Мифы Древней Греции: Прометей. Сказание о прометее Прометей бог огня

Существуют три толкования легенд: во первых - экзотерически-буквальное, во вторых - аллегорическое, в третьих - оккультное значение, когда вновь выступает буквальная интерпретация мифов. Отсюда вы можете видеть, что все легенды - по крайней мере, те, которые имеют подобное значение - происходят из мистериальных школ и являются не чем иным, как передачей того, что представлялось в мистериальных школах как великая драма судьбы человечества.

Рудольф Штайнер

ЛЕГЕНДА О ПРОМЕТЕЕ

В прошлый раз я попытался показать вам, как происходило посвящение в древних друидических ложах. Сегодня я хочу изложить нечто родственное этому, хотя и кажущееся весьма отдаленным. Но мы увидим, что всё более знакомимся с пониманием развития нашего человечества во всей его глубине.

Из моих различных лекций по пятницам вы могли видеть, что мир легенд различных народов имеет глубокое содержание и что мифы являются выражением глубоких эзотерических истин. Сегодня я хотел бы поговорить об одной из интереснейших легенд, которая связана со всем развитием нашей пятой коренной расы. При этом вы увидите, что эзотерик всегда может пройти через три ступени понимания мира легенд.

Сначала легенды живут в каком-нибудь народе и их воспринимают экзотерически, внешне-буквально. Затем начинается неверие в это дословное понимание легенд и образованные люди делают попытку символического, аллегорического их толкования. Однако, за этими двумя способами толкования скрыты еще пять других, ибо каждая легенда имеет семь толкований. Третья ступень толкования - это та, когда вы в состоянии принять легенду опять определенным образом в буквальном смысле. Но сначала вы должны научиться понимать язык, на котором создана легенда. Сегодня я хотел бы поговорить о легенде, понимания которой не так-то легко достичь, - это легенда о Прометее.

В одной из глав второго тома "Тайной доктрины" Е.П.Блаватской вы можете кое-что об этом найти и увидеть сколь глубоко содержание этой легенды. Но в печатных работах не всегда можно высказать последние вещи. Сегодня мы можем пойти несколько дальше того, что изложено в "Тайной доктрине" Е.П. Блаватской.

Прометей принадлежит к греческому миру легенд. Он и его брат Эпиметей являются сыновьями титана Иафета. Сами титаны - сыновья древнейшего божества Урана и его супруги Геи. В переводе Уран означает "Небо", а Гея - "Земля". При этом я хочу подчеркнуть, что Уран в греческом является тем же самым, что Варуна в индийском. Итак, Прометей и его брат Эпиметей являются титанами, потомками сыновей Урана и Геи. Младший из титанов Крон - "Время" - сверг с престола своего отца Урана и сам захватил господство. За это он, в свою очередь, был свергнут с престола своим сыном Зевсом и вместе со всеми титанами изгнан в Тартар - бездну или нижний мир. Только титан Прометей и его брат Эпиметей встали на сторону Зевса и боролись против титанов.

Однако, затем Зевс захотел уничтожить человеческий род, который стал заносчивым. Тут Прометей становится на защиту человеческого рода. Он размышляет, что бы такое дать человеческому роду, благодаря чему тот мог бы сам себя спасти и не быть больше предоставленным на усмотрение Зевса. Так, нам рассказывается, что Прометей научил людей письму, искусствам и, главным образом, использованию огня. Но этим он навлек на себя гнев Зевса. Из-за этого гнева Зевса он был пригвожден к Кавказу и должен был долгое время терпеть там страшные муки.

Далее нам рассказывают, что теперь боги во главе с Зевсом поручили Гефесту, богу кузнечного искусства, изготовить женскую статую. Эта женская статуя была снабжена всеми качествами, которые являются внешним украшением человеческого рода пятой коренной расы. Этой женской статуей была Пандора. Пандоре было поручено принести человечеству дары, но сначала брату Прометея - Эпиметею. Хотя Прометей предостерегал брата, чтобы он не принимал даров, однако, тот все же дал себя уговорить и принял дары богов. И все это было вытряхнуто на человечество, только одно было удержано: надежда. В большинстве своем эти дары являлись муками и страданиями для человечества, только надежда была удержана в ящике Пандоры.

Итак, Прометея приковывают к Кавказу, и его печень терзает коршун. Это он терпит. Но он знает нечто, являющееся залогом его спасения. Ему известна тайна, которую не знает сам Зевс, которую, однако, он хочет знать. Прометей же не открывает тайну, хотя Зевс посылает к нему посланника богов - Гермеса.

Затем по ходу легенды нам рассказывается об удивительном освобождении Прометея. Говорится, что он может быть освобожден только посредством вмешательства посвященного, инициированного. И таким инициированным был грек Геракл - Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Совершение двенадцати подвигов является показателем инициированного. Это есть символическое выражение двенадцати испытаний инициации. Кроме того, о Геракле говорится, что он был посвящен в Элевзинские мистерии. Он был способен освободить Прометея. Но кто-то еще должен был принести жертву ради Прометея, и это сделал кентавр Хирон, страдавший неизлечимой болезнью. Он был полу-животным, полу-человеком. Он принял смерть, и благодаря этому Прометей был спасен. Такова внешняя структура легенды о Прометее.

В этой легенде содержится вся история пятой коренной расы, в ней заключена действительно мистериальная истина. Эта история действительно рассказывалась в Греции как легенда. Но она представлялась также и в мистериях, так что ученик мистерий видел перед собой судьбу Прометея. И в ней он должен был увидеть все прошлое и будущее пятой коренной расы. Понять это вы сможете только в том случае, если примете во внимание следующее. То, что обозначают, как возникновение человека, было достигнуто только в середине лемурийской расы - становление человека в том смысле, в котором мы имеем его сегодня. Это человечество было ведомо великими учителями и водителями, которых мы обозначаем как "сыновей огненного тумана". И сегодня человечество пятой коренной расы ведомо великими посвященными, однако наши посвященные - иного рода, чем тогдашние водители человечества.

Вы должны уяснить себе это различие. Имеется большое различие между водителями двух предыдущих рас и водителями нашей пятой коренной расы. Водители тех рас были тоже объединены в Ложе белого братства. Однако, они проделали свое более раннее развитие не на нашей планете, а на других аренах деятельности. На Землю они сошли уже в качестве зрелых высших людей, чтобы людей, которые тогда еще находились в младенческом состоянии, обучать при первом их возникновении, чтобы обучать их тем начальным искусствам, которые им были необходимы. Это обучение продолжалось во время третьей, четвертой и вплоть до пятой коренной расы.

Пятая коренная раса берет начало от маленькой горсточки людей, которые были избраны из предыдущей коренной расы. Они были приведены в пустыню Гоби и оттуда, как лучи, распространились затем по Земле. Первый водитель, который дал импульс этому развитию человечества, был одним из так называемых Ману. Ману пятой коренной расы. Этот Ману принадлежал еще к тем Водителям человеческого рода, которые сошли на Землю во времена третьей коренной расы. Он еще был одним из тех Водителей, которые проделали свое развитие не только на Земле, и привнесли свою зрелость на нашу Землю.

Только в пятой коренной расе начинается развитие таких Ману, которые являются такими же людьми как и мы, которые подобно нам, проделали свое развитие только на Земле, которые с самого начала развивались на Земле. Итак, мы имеем людей, которые уже являются высокими личностями - водителями и мастерами, - и таких, которые только стремятся таковыми стать; так что внутри пятой коренной расы мы имеем чела и мастеров, которые принадлежат к более ранним расам, и чела и мастеров, которые проделали всё, что проделали люди с середины лемурийского времени. Один из мастеров, которым принадлежит водительство в пятой коренной расе, избран к тому, чтобы принять на себя водительство шестой коренной расы. Шестая коренная раса будет первой, которая будет ведома земным братом в качестве Ману. Более ранние мастера, Ману других миров, передают водительство человечеством земному брату.

С рассветом нашей коренной расы выступает все то, что мы называем развитием искусств. У атлантов была еще совершенно иная жизнь. У них не было изобретений и открытий. Они работали совершенно иначе. Их техника и их искусство были совершенно иными. Только с нашей пятой коренной расой развилось все то, что мы называем в сегодняшнем смысле техникой и искусствами. Самым значительным открытием является открытие огня. Поймите это. Поймите, что зависит сегодня в нашей широко распространенной технике, индустрии и искусстве от огня. Я думаю, техник согласится, если я скажу, что без огня в технике ничего не было бы возможно; и мы можем сказать, что овладение огнем было основополагающим изобретением, давшим импульс для всех других изобретений.

При этом мы должны иметь в виду, что в то время, когда возникла легенда о Прометее, под огнем понимали всё то, что каким-либо образом связано с теплом. Под огнем понимали, например, молнии. Причины всех тепловых явлений были суммированы в понятии огня. Сознание того, что человечество пятой расы стоит под знаком огня, прежде всего, нашло отражение в легенде о Прометее. И Прометей есть не кто иной, как представитель всей пятой коренной расы.

Его братом был Эпиметей. Сначала переведем оба слова. Прометей означает: думающий вперед, а Эпиметей - думающий после. Тут вы имеете два типа деятельности человеческого мышления ясно различенными в после-думающем и пред-думающем человеке. После-думающий человек, - это тот, кто дает на себя воздействовать вещам этого мира и затем думает. Такое мышление является кама-манасическим. С определенной точки зрения кама-манасическое мышление означает: сначала дать на себя воздействовать миру и только вслед за этим думать. Человек пятой коренной расы сегодня все еще думает главным образом подобно Эпиметею.

Однако в той степени, в какой человек не только дает воздействовать на себя тому, что имеется тут, а создает будущее, является изобретателем и открывателем, настолько он является Прометеем, пред-думающим. Изобретения никогда бы не были возможны, если бы человек был только лишь Эпиметеем. Изобретения делаются благодаря тому, что человек создает нечто, чего еще нет. Сначала это имеется в мыслях, а затем мысль переносится в действительность. Таково прометеевское мышление. Это прометеевское мышление внутри пятой коренной расы является манасическим. Кама-манасическое и манасическое мышления идут друг рядом с другом как два течения внутри пятой коренной расы. Постепенно манасическое мышление будет распространятся все шире и шире.

Это манасическое мышление пятой коренной расы имеет еще одну особенность. Мы это поймем, если оглянемся на атлантическую коренную расу. Она имела еще в большой мере инстинктивное мышление, связанное с жизненной силой. Атлантическая коренная раса была в состоянии из силы семян извлечь для себя силу движения. Как сегодня человек в угольных залежах имеет некий резервуар силы, которую он может превратить в пар для движения поездов и перемещения грузов, так атлант имел большие залежи семян растений, содержавшие силы, которые он превращал в силу, движущую транспортные средства, описанные в брошюре Скотта-Эллиота об Атлантиде. Это искусство было утрачено. Дух атлантического человека еще покорял живую природу, силу семени. Дух пятой расы может покорять только безжизненную природу, силы становления, лежащие в камне и минералах. Таким образом, манас пятой коренной расы прикован к минеральным силам, подобно тому, как атлантическая раса была прикована к жизненным силам. Вся прометеевская сила прикована к скалам, к земле. Поэтому и Петр является скалой, на которой строил Христос. Это то же самое, что и скала Кавказа. Человек пятой расы должен осуществлять свое развитие на чисто физическом плане. Он прикован к неорганическим, минеральным силам.

Попробуйте составить себе представление и том, что это значит, когда говорят о технике пятой расы. Для чего она? Когда вы сориентируетесь в этом, вы увидите, что какими бы великолепными и мощными не были результаты, когда сила разума, манасическое, применяется к неорганическому, минеральному, - в общем и целом это есть человеческий эгоизм, человеческий личный интерес, для которого используются все эти силы изобретений и открытий пятой коренной расы.

Начните с первого открытия и изобретения и дойдите до телефона, до наших новейших изобретений и открытий, и вы увидите, какие большие и мощные силы поставлены нам в услужение посредством этих открытий и изобретений. Но чему они служат? Что мы привозим посредством железной дороги и пароходов из дальних стран? Мы привозим продукты питания; по телефону мы требуем продукты питания. По существу, это человеческая кама требует этих открытий и изобретений в пятой коренной расе. Это есть то, что надо однажды уяснить себе в объективном наблюдении. Тогда станет понятно, что тот высший человек, который помещен в материю, действительно прикован к материи в пятой коренной расе из-за того, что его кама требует удовлетворения внутри материи.

Если вы обратитесь к эзотерическому, то обнаружите, что принципы человека находятся в связи с совершенно определенными органами тела. Я еще изложу вам эту тему подробнее; сегодня же я хочу только указать, с какими органами находятся в определенной связи наши семь принципов.

В первую очередь мы имеем, так называемое, физическое. Оно состоит в оккультном отношении с верхней частью человеческого лица, с корнем носа. Физическое строение человека, как оно однажды возникло, - ведь раньше человек был чисто астральным и затем встроился в физическое, - ведет происхождение из этой части. Физическое выступило и построило сначала корень носа, так что эзотерик признает корень носа относящимся к собственно физически-минеральному.

Второе - это прана, эфирное двойниковое тело. С ним эзотерически связана печень. Этот орган состоит с ним в определенной оккультной связи. Затем идет кама, астральное тело. Оно развивало свою деятельность в построении органов питания, которые имеют своим символом желудок. Если бы астральное тело не имело вполне определенной чеканки, которую оно имеет у человека, то и человеческий аппарат питания с желудком не имел бы той формы, которую он имеет сегодня.

Когда вы рассматриваете человека, во-первых - в его физической основе, во вторых - в его эфирном двойниковом теле и в третьих - в его астральном теле, то вы имеете ту основу, которая, как вы видите, прикована к тому, что составляет минеральные оковы пятой коренной расы.

Посредством высших тел человек снова высвобождается из этих оков и поднимается к высшему. Кама-манас своими силами вновь взбирается вверх. Человек снова освобождается от чисто природной основы. Поэтому существует оккультное отношение кама-манаса к тому, посредством чего человек поднимается из природной основы, отвязывается. Эта оккультная связь имеется между низшим манасом и пуповиной. Если бы в человеческой организации не было кама-манаса, то зародыш не был бы подобным образом привязан к матери.
Если мы перейдем к высшему манасу, то он имеет такого же рода отношение к человеческому сердцу и крови. Буддхи имеет отношение к человеческой гортани и глотке. А атма имеет оккультное отношение к тому, что заполняет всего человека, а именно к содержащейся в человеке акаше.

Таковы семь оккультных отношений. Из них для нашей пятой расы в качестве самых значительных надо выделить отношения, касающиеся эфирного двойникового тела и камы. И если вы к этому присовокупите то, что я до этого говорил о владении атлантами праной - жизненной силой, пронизывающей эфирное двойниковое тело, - то вы можете сказать себе, что в определенном отношении атлант стоял на одну ступень глубже. Его эфирное двойниковое тело еще имело первоначальное родство со всем эфирным во внешнем мире, и благодаря этому он владел праной внешнего мира. Тем, что человек поднялся на одну ступень выше, работа стала на одну ступень глубже. Таков закон: если на одной стороне достигается подъем, на другой стороне должен последовать спуск. В то время, как раньше человек работал над камой, исходя из праны, теперь он должен, исходя из камы, работать на физическом плане.

Теперь вы поймете, как глубоко символизирует миф о Прометее эту оккультную связь. Коршун терзает печень Прометея. Кама, которая действительно пожирает силы пятой расы, символизирована в коршуне. Коршун гложет печень человека, его основу, и так же эта сила пятой расы гложет собственную жизненную силу человека, т.к. человек прикован к минеральной природе, к Петру, к скале, к Кавказу. Этим человек должен был платить за свое подобие Прометею. Поэтому человек должен преодолеть свою собственную природу, чтобы не быть более прикованным к минеральному, к Кавказу.

Только те, кто в течение пятой расы появляются как человеческие посвященные, могут принести освобождение скованным людям. Геракл, человеческий посвященный, сам должен проникнуть к Кавказу, чтобы освободить Прометея. Так инициированные высвободят человека из оков, и то, что предназначено к закату, должно пожертвовать собой. Пожертвовать собой должен человек, который все еще состоит в связи с животным: кентавр Хирон. Человек древности должен быть принесен в жертву. Жертва кентавра столь же значительна для развития пятой расы, как и освобождение через посвященных, инициированных пятой расы.

Говорят, что в греческих мистериях людям предсказывалось будущее. Под этим, однако, подразумевали не расплывчатый, абстрактный рассказ о том, что должно было произойти в будущем, а указание тех путей, которые вводят человека в будущее, указание на то, что человек должен сделать, чтобы развиваться в направлении будущего. И то, что должно было развиваться как человеческая сила, было представлено в большой мистериальной драме Прометея.

Под тремя родами божеств - Ураном, Кроном и Зевсом - надо представлять себе три рода следующих друг за другом сущностей, ведущих людей. Уран означает "небо", Гея - "землю". Когда мы возвращаемся назад за середину третьей, лемурийской расы, то мы имеем не такого человека, которого мы знаем теперь, но человека, которого тайноведение называет "Адамом Кадмоном", являющегося еще бесполым, - человека, который до того еще не принадлежал Земле, который еще не развивал органов для земного видения, который еще принадлежит ураническому, т.е. небу. Через соединение Урана с Геей возник человек, который сошел в материю и вместе с тем вошел во время. Крон (=Хронос, время) становится властелином второго поколения богов с середины лемурийского времени вплоть до начала атлантического времени. Ведущих сущностей греки символизировали сначала в Уране, затем в Кроне, а затем они перешли к Зевсу. Зевс же является одним из тех водителей, которые свою школу прошли не на Земле. Он еще один из тех, кто принадлежит к бессмертным, так же, как и все прочие греческие боги.

Смертное чувство в течение пятой расы должно встать на собственные ноги. Это чувство представлено Прометеем. Оно впервые принесло человеческие искусства и пра-искусство огня. К нему ревнует Зевс, так как люди вырастают до собственных посвященных, которые в шестой коренной расе возьмут водительство в свои руки. Человечество должно сначала заплатить за это. Поэтому их пра-посвященный должен сначала взять на себя все страдания и муки.

Прометей является пра-посвященным пятой коренной расы, тем, кто посвящается не только в мудрость, но и в действие. Он проходит через все страдания и его освобождает тот, кто созревает, чтобы постепенно освободить человечество и поднять его над минеральным.

Так представляют нам легенды великие космические истины. Поэтому в начале лекции я сказал: тот, кто поднимается к третьему токованию, тот может их брать опять буквально… В легенде о Прометее представлено поедание печени коршуном. Это надо брать совершенно буквально. Коршун действительно пожирает печень пятой коренной расы. Это - борьба желудка с печенью. В каждом отдельном человеке в течение пятой коренной расы повторяется эта прометеевская борьба со страданиями. Совершенно буквально надо принимать то, что представлено в легенде Прометея. Не будь этой борьбы, судьба пятой коренной расы была бы совершенно иной.

Итак, существуют три толкования легенд: во первых - экзотерически-буквальное, во вторых - аллегорическое, в третьих - оккультное значение, когда вновь выступает буквальная интерпретация мифов. Отсюда вы можете видеть, что все легенды - по крайней мере, те, которые имеют подобное значение - происходят из мистериальных школ и являются не чем иным, как передачей того, что представлялось в мистериальных школах как великая драма судьбы человечества. Как я мог показать вам при рассмотрении друидических мистерий, что легенда о Бальдуре передает не что иное, как совершавшееся внутри друидических мистерий, так в легенде о Прометее вы имеете то, что переживал греческий ученик во внутреннем мистерий, чтобы получить силу и энергию для жизни в будущем.

По древности, когда над всем миром царил еще не Зевс, а его отец Кронос, люди, только что расселились по земле, были слабые, бессильные, пугливые. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. Со страхом смотрели они на грозовые облака и на палящее солнце, на бескрайнее море и на высоченные горы. И казалось людям, то могучие божественные существа.

Впоследствии власть над всем миром получил Зевс, сверг отца в Тартар — в глубокое дно земли и моря, лежит далеко под царством мертвых, мрачным Аидом1. Со своей небесной лучезарной возвышенности Зевс и не смотрел на нуждающихся людей, а те едва прозябали среди непостижимой, враждебной природы. Сколько их погибало от болезней и голода, в борьбе с жестокой стихией! Так зачах и погиб навсегда род смертных людей, если бы не стал им на защиту и помощь благороднейший среди бессмертных — титан Прометей.

Матерью его была большая Фемида, богиня справедливости и правосудия. А отец — Иапет — принадлежал к роду могущественных титанов, которые одолел Зевс и сбросил навеки в Тартар. Такой участи подвергся Иапет, но остались его сыновья — Атлант, Менетий, Прометей и Эпиметей. Двух первых Зевс тоже наказал за смелую попытку соперничать с ним: в Менетия попал огненной молнией, и тот упал прямо в Тартар, а огромном Атланту надумал другую казнь — держать на себе все небесный свод.

А умный и мужественный Прометей сам стал на сторону Зевса. Он как никто понимал, что дикие, своевольные титаны не могут справедливо править миром — для этого, кроме силы, нужен еще светлый ум.

Прометей имел благородное, большое сердце, он первый сжалился на людей, научил их строить свете жилья, плавать на лодках, напяливать паруса, охотиться лесную зверя приручать животных. Он первый запряг в ярмо дикого быка, первый укротил свободного коня, и те стали верными помощниками человека. Прометей научил смертных лечиться целебным зельем, находить путь по звездам и лету птиц, научил добывать из земли медь, золото, серебро и пользоваться щедрыми дарами природы.

А громовладний Зевс и дальше не обращал внимания на людей. Зато его сыновья и дочери — молодые боги, беззаботно жили на Олимпе, — заинтересовались теми мелкими существами, сновали где-то далеко внизу, на земле. Нечего делать бессмертные даже взялись помогать людям, учить ремесел и земледелия, но за то потребовали от них большого уважения и богатых даров.

Чтобы составить такое соглашение, то собрались обе стороны. От богов выступал Зевс, от людей — титан Прометей, хотя сам был бессмертен. Он опасался, что люди не смогут противостоять богам и поспешил им на помощь.

Титан так болел за судьбу смертных, удался даже к хитрости. Когда привели жертвенного быка, он сам зарезал его и разделил тушу на две части. К большей кучи сложил сами кости, но прикрыл их красивым, блестящим жиром, а меньшую, где было вкусное мясо, Прометей завернул в грязную бычью шкуру, еще и положил сверху гадкие потроха.

— Отец наш Зевс, выбери себе какую хочешь часть, — лукаво пригласил Прометей. — То, что ты выберешь, люди в дальнейшем отдавать бессмертным богам.

Как Прометей и надеялся, Зевс взял себе кучу, большую и лучшую на вид. С тех пор смертные стали есть мясо, а кости сжигать почет бессмертным.

прогневался Зевс, поняв, как обманул его Прометей ради тех смертных ничтожеств. Страшно загремел вел с темно-облачного. Олимпа и швырнул на землю огненные стрелы-молнии. А потом надумал казнь, чтобы досадить Прометею: он отказал смертным в том, что было им непременно нужно, в животворные огне.

— Пусть едят мясо, но сырое! — Гремел яростно Зевс.

Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил Зевса запрет. Однажды он встретил Афину Палладу, любую Зевса дочь. Богиня мудрости была всегда привержена титана, поэтому он и попросил ее открыть ему тайком дверь черного хода, ведущего к Зевсова дворца.

А Прометей, оказавшись в Зевсов дома, скорее взял с божественного очага небольшую искру, спрятал ее в пустой камышине и принес людям на землю.

Но черным, грозовым ураганом надвигался на отважного титана страшный гнев всесильного Зевса. Никто в мире еще не поднимал так дерзко его запрета, никто не осмеливался восставать против него, отца всех бессмертных и смертных.

В безумной вне Зевс велел заковать титана Прометей в кандалы и присмыкнуть на самом краю отвесной скалы, чтобы отступник висел там долгие века.

Осуществить эту казнь Зевс поручил своему хромому сыну Гефесту, непревзойденному художнику и кузнецу. А в помощники ему дал двух своих верных слуг — Силу и Власть, суровых, безжалостных, жестоких. Обидно было Гефесту повиноваться Зевсов воли, ибо он искренне уважал Прометея, но ослушаться родного отца не мог.

Снова и снова стучит молот, от него уходит стоголосое эхо, и кажется, то стонут мрачные Кавказские горы. Наконец титана приковано.

— Вот и хорошо! — Отзывается Влада. — К этой скалы люди не достанутся, как бы ни хотели помочь своему благодетелю.

— Никто ему теперь не поможет, — сокрушенно говорит Гефест, неумолимое-то сердце у сына Кроноса. Какую жестокую кару он придумал! Глазам невыносимо смотреть на Прометея.

— Остерегайся, чтобы за такие слова Зевс не наказал и тебя, — мрачно говорит Влада и торопит Гефеста. — Хватит болеть за тем дерзким, пойдем отсюда. А ты, Прометей, можешь теперь сетовать против Зевса и заботиться о жалких смертных людей.

Ани словом не отзывается гордый богоборец. Даже не смотрит, как уходят Сила и Власть, крепкие, словно вырезаны из камня, а за ними хромает еще больше Гефест. Только когда они скрылись за горами и вокруг воцарилась мертвая тишина, Прометей застонал и громко крикнул:

— О божественный эфире! О мать-земля и солнце ясное, всевидящее! О бистрокрили ветры, волны неутомимого моря! Посмотрите, как наказал меня Зевс за то, что я был привержен смертных и принес им огонь. Я знал, что Зевс меня накажет. Страшные мои мучения, но я не отрекаюсь своего поступка!

Прилетели на большой крылатой колеснице нежные сердобольные океаниды, что в своих далеких подводных пещерах услышали лязг Прометея оков.

По океаниды спешил на крылатом коне сам старик Океан2. Седой, величественный, он приблизился к Прометею и сказал:

— Иапетив сын! Никого в мире я так не уважаю, как тебя. И я прилетел от края земли сюда, к ее чужую страну, чтобы ты послушал мои советы: умерь свое гордое сердце, уступи перед сильнее. Ведь ты сам хорошо знаешь: миром управляет строгий самовластный бог. НЕ соревнуйся с ним! А я попробую выпросить у него для тебя скорое освобождение.

— Не беспокойся обо мне, Океан, — ответил Прометей, — и не труды себя напрасно: неумолимый-то Зевс. Вспомни, как он тяжело наказал моего родного брата Атланта, нанеся ему на плечи все небесный свод. Вспомни, как укротил Зевс стоглавого Тифона, восставший было против всех богов, а теперь лежит, придавленный горою и так тяжело ему, что аж пламенем дышит. Остерегайся ты Зевса, он лихопомний, жестокий, поэтому не вздумай просить за меня. Я сам снесу свое наказание.

то до Кавказских гор заблудилась несчастная Ио, белая телка. Некогда она была смертная девушка, аргосских царевна, такая красивая, что в нее влюбился сам Зевс. И через некоторое время она тоже стала жертвой всевластного бога. Обращено на снежно-белую телку, она убегала куда глаза глядят от овода, которого наслала на нее завистливая Гера.

— О, как ты, бедная, стонешь! — Сочувственно сказал Прометей. Я ничем не могу тебе помочь, потому что сам я не свободен. Но знай: тебя, смертная, ждет бессмертная слава, даже море в память о тебе назовут Ионическим. А Епаф, твой сын Зевса, начинает большой род, даст могучих героев. Наиболее славетниший из среды их, твой далекий потомок Геракл3, придет сюда и, наконец, избавит меня. Знай и то, что всемогущий бог, через которого мы оба страдаем, вскоре может потерять свою власть.

От Мойр Прометей узнал, что Зевса ждет гибель, ибо он захочет жениться на богиней Фемидой, красивой дочерью морского бога Нерея4. А сыну Фемиды суждено стать сильнее отца, кто бы он был — или смертный герой, а бессмертный бог. Поэтому Зевса ждет та же участь, которой через него потерпел когда его родной отец Кронос, и сбудется тогда отцовское зловещее проклятие.

Услышав слова Прометея, Зевс послал к титана находчивого Гермеса узнать тайну, на которую намекает наглец, но Прометей не покорился, не подвергся никаким пыткам, даже когда Громовержец сбросил скалу с титаном в черную бездну, когда орел острыми когтями разрывал титановые грудь и клевал ему печень.

Лишь когда Зевс прислал богиню Фемиду, мать непокоренного титана, Прометей расчувствовался и раскрыл тайну Мойр.

Услышав вещие слова, спохватился Зевс, ибо я намеревался взять морскую богиню Фетиду себе в жены.

Вскоре Фетиду отдали за Пелея, славного аргонавта, вместе с другими героями он ездил в Колхиду за золотым руном. На свадьбу Пелея и Фетиды сошлись все боги, и даже не помнили такого пышного праздника. А сын Пелея и Фетиды — славный Ахиллес — действительно превзошел мужеством и силой своего отца и стал величайшим героем Троянской войны.

В благодарность за предостережение Зевс послал славного из числа греческих героев, далекого потомка Ио — Геракла — освободить титана.

На руке Прометея осталось одно кольцо из пут, в котором застрял камушек со скалы.

В память о подвиге титана люди носят металлические кольца и перстни с драгоценными камнями, а о мужественных, свободолюбивых людей, отдающих свою жизнь на благо народу, говорят: у них горит искра неугасимого Прометея огня.

Аид — Бог подземного царства мертвых.

Океан — титан, старший сын Урана и Геи, древние греки представляли его огромной рекой отовсюду окружает Землю.

Геракл — сын Зевса и смертной женщины Алкены.

Нерей — морской бог, подвержен Посейдону, добрый и справедливый дед, воплощение спокойного моря. Жил в подводном дворце, имел много дочерей-нереид.

Прометей – древнегреческий персонаж мифов и последующих сказок. Считается, что Прометей был титаном и по совместительству защитником людей. Пребывал в жесткой конфронтации с Зевсом, верховным богом.

О Прометее:

  • Сын Иапета и Клименты;
  • Двоюродный брат Зевса;
  • Титан;
  • Возможно незаконнорожденный сын Геи (по Эсхилу);
  • «Прометей» в переводе «мыслящий прежде»;
  • У Прометей был брат – Эпиметей («мыслящий после»), муж ;
  • Принес людям огонь богов;

Миф о Прометее

Было время, когда на Земле жили угнетенные и бедные люди, прячась в пещерах и жуя ростки, да коренья, в то время, как боги на пили нектар из амброзии и наслаждались танцами прекрасных граций. Люди, на заре человечества, приравнивались к диким животным, которые тряслись от страха при каждом появлении молнии и грома, умирали, как мухи, от болезней, вероятно, вызванных сыростью и антисанитарией. На Земле были лишь мучения и лишения.

Прометею, умному титану, соратнику богов, который помог в восхождении Зевса, стало жаль бедных людей. Он начал раздумывать, как бы помочь им. Наставления пришедшего титана никак не помогли людям, потому что «имея глаза, они не могли разобраться что и где; слушали, но ничего не понимали; действовали осязанием, то не могли обтесать камень или построить жилья». С помощью огня им удалось научиться обжигать глину и строить дом, готовить пищу, различать времена года и защищаться от сезонных изменений погоды.

Как Прометей украл огонь?

Любовь к людям побудила Прометея совершить кражу. На острове Лемнос, посреди океана, была гора Мосихл – место, где располагалась кузница бога огня, Гефеста. Зевс, ненавидя всё земное отродье, запрещал богам и титанам делать людям подарки, в том числе и преподносить огонь, который использовался только для нужд Олимпийцев. Прометей, пробравшись на остров Гефеста, втайне вынес пылающую тростинку, зажженную от искры кузницы.

Вернувшись в пещеры к людям, он показал, как разжигать огонь, как строить дома и готовить еду. Впервые в жизни, прежде слепые и запуганные люди, увидели друг друга – с тех пор появились восход и закат солнца, а божественная искра, тлеющая в горнах людей, стала передаваться из рук в руки, сообщая и сближая поселенцев.

Наказание Прометея

Узнав о «предательстве» Прометея, Зевс сильно разгневался и наказал, прежде всего, людей, наслав на них тяжелую работу, чтобы добывать средства для пропитания. Прометей не бросил своих подопечных и теперь: вернувшись к людям, научил их ремеслам, которые вскоре переросли в прекрасные искусства.

Тогда Зевс приказал Гефесту сделать выковать цепи, которые бы даже титан не смог разрушить. Приковав Прометея к скале (Кавказские горы по Псевдо-Аполодороду), послал гигантского орла, клевать печень титана. Поскольку Прометей был бессмертным и способным к восстановлению, получил своеобразную вечную муку – вечером регенерировал, а по утру снова прилетала птица и клевала его внутренности.

Последующая судьба

По мифам Древней Греции в одном из своих 12 путешествий, встретил Прометея, который помог герою, указав путь к Гесперидам, и в благодарность тот разрубил путы и убил орла из лука, освободив мученика.

(Пока оценок нету)

Самым популярным из греческого фольклора является миф о которого мы передадим в нашей статье. История эта имеет массу интерпретаций. Различные источники приписывают герою различные деяния - от сотворения человечества до построения цивилизации. 3-4 кандидатуры (по разным источникам) претендуют на роль отца, и столько же называется возможных матерей. Даже факт похищения огня описан по-разному.

Первоисточник - древнегреческая классика

Самым популярным источником считаются «Мифы и легенды Древней Греции» Н. А. Куна. В этой книге миф о Прометее, краткое содержание которого изучается всеми еще в школе, занимает одно из центральных мест. Сам миф лег в основу трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». От произведения великого древнегреческого трагика сохранилась только вторая часть. Первая и третья были утеряны. Во всех источниках о мудром и могучем титане, несмотря на некоторые несовпадения, основные моменты жизни и деятельности указаны одни и те же - он украл у передал его людям, за это был прикован к скале, и орел ежедневно (по некоторым версиям, каждые три дня) выклевывал его печень. Собственно, это и есть суть произведения «Миф о Прометее», краткое содержание которого известно большинству людей во всем мире. А почему украл, как это совершил, была ли еще причина ненависти к нему Зевса - об этом надо говорить более-менее подробно.

Абсолютно положительный герой

Надо сразу отметить, что Прометей - образ однозначно положительный. Он никого не убивал случайно или в гневе, как Геракл, он ни с кем не ссорился из-за трофеев, как Ахилл, и не проводил жизнь в пирах, интригах и разгуле, как беспутный Зевс и остальные боги. Вообще, читая «Мифы и легенды», часто ловишь себя на мысли, что поступки и богов, и героев в большинстве своем лишены логики и последовательности. Прометей - натура цельная, героическая, возвышенная и трагическая. Его образ считается «вечным» в мировом искусстве и литературе. Греческий миф о Прометее соединяет в этом образе черты, присущие Богу-отцу и Иисусу Христу - титан и создатель человечества, вылепивший первых людей из глины, и герой, пошедший во имя счастья людей на невиданные муки.

Истинный бог - добрый и справедливый

По одной из версий, в те незапамятные времена, когда не было еще Древней Греции, у людей, населявших эти земли, именно Прометей был верховным божеством. В эллинской мифологии роль создателя человечества за ним оставили. Миф о Прометее, краткое содержание которого не подразумевает подробное описание процесса создания первых людей, повествует о том, почему, по этой версии, далекие пращуры были такими слабыми и беззащитными. Рассказывает легенда и о том, что значит имя героя - оно переводится как «провидец», потому что он один знал будущее, или как «думающий перед». То есть попросту умница или гений. Принимавший участи в лепке брат звался Эпиметей, или «думающий после».

Родственные связи

Второй брат Прометея, Атлант, все держит и держит небо. Глупый Эпиметей наделал много бед. Мудрый титан хотел создать человека совершенным, равным богам. Почему-то на это было отпущено строго ограниченное число умений и навыков, которые слабый мозгами Эпиметей израсходовал на животных. А по другой версии, вообще извел на них всю глину. В результате Прометей сотворил людей, отщипывая по кусочку глины от каждого из животных. Очень похоже на правду - не обладает человек ни силой, ни хваткой, ни хитростью, ни чутьем животного в полной мере, но слабые черты каждого зверя в людской натуре присутствуют. Еще Эпиметей привадил Пандору, принесшую в мир людей распри, войны и болезни.

Боги очень любят жертвоприношения

Были слабыми и беззащитными. Тем не менее, каким-то образом они сообразили, что в жертву богам можно отдавать кости, сжигая их на алтарях, а себе оставляли лучшие куски.

Боги разгневались. Древний миф о Прометее рассказывает, что мудрый титан с целью защиты своих глиняных творений, в которые он вдохнул жизнь, обманул злопамятного и мстительного Зевса, заставив его самого из двух частей разрубленного животного выбрать кости. «Эгидодержавный» запомнил и стал мстить людям целенаправленно. Ненавидя своего двоюродного, по одной из версий, брата и советника, «бог богов и людей» решил уничтожить человечество и создать новое. Когда-то титаны восстали против Зевса, и победил он их только благодаря помощи перешедшего на его сторону Прометея и его матери Геи.

Причина раздора - любовь к людям

Прометей один не боялся гнева Зевса. Он не только отстоял человечество, но и подарил ему огонь, украденный на небесах. И тут у авторов нет согласия. Один древнегреческий миф о Прометее утверждает, что огонь был украден в кузнице друга Гефеста и вынесен в тростнике, другой - что пламя было доставлено при помощи пылающего факела, зажженного прямо на Олимпе (есть версии, что именно и является символом Олимпийских игр). Конечно же, это был мужественный поступок богоборца, ненавидящего тиранию самодура и гуляки. Но дело ведь, собственно, не в борьбе с Зевсом, дело в искренней любви к человечеству. Прометей, спустившись в пещеры, научил людей всему. Он наделил существа душой, вдохнул в них разум и способность мыслить. Объяснил основы всех наук и ремесел. Люди начали писать, читать, понимать звезды, знать все о недрах земли, добывать полезные ископаемые и обрабатывать их. Человечество получило сведения о медицине и кулинарии, научилось обрабатывать землю и выращивать хлеб. Еще Прометей объяснил людям сущность молнии как носительницы искры, обеспечив таким образом человечество огнем навсегда. Ведь Зевсу без молний - никуда, и, стало быть, есть откуда брать огонь.

Истинная подоплека

Мудрец научил людей даже строить корабли - так свидетельствует миф о Прометее. Кратко обо всем рассказать трудно. Процесс преображения человечества оказался настолько увлекательным, что некоторые боги, уставшие от постоянного потребления нектара, стали охотно помогать Прометею. Терпение верховного божества лопнуло, или он просто дождался нужного момента. Дело в том, что будущее знал только Прометей, в том числе и то, что ожидает самого Зевса, который умирал от страха - какой из сотен сынов его свергнет, как когда-то он батюшку Крона. Надо упомянуть, что у главного бога-олимпийца были еще имена - Кронид или Кронион, в честь отца, и Дий. Так вот, Крониду необходимо было знать, к какой из женщин нельзя приближаться, потому что дело было поставлено на поток, и кончина была неизбежной - герой, способный свергнуть его, обязан был родиться. И только Провидец знал заветное имя и не разглашал тайну, несмотря на все уловки. Под предлогом кражи огня героя приковали к скале - не сказал мирно, скажет под пытками.

Герой на все времена

Самый распространенный миф Древней Греции о Прометее свидетельствует о том, что прикован титан был к скалам Кавказского хребта. Зевс часто гневался, а в гневе бывал безумен, выражалось это в том, что молнии он метал ежеминутно и куда попадя. Одна из них угодила в образовав карниз. К нему и приковали титана, причем изощренно - грудь ему пробили металлическим острием, выкованным другом Гефестом. Он же, вздыхая и сокрушаясь, и вонзил клин. Затем со стонами удалился в компании бездушной Силы и Власти, осуществляющей акцию. С какой стороны ни посмотри, Прометей - единственный герой из всех «Мифов и легенд», соответствующий данному понятию в общечеловеческом смысле этого слова. У него одна правда, и он следует ей, не колеблясь, до конца. Причем у него не «та» правда, которая «у каждого своя». Это высшее понимание добра и зла. И очень хорошо, что истинная причина зверств Зевса отходит на второй план, и остается миф о Прометее, кратко который выглядит так - герой дал людям огонь, в прямом и переносном смысле, и пошел за это на смертную муку.

Пытка, растянувшаяся на тысячелетия

Никто и никогда, ни в одной стране мира не может сравниться с жертвенным и великим образом Прометея. Поэтому он и живет в наши дни, и знает его каждый, и песни о нем побеждают на современных конкурсах («...дари огонь, как Прометей…»). Хотя Зевс, угрожая ему карой, обещал полное забвение его имени неблагодарным человечеством. И просто странно, почему этому богу, с такой однобокой славой, принимавшему крайне противоречивые решения в делах мира и войны, так долго поклонялись греки как высшему божеству. Века томился прикованный к скале Прометей. Периодически Зевс присылал к нему то своего сына Гермеса, то титана Океана или других, покорившихся деспоту посланников, с единственным требованием, как в том фильме - «Имя, брат». Но великомученик не сдавался.

Пророки всегда обречены

Каждый раз кара увеличивалась - то низвергнет его Кронион в мрачный Тартар вместе со скалой, то извлечет и натравит орла. Так гласит миф о Прометее, содержание которого в большей своей части посвящено именно моменту несения Прометеем своего наказания. Даже просто понаслышке каждый знает, что к прикованному герою регулярно прилетал орел, чтобы клевать отрастающую за время его отсутствия печень. Столетия Прометей был распят на скале без прилетов птицы. А затем орел являлся очень долго, по свидетельствам некоторых источников - 30 тысячелетий продолжалась немыслимая пытка. И Зевс, потрясенный непоколебимостью героя, якобы сдался. С этого момента начитается и Прометее.

Он все знал заранее

Свое освобождение Провидец предсказал за тысячелетия до рождения любимого сына Великодержавного. Бедная корова Ио, мучимая оводом, в припадке безумия проносилась мимо распятого титана, который предсказал ей, что очень нескоро, но проклятие ревнивой Геры потеряет силу, и что одна из бывших подружек ее мужа станет основательницей рода, в котором со временем появится могучий герой, непобедимый Геракл. Все так и случилось. Геракл убил кровожадного орла и разрубил оковы мученика. В благодарность Прометей предупредил Зевса о том, что ему нельзя приближаться к Фетиде, и вообще ее лучше выдать замуж за смертного, потому что от бога у нее родится непобедимый герой. Так и поступили, в мужья был назначен Пелей, в браке с которым на свет появился Ахилл. Чтобы все равно остаться на высоте положения, Зевс заставил кузнеца Гефеста из звена цепи Прометея выковать кольцо и вставить в него в виде камня часть скалы, на которой висел герой. А Прометей должен был вечно носить кольцо, не снимая.

С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Теогония». Там он - умный хитрец, который устраивает делёж жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть досталась в пищу людям. А затем, когда разозлённый Зевс не хочет, чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо, и отказывается дать им огонь, Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. За это Зевс приковывает Прометея к столбу на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень. Только через много веков герой Геракл убьёт этого орла и освободит Прометея.

Потом этот миф стали рассказывать иначе. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор, а мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обречённость, перешёл на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться ещё более жестокой.

Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в своё время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит. Только когда Зевсов сын Геракл - ещё не бог, а только труженик-герой - в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придёт конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у неё родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.

Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.

Действие происходит на краю земли, в дальней Скифии, средь диких гор - может быть, это Кавказ. Два демона, Власть и Насилие, вводят на сцену Прометея; бог огня Гефест должен приковать его к горной скале. Гефесту жаль товарища, но он должен повиноваться судьбе и воле Зевса: «Ты к людям свыше меры был участливым». Руки, плечи, ноги Прометея оковывают кандалами, в грудь вбивают железный клин. Прометей безмолвен. Дело сделано, палачи уходят, Власть бросает презрительно: «Ты - Промыслитель, вот и промысли, как самому спастись!»

Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни.

Является хор нимф - Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! - восклицает Прометей. - Но это не навек: силою Зевс ничего от меня не добьётся и придёт просить меня о своей тайне смиренно и ласково». - «За что он казнит тебя?» - «За милосердие к людям, ибо сам он немилосерден». За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощён и мирно плещется по всем концам света. Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему ещё худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презрительно отвергает его советы: «Обо мне не заботься, позаботься о себе: как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!» Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней и Прометеева брата Атланта, который вот так же мучится на западном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, - он дал им ум и речь. Они томились заботами - он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, - он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времён года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это он указал для них руды под землёй, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней - он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы - он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных. «Воистину был ты спасителем для людей,- говорит хор, - как же ты не спас самого себя?» «Судьба сильней меня», - отвечает Прометей. «И сильнее Зевса?» - «И сильнее Зевса». - «Какая же судьба суждена Зевсу?» - «Не спрашивай: это моя великая тайна». Хор поёт скорбную песню.

В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса - царевна Ио, превращённая в корову. (На театре это был актёр в рогатой маске.) Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры. Гера догадалась об этом и потребовала корову себе в подарок, а потом наслала на неё страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она, измученная болью до безумия, и к Прометеевым горам. Титан, «защитник и заступник человеческий», ее жалеет;

он рассказывает ей, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Европе и Азии, сквозь зной и холод, среди дикарей и чудовищ, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придёт сюда спасти Прометея - хотя бы против воли Зевса. «А если Зевс не позволит?» - «Тогда Зевс погибнет». - «Кто же его погубит?» - «Сам себя, замыслив неразумный брак». - «Какой?» - «Я не скажу ни слова более». Тут разговору конец: Ио вновь чувствует жало овода, вновь впадает в безумие и в отчаянии мчится прочь. Хор Океанид поёт: «Да минет нас вожделенье богов: ужасна их любовь и опасна».

Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идёт слуга и вестник Зевса - бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев. «Что сказал ты о судьбе Зевса, о неразумном браке, о грозящей гибели? Признавайся, не то горько пострадаешь!» - «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я - бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса». - «Берегись: быть тебе в подземном Тартаре, где мучатся Титаны, а потом стоять тебе здесь с раною в боку, и орёл будет клевать твою печень». - «Все это я знал заранее; пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает - и действительно Прометей восклицает: «Вот и впрямь вокруг задрожала земля, / И молнии вьются, и громы гремят... / О Небо, о мать святая, Земля, / Посмотрите: страдаю безвинно!» Это конец трагедии.

Пересказал