Коррекционная программа оптико кинетическая дисграфия. Преодоление кинетических ошибок у младших школьников
Наталья Кирилина
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том, что слабые мышцы его пальцев и кистей рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа : палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. При письме особенно важно сформировать весь комплекс готовности ребенка : сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки, умение управлять руками и пальцами, обучение написанию основных элементов букв, ознакомление с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв.
Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков , имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.
Среди нарушений письменной речи первое место занимают дисграфии смешанного вида (на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненная недоразвитием оптико -пространственных представлений, и оптико-кинетическая , осложненная акустическим недоразвитием ). Перечисленные виды дисграфии не связаны с состоянием устной речи , а их появление у ребенка можно объяснить особенностями русской графики, ограниченностью элементов которой приводит к наличию в алфавите оптически сходных в начертании букв, например : и, ш, щ, ц, п, т.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдаются нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторной координации; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти , пространственного восприятия и представлений; трудности оптико -пространственного анализа; несформированность оптического образа буквы . Перечисленные трудности могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии .
Ошибки, характерные для оптической дисграфии :
Ребенок недописывает элементы букв ;
Добавляет лишние элементы;
Неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;
Пишет зеркальное изображение букв.
К методам профилактики оптической дисграфии относят :
Формирование зрительного гнозиса :
Назвать предметы по контурам, недорисованные предметы , перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;
Распределить предметы по величине;
Соотнести предметные картинки с геометрической фигурой;
Срисовать изображения, состоящих из фигур и стрелок;
Дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения;
Составить разрезные картинки;
Развитие зрительной памяти :
Упражнения «Что изменилось?» , «Чего не стало?» ;
Зрительные диктанты «Продолжи строку» ;
Упражнение «Фотографирование» : ребенку предлагается посмотреть,
запомнить, нарисовать фигуры (начиная с 3-4 и постепенно увеличивая их количество) ;
Формирование буквенного гнозиса :
Найди заданную букву среди других : упражнения «Найди букву» , «Буква сломалась» , «Выложи букву» ;
Сравнивать одни и те же, но написанные разным шрифтом буквы;
Назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить буквы, наложенные друг на друга;
Определить букву в неправильном положении;
Обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями;
Дописать букву;
Найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;
Составить печатные буквы из разных элементов : счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы : упражнения «Выложи букву» , «Вылепи букву и придумай с ней слово» , «Вырежи из частей и наклей» ;
Формирование зрительно-пространственного восприятия :
Показать правую/левую руку, правой рукой левый глаз, правые/левые
части у человека, сидящего напротив;
Рассказать с опорой на картинки, что где находится;
Определить место человека по отношению к себе (справа/слева от меня и т. д.)
Тренировать в употребление пространственных предлогов;
Уточнение пространственного расположения букв :
Написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии;
Найти букву в ряду похожих;
Реконструировать (преобразовывать) букву,
Дописать (достроить) недостающие элементы буквы ;
Соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом (например, О – обруч, Ж – жук) ;
Упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян : упражнения «Объемные буквы» , «Узнай на ощупь» , «На что похоже?» ;
Срисовать, вырезать буквы, вылепить их из пластилина, обвести контур буквы, изобразить ее в воздухе.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции , помогают организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее. С детьми целесообразно проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение. Параллельно, с работой по профилактики дисграфии , необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Для развития графических навыков можно использовать нетрадиционные техники рисования : рисование штрихом, волнистыми линиями, точками разного размера. Успешность работы по формированию графических навыков зависит от систематичности и регулярности выполнения различных заданий. Работа строиться по принципу «от простого к сложному» с учетом возраста детей.
Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки» , пособия М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш» , а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» .
Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов. Правила работы : штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами) . Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.
Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. И вот уже получается сюжетная картинка. По ней можно повторить лексические темы.
Таким образом, развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас. Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами. Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят » : «Учимся писать» , «Штриховка» , тренажер-пропись «Готовим руку к письму» , «Прописи буквы» .
В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии могут быть предусмотрены следующие виды работы : заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, с дальнейшим раскрашиванием получившегося сюжета, использование метода пластилинографии (рисование пластилином) .
Примеры упражнений по профилактики оптической дисграфии у старших дошкольников .
Найди букву
Задачи : развивать зрительное внимание; упражнять в выделении буквы в зашумленном, заштрихованном варианте.
Описание : на листе бумаги находится изображение буквы, на фоне различных штриховок и линий различной конфигурации.
Задание : найти заданную букву, назвать ее и рассказать, из каких элементов она состоит.
Буква сломалась
Задачи : развивать умение проводить анализ и синтез знакомых букв; закреплять в памяти образ букв русского алфавита.
Описание : работа с плоскостным изображением букв, разделенным на несколько частей.
Задание : из различных частей правильно сложить буквы.
Будь внимательным
Задачи : развивать внимание и умение выделять из текста заданную букву.
Описание : работа с печатным текстом, набранным крупным шрифтом и цветными карандашами.
Задание : найти в тексте все заданные взрослым буквы и зачеркнуть их карандашом определенного цвета.
Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.
Список литературы :
1. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста –М., 2005.- 265с.
2. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб.: Издательский дом «Литера» , 2004.- 64с.: ил. - (Готовимся к школе) .
3. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия . - М., 2007.- 124 с.
4. Хозяинова М. А. Учимся штриховать // Логопед. 2012.- №3.- С. 75-82.
5. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед . 2014. -№1. - С. 86-93.
МБОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
Назаровского района
Красноярского края
Утвержд е
Рабочая программа коррекционного курса
«Коррекция оптической дисграфии у младших школьников»
Учитель-логопед: Ничковская В.Е.
п. Глядень
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекции оптической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Краткая характеристика оптической дисграфии
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Задачи коррекционной работы:
Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
Развивать зрительный анализ и синтез.
Развивать зрительно-моторные координации.
Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.;
Конструировать и реконструировать буквы из элементов;
ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся. Программа рекомендована для обучающихся 2 классов.
УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии» (методическое пособие для учителя «Коррекция оптической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.
Организация работы
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.
1-й этап. Организационный. Цели и задачи
Проведение первичного обследования.
Оформление документации и планирование работы.
3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса.
2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий.
3-й этап. Основной. Цели и задачи
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация гласных букв:
а) изолированно (написание);
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Дифференциация гласных и согласных букв:
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Дифференциация согласных:
а) изолированно;
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетании;
г) в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий.
4-й этап. Заключительный . Цели и задачи
Закрепление полученных навыков.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.
Планируемые результаты после прохождения программы
К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:
Различать основные и оттеночные цвета;
Различать геометрические фигуры;
Соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
Ориентироваться в схеме собственного тела;
Ориентироваться во времени и в пространстве;
Сравнивать предметы по величине;.
Сравнивать элементы букв двух шрифтов;
Уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
Сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
Соотносить букву со звуком и наоборот.
Оценка достижений планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
Входная (первичная) диагностика (сентябрь);
Текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;
Итоговая диагностика (май).
Тематическое планирование
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
||||
1-й этап. Организационный. | |||||||
Обследование речи | |||||||
2-й этап. Подготовительный. (Развитие неречевых процессов) |
|||||||
Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, и узнавание предметов. | Развитие зрительного гнозиса: Развитие восприятия цвета; Развитие восприятия формы; Развитие восприятия размера и величины. Развитие буквенного гнозиса: Развитие восприятия цвета букв; Развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; Дифференциация расположения элементов букв. Развитие зрительно-моторных координации. | ||||||
Зрительная память | Развитие запоминания формы предметов: Развитие запоминания цвета; Развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов. Развитие зрительно-моторных координации. | ||||||
Пространственное восприятие и представления | Ориентировка в схеме собственного тела: Дифференциация правых и левых частей предмета; Ориентировка в окружающем пространстве. Развитие зрительно-моторных координации. | ||||||
3-й этап. Основной. (Дифференциация сходных букв) | |||||||
Дифференциация букв о - а | Дифференциация сходных по начертанию букв в слогах, словах, словосочетании, предложении, тексте. Соотнесение буквы со звуком и символом. Конструирование и реконструирование букв. Сравнение элементов смешиваемых букв. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие зрительно-моторной координации. Дифференциация букв. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами Развитие образного мышления. | ||||||
Дифференциация букв о - а в слово-сочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв у – и | |||||||
Дифференциация букв и - у в слово-сочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв и - ш | |||||||
Дифференциация букв и- ш в слово- сочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв б – д | |||||||
Дифференциация букв б - д в слово-сочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв п - т, П – Т | |||||||
Дифференциация букв п- т, П – Т | |||||||
Дифференциация букв л - м, Л – М | |||||||
Дифференциация букв л - м, Л - М в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
изолированно, в слогах и в словах | |||||||
Дифференциация букв к- н, К - Н в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв ш - щ, III – Щ | |||||||
Дифференциация букв ш - щ, III - 1Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв и - ц, И – Ц | |||||||
Дифференциация букв и - ц, И - Ц в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв ц - щ, Ц – Щ | |||||||
Дифференциация букв ц - щ, Ц - Щ в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
Дифференциация букв 3-Е | |||||||
Дифференциация букв 3-Е в словосочетаниях, предложениях и тексте | |||||||
4-й этап. Заключительный . | |||||||
Проверочная работа | |||||||
Обследование речи | |||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение,1991.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Городилова В.И. Чтение и письмо. - М.: «Владос», 1995.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.; ИДУМиМ, 1997.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1997.
Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: АРКТИ, 1997.
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).
Рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать буквы» для обучающихся по программе «Коррекция оптической дисграфии», Е.В. Мазанова, 2006 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Увельская средняя общеобразовательная школа № 1"
ПРОГРАММА
профессионального самообразования
учителя-логопеда
Востриковой Юлии Владимировны
на 2014-18 гг.
Тема самообразования:
«Приемы коррекции оптической дисграфии»
Пояснительная записка
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.
Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу.
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:
Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
Развивать зрительный анализ и синтез.
Развивать зрительно-моторные координации.
Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);
Конструировать и реконструировать буквы из элементов (В. А. Ковшиков);
ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.
1-й этап. Организационный. Цели и задачи
Проведение первичного обследования.
Оформление документации и планирование работы.
3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.
2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи
1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.
Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
- Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв;
б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;
в) дифференциация расположения элементов букв.
Развитие зрительного анализа и синтеза.
Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;
б) развитие запоминания цвета;
в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
4. Формирование пространственного восприятия и представлений:
а) ориентировка в схеме собственного тела;
б) дифференциация правых и левых частей предмета;
в) ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
Развитие зрительно-моторных координации.
Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.
3-й этап. Основной. Цели и задачи
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация гласных букв:
а) изолированно (написание);
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Дифференциация гласных и согласных букв:
а) изолированно;
б) в слогах и словах;
в) в словосочетаниях;
г) в предложениях и тексте.
Дифференциация согласных:
а) изолированно;
б) в слогах и в словах;
в) в словосочетании;
г) в предложениях и тексте.
Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.
4-й этап. Заключительный . Цели и задачи
Закрепление полученных навыков.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.
Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.
Задачи : научить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании букв в слогах и словах; учить дифференциации букв в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.
Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).
Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:
1) изолированное написание букв;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Работа по различению оптически сходных букв, включает в себя следующие упражнения:
Нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;
Определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;
Превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:
Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.
Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.
Дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;
Написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;
Нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;
Написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.
Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.
Устранение оптическойдисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Задание 1: Рассмотрите элементы букв и составьте буквы. Какие буквы у вас получились?
Задание 2 : Развитие логического мышления. Работа с к россвордом.
Отгадайте слова кроссворда.
Домашняя птица.
Она носит на себе свой дом.
Зимующая птица с жёлтой грудкой.
Это есть у собаки и у якоря.
Хищник, похожий на хорька.
Разбойник на море.
Овощ, растущий на огороде.
Предмет мебели.
Ответы: курица, улитка, синица, коготь, норка, пират, огурец, кровать.
Задание 3: Развитие буквенного анализа. Дифференциация изучаемых букв на уровне слова
Лиса и журавль играли со словами. Они вставляли буквы и - у в слова. Каждый, из них хотел вставить в слова именно свою букву. Помогите героям. Вставьте буквы и прочитайте слова.
Л...ТКА...Ч...ТЕЛБ Ш...ТК ЧЕН....К...ГР...ШКА...ТК... К...Р...ЦА ЖЁЛ...Д... В...ЛК... ...Л...ЦА Ш...ШК... Д...ДК.... М...Х... ТР...БОЧК... ...ДОЧК...
Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Развитие связной речи.
Составьте тексты по сериям сюжетных картин. Прочитайте рассказ на с. 6-7. Запишите его по памяти.
Собака Пушок
У Саши была собака Пушок. Однажды Саша ушёл в школу. А Пушок остался дома один. Пушок - шалун: он сорвал салфетку со стола. На пол упали чашки и чайник. Пришёл из школы Саша. Мальчик очень расстроился. Он поругал собаку.
Задание 5: Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания
.кножевдеМ
акножевдем илсенирп укинтохО
лисуртс ен коножевдем,утанмок в вапоП
ондобовс ясеб лавовтсвучоп нО
акабос яьчинтохо алшов онтемазен утанмок В
акножевдем алавовтсвучоп узарс анО
метсог микьнелам дереп укйотс алаледс акабоС
ьтертомс латс и логу в яслибаз коножевдеМ
уноротс в алшото и оге алахюноп акабоС
улгу в лунсу и яслиокопсу,хитаз коножевдеМ
Что, не получается? Как же справиться с этой задачей? Может, попробовать сделать всё наоборот: прочитать его не слева направо, а справа налево? Что у вас получилось? Запишите текст, укажите буквы занятия.
Медвежонок.
Охотнику принесли медвежонка.
Попав в комнату, медвежонок не струсил.
Он почувствовал себя свободно.
В комнату незаметно вошла охотничья собака.
Она сразу почувствовала медвежонка.
Собака сделала стойку перед маленьким гостем.
Медвежонок забился в угол и стал смотреть.
Собака понюхала его и отошла в сторону.
Медвежонок затих, успокоился и уснул в углу.
Задание 6: Дети записывают буквы и называют количество элементов, определяют расположение всех элементов в пространстве, затем логопед выставляет на доску символы для обозначения букв занятия: красную двойку для буквы и, синюю тройку для буквы ш.
И-2; Ш-3;
3 П 2 К 3 УТК 2 3 АР 2 К
3 П 2 ОН 3 2 3 КА 3 2 ЛО
2 ДЁ 3 Ь ЛЕТ 2 3 Ь БЕЖ 2 3 Ь
М23КА АФ23А МАЛЫ 3 2
Задание 7: Развитие языкового анализа и синтеза.
Составьте предложения из данных слов и картинок (слова, данные в скобках, заменены картинками), (мышка), норки, вышла, из. (кошка), (мышка), не, видит. Ушли, (дом), из, все. Осталась, (кошка), одна.
Пошла, кухню, (мышка), на.
Толкнула, (сыр), (мышка), (чашка), с
Нашла, там, (сыр), она.
Спрыгнула, с, (окошко), (кошка),
(чашка), разбилась, упала, и.
Но, не, (кошка), поймала, никого.
Это, (кошка), услышала.
Побежала, (мышка), (кошка), а, ней, за.
Дети читают вслух получившиеся предложения.
Задание 8: Работа на уровне текста. Дифференциация б – д в тексте.
Вставьте буквы б - д в слова текста и прочитайте. Что получилось? Почему это текст? Назовите признаки текста.
В деревне.
Летом...ратья...ыли в...еревне у...а...ушки и...е...ушки. Не...алеко от...еревни...ежала...ыстрая речка. Каж...ый...ень...ети лю...или у...ить там ры...у с утра и...о о...е...а. Потом спешили в лес за гри...ами и яго...ами. А вечером...ратья ра...отали в огоро...е вместе с...е...ушкой и...а...ушкой.
Материально-техническое обеспечение:
Технологические средства (ТСО), слайд-проектор, экран.
Листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры.
Логопедические альбомы;
При организации занятий необходимо применять:
проведение правильной систематической работы по развитиюписьменной речи детей;
упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
развитие связной речи – диалогической (в общении) (в пересказе и составлении собственного рассказа);
развитие слуха;
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, массаж рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.
Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
Мазанова Е.В. Коррекция оптическойдисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.
Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под.ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С. 190-212.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 138 с.
Утверждаю
Методический совет Директор МБОУ « СШ №9»
Протокол № О.В.Антышева_________
« » _________ г. «___» ____________2015 г.
Логопедическая программа
Профилактика и коррекция оптической дисграфии у детей с нарушением оптико-пространственных представлений
Составила учитель-логопед первой категории
Антонова В. Г.
Пояснительная записка
Проблема нарушений письменном речи у младших школьников сохраняет актуальность, как в теоретическом, так и в практическом плане для школьного обучения. Анализ литературных данных специальных исследований (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Р.Е.Левина и др.), а также мои практические наблюдения показывают, что за последние годы трудности в овладении письменной речью у детей не уменьшаются, а имеют тенденцию к увеличению. Значительно увеличивается количество детей, имеющих оптические нарушения. Данная категория детей испытывает значительные трудности в учебе по многим предметам. На уроках математики дети плохо ориентируются в тетрадях по клеткам. На уроках физкультуры неправильно выполняют команды «направо», « налево». На уроках рисования путают понятия «верхний угол», «нижний угол». Анализ письменных работ по русскому языку показывает, что кроме типичных ошибок у детей много ошибок на правописание наречий и предлогов. Существующие традиционные методики начального обучения не в полной мере учитывают своеобразие формирования письменной речи у определенного процента младших школьников.
Характеристика оптической дисграфии
Этот вид специфических нарушений письма не связан с нарушениями устной речи ребенка. В этом случае ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Появление таких ошибок может быть объяснено особенностью русской графики. Как в печатном, так и в рукописном шрифте для обозначения всех букв алфавита используется очень небольшой набор элементов. Эти элементы, по-разному комбинируясь между собой, и образуют различные буквенные знаки.
Это приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв, состоящих из однотипных элементов. Эти буквы могут отличаться друг от друга лишь разным количеством одинаковых элементов (ш, и, ц, щ), разным расположением элементов в пространстве (ш, т, в, д), наличием помимо одинаковых, еще дополнительных элементов (и, ц„ ш, щ), зеркальное письмо.
Поэтому неудивительно, что в начальный период дети не улавливают этих различий.
У некоторых детей к началу школьного обучения оказываются недостаточно сформировавшимися представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, недостаточно развит зрительный анализ и синтез, позволяющий находить сходства и различия в зрительных образах, а значит, и отличать друг от друга сходные предметы и их изображения.
В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
К оптической дисграфии мы относим также смешение букв по кинетическому сходству.
Рассмотрим примеры смешения в письме букв по кинетическому сходству:
о - а (в ударной позиции) - «бонт», «куполся».
б - д - «людит», «убача».
и - у - «прурода», «кист»,
т - п - «стешил», «спанция».
х - ж - «дорохки».
л- я - «кяюч», «весеяо».
г -р - «ролод», «гастаял».
В указанных заменах обращает на себя внимание совпадение первого элемента взаимозаменяемых букв, Написав первый элемент, ребенок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: он либо неправильно передал количество однородных элементов (л - м, п - т, и - ш), либо ошибочно выбрал последующий элемент (у - и, г - р, б - д).
При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений, С убыстрением темпа письма и увеличением объема работ количество таких ошибок растет. Отрицательную роль играет методическое требование «безотрывного письма» с первых недель обучения детей в 1 -м классе. Стадия поэлементного написания букв практически отсутствует, Умение вносить предварительные поправки по ходу письма (до совершения ошибки), может быть выработано лишь при четкой разработке системы графических упражнений в букварном периоде.
Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развития речемыслительной деятельности школьников.
Зеркальное изображение букв также принято относить к ошибкам оптического характера. Эта проблема хорошо освещена у Ляпидевского в «Основах невропатологии». Он отметил, что «зеркальное» письмо обусловлено неправильным ходом зрительных проводников.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
2.Инструктивное письмо Мин. общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 « Об учителях-логопедах и
педагогах – психологах учреждений образования».
3. Письмо МОРФ от 14.12.2000 №2 « Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения».
4 .Положение о логопедическом пункте МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3».
5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при
общеобразовательной школе. (Основные направления формирования
предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному
языку у детей с речевой патологией). – М..: «Когито-Центр», 1996.
Методическое обоснование
Программа составлена в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений письменной речи.
В своей работе я руководствовалась методическим опытом И.Н. Садовниковой и Р.И. Лалаевой, также я использовала методическое пособие для учителей-логопедов под редакцией Мазановой Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы.
Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов, отведенных на каждую тему, определяется спецификой оптических нарушений с учетом таких важных принципов коррекционной педагогики как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип. Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно наглядность, индивидуальный подход. Логопед может варьировать количество часов по той или иной теме. Так как оптическая дисграфия в чистом виде встречается редко и, как правило, сочетается с другими видами дисграфии, то и выбор учебно-тематического плана будет обусловлен преобладающим видом дисграфии. Данная программа направлена не только на коррекцию, но и на предупреждение оптической дисграфии. Предложенные задания могут быть использованы и во время занятий с учащимися с ФФН и ОНР.
Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой.
Цель программы : Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи программы:
Образовательные:
Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
Формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
Развитие зрительной памяти;
Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
Развитие избирательности слухоречевой памяти;
Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
Здоровьесберегающие:
Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Методы, используемые в программе
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);
Дидактические:
Наглядные;
Словесные методы с опорой на наглядность;
Словесные методы без опоры на наглядность;
Практические методы, которые должны носить игровой характер.
В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы. Это различные упражнения:
Конструктивные - во время работы по уточнению оптико-пространственных дифференцировок (конструирование букв из элементов, из одной буквы другую);
Организация коррекционно - развивающих групп
Проведению коррекционно-развивающей работы предшествует диагностический этап, на который отводится две недели в начале учебного года. Его цель-выявление учащихся, имеющих оптические нарушения и определение степени несформированности психических процессов.
Результаты диагностических исследований лежат в основе подбора форм, методов и содержания работы в рамках программы.
Структура и содержание логопедической работы
Обучение детей, имеющих оптическую дисграфию, зависит от структуры нарушений и степени несформированности психических функций. Как правило, дети обучаются от 6 месяцев до года. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в групповой форме. Тематическое планирование состоит из 54 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т. д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы.
Занятие длится 45 минут. Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Виды заданий, составляющие занятие, могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей.
Коррекционная работа проводится в 4 этапа.
1.Диагностический.(1 час).
Задачи: определение уровня, характера нарушений, планирование коррекционной работы.
2.Подготовительный.(18 часов).
Задачи: формирование зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ппостранственных ориентировок.
3.Основной.(34 часа).
Задачи: формирование навыка правильного написания букв, дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, автоматизация навыка правильного написания букв на различном речевом материале.
4.Заключительный.(1час).
Задачи: проверка сформированности навыка правильного написания букв, проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.
Основная цель коррекционного обучения :
Цель программы: Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младшего школьного возраста, создать условия для преодоления нарушений чтения и письма, оказать помощь в усвоении программы начальной школы по чтению и письму.
Задачи:
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; пространственных ориентировок
Дифференцировка смешиваемых букв на письме
Приемы, используемые в работе
Упражнения по развитию зрительного восприятия, памяти, внимания на материале геометрических фигур, предметах, лепка букв из пластилина, выкладывание из крупы, обведение по контуру, письмо в воздухе, конструирование букв из различного материала, реконструирование их, проведение дифференциации букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Направления работы
1, Развитие зрительного восприятия и узнавания.
а/ предметный гнозис (уточнение представлений о целостном, пунктирном, контурном изображении предметов).
б/ восприятие величины.
в/ восприятие цвета.
д/ буквенный гнозис.
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственного восприятия и представления.
а/ развитие ориентировки в схеме тела.
б/ развитие ориентировки в окружающем пространстве.
в/ работа с предлогами, имеющими пространственное значение.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Планируемые результаты
В результате логопедической работы у учащихся должен быть сформирован предметный и буквенный гнозис;
Расширен объем зрительной памяти;
Сформировано пространственное восприятие и представления;
Развит зрительный анализ и синтез;
Отдифференцированы смешиваемые буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путем диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.
Методы оценки эффективности программы.
Предусмотрены следующие проверочные работы:
Диктанты;
Индивидуальные задания;
Компьютерные программы;
Работа с дидактическим материалом;
2.Этапы и содержание программного уровня в 4 этапа.
Этапы: | Цель: | ||
I Диагностический | Определение уровня характера нарушений письменной речи. | Планирование работы. |
|
II. Подготовительный | Формирование зрительного восприятия пространственных представлений. | Развитие зрительного анализа и синтеза. Развитие буквенного гнозиса. Формирование пространственного восприятия. Развитие зрительно - моторных координаций. |
|
III. Основной | Поверка навыка сформированности правильного написания букв. | Проведение контрольно - диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала. |
|
IV. Заключительный |
3.Тематическое планирование
54 часа.
Тема: | Цели занятия: | Задачи занятия: |
||||||
I этап: диагностический - 1 час |
||||||||
Диагностика | Определить уровень, характер нарушения письменной речи. | Выявление характера нарушений. Планирование работы. |
||||||
II этап: подготовительный- 18 часов. |
||||||||
Восприятие цвета и формы величины букв. | Развитие зрительного гнозиса. | Развитие восприятия цвета буквы. |
||||||
Развивать буквенный гнозис. | Восприятие формы буквы. Восприятие формы и величины буквы. |
|||||||
Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза. | Развитие зрительного анализа и синтеза. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. |
||||||
Расширение объема зрительной памяти. | Уточнить и развивать объем зрительной памяти. | Развитие навыков запоминания формы предметов. Развитие навыков запоминания цвета предметов. |
||||||
Зрительное восприятие. | Формировать свойства зрительного восприятия. | Формирование навыков целостного восприятия. Формирование навыков избирательного восприятия. |
||||||
Ориентировка в схеме собственного тела. | Развитие пространственного восприятия и представления. | Развитие умений ориентироваться в схеме тела. |
||||||
Ориентирование в определении пространства.Работа с предлогами. | Развивать пространственное восприятие и представление. | Развитие умений ориентирования в пространстве. Уточнение средств отражение зрительно - пространственного соотношения. |
||||||
Зрительно - моторные координации. | Формирование зрительно - моторной координации. | Формирование ориентировки в малом пространстве. |
||||||
III этап: основной - 34 часа. |
||||||||
Дифференциация смешиваемых букв. | Закрепление связей между произношением звука и его графическим изображением. |
|||||||
Анализ и синтез состава букв в наглядном плане действий. | Развитие оптико- пространственных представлений. Совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв. |
|||||||
Анализ и синтез состава букв отвлеченно. | Формирование навыков целостного восприятие буквы. |
|||||||
Анализ и синтез состава букв по представлению. | Формирование навыков целостного восприятия буквы. |
|||||||
Грамматический диктант. | Промежуточный контроль и определение уровня усвоения материала. |
|||||||
Дифференциация смешиваемых букв изолированно и в слогах. | Закрепление навыков изолированно и на уровне слога. |
|||||||
Дифференциация смешиваемых букв в словах. | Закрепление навыков на уровне слова. |
|||||||
Дифференциация смешиваемых букв в предложениях. | Закрепление навыков на уровне предложений. |
|||||||
Дифференциация смешиваемых букв в тексте. | Закрепление навыков на уровне текста. |
|||||||
IV этап: заключительный- 1час. |
||||||||
Диагностика. | Проверка сформированности навыка правильного написания букв. | Проведение контрольно- диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала. |
4. Литература
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: ВЛАДОС, 2004.
3.Кочеткова Н.А.Я различаю буквы о-а, сходные по написанию6 альбом ученика.-
М.: ГНОМ и Д, 2005.
4.Романова Е.В. Пишу правильно буквы И,У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей.- СПб: КАРО, 2007.
5. Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. Рекомендовано кафедрой логопедии ИКП СГПУ.
6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. 1995.
Приложение
Тесты
1. Исследование уровня сформированности зрительного восприятия .
Цель: выявить уровень сформированности зрительного восприятия, в частности, восприятия формы, цвета.
Детям предлагаются картинки с изображением домика и человека (мужчины), состоящие из различных геометрических фигур.
Инструкция: Рассмотрите картинки. Найдите похожие на фигурки и раскрасьте их одним цветом. Карандаши выбирайте сами.
Оценка результатов проводится по 4 уровням.
1 уровень: Ребенок выполняет все правильно.
2 уровень: 1 ошибка, не различение одинаковых фигур в пределах одной группы. (Например, закрашивает треугольники разным цветом).
3 уровень: 2-3 ошибки, не различает одинаковые фигуры (Например, неправильно закрашивает 2-3 вида фигур)
4 уровень: Бессмысленное раскрашивание.
2. Исследование объема зрительной памяти .
1. Детям предлагаются картинки для запоминания (4). (Количество зависит от степени сложности).
Дается инструкция: внимательно рассмотрите картинки и постарайтесь как можно больше запомнить. Время - 1 минута,
Затем картинки убираются, а дети должны воспроизвести эти фигурки в тетради.
Оценка результатов проводится по 4 уровням:
1 уровень: Задание выполнено без ошибок.
2 уровень: Допущена 1 ошибка.
3 уровень: Допущено 2-3 ошибки.
4 уровень: Не справился с заданием.
3. Исследование степени нарушения зрительного
анализа и синтеза.
1. Детям предлагается составить целую картинку из фрагментов.
Время 2 минуты. Инструкция: Вам предлагаются фрагменты картинки. Попробуйте составить целую. Оценка результатов проводится по 3 уровням:
1 уровень: Собрал самостоятельно.
2 уровень: Собрал с помощью.
3 уровень: Не справился с заданием.
4. Исследование ориентировки ребенка в схеме тела.
Ребенку предлагается выполнить следующие задания по
инструкции:
а/ Подними вверх правую руку.
б/ Отведи в сторону левую руку.
в/ Дотронься левой рукой до правого уха.
г/ Дотронься правой рукой до левого уха.
д/ Дотронься правой рукой до левого колена,
е/ Моргни правым глазом.
ж/ Положи правую ногу на левую.
з/ Дотронься правой рукой до левого плеча.
Оценка результатов проводится в соответствии с выполненными действиями.
Выполнил +
Не выполнил -
Если ребенок выполнил все задания - это 1 уровень, высокий. Выполнил половину заданий - 2 уровень, средний. Выполнил меньше половины - 3 уровень, ниже среднего. Не справился с заданиями - 4 уровень, низкий.
5. Исследование ориентировки ребенка в окружающем пространстве.
Детям дается графический диктант:
Инструкция: Сейчас мы с вами вместе попробуем нарисовать рисунок. Я буду диктовать, в какую сторону вы будете проводить линии на определенное число клеточек вправо, влево, вверх, вниз.
Оценка результатов проводится по 3 уровням: выполняет, не выполняет, выполняет с ошибками.
1 уровень: Задание выполнено верно.
2 уровень: Задание выполнено с ошибками.
3 уровень: Задание не выполнено.
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
Дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Уточнение представлений о форме, величине, цвете;
Ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
Конструирование и реконструирование букв;
Нахождение, выделение букв
Профилактика оптико-кинетической дисграфии
у старших дошкольников.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Выделяются следующие виды дисграфии: акустическая, оптическая, моторная.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в – д, т - ш) ; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и – ш, п – т, х – ж, л - м); зеркальное написание букв (с - , э -) , пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау -) , (ш - , и - , щ - , т -) и неправильно расположенные элементы (х -),(т -).
В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Для профилактики дисграфии для старших дошкольников можно предложить следующие задания.
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, букв, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: игра «Чего не стало?», «Что изменилось?», разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
Для развития пространственной ориентировке детям предлагаются следующие задания: определить пространственное расположения предметов по отношению к самому себе, находящихся сбоку, определить пространственное соотношение между 2-3 предметами.
Для развития зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами предлагаются следующие задания:
найти фигуру, букву в ряду сходных;
срисовать фигуру или букву по образцу;
сложить фигуру из палочек;
сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв;
найти заданную фигуру среди двух изображений;
показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных;
дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению; реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г- Б;
реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р –Ь, И –Н, Н – П, Г- Т;
определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементов: З – В, Р – В;
определить различие сходных фигур или букв, состоящих элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И –П, П –Н;
и многие другие.
Все задания проводят в игровой форме:
Сказочные буквы
Задачи: развивать зрительное внимание, упражнять в выделении буквы из сказочного сюжета.
Описание : работа с плоскостным изображением сказочного сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.
Задание: внимательно рассмотреть картинку и назвать букву, которая на ней изображена.
Узнай на ощупь
Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.
Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью шершавыми буквами.
Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем по контуру букву и назвать ее.
Выложи букву
Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работа со счетными палочками и шнурками разного цвета.
Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.
Вылепи букву и придумай с ней слово
Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.
Описание: работа с пластилином и оборудованием для лепки.
Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух).
Вырежи из частей и наклей
Задачи : уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита
Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.
Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).
Укрась шарф
Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право - лево», развивать мышцы кистей рук.
Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.
Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.
Веселые буквы
Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.
Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.
Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.
Шахматная доска
Задачи: упражнять в ориентировке на листе в клетку; закреплять понятия «вправо – влево», «вверх – вниз».
Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, размеченном по принципу шахматной доски.
Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выполняя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).
Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Колосок»
Учитель-логопед: