Описание картины неизвестного художника арина родионовна. Дурные привычки арины родионовны и другие факты о няне пушкина, не попавшие в учебники

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.

Главной няне русской литературы исполняется 260 лет.

Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него не только няней, но настоящим другом. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной любви к нему, - рассказывает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Солодовникова.


Попав в дом Пушкиных нянькой старшей сестры поэта Ольги и его младшего брата Льва, она не сразу стала ходить за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший потом гроб с телом поэта в последний путь. И все же только её Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах. Арина Родионовна воспитывала всех подопечных барских детей по-русски. Она мастерски, задушевно рассказывала были и небылицы, страшные истории, сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Ее любили слушать не только дети, но и вся домашняя прислуга. «Несмотря на то, что всем окружающим строго было запрещено пугать нас ведьмами, домовыми, няньки все дни говорили о них между собой», - вспоминала сестра поэта Ольга. Ученые говорят, что та информация и знания, которые получает ребенок в возрасте до семи лет, формируют его личность. Именно в этот период юный Саша впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Видимо, на самом деле, крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Эта её роль особенна важна тем, что в детстве поэта «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык». Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Он любил ее родственною, неизменною любовью, часто называя в обращении к ней не только «няней», но и «мамушкой».

Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, которая по-прежнему так же любила своего Сашу. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И.И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П. Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...» .

Они вместе коротали вечера. Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Он часто приходил в её маленький домик, стоящий рядом с господским, порождая легенды о том, что Пушкин даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».


Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . И он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Для примера сравним фрагменты одной из няниных сказок, записанных Пушкиным, и пролога поэмы «Руслан и Людмила»: «…вот чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи и по тем цепям ходит кот, вверх идет сказки сказывает, вниз идет песни поет... а вот чудо: из моря выходят 30 отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час... и с ними старик…» .

И в поэме Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цель на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...

Творческую индивидуальность Арины Родионовны-сказочницы исследовал фольклорист М. К. Азадовский. Основываясь на записи Пушкиным семи народных сказок, ученый отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстаёт в «прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести». Она охотно пользовалась числом 30 или 33, свободно рифмовала. В чисто сказочной традиции она использовала имена-прозвища, особенно часто пользовалась любимым эпитетом: золотой.

Таким образом, творческий дар Арины Родионовны, мудрость, терпеливость, гостеприимство и нежнейшая любовь к своему питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей его таланта. В стихотворении А.С. Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем...» дан портрет любимой нянюшки:

Мастерица ведь была!

И откуда что брала!

И куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно!

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка. Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны... вы хранили такую светлую, чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».

Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет. Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском.

Старенькая «мамушка» Пушкина, с лёгкой руки поэта, создавшего поэтический, романтический миф о своей няне, навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Он воспевал ее в стихотворениях разного периода, называя «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой»:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой…

Стихотворение «Наперсница волшебной старины» совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная дева-Муза являются как два воплощения одного и того же лица.

По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», княгининой мамки («Русалка»).

Например, в своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения - Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни - такова была типичная доля русской женщины -крестьянки в те годы:

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну. Антон Дельвиг в письме спрашивает своего лицейского друга: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?». Не очень-то бодро перенесла, дворовый Петр Парфенов вспоминал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет» . В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в «своей избе», как любил он называть Михайловское. Оттуда он писал Вяземскому: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни - ей-Богу, приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване». Нетрудно догадаться, чье сердце хотелось «умилить» Арине Родионовне, чью свирепость «укротить». Она молила самодержца о милости к возлюбленному души её - Александру Сергеевичу. Из воспоминаний Александры Осиповны Смирновой - фрейлины Императрицы: «Государь-император говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне».

О няне - первом и, самом верном друге поэта, вспоминают его современники, близкие друзья, для которых Арина Родионовна также стала родным человеком. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: «Родионовне мой поклон в пояс». Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: «Кланяйся няне».

«Свет Родионовна, забуду ли тебя?» — писал навестивший Пушкина весной 1826 года поэт Николай Михайлович Языков. Он был в восторге от Арины Родионовны. «Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!». Николай Михайлович, впоследствии, ей посвятил стихотворение «Как сладостно твое святое хлебосольство…».

А по утверждению А.П. Керн, Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей...».

В последний раз поэт встретился со своей любимой няней в селе Михайловском в сентябре 1827 года. К тому моменту Арине Родионовне исполнилось уже 69 лет. К январю 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга решила выйти замуж. Родители были против брака дочери с Николаем Павлищевым. Пара поселилась в Петербурге, а родителям, переступая через себя, пришлось-таки выделить им крепостных для ведения хозяйства. В их число вошла и Арина Родионовна.

Путешествовать в столицу ей пришлось в марте. Всё ещё по-зимнему холодная дорога отняла у неё много сил – няня начала болеть. В доме Павлищевых она скончалась 12 августа 1828 года.

Арину Родионовну похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Спустя два года Александр Пушкин пытался найти её могилу, но не смог – она была утрачена навсегда. Лишь в 1977 году на Смоленском кладбище появилась табличка в память о няне поэта.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Пушкин сумел создать добрый поэтический образ любимой няни, но, к удивлению, о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего.

Широко известен портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных учебниках.


Но соответствует ли он реальной внешности няни? По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному Прасковьей Александровной Осиповой : «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.


Кроме того, на полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича ученые-пушкинисты обнаружили два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней - поясной портрет девушки в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре - перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.


В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены А.С. Пушкин и его верная няня. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.

В 1875 году на 4-й выставке Товарищества передвижников Николай Ге выставляет свою новую картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».


На картине изображена встреча лицейских друзей в январе 1825 года в селе Михайловское, когда ранним утром всего на один день к Пушкину приезжает его лучший друг Иван Пущин, который привез запрещенную тогда комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось почитать ее вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его неуемным темпераментом усидеть, и читал стоя. Позади него сидит няня со своим вязанием и тоже слушает. Вот этот момент мы и видим на полотне художника.

На следующее утро Пущин уезжает, а Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на Сенатской площади:

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Настоящая ода дружбе! После выставки картину приобретает Н.А.Некрасов.

Примером жанровой живописи является картина П.И. Геллера (1862 – 1933) «Пушкин и няня», написанная им к 100-летнему юбилею со дня рождения Поэта.


На картине изображена комната, заполненная книгами, в которой уютно расположились Пушкин и его няня. У няни на коленях вязание, она рассказывает что-то любимому Александру Сергеевичу, а тот внимательно слушает и записывает.

Ученик Ильи Репина Николай Иванович Шестопалов создал удивительные по органичности выбранных тем полотна, посвященные А. С. Пушкину. В роковом, но и юбилейном 1937-м году, Николай Шестопалов становится художником Пушкинского музея-заповедника. И в эти годы на его живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура белокаменного Пскова. Ведь это, как ни крути, всё жизнь русского помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.

Парамонов Александр Никитич (1874-1949), художник-график, монументалист. Учился в ЦТХР Барона Штиглица на отделение офорта и декоративной живописи у В.В. Матэ, Г.М. Манизера, А.П. Савинского. В 1936, накануне празднования столетнего юбилея великого поэта, написал картину «Пушкин и няня». Бумага, офорт, сухая игла. В нижней части листа - отрывок из стихотворения Н. Языкова и вид дома в Михайловском. Сюжет традиционный: няня за вязанием рассказывает Пушкину свои «преданья старины глубокой», а поэт, расположившись в кресле внимает ей и записывает услышанное в тетрадь.


В 1938 г. молодой художник Юрий Непринцев, заканчивая институт, в качестве дипломной работы представил картину «Пушкин в селе Михайловском». В течение всей своей дальнейшей жизни «пушкинскую» тему Ю.М. Непринцев считал одной из самых главных в своем творчестве.


К числу известных русских художников и графиков относится и не менее знаменитый книжный иллюстратор Юрий Валентинович Иванов. Многим известна его прекрасная картина «Пушкин и Арина Родионовна».


Поэт изображен за одним столом со своим верным и надежным другом няней. Мы видим часть комнаты: деревянные стены обвешаны иконами, на столе в углу комнаты стоит одинокая свеча в подсвечнике и шкатулка с няниными принадлежностями для вязания. За столом сидит няня Пушкина с клубком ниток для вязания. С противоположной стороны стола сидит сам Пушкин. Его голова подперта рукой. Взгляд какой-то задумчивый. Одет поэт как всегда в строгий костюм. Голову покрывают кудри волос с длинными бакенбардами. На полу, возле ног, няни сомкнулся в клубочек и сладко спит кот.

Петербургский художник Игорь Шаймарданов, автор серии картин о Пушкине, предоставил работы, посвященные и няне поэта. По замыслу художника, в галерее образов Арины Родионовны перед зрителем предстают портреты, стилизованные под старинные полотна начала XIX века. Также Шаймарданов многократно обращался в своем творчестве к пушкинской теме, создав несколько серий шуточных картин о жизни поэта, на которых, по признанию самого автора, запечатлены «придуманные, вымышленные и почти правдивые истории».

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

Горынина Александра 9 в класс

Проект раскрывает роль Арины Родионовны Яковлевой в жизни и творчеств А.С. Пушкина

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4»

Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина

Работа ученицы 9 «в» класса

Горыниной Александры Александровны

Руководитель проекта:

Залунина Татьяна Николаевна

Рыльск

2018

Введение………………………………………………………………2

Глава 1. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина…………………………………………………………………..3

1.1. Биография Арины Родионовны……………………………………………………………3

1.2. Сказки няни и самого А. С. Пушкина……………………………………………………………….7

1.3. Арина Родионовна в произведениях А. С. Пушкина………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………...14

Введение

Кто не знает Александра Сергеевича Пушкина? Ведь он один из самых величайших поэтов всех времен и народов, если не самый. Его считают создателем современного русского литературного языка. Одним из главных всероссийских национальных поэтов А. С. Пушкин стал еще при жизни. Я считаю, что каждый, кто хоть раз прочитывал хоть одно его произведение, не мог не влюбиться в его творчество. Немалую роль в жизни писателя и поэта сыграла его няня Арина Родионовна. Её любимый воспитанник всегда говорил о ней с чистой любовью и глубоким уважением. Вокруг легендарного, я бы даже сказала, образа няни великого поэта возникло и возникает много споров, преданий и слухов.

Цель: выяснить, какое влияние оказала на жизнь и творчество А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева.

Задачи:

  1. Изучить биографию Арины Родионовны;
  2. Проанализировать образы Арины Родионовны в произведениях А. С. Пушкина для понимания ее роли в его творчестве;
  3. Выяснить роль Арины Родионовны в жизни А. С. Пушкина.

Гипотеза: Арина Родионовна Яковлева внесла большой вклад в жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина.

Глава 1. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А. С. Пушкина

1.1.Биография Арины Родионовны

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года. Всего один лишь год она была крепостной крестьянкой Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году поместье Суйда и ближайшие к нему деревни вместе с крестьянами у Федора Алексеевича купил прадед Пушкина – А. П. Ганнибал.

В древности родина няни Александра Сергеевича называлась Ижорской землей. Эти края принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Водской пятины. Скорее всего, знания сказочного и песенного материала пошли от этнографических черт родины.

Родителей Арины Родионовны звали Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна. Они жили в селе Воскресенском. Будущая няня была третьим ребенком в семье. Самой старшей была ее сестра по имени Евдокия. Следующим по старшинству был их брат Семён.

В 1768 году, в возрасте 10 лет Арина Родионовна потеряла отца.

Родион Яковлев умер в возрасте тридцати девяти лет, оставив жену и семеро детей (двоих сыновей и пять дочерей). С детства Арину Родионовну приучили к тяжелой работе, но также она умела прясть, ткать, шить, вышивать, вязать и плести кружева. Она с детства была рукодельницей. Позже, когда она будет жить в селе Михайловском, она научит рукоделию всех девушек поместья.

В 1780 году, старший брат Арины Родионовны Семён женился. Настала и ее очередь выходить замуж. Будущая няня в красках запомнила свои нелегкие детские годы. Истории Арины Родионовны о своем прошлом отразились на творчестве Александра Сергеевича, а в особенности на произведении «Евгений Онегин». Няня Пушкина была прототипом няни Татьяны – главной героини романа. В произведении ее знали под именем Филипьевна. На самом деле, так звали бабушку Арины Радионовны. Полное имя – Настасья Филипповна. Видимо эта героиня также была создана Александром Сергеевичем под впечатлениями от историй няни. Действительно, бабушка Арины Родионовны также была выдана замуж в возрасте 13 лет, как и героиня романа.

«Поговорим о старине, » - настаивает Татьяна в третьей главе «Евгения Онегина». Я думаю, что и Александр Сергеевич не один раз обращался к своей няне, «наперснице волшебной старины», «хранившей в памяти немало старинных былей, небылиц...»

Выдавали замуж Арину Родионовну за бедного крестьянина по имени Фёдор Матвеев. Родные жениха и невесты очень спешили поженить молодых. Потому как владелец этих двух деревень Ганнибал был при смерти. И после его кончины наследство будут делить его сыновья. А если Арина и Фёдор будут мужем и женой, их не смогут разлучить.

Федор, как и его жена, был сиротой, а также не имел своей избы. В его деревне под названием Кобрино редко кто жил своим двором. Один крепостной двор состоял от трех и больше семей. В 1782 году у Арины и Федора родился сын, которого они назвали Егором. Еще через четыре года родилась дочь по имени Надежда. Спустя еще два года, родилась дочь Мария. Последним ребенком в семье был мальчик по имени Стефан, который родился в 1797 году.

В тесноте да не в обиде прожила семья крестьян еще около четырнадцати лет. После она была взята служанкой в семейство Пушкиных-Ганнибалов. В 1795 году бабушка Александра Сергеевича Мария Алексеевна подарила в Кобрине для семьи Арины Родионовны отдельную избу. Она хорошо знала саму Арину и ее старшую сестру, поэтому взяла первую служить в господский дом.

Арина Родионовна отдала всю свою любовь Александру Сергеевичу. Она относилась к нему, как родная мать.

Александр Сергеевич по-настоящему ценил и любил Арину Родионовну. Повзрослев, поэт зарисовал портрет своей няни. Он убрал морщины с родного лица. Изобразил её с длинной косой в сарафане с задорным взглядом. Он представил ее такой, какой она, возможно, была в девичестве.

Семья Арины Родионовны, конечно, находилась в особом расположении у господ, как семья кормилицы и няни барских детей. Вольную им не дали, но наверняка предоставлялись какие-то льготы: отпускали на определенное время, возможность иметь заработок. Такие отношения барина с крепостными были довольно распространены.

В 1808 году Надежда Федорова дочь Арины Родионовны живет вместе с нею в доме Пушкиных в Москве. В 1816 году в селе Михайловском с ней жили ее сыновья, а также жена Егора Аграфена с их дочерью Катериной.

Мария Алексеевна не сумела выдать вольную детям Арины Родионовны, но она смогла позаботиться о них. В деревне Кобрино оставалась изба, специально строившаяся для этой семьи. В 1800 году, продавая деревню с крестьянами и всеми строениями, бабушка Александра Сергеевича как-то сумела договориться с новыми владельцами о том, что в этой избе будут жить муж и дети Арины Родионовны. Они, конечно, были исключены из продажи.

С 1824 года по 1826, Арина Родионовна жила вместе с Александром Сергеевичем в селе Михайловском, куда поэта отправили в ссылку. По словам соседей, няня Пушкина была почтенной старушкой, с полным добрым лицом, ее волосы были полностью седыми. Среди крестьян поместья она также занимала высокое место. Александр Сергеевич всем сердцем любил свою няню. Всегда чрезвычайно заботился о ее здоровье. После окончания срока ссылки Александр Сергеевич уехал в Петербург, а Арина Родионовна осталась хозяйкой усадьбы. Сестра Александра Сергеевича в 1828 году против воли родителей выходит замуж за Николая Ивановича Павлищева. Ольга Сергеевна решает забрать Арину Родионовну к себе. Посему, последние года своей жизни, няня провела в доме своей воспитанницы.

Арина Родионовна прибыла в поместье Павлищевых в марте 1828 года. Перед этим она в последний раз повидалась со своим сыном Егором, внучкой Катериной и другими родными. Через несколько месяцев после этого няня умерла. Очень долго точная дата смерти Арины Родионовны не была известна. Единственное, что удалось узнать, так это то, что она была похоронена на Смоленском кладбище. А после стала известна дата смерти – 29 июля 1828 год.

Возможно, именно поэтому Александр Сергеевич не любил городские кладбища, зная, что на одном из них похоронена его любимая няня? Его переживания можно увидеть в строках стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Когда за городом, задумчив, я брожу».

Возможно, именно поэтому в восьмой главе «Евгения Онегина», когда описаны воспоминания главной героини Татьяны о могиле своей няни, поэт так трогательно писал об этом?

На Смоленском кладбище в июньские Пушкинские дни 1977 года была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись: «На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина. 1758-1828.»

1.2.Сказки няни и самого А. С. Пушкина

Арина Родионовна знала по-настоящему народные сказки, но и рассказы крепостных крестьян она знала. Первые сказки, которые она рассказала Александру Сергеевичу Пушкину, назывались «Сказка о Бове-корове», «Еруслан Лазаревич». Во время учебы в Лицее Александр Сергеевич написал стихотворение «Сон».

Душевных мук волшебный исцелитель,

Мой друг Морфей, мой давный утешитель!

Тебе всегда я жертвовать любил,

И ты жреца давно благословил:

Забуду ли то время золотое,

Забуду ли блаженный неги час,

Когда, в углу под вечер притаясь,

Я призывал и ждал тебя в покое...

Я сам не рад болтливости своей,

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

Под образом простой ночник из глины

Чуть освещал глубокие морщины,

Драгой антик, прабабушкин чепец

И длинный рот, где зуба два стучало, -

Все в душу страх невольный поселяло.

Я трепетал - и тихо наконец

Томленье сна на очи упадало.

Тогда толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетали,

Обманами мой сон обворожали.

Терялся я в порыве сладких дум;

В глуши лесной, средь муромских пустыней

Встречал лихих Полканов и Добрыней,

И в вымыслах носился юный ум...

К сожалению, сохранился лишь отрывок поэмы, которую Пушкин также написал в годы учебы в лицее, «Бова». Эта сказка была очень популярной в то время. Сюжет был таков: Отчим Бовы-королевича заключил своего пасынка в тюрьму и хотел казнить его. Но Бове помогает обыкновенная служанка и он сбегает. Дальнейшее время он путешествует, побеждая своих врагов. Его помощником стал оборотень (полу пес, полу человек) по имени Полкан. Бова женится на очень красивой дочери царя, но был разлучен с ней. Вернулся он к царевне только тогда, когда она собиралась выходить замуж за другого. Потом они снова разлучаются. Бова решает жениться на другой девушке. Но его дети находят его и сообщают об их матери. Вобщем, эта сказка очень понравилась Александру Сергеевичу. Около 1822 года он захотел написать поэму на этот сюжет. Но, к нашему сожалению, сохранились лишь черновики и отрывки.

В 1820 году Александр Сергеевич закончил свою работу над поэмой «Руслан и Людмила». Я думаю, что имя главного героя, он переделал из Еруслана, которое также было в одной из няниных сказок. Также они вдохновили его на создание чародея Финна. Такие волшебники упоминаются в северных сказках. А их Пушкин слышал от Арины Родионовны.

Вот еще пример. «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

Сюжет: Один царь решил жениться. Но никто ему не нравился. Однажды он случайно услышал разговор трех родных сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь решил жениться на младшей сестре. Мачеха правителя ужасно завидовала девушке и, в конце концов, решила ее загубить. После девяти месяцев теперь уже царевна родила 34 мальчика. Последний родился нежданно.

Ничего не напоминает? Конечно, напоминает, ведь это основа «Сказки о царе Салтане и сыне его храбром и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В сказке Арины Родионовны царя звали Султан Султанович. В пушкинской сказке волшебными способностями обладает Царевна Лебедь, а у няни 34 сын.

На основе еще одной сказки няни Пушкин создал «Сказку о попе и работнике его Балде». Но я не нашла не одного похожего по сюжету произведения на нее.

Интересно еще и то, что Арина Родионовна назвала главного героя именно Балда, а не Иван-дурачок, как во многих сказках.

Другая сказка послужила сюжетом для написании «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Похожие очень популярны в европейском фольклоре, но у Арины Родионовны он немного своеобразен. Содержание похожих сказок такое: злая мачеха, завидуя своей падчерице, решила ее погубить. Но девушка обязательно спасается и живет в доме у разбойников, гномов или карликов. Мачеха должна трижды попытаться убить ее. Последний раз становится летальным для девушки. Ее кладут в гроб, но в конце сказки она оживает.

1.3. Арина Родионовна в произведениях А. С. Пушкина

Вспомним стихотворение Пушкина «Зимний вечер». По жанру оно является посланием, обращением к няне. В этом произведении лирический герой понимает, что подобно приступу плохого настроения, метель и буря утихнут, надо лишь переждать. Лирический герой подбадривает свою собеседницу - няню, пытается объяснить, что нет причин печалиться.

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Он предлагает няне вспомнить народные песни, которые она пела ему раньше и в которых жизнь запечатлена в ярких красках. Поэт предлагает собеседнице и другой способ на время непогоды поднять настроение

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

По Пушкину, для человеческого сердца неестественно находиться в состоянии угнетенности и грусти, человек создан для счастья и любви.

В другом стихотворении поэта «Няне» мы слышим строки, исполненные любви Пушкина к своей старой няне. Он называет ее

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Поэт описывает тоску няни по нему, но мы слышим в этих строчках и тоску самого Пушкина по женщине, которая стала для него второй матерью.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, забота

Теснят твою всечасно грудь.

Арина Родионовна явилась и прототипом Егоровны в повести Пушкина «Дубровский». «Она смотрела за ним, как за ребенком, напоминала ему о времени пищи и сна, кормила его, укладывала спать». В этих строках перед нами встает, словно живая, Арина Родионовна.

Ностальгией по Михайловскому и по умершей няне стало стихотворение «…Вновь я посетил», написанное в 1835 году. Тематически произведение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское, где он долго не был. Поэт видит «опальный домик», где он жил с няней, своей верной спутницей с рожденья. Но няни уже нет в живых. Остались только одни воспоминания о ней.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых …

В 1833 году Пушкин написал стихотворение «Свят Иван, как пить мы станем…» (при его жизни оно не было напечатано). Здесь под именем Пахомовны поэт вспоминает покойную Арину Родионовну. В стихах, словно написанных от лица русского крестьянина, Пушкиным воссоздана атмосфера народности, окружавшая няню. Оно посвящено памяти Арины Родионовны - замечательной сказочницы:

Да еще ее помянем:

Сказки сказывать мы станем-

Мастерица ведь была

И откуда что было.

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!...

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы и не ел.

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Слушай, сват, начну первой.

Сказка будет за тобой.

Заключение

Изучив биографию няни поэта и его творчество, я сделала выводы:

  1. Благодаря А.С.Пушкину имя Арины Родионовны стало известно всему миру.
  2. Не просто няней, а большим другом стала Арина Родионовна для поэта.
  3. Няня оказала влияние на формирование Пушкина как поэта и человека.
  4. Многие сюжеты и мотивы сказочных историй, рассказанных няней, поэт использовал в своём творчестве.
  5. У Арины Родионовны Пушкин научился первым урокам литературного мастерства.

Список литературы

  1. Блинова С.Г. «Пушкин и его время», Москва, «Терра», 1977.
  2. Коровина Р.Н. «Творчество А.С.Пушкина», Москва, 1992. 4. Пушкин А.С. «Стихотворения», Москва, «Рипол Классик», 1977
  3. Интернет-ресурсы

Практически всем россиянам ещё с начальных классов знакомо имя Арины Родионовны – няни Александра Сергеевича Пушкина. Однако немногие знают, что она прожила целых 70 лет, родила четырёх детей и отказалась уходить на волю, решив остаться крепостной в семье Пушкиных.

И звали женщину на самом деле не Арина, а Иринья или Ирина – именно такое имя было записано при её рождении в метрической книге храма деревни Суйда на территории современной Ленинградской области. Однако тогда люди чаще использовали не «официальные» имена, а их разговорные формы – вот и нянюшку все знали как Арину. Фамилий у крепостных крестьян не было, но Арину Родионовну часто называют Яковлевой (по отцу Родиону Яковлеву), реже – Матвеевой (по мужу Фёдору Матвееву). Интересно, что сам поэт практически никогда не упоминал имени няни и чаще говорил о ней «моя старушка» или «добрая подружка», как в произведении «Зимний вечер».

Муж Арины Родионовны Фёдор был, как и она, крепостным крестьянином. В год свадьбы ей было уже 23 года – по тем временам она вышла замуж достаточно поздно. Став женой Фёдора, она поселилась в его родной деревне Кобрино вблизи Гатчины. Возможно, что именно это событие повлияло на судьбу женщины, ведь эти земли вместе с крепостными находились в собственности А. П. Ганнибала – деда А. С. Пушкина. В 1792 году Мария Алексеевна, бабушка поэта, взяла Арину Родионовну в дом Ганнибалов в качестве няни для племянника Алексея. Она вынянчила не только Александра, но и его брата Льва; также женщина была кормилицей его старшей сестры Ольги. Конечно, поэт познакомился с Ариной Родионовной ещё в раннем возрасте, однако по-настоящему сблизился с ней только во время ссылки в Михайловском.

О внешности няни практически ничего не известно; одна из современниц поэта, Мария Осипова, описывала её как «полную лицом» седую старушку, а поэт Николай Языков говорил, что она была достаточно полная, подвижная, весёлая и разговорчивая. Широко распространён портрет кисти неизвестного художника – на нём запечатлена худая пожилая женщина с уставшим лицом и довольно грустным взглядом. Однако это противоречит имеющимся описаниям, поэтому утверждать, что это портрет именно Арины Родионовны, нельзя. Сохранился ещё один портрет няни, вырезанный на кости Я. П. Серяковым – он долгое время находился в Италии и был привезён в Россию лишь в конце прошлого века. Это изображение похоже на набросок авторства А. С. Пушкина, на котором поэт предположительно нарисовал няню в молодом и пожилом возрасте.

Все члены семьи Пушкиных хорошо относились к Арине Родионовне; ещё в конце XVIII века бабушка поэта выделила ей в Кобрино отдельный дом, где впоследствии жили четверо детей няни – две девочки и два мальчика. Бабушка поэта собиралась дать ей вольную, но Арина Родионовна отказалась и осталась у неё в услужении, выполняя не только обязанности няни, но и разные другие поручения. Когда Мария Алексеевна умерла, она перешла к сестре А. С. Пушкина Ольге, однако понянчить племянников поэта уже пожилой женщине удалось совсем недолго: она прожила у Ольги около полугода и умерла из-за болезни в возрасте 70 лет. На похороны няни воспитанник не приехал, но о «своей старушке» он не забывал: через несколько лет поэт напечатал в альманахе «Северные цветы» посвящённое ей стихотворение «Зимний вечер», и в более позднем произведении «Вновь я посетил» Арина Родионовна тоже упоминается. Помнят о ней и другие: в 70-е годы прошлого века в Кобрино открылся музей «Домик няни А. С. Пушкина» – его экспозиция расположилась в том самом доме, который принадлежал её семье, а посвящённые няне памятники установлены во многих уголках страны.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Была установлена на территории ЭТНОМИРа 21 декабря 2008 года, в честь 250-летия со дня рождения няни А.С. Пушкина – Арины Родионовны. Трогательный памятник окружают традиционные избы разных регионов России. В них расположены мастерские и проводятся экскурсии. По замыслу скульптора Екатерины Щебетовой, няня и воспитанник отдыхают в яблоневом саду. Поэтому сотрудники ЭТНОМИРа совместно с учениками Боровской ноосферной школы высадили вокруг памятника яблони.