Ученье свет неученье тьма. Ученье свет, а неученье тьма

СВЕТ 1, а (у), м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ученье свет, а неученье тьма - Ср. Мой сын учись ученье свет, А неученье тьма; А жизнь на все уж даст ответ По своему, сама. В.С. Курочкин. Завещание. Ср. Ученье не только свет, по народной пословице, оно также свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание... Тургенев … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Ученье свет, а неученье тьма - Ученье свѣтъ, а неученье тьма. Ср. Мой сынъ учись ученье свѣтъ, А неученье тьма; А жизнь на все ужъ дастъ отвѣтъ, По своему сама. В. С. Курочкинъ. Завѣщаніе. Ср. Ученье не только свѣтъ, по народной пословицѣ, оно также свобода. Ничто такъ не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Ученье - свет, учёных - тьма - (от посл. Ученье свет, а неученье тьма о важности образования) 1) исходное знач.; 2) об обилии людей с высшим образованием, с учёной степенью …

Ученье - свет, а неучёных тьма - (от посл. Ученье свет, а неученье тьма о важности образования) 1) исходное знач.; 2) об обилии необразованных людей … Живая речь. Словарь разговорных выражений

СВЕТ - муж. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от… … Толковый словарь Даля

ТЬМА Толковый словарь Ушакова

тьма - 1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… … Толковый словарь Ушакова

ТЬМА - 1. ТЬМА1, тьмы, мн. нет, жен. 1. Отсутствие света, освещения, мрак (то же, что темнота в 1 знач., но чаще книжн. поэт.). «Во тьме ночной ступает легкою ногой.» Пушкин. «Нависла тьма, окутав лес и небо.» Максим Горький. Непроглядная тьма. Ночная… … Толковый словарь Ушакова

СВЕТ - (1) СВЕТ (1) света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 км в секунду. Лечение синим… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Степь , Чехов А.П. , Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичев, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленький… Категория: Русская Классика Издатель: Public Domain , Купить за 33 руб
  • Жизнь или смерть! , Влас Дорошевич , «Г-н Тимковский (со сцены. Наставительно): – Ученье (с просветительным лицом) – свет. Неученье (мрачно сдвигает брови) – тьма. (Убежденно). Мрак есть зло! (Сжимая кулаки). С мраком надо… Категория: Драматургия Издатель: Public Domain , Купить за руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)

Пообщаемся на предмет образования? Желательно в юморной форме, но о себе, о жизни.
Сначала расскажу о себе. Смешного мало, но забавные (адреналинные) моменты есть.
Закончила я 12 классов (у нас в стране школа или до 9, или до 12 класса). 6,8,9 класс была отличница. Другие классы закончила с одной-двумя четвёрками. В 10 классе впервые получила за полгода (некоторые предметы в старшем классе оценивались за полгода, некоторые - за четверть) по русскому языку 3!!! Для меня это был шок! Не столько из-за тройки, сколько из-за предмета. Потому как всегда обожала русский, литературу и математику. Ну да, странно - гуманитарий-математик. И стихи пишу, и цифры в уме умножаю Ну да речь не об этом))) Тройку исправила на четвёрку и в 12 классе получила табель с пополамом - 4/5 по предметам. медалей не получила… А ведь так хотелось. Хотя б серебряную. Не дотянула
Экзамены. Вот тут у меня был и взлёт и падение.
Взлёт: за экзамен по родному языку, то бишь - сочинение, единственная в своём районе (примерно 20 школ) получила высший бал! О боже!!! Как же была счастлива Сочинение писала совсем не по шаблону! В нём были мои рассказы и оно было написано в виде исповеди дневнику (ну, когда дневники свои ведут и рассказывают о самом сокровенном ему).
А вот падение было феерическим. Надо сказать, что мечтала после школы пойти или в полицейскую академию, или на адвоката. Или же на журналиста, или же на социального работника с молодёжью. Полицейская было в приоритете. И дальше - по списку Увы и ах…
Экзамен по-английскому языку (тест) мы сдавали так: медленно ходит учительница по енглишу между рядами с листочком в руках, на котором были написаны все ответы. Конечно же - все списывали с этого листочка. Учительница же!
Из своего - было только сочинение на (выбранную из предложенных) свободную тему. На английском, конечно же.
По плану от министерства образования - на экзамене должно было быть 4 ряда учеников. Однако столы расставили на 3 ряда - последний ряд раскинули по другим рядам. НО! Когда сдавали экзаменационные листки - вот их уже распихивали по 4 конвертам, как и было запланировано министерством образования.
Итог: выборочно министерство образования сверило работы именно с нашего конверта и обнаружило, что ровно 3 ошикуи (учителя специально так сделали, с ошибками, что бы не было подзрений. Не удалось )в тесте у всех совпадают. Есть одно НО - это действительно было выборочно. Потому как если бы проверили всю щколу - то эти 3 ошибки были бы во всех 4 конвертах
Конечный итог: экзамен по английскому у меня (и моих одноклассноков с моего конверта (не ряда)) аннулирован.
Был суд, было дело. Решено восстановить только наше собственное. А именно - сочинение. К иностранным языкам (не то что русский!!) я в то время тяги не имела, и потому всего 11 баллов из 20 возможных.
Плакала моя полицейская академия. Сразу и бесповоротно.
Плакал во мне умерший адвокат. В той же самой академии.
Пока была эта волокита с судом и восстановление хоть каких-то баллов - многие нормальные учебные заведения прекратили приём документов. Благо - на таможенника ещё брали. И на соцработник нашла колледж. В прочем - ещё подала в Морскую академию, потому как возле дома. Да и вообще - на всякий случай. Подала на штурмана - это кстати будет тоже шикарная история. Но чуть позже
Таможенник. Раз нет для меня пути полицейского или адвоката - в списке оставшихся заведений мелькнул таможенник. а почему бы и нет? Тоже прикольная профессия (да-да, папа у меня мальчика хотел. А родилась я ). Именно в этот год именно это учебное заведение вдруг поменяло статус с профессионального в высшее… И именно в этот год 80% выпускников этого заведения подали документы в него же, но уже на высшее. Понимаете о чём я? Шансов поступить со столроны - 0 целых 1 десятая. Не поступила.
СоцРаботник с молодёжью. Пришла на собеседования. очередь - поезд и до-хрена вагонов и маленьких тележек. 3 часа присидела не окне - очередь сдвинула на пару-тройку метров. А до меня - ещё человек 50… в общем - ушла. не дождавшись.
Остаётся мореходка. Ооооооооо да!!! Прихожу на собеседование. Говорю - хочу на штурмана. Мне - «дЭвушка?! Вы чего!? Мы девушек на штурманов не берём. Может вам лучше пойти на… синоптика. например. Или в рыбное обслуживание. Или, особенно, на тальмана (это в порту груза принимают которые. Или распределяют транспорт. Одним другим словом - портовая логистика. Курс так и назывался „управление морским транспортом или портовый инженер“)» Говорю - давайте на тальмана! (а у самой мысли - всегда можно перейти после первого курса). Меня переводят. Иду писать сочинение. Пишу им «Это - полная дискриминация. Хочу быть штурманом. А мне говорят - девушек не берут. Мы же в 21 веке живём и девушки освоили почти все мужские профессии..» ну и далее примерно всё в том же тоне и стиле)) Сдала сочинение.
Прихожу на окончательное собеседование. захожу в кабинет. А одна из комиссии восклицает: «Так эта же та девушка, которая про дискриминацию писала!!»… Допрос был долгий (дольше, чем у всех). И жёсткий. Прошла. Поступила.
Отучилась первый год и… решила не переходить. Больно летняя практика понравилась тальманом, которую, кстати, нашла сама. Да за неё ещё и платили (опять же - единственная в академии кто так масленно устроился ).
Второй год… Оба эти года на мою… хм… с параллельного класса девочку… наезжали сокурсницы. В школе я до этого с ней не особо общалась. В академии подружилась. защищала как могла. Пару раз даже пришлось подраться. Не смотря на то, что с той стороны была дылда - люлей она хапнула. Не сильных, но обидных.
Вика (та, которую защищала и подружилась) взяла академический отпуск на год. Я отучилась пол третьего курса и тоже взяла отпуск. Стало тоскливо без Вики (она в эстонском шпарила и очень помогала в этом. В общем - у каждого была своя выгода. А училась я на эстонском и, как уже писала выше, с чужими языками проблема). Поэтому на третьем курсе с полгода я тоже взяла отпуск на полгода, что бы в следующем году продолжить обучение.
В следующем году с полугода пошла сново учиться. Офигеть!!! За этот год система образования поменялась и появились новые предметы. Оказалось, что мне надо их сдать, что бы продолжить обучение. Вот как, оказывается С горем пополам сдала, на минимально-проходной балл…
Учусь третий курс и понимаю, что не тяну. Кое-как закончила.
Начинаю 4 курс. Кое-как тяну. Уж не знаю, почему так. Вроде и мозги есть, и Вика помогает (мы с ней снова в одной группе. да. Естественно)… Да вот не тяну, и всё. полгода отучилась, беру ещё полгода академки (за всё время обучения можно брать 1 год академического отпуска и даже разбивать его на 2 раз по полгода, как я сделала ). Решаю, что в следующем году первые полгода обязательно хожу, даже не числясь в списках. на лекции. Для общего образования.
Ходила раз в месяц на какую-нибудь (снова новую!!) лекцию. Всё остальное время - работала (Жила уже 2 года как одна. Это, кстати, тоже может повлияло. Родителей же нет под боком, которые пнут). Другие полгода пыталась вникнуть в опять новые предметы. Не вникла. В итоге - по глупости - на всё забила. Контрольные написала на троечки. А на 2 из 3 экзаменов просто не пошла.
Так и осталась без образования. Кстати - тальман- это единственная практика, которая понравилась. После 2 курса была практика логиста - там уже не платили и требовали. И там я поняла, что мне эти профессии не интересны.
Сейчас с средним образованием зарабатываю то нормально, то впритык (от работы зависит). Знаю людей с высшим - работают продавцами в магазинах. Знаю людей с основным или средним образованием, кто зарабатывает нормально.
Помню, в школе был в классе двоечник. Но, зараза, начитанный. И троечник, который до сих пор бизнесмен. Считаю, что если есть жилка - то образование совсем не важно. А вы как считаете? И есть ли у вас интересные или поучительные истории?
Пообщаемся на эту тему?

56 комментариев

В школе училась очень легко и никто никогда не помогал. К 10-му классу стало скучно и почти перестала заниматься. Т.е. могла месяц-другой не учить химию и физику, а потом сама «догоняла» и разбиралась, чтобы в табеле были нормальные оценки. Любила одинаково математику и литературу, но любимая учительница литературы объяснила, что лучше заниматься точными науками - больше шансов на нормальную работу. Я хотела поступать в институт радио-электроники, но тут уже вмешался мой преподаватель математики и сказал, что шансов у меня никаких - во-первых девочка, во-вторых еврейка. И я пошла сдавать документы на механико-математический факультет университета. Математику письменную решила и пошла показывать задачи своему школьному учителю. Он схватился за голову и сказал, что таким диким способом решать было нельзя - но ответы у нас совпали! А вот на устной математике меня «валили» внаглую, но это поняла я только потом. Я ответила на свой вопрос и мне стали задавать дополнительные. Я отвечаю - преподаватель что-то у себя отмечает. Потом к нему подошел проверяющий и спросил, как я отвечаю. И этот преподаватель показывает свои заметки и говорит: «Она не знала вот это, это, это...», - на все мои ответы! Мне было 17 лет, и у меня просто пропал дар речи! Получила я «3» и пришлось мне перевестись на вечернее отделение. Нашла работу курьера и после работы шла на занятия. Самое трудное первое время было - не уснуть на лекции. До сих пор помню, как ко мне обращается преподаватель, а я не могу открыть глаза… Потом привыкла, втянулась. После университета 15 лет проработала программистом в институте - без диплома никто бы со мной и не разговаривал. Жаль, что тогда еще не было компьютеров, и я работала на ЭВМ. Потом началась перестройка, институт мой (всесоюзный) накрылся, и еще 10 лет я продавала на улице книги. Вот тут диплом действительно был не нужен. А потом я уехала в Германию и даже не стала подтверждать свой диплом - кому я нужна, если за 10 лет техника абсолютно изменилась.

Т.е. с 7 класса на учебу я забила уже сильнее, на мне была Художественная школа три дня в неделю (в которой мне спуска не давалось, училась я у мамулика… и подводить маму-педагога НЕимела права), добавились тренировки три-четыре раза в неделю… ну когда учиться то? Кстати об отношении педагогов к детям, любили ж только отличников, середничков не замечали, вспоминается выпускной экзамен по математике, решила я все быстрее всех, оглядываюсь… все еще пишут, отличники сидят, а можно работу сдавать если уже справился… ну я и пошла сдавать, а учителка вылупилась ан меня, листок не берет и так мне покровительственно " ну попробуй, может чего нибудь еще вымучаешь?", я плечами пожала «сделала я все»-говорю, она уткнулась в работу… и онемела, а я просто удалилась. Думаете 5 поставила? нашла, что в одном из примеров, я не подчеркнула карандашом ответ, вот вопрос… такая ошибка отличнику простилась бы? однозначно, я осталась с четверкой… но я все равно победитель Художественную школу я закончила в 8 классе (учились мы тогда 10 классов), урожденная у двух художников, выбор профобразования даже не вызывал сомнения, тратить два года на школу, до поступления в училище я не стала, поступила в училище после 8 и правильно сделалаВ училище тоже две жизни тянули меня пополам, уже захвативший меня спорт и учеба, училище я кончила хорошисткой, спорт я завершила мастером спорта)) ну вот как то так До сих пор обидно за итоговый экзамен по математике. Я, сдуру, решила, что надо считать поточнее и насчитала до 3 знаков после запятой. То есть, где ответ был, например 0,57 у меня стояло 0,568. Проверяющие вникать не стали и посчитав это ошибками поставили 3 . После школы поступала в пед на исторический, но тут взбрыкнул мой организм, через 5 дней житья в областном центре у меня на каждом вздохе начало резать легкие, я плюнула и забрала документы. Училась дома в техникуме на экономиста-менеджера, закончила почти на красный диплом, мешала только одна тройка - по бухучету (там план счетов надо было вызубрить), правда секретарь, которая печатала диплом, то ли опечаталась, то ли решила, что это ошибка, но напечатала мне вместо единственной тройки - 5 . По специальности на работала, но знания пригодились. Работала сначала продавцом, потом бухгалтером (при моей-то нелюбви к бухучету ) Вышку получать не стала - нет смысла при отсутствии перспектив. Правда, всем говорю, что, как минимум, половина вышки у меня есть, так как когда заочно учился муж сначала к техникуме, потом в институте 2/3 курсовых и диплом я писала. Из-за этого даже прикол вышел. Муж рассказывал: Объявляют оценки за курсовую: Тройки получили… Моей фамилии нет, четверки получили… Моей фамилии нет! пятерки получили… Моей фамилии ОПЯТЬ нет, блин, неужели незачет?! И тут ректор говорит: А особо хотелось бы отметить - и называет его фамилию - Ну, иди рассказывай! А гад этот работу даже не читал! Вышел и честно признался, мол так и так, работу писала жена! Ректор посмеялся и поставил ему 4, потом попросил все материалы записать на диск и последующим учащимся тыкал его в нос и приговаривал: вот так писать надо! Я когда эту работу писала вторым ребенком беременна была, может из-за этого такое вдохновение напало А к диплому Вовка уже родился, не до учебы было и больше чем на 4 диплом не вытянул

Ооо, вот это темка! Щас спою. Как пустить свою жизнь прд откос)))
Началось с того, что в школу меня сдали в 5 лет. Тетя-завуч сказала, что если пойду шестилеткой (день рождения в октябре), то буду лодырем, ибо читать-писать умела бегло и запоем, знала таблицу умножения, плюс несколько томов детской энциклопедии знала наизусть. А чем еще заняться детенышу-доходяге, если дома шуметь низзя (бабушка артистически имитировала сердечный приступ, если ей что-то не нравилось, а потом по-настоящему заболела раком, за счет ухода протянула еще 10 лет, но в невменяемом состоянии. Так что школа прошла адским адом. Клоп-малолетка-хроническая отличница, которой затыкали все дырки. Да еще и любимчик биологички, химички, физика и математички. А любимчикам везло особо. Им давали отдельные задания, так что даже списать у меня было нельзя. Короче, бесполезный член общества, к которому на исправление сажали хронических двоечников и болтунов. Это считалось «фу» и непрестижно)). Так что от учебы меня ничего не отвлекало, ни дружба, ни шалости, ни мальчики. Хотя нет, мальчик как раз был. Такой же изгой - диабет, родители алкаш и шизофреничка. Дите устрашающей внешности, но начитанное до потери адекватности. И в три раза больше меня. Я его боялась жутко, остальные просто лупили. Тот отсутствие тумаков с моей стороны воспринял как благосклонность и начался период штурма моей крепости. Самыми неадекватными и неприятными способами - от поколачиваний до распускания слухов, что у нас уже все было. Ага, в третьем -то классе))) Ад, кстати, не закончился, он живет по соседству и все еще на что-то надеется, но все так же неадекватно: агитирует меня в разные секты, приходя с веником цветов с ближайшей клумбы. Доходило до того, что я из дома выходить побаивалась. Ну это лирика, а физика - закономеная медаль несмотря на попытку ненавидящей меня исторички влепить четверку за пропуск контрольной (я три недели каталась по олимпиадам, привезла дипломов стопку). Директриса-математичка прижала историчку к ногтю, та вызвала меня на индивидуальный допрос и гоняла по всему курсу. Срезать петерку не получилось, и вот, пора пожинать плоды наук, вбиваемых в голову в профильном математическо-естественнонаучном классе. Сдавать один экзамен, выбор между медицинским и универом, где я прожила почти год, готовясь к олимпиадам. В мед прошла бы без экзаменов, формальность в виде собеседования. В универ - один экзамен. Тут всполошились родственники: у детеныша аллергия на формалин, низзя в мед! Ага, на биофаке ентого формалину -ну просто завались! Долго ли, коротко, моя мечта заниматься математикой, физикой, химией и биологией сбылась на биофаке сполна. А еще политэкономией, диаматом, научным атеизмом, марксистско-ленинской философией и пр. А тут хлоп - и нет коммунизЬма. И все по второму кругу, с противоположным знаком: политология, буддистская философия, история религии, западные запрещенные барабанщики вроде Рона Хаббарда и прочие перекосы ранних 90-х. В итоге башка пухла от 12-14-часовой учебы, а тушка сдувалась до рекордных 30 кг в 19 лет. Маму вызывали в деканат и среди нее проподили воспитательную работу, низзя же ребенка так учиться заставлять. А я самоубийственно еще и работала в Институте леса с 16 лет. Естественно, наука-конференции-доклады-олимпиады, диплом-диссертация и пачка публикаций, куда без аспирантуры? И вот приходит звиздец. Меня не могут поделить универ и институт леса. Как итог - две трудовые книжки, в одной стаж с 1991 г, во второй -с 1997. Первая недействительна. Каково? В итоге меня выдергивают в институт леса, а руководитель сваливает в Америку. Я двигаю науку вбок самостоятельно, в единственном теплом помещении института, где отключена вода и тепло, сторожу личинок вредителей леса, грею их тепловентилятором, а сама ноги грею системным блоком компа со снятой крышкой, рисую всякую математику и обрабатываю портреты вредителей. Потом наступило лето, я его все провела раком в траве, фотая всяких гадиков чуть ли не первым цифровым фотоаппаратом в Красноярске. я там что-то про аллергию говорила, ага))) Итог - диссертация, убитое в хлам здоровье, мне 26, личной жизни ноль без палочки, 600 р зряплата раз в полгода, на дворе 2000-й год. Умирает скоропостижно отец, заболевает сильно мама, и недокандидат недонаук, 4 года просидев методистом, опять внезапно учится, на этот раз дистанционно, управлению малым бизнесом, ага! И неплохо сижу двух стульях дизайнера и проректора по науке в вузе. Кто бы знал, что через 8 лет второй диплом пригодится))). И вот 5-й год управляю своим малым бЫзнесом. Произвожу фенечки и кручу проволочку, чем успешно занималась в песочнице, не убив почти 20 лет на учебу))) Только смогла бы я продержаться без этой науки выживать?

In our country we have got different types of education, for example: primary, secondary and higher education.

Children in Russia start school when they are six or seven years old. They go to a primary school until they are nine or ten. Then they go to a secondary school. They leave when they are sixteen or seventeen. When young people finish school they get school-leaving certificate. Next academic year young people can get a job or they can go to an institute or university. But same young men go to army.

In our country higher education is very expensive. But if you have got good mark for school state exams you can study free and even get scholarship. Higher education can be internal and correspondence formation. Special of kind education it is remote training. It is education when you can learn some subjects at home with the help of computer.

The higher education lasts on the average 5 years. At the finish young people have examinations and if they pass them successful they get diploma. When young people leave university, they can get a good job or go to another university and get secondary higher education.

I have passed three steps of education. I started my primary school when I was six and went to there until I was nine. Then I went to a secondary school and left it when I was sixteen. I had got good mark for school state exams and I went to internal university. Now I study free and even get scholarship. Now I finish the fifth year, soon I will leave university and get my diploma. Next academic year I want go to another second university. But it will be correspondence formation and I will can work and study.

In Russia we speak: "Training is light, and not training is darkness". I think it a true saying.


Перевод:

В нашей стране у нас есть несколько типов образования, к примеру: начальное, среднее и высшее образование.

Дети в России идут в школу, когда им шесть или семь лет. Они ходят в начальную школу, до девяти лет или десяти. Затем они идут в среднюю школу. Они покидают ее, когда им становится шестнадцать или семнадцать лет. Когда молодые люди оканчивают школу, они получают аттестат об окончании школы. В следующем учебном году молодые люди могут устроиться работу или могут поступить в институт или университет. Но некоторые молодые юноши идут в армию.

В нашей стране высшее образование стоит очень дорого. Но если Вы получили хорошие отметки на школьных государственных экзаменах (ЕГЭ), Вы можете учиться бесплатно и даже получать повышенную стипендию.

Высшее образование различается на очное (дневное) и заочное обучение. Особый вид обучения это - дистанционное обучение. Это - образование, когда Вы можете изучить некоторые предметы дома с помощью компьютера.

Высшее образование длится в среднем 5 лет. В конце обучения молодые люди имеют экзамены и если они их сдают успешно, они получают диплом. Когда они покидают университет, они могут устроиться на хорошую работу или продолжить учиться в другом университете и получить второе высшее образование.

Я лично прошла три шага образования. Я пошла в начальную школу, когда мне было шесть лет, и ходила туда, пока мне не исполнилось девять лет. Затем я пошла в среднюю школу и покинула её, когда мне было шестнадцать лет. Я получила хорошие отметки на школьных государственных экзаменах, и я поступила в университет. Сейчас я учусь бесплатно и даже получаю повышенную стипендию. В данный момент времени я оканчиваю пятый курс обучения, скоро я покину университет и получу мой диплом.

Пословица: Ученье — свет, а неученье – тьма.

Смысл пословицы:

На первый взгляд можно подумать, что в данной пословице ученье ассоциировано со светом потому, что издавна «свет» близок по значению к понятию «добро», как и «зло» обычно связывается с «тьмой». Однако дело не только в устойчивых ассоциациях. Принято считать, что данная пословица говорит о пользе и благе, которое несет с собой образование. Таким образом, знание становится для человека как бы маяком, освещающим дорогу жизни. Соответственно, отсутствие знаний – тьма, которая застилает взор и не дает увидеть правильного пути, всех возможностей и препятствий. Неспроста ведь еще с давних времен безграмотных людей называли «темными». И в современном мире мы можем найти массу примеров, где знания и учение могут нести нам пользу, благо, свет. Знание элементарных законов физики, правил безопасности и основ первой медицинской помощи очень часто помогают в жизни.

Но если смотреть глубже, стоит обратить внимание на слово «учение». Оно ведь обозначает не знание фактов, не наличие документов об образовании, а скорее процесс обучения. Таким образом становится ясно, что именно обозначает пословица. Переводя ее на более конкретный лад, можно сказать: пока человек учится, он развивается, идет к свету, а как только перестает учиться, деградирует, погружается во тьму. Именно этот смысл должен заставить многих, особенно формально окончивших свое образование людей, задуматься. Достаточно ли времени они уделяют открытию нового, в полной ли мере подвергают свой ум нагрузке, тем самым развивая его? Ответ на этот вопрос у каждого свой, а правильный путь один – ученье.

Похожие по смыслу пословицы, аналоги:

  • Ученье – красота, неученье – простота.
  • Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
  • Грамоте учиться — всегда пригодится.
  • Красна птица перьями, а человек ученьем.
  • Мир освещается солнцем, а человек — учёбой.

Ученье — свет, а неученье – тьма: кто сказал это впервые?

Крылатые выражения из произведений или меткие афоризмы известных людей часто приобретают пословичное значение и прочно входят в разговорную речь. Со временем уже не представляется возможности выяснить, кто сказал выражение впервые: конкретный человек или народ в широком понимании этого слова… Так обстоит дело и с выражением » Ученье — свет, а неученье — тьма».

В 1862 году вышел в печать сборник Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа». Это был плод грандиозных, многолетних трудов автора. В книге этой уже присутствует выражение » Ученье — свет, а неученье — тьма» в качестве пословицы. Но многие интернет-источники (в том числе «Вики-цитатник») приписывают авторство выражения великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.

Годы жизни Суворова: с 1730 по 1800 г.. Сборник Даля был опубликован позднее. И можно сделать вывод, что действительно Суворов впервые сказал фразу «Ученье — свет, а неученье — тьма» . А со временем она так понравилась народу, что обрела пословичное значение.

Тот факт, что Суворов сам был глубоко образованным человеком, одним из основоположников русского военного искусства, подтверждает это.

Рассказ к пословице

В 5 классе детям часто дают задание: Придумать небольшой рассказ, используя пословицу «Ученье — свет, а неученье — тьма» . Полезное для умственного развития задание, но не всегда получается сразу подобрать пример. Мы подскажем несколько идей, которые, надеемся, помогут вам справиться с заданием 😉

  1. «Ученье — свет, а неученье — тьма» — очень мудрая русская народная пословица. Знания приносят огромную пользу человеку, а безграмотному, глупому человеку приходится в жизни туго. К пословице можно подобрать множество примеров из жизни. И со мной однажды произошел случай, благодаря которому я понял, что ученье — это свет, а неученье — тьма. (и далее следует пример из жизни)
  2. Ученье дает нам знания, которые открывают новые возможности и светлые пути. А человек необразованный, безграмотный прозябает в незнании и темноте. Так очень часто происходит в жизни… И далее следует рассказ: Жили-были два мальчика. Один учился прилежно, а другой на занятиях баклуши бил. Во время летних каникул пошли мальчики вместе в лес и заблудились. Сперва кричали друг другу, аукали. Потом разминулись в лесу. Образованный мальчик вспомнил уроки по окружающему миру и смог выйти из леса, ориентируясь по солнцу, мху на деревьях, расположению муравейников. А лентяй не знал этого, растерялся, сел под кустик и заплакал. Наступила ночь, тьма заполнила лес. Пришлось мальчику заночевать в лесу. Хорошо, что утром подоспела помощь, и родители забрали мальчика домой. На всю жизнь лентяй усвоил этот жизненный урок, и на собственном примере понял, что «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Каждая пословица или поговорка имеет собственную уникальную историю происхождения. Пословица «Ученье — свет, а неученье — тьма» более двух столетий влияет на культуру русского народа.

О пользе обучения русский народ знал издавна. Минимум, детей учили ремеслу и основам богослужения. Наряду с этими знаниями дети нередко овладевали также навыками чтения, письма. Детей знати обучали учителя, выписанные из-за границы. При этом существовали различные школы, училища, гимназии.

Уже в Средневековой Руси существовали «училища», что смог доказать историк 19 века Даниил Лукич Мордовцев. Он опровергнул тот факт, что просвещение на Руси началось лишь с правлением Петра I. Достоверные источники - постановления Стоглавого Собора, книга «Стоглав», выпущенная при правлении Ивана IV в середине 16 века, имела разделы об образовании.

Полководец Александр Суворов

Ученье - свет, а неученье - тьма: кто сказал, чьи слова, кто автор?

Крылатое выражение принадлежит Суворову Александру Васильевичу, русскому полководцу. Будущий основоположник военного искусства обладал хилым телосложением в детстве, поэтому родители ориентировали его на гражданскую службу. Он тянулся к знаниям, получил хорошее разностороннее образование, которое постоянно совершенствовал.

Благодаря своим знаниям и умениям князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи смог стать генералиссимусом русской армии, генерал-фельдмаршалом австрийской армии, оказывать существенное влияние на исход войн, обучать войска. Видя, какое огромное влияние оказывает научный подход, разработка стратегии и совокупность знаний из разных областей, А.В. Суворов питал глубокое уважение к знаниям.



Как объяснить смысл, значение пословицы «Ученье - свет, а неученье - тьма» для детей 1 класса школы?

  • Человек, обладающий скудными знаниями, словно находится в темной незнакомой комнате. Передвигаясь, он натыкается на предметы, спотыкается, ему тяжело найти выход, не может точно определить, что ему делать и куда идти. В освещенной же комнате передвигаться легко и просто, как и образованному человеку по жизни.
  • Люди, обладающие большим багажом знаний, могут быстро найти выход в любых ситуациях. Они видят больше вариантов решений вопросов и выбирают наилучший. К тому же, они не так боятся решать сложные вопросы, поскольку знают, как поступить правильно. Именно поэтому образованные люди чаще реализуют свои мечты и становятся космонавтами, врачами, исследователями, летчиками, бизнесменами.
  • Раньше малообразованных людей называли «темными», «бредущими во тьме».


Происхождение пословицы – «Ученье - свет, а неученье - тьма»: описание

  • Автором пословицы является Суворов А.В. Но впервые ее опубликовал в 1862 году в своем сборнике «Пословицы русского народа» В.И.Даль. В дальнейшем пословицу в своих творениях использовали многие русские писатели.
  • Но впервые идею о ценности знаний высказали значительно раньше. В ветхозаветной книге Библии «Екклесиаст», написанной 1000 лет назад, большое значение уделяется мудрости и ее познанию: «И я увидел, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы». И добавляется, что мудрый человек - видит ясно, глупый же окружен тьмой.
  • Книга «Екклесиаст» была популярной, переводилась на много языков, поэтому она сохранилась не только на древнееврейском языке. Аналогичные пословицы имеют различные страны по всему миру.


«На ощупь» жить сложнее

«Ученье - свет, а неученье - тьма»: как правильно пишется?

Правильное написание: «Ученье - свет, а неученье - тьма».

  • слово «ученье» — это разговорный вариант слова «учение», но в данном случае оно пишется именно через «ь», поскольку является фразеологизмом;
  • в слове «неученье» частица «не» пишется слитно, поскольку это существительное и ему нет противопоставления с частицей «а».
  • в предложении слова ученье, неученье - подлежащее, а слова свет, тьма - сказуемое. В случаях, когда подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи, в данном случае - существительным, между ними ставится дефис, который выполняет роль глагола-связки.

Ученье - свет, а неученье - тьма: это пословица или поговорка?

Эта фраза является пословицей, поскольку обладает всеми признаками пословицы, которые отличают ее от поговорки:

  • это законченное выражение;
  • фраза состоит из двух частей;
  • носит обобщающий поучительный характер;
  • имеет конкретный вывод, а не просто характеристику, выражающую эмоциональное состояние.


Какой рисунок подходит к пословице - «Ученье - свет, а неученье - тьма»?

Каждый человек в детстве имеет какую-то мечту. Для ее достижения необходимо много работать и много знать. Физику-ядерщику необходимы точные науки, врачу - биология, генетика, юристу - своды законов, трактористу - ПДД, механика и т.д. В любой области специалисты высокого класса ценятся.

Главное знать цель и упорно постигать знания в нужной области. Лучше быть обувщиков высокого класса, шить красивую, удобную, стильную обувь, которая будет нравиться людям, чем посредственным экономистом, ненавидящим работу.

Ученье - свет, а неученье – тьма: какие антонимы подходят?

Антонимы:

  • к слову ученье - неученье, невежество, необразованность.
  • к слову неученье - ученье, ученость, образованность.
  • к слову свет - тьма, мрак, темнота
  • к слову тьма - свет, явь.

Только благодаря знаниям можно в жизни добиться желаемых целей, стать целостной личностью. Хорошая успеваемость в школе по предметам гарантирует грамотность, но, к сожалению, не гарантирует приобретения жизненной мудрости. Только целостные самодостаточные личности могут стать примером для подражания. Совершенствоваться необходимо всю жизнь, постигать свою суть, воспитывать в себе стойкость.

Видео. Видеомотиватор: Ученье — свет, а неученье — тьма

Видео. Ученье — свет