Классный час. Час психолога

Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания собственной личности,

на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,

а также выявить определенные качественные психологические характеристики для дальнейшего саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час с психологом.

Тема: «Познай себя - кто я, какой я»

Цели:

  1. акцентировать внимание студентов на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;
  2. научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;
  3. дать возможность составить свой личностный психологический портрет, чтобы выявить определенные качественные характеристики.

Задача классного часа:

  1. познакомить студентов с приемами самопознания;
  2. научить определять свои личные особенности;
  3. развивать умение правильно оценивать себя и других;
  4. способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;
  5. побуждать студентов к самопознанию, самовоспитанию;

Форма проведения:

Беседа с элементами тестирования и тренинга.

Подготовка:

1. Составить и размножить на каждого студента анкеты (за неделю до мероприятия провести анкетирование) и тесты.

2. Подготовить докладчиков и ведущих.

3. Подготовить аудиторию столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.

Вводное слово психолога:

Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека - природа ничего не создала. И одно из увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Тема нашего разговора «Познай себя - кто я, какой я» . Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек? Человек не знает разве только предела своей силы. Люди ищут себя везде, только не в себе самих. Сегодня мы попытаемся, приоткрыть завесу тайны в познании себя. А сейчас я приглашаю всех послушать диалог двух молодых людей.

В центр аудитории выходят двое ведущих - юноша и девушка.

У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрится в зеркало и говорит:

Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия

на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал.

Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим

несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, блики, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах...

Ведущие вместе: Какие же мы??? Как познать себя?

  1. Беседа «Нужно ли знать себя?»

Психолог Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?»
А сейчас я хочу зачитать для вас ответы на вопросы анкеты «Нужно ли знать себя?», которую мы проводили в преддверии нашего классного часа.

Показ презентации с ответами студентов.

Психолог. Ваши ответы, говорят о том, что- то вы уж знаете о себе, что-то для вас остается непознанным, пугающим, во многом вам хочется разобраться и понять что-то важное как в себе, так и в других. Но все вы сходитесь в одном, в самом главном- познавать себя необходимо.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ всё это- приемы самопознания.

А вот как на вопрос «Нужно ли человеку познавать себя?», отвечает Священное Писание. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя.

А как вы думаете, для чего человеку нужно познавать себя?

Ответы студентов.


Психолог Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте с вами немного по рассуждаем. Допустим, человек попытался познать себя и понял, что он плохой, или хороший, и что дальше? Либо он впадёт в уныние от осознания своих недостатков, либо безмерно возгордиться своими талантами. Что же дальше? Человек должен что-то делать с тем, что он узнал о себе. И если он не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание – это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Тест «Это я»

Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.

Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы:

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки).

Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Объяснение теста

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам;

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе;

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

Скажите, о чем вы узнали, пройдя этот тест? Узнали о своем отношении к себе, к окружающим, к жизни. Прошу не принимать результаты теста близко к сердцу. Но если вы узнали что-то новое для себя, то я рада за вас.

Упражнение «Имя-прилагательное»

Выполните следующее упражнение, быстро напишите семь прилагательных начинающихся на первую букву вашего имени. Вычеркните из списка те, которые вам не нравятся. Слова, которые вы оставили - будут вас характеризовать, с точки зрения вашего мнения о себе.

Вопросы студентам:

Как вы думаете, человеку интересно познать себя?

А как еще можно познавать себя?

Можно ли познавать себя, полагаясь только на собственный разум, опыт?

Ответы студентов

Психолог Да, только одного разума и собственного мнения и опыта не будет достаточно. Некоторые настолько в себе уверены, что полагают, что они в состоянии познать сами себя, полагаясь на собственный разум. Более того, такие люди думают, что они достаточно хорошо себя знают. Придётся их разочаровать, сказав, что они себя совершенно не знают. Народная мудрость гласит: «Не будь мудрецом в глазах своих».

А познавать себя, полагаясь на мнение окружающих? Это правильно?

Окружающие не всегда могут правильно нас оценить. Человек может познавать себя, только сравнивая себя с окружающими и прислушиваясь к их мнению. Данные меры позволят человеку узнать кое-что о себе. Однако такое самопознание обречено на односторонность. Таким образом, подобный метод самопознания как единственно верный тоже не подходит.

Вопросы студентам:

Нужно лучше узнать себя, свою самооценку?

Как вы думаете, что лучше: переоценить себя или недооценить?

Ответы студентов

Психолог А сейчас вашему вниманию мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

Тест «Моя самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я» в любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

Вопросы студентам

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоиспытание»?

А как долго может длиться познание самого себя?

Ответы студентов

А сейчас мы проведем с вами самоиспытание, которое покажет, знаете ли вы себя? К примеру, какая у вас память? (пригласить к доске студента уверенного, что у него плохая память). У доски и на местах быстро делаем зарисовки, которые соответствуют словам: Солнце, цветок, машина, дерево, дорога, рука. Повторяем, глядя на картинки слова (студент у доски справляется с заданием, значит он не верно оценил качества своей памяти).

Упражнение «Создание автопортретов».

А теперь я приглашаю вас в фотоателье, для начала предлагаю вам провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?».

Примерные ответы студентов:

Это яркий, талантливый, незаурядный человек

Человек, который отличается от других

Необычный человек, странный, чудак

Это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Психолог Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь. На работу вам дается 5 минут. К вашему распоряжению лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция или изображение внешности.

У вас получились уникальные автопортреты. На обратной стороне листа напишите несколько предложений, начиная со слова «Я». Опишите характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе (3-5 минут на работу). Кто хочет представить себя всей группе? (зачитываются несколько работ)

Заключение

Наше мероприятие подошло к концу, я всем очень благодарна, за активное участие. Да. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Подведем итоги нашей встречи:

Была ли вам интересна тема познания себя? Как может верная самооценка помочь тебе в жизни? Что нового узнали вы сегодня о себе? Помогла наша встреча найти вам ответы на вопросы кто я, какой я, узнали ли вы, что- то новое о себе? С помощью, каких приемов происходило самопознание?


Классный час на тему «Путь к себе (самопознание, самооценка)

Классные часы для старшеклассников

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

Сюнь-цзы

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа : за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

Написать тему, эпиграфы;

Для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Написать на доске:

Как правильно оценить себя?

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

- Критикует один - задумайтесь.

- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

- Критикуют три - переделывайте себя.

4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

План классного часа

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

2. Принципы.

3. Идеалы.

VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

Свои физические возможности, состояние здоровья.

Свои таланты, способности (умственные, творческие).

Свой характер, темперамент, волю.

Свои вкусы, привычки.

Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

Узнать призвание, выбрать профессию.

Избежать ошибок и разочарований.

Правильно вести себя с окружающими.

Не браться за невыполнимые дела.

Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

Ставила себе нереальные цели.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? {Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? {Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? {Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. {Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? [Дети дают ответы.)

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры. Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти.

Классный час с психологом

«Возможна ли жизнь без конфликтов?»

для учащихся 7-х классов.

Мероприятие провела

педагог-психолог

МБУ школы №1г.о.Тольятти

Самсонова Ирина Александровна

Тольятти 2013 г.

Цели:

    определить особенности поведения в конфликтной ситуации;

    обучение способам выхода из конфликтной ситуации;

    развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ход классного часа

Ознакомление детей с правилами работы на занятии.

Психолог показывает 1 слайд презентации с правилами работы на занятии, чётко проговаривает их и просит детей повторить.

Работа по теме занятия.

Психолог. Ребята, что такое, по-вашему, конфликт? (ответы учащихся) 2 слайд, объясняющий слово «конфликт».

Что больше приносят конфликты – вреда или пользы?

Как эмоционально окрашен конфликт? Люди улыбаются или кричат?

Пытаются ли конфликтующие любой ценой победить или стараются уступить друг другу? Сердятся или хотят понять другого?

Почему говорят: «Только трусы с дураками спор решают кулаками»?

Почему надо учиться мирно разрешать конфликты?

Разминка. Игра «Толкалки без слов»

Учащиеся свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем все делятся своими впечатлениями.

Теперь подумайте и найдите ответы на вопрос «Почему люди конфликтуют?» (Ответы затем сравниваются с вариантами ответов на 3-4 слайдах ).

    Вы пересказываете фильм, а кто-то из детей начинает вас поправлять, делать замечания.

    Вы узнали, что друг праздновал день рождения, а вас не пригласил.

    Вы узнали, что подружка говорит о вас нехорошее.

    Младший брат порвал книжку, которую вы взяли в библиотеке.

    Вы сделали красивую поделку, а на нее нечаянно наступили и сломали.

    Ларе хотелось поиграть на улице, а мама не разрешила ей выходить, пока девочка не уберет в комнате. Опишите чувства и мысли Лары. А что чувствовала и думала ее мама?

    Группа ребят играла в футбол. Сразу после того, как Тим забил гол, Ян ударил его по ноге. Что чувствовал и думал Тим после удара?

    Майя и Люся – подруги, но сегодня Люся зашла в класс и, не поздоровавшись, прошла мимо Майи. Опишите чувства и мысли Майи.

Дети анализируют ситуации и делают выводы, какие варианты поведения помогают урегулировать конфликт, а какие – нет.

Психолог. Ребята, предлагаю вам выполнить тест, который называется «Конфликтный ли ты человек?». В жизни нередко возникают спорные ситуации, или иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие, наоборот, вспыхивают, как спички, и конфликт тоже разгорается, становится еще больше. Чтобы узнать, какой у вас характер, проведем этот тест.

Тест «Конфликтный ли ты человек?» 5-6 слайды

Учащиеся на небольших листочках отмечают ответы «Да» знаком «+», «Нет» знаком «-».

    Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.

    Я часто критикую других.

    Я не люблю уступать.

    Если кто-то проходит без очереди, я делаю ему замечание.

    Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.

    Если меня толкнули, я всегда сдаю сдачи.

    Если моя команда выиграла, я могу высмеивать противника.

    Меня трудно назвать послушным.

    Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.

    Меня легко обидеть.

Подсчитываем количество положительных ответов. Если у вас знаков «+» не больше двух, значит, у вас миролюбивый характер. Если знаков «+» у вас от трех до пяти, значит, обычно вы стараетесь избегать конфликтов. Если знаков «+» получилось от шести до восьми – у вас часто бывают проблемы с общением. А девять-десять знаков «+» свидетельствуют о том, что у вас взрывоопасный характер, вы сами создаете конфликты…Пусть эти данные помогут сделать вам определенные выводы.

Итак, ребята! Сегодня мы с вами попытались ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь без конфликтов?». Мы поняли, что в общении могут возникнуть конфликтные ситуации, однако конфликтная ситуация не обязательно означает неразрешимый конфликт. Возможны разные способы поведения в конфликтной ситуации. Главное – быть терпимее друг к другу. Послушайте стихотворение датского поэта Пита Хейна, оно очень подходит к нашей теме.

Терпеть и верить –

Все на свете

Прекрасны –

Взрослые и дети,

Коты, собаки и

И сослуживцы, и соседи.

Терпимость –

Наш взаимный шанс:

Ведь кто-то также терпит нас.

И в завершение нашей сегодняшней встречи хочется раздать вам памятки «Поведение, помогающее выйти из конфликта» (памятка предъявляется и на 7 слайде )

Анализ занятия.

Можно ли постоянно контролировать своё состояние?

Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

Что для вас было самым трудным на занятии?

Приложение

Поведение, помогающее выйти из конфликтной ситуации.

    Выслушать спокойно все претензии партнера.

    На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

    Попытаться заставить партнёра говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.

    Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

    Извиниться, если в чём-то действительно не прав.

Классный час с психологом « Наш характер»

Цель: развитие самоанализа своего характера, его сильных и слабых сторон; построение плана развития и приобретения положительных черт характера; открыть новые пути саморазвития личности.

Оборудование: листы с таблицами качеств – черт характера по количеству учеников в классе, заранее подготовленные бланки по количеству учеников в классе.

Посеешь поступок –

Пожнешь привычку.

Посеешь привычку -

Пожнешь характер.

Посеешь характер –

Пожнешь судьбу.

Психолог. Здравствуйте, ребята Давайте начнем наше занятие с того, что мы все поделимся друг с другом своим настроением. Какое у нас оно сегодня и сейчас:….

Психолог. Как вы думаете, почему у нас у всех разное настроение?

Психолог. Наше настроение зависит не только от эмоций и чувств, которые мы испытываем, но и от того, какой у нас характер.

Психолог. Какие бывают характеры у людей? И почему они так называются?

\Добрые, веселые, уравновешенные/

Психолог. Правильно. Эти характеры называются по тому, какое главное качество есть в характере. Сегодня мы с вами определим, какой у каждого из вас характер. А правильно определить характер нам позволит игра «Назови противоположное».

ИГРА «Назови противоположное»

Группа делится на 2 команды. Первая команда называет положительное качество характера, вторая группа называет отрицательное качество характера. Затем они меняются ролями.

Психолог. Посмотрите, на столах у вас есть списки качеств характера, которые могут быть у любого человека (см. таблицу). Этот список неполный, но он поможет вам написать на листе бумаги не меньше 10-12 качеств характера, которые есть у вас. Желательно написать положительные качества характера. Если какие-то слова для вас незнакомы, спросите, мы все вместе дадим ответ.

Дети пишут на листах бумаги 10-12 черт своего характера.

Психолог. Теперь нужно распределить ваши качества характера на рисунке. В середине написана буковка «Я», она обозначает конкретно каждого из вас. Это центр, и в первом кругу вы запишите те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества характера, которые у вас проявляются редко. В четвертом кругу запишите те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.

Психолог. Какие качества характера находятся в первом кругу. Потому какие качества записаны в первом круге, и называется характер: добрый и веселый, отзывчивый.

Теперь мы познакомимся с вашими характерами, называйте по очереди черты вашего характера. Какие характеры чаще всего встречаются в вашем классе?

/ Дети называют характеры, часто встречающиеся:………\

Психолог. Давайте снова посмотрим на бланк, который вы заполнили

То, что написано в центре круга, - это сильные стороны вашего характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они у вас проявляются. Но сейчас нас больше интересует четвертый круг, в котором вы записали те качества характера, которые вы хотите выработать. Напишите на листе то качество характера, которое вы хотите выработать или приобрести. Например,чувство юмора. А сейчас давайте посмотрим, на какие качества характера, которые у нас уже есть, мы можем опереться, чтобы приобрести это качество

Посмотрим, как это будет выглядеть:

Чувство юмора:

    Усидчивость. Это качество вам необходимо тогда, когда вы читаете юмореску, смотрите юмористическую передачу до конца.

    Внимание, которое необходимо, чтобы лучше сориентироваться, в каких случаях и какой следует применять юмор. Обратить внимание, что и когда считается смешным.

    Фантазия, вам поможет представить смешную, несуществующую ситуацию и придумать то, что вы можете сказать. Или представить уже прошедшую ситуацию и переиграть ее в своем изображении, чтобы представить, что сказать в следующий раз в подобной ситуации.

    Чувство такта поможет вам быть внимательнее к собеседнику и не обидеть его случайно, не перебивать и чутко чувствовать уместность юмора в конкретной ситуации. Теперь возьмите листочки и красиво запишите:

Чувство юмора – усидчивость, внимание, фантазия, тактичность.

Этот листочек нужно прикрепить дома на таком месте, куда вы часто смотрите, и он будет напоминать и помогать вам вырабатывать чувство юмора. То, что мы сделали, называется алгоритмом выработки нового качества характера – чувства юмора. А теперь вы напишите самостоятельно такой же алгоритм приобретения желаемого качества характера.

Завершение:

Психолог. Может ли изменяться у нас характер?

Что для этого нужно? /желание и воля/

Могут ли изменить твой характер папа, мама, или другие люди без твоего желания?

Как вы можете изменить свой характер?

Что больше всего понравилось на занятии?

Что показалось трудным, а что было легко делать? Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь и вы будете нравиться людям.

А теперь проверим, как изменилось наше настроение. … /ответы детей\

Психолог. Большое спасибо вам за ваше настроение и за проведенное занятие.