы Марии, также избравшей «благую часть». К этому отрывку присоединяются еще стихи 11:27-28, где прямо прославляется Матерь Божия и вновь ублажаются «слышащий слово Божие и хранящие е».

Diego Velazquez - Christ in the House of Martha and Mary

"Видя в Иудѳе много врагов Себе, Иисус Христос из Иерусалима пошел за Иордан, а оттуда в Галилею. Недалеко от Иерусалима было селение Виѳания, где жили две сестры: Марфа и Мария. Иисус Христос пришел в дом их.
Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марѳа же заботилась о большом угощении.
Видя, что сестра не принимает участия в хлопотах, Марѳа подошла к Иисусу Христу и сказала: „Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оста­вила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне!"
Иисус Хри­стос отвечал ей: "Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишь­ся о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея" (Лук. 10, 38-42.)

***
Мы все идем дорогой Марфы –
Устал Господь нас вразумлять.
Смолкают ангельские арфы,
Не в силах нас перекричать:
Мы всё о тряпках да горшках,
Мы все – то в злобе, то в слезах…

Мы вжились в нашу суету,
И образ, посланный нам свыше –
Марии, внемлющей Христу –
Нам кажется чужим и лишним.
Мы все – в гордыне да страстях,
Мы всё о ценах, да деньгах…

Оставь, сестра, свои заботы!
Нам хлеб иной Христос дает.
Не всё нам праздновать субботы –
И Воскресение придет!
Чтобы не каяться в грехах
Живи с молитвой на устах.

***
Дети Марии легко живут,
к части они рождены благой.
А Детям Марфы достался труд
и сердце, которому чужд покой.
И за то, что упреки Марфы грешны
были пред Богом, пришедшим к ней,
Детям Марии служить должны
Дети её до скончанья дней.
Это на них во веки веков
прокладка дорог в жару и в мороз.
Это на них ход рычагов;
это на них вращенье колёс.
Это на них всегда и везде
погрузка, отправка вещей и душ,
Доставка по суше и по воде
Детей Марии в любую глушь.
"Сдвинься", - горе они говорят.
"Исчезни", - они говорят реке.
И через скалы пути торят,
и скалы покорствуют их руке.
И холмы исчезают с лица земли,
осушаются реки за пядью пядь.
Чтоб Дети Марии потом могли
в дороге спокойно и сладко спать.
Смерть сквозь перчатки им леденит
пальцы, сплетающие провода.
Алчно за ними она следит,
подстерегает везде и всегда.
А они на заре покидают жилье,
и входят в страшное стойло к ней.
И дотемна укрощают её,
как, взяв на аркан, укрощают коней.
Отдыха знать им вовек нельзя,
Веры для них недоступен Храм.
В недра земли их ведет стезя,
свои алтари они строят там,
Чтобы сочилась из скважин вода,
чтобы, в землю назад уйдя,
Снова поила она города,
вместе с каждой каплей дождя.
Они не твердят, что Господь сулит
разбудить их пред тем,как гайки слетят,
Они не бубнят, что Господь простит,
брось они службу, когда хотят.
И на давно обжитых путях и там,
где ещё не ступал человек,
В труде и бденье - и только так
Дети Марфы проводят век.
Двигая камни, врубаясь в лес,
чтоб сделать путь прямей и ровней,
Ты видишь кровь - это значит: здесь
прошел один из её Детей.
Он не принял мук ради Веры святой,
не строил лестницу в небеса,
Он просто исполнил свей долг простой,
в общее дело свой вклад внеся.
А Детям Марии чего желать?
Они знают - ангелы их хранят.
Они знают - им дана Благодать,
на них Милосердья направлен взгляд.
Они слышат Слово, сидят у ног
и, зная, что Бог их благословил,
Свое бремя взвалили на Бога, а Бог -
на Детей Марфы его взвалил.

П раведные сестры Марфа и Мария уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря.

Лазарь, которого Господь наш Иисус Христос называл Своим другом, и его сестры жили в Вифании, селении, расположенном недалеко от Иерусалима на одном из склонов горы Елеонской. Господь часто бывал в их доме: идя в Иерусалим, и возвращаясь из него в Галилею, Он заходил к ним по пути.

Однажды, приняв Иисуса с учениками, старшая сестра стала готовить большое угощение для гостей, а Мария села у ног Иисуса и стала слушать Его. Сознавая, что одной ей не справиться с приготовлением трапезы, Марфа обращается к Господу: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.» Не с укором, а с чувством глубокого сожаления, ответил Христос на просьбу озабоченной Марфы: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же благую избрала часть, которая не отнимется от нея». (Лука Гл.10. 40,41)

Именно с этим семейством связано одно из самых поразительных чудес, совершенных Господом во время Его земной жизни: воскрешение умершего Лазаря. Когда Господу сообщили о болезни Лазаря, Он был недалеко от Вифании, но не пошел сразу туда, а задержался на два дня. Иисус знал, что Лазарь умрет, но сказал Своим ученикам, что болезнь Лазаря «…не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.» Он знал, что воскрешением умершего Лазаря прославится Бог и, что слава эта прославит и Его, совершившего такое чудо, Сына Божия. Когда Иисус приближался к Вифании, то Ему сказали, что Лазарь умер и четыре дня уже во гробе. Навстречу Ему вышла сестра умершего, Марфа. «Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой; но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.» (Иоан. Гл.11. 21,22) Затем Марфа приводит ко Господу и сестру свою Марию, которая говорит те же слова, что и Марфа. Слезы Марии, исторгнутые из глубины ее удрученной горем души, вызвали слезы у Господа. На глазах многолюдной толпы совершилось непостижимое человеческому уму чудо: встал из гроба не мнимо-умерший, а человек, труп которого уже разлагался и издавал смрад. Многие, видя это небывалое чудо, уверовали в Господа.

Был Господь в доме Лазаря и за шесть дней до Пасхи. «Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взявши фунт нардоваго чистаго драгоценнаго мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его: и дом наполнился благоуханием от мира.» (Иоан. Гл.12. 2, 3)

Святые сестры были в числе жен-мироносиц, которые в числе первых удостоились видеть воскресшего Христа.

По убиении святого архидьякона Стефана, наступили гонения на Церковь Иерусалимскую. Праведный Лазарь был изгнан из Иерусалима. Святые сестры Марфа и Мария последовали за ним. Они помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.