Два уникальных тоннеля и мост построили на северо-западной хорде. «Народно-ополченский» тоннель — кошмар, ставший явью Какие преимущества имеет конструкция винчестерного тоннеля

До конца 2016 года на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина (Северо-Западный административный округ Москвы) появится первый в столице тоннель винчестерного типа. Его особенностью является то, что полосы для движения автотранспорта располагаются не рядом друг с другом, а одна над другой. Движение по ним осуществляется в противоположных направлениях.

Винчестерный тоннель. Фото: Кадр телеканала ТВЦ

Какие преимущества имеет конструкция винчестерного тоннеля?

Винчестерный тоннель позволяет максимально отодвинуть трассу от жилой застройки и увеличить скорость движения автотранспорта. Так, за счёт строительства винчестерного тоннеля в СЗАО улица Народного Ополчения будет проходить на расстоянии 14-15 метров от жилых построек, в самых узких участках — 11 метров. В случае строительства обычного тоннеля расстояние бы сократилось до 6 м.

Как будет организовано движение на участке?

В тоннеле будет по три полосы в каждом направлении. Автомобили будут двигаться в сторону метро «Октябрьское поле» в нижнем тоннеле длиной 786 метров, который пройдёт на глубине 12,5 метра, а в верхнем 542-метровом тоннеле, который расположится в 10 метрах от поверхности земли, транспорт будет двигаться в направлении района Хорошево-Мневники.

Три уникальных искусственных сооружения было построено на Северо-Западной хорде. Это Алабяно-Балтийский тоннель, тоннель винчестерного типа на пересечении ул. Народного Ополчения с ул. Берзарина и балочный мост через шлюз № 9 Канала им. Москвы. Такие инженерные решения необходимо было принять для реализации проектов в плотно застроенной городской среде.

«Три уникальных искусственных сооружения было построено на Северо-Западной хорде , - сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев . - Это Алабяно-Балтийский тоннель, тоннель винчестерного типа на пересечении ул. Народного Ополчения с ул. Берзарина и балочный мост через шлюз № 9 Канала им. Москвы. Такие инженерные решения необходимо было принять для реализации проектов в плотно застроенной городской среде».

Протяженность Алабяно-Балтийского тоннеля - 1935 метров, перекрытая часть - 1565 метров. Максимальная глубина - 29 метров. Тоннель проходит под Ленинградским проспектом и двумя транспортными тоннелями (Волоколамским и Ленинградским) и Замоскворецкой линией метро, соединяя улицы Алабяна и Большую Академическую. Это единственный в мире тоннель, который проходит под такими действующими транспортными артериями, и его строительство велось без остановки движения.

Уникальность второго тоннеля состоит в том, что встречные потоки машин на протяжении почти 100 метров движутся друг над другом. Эта особенность связана с плотной застройкой на улице Народного Ополчения, необходимо было обеспечить нормативное отступление тоннеля от жилых строений. Аналогов такому винчестерному тоннелю нет не только в Москве, но и в России. Длина тоннеля составляет 786 метров.

Вначале мост через шлюз № 9 Канала предлагали строить вантовым, именно ванты должны были удерживать самое длинное пролетное строение более 200 метров, точнее 206. Но с целью снизить стоимость проекта, была поставлена задача проектировать балочный мост. 206-метровое пролетное строение для балочного моста без дополнительных опор - это уникальное решение. Проектировщики и строители нашли выход: с двух берегов строили как-бы два парящих моста, как в Зарядье, и соединили их над водной гладью канала. Береговые более массивные пролеты собирались на сплошных подмостях на берегу, и являлись противовесом для центрального руслового пролета, который собирался в навес при помощи уникальных 750-тонных кранов.

Во время строительства Северо-Западной хорды было возведено 19 эстакад и 4 моста общей протяженностью 8,205 км, 9 тоннелей, суммарной протяженностью 5,658 км, 18 подземных пешеходных переходов, 11 надземных и один пешеходный мост.

В столице появится "винчестерный" тоннель. Подземную дорогу, которая станет частью Северо-Западной хорды, построят на улице Народного ополчения. Наверху светофоры уберут, а в самом тоннеле машины будут ехать в два этажа — друг над другом.

Четверть улицы Народного ополчения уйдет по землю. Городской транспорт уберут в тоннель. Его построят по особой технологии: по участку тоннеля два разнонаправленных потока пойдут друг над другом, в два этажа.

Такой принцип окрестили "винчестерным" — по сходству с винтовкой, два ствола которой также лежат один на другом. Каждое направление — в сторону улицы маршала Жукова по нечетной стороне и на Ленинградку по четной — уберут в отдельные тоннели. Они начинаются одновременно и на одинаковой глубине. Постепенно левая часть поднимается и смещается в сторону правой, которая длиннее. Как только короткая левая часть заканчивается, автомобили выезжают из нее на открытый участок. Сто метров машины будут двигаться по крыше правого тоннеля. Это и есть "винчестер".

На такие ухищрения инженеры пошли неспроста. Чтобы разгрузить улицу Народного ополчения, сначала планировали построить эстакаду. Но запротестовали местные жители. Остановились на тоннеле на пересечении с улицей Берзарина.

"Я считаю, что эстакада была не очень оптимальным вариантом. Поэтому, судя по проекту, такой тоннель — это достаточно хорошо, достойно". "Это же все-таки вниз пойдет. И тише будет, и спокойнее", — считают местные жители.

Тоннель станет частью Северно-Западной хорды. Ее плановая ширина — шесть полос, а Народного ополчения — четыре. Чтобы не получилось узкого "горлышка", пришлось расширять. При обычной технологии тоннели проходили бы слишком близко к фундаментам домов.

"Строить "винчестерный" тоннель — это непростое решение, оно было принято исключительно по обращению жителей. Если бы мы строили два стандартных тоннеля, то это было бы достаточно приближенно к домам", — подчеркивает в интервью программе заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Длина тоннеля — почти 800 метров. Это позволит убрать три светофора с улиц Тухачевского, Берзарина, Бирюзова. На них неустанно жалуются водители.

"Проблема в светофорах, особенно у "Октябрьского поля. Все стоит". "Здесь в час пик и до получаса можно простоять", — говорят водители.

С обеих сторон от тоннеля оставят по полосе для общественного транспорта и частного — чтобы жильцы домов на улице Народного ополчения беспрепятственно подъезжали к своим домам. Для пешеходов — пять подземных переходов. На свободной площадке над тоннелем построят дополнительные развороты. На время строительства количество полос не уменьшится. Все четыре полосы перенесут ближе к нечетной стороне улицы. Для тех, кто едет в сторону Ленинградки, временную полосу уже открыли. Для тех, кто будет двигаться на маршала Жукова, сейчас ее достраивают. А по новому тоннелю первые автомобили поедут уже в следующем году.

Текст: "Вести-Москва"

Первый двухэтажный автомобильный тоннель в Москве открылся на северо-западе мегаполиса. Это важнейшая часть новой хордовой трассы, которая соединит восемь магистралей. На дороге между противоположными концами столицы не будет ни одного светофора.

Тоннель такого типа, как на пересечении улиц Берзарина и Народного Ополчения, строители еще называют винчестерным, потому что одна нитка на небольшом участке проходит под другой. Сразу это оригинальное решение не заметит ни водитель, ни пешеход-наблюдатель. "Попробуйте посмотреть вглубь сооружения, - открывает для "РГ" тайну конструкции руководитель московского подразделения "Мостотреста" Валерий Ощепков. - Видите, там внутри небольшой участок, напоминающий треугольник? Как раз там одна дорога как бы ныряет под другую". И вправду становится заметно, что уровни трассы разные - справа съезд под землю более пологий. Строители реализовали такой проект, конечно, не из любви к инженерным изыскам. Застройка в этом районе очень плотная. Местные жители говорят, что многие хотели даже продавать жилье, узнав о строительстве тоннеля. И если бы дорожники возвели его как обычно, то это действительно был бы караул. "Построй мы здесь классический тоннель - до ближайшего дома осталось бы буквально пять метров, - резюмирует Ощепков. - А так у нас работают специалисты высокого класса. Они понимают, что подобные железобетонные конструкции все равно строятся по одним принципам - что обычные, что винчестерные. Но работать на этом объекте было значительно интереснее".

Мэр Сергей Собянин, открывая движение, поблагодарил мостовиков и за качество, и за скорость работы. А также оценил эффект для москвичей-автомобилистов. "Тоннель значительно разгрузит северо-западные дороги Москвы, - отметил он. - Мы помним, что недавно была расширена улица Алабяна. Окончание этой реконструкции вместе с запуском тоннеля серьезно упростит движение на участке Северо-Западной хорды от Ленинградского шоссе до проспекта Маршала Жукова". Вся хорда, уверен Собянин, будет закончена в течение двух лет. А уже открытые ее участки снизили напряженность на дорогах Северного и Северо-Западного округов местами на 30%. Экологи отмечают также значительное снижение выбросов выхлопных газов - ведь машины больше не стоят в многочасовых пробках.

Кстати, глава города объявил и об окончании строительства эстакады на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара. Это было одно из самых загруженных направлений юго-востока Москвы. С ее запуском решатся транспортные проблемы более чем 400 тысяч жителей Текстильщиков, Жулебина и других районов города, отметил мэр.

19 эстакад и четыре моста общей протяженностью более восьми километров появились в Москве во время строительства Северо-Западной хорды. Кроме того, список выполненных работ включает девять тоннелей длиной 5,6 километра. А для безопасности пешеходов специалисты построили 18 подземных, 11 надземных переходов и пешеходный мост.

Северо-Западная хорда проходит от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее до Мичуринского проспекта. Строительство новой скоростной магистрали практически завершено. В эксплуатацию введено шесть из восьми ее участков.

Уже закончена реконструкция Дмитровского шоссе и Большой Академической улицы от Дмитровского шоссе до Алабяно-Балтийского тоннеля, построен Алабяно-Балтийский тоннель, реконструирован участок от Ленинградского шоссе до проспекта Маршала Жукова со строительством первого в Москве винчестерного тоннеля.

До конца 2019 года планируется построить балочный мост через шлюз № 9 канала имени Москвы и завершить реконструкцию транспортной развязки на пересечении МКАД с улицей Генерала Дорохова.

Как рассказал руководитель столичного Департамента строительства Андрей Бочкарев, строительство тоннелей и эстакад позволило значительно улучшить транспортную ситуацию в городских районах, которые соединяет автомагистраль.

«На уже введенных участках Северо-Западной хорды пропускная способность увеличилась до 30 процентов», - добавил он.

Самым длинным путепроводом хорды стала эстакада основного хода через Смоленское направление Московской железной дороги. Общая протяженность сооружения, расположенного в районе улицы Боженко, составляет почти 1,4 километра.

В числе других уникальных объектов Северо-Западной хорды - Алабяно-Балтийский тоннель и тоннель винчестерного типа на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина.

Алабяно-Балтийский тоннель длинной 1935 метров проходит под Ленинградским проспектом, Волоколамским и Ленинградским транспортными тоннелями, а также Замоскворецкой линией метро. Он соединяет улицу Алабяна и Большую Академическую.

Винчестерный тоннель расположен на пересечении улиц Берзарина и Народного Ополчения. Транспортные потоки там идут не рядом, а друг над другом. На четной стороне улицы машины ныряют в нижний тоннель длиной 786 метров на глубине 12,5 метра. Те, что движутся по нечетной стороне, оказываются в верхнем. Его длина 542 метра, глубина - 10 метров.

Общая протяженность Северо-Западной хорды - 83 километра. Она соединяет Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе.

В районе Дмитровского шоссе построен съезд с Северо-Западной на Северо-Восточную хорду.

Новая магистраль снизила транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей. Пробег автомобилей при поездках между соседними районами сократился примерно на 10 процентов.