Оздоровительные игры и упражнения в работе доу. Оздоровительные игры для дошкольников Скачать полный материал

Оздоровительно-развивающие игры для детей дошкольного возраста

Игра - единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности - потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность, координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Подвижные игры занимают особое место в комплексной программе лечебной физической культуры для детей с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Эти игры получили название-оздоровительно-развивающие.

Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, оздоровлению, закреплению достигнутых социальных отношений.

В процессе оздоровительно - развивающих игр улучшается эмоциональное состояние детей, дети получают удовольствие от процесса и результатов игры, формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.

Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию.

Использование оздоровительно – развивающих игр при плоскостопие.

Ежегодные медицинские осмотры детей дошкольного возраста выявляют значительное число детей, имеющих плоскостопие. Цель игр для детей, имеющих разные степени плоскостопия, - закрепить навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях. Задачи, решаемые при использовании оздоровительно-развивающих игр при плоскостопии у детей дошкольного возраста:

Укреплении мышц пальцев стопы и голеностопного сустава;

Выполнение упражнений с заданной амплитудой движения, преимущественно в разгрузочных исходных положениях (сидя, на коленях, на четвереньках)

Почитайте об оздоровительно – развивающих играх

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. – М., 1992.

2. Козырева О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений / О. В. Козырева. – М., 2007.

Оздоровительно – развивающие игры при плоскостопии.

Игра «Каракатица»

Цель: Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку. Инвентарь: Деревянные или пластмассовые гимнастические палки. Содержание игры: Ребёнок принимает положение сидя на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. По сигналу взрослого «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку.

Игра «Дружные пальчики»

Цель: Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь: Карандаши и обручи.

Содержание игры: Вокруг обруча располагается. вся семья. Перед обручем на расстоянии 1-2 м разложены лоточки с десятью карандашами. По сигналу ведущего игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Правила: Выигрывает тот, который первым завершают перенос карандашей.

Игра «Волшебные круги»

Цель: Двигаться по обручу, касаясь его только серединой стопы.

Инвентарь: Обручи. Содержание игры: По комнате разложены обручи. Участники игры стоят серединой стопы на обруче, спиной в центр, дети и родители приставными шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола.

Игра «Собачка»

Цель: Достать мяч. Инвентарь: Мяч. Содержание игры: Игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача "собачки" - завладеть мячом, потерявший мяч сам становится "собачкой".

Для здоровых детей дошкольного возраста и детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, данные игры использую как в завершении основной части занятия по физическому воспитанию.

Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки. Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах. В условиях ненапряженного соперничества приобретаются навыки сотрудничества и сопереживания, повышается рост самооценки ребенком своих поступков и самого себя.

«Здоровье великое дело, как для того кто им пользуется, так и для других» Томас Карлейль.

Нет ничего важнее для родителей, чем здоровье его ребенка. Каждый из нас старается сделать все возможное, чтобы уберечь ребенка от болезни. Но не всегда это получается.
Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только спадает период обострения заболевания, нам на помощь приходят давно, забытые игровые упражнения и игры, автором которых является А.С.Галанов.
В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с недугами и сформировать правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям.
Ребенка практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения; должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому что это нравится. Именно поэтому мы представляем адаптированные, измененные в виде упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.
Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у взрослых. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к ним больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.
Радость и эмоциональный подъем способствует скорейшему выздоровлению ребенка.
В картотеке игр Галанова (используемых в практической работе с детьми) подобраны разнообразные игры по каждому виду заболеваний:
болезни дыхательной системы (при заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание);
респираторный аллергоз, бронхиальная астма, астматический бронхит;
общие бронхолегочные заболевания;
болезни сердечно – сосудистой системы;
аномалии прикуса;
нарушение осанки;
плоскостопие.
Игры после перенесенных инфекционных заболеваний и др.
Общие рекомендации для проведения игр и критериями усталости организма:
для ребенка во время болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки;
· продолжительность игры до 10-15 минут, при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением;
· игры следует комбинировать и сочетать;
· желательно проводить игры по нескольку раз в день (3 – 4 р);
· игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру;
· следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила;
· необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание.
Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки.
Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если вам и не удается соблюдать режим занятий, то просто играйте почаще с детьми. Это самая лучшая форма выражения любви и заботы!
Сегодня мы с вами более подробно остановимся на практике игр ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом
Пастушок дудит в рожок
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Рожок, дудочка.
Взрослый просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

Король ветров
Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
Вертушка или шарик.
«Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой пары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивают титул «Король ветров» и усаживают на «трон» (стул).
Бульканье
Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка), фанты (жетоны, фантики 4).
Перед каждым ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Взрослый, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку (трубочку), чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое самостоятельно.
Взрослый следит за правильностью выполнения задания. После того, как каждый из детей попробовал, по команде взрослого все дети начинают выполнять одновременно задание (вдох воздуха и длительное бульканье).
Чей шарик дальше?
Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Стол, 2 теннисных (малых) мяча, 2 кубика, ленточка.
Дети разбиваются на пары. Каждому вручается мяч. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там где мяч остановился, напротив ставим кубик (отметку). Побеждает тот участник, чей мячик за 3 попытки укатился дальше.
Кто самый громкий?
Тренировка носового дыхания, смыкания губ.
Фанты – жетоны.
Взрослый показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм..», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм…» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Игра повторяется несколько раз (прижимая правую, левую ноздрю поочередно). Фант получают правильно выполнившие задание.
Перышки
Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепления мышц рта.
4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3 – 4 перышка.
Между стульями натянуть веревку с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на 2 команды и располагаются на против перышек на расстоянии 50 см. от них.
По сигналу взрослого, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда у которой перышки слетят быстрее.
Игры с аналогичным содержанием и действием:
«Сдуй шар»
Определение силы дыхательных мышц.
Помпоны или бумажные шары.
Дети строятся на одной линии. Поставьте ладошку. Я каждому положу легкий помпон. Поднесите ладошку ко рту и изо всей силы подуйте на помпон. Отметить, чей помпон улетел дальше всех? Обязательно выделить детей у кого помпон улетел далеко.
«Воздушный футбол»
Сдвинуть вместе 2 – 4 стола, трубочки для коктейля, мяч для настольного тенниса.
Дети делятся на 2 команды. Первая команда размещается по одну сторону стола, вторая – по другую. Стык столов – граница поля. По центру столов педагог кладет шарик от настольного тенниса. Дети дуют на него через трубочку, стараясь задержать мяч на стороне противника.
Усложнение в игре: забить гол в игре.
Игра продолжается пока дети не устанут.
Морской бой.
Таз с водой, 2 корабликами (оригами), трубочки для коктейля.
Задание: управлять корабликом могут только через трубочку, необходимо сбить корабль соперника, ведется счет.
Практическое использование апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей позволяет поддержать физически ослабленных, часто и длительно болеющих детей.

Гандабеско Т.В.

Страница 1 из 3

На 4-м году жизни здорового ребенка имеются возможности для развития более точного выполнения движений. Ребенок охот-но подчиняется ритму движения, становится более самостоятель-ным в практической деятельности. Он не боится спрыгнуть с вы-соты 30-40 см, в длину прыгает на 60 см и без страха взбирается по лестнице, особенно если уже был к этому подго-товлен. Задача родителей — развивать у ребенка ловкость и бы-строту реакции, вырабатывать у него правильную осанку и легкую, красивую походку. В этом возрасте уместно начать (в игровой форме) обучение ходьбе на лыжах и плаванию.

На 5-м году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные про-стые движения, делает большие успехи в прыжках, метании и бе-ге и, чтобы не отстать в развитии, нуждается во все более слож-ных заданиях.

На 6-м году жизни ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его нужно подготовить не только умственно, но и физически к школьному образу жизни, к сосре-доточенной работе. Его двигательные способности, если их разви-тие сознательно направлялось родителями, уже достаточно вели-ки. Ребенок, не испытывая затруднений, быстро бегает, прыгает в длину на 100 см и в высоту на 50 см; у него относительно силь-ные ноги и руки, он не так быстро устает. Во время игры ребе-нок ведет себя честно, не пытается добиться победы обманным путем, признавая превосходство взрослых или старших братьев и сестер. Он уже выработал правильную осанку; умеет преодолевать страх в необычных положениях; ловок, изобретателен в дви-жении и дисциплинирован; умеет слушать музыку и двигаться ей в такт.

Но чтобы ребенок всего этого достиг, следует в течение до-школьного периода систематически направлять его двигательную деятельность, ключ к которой (особенно если ребенок не посеща-ет детский сад) есть только у родителей. Из числа предлагаемых упражнений родители выбирают те, которые они могут использо-вать в условиях семейной среды с учетом уровня развития, тем-перамента, способностей и интересов ребенка. Некоторые упраж-нения, рекомендуемые для занятий в домашних условиях, изображены на рисунках 1-4.

Оздоровительные упражнения

Оздоровительные упражнения требуют тщательного выбора. Нельзя, к примеру, включать их в занятия в той последователь-ности, в какой они приведены ниже. Тогда мы не смогли бы обес-печить ребенку полноценную тренировку, поскольку упражнения расположены с учетом их воздействия на отдельные мышечные группы, как говорится, «от головы до пят». Для занятия следует выбрать 1-2 упражнения для укрепления плечевого пояса (шеи, плеч, предплечий, рук), туловища (мышц спины, груди и живота) и тазобедренной области (мышц таза, бедер, ступней). Низкое ис-ходное положение (сидя, стоя на коленях, лежа) более целесооб-разно при выполнении оздоровительных упражнений, так как при этом у ребенка сохраняются правильные изгибы позвоночника. В положении стоя ребенок может согнуться по-разному, поэтому упражнение не всегда выполняется правильно. Прежде чем при-ступать к оздоровительным упражнениям, ребенку рекомендуется тренировать выпрямленное положение, прижавшись спиной к по-лу, двери, стене, — тогда во время выполнения упражнений он сможет сохранять правильное положение головы, спины, таза.

Основой являются оздоровительные упражнения для младшего возраста, поэтому ребенок предварительно должен их освоить и часто повторять по требованию родителей. Дети более старшего возраста с удовольствием будут стараться выполнить перечисленные ниже игры и упражнения на занятиях физического воспитания.

Птичка. Ребенок в положении сидя ноги скрестно сгибает ру-ки в локтях, касаясь пальцами плеч (крылышки). Взрослый помо-гает ребенку выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу. Затем ребе-нок выполняет прыжки на месте.

Подсвечник. Ребенок стоит на коленях, руки в стороны. За-тем сгибает руки в локтях; при этом предплечья направлены вер-тикально вверх, а локти отведены как можно больше назад. Вра-щение туловища поочередно вправо и влево.

Дирижер. Дирижирующие движения руками в ритме 2/4: на «раз» всегда показывайте вниз (сильная доля), на «два» — всегда вверх (слабая доля). Выполняйте упражнения стоя, на ко-ленях, сидя, лежа на спине (поочередно одной и другой рукой).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3


Рис. 4

Посмотри на носки! Ребенок лежит на спине, вытянув пря-мые сомкнутые ноги. Затем поднимает носки и, одновременно приподнимая голову, смотрит на них. Взрослый контролирует по-ложение позвоночника: ребенок должен всей спиной прижимать-ся к подстилке. Спустя 1-2 секунды ребенок медленно опускает голо-ву на пол и затем постепенно опускает носки. Повторить 6 раз.

Часы. В положении сидя ноги скрестно, руки на коленях ре-бенок покачивает головой вперед и назад, вправо и влево (бим-бом, тик-так, тики-таки). Взрослый следит за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Кто сумеет? Лежа на спине, ребенок пытается сесть без по-мощи рук. Взрослый помогает ему, прижимая ступни к полу. За-тем в положении сидя ребенок низко наклоняется вперед, опус-кая лицо на колени и руками дотягиваясь до носков.

Ноги за голову! Из положения сидя ноги врозь ребенок пере-ходит в положение лежа, затем поднимает ноги вверх и стремит-ся коснуться носками пола за головой. Махом ног ребенок воз-вращается в исходное положение, спина прямая. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не перевернулся назад: выполнение кувыр-ка назад в дошкольном возрасте недопустимо. Упражнение повто-рить 4 раза.

Ножницы. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги почти на 20 см над полом и выполняет напряженно выпрямленными нога-ми скрестные махи: ноги в стороны, затем вверх и вниз. Взрос-лый придерживает ребенка за плечи и прижимает его к полу. Уп-ражнение повторить 6 раз и затем после короткого отдыха (лежа на спине) — еще б раз.

Окошко. Ребенок в положении сидя соединяет руки, образуя «окошко», через которое поочередно просовывает то одну, то дру-гую ногу. «Окошко» не должно «разорваться». Упражнение по-вторить до четырех раз.

Сядь на пятки! Ребенок, стоя на коленях, садится на пятки, взрослый следит за тем, чтобы осанка была правильной.

На носки — на пятки. Ребенок чередует стойку на носках вы-тянувшись со стойкой на пятках.

Плавание на спине. Лежа на спине, ребенок поднимает руки вверх (вдох) и затем движением рук по полу через стороны вниз опускает их вдоль туловища (выдох). Упражнение сочетать с ин-тенсивным дыханием.

Вытянуться — свернуться. В положении сидя ноги скрестно ребенок поднимает руки и максимально вытягивается вверх (взрослый корректирует выпрямленное положение ребенка, поз-воляя ему опираться о голень спиной). Затем наклоняется впе-ред, опускает голову между коленей и обхватывает ноги под ко-ленями.

Кошечка. Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову назад и прогибается; потом наклоняет голову вперед и выгибает спину. Взрослый следит за тем, чтобы руки были постоянно на-пряжены. Упражнение способствует подвижности позвоночника.

Собирание предметов. Учите ребенка захватывать пальцами ног камешки, палочку, шар и подбрасывать их (сначала одной, за-тем другой ногой). Упражнение укрепляет свод стопы.

Большие и маленькие. Ребенок чередует ходьбу на носках с ходьбой в приседе, стараясь держать спину прямо. Это очень трудное упражнение, но после многократного повторения присед без помощи взрослого могут освоить все дети.

Самолет планирует. В положении сидя ноги скрестно ребенок разводит руки в стороны и наклоняется поочередно вправо, вле-во, касаясь рукой земли. Взрослый придерживает ребенка сзади за плечи и следит за тем, чтобы наклон в сторону не перешел в наклон вперед.

Небо — земля. Ребенок, стоя на коленях, прогибается назад, потом выполняет наклон вперед и выгибает спину. Упражнение способствует лучшей подвижности позвоночника. Когда ребенок освоит его в положении на коленях, следует усложнить упражне-ние, повторяя в положении стоя.

Собачка такса. Ходьба на внешнем своде стопы в качестве профилактической меры против плоскостопия. Взрослый показы-вает ребенку упражнение, ребенок его повторяет. Упражнение вы-полнять босиком.

Марионетка. Освоив расслабление тела в положении лежа на спине (при правильном расслаблении пассивное движение перехо-дит с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка пока-чивается, как у тряпичной куклы), следует осваивать расслабле-ние, лежа на животе, а также из приседа, положения стоя и стоя на коленях. Взрослый демонстрирует свободное сползание на пол, чтобы ребенку было понятно выполнение упражнения, показыва-ет ему марионетку.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка -детский сад №45 «Золотой петушок» Павлово-Посадского района Московской области

Образовательная область «Физическая культура»

Инструктор по физической культуре Погорельская М.А.

Большинство из нас знают о вреде пониженной двигательной активности, гипокинезии, для здоровья человека, тем более детей. Гипокинезия всё более овладевает нашим временем и губит здоровье людей. Особенно коварна она для ослабленных детей: ведь родители, как правило, излишне оберегают их. Это приводит к нарушениям биологических законов развития организма ребёнка, ослаблению его сопротивляемости внешней и внутренней среды, к заболеваниям.

На основе исследований учёными доказано, что целенаправленные эмоциональные физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить восстановление ранее утраченного здоровья через оздоровительные подвижные и мало подвижные игры.

Оздоровительные игры и упражнения предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но квалификационная подготовка ведущего обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей учебной деятельности.

Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, уровень зрелости нервных процессов. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, при проведении игры "Цапля" отчетливо видно, у кого из детей нарушена функция статического равновесия. По амплитуде круговых движений туловища при проведении игры "Обруч" опытный педагог оценит гибкость позвоночника ребёнка.

Длительность игр зависит от их содержания, желания детей, может варьироваться от 1 - 2 минут до 5 минут. Для проведения игр детям можно предложить музыкальное сопровождение. Обычно такое предложение ребята всегда встречают с энтузиазмом: придумывают образы, движения. Музыка не должна быть навязчивой, громкой, возбуждающей, длительной, иначе она быстро надоедает и будет только мешать игре.

Игры не должны часто повторяться, чтобы не прискучить детям. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Если четырехлетние дети понимают что такое пропеллер, то можно играть с ними в игру "Пропеллер". Ниже приводится описание нескольких игр, по аналогии с которыми педагоги дошкольного учреждения могут разработать свои.

  1. "Цапля" . Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли".

    Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

  2. "Скачки". Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд.

    Ведущий благодарит детей и отмечает что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он определяет задачу бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных "скакунов", быстрых, резвых и т. п. , не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарят всех детей за участие в игре.

    Оздоровительный эффект этой игры заключается в укреплении костно-мышечной системы конечностей.

  3. "Парашютисты". Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая "сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.

    Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит "парашютистов", отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть.

    Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

    4. "Уши" . Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки?

    В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

  4. "Скоморохи" . Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее надо отбрасывать назад. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.

    Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

  5. "Тачка". Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и "превращается" в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и везет. Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти то быстрее, то медленнее. Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами.

    Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.

  6. "Кошка" . Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд.

    Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре "Кошки - мышки".

    Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

  7. "Пленники". Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит "в плен" на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.

    В этой игре развиваются глазомер, координация движений.

  8. "Гуси" . Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте.

    Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.

  9. "Раки" . Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.

    Игра способствует общему психомоторному развитию.

  10. "Великаны" . Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.

    12. "Бег в бумажном колпаке" . По сигналу дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего "Старт" дети бегут до финиша и обратно.

    Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

  11. "Бег со связанными ногами" . Дети разбиваются по парам, встают боком друг к другу. В каждой паре один партнер связывает свою правую ногу с левой ногой другого. Затем они кладут по одной руке на плечи друг другу и бегут к финишу на "трех" ногах. Ведущий засекает время.

    Игра развивает координационные механизмы нервной системы.

  12. "Шарик" . Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни
    от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры.

    Игра способствует развитию статического равновесия.

  13. "Послушный мячик". Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

    Игра способствует сплоченности детей.

  14. "Бой петухов" . Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами - выходит из игры.

    В игре развивается динамическое равновесие.

  15. "Большой мяч" . Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.

Литература:

  1. Громова О.Е. «Спортивные игры для детей». Творческий Центр СФЕРА, Москва 2003г
  1. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание, 2000. № 6. С. 30-37. Из опыта работы коллективов ДОУ № 1688, 1697, 1881, 2052
  2. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения подвижных игр» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаика-Синтез, 2009г