Епископ Езрас Нерсисян: «Григорий Просветитель является святым и армянского, и русского народов. Владыка езрас и его благие дела

26 апреля 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» , стал глава Новонахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас (Нерсисян).

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях между Русской Церковью и Армянской Церковью. У меня в гостях — глава Новонахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас (Нерсисян), родной брат Католикоса всех армян Гарегина II. Здравствуйте, владыка! Христос воскресе!

Архиепископ Езрас: Воистину воскресе! Прежде чем облечь свои мысли в слова, я хочу выразить безграничную благодарность за предоставленную возможность общаться с Вами, встретиться с Вами, говорить об истории взаимоотношений наших единоверных народов и сестринских Церквей. Как Вы знаете, Армянская Церковь — одна из древнейших Церквей христианского мира. В 301 году, с Божией помощью и трудами святого равноапостольного Григория Просветителя, армянский царь принял христианство и провозгласил его государственной религией. Наша Церковь называется Апостольской: еще в I веке по Рождестве Христовом в Армению пришли два апостола — Фаддей и Варфоломей, — которые проповедовали в нашей стране спасительное слово Господа и стали основоположниками нашей святой Церкви. На пути своего многовекового, 1700-летнего бытия Армянская Церковь неуклонно придерживалась таких христианских и общечеловеческих ценностей, как мир между людьми, между народами, между странами, как терпимость в отношении друг друга. Она и сегодня идет по этому пути.

Митрополит Иларион: Владыка, я хотел бы попросить Вас ответить на некоторые вопросы, которые часто задают наши телезрители. Например: почему Армянскую Церковь называют Григорианской? Я думаю, что она называется так по имени святого Григория Просветителя, который проповедовал в начале IV века и благодаря которому была крещена Армения. Ведь христианство было объявлено государственной религией Армении еще в 301 году, то есть за 12 лет до Миланского эдикта равноапостольного императора Константина. Григорий Просветитель почитается как святой и в Православной Церкви. И это, как и многое другое, нас объединяет.

Архиепископ Езрас: Вы абсолютно правы, владыка. Я интересовался вопросом, откуда пошло название «Григорианская Церковь», тогда как ее официальное название — «Армянская Апостольская Православная Церковь». История армянского народа была сложная. В 1828 году Восточная Армения присоединилась к России, что, естественно, помогло армянскому народу и Армянской Церкви в этой части страны возродиться. А западная часть осталась под властью Турции. В 1836 году, когда российское государство утвердило положение Армянской Церкви, в него было включено название «Армяно-Григорианская Церковь». До 1836 года такое название нигде не фигурировало. Мы сами никогда его не используем.

Митрополит Иларион: В этом году у нас с вами совпала дата празднования Пасхи, что бывает далеко не всегда. Это связано с тем, что мы празднуем Пасху по юлианскому календарю, а вы, как и католики, — по григорианскому. Но здесь слово «григорианский» имеет совершенно другой смысл, потому что оно указывает на Римского Папу Григория XIII, при котором в Западной Церкви был введен новый календарь. Я хотел бы чуть-чуть блеснуть познаниями в армянском языке, а потом скажу, от кого я это узнал. По-армянски Пасха звучит как Сурб Затик.

Архиепископ Езрас: Совершенно правильно.

Митрополит Иларион: Я слышал, что это происходит от слова «азат», что означает «свобода».

Архиепископ Езрас: Совершенно правильно.

Митрополит Иларион: Я услышал это в своей прошлой передаче от Сати Спиваковой, которую Вы, конечно, знаете. Она, армянка по происхождению, рассказывала о том, как празднуется Пасха в Армянской Церкви.

Архиепископ Езрас: Хочу отметить, что Армянская Церковь живет по двум календарям: по новому стилю и по старому. Так, наш Иерусалимский Патриархат руководствуется юлианским календарем. Но Первопрестольный святой Эчмиадзин живет по григорианскому календарю, название которого, как Вы уже сказали, не связано с именем Григория Просветителя. Поскольку Пасха является подвижным праздником, очень часто ее празднование по григорианскому календарю совпадает с празднованием по календарю юлианскому. Так случилось и в этом году, когда все мы в один день, 20 апреля, отпраздновали Воскресение Христово. Но и в те годы, когда наши пасхалии не совпадают, это обстоятельство нисколько не мешает нам вместе восхвалять Воскресшего Бога и просить Его милости и благодати для всех наших верующих. В силу многих исторических причин сегодня мы не имеем возможности причаститься от одной Чаши, но это нисколько не мешает нам чувствовать духовную близость, духовное единство, в котором живут наши народы, наши страны. Это великий Божий дар нашим народам.

Митрополит Иларион: Я хотел бы пояснить телезрителям, что наши Церкви не имеют евхаристического общения с V века, то есть это очень-очень давняя история. Это было связано с Халкидонским Собором, который мы признаем IV Вселенским Собором и который Армянская Церковь не признала. И не только Армянская. Есть еще несколько Церквей, которые относятся к семье древневосточных, или ориентальных, или, как мы их иногда называем, дохалкидонских Церквей, которые признают только три первых Вселенских Собора и не признают последующие четыре. Хотел бы очень кратко пояснить нашим телезрителям суть наших богословских расхождений. Мы говорим, что в Иисусе Христе две природы — божественная и человеческая, что Христос единосущен нам по человечеству, то есть Он такой же человек, как мы, и Он единосущен Отцу по Божеству. Вы говорите, что во Иисусе Христе одна природа. Но это не одна божественная природа или одна человеческая, как часто ошибочно думают наши верующие, а одна богочеловеческая природа, то есть одна природа, состоящая из двух — божественной и человеческой.

Архиепископ Езрас: Абсолютно правильно. Именно так понимает единство Воплощенного Слова в Иисусе Христе наша Церковь, следуя учению святого Кирилла Александрийского. Если бы Армянская Церковь была монофизитской, он бы не стала предавать анафеме не только Нестория, но и основоположника монофизитства Евтихия.

Митрополит Иларион: Вы упомянули людей, о которых, возможно, наши телезрители не слышали. Святой Кирилл Александрийский жил в V веке. Он был главным действующим лицом на III Вселенском Соборе. А упомянутые Вами еретики — Евтихий и Несторий — представляли как бы две противоположные крайности. Евтихий говорил, что в Иисусе Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной, и Он не был полноценным человеком. И мы, и вы осуждаем это как ересь монофизитства. Но когда термин «монофизиты» применяют к Армянской Церкви — или к Эфиопской или Коптской, — это неправильно, потому что в ваших Церквах никто не сомневается в том, что Христос был полноценным Богом и полноценным человеком. Несторий впадал в другую крайность. Он говорил, что во Иисусе Христе было как бы два субъекта — Бог Слово и человек Иисус. И это Бог Слово вселилось в человека как в дом. И мы, и вы отвергаем это как ересь, потому что мы говорим, что Бог Слово и Иисус Христос — это одно и то же лицо.

Архиепископ Езрас: Мы признаем: одна воля, одно лицо, одно Божество в Иисусе Христе.

Митрополит Иларион: Вы говорите — одна воля. Мы говорим — две воли. Мы говорим — воля божественная и воля человеческая, но сразу же добавляем, что это не две противоположные воли, не две воли, находящиеся в конфликте, что всегда во Христе Его человеческая воля находилась в полной гармонии и полном согласии с волей божественной.

Архиепископ Езрас: Армянская Церковь не является монофизитской. Армянская Церковь — Апостольская и Православная Церковь. К сожалению, многие верующие, не знающие учения Православной Церкви и Армянской Церкви, обращают внимание на внешние формы и говорят: вы неправильно креститесь — слева направо, а мы справа налево. Крестное знамение — это самая краткая форма выражения нашей христианской веры, а христианская вера, как сказал еще в V веке историк нашей Церкви святой Егише, является цветом кожи армянского народа.

Митрополит Иларион: И именно христианство на протяжении веков сохраняло армянский народ. Именно за веру во Христа страдали армяне: во время геноцида, начавшегося в 1915 году, их погибло более миллиона. Ведь их уничтожали, истребляли, изгоняли из своей земли не за что иное, как за христианскую веру. Армянская Церковь свою веру выстрадала. Действительно, мы сейчас не имеем евхаристического общения, мы не имеем единства Церкви, потому что у нас есть накопившиеся разногласия, но у нас есть богословский диалог. Мы обсуждаем то, что нас разделяет. Мы объясняем друг другу наши позиции. А самое главное — у нас есть дружба, у нас есть любовь. Армяне живут в России и чувствуют себя как дома. Русские живут в Армении, и недавно в Ереване был построен храм для русской общины. Мы ощущаем себя единоверными народами, потому что мы верим во Христа. Мы эту веру пронесли, в том числе ценой подвига мучеников.

Архиепископ Езрас: Молюсь о том, чтобы Господь Бог укрепил единство, братство между нашими народами, между нашими сестринскими Церквами, чтобы мы богоугодными делами всегда славили нашего Спасителя.

Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

Архиепископ Езрас (в миру Мкртич Григорьевич Нерсисян ; 30 октября , село Воскеат , Эчмиадзинский район , Армянская ССР) - патриарший экзарх , глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви .

Биография

Глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, Патриарший экзарх в России архиепископ Езрас (Нерсисян) родился 30 октября 1959 г. в селе Воскеат Эчмиадзинского района Армянской ССР в крестьянской семье и был крещен под именем Мкртича.

В 1977 г. окончил местную среднюю школу.

В 1978-80 гг. служил в рядах Советской армии.

В 1980-84 гг. учился в Духовной семинарии Геворгян Эчмиадзинского католикосата и окончил ее с отличием. В 1984 был рукоположен во диаконы.

В 1985 г. рукоположен в иеромонахи.

В 1984-86 гг. преподавал в семинарии Геворгян Эчмиадзинского католикосата дисциплины «Введение в Ветхий и Новый Завет».

В 1986-88 гг. учился в аспирантуре Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1988 г. назначен духовным пастырем армян Санкт-Петербурга с одновременным исполнением обязанностей настоятеля местных армянских церквей Св. Екатерины и Св. Воскресения.

С 1994 г. – викарий главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви по северо-западу России и странам Балтии.

С октября 2000 г. – глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, Патриарший экзарх в России.

В 2000 г. в Св. Эчмиадзинском монастыре защищает диссертацию на тему «История армянской общины Санкт-Петербурга» и получает степень архимандрита.

С 2002 г. – член совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями.

17 сентября 2013 года Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин Второй на церемонии освящения кафедрального храма Российской и Ново-Нахичеванской Епархии, высоко оценив всестороннюю деятельность и ревностное служение Его Преосвященства епископа Езраса, присвоил владыке титул архиепископа и украсил его грудь епископской панагией с изображением армянского алфавита.

Награды

  • Орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени Русской православной церкви (1995) г.
  • Титул «Почетный гражданин Санкт-Петербурга и стран Балтии» за особые заслуги перед Российским Отечеством в духовном развитии (1997 г.)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001 г.)
  • Медаль министерства юстиции РФ (2002 г.)
  • Орден «Золотая звезда за верность России» (2006 г.)
  • Высшая общественная награда России – орден Святого князя Александра Невского I степени с лентой (2006 г.)
  • В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил орденом Русской православной церкви – Святого благоверного князя Даниила Московского II степени в знак дружбы между народами России и Армении.
  • 6 мая 2010 г. в Кремле президент Российской Федерации Дмитрий Медведев наградил орденом дружбы за личный вклад в развитие России.
  • 19 июля 2010 г. президент Армении Серж Саргсян наградил орденом II степени «За заслуги перед Отечеством».
  • В 2010 г. Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был награжден орденом II степени имени Даниила Московского Русской православной церкви в знак вековой дружбы Армении и России.
  • 2 сентября 2011 г. президентом Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакяном был награжден орденом Месропа Маштоца за выдающиеся достижения, способствующие развитию и процветанию национальной жизнедеятельности.

Напишите отзыв о статье "Езрас (Нерсисян)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Езрас (Нерсисян)

– Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи....
– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...

Строящийся в Москве внушительный церковный комплекс должен был бы поглотить все внимание предстоятеля Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ српазана Езраса Нерсисяна. Но только в этом году он освятил пять армянских церквей, при его благословении и поддержке была издана прекрасная азбука, которая предназначена специально для армянских малышей в России. Это учебное пособие для детей, обучающихся родному языку в Центре армянского воспитания, открытом владыкой в Москве.

Однако наиболее значимым событием и в духовной, и в светской жизни армянской диаспоры стало издание на русском языке труда Магакии Орманяна «Армянская церковь». Это первая попытка представить в России краткую летопись нашей духовной истории.

Владыко, что Вас подвигло обратиться к этой книге?

Российское армянство и симпатизирующая ему часть россиян нуждались в четком и целостном представлении об Армянской Апостольской церкви и ее истории. Это церковь, которая на протяжении 1700 лет преданно служила Христу, была ему привержена и претворяла в жизнь его заветы. И ее миссия свидетельствует о том, насколько велика христианская вера. Посвятив себя ей, наш народ смог противостоять вызовам времени и превозмочь трудности. Эта книга - первая полноценная летопись Армянской церкви на русском языке. Ранее к этому вопросу обращался в своем труде епископ Езник Петросян.

История этой книги уже насчитывает около 100 лет – знаменитый религиозный деятель, теолог, историк работал на рубеже XIX-XX веков. Время быстротечно, представления меняются стремительно, у Вас нет опасений, что и книга устарела?

Орманян внес выдающийся вклад в изучение истории нашего народа и, в частности, нашей церкви. В свое время он преследовал ту же цель - представить иностранцам пройденный нами духовный путь. Книга впервые вышла в свет на французском языке. Так что с нашей стороны не возникло даже необходимости в комментариях.

Владыко, мы живем в России, где нас иногда праздно, иногда с искренним интересом спрашивают: есть ли богословские различия между нашими двумя христианскими церквями?

- Скажу сразу: вера у нас одна. Несколько иное дело богословие. Кстати, Орманян тоже дает ответ на этот вопрос. Армянская церковь одна из самых древних христианских церквей и своей историей, описанием глубоко национальна. Среди христианских церквей она православная, однако это православие не надо воспринимать в богословских рамках Греческой православной церкви: мы независимы. Наша теология основывается на трех Вселенских соборах, во времена которых христианская церковь была вселенской - всеобщей и еще не претерпевшей раскола. Согласно теологии этих соборов, присутствие божественного и человеческого во Христе неизменно. Насколько Христос родился Богом и человеком совершенным, без слияния существа в единении нераздельном. Един Христос и едино лицо Его, из двух соединенных естеств. Христос человек, настолько Он и Бог, божественное и человеческое соединены во Христе нераздельно и неизменно.

Разъяснения Четвертого Халкедонского собора (451 г.) практически схожи с комментариями трех предыдущих Вселенских соборов. Тем не менее Халкедонский собор принял догмат о двойственной природе Иисуса Христа. Русская и Греческая православные церкви исповедуют этот принцип – Христос един в двух естествах: одном – человеческом и другом – божественном. Но, по сути, обе церкви – православные.

А чем объяснить разницу в осенении крестным знамением? Мы сверху - вниз-слева-направо, русские сверху-вниз-справа-налево.

- Из всех объяснений по этому поводу, наверное, самым вероятным является следующее: речь идет о разнице в расстановке словосочетаний. Обратите внимание на последовательность слов. Мы говорим: Во имя Отца (лоб - разум), Сына (рожденного от Богородицы) и Духа Святого (Дух - сердце, Святой - правая сторона, святое, заветное место). А теперь проследим за русским изложением: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. То есть в смысловом аспекте в русском языке последние два слова поменялись местами, что и обусловило порядок осенения крестом. И каких-либо теологических различий тут нет.

А откуда появилось выражение «Армяно-Григорианская церковь», которое мы сами никогда не употребляем?

Официальное название нашей Церкви - Армянская Апостольская Православная Церковь. Всем известно, что название «Апостольская» свидетельствует о том, что основателями нашей церкви являются двое из двенадцати апостолов Иисуса Христа свв. Фаддей и Варфоломей, которые в первом веке впервые посеяли семена Евангелия в Армении.

Я думаю, что появление названия «Григорианская» связано с присоединением восточной части Армении к Российской империи, в связи с чем понадобилось утвердить положение Армянской Апостольской церкви в ее юрисдикции. В 1836 году мы первый раз встречаемся с названием «Армяно-Григорианская церковь». Отмечу, что Русская православная церковь в качестве официального названия нашей церкви уже не использует название «Армяно-Григорианская».

Григорианской нашу церковь называли по имени Григория Просветителя, великого святого не только для Армянской Апостольской церкви, но и для всего христианского мира. Достойно упоминания, что праздник святого Григория Просветителя по календарю Русской православной церкви празднуется 23 сентября. Григорий Просветитель является святым и армянского, и русского народов. Для нашей церкви св. Григорий считается равноапостольным святым, так как благодаря его молитвам и усилиям в 301 году армянский царь Трдат III и весь царский двор крестились, после чего христианство пришло в Армению. Армянская церковь называется Апостольская Православная, потому что наша церковь всегда придерживалась православного богословия и догматики, сохраняя при этом свою автокефальность.

Беседу вел

Санкт-Петербург – удивительный город. В нем невероятно тонко переплетаются множество культур и традиций. К климату, привычному для этих мест, довольно сложно привыкнуть, если вообще возможно. И далеко не с первого знакомства с городом чувствуешь себя как дома. Но есть такие места, где тебя обволакивает теплом и светом, какой-то доброй энергетикой, которая придает уверенности и ощущения чего-то родного, близкого, своего. Такие места есть в каждом городе, но в Санкт-Петербурге есть среди них одно особенное, переносящее куда-то именно в Армению.

Каждый раз приезжая в Петербург удивляешься не только красоте и особенностям города, но и в первую очередь тому, как в этом «окне в Европу» удалось создать такой «портал в Армению». Причем этот «портал» в самом сердце Санкт-Петербурга – на Невском проспекте. Здесь, вокруг армянского храма святой Екатерины («Сурб Катарине»/ «Սուրբ Կատարինե») есть всё, чтобы почувствовать себя в Армении: культурный центр «Вернатун», учебно-воспитательный центр имени Лазаревых, гостевой дом, библиотека, молодежная организация, резиденция. Во дворе храма очень необычный фонтан в виде гранатового дерева и виноградной лозы, основанный к 300-летию города и так полюбившийся местным жителям. Сюда приходят самые разные люди, местные и туристы, чтобы окунуться в эту атмосферу добра и спокойствия, полюбоваться, пофотографироваться, отдохнуть. Храм Святой Екатерины жители Северной столицы так полюбили, что уже называют его голубой жемчужиной Петербурга. Это целый отдельный мир на кусочке Невского проспекта во дворах жилых домов.

Заходишь в храм, становится спокойно и легко, какой-то молитвенный и благодарственный настрой появляется в душе. В храме «Сурб Катарине» и рядом с ним ощущаешь такую невероятную защищённость, которую редко где можно ещё найти. И хочется не только бывать здесь чаще, но и помогать этой церкви. Но Церковь не только принимает помощь неравнодушных людей, но и сама также предоставляет эту помощь нуждающимся. Вообще именно в Церкви наглядно на собственном примере показывают, как следовать тому, чему учит Священное Писание: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»(Мф. 25:35-36, 40), оказывая разностороннюю помощь и поддержку больным, немощным, малоимущим и др. При храме действует отдел социального служения, при котором действует программа «Помоги ребенку». Помощь оказывается независимо от вероисповедания и происхождения обратившихся. Так под опекой этой церкви 11 детей каждый год, детей тяжелобольных, нуждающихся в помощи не только духовной и молитвенной, но и материальной. Кому-то из них требуется операция, кому-то реабилитация. В открытом доступе в храме информация о каждом подопечном ребенке и документы, подтверждающие диагноз и необходимость помощи. Помощь оказывается силами духовенства и прихожан, и даже людей, которые прихожанами храма не являются. Каждый благотворитель может внося пожертвование подписаться и обозначить сумму, которую внёс, хотя далеко не все дарители подписываются, сохраняя свое доброе дело в тайне.

И глядя на всё это задумываешься о том, каким трудом и кем всё было создано. А оказалось, что всё то, что сейчас имеет армянская община Петербурга (школу, союз, гостевой дом, социальный отдел и др.) основал в свое время иеромонах Езрас Нерсисян (ныне – архиепископ и глава Российской и Ново-Нахичеваньской епархии ААЦ). Слушая рассказы очевидцев того, как и с чего начиналось, выращивалось, строилось, в очередной раз удивляюсь терпению и упорству Владыки Езраса.

Каковы же были удивление и радость, когда совершенно случайно встретилась с Владыкой в Петербурге во дворе храма. Вокруг него столпились простые люди, стремящиеся с ним пообщаться. Его хорошо помнят и очень любят в этом городе. Он же ни на каплю не сторонясь народа и не смотря на то, что уже спешил, проводил людей ко входу в храм, попутно рассказывая об истории этого храма и роли церкви в жизни народа. А на прощание благословил каждого и даже спел вместе с одним из прихожан народную песню.

Действительно, роль церкви в жизни обыкновенных людей, мирян, несказанно велика. Церковь сплачивает, в этом постоянно убеждаешься. Церковь даёт возможность оставаться самими собой и не потеряться, Церковь окормляет и помогает в трудную минуту. Я помню, как Владыка помог Хачатуру Хачатряну, мальчику с кистой головного мозга, история которого хорошо известна читателям.

Куратор Хачатура в поисках поддержки обращалась в ААЦ и когда просила о содействии в организации того или иного мероприятия, сталкивалась с мнением, что этого Владыка не разрешит. Тогда она сама спрашивала разрешения и благословения Владыки на ту или иную благотворительную акцию. На что он всегда отвечал «Не вопрос, конечно, можно» и после всегда интересовался тем, как всё прошло, и как чувствует себя Хачатурик.

«Когда не оставалось ни сил, ни времени, ни надежды, когда опускались руки что-то делать ещё, Владыка подбадривал и никогда не отказывал в молитвенной поддержке. Когда состояние сбора и самого ребенка было таково, что привело даже меня уже к грани отчаяния, Владыка сказал, что не просто он будет молиться за мальчика, а что мы все будем молиться за него. Эти слова вросли в мою память, как нечто спасительное, дающее надежду, укрепляющее веру и придающее сил. А когда все получилось, когда в церковь летела уже на крыльях счастья, вновь встретила Владыку, который снова стал интересоваться делами Хачатура и был очень и очень рад тому, что всё стало получаться, так искренне, так радостно, с такой любовью…» - поделилась с нами куратор помощи Хачатуру.

А ведь таких случаев как у Хачатурика очень много по всей стране. И скольким многим уже успел помочь Владыка Езрас! И видя плоды его трудов, и понимая то, сколько добра он сделал и делает людям, воцерковленным и невоцерковленным, с какой любовью относится к каждому и молится о каждом из нас, удивляешься на тех, кто не разобравшись начинает бездоказательно обвинять его в чем-либо. Взывая к голосу разума вспоминаются слова Владыки Езраса, которые он сказал совсем недавно.

« Самое главное в людях – умение видеть свои собственные грехи и каяться в них».

Такие мудрые слова, призывающие задуматься всё ли правильно делаем сами, прежде чем кого-либо обвинять в чем-либо. Ведь люди познаются по делам. Все добрые дела архиепископа Езраса Нерсисяна не описать. В России около трёх миллионов армян и о каждом из них Владыка Езрас заботится и волнуется. Никто из обратившихся к нему за помощью не остался без его участия и поддержки. А сделал ли кто-нибудь хоть малую толику того добра, которое совершил Владыка? А что сделали конкретно вы? Пусть каждый сам ответит себе на этот вопрос. Спасибо Владыке Езрасу за все то, что он делает для нас.

Специальный корреспондент Ирина ГРИГОРЯН