Интеллектуальная игра для дошкольников по экологии. Познавательная экологическая игра

Экологическая игра «Мир животных и растений»

Методическая разработка Чесноковой Ирины Сергеевны,

учителя начальных классов филиала МБОУ «СОШ №8 г. Петровска Саратовской области» в д. Абодим

Петровского района Саратовской области

Цели : Расширять интерес детей к животному и растительному миру, используя занимательные задания, активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, использовать элементы соревнования; воспитывать любовь и бережное отношение к животным и растениям.

Ход игры

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую всех собравшихся для участия в игре «Мир животных и растений». Сегодня вы не только покажите свои знания, но и узнаете много интересного. У нас играют три команды. Поприветствуем их! Представление жюри. За каждый правильный ответ команды будут получать 1 балл, неполный ответ оценивается в 0,5 балла. Но прежде чем начать, послушайте наши пожелания.

Кто победит, кто проиграет –

Нас эта тайна донимает.

Но мы желаем всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

И пусть быстрее кипит борьба,

Сильнее соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

От болельщиков от всех

Такое пожелание:

Через труд придет победа,

Через труд и знания.

Тур 1 «РАЗМИНКА» 1 команда
    Трава от 99 болезней (зверобой) На следу каких хищных животных нет когтей (кошки, рыси) Слепыми или зрячими рождаются зайцы (зрячими) Кто может пить ногой (лягушка) Кто собирает яблоки спиной (еж) Какие птицы выводят птенцов три раза за лето (воробьи, овсянки) Пингвин – птица или нет (птица) Самое сладкое дерево наших лесов (липа) Разноцветные грибы (сыроежки) У кого каждый день растут зубы (у бобра, зайца)
2 команда 1. Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина) 2. Какая птица летает выше всех (орел) 3. Какая птица в нашей стране самая маленькая (королек) 4. Кто спит вниз головой (летучая мышь) 5. Чем стрекочет кузнечик (ногой в крыло) 6. Что случается с пчелой после того, как она ужалит (умирает) 7. Самая высокая трава (бамбук) 8. Название какого растения говорит, где оно живет (подорожник) 9. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги (заяц) 10. Чьи листья опадают осенью зелеными (ольхи)
3 команда 1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка) 2. Какой цветок начинает лето (колокольчик) 3. Перед какой погодой птицы перестают петь (перед дождем) 4. Какая птица самая большая в мире (страус) 5. Когда еж не колется (когда только родился) 6. Какая птичка достает себе пищу подо льдом (оляпка) 7. Где у кузнечика ухо (на ноге) 8. Что теряет лось каждую зиму (рога) 9. Какая птица может летать хвостом вперед (колибри) 10. Сколько ног у паука (8)
Тур 2 «БУКВА УБЕЖАЛА»

Будем мы сейчас играть:

От слова букву отнимать.

Букву верно убери,

Звероимя запиши.


1 команда БРЫСЬ - (хищница) ЖАРА - (попугай) МРАК - (пресноводное животное) КЛЕЩ - (рыба) КОСА - (насекомое) БОК А - (змея) СНОВА - (птица) ЖАБРЫ - (земноводные)

2 команда
СКЛОН - (копытное животное) ШУТКА - (птица) ГОЛЕНЬ - (копытное животное) ЖАР КО - (попугай) ГНУС - (антилопа) ДЛАНЬ - (олень) СКИТ - (морское животное) ОКОШКИ - (домашние животное)
3 команда КОМАР - (морское животное) ПИСТОН - (змея) П ЛАНКА - (самка оленя) КОБУРА - (змея) НАРЫ - (верблюд) МОРЗ ЯНКА - (утка) МОЛ НИЯ - (птица) ТОПИК - (антилопа)
ТУР 3 «ЗВЕРОЗООЛОГИЯ» Игроки, посовещавшись, поднимают карточку с вариантом ответа.

Хитрое задание это:

Дан вопрос и три ответа.

Поразмысли – не спеши,

Верный ты ответ найди!

    Для чего дятел «барабанит» весной?
А) клюв чистит Б) кому-то что-то сообщает В) музыкой увлекается
1б-барабанной дробью дятел сообщает соперникам, что это его территория, этими же звуками он приглашает к себе самочку.
    Зачем слону слюни?
А) плеваться, как верблюд Б) для защиты от мух В) для охлаждения тела
2в-слон слюной не только смачивает пищу, но и охлаждает тело в жару, т.к. у него нет потовых желез.
    Зачем страус голову в песок прячет?
А) от страха Б) освобождается от насекомых В) пищу ищет
3б-опустив голову в горячий песок, страус ждет пока погибнут или сбегут с головы насекомые.
    Сколько перьев у птиц?
А) более тысячи Б) менее тысячи В) не пересчитать
4а-у голубя 2600 перьев, у кряковой утки- 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем пятая их часть разместилась на голове и шее.
    Какая рыбка играет в баскетбол?
А) нет такой Б) аквариумная рыбка В) сказочная рыбка
5б-аквариумная рыбка «клюворыл-гнатонемус», если в аквариум бросить сухую горошину или поролоновый шарик, играет им, толкает мячик клювом, подбрасывает его вверх.
    Для чего дельфины плачут?
А) для защиты глаз Б) чтобы вызвать жалость В) для нервной разрядки
6а-слезы дельфина напоминают белок куриного яйца (такой же густой и прозрачный), поэтому они хорошо защищают его глаза от механических и химических повреждений.
    Что означает зевок гамадрила?
А) желание поспать Б) желание поесть В) желание подраться
7в- собакоподобная обезьяна гамадрил, когда хочет подраться или напугать соперника, начинает зевать, выставив на показ все зубы, десны, глотку и язык., кто быстрее устанет зевать – тот и проиграл.
Тур 4 «КТО БЫСТРЕЕ?» Этот конкурс для самых маленьких участников игры. Каждый участник получает одинаковые картинки с изображением животных и их ушей. Нужно как можно быстрее соединить линиями животное и его ухо.
Тур 5 «ВНИМАНИЕ! КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»
Вниманию команд представляются картинки с изображением животных, растений. Задача игроков назвать животного/растение и рассказать о нем. (на картинках: женьшень, морской черт, хамелеон)
Женьшень - ценнейшее лекарственное растение. Название его в переводе с китайского языка означает «человек-корень». И правда, корень женьшеня по форме напоминает человеческую фигуру.
Морской черт – это огромная рыба, длина ее тела достигает 2 м. Отличительным признаком морского черта является огромный разинутый рот. Морской черт не плавает в поисках пищи. У него на спине торчат несколько отростков, похожих на усы. На конце переднего «уса» имеется блестящая кожная кисточка. Этой кисточкой морской черт плавно поводит туда-сюда, тем самым заманивая ничего не подозревающую рыбу прямо в свой огромный рот.
Хамелеоны. Эти удивительные существа способны менять окраску своего тела, принимая различные оттенки зеленого, красного, желтого и черного цвета. Разозленный хамелеон становится белым. Глаза хамелеона могут двигаться независимо друг от друга. Длина языка хамелеона больше совокупной длины его головы и туловища. Длина тела средиземноморского хамелеона около 30 см, гигантский мадагаскарский хамелеон достигает метра в длину, а карликовый – 11 см.
Тур 6 «МАЛЕНЬКИЕ РАНЫ»
Каждая команда получает письмо с жалобой и называет автора письма.

1) Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (ЖАБА)
    Каждую весну приходят в лес люди и режут острым ножом мою кору. Я так и трепещу от боли. Их ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней. (БЕРЕЗА) На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ)
    Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А на долго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться от людей в заросли кустарника, влажные сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, как от лекарственных растений! (ЛАНДЫШ)
    Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой я порхаю с сестрами, если на опушке леса появляются дети. Они стремятся поймать нас. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию… (БАБОЧКА)
    Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки они так и норовят обломать их. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Все равно люди стараются их выкручивать, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!
Но еще хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора.(ЕЛЬ)
- Какие меры можем предпринять, чтобы не получать такие письма?
Тур 7 «БОЛЬШИЕ РАНЫ»
Участникам игры представлены картинки с изображением исчезнувших животных (странствующие голуби, дронт, морские коровы) - Вы когда-нибудь видели или слышали что-нибудь об этих животных? Как вы думаете, почему они попали в тур «большие раны»? - Правильно. Эти животные исчезли с лица земли. А как это произошло? Учащиеся рассказывают об этих животных. В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом редели голубиные стаи. Но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.
Дронт был крупной нелетающей птицей. Эти птицы жили на небольшом острове недалеко от Африки. Когда там поселились люди, они уничтожили всех дронтов.
- Что делается во всем мире для спасения животных и растений?
Тур 8 «ЗВЕРОМЕТКИ»
Мы должны заботиться о братьях наших меньших. Мы ведь во многом похожи на них. Очень часто в русском языке, чтобы выразить положительную или отрицательную характеристику человека или предмета используют для сравнения названия животных. Каких? Узнайте и запишите.
1 команда Суетиться, хлопотать – Кружиться как____________ в колесе. Неглубоко, мелко – По колено___________________ . Проучить, пригрозить – Показать, где ___________________ зимуют. Стремиться выполнить сразу несколько разных дел – Гоняться за двумя ___________ . Заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле – Делить шкуру неубитого _________________________ .

2 команда Слегка, наскоро утолить голод – Заморить _______________________ . Недружно, в постоянной ссоре – Жить как ___________ с ___________ . Сам не пользуется чем-либо и другим не даст – Как ___________ на сене. Преувеличивать что-либо – Делать из_________________________ . Что случилось, как объяснить? – Какая ______________ укусила.

3 команда Ни к чему не придерешься - ______________________ носа не подточит. Тревожно, неспокойно – На душе скребут______________________ . Неискреннее сожаление – Лить __________________________ слезы. Приобретать нечто неизвестное – Покупать __________________ в мешке. Нет музыкального слуха - _______________ на ухо наступил.
Подведение итогов игры Жюри подводит итоги игры и награждает победителей грамотами.

И вот пришел прощанья час,

Игра закончилась у нас.

Мы все надеемся, что с ней

Вы стали немножечко умней.

Литература.

    Плешаков А. А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1994 г. Ю. К. Школьник. Животные. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г. Ю. К. Школьник. Подводный мир. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г. Начальная школа №41, 1999 г. Приложение к газете «Первое сентября» Начальная школа №21, 2003 г. Приложение к газете «Первое сентября»

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

. Познавательные игры к году экологии.

Блеф – викторина “Да – Нет”.

Верите ли вы, что … (да или нет)

    У бабочек самый чуткий нос (Да).

    На следах рыси нет когтей? (Да).

    Волк бежит задними ногами вперед? (Нет).

    У мухи шесть ног? (Нет).

    Заяц спит с закрытыми глазами (Нет).

    Из ромашки варят варенье? (Нет).

    Ящерицы могут пить ногой (Да).

    Белка ест свежие грибы? (Нет).

    Птицам страшнее голод, чем холод? (Да).

    Стриж летает быстрее всех? (Да).

    Муравьи плавают? (Да).

    Черного леопарда называют пантерой? (Да).

    Страус самая большая птица на земле? (Да).

    Стрекоза обитает в лесу? (Нет).

    Дерево растет зимой? (Нет).

    У кузнечика ушел на ногах? (Да).

    Пингвин птица или нет? (Да).

    Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет).

    Индейка родом из Индии? (Нет, из Южной Америки).

    Галки образуют супружеские пары на всю жизнь? (Да).

    У змеи ребра заменяют ноги? (Да).

    Паутина на разрыв вдвое прочнее стали (Да).

    Акулы старше динозавров? (Да).

    У крокодила жир зеленого цвета (Да).

    Летучие мыши не умеют ходить? (Да).

Игра “Блиц - турнир”.

    Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие? (Кенгуру).

    Некоторые виды этих животных можно истереть в порошок и пропустить через сито, но все равно они выживут. Кто это? (Губки).

    Мехом этого зверька опушена знаменитая шапка Мономаха (Соболь).

    Участник объединения по изучению природы. (Юннат).

    Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

    Что общего между рыбьей чешуей и стволом дерева? (Есть годовые кольца).

    Какие морские животные очищают воду от загрязнений (Мидии).

    У какого оба глаза на одном боку? (У камбалы).

    Переведите на греческий обычную “траву, растение” и получите целую науку (Ботаника).

    Цветок, из которого делают сердечные капли (Ландыш).

    Какое животное, герой литературных произведений является символом свободы? (Орел).

    Флора – это … (Растительный мир).

    Фауна –это…(Мир животных).

    Насекомое, которое одним своим появлением вызывает аплодисменты. (Моль).

    Городское заведение для зверей? (Зоопарк).

    Назовите самый известный заповедник, где живут зубры? (Беловежская Пуща).

    Назовите самого крохотного, но опасного для человека представителя животного мира. (Микроб).

    Какие растения опыляет только шмель? (Клевер).

    Какая птица может лазать по стволу дерева головой вниз? (Поползень).

    Хвост, у этой птички раздвоенный на конце, как фрак. (Ласточка или касатка – дерев. Ласточка).

Игра “Знатоки природы”.

1. Как называется колючее пустынное растение?

    Роза б.Кактус в.Терн г.Саксаул.

2. Как зовется популярный зверек, который бегает в колесе?

    Хомяк б.Белка в.Мышь г.Бурундук.

3. Как называют яркую говорящую птицу?

    Птица – говорун б.Попугай в.Ворон г.Колибри.

4. Как зовется ученый, изучающий насекомых?

    Ихтиолог. б.Орнитолог в.Эколог. г.Энтомолог

5. Какое название имеет самая опасная тропическая рыба?

    Карась. б. Плотва. г. Крокодил. д. Пиранья.

6. Как называется самая сильная птица?

    Цапля б.Выпь. в. Кондор г. Кречет.

7. С какой целью рыба отправляется в верховье рек?

    Чтобы позагорать. б. На нерест. в. Поймать добычу.г. Порезвиться.

8. Как называется самое прожорливое насекомое?

    Бабочка б.Жук-олень. в. Клоп. г. Саранча.

9. Кто стал самым первым домашним животным?

    Корова. б. Собака. в. Кошка г.Мышь.

10. Как называется запеченный ночной певец в русской избе?

    Попугай. б. Паук-птицеед. в. Сверчок. г. Деревенская жаба.

11. Зачем кузнечику сабля?

    Для сражения. б. Для откладки яиц только самка.

в.Для красоты. г. Для заготовки пищи.

12. Для чего дятел по дереву барабанит?

    Чистит клюв. б. Кому-то что-то сообщает.

в.Музыкой увлекается. г. Призывает самок.

13. У кого когти самые сильные?

    У медведя. б. У муравья.

в.У льва. г. У гигантского броненосца (они длиной и шириной с ладонь, живет в Южн. Америке).

14. Почему тюлененок растет как “на дрожжах”?

    Много спит б. Много ест в. Мало двигается г. Мало потеет

    Орел. Б. Журавль. в. Беркут г. Страус.

    Копытные (рекордсмен обыкновенная лошадка 2м. 47 см. H – 22 м. 16 см. В длину).

б.Кошачьи. в.Собачьи. г.Волчьи.

17. Какая змея самая ядовитая?

    Гадюка. б. Кобра. в. Гремучая змея. г. Анаконда.

18. Кто чаще всех обедает?

    Птенцы ласточек. б. Птенцы пеструшки (до 500 раз в сутки).

в.Птенцы горихвостки. г. Птенцы галки.

19. Когда спят кенгуру?

    Вечером. б.Днем. в.Ночью г.Утром.

20. Самый сильный хищный зверь?

Тигр. б.Лев. в.Белый медведь. г.Волк.

4.. Игра «Плохо - хорошо».

сломать ветку (плохо);

посадить новое дерево (хорошо);

дергать школьную кошку за хвост (плохо);

угостить ее чем-то вкусным (хорошо);

прогнать собаку из дома (плохо);

подружиться с бездомной собакой (хорошо);

убрать мусор с лесной полянки (хорошо);

Оставить в лесу после себя бутылки, полиэтиленовые пакеты (плохо);

не наступить на ползущего жука (хорошо);

ничем не интересоваться, быть равнодушным (плохо);

каждый день узнавать что-нибудь новое, знакомиться, дружить (хорошо).

5. Игра «Угадай-ка!»

    1. 1.Люди ждут меня, зовут,

      А приду к ним - прочь бегут! (дождь)

      2.Зимнее стекло

      Весною потекло! (лёд)

      3.Пушистая вата

      Плывёт куда – то.

      Чем вата ниже,

      Тем дождик ближе! (облако)

      4.Мы говорим: она течёт;
      Мы говорим: она играет;
      Она бежит всегда вперёд,
      Но никуда не убегает. (река).

      5.По морю идёт, идёт,
      А до берега дойдёт -
      Тут и пропадёт.(волна)

      6.Течёт, течёт - не вытечет,
      Бежит, бежит - не выбежит. (река)

      7.В руках у Тани
      Зима в стакане. (лед)

      8.В морях и реках обитает,
      Но часто по небу летает.
      А как наскучит ей летать,
      На землю падает опять.(вода)

      9.В тихую погоду
      Нет нас нигде,
      Как ветер подует -
      Бежим по воде. (волны)

      10.Под осоку на песок
      Уронили поясок.
      И лежит - да не поднять,
      И бежит - да не поймать. (ручей)

      11.Я живу под самой крышей,
      Даже страшно глянуть вниз.
      Я могла бы жить и выше,
      Если б крыши там нашлись.(сосулька)

      12.На всех садится,
      Никого не боится. (снег)

      13.Рассыпался горох
      На семьдесят дорог:
      Никто его не подберёт.(град)

      14.Он без рук, он без ног.
      Из земли пробиться смог,
      Нас он летом, в самый зной,
      Ледяной поит водой. (родник)

      15.Растёт она вниз головою,
      Не летом растёт, а зимою.
      А солнце её припечет -
      Заплачет она и умрет. (сосулька)

      16.В огне не горит,
      В воде не тонет. (лед)

6.Игра «Кто сколько живет?»

Продолжительность жизни животных и птиц самая разная. А задумывались ли вы над тем, кто сколько живет?

Ведущий называет животное, растение и т.д.Участники называют приблизительную продолжительность его жизни. Выигрывает тот, кто угадывает цифру, близкую по значению к точной. Правильный ответ оценивается в один балл.

Пауки – 1-2 года

Квакша – 10 лет

Крокодил – 60 лет

Черепаха – 300 лет

Лебеда – 1 лето

Сазан – 9-12 лет

Щука – 10-12 лет

Крыса – 3 года

Морские свинки – 7 лет

Цель: знакомство детей с наиболее интересными представителями животного и растительного мира, проверка умения пользоваться справочной литературой, проверка знаний повадок животных и голосов птиц.

Участники игры: в игре могут принимать участие до 5 команд по 5-6 человек в каждой, возраст участников 12-15 лет.

Продолжительность игры — 1 час.

Игра проводится в виде путешествия по станциям. Станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.

Перед началом игры всем командам объявляются правила путешествия- прохождения станций игры.

Правила игры:

Всем командам объявляется, что они отправляются в путешествие по животному и растительному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, где указано где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.

На станциях каждой команде задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится «+» красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в «консультационный пункт» — библиотеку. Здесь предварительно должна быть приготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, команда отправляется вновь на этот этап и получает «+» , но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время в библиотеке дается один раз для каждой станции. Несколько раз искать ответ на один вопрос нельзя. Побеждает та команда, которая быстрее совершит все путешествие и наберет больше красных «+»

(примечание: 2 синих «+» приравниваются к одному красному)

Станция 1 Животный мир.

  1. Что означает название животного «гиппопотам»?

(В переводе с греческого это значит «речная лошадь»)

  1. Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной Книги?

(Морская корова, тарпан, тур)

  1. Когда у белых медведей рождаются детеныши?

(Зимой, во время зимней спячки)

  1. Из чего осы строят свои гнезда?

(Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы)

  1. Спят ли рыбы?

(Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми)

Станция 2. Растительный мир.

  1. Что такое микология?

(Это наука о грибах)

  1. Какое растение в Китае и Японии считается священным?

(Лотос)

  1. Что такое паприка?

(Красный перец)

  1. Есть ли у кактусов листья?

(Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму)

  1. Это дерево растет в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его.

(Саксаул)

Станция 3. «Гиннес -шоу»

  1. Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле?

(Синий кит. Его масса достигает 150 т)

  1. Как называется самая большая лягушка?

(Лягушка-голиаф. Длина ее тела достигает 40 см, масса — 3,5 кг)

  1. Какое животное живет дольше всех?

(Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет — 175 лет)

  1. Какое животное является самым «горластым» из всех?

(Крокодил. На втором месте — бегемот, на третьем -лев)

Станция 4. Экословарь.

На этой станции надо дать определение экологическим терминам.

  1. Энтомология.

(Наука о насекомых)

  1. Серпентарий

(Это питомник для содержания ядовитых змей)

  1. Мониторинг

(Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов)

(Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы)

Станция 5. Мир птиц.

На этом этапе можно заработать от одного до трех красных «+».

Сначала дается прослушать голос птицы, если команда сразу определяет, чей это голос, то получает три «+» , если нет, то дается одна подсказка (например, место обитания птицы). Угадав с первой подсказки, команда получает только два «+». Если и после первой подсказки команда не может угадать, дается вторая подсказка (например, цвет оперения) и в случае правильного ответа команда получает один «+» . Если команда вообще не смогла угадать, что это за птица, после двух подсказок, значит ни одного «+»она не получает.

Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.

Станция 6. Зоотеатр.

А это этап самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом постараться правильно передать их повадки и поведение.

Возможные задания:

  1. Изобразить стаю улетающих на юг журавлей.

2.Показать добывающих еду цапель.

  1. Показать утку с выводком.
  2. Показать муравьев, напавших на гусеницу и тащащих ее в муравейник.

Камакин О.Н. , заместитель директора Центра детского творчества г.Ноябрьска ЯНАО

Post Views: 2 306

Красноярский край МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный имени маршала Советского Союза Крылова Н.И.

Экологическая интеллектуальная игра «Все обо всем».

Цели и задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства; правильно вести себя на природе; оказывать посильную помощь в благоустройстве села; способствовать углублению знаний по химии, биологии, географии и экологии; воспитывать чувство коллективизма.

Участники:
2 ведущих;
Мальчик-турист;
Жюри (5 человек);
Две команды (по 6 человек).

Оборудование: Карточки с пословицами, мусорная корзина, бумага.

Первый ведущий. Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Второй ведущий. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

Первый ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную экологическую игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.

Второй ведущий. Поприветствуем наше уважаемое жюри, команду 8 «Г» класса,
Команду 8 «В» класса. (команды представляются )

Первый ведущий. Первое задание участникам – разминочное.
За каждый правильный ответ вы получите одно очко.

Разминка:
1. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс).
2. Какую поваренную соль рекомендуется применять в пищу? (Йодированную).
3. Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»? (Оксид фосфора (5); оксид азота (4); оксид серы (4)
4. С какого года начала издаваться Красная книга? (1963 год).
5. Самая высокая трава? (Бамбук)
6. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге).
7. Какой слой защищает Землю от ультрафиолета? (озоновый)
8. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы? (в гору).

Первый тур: «Интеллектуальный».

Второй ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнём с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 очко.

Правда ли, что…

(Вопросы первой команде).
1.
… крокодилы могут взбираться на деревья? (Да).
2.
… маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие? (Нет).
3.
… в нижних слоях атмосферы температура поднимается с ростом высоты? (Нет).
4.
… лишайники – индикаторы качества окружающей среды? (Да).
5.
… промышленность – главный виновник загрязнения воздуха? (Да).
6.
… бабочки живут всего один день? (Нет).
7.
… зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да).
8. . … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?

Вопросы второй команде.
1. … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше? (Нет).
2. … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов? (Да).
3. … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте? (Да).

4. … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха? (Нет).
5. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Да).
6. … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении? (Да).
7. … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению? (Да).
8. … воздух невесом? (Нет).

Второй тур: экологический.

Первый ведущий: К нам пожаловал ещё один гость – ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провёл выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по-вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 очко.

Выходит ученик и читает рассказ.

Рассказ ученика.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которых мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Всё равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует). Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует). Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Третий тур: Мусоробол.

Второй ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.

Идёт конкурс.

Четвертый тур: Интеллектуальный.

Первый ведущий: У вас на столе лежат карточки, это две пословицы о природе. Ваша задача собрать их за 1 минуту. Конкурс оценивается в 2 балла.
Время пошло.
Первая команда.
1. Новый год - к весне поворот.
2. Январь - году начало, зиме середина.

Вторая команда.
1. Зимой тулуп всякому люб.
2. Красна весна цветами, осень - снопами.
Второй ведущий.
Пришло время подведения итогов. Просим жюри посчитать баллы команд и определить победителя.
Первый ведущий: Просим жюри назвать победителя.
Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы.

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!