Сказка про мягкий и твердый. Сказка про мягкий и твердый знаки

В сказочной городе «Алфавитске» жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:
- Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.
Гласные радостно заголосили, а согласные согласились.
- Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.
- Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.
И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.
В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.
Тяжелые времена наступили в жизни букв.
- Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.
Ее поддержала буква Д:
- Нужно собираться в дорогу!
Буква А скомандовала:
-Завтра в поход!
Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:
-Внимание! Мы садимся на мель!
Но вместо этого получилось:
-Мы садимся на мел!
Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.
Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:
“Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул”.
Но голос не слушался ее. Вырвалось: “Чтобы каждый остановился, сел, отдохнул”.
Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.
- Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.
Но все услышали только “разжигайте угол” и послушно подожгли края палатки. Начался
сильный пожар и буквам пришлось его тушить.
Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.
Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.
С тех пор у каждого жителя города «Алфавитска» была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Текстовая часть публикации

Тема урока: Буква Ь и Ъ знак
.
Цель:
обобщить знания о разделительных ь и ъ знаках, закрепить знания о правописании ь и ъ знаков в словах; отрабатывать навыки выделения орфограмм. Оборудование: проектор, ноутбук,презентация, толковые словари С.Ожёгова.
Ход урока.

1.Организационный момент.

Пусть книги друзьями приходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Этот домик не в леске,

А в нашем классе, на доске.

Результатов, чтоб добиться,

Вам придётся потрудиться.

Ребята, сегодня урок у нас будет необычный.

Кто вместе с нами присутствует на уроке?

Д. Злая Колдунья и добрая Фея

Какой праздник у нас на пороге?

Д. Новый год

У. А в новогоднюю ночь происходят чудеса!!!

Посмотрим какие чудеса произойдут с нами сегодня.
Слайд 1.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2.
Уч.:
– Какое слово лишнее?

Д.:
– Лебедь – начинается с мягкого согласного звука, остальные – с твердого.
Уч.:
– Что общего во всех этих словах?
Д.:
– Во всех словах нет мягкого знака на конце слов, он смягчает согласный звук.
Уч.:
– Какую закономерность заметили во всех словах?
Д.:
– Во всех словах букв больше, чем звуков. Мягкий знак не обозначает звук. Какие две буквы не обозначают звуков? Разделительный мягкий и твёрдый знак. Слайд 3.
3
.
Объявление темы урока учащимися.
Уч.: – Ребята, посмотрите на доску. (На доске написано столбиком (семя– сем…я, сели –с..ели) Все ли в порядке со словами? Д.:– Нет порядка в словах второго столбика. Не хватает букв ь и ъ знака. Уч.:–Если этих знаков не будет в словах, что изменится? Д.:– Лексическое значение слов. Уч.:–Какова же тема сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться? Д.:–Буквы ь и ъ знак в словах. Будем различать ь и ъ знаки, познакомимся с их правописанием.
Работа в парах.
Составьте слова, которые оканчивались бы на –СЬ,-НЬ,-ЛЬ.
4.Словарная работа. Работа над развитием речи
Красногрудый,чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине, Он появится опять (Снегирь)
Слайд 4. Запись предложения. Птицы – наши друзья. Кто изображён на фото? Д.:–снегири. Уч.:– Поставьте это слово в форму единственного числа. (снегирь),составьте текст про снегиря.
Вам предстоит поработать в группах.
Каждая группа зачитывает предложения. Для записи на доске выбирает одно. Объясняют орфограммы. –Слайд 5. Снегирь– красивая птица. Грудка у него красная, спинка –чёрная. Снегирь любит рябину.Он похож на яркий шарик, на румяное яблоко. – Можно ли данные предложения назвать текстом? Докажите. –А теперь каждая группа должна определить, как она поработала. На парте 3 яблочка разных цветов.
Зелёное яблоко
- выбирает та группа, которая считает, что поработала безошибочно.
Жёлтое яблоко
-допустила недочеты,1 ошибку.
Красное яблоко
- были ошибки, была оказана помощь другими группами. Составьте схему слова:яблоко. Вспомните секрет про «я» Буква я обозначает два звука в начале слова После гласного Один звук после мягкого согласного Яблоко –это словарное слово 5.
Работа над темой.

6.Физминутка

Уч. Ребята, а что любят взрослые и дети?

Д.Сказки.

Уч. А какие бывают сказки?

Д.Волшебные, бытовые и сказки о животных.
Слайд 6 Сказка про ь и ъ знак. Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в гости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковые: ми, ми, ми, ля, ля, ля… Но жили среди них буквы, с которыми никто не дружил. Гласным и согласным буквам не нравилось, что ь и ъ знак не обозначают звуки, не умеют говорить, все время молчат. И жилось этим буквам плохо, одиноко, поэтому они такие хмурые. Жил ь знак в деревне глухой.И у него не было друзей, скучно ему жилось одному. Решил ь знак пойти по белому свету, по соседним деревням искать себе друга и верного товарища. Шёл он долго горами,. полями, лесами. Забрёл он в деревню из 32 домов где жили 32 буквы. И все были ему не рады. Никто его не приютил и чаем не угостил.Постучался ь знак в 33 дом ик и к к нему навстречу вышел … Всем известно без подсказки: Твердый знак- как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. Обнял он ь знака,пригласил его в дом,отогрел и сладким чаем угостил. Обрадовалдся ь знак.Вот так и стали они верными товарищами и друзьями. Но было у знаков любимое занятие, они занимали в словах нужное место. Мы помогли ь и ъ знаку занять достойное место в алфавите! Мы доказали, что некоторые слова без них существовать не смогут. Слайд 7 Чай в семье тогда пьётся,когда в семье дружно живётся.
Работа с учебником.

6
. Слайд 9. Чтоб никого не огорчить, Он всё старается смягчить. Сядь – сядьте! Пальчики как веер расставьте. (Пальчиковая гимнастика) Фонарики погасли (сжимают пальцы в кулак),фонарики зажглись(распрямляют пальцы).
7.Закрепление изученного.

9.Рефлексия.
– Я научился (-лась)… – Я понял (-ла)… – Я смогу…

Цель занятия: изучаем твердый знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ъ, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ъ по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Съесть пирожное Подъёмный кран Съедобные грибы Доска объявлений

  • Рассмотри новую букву. Это - буква твердый знак.
  • Повтори слова: СЪЕЛА, СЪЕЛ, ВЪЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
  • Все эти слова пишутся с твердым знаком.

Прочитай слова:
съе-ла, въе-хал, объе-хал, подъе-хал, съел

В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твердый знак.

  1. Еще раз рассмотри букву твердый знак.
  2. На какую букву он похож?
  3. А чем отличаются твердый и мягкий знаки?

Задание: печатная буква Ъ для дошкольников

Рассмотри букву твёрдый знак. Нашили букву Ъ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Ъ

Сказка про твёрдый и мягкий знаки

Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
— Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
— Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
— Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
— Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
— Но почему? — удивился Вопросительный знак.
— Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.

Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
— Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
— Но я попытаюсь… так и быть.

И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

— Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
— Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
— Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.

Вопросительный Знак расстроился:

— Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.

Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

— Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!

(Э. Мошковская)

Пословицы и поговорки на букву Ъ

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Веселые стихи про букву Ъ для детей

А рано утром натощак
Пошли мы к букве «твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья в печать
решили мы послать такое объявленье:
«Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»
В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
«Благодарим, Илья Петров!»
(С. Маршак)

Волк ужасно разъярен -
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки -
Объегорил злого волка.
(В. Лунин)

Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
- Мягкий знак ответил:
- Семь.
(А. Шибаев)

Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного! -
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в…
Твердый знак.
(А. Шибаев)

Птица смотрит в удивлении
На лесное объявление.
Не найдет она никак
В этом слове твердый знак.
(Г. Сатир)

Подъем - для тех, кто ловок, смел,
Он беспокойным впору.
На холм взобраться не сумел -
Штурмуй большую гору.
(Я. Аким)

Обойди хоть всю планету,
С твердым знаком зверя нету.
Может, где-то на Венере
С твердым знаком рыщут звери?
(Е. Григорьева. И. Гамазкова)

Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть те,
Кто их желает съесть!
(В. Берестов)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

На вопрос сочинение на тему сказка о ь и ъ заданный автором Slava Moshnikov лучший ответ это Два брата
В некотором государстве Русский язык есть небольшой город под названием Алфавит. Этот городок небольшой, в нём живут всего тридцать три буквы. Среди них было два брата: одного звали Мягкий знак, а другого – Твёрдый знак.
Жили все буквы дружно и никогда не ссорились. Каждая буква городка Алфавит обозначала какой-то звук. Только Мягкий и Твёрдый знаки не обозначали никакого звука. Один брат – Твёрдый знак – обладал твёрдым характером, другой – Мягкий знак – был помягче. Оба брата дружили с согласными буквами. Все жители Алфавита принимали участие в составлении слов. Если последний согласный в слове произносился мягко, значит после него стоял Мягкий знак (сласть, радость). После твёрдого согласного в приставке, перед гласными е, ё, ю, я стоял Твёрдый знак, его ещё называли разделительным (подъезд, объявление). Мягкий знак тоже, как и брат, мог быть разделительным, если стоял между согласной и гласными е, ё, ю, и, я (перья, жильё, ручьи) .
Так и жил городок Алфавит спокойно и тихо, но однажды буквы решили посмеяться над братьями – знаками. Они смеялись и шутили над тем, что все жители Алфавита обозначают определённые звуки, а Твёрдый и Мягкий знаки не обозначают никакого звука. Братья сначала не обращали никакого внимания на эти шутки и считали их глупыми, но буквы не унимались, слишком уж весело им было. Тогда Мягкий и Твёрдый знаки обиделись. Они собрали все свои вещи, и ушли из Алфавита. Всем было так весело, что они и не заметили, как исчезли из города братья.
А братья поселились в пригороде и спокойно наблюдали, как же без них будет жить городок.
Уже на следующее утро в городе Алфавит объявили чрезвычайное положение. Все составляемые слова либо потеряли вообще смысл, либо приобретали другой. Например, вместо слова «вьюга» получалось «вюга» , вместо «съёмка» – «сёмка». По радио не могли даже сказать «объявляю» потому, что не хватало Твёрдого знака. Получалось «обявляю». Весь город впал в тоску и печаль. Как же вернуть братьев? Но братья вернулись сами, им стало жалко Алфавит. Все жители городка очень обрадовались и долго извинялись за свои шутки.
А самое главное, все поняли, что Алфавит не может существовать без Твёрдого и Мягкого знаков. И пусть Твёрдый и Мягкий знаки не обозначают звука, но всё же играют немаловажную роль в жизни Алфавита и всего громаднейшего государства Русский язык.
***
Разделительные Ъ и Ь
Давным-давно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно, потому что оба должны были разделять на письме согласные буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело на смотреть королеве Орфографии. И издала мудрая правительница указ: «Отныне Ъ будет стоять только на стыке приставки и корня после согласных перед буквами Е, Ё,Ю, Я. А Ь пусть займёт место перед буквами Е, Ё,Ю, Я, И в корне и перед окончаниями слов. » Поблагодарили Ъ и Ь умную орфографию за то, что рассудила их. И стали жить опять в мире и согласии, потому что каждый стал занимать своё место.