Мои впечатления о рассказе человек на часах. Нравственные проблемы рассказа Н.С

Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловского полка, стоял на посту. Он услышал, что в полынью попал человек и взывает о помощи. Солдат долго не решался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением. Солдат долго мучился, но в конце концов решился и вытащил тонувшего. Тут мимо проезжали сани, в которых сидел офицер. Офицер стал разбираться, а тем временем Постников быстро вернулся на свой пост. Офицер же, поняв что произошло, доставил спасённого в караульню. Офицер доложил, что он спас утопающего. Спасённый ничего сказать не мог, так как от пережитого потерял память, да толком и не разобрал, кто его спасал. Дело было доложено подполковнику Свиньину, усердному служаке.

Свиньин посчитал себя обязанным доложить обер-полицмейстеру Кокошкину. Дело приобрело широкую огласку.

Офицер, выдавший себя за спасателя, был награждён медалью «за спасение погибавших». Рядового Постникова было приказано высечь перед строем двумя сотнями розог. Наказанного Постникова на той же шинели, на которой его секли, перенесли в полковой лазарет. Подполковник Свиньин приказал дать наказанному фунт сахару и четверть фунта чаю.

Постников ответил: «Много доволен, благодарю за отеческую милость». Он и на самом деле был доволен, сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего, что мог ему присудить военный суд.

Владыко — епископ, которому подполковник Свиньин рассказывает историю спасения утопающего часовым Постниковым. Владыко оправдывает наказание Постникова Свиньиным и лицемерно обнаруживает торжество высшей божественной справедливости, проявление провидения в отвратительной истории с Постниковым. Владыков в рассказе «Человек на часах» воплощает официозное начало в православии эпохи Николая I, освящая мерзкие действия власть имущих. Владыко — реальное историческое лицо, митрополит Московский Филарет (Дроздов), отрицательное отношение к которому высказано еще в нескольких произведениях Лескова.

Кокошкин — петербургский обер-полицмейстер; выступает как спаситель и благодетель подполковника Свиньина и его подчиненного капитана Миллера, парадоксально совмещая роль милосердного благодетеля и неправедного сановника. Желая уберечь от неприятностей Свиньина и Миллера, Кокошкин награждает за спасение утопающего не подлинного спасителя Постникова, а офицера. Кокошкин — реальное историческое лицо.

Миллер Николай Иванович — капитан Измайловского полка, ротный командир рядового Постникова, рассказывающий его историю. Гуманный Миллер противопоставлен службисту Свиньину, лишенному сострадания к несчастному Постникову. Доброта Миллера из рассказа «Человек на часах» бессильна против жестокого, железного следования букве воинского устава. Миллер — реальное лицо, знакомый Лескова, от которого писатель узнал рассказанную в «Человеке на часах» историю.

Офицер — офицер инвалидной команды, охраняющей царский дворец; свидетель спасения утопающего часовым Постниковым, он выступает в функции ложного спасителя, ложного героя. Офицер приписывает себе спасение утопающего, надеясь получить награду; однако сбивчивость рассказа вызывает недоверие у полиции. Желание подполковника Свиньина избежать недовольства государя за воинский проступок Постникова (покинувшего ради спасения человека свой пост возле царского дворца) и стремление обер-полицмейстера Кокошкина угодить государю, отличив военного, служащего в охране дворца, приводят к награждению Офицера.

Постников — рядовой Измайловского полка; после долгих колебаний между соблюдением устава и человеческим долгом спасает от смерти утопающего, покидая свой пост возле царского дворца. Выступает в парадоксальной роли военного преступника и героя одновременно. Вместо награды за спасение человека, которую получает офицер, Постников, чудом избегший жесточайшего наказания шпицрутенами, приговаривается подполковником Свиньиным к двумстам ударам розгами. История этого героя рассказа «Человек на часах» свидетельствует о жестокости и абсурдности армейских порядков в эпоху Николая I, основанных на беспрекословном исполнении всех положений воинского устава в любых ситуациях. Абсурдность ситуации усугубляется благодаря уверенности Постникова в справедливости наказания и радости, что экзекуция оказалась не столь жестокой.

Свиньин — подполковник Измайловского полка, батальонный командир, в подчинении у которого состоит Постников. Этот герой рассказа «Человек на часах» представлен в противоречивой роли одновременно спасителя и палача Постникова: желая избежать неприятностей, он скрывает проступок-подвиг Постникова, но лично отдает приказ о его наказании. Свиньин — истовый службист, в котором верность предписаниям устава подавляет доброту и сострадание.

Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале «Русская мысль» под заглавием «Спасение погибавшего». Героя рассказа - солдата Постникова писатель относил к «праведникам», то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову.

В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «...я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох».- Л. К.) еще «Спасение погибавшего» из «Русской мысли», ибо он тоже относится к «праведникам»,- не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен... Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь», «Скоморох» и «Погибавший...»)».

Последний вариант названия рассказа - «Человек на часах» («Человек на часах (1839 г.)») -- придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы - человек и его долг.

Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц - Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге»), является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой - призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.

Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно», хотя ни один из его участников не лишается жизни.

«Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.

Торжество неправды и зла благословляет «владыко», в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя - ханжи и приспособленца. «Неполная истина не есть ложь»,- утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека.

Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».

Миллер Николай Иванович (ум. в 1889 г.) - генерал-лейтенант, инспектор, затем директор Александровского лицея.

Кордегардия - гауптвахта, караульная.

Заливается - здесь: тонет.

Тогда еще не совсем вывелся «гуманизм»...- намек на сохранившиеся в обществе декабристские настроения.

Проницательный владыко - речь идет о московском митрополите Филарете Дроздове.

Главные герои рассказа «Человек на часах» — простой солдат по фамилии Постников и батальонный командир, подполковник Свиньин. Действие рассказа происходит зимой 1839 года в Петербурге. В тот год случилась сильная оттепель и на Неве образовались обширные полыньи. Стоящий на ночном посту у Зимнего дворца солдат Постников услышал крики тонущего человека. Покидать свой пост солдат не имел права, а позвать еще кого-нибудь на помощь тонущему человеку не было никакой возможности.

Отличаясь душевной чувствительностью, Постников не смог равнодушно слушать крики о помощи и принял решение покинуть свой пост. Он спустился на лед и вытащил тонущего из воды. Мимо проезжали сани, в которых сидел офицер инвалидной команды, которому солдат и передал спасенного. После чего солдат вернулся на свой пост.

Позже он честно доложил своему командиру о нарушении. А командир доложил о происшествии подполковнику Свиньину. Свиньин по натуре был службистом и всегда требовал от подчиненных неуклонного выполнения обязанностей. За любые нарушения он спрашивал очень строго с провинившихся. В сложившейся ситуации главный вопрос, который беспокоил подполковника, состоял в том, что поступок Постникова, оставившего свой пост, может бросить тень на безупречную репутацию Свиньина.

Свиньин решил действовать и отправился к обер-полицмейстеру Кокошкину, в ведении которого находились все городские происшествия, в том числе и спасение утопающих. Кокошкин вызвал к себе дежурного пристава, вместе с которым приехали офицер инвалидной команды и спасенный из Невы человек. И тут выяснилось, что офицер инвалидной команды решил присвоить себе лавры спасителя, в расчете на медаль за спасение утопающего. Хотя Кокошкин и Свиньин знали, что офицер говорит неправду, они решили не изобличать офицера во лжи, чтобы репутация Свиньина не пострадала.

Несмотря на благополучное для него разрешение проблемы, Свиньин по прибытии в часть распорядился наказать солдата Постникова за оставление поста. Постников получил двести ударов розгами и был отправлен в лазарет на излечение. Свиньин лично посетил его в лазарете и вручил наказанному солдату фунт сахару и четверть фунта чаю на поправку.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Человек на часах» состоит в том, что в жизни случаются такие ситуации, когда приходится выбирать между исполнением служебного долга и велением совести. Солдат Постников поступил по совести, спасая человека, но при этом нарушил воинский устав, покинув свой пост. Прав ли он был, идя на это нарушение? С точки зрения общечеловеческой морали, Постников, безусловно, прав. Но у армейской жизни свои суровые законы, которые категорически запрещают делать то, что совершил Постников. И солдат с покорностью принял наказание, наложенное батальонным командиром, зная, что по армейским меркам подобное наказание в те времена считалось довольно мягким. Подполковник Свиньин не мог поступить по-другому, в офицерской среде его бы просто не поняли. Свиньин лишь максимально смягчил наказание и после него проявил определенную заботу о простом солдате.

Рассказ «Человек на часах» учит поступать по совести, невзирая ни на какие обстоятельства, даже на необходимость понести суровое наказание за нарушение своих служебных обязанностей.

В рассказе «Человек на часах» мне понравился простой солдат Постников, который не остался равнодушным к тонущему человеку, хотя имел право не оказывать ему помощь, будучи при исполнении обязанностей часового. Постников прекрасно знал, что ему грозит не только телесное наказание, но и суд, и отправка на каторгу. Тем не менее, он все-таки спас жизнь совершенно незнакомому человеку.

Какие пословицы подходят к рассказу «Человек на часах»?

Хороша та помощь, что оказана вовремя.
Долг блюсти - отлично службу нести.
Лучше хорошо поступить, чем говорить.

Каждый военнослужащий видит исполнение своего долга по-разному. Для одних это безукоризненное следование уставу, для других – защита чести и достоинства государя, а третьи понимают, что ответственность надо держать, прежде всего, перед своей совестью. В рассказе «Человек на часах» Н. С. Лесков показывает, насколько тонка грань между долгом и нарушением устава, как сложно сделать выбор, когда на кон поставлена человеческая жизнь.

Первая дата публикации рассказа – апрель 1887 года. Он был напечатан в журнале «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего», позже измененное Лесковым на «Человек на часах».

Произведение основано на реальных событиях. Некоторые персонажи были срисованы автором с живущих в то историческое время людей: Н. И. Миллера, Н. П. Свиньина и С. А. Кокошкина, в годы правления императора Николая Павловича действительно состоявших на государственной службе и имевших прямое отношение к описываемым в книге событиям.

Жанр, направление

«Человек на часах» — рассказ, «обнажающий» трагические перипетии и несправедливости военной среды. Автор работает в реалистическом направлении.

Он, словно врач, досконально исследует тревожные метания человеческого сердца, стиснутого жесткими рамками суровых законов николаевской эпохи.

Суть

Как же непроста и драматична дорога к обретению земного предназначения. Солдат Постников, оставляя свой пост, помогает незнакомцу выбраться из полыньи. Неужели человеческая жизнь этого не стоит? К сожалению, так считают единицы. А подполковник Свиньин и обер-полицмейстер Кокошкин делают все возможное, чтобы об этом проступке молодого солдата не узнал государь, иначе «шапки полетят у всех».

В итоге сложившуюся ситуацию доводят до абсурда, героизм же Постникова остается в тайне. Часовому назначают двести розог; вместо медали за спасение он получает фунт сахару и четверть фунта чаю.

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства. Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.
  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.
  5. Темы

  • Основная тема — любовь и сострадание к ближнему . Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
  • Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.
  • Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка. Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
  • Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи. Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?
  • Проблематика

    • Основная проблема — гуманизм и долг как составляющие воинской службы, конфликт этих двух начал . Рано или поздно перед военным человеком возникает нравственная дилемма: слушать внутренний голос или же безропотно следовать уставу. На этот вопрос сложно найти ответ, и Н. С. Лесков показывает, насколько труден и драматичен этот выбор.
    • Еще одна проблема — взаимоотношения солдат и офицеров . Многие военнослужащие рассматривают нижние чины в роли слепых исполнителей распоряжений. Но встречаются исключения, как капитан Миллер, «болеющий» душой за своих подчиненных. Такие командиры становятся для солдат справедливыми наставниками. Приказы в армии не обсуждаются, но рядовому составу необходимо взаимопонимание и поддержка со стороны «старших» товарищей.
    • Проблема подлости на пути к цели . На что можно пойти ради медали и общественного признания? Малодушно ведет себя офицер инвалидного полка. Он присваивает себе подвиг часового и заявляет во всеуслышание, что спасение утопающего — его заслуга. Обер-полицмейстер скрывает проступок Постникова, следствием чего является получение медали обманщиком.
    • Проблема лжи и неполной истины. Свиньин беседует с владыкой и вынужден признаться, что в истории с Постниковым было допущено множество недосказанности и обмана.
    • Проблема влияния алкоголя на сознание человека . Лесков упоминает о том, что утопающий был «выпимши» и хотел сократить путь, перейдя через лёд, однако сбился и попал в воду. Если бы рассудок был чист, не затуманен, то и проблемы бы не возникло.
    • Смысл

      Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

      Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!