Апфельбаум михаил семенович. Калягин: Апфельбаум нанесен такой удар, после которого будет трудно оправиться

Председатель Союза театральных деятелей подчеркнул, что вопросов к власти много, в частности, по так называемому делу «Седьмой студии»

Александр Калягин. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Обновлено 14:19

«У театрального сообщества вопросов к власти ничуть не меньше»: председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин назвал дело «Седьмой студии» дискредитацией культурной сферы и призвал пересмотреть закон «О культуре».

Об этом режиссер заявил на внеочередном собрании союза. Были приглашены в том числе чиновники Минкультуры, но пришли только советник президента по культуре Владимир Толстой и Наталья Дрожникова от столичного департамента культуры.

Калягин отметил, что поручительства за фигурантов дела от множества деятелей культуры, среди которых были доверенные лица президента, «были выброшены в корзину как ненужные бумаги». Сам он в свое время был доверенным лицом президента России Владимира Путина, и он же поручился за Серебреникова.

Глава Союза театральных деятелей подчеркнул, что готов обратиться к главе государства по поводу так называемого дела «Седьмой студии».

«С политической точки зрения раздувание масштаба дела «Платформы» можно рассматривать и как способ давления на один из наиболее активных и дееспособных сегментов общества, как попытку противопоставить деятелей культуры другим общественным сегментам, дискредитировать их, принизить их влияние в публичном пространстве».

«Имеет ли смысл запрещать работать тому же Серебренникову, который за время отлучения от работы способен был создать стоимость, превышающую размер инкриминируемого ему хищения. Можем ли мы сегодня позволять себе такую расточительность?»

«Очевидно, что изоляция в ситуации с (директором Российского академического молодежного театра Софьей) Апфельбаум представляется избыточной и представляет собой способ расширения масштаба и повышения статуса дела «Платформы». Театральное сообщество ее давно и очень хорошо знает и не может себе представить в составе некой организованной преступной группы. Ее вина не доказана. Ее репутации нанесен урон, да что репутации — ее жизни нанесен такой удар, после которого трудно будет оправиться. Кто будет за это отвечать?»

«Перед законом все равны, и деятели культуры в том числе, мы не требуем особых привилегий, но мы требуем уважения к человеку, любому человеку, не совершившему тяжкого преступления».

«Если у власти накопились вопросы к театральному сообществу и она таким образом пытается их задать, то у сообщества к власти вопросов ничуть не меньше, и мы тоже готовы задавать их громко».

«Несовершенства действующего законодательства провоцируют конфликтные ситуации и нередко оказываются основанием для обвинения театров в нарушениях, совершенных только потому, что без них творческая деятельность становится невозможной».

«Нам надо выйти с предложением к президенту о пересмотре сложившихся механизмов регулирования».

Генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», директор Государственного театра наций Мария Ревякина, которая присутствовала на вчерашней встрече Союза театральных деятелей, заявила Business FM, что слова Калягина — это общая позиция союза:

Мария Ревякина генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», директор Государственного театра наций «Во-первых, выступали там все, в том числе театральные деятели. Мы все говорили на одну тему о том, что, к сожалению, мы испытываем давление, непонятно откуда оно взялось, почему культура становится врагом, почему именно театр становится врагом, почему так вырастает некомпетентность и этой некомпетентностью пользуются сами различные органы. Мы были абсолютно единодушны».

Business FM спросила пресс-секретаря Владимира Путина, что в Кремле думают по поводу заявлений в Союзе театральных деятелей. «За этим выступлением мы вообще не следили. Сейчас мы главным образом концентрируемся на других вопросах», — ответил Дмитрий Песков.

Владимир Путин в конце октября 2017 года на встрече с членами Совета по правам человека, комментируя дело Серебренникова, заявил, что у власти «нет желания преследовать во что бы то ни стало» деятелей культуры. «Серебренников что, политический деятель? Его кто-то преследует за политическую позицию? Нет. Там чисто финансовая основа всего этого малоприятного разбирательства. Ну да, он творческий человек, он художник. Вы знаете, кто только на меня с этим ни выходил», — сказал президент.

М.С. Апфельбаум

ОДНОМЕРНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ ЗАДАЧИ РАСЧЕТА ПРЕДПРОБОЙНЫХ ВОЛЬТ - АМПЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЛАБОИОНИЗОВАННЫХ СРЕД

ул. Ижорская, 13/19, г. Москва, 127412, Россия

Введение

Впервые экспериментально отклонения от закона Ома для слабоионизованных сред в предпробойных постоянных по времени приложенных полях плоского конденсатора обнаружил Пуль.

Теоретически экспоненциальный рост проводимости рассматриваемых сред с ростом модуля напряженности электрического поля обосновал Френкель , используя уравнение типа Аррениуса для зависимости объемной скорости ионизации от температуры. Переход к зависимости проводимости от температуры осуществлялся в постулированием близости объемных скоростей ионизации нейтралов и рекомбинации зарядов без учета нестационарных эффектов, влияния диффузии и скорости дрейфа заряженных частиц в сильных электрических полях на проводимость, а также течений рассматриваемых сред в таких полях на распределение свободных зарядов.

В показано, что для применения формулы Френкеля при установлении как для изотермических, так и неизотермических режимов достаточно выполнения плазменного условия квазинейтральности исследуемых сред в слабых и предпробойных электрических полях.

При этом в случае изотермических режимов для плоского высоковольтного конденсатора френ-келевская экспоненциальная вольт-амперная характеристика, подтверждаемая экспериментами, теоретически следует из закона сохранения заряда. В случае сферического конденсатора для определения установившегося распределения потенциала электрического поля в межэлектродном промежутке из этого закона получается гораздо более сложное обыкновенное дифференциальное уравнение первого порядка.

Из аналитического решения уравнения, полученного в , следует линейность вольт-амперной характеристики в слабых полях и ее квадратичность в предпробойных, что также согласуется с результатами экспериментов разных авторов.

Для цилиндрического высоковольтного конденсатора аналогичная задача сводится к неинтегрируемой аналитически проблеме. Поэтому разработан алгоритм численного интегрирования.

Результаты расчета установившихся и квазистационарных вольт-амперных характеристик по этому алгоритму подтвердили как линейность в слабых полях, так и квадратичное отклонение от закона Ома для случая цилиндрической симметрии в неоднородных предпробойных полях.

Теоретическая модель

Представляемая модель разработана автором статьи не только для изотермических предпробойных режимов. Считаем, что объемные концентрации положительных и отрицательных зарядов, а также нейтральных и примесных молекул удовлетворяют соотношениям

Первое из соотношений является необходимым условием слабой ионизации исследуемых сред. Из второго соотношения учтено наблюдаемое в экспериментах влияние примесей на их низковольтную проводимость. Рассматриваем только двухчастичную рекомбинацию зарядов, коэффициент которой удовлетворяет соотношению

© Апфельбаум М.С., Электронная обработка материалов, 2005, № 2, С. 50-54.

W = Wl(na, np, T, |E|) = Wl(na, Ир, T, 0) f(|E|).

п± << И,

Соотношение для Kr получено Ланжевеном в 1903 году, а для коэффициента диффузии используем более известное соотношение Нернста-Эйнштейна:

D± = kBTb±/\e\. (4)

Для анализа влияния предпробойной напряженности на объемную скорость ионизации используем соотношение, полученное Френкелем в :

f (E)=exp (р |E^2); Р =

Система макроскопических уравнений предпробойного зарядообразования в рассматриваемых средах с учетом диффузии и гидродинамического переноса объемного заряда вязким потоком, в том числе и течениями в сильных электрических полях такова:

f + ((Vg) + b2 (, Vq)

)-^ Аф = - Л?

g0 /, J-11/2\ g2

Ag - exp (f Щ)+-

divV = 0 X = r°tV

p (ddt ~ p (X, v)V - pyAX=E

Уравнение неразрывности для нейтральной компоненты верно в приближении несжимаемости среды, поэтому здесь рассматриваются только течения в электрическом поле с дозвуковыми скоростями при изотермических режимах ввиду слабого Джоулева нагрева. Выделение теплоты, обусловленное вязкостью, поляризацией, ионизационными реакциями, также предполагается слабым. Начальные условия в случае неподвижной до наложения сильного электрического поля среды выглядят следующим образом:

q(t = 0) = V(t = 0) = 0; o(t = 0) = 00. (11)

Граничные условия зависят от характера ионизационных реакций и гидродинамики у поверхности высоковольтных электродов, а также у свободных границ рассматриваемых сред.

Аналитическое решение этих уравнений для пространственного распределения потенциала высоковольтной сферы можно получить только при его установлении и пренебрежении влиянием дрейфа ионов или электронов в электрическом поле и их диффузии на проводимость, а также влиянием гидродинамического переноса на пространственное распределение плотности образующегося объемного заряда. Соответствующие условия пренебрежения этими процессами выведены в . А в математически показано, что такое пренебрежение возможно только вне погранслоев у поверхности высоковольтного электрода и свободных границ. Такие слои можно считать аналогами ленгмюровских погранслоев нарушения квазинейтральности в случае справедливости выписанных выше формул Ланжевена и Нерн-ста-Эйнштейна. Слои Ленгмюра описаны, например, в для дуговой, полностью ионизованной плазмы в случае, когда отрицательно заряженная компонента - электроны. В предлагаемой теоретической работе, как и в работах , такая компонента может быть и ионной, а среда является только частично ионизованной. При этом для вывода выписываемых выше уравнений существенным является учет взаимодействия нейтральных частиц с заряженными. Наличие погранслоев, типа ленгмюровских, математически обосновано в из выписываемых уравнений при малых параметрах в их левых частях у членов со старшими пространственными производными. Установление электрогидродинамических характеристик в рассматриваемых слабопроводящих средах при наложении сильных, постоянных по времени электрических полей происходит достаточно быстро, что теоретически показано, например, в .

При упрощениях, сводящихся к случаю квазинейтральных сред, установившееся решение для потенциала высоковольтной сферы вне указанных погранслоев получено в . Оно выглядит следующим образом:

В слабых полях получается традиционный линейный закон Ома, а в предпробойных - квадратичная вольт-амперная характеристика. Такое решение можно получить при тех же условиях и из более сложной системы уравнений, выписанной из предыдущих работ автора настоящей статьи для случаев, когда подвижности положительных и отрицательных зарядов отличаются по величине друг от друга. График зависимости потенциала высоковольтной сферы от радиальной сферической координаты представлен на рис. 1, что свидетельствует об усилении отклонения поля от лапласовского с ростом приложенного напряжения. Для высоковольтного цилиндрического конденсатора аналогичная задача аналитически не решается, поэтому следует разрабатывать численный алгоритм, который будет описан далее. Формула распределения напряженности поля в межэлектродном промежутке цилиндрического конденсатора близка к аналогичной для сферического. В случаях более сложной геометрии поверхностей высоковольтных электродов типа иглы, лезвия и других тонких электродов следует решать неодномерные задачи расчета предпробойных вольт-амперных характеристик даже без учета влияния на них течений рассматриваемых сред в сильном неоднородном электрическом поле. Расчет скоростей самих течений с учетом вязкости, как показано в , сводится к решению неодномерных задач даже в случаях простейшей геометрии высоковольтных электродов.

Формула плоского конденсатора для установившейся или квазистационарной вольт-амперной характеристики получается из законов Ома и сохранения заряда:

Из трансцендентной монотонной зависимости от напряжения следует, что наблюдаемый при многочисленных экспериментах экспоненциальный рост тока с ростом предпробойного напряжения для рассматриваемых слабоионизованных сред, помещенных в межэлектродный промежуток плоского высоковольтного конденсатора, может быть обоснован аналитически. Кроме того, аналитический результат подтверждает описанное в образование объемного заряда в неоднородных полях в начальные моменты времени, из которого тоже следует сохранение Лапласа поля плоского конденсатора вне ленгмюров-ских погранслоев в условиях квазинейтральности. Дополнительным подтверждением квадратичного роста предпробойного тока с ростом приложенного напряжения в сильных неоднородных внешних полях цилиндрического конденсатора является проведенный при выполнении настоящей работы численный расчет соответствующей вольт-амперной характеристики. Отметим, что Таунсенд получил аналитически квадратичный участок для униполярно заряженных сред в случае цилиндрического высоковольтного конденсатора. Но переходного участка от линейного омического к предпробойному квадратичному не получено. Алгоритм для получения численного решения, описывающего в случае цилиндрической симметрии оба участка, в условиях квазинейтральности разрабатывался по методу получения аналитического решения (13) для сферического конденсатора. А именно, френкелевская экспонента из аналитического выражения для напряженности поля, аналогичного для случаев плоского и сферического конденсаторов, вносилась под знак интеграла напряженности одномерного электрического поля. Но при интегрировании с переходом от переменной r к Е в отличие от случая сферической симметрии подинтегральное выражение сводится к одному из типов функций, аналитически неинтегрируемых. Такого типа квадратуры, как правило, затабулированы, однако в конкретном случае для сопоставления с результатами экспериментов более целесообразно разработать достаточно простой алгоритм численного интегрирования. Интегрирование осуществлялось методами деления отрезка пополам и трапеций. Расчеты проводились при внутреннем радиусе высоковольтного цилиндрического конденсатора, равном 1,2 мм, и внешнем радиусе, равном 2 мм. Диэлектрическая проницаемость среды выбиралась также близкой к условиям

многочисленных экспериментов со слабопроводящими, а следовательно, и слабополярными средами. В расчетах принималась равной 2,24, что соответствует одной из справочных данных для проницаемостей трансформаторных масел. Для такой же среды при расчетах выбиралась и низковольтная проводимость, легко определяемая из омического участка графика рис. 2. При расчетах по аналитическому решению для случая высоковольтного сферического конденсатора, результаты которых представлены на графиках рис. 1, значения низковольтной электропроводности и диэлектрической проницаемости выбирались такими же, как и для численных расчетов в случае цилиндрического. Температура среды при проведении расчетов выбиралась комнатной, а длина цилиндрического конденсатора равной 5 см. Значения постоянной Больцмана и заряда протона брались из справочников. Кривая графика рис. 2, построенного по результатам проведенных в случае высоковольтного цилиндрического конденсатора численных расчетов, топологически близка к кривой графика вольт-амперной характеристики, получаемой из аналитического решения в случае сферического конденсатора или уединенной высоковольтной сферы. Обе зависимости описывают не только таунсендовский предпробойный квадратичный участок, но и переходный при понижении напряжения к омическому линейному. В случае высоковольтного цилиндрического конденсатора квадратичность предпробойного участка графика рис. 2 подтверждена компьютерной аппроксимацией этого участка, представленной монитором.

Рис. 2. Результаты численных расчетов предпробойных вольт-амперных характеристик цилиндрического конденсатора в трансформаторном масле. U0 = 1 кВ, I0 = 0,2 мкА. Пояснения в тексте

Рис. 1. Пространственное распределение электрического потенциала высоковольтной сферы в трансформаторном масле - кривая 1. Кривая 2 -лапласовское распределение потенциала такой же сферы с тем же приложенным напряжением, но при отсутствии объемных зарядов Обозначения

о0 - низковольтная проводимость среды; U - приложенное электрическое напряжение; d - межэлектродное расстояние; e - заряд протона; kB - постоянная Больцмана; D - коэффициент диффузии; b - коэффициент подвижности; q - объемная плотность заряда; V - скорость среды; n - концентрация; E - напряженность электрического поля; S - площадь поверхности; r - радиальная координата; t - время; X - завихренность; е - диэлектрическая проницаемость; I - сила тока; Т - абсолютная температура; f - функция скалярного или векторного аргумента; W - объемная скорость образования зарядов или нейтралов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Poole H.H. On the dielectric constant and electric conductivity of mica in intense fields // Philosophical. Magazine. 1916. S. 6. V. 2. № 187. Р. 112-129.

2. Френкель Я.И. К теории электрического пробоя в диэлектриках и электронных полупроводниках // Журнал экспериментальной и теоретической физики. 1938. Т. 8. Вып. 12. С. 1291-1301.

3. АпфельбаумМ.С. Уравнения равновесной ионизации продуктов горения в электрическом поле // Физика горения и взрыва. 1988. № 2. С. 60-65.

4. Апфельбаум М.С. Об одной расчетной схеме электрогидродинамических течений // Электрохимия. 1986. Вып.11. С.1463-1471.

5. Апфельбаум М.С. Объемный заряд в слабопроводящем жидком диэлектрике со сферическими, плоскими и цилиндрическими электродами // Коллоидный журнал. 1986. Вып. 6. С. 1110-1118.

6. Tonks L., Langmuir I. A general theory of the plasma of an arc // Physical Review. 1929. V. 34. P.876-922.

7. Апфельбаум М.С., Апфельбаум Е.М. О влиянии электрического поля и температуры на нестационарную эволюцию проводимости слабоионизованных, квазинейтральных сред // Физика плазмы. 1998. T. 24. C.850-856.

8. Райзер Ю.Б. Физика газового разряда. М., 1992.

Поступила 27.09.04

The theoretical model of electrohydrodynamic prebreakdown phenomena in the weakly ionized media is proposed. Differential equations and initial conditions for describing these problems are written. The 1D analytical and numerical solutions of these equations for calculations current-voltage characteristics are given. The calculation results are in agreement with experiments for high-voltage plane, cylindrical and spherical capacitors.

Л.Ю. Демиденко, Н.А. Онацкая

О ВЛИЯНИИ СКОРОСТИ ДЕФОРМАЦИИ НА МАССОПЕРЕНОС ПРИ ЭЛЕКТРОГИДРОИМПУЛЬСНОЙ ОБРАБОТКЕ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Институт импульсных процессов и технологий НАН Украины, пр. Октябрьский, 43-а, г. Николаев, 54018, Украина

В последнее время все большее распространение в промышленности получают технологии, включающие высокоэнергетические импульсные воздействия. К их числу относятся такие широко применяемые в промышленной практике способы, как лазерная и взрывная, ультразвуковая ударная и электрогидроимпульсная (ЭГИО) обработки.

ЭГИО металлоконструкций благодаря большим энергетическим возможностям, простоте и экономичности электрогидроимпульсного нагружения является одним из эффективных методов снижения остаточных напряжений . Импульсное воздействие, формируемое электрическим разрядом в воде, позволяет снижать пики остаточных напряжений и осуществлять их перераспределение как в макро-, так и микрообъемах. ЭГИО интенсифицирует процессы, способствующие релаксации напряжений.

Влияние релаксационных процессов на диффузию изучается давно. В этой связи представляет интерес явление массопереноса при ЭГИО напряженного металла сварных соединений, поскольку предварительный анализ показал, что вопрос о подвижности атомов в условиях электрогидроимпульсного воздействия не нашел должного отражения в литературе.

Известно, что для импульсного нагружения металлов характерно повышение диффузионной подвижности атомов, то есть ускорение массопереноса . При этом явление, как отмечаено в работе , носит общий характер и не зависит от способа обработки металла, а определяющим фактором в протекании процессов массопереноса при импульсной обработке является скорость деформации. В зависимо-

© Демиденко Л.Ю., Онацкая Н.А., Электронная обработка материалов, 2005, № 2, С. 54-57.

Следственный комитет задержал директора Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софью Апфельбаум. По информации «Известий», бывшую чиновницу Минкультуры подозревают в подтасовке документов, благодаря которым АНО «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова получила госконтракт на 214 млн рублей, из которых не менее 68 млн были похищены. В ближайшее время следствие намерено ходатайствовать о ее аресте.

В СК считают, что именно Апфельбаум дала своим подчиненным поручение разработать техническое задание «под конкретного участника» аукциона, куда был внесен пункт о том, что госконтракт должен иметь авторские права или лицензию на проект «Платформа». 18 августа 2011 года тендерная комиссия во главе с Апфельбаум признала АНО «Седьмая студия» победителем аукциона.

По версии Следственного комитета, Софья Апфельбаум выступила представителем госзаказчика - она подписала от имени заказчика контракт, допсоглашения с АНО «Седьмая студия» и отчеты о расходовании бюджетных средств, то есть непосредственно была причастна к предполагаемым хищениям.

«Вина Апфельбаум в совершении мошенничества в особо крупном размере подтверждается показаниями свидетелей, протоколами очных ставок, результатами оперативно-разыскной деятельности, изъятыми в ходе расследования финансовыми документами и иными доказательствами», - сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.

«Известия» предлагают ознакомиться с предысторией громкого задержания.

Согласно уставным документам, поддержанная Софьей Апфельбаум «Платформа» была «стартовым проектом по внедрению нового поколения авторов и продюсеров в активное поле российской культуры».

«Объем средств федерального бюджета, необходимый для финансового обеспечения деятельности АНО «Седьмая студия» на 2012–2014 годы, составляет 70 млн рублей ежегодно», - указывалось в документах Министерства культуры

Деньги были разделены по основным направлениям деятельности «Платформы». Большая часть средств, 42,16 млн рублей, шла на поддержку театрального искусства (создание и прокат спектаклей, в том числе совместных российско-зарубежных проектов). Второй статьей расходов (10 млн рублей) обеспечивались проекты в области хореографического искусства: создание и прокат новых спектаклей, а также проведение гастролей театров. 9,38 млн рублей выделялось на медийное искусство: инсталляции и прочие визуальные произведения (не менее 12 в год). На поддержку музыкального искусства направлялось 5,53 млн рублей (создание новых музыкальных произведений, распространение и прокат концертных программ, проведение концертов композиторов-авангардистов). Так называемые лабораторные проекты - мастер-классы, лектории по заявленным направлениям искусства - получали 2,93 млн рублей.

Поддержка проекта исходила непосредственно от правительства РФ и в бюджете Минкультуры проходила по именной статье: «Субсидия некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта «Платформа». Что вызвало недовольство других организаций, популяризирующих современное искусство. Они были вынуждены действовать по более сложной схеме.

Сначала министерство собирает заявки на реализацию тех или иных культурных проектов, затем, согласно ФЗ № 94, объявляет открытые конкурсы на проведение этих мероприятий, - директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. - Мой центр в прошлом году получил финансирование в размере нескольких десятков миллионов рублей, а это существенно меньше, чем теперь выделяется Серебренникову…

Проект «Платформа» в октябре 2011 года в выставочном центре «Винзавод». Во вступительной речи тогдашний министр культуры Александр Авдеев сказал, что «государство упустило современное искусство и теперь с опозданием возвращает долги». Автор и идеолог проекта Кирилл Серебренников представил коллег-кураторов: Елену Тупысеву (танец) и Сергея Невского (современная музыка). Кураторы медиаискусства - Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев - отсутствовали. «Это практически виртуальные персонажи», - шутливо пояснил Серебренников.

На открытии создатели «Платформы» пообещали, что сделают спектакли доступными: билет будет стоить от 100 до 600 рублей. В зале, вмещающем от 100 до 300 зрителей, не планируется VIP-зон. Демократичность ценовой политики коснется и представителей СМИ - они тоже будут покупать билеты по специальному профессиональному тарифу. За три года существования проекта почти все эти обещания были выполнены.

Наряду с «Платформой» Софья Апфельбаум курировала в Министерстве культуры другие связанные с финансами вопросы. В частности, под ее руководством была грантов ведущим театрам и оркестрам. В документе предлагалось «увеличить к 2016 году общее количество грантополучателей с 84 до 120, создав единую двухуровневую систему как для помощи знаковым коллективам, так и для реализации конкретных творческих проектов». Была предложена и система мониторинга деятельности грантополучателей. Например, для театральных коллективов выработано пять показателей эффективности, в том числе количественный ― посещаемость, качественный ― экспертная оценка и др.

Став в 2015 году директором Российского академического молодежного тетра (РАМТ), Софья Апфельбаум принимала активное участие в обсуждении документов и законопроектов, касающихся культуры и театра. Например, в ФЗ № 44, предусматривающих смягчение системы госзакупок для культурных учреждений; в Трудовой кодекс, касающихся «мягкого» перехода от практики бессрочных актерских контрактов к срочным; докризисный уровень поддержки культуры путем значительного увеличения финансирования; новых механизмов финансирования, «которые не позволят говорить о том, что культура просто сидит на шее у государства».

По просьбе «Известий» деятели культуры прокомментировали задержание Софьи Апфельбаум.

Леонид Ошарин, директор Театра имени Маяковского:

Для меня задержание Софьи Апфельбаум - полный шок. Я пока не слышал официальных заявлений, но все мы прекрасно знаем, что федеральные деньги проходят через Минкультуры чисто формально. Грант на «Седьмую студию» выделяло правительство РФ. Напрямую финансы не могут поступить, и их проводили через Минкультуры. То есть Софья Апфельбаум в данном случае просто винтик в системе. Найти в этой истории состав преступления - абсурд. Мы все хорошо ее знаем, невозможно поверить, что этот человек мог нарушить закон. Боюсь, что во всей истории с фигурантами дела «Седьмой студии» нам всем очень не хватает информации.

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:

Задержание Софьи Апфельбаум для всех нас очень неожиданно, мы тревожимся и переживаем за нее. Я понимаю, что расходование госсредств - дело серьезное. Если государство тратит на культуру, то в принципе имеет право проверить расходование денег. Однако частота неприятных новостей начинает беспокоить. Мы не общаемся с прокуратурой, у нас нет никакой информации. Но даже если имело место неправильное оформление документов, то я не понимаю, для чего необходимы такие жесткие меры. Давайте будем честны: сам бюджет, выделяемый на культуру, настолько небольшой, что там в принципе воровать нечего. За ошибки в документации, насколько помню, по законодательству предусмотрены штрафы. Так зачем все эти задержания? Настроение, честно говоря, - грустное. Софья Апфельбаум - очень порядочный, светлый и чистый человек. Нам остается молиться, чтобы всё было хорошо.

Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова:

Я никогда и ни за что не поверю, что Софья Апфельбаум каким-то образом причастна к хищению бюджетных денег и тем более махинациям. Я ее очень хорошо знаю и потому заявляю об этом открыто. Она выполняла постановление правительства РФ, где было четко сказано, что нужно выделить деньги на проект «Платформа» и развитие современного искусства. И она в Минкультуры РФ была далеко не последней инстанцией. Для меня новость о ее задержании - жуткое потрясение. Просто дикость какая-то! Но я верю, что во всем разберутся и ее отпустят.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа (РАТИ):

Зная Софью Апфельбаум очень много лет, я абсолютно уверен в ее человеческой и деловой порядочности. Хотел бы напомнить, что решение о финансировании инновационных проектов Кирилла Серебренникова было принято по итогам встречи тогдашнего президента Дмитрия Медведева с группой творческой интеллигенции. Более того, вышло постановление правительства, и департамент, который возглавляла Апфельбаум, перекраивая уже готовый бюджет, выполнил это постановление. Естественно, никаким инициатором выделения средств Софья Апфельбаум не была и не могла быть. Она делала лишь то, что положено делать чиновнику.

Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера»:

Я знаю Софью Апфельбаум как одну из лучших выпускниц ГИТИСа, как профессионального менеджера, успешного директора одного из лучших театров России и соратника нашего выдающегося режиссера и порядочнейшего человека Алексея Бородина. Верю, что ее задержание - недоразумение. Следствие разберется и примет решение согласно закону и опираясь на гуманное отношение к молодой женщине, которая является дочерью, матерью, женой... Я очень верю в справедливость и душевный смысл.

Сергей Голомазов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной:

Трудно в это поверить. Софья Апфельбаум - профессионал. Человек внимательный, знающий законы, особенно в том, что касается средств. Прекрасный менеджер. Пример порядочности. Я не понимаю, что происходит. Я не сомневаюсь в ее честности.

Куда тянется ниточка: Апфельбаум, Серебренников, Вырыпаев, Сурков, Медведев... и ФСБ?
Странная последовательность, скажете? А вы почитайте...

Тут, граждане, ко мне в камерный блог "не для всех" на днях случился массовый набег посетителей в старый пост, вот этот -

В посте этом были ссылки еще на два поста -

0. Апфельбаум
Итак, пару тыс. любопытствующих за вечер, что меня крайне удивило и заставило заинтересоваться темой, выяснив, что все нашествие было из запроса в поисковике "апфельбаум софья михайловна биография", который выдавал этот пост вторым после Вики.
Имя "Софья Михайловна" я вообще припомнила с трудом, куда уж мне быть ее биографом, но вот материалы, к которым ведет поисковая фраза с ним, показательны, объединяет все их фамилия Сурков, как видите...

В общем, я крепко задумалась, решив освежить в памяти дело, мною давно не отслеживаемое и вот что нашла из свеженького, полюбопытствуйте -

1. Сурков
Тень Сурка. Дело режиссера Серебренникова принимает политический окрас

Ситуация с «театром Кирилла Серебренникова», известным своими голыми задницами, продолжает неспешно раскручиваться - и принимает уже самый что ни на есть политический оборот. Пока творческая общественность призывает проклятия на головы путинских сатрапов, Серебренников под домашним арестом, а его сотрудники под тюремным - в прессу идут утечки о тех, кто еще попал под подозрение. На днях назвали Софью Апфельбаум, бывшую начальницу отдела финансовой поддержки театрального искусства Минкульта РФ (должность-то какая сладкая!)
В 2011 году Минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» (у нас же Европа, без тендера никуда!) на «масштабный театральный проект современного искусства» ценой в 214 млн. руб. (7 млн. долл. по тем деньгам). И среди условий конкурса, по данным из СК, занятный пунктик, что победитель должен обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа».
Поскольку такими правами обладал только его автор проекта Кирилл Серебренников, то именно его «Седьмая студия» тендер и выиграла. Схема старая как мир и применяется везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя.
Сейчас Апфельбаум именно этот пункт и шьют - а удавка на шее Серебренникова и его соратников затягивается при этом все прочнее.
Но вот вопрос: а почему вообще Минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, голозадой «Платформе»? Кто ее хозяин федеральному бюджету - кум, сват, брат? - чтобы специально под него сроить липовый тендер?
Радио «Бизнес-ФМ» с кучей оговорок, постоянно вставляя слова «теоретически» и «вероятно», выдало очень простую версию, с которой трудно не согласиться.
Все дескать началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» по пьесе некоего Натана Дубовицкого, чье настоящее имя якобы - Владислав Сурков. И - попал в яблочко. Ведь кем был тогда Сурков? «Серым кремлевским кардиналом», которому подчинялась вся «идеология» страны, включая в первую очередь Министерство культуры.
Так вот, по версии радио после премьеры спектакля Серебренников подошел к довольному автору (который приобщился к сонму - как же, мои пьесы ставят во МХАТе, я - Чехов!), и автор спросил: «Что тебе для счастья надо?»
Так «теоретически» и родился проект «Платформа».
То есть Апфельбаум (которая сейчас слезно кается и уже якобы признала, «что халатно относилась к проверке соискателей») вообще тут ни при чем. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова, выше - только Путин): придет дескать хороший человек, режиссер, надо дать ему все, что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было делать - не давать? И деньги-то небольшие - какие-то 7 млн. зелени, в 2011 году - слезы!
А теперь ей грозят судом.

И очень похоже, что копают на самом деле под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в большую политику - а ему не дают через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссертацией связаны с той же «борьбой башен».
А ведь казалось сперва, такой удачный ход - поставить это графоманиистое «Околоноля», что рвался продюсировать король театрального гонорара Табаков, называя эту пьесу «неизвестного автора» шедевром! Хоп - и в дамки сразу.
А вот поди ж ты… Не поставил бы - век бы к большим деньгам и постановкам не пробрался. Поставил - загремел в итоге. Вот и выбирай.

---
2. Медведев
В комментах прозвучала еще одна любопытная подробность -

Там и Медведев появился в деле:
«Было письмо за подписью Медведева — президента — о выделении денег на этот проект. Затем было решение правительства, и Министерство культуры выполняло волю правительства. Соня по доверенности подписывала инвестиционное соглашение с Серебренниковым», — сказала адвокат.

https://zona.media/online/2017/10/27/ramt-mera

А дальше оказалось еще интереснее, внимание -
sergek26
28 октября 2017
Какие на х--р откаты, какие тендеры? Вы документы читать умеете?
Этот, б--ь, "пикантный пункт", как всем, кроме ТС и СК, известно, - пункт №3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1191 г. "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта "Платформа"", подписанном Путиным В.В. в г. Москва

"Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта "Платформа".

"Всего за несколько лет успел возникнуть, изменить жизнь и перестать существовать проект «Платформа» на «Винзаводе», где ставились оперы мирового значения, придумывались спектакли и концерты, реализовывались кураторские программы, посвященные новейшей, современной академической музыке композиторов, родившихся и учившихся в России, потом в Европе, ставших примечательными фигурами в европейском музыкальном ландшафте, а после решивших, что в Москве им тоже есть чем заняться. Кураторские проекты композитора Сергея Невского собирали неакадемическую публику на академические программы самого актуального и высоколобого толка - от громких оперных премьер до гастролей и мастер-классов. Целое поколение композиторов и музыкантов обязано «Платформе» если не своим появлением и оформлением, то, по крайней мере, своим расцветом. Но проект «Платформа» в этом году закрылся." (Юлия Бедерова, 2015)
---
3. Серебренников
Так что, граждане, "не все так однозначно" с делом некой Апфельбаум, фамилия которой, конечно, красная тряпка для многих (и небезосновательно, надо признать, на фоне деятельности многих ее творческих соплеменников), но в данном конкретном случае стоило бы разобраться вот в чем, не ограничиваясь тем, что лежит на поверхности.

Почему - на созданный неким мутным типом Кирюшей С., педерастом и псевдорежиссером, все инноваторство которого состоит в нарушении табу и эпатаже, некий мутный проект Платформа, оказывается, выделяется госфинансирование, фактически по факту принадлежности всякой новой постановки этому проекту?

А? С чего бы это государству оплачивать педерастически-педофильские изыски Киры С., все достижения и заслуги которого в дружбе с Асламбеком Д.?
И с какого такого перепугу президент (на тот момент) Медведев все это фактически взятие на содержание государством и Минкультом знатного педераста - высочайше одобрил?

Я, собственно, на эту тему уже высказалась не раз, вот последний, в связи с шокирующе возмутительной постановкой анально-генитального "Нуреева" аж в Большом (которая скоро выйдет, кстати и это вам не Матильда несчастная) -

Но это еще не все, был ведь и такой нюанс, очень любопытный -

Вот цитата -
..Но, очевидно, посчитали необходимым подключить именно эту вторую так называемую службу. До этого «шестая служба» считалась более чем достаточной в таких ситуациях. Честно говоря, полагаю, что это резонанс, который вызывает эта ситуация вокруг Серебренникова. Возможно, влиятельные люди просили за него, вот эти демонстрации около судов привели к тому, что привлекли к оперативному сопровождению дела одну из самых независимых в административном и антикоррупционном, так сказать, плане служб.
Я ранее слышал, что связанные с Министерством культуры дела, во многом касающиеся миллиардера Михальченко, уголовных дел таможни, силовиков, — все это проекты так называемой шестой службы ФСБ, или иначе называемой в узких кругах — «инквизиции».
Когда-то там работал генерал Феоктистов, который, собственно говоря, инициировал многие дела в отношении влиятельных бизнесменов, чиновников. Но, возможно, это какая-то новая, назовем ее так, мода в силовых кругах, потому что периодически, конечно, одна служба усиливается, влияние другой падает. Это, в общем, тайны мадридского двора. Мне кажется, что до сих пор, когда привлекались такие службы к оперативному сопровождению и вообще к участию в каких-либо делах, они умели добиваться обвинительных приговоров, максимальных сроков наказания для лиц, в отношении которых они вели разработку» .

Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов, сам ранее работавший в подобном подразделении, говорит, что «вторая служба» часто занимается сопровождением дел, связанных с культурой и искусством. Он объяснил почему.
«Служба, которая так или иначе связана с культурой, она более глубоко разбирается в процессах, которые происходят в этой среде. Все, что связано с творческой интеллигенцией, имеет очень много тонких граней. И вряд ли какие-нибудь подразделения по борьбе с экономическими преступлениями могли бы разобраться в самой проблеме. Более того, для самого Серебренникова это, наверное, выгоднее, потому что ребята, которые понимают, что такое искусство, им как-то проще разбираться, в том числе внимать какие-то турбулентные потоки вокруг самого этого уголовного дела. Все, что потребует следствие, «вторая служба» сделает в полном объеме» .

Цитата друга и защитника Серебренникова Вырыпаева оттуда -
"Я знаком с очень влиятельными людьми из разных сфер (крупный бизнес, искусство и наука) , которые признавались мне в своей позиции «делать все, что в их силах, но не выдавать себя, чтобы продолжать что-то делать, пока не сменится эта власть», но я, простите, перестал верить в целесообразность этого метода.
Неужели вы не понимаете, что помогая, например, больным детям или вкладывая свои деньги в частное образование, ценной поддержки Путина, вы оказываете «медвежью услугу» всему нашему будущему поколению, которое вынуждено расти и ходить в школы в России при этом режиме. Режиме, который сегодня полностью контролирует систему образования превратив ее из науки в «пропаганду». Тоже самое можно сказать и про деятелей науки и спорта. Неужели, вы правда, надеетесь на то, что скоро все как-то само— собой поменяется, а сейчас нужно делать свое дело и помалкивать? А в чем наше дело? В научных открытиях? В спектаклях и фильмах? Или главным нашим делом является воспитание «свободного и открытого на жизнь человека»?

В 2018 году нас ждут выборы президента. И скорее всего, на них все же снова победит Владимир Путин, но у нас есть год, чтобы попытаться максимально снизить его рейтинг, а главное его авторитет и авторитет всей этой правящей идеологии. Многие из нас общаются с людьми крупного бизнеса и мы знаем, какое на самом деле существует недовольство властью в этих кругах, разумеется у тех, кто не состоит в самом близком окружении президента. Но опасаясь потерять свои большие деньги, бизнес прячется и молчит, надеясь пережить это время и на всякий случай выводя свои финансы за границу.

Ведь, на самом деле, вам хорошо известно на чем держится эта власть и как она устроена. Владимир Путин является гарантом некой стабильности и порядка, для его близкого окружения, которые могут зарабатывать свои капиталы, при существующем порядке. Но как только действующий президент утратит свой контроль над массами, он сразу же станет не нужен даже и его близким друзьями, потому что глядя на их лица становится понятно, какие ценности у этих людей, — только прагматичные.
Сменить власть в России можно ненасильственным путем и даже не ходя на митинги. Нужно просто перестать направлять свою личную энергию на поддержание этой власти. (примеч. - это уже исправленный автором текст манифеста, изначально речь шла о насильственном, см. пост полностью)
..За этот год, вы, имея все же неоспоримое влияние на большое количество людей, а иногда являясь авторитетами для миллионов, вы можете существенно снизить позицию Путина и его власти в глазах наших граждан, тем более среди молодежи. И если Владимир Путин победит на выборах уже не с таким количеством голосов, на которой он рассчитывает, то его позиция в глазах тех, кто за ним стоит сильно понизиться. И с этого момента начнется медленное угасание силы этой власти."
---
Вот так-то. Понятно, откуда ноги растут?

А вы говорите - "Софочка", выставляя виновным стрелочника, действующего в рамках высочайшего повеления.
Если б только она, высокопоставленный, но всего лишь клерк Минкульта, там, как видите, совсем другие люди в теме и в доле, фамилии их вы услышали сами - и ФСБ там очень даже есть чем заняться, похоже...

P.S.
Кстати, последний материал о Суркове, завершающий штрих -

и еще пара старых о нем же -