Образование в 90 годы 20 века. Культ и инфляция высшего образования: зачем в России всем нужны дипломы и почему они ничего не значат

Образование как целостная система

Система – это множество элементов, находящихся во взаимодействии дуг с другом и образуют единство.

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства. А так же совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил норм поведения в интересах человека.семьи, общества и государства.

Обучение - целенаправленных процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями а так же приобретение опыта деятельности, развитию способностей, применения знаний в поведенческой жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течении всей жизни.

· Дошкольное

· Начальное общее

· Основное общее

· Седнее общее

· Среднее специальное

· Высшее образование бакалавриат

· Высшее специалист, магистратура

· Подготовка кадров высшей квалификации.

Доп образование сопровождают все

Образование как система, ее элементы:

· Обазовательные пограммы

· Федеральные гос. Образоват требования

· Нормативная часть

2. Функциональная подсистема

· Организации, осуществляющие образоват деятельность

· Образоват учреждения различных типов. Видов

· Пед работники

3. организационно – управленческая

· Фдер гос органы и органы гос власти субъестов РФ

· Организации, осущ обеспечение образоват деятельности



· Юридич лица и их объединения осуществляющих деятельность в сфере образования

· Общественные объединения

Управление системой образования - это специальная деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистемами по достижению результативных целей самой системы и образовательного учреждения.

Образовательная политика в РФ

· это основные направления деятельности государства по решению наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования

· это общенациональная система целей, ценностей и приоритетов в образовании и выработка их эффективного претворения в жизнь

Элементы образовательной политики

· нормативно-правовая политика

· культурно-идеологическая политика

· финансовая политика

тенденции образовательной политики:

1. англо-американская модель

2. германо-русская модель

Принципы образовательной политики:

· Научности

· Гумманизации

· Демократизации

· Оптимальности и эффективности

· Прогностичности управления

· Непрерывности

· Обратной связи

· Главного звена

· Компетентности

· Системы управления

История развития дополнительного образования в России

Этапы:

1. синкретизм до 1917 азрабртка теоритических основ и создане первых внешкольных детских учреждений.

2. становление 1917 начало 30 годов 20 века. Формирование государственных внешкольных учреждений, относительно свободное и самостоятельное развитие системы внешкольного образования.

3. зрелость 30 -80 годы 20века. Идеологизация внешкольных учреждений, помощь школе в решении общешкольных задач воспитания, теряется самостоятельность учреждений.

4. трансформация –середина 80 – 90 годы. Демократизация системы образования, переход от внешкольного учреждения к учреждениям дополнительного образования в самостоятельную единицу.

ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ

Внешкольная работа культурно-проссветительная деятельность 19 века. Первый детский парк. 1911 трудовая компания «Бодрая жизнь»

1905 год – детский клуб «дневной приют для приходящих детей»

1905 – летняя детская трудовая колония

Кружки: оборонные, авиамоделирования, сесарные мастеркие.

50-е палаточные туристические лагеря.

1940: детский театр теней, театр кукол, городской дом юных натуралистов, клуб юных автомобилистов, военно-нравственные игры.

Программы внешкольной деятельности детей и подростков в 90 годы 20 века: ВОЗРОЖДЕНИЕ, Я САМ, 4+3.

В 1992 году внешкольное образование стало называться дополнительным образованием.

На развитие системы доп образование оказали влияние следующие факторы: смена ценностных ориентиров и отказ от ограничений в сфере образования, сокращение финансирования.

Специфика развития доп образования в 90 годы 20 века

В соответствии с Законом РФ "Об обpазовании" с 1992 г. начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.

В 1996 г. завершился первый (аналитико-пpоектиpовочный) этап пpеобpазования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Он протекал в весьма неблагоприятных социально-экономических условиях финансовой нестабильности, инфляции, спада отечественного производства, неослабевающего социального напряжения.

В этих достаточно непростых условиях удалось реализовать большинство задач первого этапа становления системы дополнительного образования детей.

Министерством образования Российской Федерации pазpаботан пакет документов, определяющих развитие дополнительного образования в России, дающих теоретические и практические оpиентиpы для работы административных и педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Это решения Коллегии Министерства образования Российской Федерации:

"О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей", № 12/1 от 25.04.94 г

"О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения", № 22/1 от 23.11.94 г.

"Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования", № 12/1 от 05.06.96 г.

"О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития", № 19/1 от 27.10.93 г.

"О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации", № 6/1 от 14.04.93 г.

Приказ Министерства образования "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" № 140 от 27.03.95 г.

Это базовые документы, оpиентиpующие на решение задач становления дополнительного образования детей в Российской Федерации.

Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительного образования стал временем осмысления преимуществ этого вида образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов "второстепенности" дополнительного образования по отношению к базовому; pазpаботки технологии его реализации; закрепления появляющегося в практике опыта планирования и организации дополнительного образования, решения задач повышения его качества.

С 1997 года начался второй этап развития системы дополнительного образования детей - технологический. Он продлился до 2000 года. Его основной задачей было: освоение и коррекция ноpмативно-пpавовой и пpогpаммно-методической базы дополнительного образования.

Одной из основных тенденций развития системы на данном этапе является обновление содержания дополнительного образования.

Дополнительное образование включает то содержание, которое предстоит осваивать детям за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Его обновление происходит по нескольким линиям:

Вводятся актуальные сегодня направления: экономическое, экологическое, компьютерное, правовое и т.д.;

УДО откликаются на проблемы pодного города, области, что выражается в развитии такого направления, как краеведение;

Новыми в содержании образования стали предметы педагогической направленности: педагогика, психология, логика (школа будущего педагога, школы педагогической ориентации, педагогические гимназии в УДО);

Ведется поиск новых форм сотрудничества основного и дополнительного образования. Появляются учебно-воспитательные комплексы: УДО - школа, УДО - детский сад, детский сад-школа - УДО - вуз. Деятельность их содержательна и весьма результативна.

Процесс обновления содержания дополнительного образования этого периода особенно ярко обозначил ряд проблем. Это прежде всего - определение оснований, принципов, требований к отбору содержания дополнительного образования. Исходя из чего отбирать содержание по конкретному профилю? Почему именно это должны осваивать дети, в какой логике и в каком темпе? Зачем именно так выстраивать содержание предмета, можно ли иначе, и что эффективнее? Что это дает ребенку

Методика

Методика обучения истории – педагогическая дисциплина, отрасль педагогической науки, исследует процесс обучения истории с целью повышения его эффективности и качества. Предмет методики – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения истории.Объект - процесс обучения истории. Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Факторы процесса обучения: 1. Цели школьного исторического образования (позволяет объединить и сформировать общие цели). 2. Содержание обучения истории (позволяет отбирать содержание в соответствии с целями и познавательными способностями учащихся). 3. Познавательные возможности учащихся (позволяет учитывать способности ученика в процессе обучения). 4. Формы, методы, приемы, средства преподавания и учения (позволяет обучить с помощью целей и знаний). 5. Результат обучения (позволяет наметить результат и скорректировать его).

Межпредметные связи: история, социология, источниковедение, историография, политология, педагогика, дидактика, психология, религия, экономика.

Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов. Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).

Становление и развитие исторического образования в дореволюционной России.

Историческое образование развивается с начала 18 века. Сначала только курс всеобщей истории изучается. Преподавателями были приглашенные иностранные специалисты (немцы+немецкие учебники). «История Отечества» вошла в изучение как дополнение к всеобщей. 1717 год, введение в Генеральную историю Т.Курас. Первый учебник по отечественной истории был написан в 1760 году М.В.Ломоносовым «Короткий исторический летописец». Преподавание велось в вопросно-ответной форме, заучивание наизусть. Действовала только словесная оценка результатов. Школьная реформа 1786 года Екатерины 2: создана трехступенчатая система образования; всесословная, кроме детей крестьян; появляются пансионы и военные школы; классно-урочная система обучения. Вводилось попеременное чтение учебника с комментариями учителя. 1819 год учебник «сокращение российской истории в пользу юношества» Н.Карамзин. 1834 год, краткое начертание российской истории Кайданова. 1839 год, начертание русской истории для средних учебных заведений Устрянова. В 1836 году вводиться балльная система оценки знаний. Получил развитие метод Язвинского в 40 годы. (Метод этот, достигавший блестящих результатов при изучении предметов, составляющих дело памяти, как, например, хронологии, основан на применении особых таблиц. Его таблица представляет квадрат, разделенный на сто клеток; при изучении хронологии каждая клетка представляет год, при изучении языков клетка соответствует звуку, букве. По мнению Я., его таблица полезна не только в мнемоническом отношении, она не только является чисто механическим помощником для памяти, но служит также орудием "аналитическим и синтетическим"). Ректор педагогического университета Шуберт предложил переложить уроки на музыку. Во 2 половине 19 века школьное историческое образование переживает период либерализации, открываются частные и земские школы, начинают издаваться педагогические журналы, которые способствовали распространению различных знаний в области педагогики «Методика преподавания различных предметов». В прессе разворачивается дискуссия о целях образования и исторического в частности. Методика обучения истории обособляется. Открывается первая педагогическая школа по подготовке учителей. 1877 год опубликован «опыт методики истории» Гуревича, первый системный труд по методике. 1884 год, в России вышла переводная методика истории немецкого педагога Дистервега. В это же время Никольский и Виноградов издают «методика обучения по Кригеру». Издавались различные виды учебной литературы: учебники по истории, хрестоматии, атласы исторические, световые картины. Активно используются такие методы как биографический, коллективно-категорический, реальный или хрестоматический, прогрессивный, регрессивный, драматизация.



Школьное историческое образование в Советский период.

С 1917 года по 30 годы. В 1918 году введена единая трудовая школа. Отменили классно-урочную систему, была введена бригадно-лабораторная система. Оценки, экзамены были отменены. Школы стали управляться педагогическими советами. История как учебный предмет отменена из учебного плана. Вместо нее введено обществознание. С 1934 по 80 годы. 1934 год постановление о преподавании Гражданской истории в школе. С 1965 года складывается структура линейного обучения в школе - изучение с древности до наших дней без повторения. С 1934 года издается журнал «Преподавание истории в школе». В 70 годы начинает развиваться психология обучения. Гора, Лебенгруб, Вагин, Дайри, Коровкин. С 1991 года начинается новый этап в развитии школьного образования – реформирование и модернизация.

Реформирование системы школьного образования в России в 90 годы.

Распад прежней центральной системы образования, линейной структуры, начинается поиск новой модели. 1992 год принятие закона об образовании. 1993-1996годы. Переход от линейной к концентрической структуре преподавания истории в школе. Был принят базовый план, который заложил вариативность образования, позволил учитывать национально-региональные потребности образования. В 1990-е гг. принципиальному пересмотру подверглась методология не только исторической и педагогической наук, но и частных (предметных) методик, особенно методики обучения истории и обществознанию. «В преподавании общественных дисциплин сфокусировались все противоречия российского общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Кризис общества сказался на состоянии общественных наук, школьного обществознания и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания...» («Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», № 24/1 от 28.12.1994 г.) В постановляющей части этого документа было рекомендовано продолжить разработку новой концепции исторического образования на основе достижений современной науки, исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологических подходов.В современных архивах методики обучения находится не один проект концепций образовательной области «Обществознание», учебного предмета «История» и отдельных курсов, в силу разных причин не получивших статус официального документа.

Страница 2 из 4

Образование и наука

Скудость финансирования (в 2000 - 40% от уровня 1991) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. принят “Закон об образовании”, согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов (в СССР предусматривалось обязательное полное среднее образование). Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят - в 1995 г. их оказалось 1,5 млн. И хотя впоследствии Указом Президента конкурс был отменен, негативные результаты предыдущего решения преодолеть не удалось. Современная школа играет определенную роль и в развитии социально-классовой структуры, углублении социальной поляризации общества. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности для получения образования их детьми. Появление же “дополнительных образовательных услуг” (как правило платных) в старших классах, открытие платных школ, гимназий, лицеев обусловливает воспроизводство социального неравенства уже на уровне молодежи.
Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были “рыночные” профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Преимущественно по этим и некоторым другим специальностям вели подготовку и новые негосударственные, в основном коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. выросло с 78 до 349. Однако в 1992-1995 общее число студентов было меньше, чем в советское время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн в год (1991 - 2,8). Затем желающих учиться становилось все больше, и в 2000 г. численность студентов превысила 4 млн человек.
В Законе “Об образовании” 1992 г. проводились идеи о его деидеологизации и вариативности. Утверждение этих принципов шло противоречиво. Деидеологизация образования часто сводилась к замещению коммунистической идеологии, которая господствовала в советской школе, либеральной в ее крайне упрощенном, вульгаризованном виде. Вариативность же оказалась средством размывания общегосударственного стандарта. Появились сотни новых учебников и пособий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедрялись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической общественности.
К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. Ее цель - осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Школа станет 12-летней: 10 классов обязательны для всех, 2 последних-профильное образование. Начинать учиться дети будут с 6 лет, а в 16 смогут получить аттестат зрелости. После этого ученик должен определиться - идти в профтехучилище или продолжать образование в старшей, профильной школе. Переход на “двенадцатилетку” планировалось осуществить к 2006/07 учебному году. Планировалось полностью изменить систему сдачи выпускных и вступительных экзаменов. В 2005 г. их заменит единый государственный экзамен (ЕГЭ), который будет проводиться вне стен вуза и школы. Существенные изменения претерпят и принципы финансирования вузов: каждый потенциальный студент должен получить Государственное индивидуальное финансовое обязательство (ГИФО), общее их количество и определит масштабы финансирования вуза в зависимости от его востребованности и популярности. В 2002 г. в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 17 регионов (в 2001 г. - 5). Началась и апробация механизма ГИФО.
1990-е годы были очень трудными для отечественной науки. Резкое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-технической сфере снизилась более, чем в 2,5 раза - с 2,1 млн в 1990 до менее 800 тыс. в 2000. До критического уровня уменьшился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докторов наук более 60 лет, а кандидатов - приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, химиков, биологов), вынужденных покинуть Россию, работают в других странах. Крайне недостаточно обновляется материально-техническая база науки, сократилось ее информационное обеспечение.
Согласно принятому в 1996 г. “Закону о науке и государственной научно-технической политике”, расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4% расходной части бюджета. Однако добиться этого не удалось. В этих условиях укрепляется представление о том, что приоритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологической прорыв в отечественной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как “Российская космическая программа”, Программа конверсии, “Электронная Россия”. Признанием достижений российской науки стало награждение Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова.

Страница 2 из 4

Образование и наука

Скудость финансирования (в 2000 - 40% от уровня 1991) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. принят “Закон об образовании”, согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов (в СССР предусматривалось обязательное полное среднее образование). Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят - в 1995 г. их оказалось 1,5 млн. И хотя впоследствии Указом Президента конкурс был отменен, негативные результаты предыдущего решения преодолеть не удалось. Современная школа играет определенную роль и в развитии социально-классовой структуры, углублении социальной поляризации общества. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности для получения образования их детьми. Появление же “дополнительных образовательных услуг” (как правило платных) в старших классах, открытие платных школ, гимназий, лицеев обусловливает воспроизводство социального неравенства уже на уровне молодежи.
Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были “рыночные” профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист. Преимущественно по этим и некоторым другим специальностям вели подготовку и новые негосударственные, в основном коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. выросло с 78 до 349. Однако в 1992-1995 общее число студентов было меньше, чем в советское время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн в год (1991 - 2,8). Затем желающих учиться становилось все больше, и в 2000 г. численность студентов превысила 4 млн человек.
В Законе “Об образовании” 1992 г. проводились идеи о его деидеологизации и вариативности. Утверждение этих принципов шло противоречиво. Деидеологизация образования часто сводилась к замещению коммунистической идеологии, которая господствовала в советской школе, либеральной в ее крайне упрощенном, вульгаризованном виде. Вариативность же оказалась средством размывания общегосударственного стандарта. Появились сотни новых учебников и пособий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедрялись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической общественности.
К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. Ее цель - осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Школа станет 12-летней: 10 классов обязательны для всех, 2 последних-профильное образование. Начинать учиться дети будут с 6 лет, а в 16 смогут получить аттестат зрелости. После этого ученик должен определиться - идти в профтехучилище или продолжать образование в старшей, профильной школе. Переход на “двенадцатилетку” планировалось осуществить к 2006/07 учебному году. Планировалось полностью изменить систему сдачи выпускных и вступительных экзаменов. В 2005 г. их заменит единый государственный экзамен (ЕГЭ), который будет проводиться вне стен вуза и школы. Существенные изменения претерпят и принципы финансирования вузов: каждый потенциальный студент должен получить Государственное индивидуальное финансовое обязательство (ГИФО), общее их количество и определит масштабы финансирования вуза в зависимости от его востребованности и популярности. В 2002 г. в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 17 регионов (в 2001 г. - 5). Началась и апробация механизма ГИФО.
1990-е годы были очень трудными для отечественной науки. Резкое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-технической сфере снизилась более, чем в 2,5 раза - с 2,1 млн в 1990 до менее 800 тыс. в 2000. До критического уровня уменьшился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докторов наук более 60 лет, а кандидатов - приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, химиков, биологов), вынужденных покинуть Россию, работают в других странах. Крайне недостаточно обновляется материально-техническая база науки, сократилось ее информационное обеспечение.
Согласно принятому в 1996 г. “Закону о науке и государственной научно-технической политике”, расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4% расходной части бюджета. Однако добиться этого не удалось. В этих условиях укрепляется представление о том, что приоритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологической прорыв в отечественной экономике. На это направлена реализация таких федеральных начинаний, как “Российская космическая программа”, Программа конверсии, “Электронная Россия”. Признанием достижений российской науки стало награждение Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова.

В России изучение комплекса социальных дисциплин всегда занимало приоритетное место системе школьного образования. Для исторического образования в бывшем Советском Союзе была характерна сверхидеологизация.

Радикальные реформы периода перестройки, распад СССР, превращение России в суверенное государство, социально-экономические и политические процессы в российском обществе кардинально изменили ситуацию.

В рамках развития современной системы школьного исторического образования можно условно выделить ряд этапов, совпадающих в целом с этапами реформирования общего образования в Российской Федерации в целом.

Первый этап (примерно 1988 – 1992 гг.) характеризуется процессами распада прежней, существовавшей в СССР, централизованной системы школьного исторического образования и поисками подходов к построению новой системы в Российской Федерации.

Реформа системы школьного исторического образования 90-х гг. внесла существенные изменения в содержание курсов истории в школе. (В течение десятилетий в советской школе в качестве отечественной истории изучалась история СССР. Основой курса являлась марксистская концепция смены общественно-экономических формаций).

Второй этап (конец 1992– начало 1996 гг.).В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании». Основой реформирования образовательной системы стал принцип приоритета личности. Был осуществлен отказ от монополизации государственно-партийной идеологии и начат переход к плюрализму идеологии. Провозглашалось обращение к ценностям, связанным с лучшими мировыми и национальными традициями.

Началась разработка стандартов исторического образования, предпринята попытка перехода на концентрическую систему образования. Педагогическое сообщество принимает идею вариативного образования и связанной с ним идеи стандарта как фактора обеспечения целостности федерального образовательного пространства.

В школах был введен курс истории России. Марксизм утратил свое значение в качестве теоретико-методологической модели.

Третий этап (с начала 1996 гг. до конца1999 г) характеризуется продолжением поиска национального консенсуса в отношении модели стандарта исторического образования, принятием концентрической структуры исторического образования, включением широкого круга педагогов в разнообразные формы международного сотрудничества.

Пятый этап (с начала 2000 гг. до марта 2004 г) определяется более четким формулированием государственной стратегии развития образования. Опубликованы ряд документов: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Пятый этап (с апреля 20004г до настоящего времени) характеризуется освоением педагогами и учащимися современных технологий исторического образования на основе ресурсов Интернета, мультимедиа, совершенствования КИМ ЕГЭ по истории, реализации НРК, переходом к предпрофильной подготовке и профильному обучению.

Еще по теме 6.Реформирование системы шк. исторического образования в России 90-е г. XX в.:

  1. Формирование и развитие министерской системы управления в XIX веке.
  2. Либеральная модель реформирования государственного управления в началеXX в.
  3. §1.2. Проблемы формирования гражданского общества в современной России как условие эффективного взаимодействия органов внутренних дел с общественностью в охране общественного порядка