Характеристика ощущений и восприятия. Шпаргалка: Ощущение и восприятие понятие, классификация, свойства Ощущение и восприятие в психологии кратко

Введение

Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Не даром ученые: МаклаковА.Г.; Немов Р.С.; Столяренко Л.Д.; Николаенко А.И. и др., трудились над изучением восприятия и ощущения из сходств и различий

Цель написания работы заключается в раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения человека. Изучить теоретический материал по теме и использовать на практике. При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие и ощущение как познавательного процесса получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие и ощущение человека, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии и ощущении.


1.Ощущение как познавательный психический процесс

1.1 Понятие ощущения

Ощущения - простейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Раздражители вызывают возбуждение в нервной ткани. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. В процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом - восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов..

Психофизиологические характеристики ощущений

Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видов ощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир на уровне ощущений. Поэтому после рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений. Особое влияние на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата, отвечающего за передачу того или иного вида ощущения. Так интенсивность ощущения связана с порогом ощущения. Существует три вида порогов: нижний порог (или абсолютный) - представляет собой минимальную силу раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения (например, для зрительного ощущения достаточно 2−3 квантов света, что соответствует свету от горящей свечи, находящейся на расстоянии 1 км от наблюдателя); верхний порог - максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходя в болевое ощущение. различительный порог - минимальное изменение силы раздражителя, на которую реагирует орган ощущение в виде изменения последнего (например, различительный порог у музыкантов и людей, не занимающихся музыкой, имеет ярко выраженную разницу в величине различительного порога). Вторая психофизиологическая характеристика ощущений - это адаптация. Она напрямую связана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя: если имеет место длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данной модальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающие часы и т.п.); при действии слабого раздражителя - повышается чувствительность (мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемное помещение с солнечной улицы); при действии сильного раздражителя происходит «притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа (повышает границу нижнего порога). Третья особенность ощущений - это контраст. Представляет собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цвет земляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем при рассмотрении его на фоне таких же ягод).Четвертая психофизиологическая характеристика ощущения носит название сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнения (например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой).И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика - это синестезия. Синестезия представляет собой возникновение ощущения в органе, не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды, ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Она отличается от всех предыдущих большей индивидуализацией возникновения. Наиболее часто встречающаяся синестезия - зрительно-звуковая. Таки образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.

1.2 Виды ощущения

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).

Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим "прибором" является сетчатка оболочки глаза. Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие - низкие), силы (громкие - тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы). Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие. Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дискантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные- раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними..

Следующую группу составляют такие ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными. Двигательные ощущения отражают положение конечностей, их движения и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия (например, устойчивости).;Кроме того, имеется группа органических ощущении - внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество - сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (например, по цвету, насыщенности);интенсивность - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; продолжительность-временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа

1 Понятие об ощущениях, их виды, типы и общие закономерности

2 Роль ощущений в жизни и деятельности человека

3 Восприятие: понятие, виды, свойства

4 Функции и виды представлений

Основные понятия по теме

Природа одарила каждого из нас способностью:

Ощущать и воспринимать (людей, природу, культуру, различные предметы и явления);

Помнить, думать, мыслить;

Говорить и понимать речь других;

Быть внимательным.

Данные способности развиваются и совершенствуются не са­ми по себе, а с помощью познавательных психических процес­сов.

Психический процесс - это течение психического яв­ления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды орга­низма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, па­мять, мышление, внимание и воображение, речь

Ощущение - это первейшая и простейшая форма чув­ственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).

Физиологическим аппаратом ощущения является анали­затор, состоящий из трех частей:

- рецептор - часть анализатора, преобразующая энер­гию внешнего воздействия в нервные сигналы;

- нервный путь, по которому нервные сигналы переда­ются в мозг;

- корковая часть полушарий головного мозга, где нерв­ные сигналы осознаются.

Типы ощущений:

- внешние ощущения - зрительные, слуховые, обоня­тельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений располо­жены на поверхности тела;

- внутренние ощущения - голод, жажда, тошнота, из­жога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма;

- двигательные (кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках;

- ощущения равновесия - это ощущения, которыеотражают положение, занимаемое телом в пространстве. Рецепторы анализатора равновесия расположены во внутреннем ухе;

- болевые ощущения выполняют защитную функцию: сигна­лизируют человеку о неблагополучии в его организме.

Ощущение каждого человека имеет определенный диа­пазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения . За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражи­тель слишком силен.

Все ощущения имеют общие законы:

- закон сенсибилизации - состоит в повышении чувст­вительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате сис­тематических упражнений человек может повысить свою чувствительность;

- закон адаптации (приспособления) - состоит в из­менении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.

- закон контрастности - состоит в изменении чувст­вительности под влиянием предшествующего раздражи­теля. Например, одна и та же фигура на белом фоне ка­жется темнее, а на черном - светлее.

Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

То, что находится в цент­ре внимания, называют объектом (предметом) восприятия, все остальное - фоном. Предмет и фон динамичны, они могут ме­няться местами.

К свойствам восприятия относятся предметность, избирательность, апперцепция, осмысленность, констант­ность, целостность.

Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, содержания психической деятельности.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют интерес.

Константность – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, освещенности и др.).

Восприятие окружающего мира как относительно устойчи­вого и постоянного называется константностью.

Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды .

В зависимости от целей: преднамеренное и непред­намеренное восприятие.

В зависимости от степени организации: организован­ное (наблюдение) и неорганизованное восприятие.

В зависимости от формы отражения:

- восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

- восприятие времени - это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

- восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Нарушения восприятия:

- гиперстезия - повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям;

- гипостезия - явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность;

- агнозия - нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности;

- галлюцинации - восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинаций следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.

Представление - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

По видам ведущего анализатора:

Зрительные (образ человека, места, пейзажа);

Слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

Обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

Вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

Тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

Температурные (представление о холоде и тепле).

По степени обобщенности:

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.

По степени волевых усилий:

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грёзы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

Тематика рефератов

1 Ощущения как источник человеческих знаний.

2 Восприятие и его роль в развитии человека.

Вопросы для самоконтроля

1Что такое психический процесс?

2Что такое ощущение?

3Что человек познает с помощью ощущений?

4Что является физиологическим аппаратом ощущения?

5Каковы типы ощущений и их особенности?

6Что такое порог ощущений?

7Каковы общие законы ощущений? В чем их особенности?

8Что такое восприятие?

9Какие свойства присущи восприятию?

10 Какие существуют классификации восприятия?

11 Какие существуют нарушения восприятия? В чем их особенности?

Литература

1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

3 Личность и ее структура: справочные материалы / под ред. Н.Я. Мороз.- Витебск: ВОИУУ, 1996. - 34 с.

4 Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ.- 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 351 с.

5 Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 228 с.

6 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

7 Общая психология: словарь / под ред. А.В. Петровского - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000.-712 с.

9 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

Тест

Ощущение - это отражение … свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши чувства:

1) внешних;

2) отдельных;

3) активных;

4) актуальных.

2 Какого вида ощущений не существует:

1) интероцептивные; 3) экстероцептивные;

2) проприоцептивные; 4) приорцептивные.

3 Вставить пропущенные слова.

Восприятие - это … отражение предметов и явления, непосредственно воздействующих на органы чувств:

1) основное; 3) частное;

2) целостное; 4) отдаленное.

4 Вставить пропущенные слова.

Константность восприятия - это свойство восприятия, характеризующееся … отражения величины, формы и цвета предметов, что обусловлено знанием их физических свойств и предыдущим опытом восприятия при изменении расстояния, ракурса, освещенности:

1) динамичностью; 3) осмысленностью;

2) постоянством; 4) целостностью.

1 Вставить пропущенные слова.

Избирательность восприятия - это способность человека … лишь те предметы, которые представляют для него интерес:

1) чувствовать; 3) отражать;

2) воспринимать; 4) проявляться.

6 Какого вида восприятий не существует:

1) зрительное; 3) слуховое; 5) двигательное;

2) обонятельное; 4) осязательное; 6) речевое.

6 Какого типа ощущений не существует:

1) физические; 4) юридические;

2) двигательные; 5) внешние;

3) биологические; 6) внутренние.

7 Какие законы не являются общими законами ощущений:

1) сохранения энергии; 4) единства и борьбы противоположностей;

2) сенсибилизации; 5) контрастности;

3) адаптации; 6) перехода количества в качество.

8 Какого вида нарушений восприятия не существует:

1) гипертезия; 4) гиподинамия;

2) гиподермия; 5) гипостезия;

3) агнозия; 6) галлюцинации.

1. Ощущение и восприятие – познавательные психические процессы.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном воздействии в данный момент материальных раздражителей на органы чувств.

При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести, температуре окружающих нас предметов, о свойствах их поверхности (шероховатость, гладкость), о звуках, которые они издают. Мы ощущаем также изменение в нашем собственном теле: положение и движение отдельных его частей, состояние внутренних органов (боль, неприятные ощущения и т. д).

Ощущения - начальный источник, первая ступень познания, всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле. «Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». На основе ощущений формируется восприятие.

Но если ощущение есть отражение только отдельных свойств предметов и явлений материального мира, то восприятие всегда имеет целостный характер и отражает различные свойства в их совокупности.

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств вещей, предметов, а не отдельных их свойств и признаков. При восприятии, например, легкового автомобиля, едущего по улице, мы получаем не отдельные изолированные ощущения, а целостные зрительные и слуховые образы автомобиля с присущими ему признаками: формой, величиной, цветом, особенностями движения, характерным звучанием и т. д.

Классификация ощущений

Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Систематическая классификация ощущений. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям;

Проприоцептивные ощущений обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждения, возникающие в этих тельцах, отражают ощущения, происходящие при растяжении мышц и изменении положения суставов. Описываемая группа ощущений включает специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцеотивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и, особенно, слух и зрение.

Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа светового раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий свет лампы. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров - последовательными образами от них. Последовательный образ изменяется во времени, положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет.

Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. В обычных условиях мы не замечаем последовательных образов, так как глаз совершает непрерывные движения и поэтому значительного утомления каких-либо одних участков сетчатки не наблюдается.

Классификация восприятийНаиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. В результате научения и созревания мозговых структур с возрастом значительно увеличивается константность восприятия, более точно воспринимаются время и пространственные характеристики объектов. Восприятие совершенствуется и в школьном возрасте, что во многом зависит от развития других психических функций (внимания, памяти и т.д.). Интересны и данные о влиянии профессионального опыта на восприятие. Например, те, кто.работают на большой высоте, со временем видят предметы на земле не такими уменьшенными, какими они представляются неопытному наблюдателю.

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

В зависимости от цели восприятие бывает преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с известными волевыми усилиями. Так, преднамеренным восприятием будет слушание доклад, просмотр тематической выставки. Оно может быть включено в трудовую деятельность (например, рассматривание электрической схемы для определения возможной неисправности), а также может выступать как самостоятельная деятельность ― наблюдение. Наблюдение -― это произвольное целенаправленное восприятие какого-то объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных. Непреднамеренное восприятие ― это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, видим их, воспринимаем окружающих людей и многое другое. По степени организации восприятия могут быть организованными и неорганизованными. Организованное восприятие ―это планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Организованное восприятие особенно проявляется при наблюдении. Неорганизованное восприятие ― это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности. Восприятие бывает внешненаправленным (восприятия предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленным (восприятие собственных мыслей и чувств).

Основные закономерности ощущений 3. У человека разные ощущения могут взаимодействовать между собой. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах – повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией – возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты “окрашенного слуха”, который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина, Римского-Корсакова). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как “светлые”, а низкие как ”темные”.


Похожая информация.


Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Необходимо понимать и сам процесс чувственного отражения, и соотношение между восприятием и ощущениями.

Восприятие - это процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма достигает мозга человека. Все ощущения есть результат активности именно органов чувств, которые благодаря своему специфическому устройству преобразуют энергию раздражителей в энергию ощущений. Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств человека, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений справедливая, хотя и не полная.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экс герорецептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третья и самая большая группа ощущений - экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Всю группу экстерорецептивных ощущений принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела, и реакцией соответствующего воспринимающего органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах этого вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Этот след - физиологическая основа кратковременной памяти.

Рассматривая ощущения, следует помнить, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира далеко выходят за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет в мире не изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, а вещей, предметов и форм, сложных ситуаций, т. е., что бы человек ни воспринимал, он это делает с помощью не отдельных ощущений, а целых образов. Отражение образов выходит за пределы изолированных ощущений, вовлекая в совместную работу органы чувств, синтезируя отдельные ощущения в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. С учетом представления об ощущениях восприятие можно определить так же, как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности, в совокупности их различных свойств и частей.

Филогенетически и в онтогенезе ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений) развиваются несколько раньше, а восприятие целостных предметов складывается уже на основе существующей способности к ощущениям. Такое же соотношение между ними наблюдается и у взрослого человека, поскольку физиологически раздражение сначала возникает на рецепторах органов чувств, а затем, перемещаясь по нервным волокнам, подвергается сложной переработке, в результате складываются образы, на основании которых можно судить о том, какими явлениями и предметами человек оперирует. Однако субъективно отмечается обратное соотношение: уже возникшие (автоматически созданные) образы восприятия расчленяются на отдельные качества - человеку не надо собирать целостные образы из разрозненных ощущений. Например, чтобы описать комнату, в которой находится человек, ему приходится использовать уже сложившийся образ этой комнаты.

Восприятие - активное отражение мира в сознании человека при непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.

Восприятие обладает определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью и апперцепцией.

Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к реальному миру. Действительно, человек не воспринимат предметы и явления как действующие на органы чувств раздражители - рассматриваемый предмет не находится в глазу непосредственно, а звуки, как правило, приходят откуда-то, а не возникают в ушах. Предметность складывается на ранних этапах жизни ребенка благодаря активному взаимодействию с широким набором реальных вещей. Впоследствии предметность получает свое выражение в языке, который в первую очередь адресуется к целостным предметам и явлениям (существительные и глаголы) и лишь во вторую - к их качествам и свойствам (прилагательные).

Другая особенность восприятия - целостность. В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предмета, восприятие дает его целостный образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям человека и не является их суммой. Человек воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Когда он слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, в то время как уже поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях отражаемых объектов, но как свойство восприятия целостность также формируется при взаимодействии с этими объектами (предметами и явлениями).

Константностью восприятия называют относительное постоянство восприятия предметов при изменении условий, в которых данное восприятие протекает. Так, белая фотографическая бумага при свете красного фонаря все равно воспринимается как белая, а высокий человек - высоким даже на большом расстоянии, несмотря на то что на сетчатке глаза его изображение занимает намного меньше места, чем при восприятии вблизи. Благодаря свойству константности человек воспринимат окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. д. Постоянство образа в относительно изменчивых условиях обеспечивается благодаря многократному восприятию одних и тех же предметов, а самое главное - опыту взаимодействия с ними. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия - еще одно важное его свойство. Сознательно воспринимать предмет - значит тем или иным образом (мысленно, действенно, эмоционально) отнести его к какой- либо категории: назвать, отнести к определенной группе, классу, выразить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается уловить в нем сходство с уже знакомыми ему объектами. Каждый раз, воспринимая что-либо, он автоматически (бессознательно) относит его сразу ко всем возможным категориям (классам) - актуализируются все возможности, их совокупность составляет смысловое богатство данного объекта восприятия: предмета, ситуации или явления. Но один или несколько таких типов отнесения выделяются в качестве ведущих для каждой конкретной ситуации восприятия (а на самом деле - жизненной ситуации). Эта избирательность в отнесении, по сути, является уже мышлением - постановкой задачи, выдвижением гипотез и их проверкой. Так происходит осмысление воспринятого материала - нахождение его места в своем образе мира, придания ему субъективной значимости в контексте жизни данного человека.

Последний фактор вплотную подводит к следующему свойству восприятия. Апперцепцией называют зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, его личностных особенностей. Действительно, восприятие зависит не только от характеристик раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта, поэтому в восприятии всегда отражаются его индивидуальные особенности. Таким образом, то, как человек воспринимает те или иные объекты, позволяет сделать важные выводы о его жизненном опыте.

В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в данном процессе. В соответствии с гем, какой анализатор играет преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие - результат воздействия ряда анализаторов.

Восприятие и ощущение не являются рефлекторными процессами. Так, Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Такая точка зрения долгое время поддерживалась официальными властями, поскольку хорошо согласовывалась с идеологической установкой на всеобъемлющее управление человеком. В действительности восприятие - это активный процесс “вычерпывания” информации из окружающего мира, ее добывания. Процесс восприятия по своим механизмам напоминает интеллектуальную деятельность, но произведенную в доли секунды и к тому же выполняемую далеко не всегда с помощью слов или иных сложных знаковых систем.

Свернутый в доли секунды процесс восприятия протекает следующим образом. Сначала внешний раздражитель принимается органами чувств, оценивается (анализируется) и предположительно относится к некоторому классу (например, “это - мусорный ящик между деревьями”). Затем данное предположение (перцептивная гипотеза) подвергается проверке: взгляд продолжает обследование, предположим, обнаруживает новые детали, меняет предположение (“какое-то непонятное изделие”). Далее уже новая гипотеза подвергается проверке, распознаются новые детали (“я видел это на картинке”) - и так до тех пор, пока некоторая гипотеза (“колодец среди деревьев”) не получает своего полного подтверждения. Столь длинным путь распознавания в нашем примере оказывается по следующей причине: местность в черте города не располагала к тому, что можно встретить деревенский колодец - сработал эффект осмысленности. В привычной ситуации вся мыслительная последовательность оказывается вне пределов осознания. Экспериментально установлено, что обычно процесс автоматического распознавания завершается по истечении четверти секунды, тогда как для осознания необходимо примерно еще столько же времени.

Факторы, влияющие на восприятие. К основным факторам, влияющим на восприятие, благодаря которым формируется связанная картина реальности, относятся:

  • 1) ограничения, связанные с органами чувств;
  • 2) состояние сознания;
  • 3) предшествующий опыт;
  • 4) “культурное” моделирование.

Окружающая среда в каждый момент времени посылает человеку тысячи сигналов, из которых он может уловить лишь небольшую часть.

Человеческое ухо не способно улавливать слишком высокие для него звуки, тогда как ультразвуки слышат собаки, дельфины, летучие мыши. Глаза человека чувствительны лишь к небольшой части спектра и т. д.

У детей органы чувств способны действовать с самого рождения, а по последним научным данным и до рождения. Однако известно, что человеческий мозг обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия. С первых минут жизни новорожденный оказывается под воздействием колоссального количества раздражителей, которые, достигнув мозга, сортируются по категориям, прежде чем отложиться в памяти. Некоторые сигналы распознаются автоматически, почти тотчас же. Однако в других случаях, когда информация новая, неполная или неоднозначная, мозг человека действует, перебирая гипотезы, проверяя одну задругой, чтобы принять ту, которая кажется ему наиболее правдоподобной или наиболее приемлемой. Таким образом, каждый воспринимаемый объект - это гипотеза. Способ классификации воспринимаемого у каждого человека тесно связан с его жизненным опытом.

Деятельность мозга регулирует культура, внося те или иные особенности мировосприятия, присущие членам данной группы. Наблюдается различное восприятие мира, жизни, смерти и т. д. у представителей разных культур.

Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связанные единства. К ним относятся: принцип фигуры и фона. Все то, что для человека имеет какой- то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. Этот принцип распространяется на все органы чувств;

принцип заполнения пробелов. Мозг человека всегда старается свести фрагментарные изображения в фигуру с простым и четким контуром;

принцип объединения (группировки). Элементы могут объединяться в единую форму по различным признакам: близость, сходство, непрерывность (воображаемая) или симметрия;

принцип близости. Мозг человека объединяет близкие или смежные элементы в единую форму. Легче воспринять три группы квадратов, чем девять, не связанных между собой (рис. 4.1);

принцип сходства. Человеку легче объединить схожие элементы; принцип непрерывности. Элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление.

Мир, в котором мы существуем, воспринимается нс только как организованный, но также как постоянный и неизменный. За структурированными предметами восприятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстояния на них смотрят и под каким углом видят.

Форма будет воспринята как правильная, если она имеет одну или несколько осей симметрии.

Восприятие социальных объектов (себя и других) подчиняется тем же механизмам, которые рассматривались ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления. Так, например, фактор предшествующий опыт проявляется в феноменах приписывания, установки, стереотипизации и предубеждения.

Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом. Оно осуществляется на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-то другим из прошлого опыта объекта восприятия либо анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Приписывание включается в более общий план - установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий первоначально видит другого именно таким, какова была установка.

Стереотип возникает при наличии тенденции извлекать смысл из предшествующего опыта, делать заключения на основе сходства с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Одним из следствий стереотипизации является предубеждение. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы, скорее всего, будет иметь оттенок неприязни.

Восприятие других зависит от профессиональной принадлежности. Врачам предъявили репродукции Б. Рубенса “Портрет молодой женщины с вьющимися волосами” и Б. Джотто “Мадонна со святыми и ангелами”, они в своих описаниях моделей указывали симптомы ряда заболеваний, при этом симптоматика варьировалась в зависимости от специальности врачей.

Физиологический порог и порог восприятия. Прием энергии происходит на двух уровнях. На первом уровне окружающая энергия “бомбардирует” органы чувств и, как только ее количество становится достаточным для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, поступающее в мозг. Предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступать возбуждение, называют физиологическим порогом.

На более высоком уровне сигнал, для того чтобы быть принятым, должен превысить более высокий порог - порог восприятия. Это порог сознательного опознания (доказано, что одного фотона достаточно для возбуждения рецептора в сетчатке глаза, но необходимо пять-восемь фотонов, чтобы мозг воспринял светящуюся точку).

Физиологический порог определен генетически и изменяется только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия менее стабилен. Между этими двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецептора ведет за собой передачу сигнала, но он не доходит до сознания. Существует гипотеза, что в зоне под уровнем сознания - подпороговой зоне - сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются низшими центрами мозга. Если это так, то ежесекундно сотни сигналов проходят мимо сознания и регистрируются на более низких уровнях. Такая гипотеза позволяет найти объяснение многим спорным явлениям. Имеется в виду в основном перцептивная защита, подпороговое восприятие и осознание внутренней реальности в условиях, например, сенсорной изоляции или в состоянии медитации.

Порог восприятия тесно связан с уровнем активации мозга. У бодрствующего и внимательного индивидуума он может быть пониженным, но повышен в момент засыпания и т. д. Кроме того, мозг бодрствующего человека готов каждую минуту изменить порог, все зависит от того, важна получаемая информация или нет. Так происходит, когда извне поступают сообщения, эмоциональный заряд которых трудно перенести. Это - перцептивная защита. Объяснение таких феноменов основывается на сформулированной Фрейдом мысли о существовании на уровне сознания некой цензуры, которая не дает неприемлемым образам или желаниям пересечь порог восприятия. По мнению Диксона, все сигналы, не допущенные в сознание механизмами цензуры, очевидно, обрабатываются какой- то более примитивной системой на подсознательном уровне. Они, возможно, составляют резерв - источник спонтанно возникающих образов и свободных ассоциаций - и, в свою очередь, играют определенную роль в активации организма. Это может проявляться в сновидениях, моментальных вспышках интуиции или в условиях сенсорной изоляции.

Подпороговое восприятие бывает в том случае, когда интенсивность поступающего сигнала недостаточна для его проникновения в сознание. Эти сигналы минуют корковый контроль. Подпороговое восприятие позволяет организму отвечать на поступающие симптомы так, как он ответил бы, если бы они были приняты и оценены сознанием. Эта гипотеза используется в рекламе товаров (в кадре продолжительностью 1 /24 с). Эффективность осталась неподтвержденной, тем не менее, через несколько лет такого рода методы стали применять в медицинской практике, особенно при оказании помощи людям, страдающим избыточным весом, злоупотребляющим алкоголем и т. д.

Ученый Дж. Лилли проверял на себе действие сенсорной изоляции. Он делал это в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела. Лишь через несколько лет Лилли решился прокомментировать свои эксперименты. После периода напряженности постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождаемое галлюцинациями и иллюзиями, ощущение морской волны.

Таким образом, ощущения и восприятия несут в себе все свойства и характеристики психических процессов: соотнесение с содержанием образа мира (субъективной картины мира), мыслительные процессы классификации, распознавание и узнавание (память), мышление по аналогии и конструирование образов.

Процесс познания внешнего мира - одна из областей, изучаемых психологией. Современная наука является в этом вопросе продолжательницей и правопреемницей древней философии, уходящей корнями в античность. На сегодняшней день ученые мужи от психологии пришли к консенсусу по поводу основных понятий, которые описывают восприятие. Процесс этот довольно сложен и до конца еще не изучен, однако общее представление о нем можно для себя составить, усвоив несколько понятий. Итак, существует два устойчивых термина для описания этой функции человеческого мозга: восприятие и ощущение.

Ощущение и восприятие: определения понятий

Современная западная психология утверждает, что взаимодействие человека с миром начинается с ощущений. Последние представляют собой простые отражения в человеческом сознании различных явлений внешнего мира, воспринимаемых пятью органами чувств. Ощущения не передают всей картины окружающей среды, но только те ее стороны, которые непосредственно входят в соприкосновение с человеком. Далее мозг анализирует полученную от ощущений информацию и составляет окончательное представление о внешней реальности. Восприятие - это и есть этот заключительный результат. В отличие от базовых элементов познания, оно является сложным составным процессом, включающим в себя отдельные ощущения как структурные компоненты.

Пример разницы восприятия и ощущений

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус - сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока - тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами - одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение - тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

Роль ощущений

Психологические теории отводят важное место таким элементарным процессам, как ощущения. Они представляют собой фундамент, на котором строится вся совокупность сложнейших психических процессов. Не только целостное восприятие не могло бы появиться без ощущений, но также и мышление не могло бы функционировать без опыта соприкосновения с внешними объектами, который они предоставляют.

Механизм ощущений

Восприятие - это, как мы выяснили, обработанный мозгом совокупный комплекс ощущений. Что же необходимо, чтобы сделать сами первичные чувства возможными? Во-первых, конечно же, нужен сам внешний объект - источник ощущений. Во-вторых, необходим набор инструментов, которые помогут субъекту войти с ним в контакт и получить от него информацию. Такие функциональные приспособления организма в западной психологии носят название анализаторов. Автором термина является знаменитый российский ученый, академик И. П. Павлов. Согласно его же теории, анализаторы имеют трехчастную структуру, состоящую из рецепторов, проводников и центра.

Рецепторы

Рецепторами называются те нервные окончания, которые входят в непосредственный контакт с внешними объектами и обеспечивают восприятие информации через раздражение.

Соответственно, располагаются они в органах чувств - глазах, ушах, языке, носовой полости, коже. Такие рецепторы носят наименование экстерорецепторов, то есть рецепторов, направленных вовне, на внешний мир. Именно они являются основой для первичных ощущений окружающей действительности. Но вместе с ними существует и другая группа рецепторов, направленных на внутренние ощущения человека - голод, жажда и т. п. Эти нервные окончания называются интерорецепторами.

Проводники

Проводниками, или проводящими путями, называются нервные нити, берущие начало в рецепторах и оканчивающиеся в нервных центрах. Задача этих связей - передавать нервные сигналы от рецепторов к центру анализатора.

Центр

Центр анализатора - это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие - за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

Таковы особенности восприятия внешнего мира - на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

Число ощущений

Как уже было замечено, всего человек обладает пятью органами чувств. Однако, согласно современной психологии, свойства восприятия состоят не из пяти, как следовало бы ожидать, а из шести ощущений. Дело в том, что моторика, которую исследователи также классифицируют в качестве источника элементарного познания, не является органом чувств. Это ее свойство добавляет в общую копилку ощущений шестое чувство, называемое кинестетическим.

Зрительные ощущения

Среди ученых нет единогласного мнения по поводу того, какой из органов чувств, а соответственно, какое ощущение, является наиболее важным, то есть несущим наибольшее количество ценной информации аналитическому центру мозга, формирующему конечное восприятие. В психологии, точнее в ее основных течениях, сегодня ведущая роль отводится зрению. Считается, что большая часть информации (вплоть до 80%), из которой складывается восприятие, - это визуальный контакт. Так это или нет, во всяком случае очевидно, что зрительная функция - весьма важный источник сведений о внешнем мире. Ее органы чувств - пара глаз, которые на физическом уровне воспринимают информацию от световых колебаний. Правильная работа глаз позволяет воспринимать фотонные волны в цветовом спектре, что впоследствии позволяет мозгу генерировать все то множество красок, которыми окрашен в нашем сознании мир.

Следует заметить, что цвета бывают хроматические, то есть те, которые образуют цветовой спектр, наблюдаемый, например, в радуге. Противоположны им ахроматические. Их всего три - черный, белый и серый.

Слуховые ощущения

Вслед за зрительной информацией весьма важную роль в человеческой жизни играет способность распознавать звук. Последний представляет собой важный способ коммуникации и не только. Звуковые волны, которые воспринимают слуховые рецепторы, по характеру чувствования делятся на две группы. Первая включает в себя шумовые ощущения, то есть звуки, не имеющие ритмичной структуры в колебаниях звуковой волны. В противоположность им ритмично организованные волны носят название музыкальных ощущений.

Кинестетические ощущения

Жизнедеятельность большинства людей предполагает значительную подвижность - ходьба, печатание, одевание и множество других повседневных действий, которые нельзя выполнить, не задействовав моторную функцию. Отсюда проистекает важность четкости двигательных ощущений для жизни, ведь без них даже донести ложку до рта было бы крайне затруднительно. Эти кинестетические чувства, как уже было сказано выше, порождаются не органами чувств, а нервными окончаниями, распределенными по всему телу.

Осязательные ощущения

Осязательные ощущения также важны для коммуникации людей с окружающим миром, а кроме того, они же обеспечивают более глубокое восприятие человека человеком. Особенно это заметно в сексуальном контексте, но также и в воспитании детей, и в других формах взаимоотношений. Достаточно вспомнить, например, традицию рукопожатия. Другими словами, осязание имеет непосредственное значение как для продолжения рода (а значит, и сохранения вида), так и для развития общества в целом.

Некоторые люди, а именно слепоглухонемые, то есть обделенные возможностью видеть и слышать, вообще используют тактильные ощущения в качестве единственной формы коммуникации с другими людьми.

В целом, психологи выделяют два вида осязательного чувства: тактильное и температурное. Последнее отвечает за распознавание тепла и холода, а первое охватывает весь остальной комплекс многообразных ощущений, связанных с прикосновением.

Вкусовые ощущения

Чувство вкуса у человека развито довольно хорошо, гораздо сильнее, нежели чем обоняние. Кроме языка, к органам восприятия этого ощущения относится область мягкого неба.

Состоит чувство вкуса из четырех составляющих: горечь, сладость, кислотность и соленость. За каждый из них ответственна определенная часть языка и конечная комбинация всех четырех факторов составляет все то многообразие вкусовых оттенков, которое знакомо человеку.

Синестезия ощущений

Особенности восприятия человека таковы, что иногда несколько базовых ощущений могут синтезироваться в одно. В психологии этот феномен обозначается термином «синестезия». Чаще всего подобное соотношение возникает между зрительным и звуковым чувствами. Человек переживает синестезию как устойчивую ассоциативную связь между оттенками и звуками. К примеру, некоторые мелодии могут иметь свой характерный цвет в восприятии таких людей.

Другой вариант синестезии, хотя и более редкий, - это синтез зрительного ощущения с обонятельным. Такого рода связь наделяет различные цветовые оттенки собственным запахом. Развивается подобный феномен у людей, чья работа связана с обонянием, например у сомелье или парфюмеров.

Измерение ощущений

В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

Адаптация органов чувств

Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая - к слуховым и к переживанию боли.

Формирование восприятия

Вся совокупность описанных выше ощущений формирует восприятие. Важную роль в этом процессе играет память, которая позволяет человеку запоминать опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с внешним миром. Таким образом начинает развиваться восприятие у детей - в процессе игр, манипуляций с предметами, ползания и хватания всего подряд. Возможность хранения памяти суммирует всю полученную информацию в форме опыта и постоянно обогащает его в течение всей жизни. Он, в свою очередь, позволяет мозгу и сознанию сформировать целостное представление о внешнем мире. Важно отметить, что восприятие - это не просто сумма собранных в пучок ощущений. Это синтез, который позволяет на основе ряда чувств воспринимать мир целостно, не препарируя его в сознании на различные составляющие части.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

Предметность и константность восприятия

Предметность и константность - это свойства восприятия, различаемые современными психологами.

Предметностью называется конкретность объекта, то есть его наличность и объективное присутствие в пространстве и во времени. В противоположность этому психологи выделяют сугубо умозрительные, абстрактные понятия и категории, которые являются не продуктами отражательного процесса и объектом восприятия, а плодом мышления или воображения. Поэтому воспринимаемыми могут быть только феномены, обладающие характеристикой предметности. Это называется объективным началом.

Восприятие в психологии наделяется также свойством константности, то есть способностью сознания сохранять за предметом его существенные характеристики вне зависимости от расстояния до человека. То есть один и тот же объект, например, большой воздушный шар, удаляясь от человека, все равно будет интерпретироваться сознанием как большой воздушный шар. Это свойство психики делает возможным различать перспективу и адекватно ориентироваться в пространстве.

Расстройства восприятия

Дисфункция восприятия вызывает сбои в координации и коммуникации субъекта и объекта. До некоторой степени можно намеренно вызвать такое расстройство, используя особенности человеческой психики.

Этим пользуются, например, фокусники, прибегая к помощи различных инструментов, приспособлений и суммы определенных психологических знаний.

Иной путь воздействия на процесс восприятия - принятие психотропных веществ, вызывающих галлюцинации и видения.