Картотека дидактических игр к проекту "чистюльки". Дидактическое пособие "оденем куклу" Дидактическая игра одень куклу в подготовительной группе

Конспект дидактической игры:

«Одеваем куклу Катю»

для детей младшей группы

Провела: Мергенова.Ю.В.

с.Троицкое, 2017г.

Цель: Уметь подбирать предметы одежды по назначению.
Задачи:

1.Учить запоминать последовательность одевания на прогулку.

2.Акти¬визировать в речи словарь.

3.Воспитывать заботливое отношение.

Словарь: весенняя, тёплая.
Материал (оборудование): кукла; предметы одежды, алгоритм одевания.

Ход занятия:
Сюрпризный момент. Перед детьми сидит кукла Катя в платье и туфельках. Рядом - красивая коробка.
Воспитатель : Говорит детям, что Катя собралась на прогулку. Спрашивает: «Можно ли сейчас в платье идти на прогулку? Уточняет, какое время года, какая погода. «В коробке,- говорит и показывает воспитатель, - Картина одежда». Предлагает помочь кукле собраться на прогулку.
Дети: Проявляют интерес, рассматривают. Называют время года. Соглашаются помочь кукле одеться на прогулку.
Показывает алгоритм одевания.
Дети: Называют предметы одежды по алгоритму. Запоминают последовательность одевания.
Словарь: весенняя, тёплая.
Дети: повторяют слова - весенняя, тёплая.
Воспитатель: Предлагает достать из коробки одежду, которую надо одевать весной. Какую одежду вы выбрали? Просит начать одевать куклу Катю. Спрашивает, что сначала надо одеть? Воспитатель последовательно одевает на Катю: носки, брюки, сапожки, кофту, шапку, пальто, шарф.
Дети: Наблюдают за действиями педагога, проговаривают названия одежды. Выбирают одежду, подсказывают кукле и воспитателю, что, за чем следует одевать.
Воспитатель: - Кукла одета и может идти гулять. Давайте с вами покажем, как мы будем одеваться.

Физминутка
«Песенка для одевания»
Мы на пухлые ручонки, надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова: ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки на твоей одежке:
Пуговки и кнопочки, разные заклепочки.
На мою малышку наденем мы штанишки.

А теперь на ножки – носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!
Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два! Ирина Гурина
Дети: Выполняют движения по тексту.

Воспитатель приглашает детей на совместную прогулку с куклой Катей.

Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение «Детский сад «Харада»

Конспект дидактической игры:

«Кукла Грязнуля»

для детей младшей группы

Провела: Учурова. С.В.

с.Троицкое, 2017г.

Задачи:

    Воспитательная - воспитывать культурно-гигиенические навыки.

    Обучающая: учить называть названия предметов, действий, познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь.

    Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.

Материалы и оборудование:

Кукла, тазик с водой, предметы личной гигиены, картины с изображением умывания.

Методы и приемы:

    Словесный - вопросы воспитателя, художественное слово.

    Наглядный - показ картинок, показ умывания куклы.

    Игровой - укладывание куклы спать.

    Сюрпризный момент.

Ход занятия .

Стук в дверь.

Ой, ребята, кто это к нам пришел? - (открывают дверь, смотрят: стоит кукла Маша)

Эта кукла Маша. Какая она грязная! Она, ребята, что-то говорит.

Ребята, Маша гуляла на улице и испачкалась. Что нужно сделать, чтобы Маша была чистой?

Ответ детей - умыться. Правильно, надо Маше умыться. А для этого нам нужны предметы, которые лежат в этом чудесном мешочке. Давайте мы посмотрим, что там внутри. Воспитатель достает из мешочка мыло, полотенце, мыльницу и ванночку. Спрашивает у каждого ребенка, что это и объясняет для чего они нужны.

Молодцы ребята! А сейчас мы с вами вспомним стихотворение о водичке.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Посмотрите, вот у меня на столе два тазика с водой. В одном тазике горячая вода, в другом холодная. Я смешаю горячую и холодную воду, и будет вода теплая. Этой водой мы и будем купать Машу.

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Теплую водичку льем на нашу Машу.

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое

И густой гребешок.

И зубной порошок!

Дети следят за действиями воспитателя, помогают намыливать, называют части тела, льют воду на куклу.

Ребята, посмотрите, Маша чистая стала, красивая. Давайте вытрем ее полотенцем,завернем в чистую пеленку и уложим спать Давайте ей споем песню:

Баю-баю,баиньки баиньки,

В огороде заиньки!

Зайки травоньку едят,

Маше спать велят.

Вот Маша и уснула. А вода в ванночке грязная и мыльная, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, а полотенце повесить на место и посушить.

Вот Маша и уснула, и нам пора, ребята.

Итог.

Ребята, что мы сегодня делали? Правильно, купали куклу Машу. А что еще делали?(спать укладывали) . А что лежало в чудесном мешочке? (дети называют предметы гигиены)

Актуальность игры:

Сегодня современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Так знакомство с традициями русского, якутского и других народов помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, через дидактические игры положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.

Цель игры:

1. Знакомство детей с костюмами разных национальностей.

2. Закрепление знаний об особенностях национального костюма и его элементах.

3. Формирование способности у воспитанников находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.

4. Развитие интереса к культуре разных народов, любознательности, эмоциональности, активности, общительности посредством погружения в игру.

5. Воспитание гуманного отношения к людям всех народов.

Предварительная работа: «Рассматривание иллюстраций и кукол в национальных костюмах».

Ход игры:

Учить детей различать пол человека (мальчик или девочка), находить сходства и различия между ними;

В зависимости от пола человека правильно подбирать одежду;

Закреплять название одежды и ее назначение;

Учить обыгрывать своих кукол.

В игре участвуют двое детей. Каждый из детей выбирает свою куклу, называет её пол и придумывает имя. Воспитатель говорит: «Куклы хотят гулять, одевайте их». (Одежду можно подобрать для каждого времени года.)

Дети наряжают кукол и начинают игру.

Можно эту дидактическую игру превратить в игру-занятие. Повесить в группе на стене вырезанного из картона большого человека. А с помощью специальных атрибутов (одежда, бантик) превращать его в мальчика или девочку. Одежда крепится с помощью липучки.

А ещё с помощью такой дидактической игрушки можно закрепить изученные органы человека (уши, рот, нос, глаза).

На место лица у куклы приклеивается фланель. На неё и крепятся отдельные органы.

А также я предлагаю использовать данную игрушку и для изучения чувств и эмоций человека. На место лица с помощью липучки прикрепляются заранее нарисованные овалы с эмоциями (грустный, весёлый, сердитый и др.).

Самые простые упражнения:

1. Флажок. Четыре пальца соединить вместе, большой палец опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. Очки. Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

3. Бинокль. Большой палец каждой руки вместе с остальными образуют кольцо. Посмотрите в «бинокль».

4. Зайчик. Указательный и средний пальцы разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. «Заяц» шевелит ушками.

5. Коза. Указательный палец и мизинец разведены в стороны, остальные пальцы прижаты к ладони. Коза бодается.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

Ты утенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

(Сжимание и разжимание пальцев рук.)

Водичка, водичка,

Умой мое личико…

(Выполнение движений в соответствии с текстом.)

Полетели птички,

Птички-невелички.

(Пальцы переплетены, ладони сжаты.)

Сели птички. Посидели.

Опять полетели.

(Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом.)

Массаж пальцев.

Мышка мыла мышам лапку –

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой.

Не забыла и указку –

Смыв с неё и грязь, и краску.

Средний мылила усердно –

Самый грязный был, наверно.

Безымянный тёрла пастой –

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыла…

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)

ЗАЙКА И БАРАБАН

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам.

(Пальчики сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным пальцем и мизинцем стучим по большому пальцу.)

КОЛЬЦО

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Валюшке.

(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)

Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста. Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекидывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша.

Загадки по теме «Человек» О.П.Власенко

Две ноги, две руки, а голова одна.

И та мыслей всяких полна.

(Человек)

На голове они растут,

Косы все из них плетут.

А мальчишкам косы не идут,

Поэтому так часто их они стригут.

Вот загадка про тебя,

Про тебя и про себя:

Частокол их окружает,

От соринок так спасает.

Утром открываются,

На ночь закрываются.

Его носит человек

И не устает весь век.

Из ларца, из ларца

Тридцать два молодца.

Вместе мы, когда идём,

Ночью тоже мы вдвоем.

Сядем – мы опять вдвоём,

Кто ж всегда везде вдвоём?

Вот две дырочки в горе,

Запах ловят везде.

По пять на каждой руке,

По пять на каждой ноге.

Тук-тук-тук! Мотор стучит,

Пульс послушать нам велит.

С ним ты спишь, с ним идёшь,

Разговариваешь и поёшь.

У кого из вас, его нет,

Тот не может дать ответ.

Чем мы дышим? Что за орган?

Отвечайте, дети, хором…

Орган главный ум даёт,

Кто его нам назовёт?

А про что в народе так говорят:

«Одни – боятся, другие – делать все норовят»?

(Про глаза и руки)

На станциях переливанья вновь

Клич брошен: срочно сдайте…(кровь).

Нет важнее артикуляционного аппарата.

Что же входит в его состав, ребята? (Губы, зубы, язык, нёбо)

Стихи, песенки, игры

(По книге В.А.Петровой.)

Уши и язык.

Спросили как-то дедушку Кондрата

Весёлые, болтливые ребята:

К чему – уже мы думали не раз –

Язык один, а уха два у нас?

Ответил дед: «Могу вам объяснить –

Чтоб больше слушать, меньше говорить!»

Е.Бахдуренко

Замарашка .

Замарашка рук е мыл,

Месяц в баню не ходил.

Сколько грязи,

Сколько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдёт! –

Будет целый огород!

И.Демьянов

Скороговорка

Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хоть не жаль барану лба.

Но лбом не сбить ему столба.

В. Викторов

Неряшка

Коля, маленький лентяй,

За собою убирай.

У тебя ленивы руки:

Под столом – ремень и брюки,

На полу – рубашка,

Николай – Неряшка!

Мой почаще, Коля, руки

Для чистоты, не ради скуки!

Дидактическое пособие «Оденем куклу»

Описание пособия:

1. силуэты кукол (девочка и мальчик)

2. комплекты одежды по сезонам:

Набор предметов одежды для мальчика

Набор предметов одежды для девочки

Элементы игры крепятся с помощью липучек

Дидактическое пособие «Оденем куклу» предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Играть с пособием может разное количество детей.

Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания - подходит для работы на индивидуальных и на групповых занятиях, доступно детям для самостоятельной деятельности.

Работа с пособием способствует:

Формированию у детей представлений о человеке (о частях тела, различение пола человека)

Развитию мелкой моторики

Подготовке руки к письму

Формированию навыков самообслуживания

Развитию сенсорных способностей

Повышению познавательной активности

Совершенствованию психических процессов (ощущение, внимание, воображение, память, мышление)

Обогащению представлений об окружающем мире

Закреплению знаний о временах года

Закреплению знаний о сезонных предметах одежды и последовательности надевания одежды

Закрепление знаний об одежде, которая подходит мальчику или девочке

Обогащению речи детей

Формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности

При организации игровых занятий необходимо:

Эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий;

Использование художественного слова;

Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.

Варианты использования дидактического пособия «Оденем куклу»

1. Игра «Называлка» (для детей 3-4 детей)

Цель: научить детей узнавать и называть предметы одежды.

Ход: воспитатель показывает детям предмет одежды, а дети называют что это, какого цвета, кому его одеть (мальчику или девочке).

2. «Подбери по цвету» (для детей 3-4 года)

Цель: научить детей группировать одежду по цвету.

Ход: дети подбирают одежду определенного цвета и наряжают кукол.

3. Игра «Рисовалка» (для детей 3-5 лет)

Цель: научить детей обводить силуэты по контору, развивать моторику рук.

Ход: детям предлагается силуэт одежды, обвести его контур, а затем раскрасить его цветными карандашами и украсить узорами.

4. «Кто быстрее» (для детей 3-4 лет)

Цель: одеть правильно куклу, подбирая элементы по цвету.

Ход: соревнуются один мальчик и одна девочка. Мальчик подбирает одежду для куклы мальчика, а девочка – для куклы девочки. Кто быстрее и наряднее оденет, тот победитель.

5. «Найди пару» (для детей 3-5 лет)

Цель: собрать обувь по парам.

Ход: на игровой поверхности произвольно распределены разноцветные ичиги, туфли. Дети группируют обувь по парам (по цвету и орнаменту).

6. Игра «Узнавалка» (детей 4-5 лет)

Цель: научить детей определять предмет одежды на ощупь, и правильно называть ее.

Ход: силуэты одежды распределены на игровой поверхности. Одному игроку завязывают глаза. Он наугад берет один силуэт и на ощупь определяет, что за предмет одежды. Если ответ правильный. Игрок оставляет силуэт у себя, если ошибочный – возвращает обратно. Победитель тот, кто собрал больше всего силуэтов.

7. Игра «Запоминалка» (для детей 3-5 лет)

Цель: развивать память, внимание, закрепить умение называть предметы одежды.

Ход: перед детьми на плечиках представлены костюмы. Дети рассматривают, закрывают глаза, а затем убирается один из костюмов. Ребенок должен угадать, чего не стало (какого костюма).

8. Игра «Найди отличия» (для детей 4-5 лет)

Цель: развивать наблюдательность, память, внимание.

Ход: ребенку предлагается сравнить два предмета одежды по цвету и орнаменту, рассказать, в чем состоят отличия.

9. Игра «Магазин «Одежда» (для детей 4-5 лет)

цель: развивать наблюдательность, смекалку, воображение.

Ход: в магазине представлены разные модели платьев, рубашек, головных уборов, обуви. Ребенок подходит к прилавку со своей куклой и покупает для нее наряд. При этом он называет, какого цвета одежда ему нужна, например, я хочу купить зеленое платье с золотой тесьмой.

10. Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» (для детей 4-5 лет)

Ход: дети приходят в ателье и заказывают одежду. Швея на детской машинке «шьет» одежду для кукол по заказу.

11. «Театр кукол»

Ход: куклы принимают участие в показе, инсценировании отдельных фрагментов из татарских сказок. Театр показывается воспитателем и родителями в младшем дошкольном возрасте, а в более старшем возрасте – детьми.

12. Сюжетно-ролевая игра «Концерт»

Ход: за кулисами куклы переодевают разные наряды, затем дети выступают (поют, пляшут, рассказывают стихи) от имени кукол.

13. «Модное шоу»

Игра будет направлена на развитие чувство вкуса, воспитание уверенности в себе. Ребенок по своему желанию и умению одевает куклу, подбирая подходящие к костюму головной убор, обувь и т.д. и рассказывает о ней. Поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.

14. «Подберем куклам одежду»

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собираются в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где, чьи вещи.

Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?

После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.

15. Игра «Подбери по цвету»

Цель: Учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета. Учить, правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета.

У Кати сегодня праздник, и она попросила нас помочь ей выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье. Также она хотела бы чтобы плащ и сапожки были того же цвета, что и платье.

16. Игра «Оденем куклу по сезону»

Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

Воспитатель. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.)

17. Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку).

Картотека

дидактических игр

по формированию культурно гигиенических навыков

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ

Цель:

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

ВАЛЕОЛОГИЯ

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

3-ий вариант Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор. Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачива ться

Материал: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необхо-
димых для этог
о предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

ВЫМОЕМ КУКЛУ

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умыва-ния, последова тельность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движе-ния при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов пока-зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

ПОДБЕРИ КАРТИНКИ

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, форми-ровать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

ИГРА "УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ" Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

ИГРА "УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ" Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!

ИГРА "ПАРОВОЗИК" Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Оборудование: паровозик, рельсы.
Ход игры : взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

ИГРА "КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ" Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
Вот шнурки, я помогу тебе завязать
Вот, ботиночки надели на ножки
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

ИГРА "ЗНАКОМЬСЯ - КОШКА" Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - кошку.
Оборудование : игрушка-кошка, картинки с изображением домашних животных.
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за кошкой, обращает внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-кошку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про кошку "Серенькая кошечка", а затем ищете ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: "Вот она - кошечка, умеет мяукать -мяу-мяу".

ИГРА "КРАСИВЫЙ ЦВЕТОЧЕК " Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Ход занятия : взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растениемцветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.

ИГРА "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!" Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ "
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

ИГРА"СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ" Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

ИГРА "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ" Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

ИГРА "УМЫВАЛОЧКА" Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

ИГРА "ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ "
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

ИГРА "ПОЧИСТИМ ЗУБКИ" Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

ИГРА "ФОНТАНЧИКИ "
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

ИГРА "КУКЛА ЗАБОЛЕЛА" Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

ИГРА "НОСИКИ-КУРНОСИКИ "
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»
Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
Педагог, Давай будем одеваться.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)
Педагог. Пойдем, будем умываться...
Ребенок. Я сама! Я сама! {Умывается.)
Педагог. Ну идем, хоть причешу я.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Причесывается.)
Педагог. Ну давай хоть накормлю я.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)
Вопросы к детям
Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?

ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ» Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жеспюв изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе гтсцешруют стихотворение, используя шашку и жесты.
Педагог. Визжит поросенок...
Поросенок (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты., рот полуоткрыт, резко машет руками.)
Педагог
Купают его в корыте.
Он в луже не прочь помыться,
А мыльной воды боится.
А в кухне купают Олю.
Воды ей нагрели вволю.
Но Оля кричит...
Оля
Уйдите!
Мочалкой меня не трите!
Я голову мыть не стану!
Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)
Педагог
Вот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты, С коленок отмыты пятна. Купаться было приятно...
Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала?
Педагог. И Оленька отвечала...
Оля.
Кричал поросенок Тошка, А я помогала немножко!
Вопросы к детям
Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было9 Кто покажет, как надо было поступить?

ИГРА-ЭТЮД «ВКУСНАЯ КАША» Педагог вносит шапочки густ, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» 3. Александровой. "Затем педагог и дети вместе инсценируют его.
Педагог.
Каша из гречки!де варилась? В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Оленька ела, Кашу хвалила, На всех разделила. (Добрая улыбка, ласковый взгляд.)
Оля.
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке. (Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)
Педагог
И Оля доела Последние крошки!

ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА» Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.
Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика9 Как вы думаете, почему рубашка стала такой9 Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».
Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.
Педагог. Это Митина рубашка.
Ребенок. На, рубашка, просток-вашку!
Педагог.
Съела маслица она. Съела кашку из пшена И подливку из барашка... (Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их. о свою одежду.)
Ребенок. Ты сыта, моя рубашка? Вопросы к детям
Как надо есть за столом?
Кто покажет Мите, как надо есть?

ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ» Педагог
Мальчик Петя поздно встал -Просыпаться тяжко. Умываться он не стал -Он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.
(Вьсразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)

ИГРА-ЭТЮД « У Ш И » Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.
1-й ребенок.
Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть Или не мыть?
2-й ребенок
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже9 Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ.. Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ
Педагог. Отвечает доктор гневно... Доктор
ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО! (Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.
Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.)

ИГРА-ЭТЮД «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ» Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.

Педагог
Метлу взяла
И двор подмела.
Девочка
Всюду нос метла совала, Но и я не отставала -От сарая до крыльца Танцевала без конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите. (Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение, улыбка.)

ИГРА-ЭТЮД «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА» Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик, тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагае7п определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.
Педагог
Нынче Танечка - хозяйка
И хлопочет день-деньской.
Отложила в угол зайку
И сказана... Таня. Спи, косой! Педагог
Тянет тряпку из комода, Из кладовки тащит таз. Окуная тряпку в воду, Ненароком облилась.
Таня
Ты не смейся, глупый зайка!
Поджидай себе обед...
Ох и трудно быть хозяйкой,
Если мамы дома нет! (Выразительные движения: 1 - сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация; 2 - сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.)

ИГРА-ЭТЮД «КАК У НАШЕЙ ИРКИ» Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.
Педагог
Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
1-й ребенок
Потому что неохота Штопать нашей Ирке. (Нерягиливьш вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное.)
Педагог
Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
2-й ребенок
Потому что неохота Быть неряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.)
Остальные игры-этюды на литературном материале организуются аналогичным образом.
Занятия с детьми в рамках специально организованной образовательной деятельности также организуются на игровой основе.
Необходимо подчеркнуть, что особенность развития современного дошкольника такова, что он стремится сочетать несколько привлекающих его видов деятельности. Это наводит на размышление о возрастающей роли занятий и совместной деятельности с детьми интегрированного характера, где объединяются и разнообразные виды детской деятельности, и специфические виды деятельности, и разнообразные темы, которые представлены в опыте ребенка.