Как переродиться в жизни сохранив воспоминания. Память о прошлых жизнях

Память о прошлых жизнях

Душа, расставшаяся с телом, сохраняет в памяти лишь квинтэссенцию опыта, полученного при жизни, а не конкретные его детали. Подробности, относящиеся к прошлой жизни, могут сохраниться в памяти только в том случае, если душа сохранит личность предыдущей инкарнации как часть нового воплощения. В противном случае, память о прошлых жизнях приходит лишь с помощью способности йогического видения, йогадришти.

Шри Ауробиндо

Внешнее существо – ментальное, витальное и физическое, – рожденное родителями и сформировавшееся под воздействием окружающей среды и жизненных обстоятельств, не перевоплощается. Одно лишь психическое не подвержено рождению и переходит из одного тела в другое. Отсюда логически следует, что ни ментальное, ни витальное существа не могут сохранить память о прошлых жизнях или признать себя в том или ином человеке или в проявлениях его характера. Такой памятью обладает только психическое; и лишь через осознание своего психического можно восстановить конкретные впечатления из прошлых жизней.

Мать

В обычной жизни – под «обычной» я подразумеваю жизнь достаточно образованных и развитых людей – контакт между внешним существом и психическим носит случайный и мимолетный характер и обусловлен определенным опытом или внутренними потребностями. В момент такого контакта психическое, по выражению Шри Ауробиндо, находится «на поверхности», то есть на поверхности сознания, и на короткое время напрямую соприкасается с материальными обстоятельствами, с предметами, словами, звуками и пр. Во время этих непродолжительных проблесков психическое фиксирует, как бы записывает на фото или кинопленку все, с чем оно входит в контакт. Но такие моменты в жизни настолько редки, что их можно пересчитать по пальцам. Они могут повторяться, но длительность их равна нескольким мгновениям. Именно то, с чем контактирует психическое в течение этих нескольких секунд, сохраняется в его памяти. И когда вы соприкасаетесь с настоящими воспоминаниями психического, непроизвольными и подлинными, не сфабрикованными разумом или витальным существом, то видите, что они имеют форму отдельных никак не связанных между собой фрагментов событий или пережитых обстоятельств и жизненных ситуаций. Поэтому очень трудно определить по воспоминаниям психического, какую жизнь вы прожили в прошлом воплощении. Бывает, правда, что психический опыт имеет место в какой-то очень важный момент вашей жизни, и сама ситуация дает вам ключ к разгадке: одежда, отдельные произнесенные слова или детали окружающей обстановки. И тогда вы можете сказать: «О! Я жил в той жизни». Но если кто-то начинает рассказывать вам подробные истории о своих прошлых жизнях, начиная от обезьяны, можете быть уверены, что все это чистое надувательство.

Мать

В газетах довольно часто встречаются истории о маленьких детях, которые помнят свои прошлые жизни и рассказывают массу подробностей о предыдущих воплощениях, причем все их воспоминания подтверждаются фактами. Именно подобные случаи являются для парапсихологов доказательством существования реинкарнации души. Каким образом связаны эти вещи, и существуют ли другие научные доказательства перевоплощения души?

В газетных статьях, о которых вы говорите, описываются случаи, связанные исключительно с воспоминаниями витального существа, оставившего одно тело для того, чтобы переселиться в другое. Иногда такое бывает, правда, не очень часто.

Я же имею в виду память психического, к которой можно получить доступ, только вступив в сознательный контакт с психическим существом.

Но одно никак не противоречит другому.

Мать

В 999 случаях из 1000 от человека после смерти сохраняется лишь крошечное психическое существо, все остальное разрушается, распадается на части и рассеивается, и в результате личность прекращает свое существование. Теперь давайте посмотрим, как часто психическое существо участвует в физической жизни человека?… Сейчас я не имею в виду тех, кто занимается йогой и хотя бы немного дисциплинировал свою жизнь; я говорю о среднем человеке с достаточно развитым психическим, которое может вмешиваться в его жизнь и направлять ее, – у таких людей проходят многие годы без всякого выхода психического на поверхность. Но именно они начинают рассказывать вам истории о том, в каких странах раньше жили и кто были их родители в других инкарнациях, и как выглядел их дом, и какая крыша была на соседней церкви, и что по соседству находился лес, и массу других мелких подробностей. Это полный абсурд, ибо такие воспоминания не могут сохраниться, они полностью стираются из памяти; остаться в памяти может лишь какой-то отдельный эпизод из жизни, когда в силу особых обстоятельств и «живости» момента психическое в результате внутренней устремленности или абсолютной необходимости внезапно выходит на поверхность, и тогда этот момент сохраняется в памяти психического. Когда вы соприкасаетесь с памятью психического, перед вами всплывает картина определенного конкретного момента из прошлой жизни, в особенности ваши внутренние переживания и эмоции, то состояние сознания, в котором вы тогда находились. Затем в сознании возникают какие-то ассоциации из окружения того момента, отдельное слово или фраза. Но самое важное, это то, что вы переживаете состояние сознания конкретного момента из прежнего воплощения, ибо оно очень ясно и четко сохраняется в психической памяти. Вот такие ощутимые вехи жизни психического складываются из эпизодов и событий, оставивших след в его формировании. Поэтому вы можете помнить только то, с чем сознательно соприкасалось ваше психическое существо. Таких эпизодов, запечатлевшихся в виде проблесков в психической памяти, может быть всего несколько, и на основании этих воспоминаний вы можете сказать: «Я жил в такое-то время, занимался тем-то, меня звали так-то». Другими словами, это значит, что в тот редкий момент благоприятное стечение обстоятельств позволило вам зафиксировать время, место, страну и эпоху вашего воплощения. Это бывает.

По ходу своего развития психическое все активнее участвует в жизни человеческого существа, и в результате – все больше воспоминаний сохраняется в его памяти. В конечном счете наступает такой момент, когда вы можете проследить свои прежние воплощения, но, конечно, лишь в общих чертах, без подробностей. В памяти восстанавливаются отдельные моменты, самые важные в жизни, на основании которых нетрудно понять основное направление жизни. Необходимо, чтобы ваше существо целиком и полностью отождествило себя с психическим, сосредоточило вокруг него всю свою жизнь до мельчайших ее проявлений, все действия, все движения, все переживания, все должно превратиться в единое целое, устремленное к Божественному. Тогда после смерти тела сохранится целиком вся личность. Лишь полностью сформированное сознательное психическое несет с собой память о прошлых воплощениях; оно даже может сознательно переходить от одной инкарнации к другой без каких-либо пробелов и прерываний памяти. Многие ли достигают такого состояния?.. Думаю, что нет. Но те, кто действительно обладает такой способностью, обычно вовсе не расположены рассказывать о своих приключениях.

Мать

Лишь достигнув сознательного соединения и самоотождествления со своим божественным первоисточником, можно действительно говорить о памяти, хранящей события прежних жизней. Шри Ауробиндо говорит о постепенном проявлении Духа в тех формах, где он обитает. Достигнув вершины этой манифестации, вашему внутреннему взору открывается видение всего пройденного пути, запечатленного в памяти.

Но это память не ментального характера. И те, кто заявляет, что в эпоху средневековья имел титул барона, или рассказывает вам, что жил в такое-то время и в таком-то месте, выглядит по меньшей мере смешно, ибо является жертвой своего собственного воображения. Фактически, от прошлых жизней в памяти остаются не красивые картины, на которых вы видите себя могущественным владельцем замка или победоносным генералом, возглавляющим армию, – все это романтический вымысел, – сохраняются лишь отдельные моменты, в которые психическое поднималось из глубин вашего существа на поверхность и являло вам себя, то есть те редкие мгновения, когда вы были полностью сознательны. В ходе эволюции происходит постепенный рост и расширение сознания, и в памяти о прошлых жизнях обычно сохраняются критические и ключевые моменты эволюционного развития, знаменующие собой основные вехи вашего движения вперед.

В эти моменты вы вовсе не заботитесь о том, чтобы запомнить, что вас зовут г-н Х и что вы живете в таком-то месте и в такую-то эпоху; в памяти не сохраняется ваш социальный статус. Напротив, из вашего сознания изглаживаются все подобные поверхностные мелочи; незначительные детали и подробности исчезают, чтобы дать вам возможность ощутить всю полноту откровения души или контакта с Божественным. Когда вы вспоминаете эти мгновения из прошлых воплощений, то видите отдельные события настолько ярко и живо, что вам кажется, что это происходило только вчера, и по своей реальности нисколько не уступает и даже превосходит ощущения и переживания вашей теперешней жизни. Иногда во сне, соприкасаясь с определенными планами сознания, вы можете столкнуться с живыми и как бы осязаемыми воспоминаниями, наполненными такими яркими красками, которые не свойственны физическому миру. Это происходит в моменты проблеска истинного сознания, и тогда все окрашивается в необычайно яркие и живые тона и предстает в таких очертаниях, которые вы никогда не увидите в обычной жизни.

Эти мимолетные контакты с душой часто происходят в решающие моменты жизни, знаменующие собой определенный прогресс в сознании, в эволюции, что, в свою очередь, зачастую сопряжено с кризисом, с критической ситуацией, которая сопровождается призывом всего вашего существа, призывом настолько сильным, что внутреннее сознание пронизывает скрывающее его бессознание и во всем своем сиянии прорывается на поверхность. Этот внутренний порыв может быть настолько сильным, что способен вызвать нисхождение божественной эманации-личности, божественного аспекта, который соединяется в определенный момент с вашей индивидуальностью, чтобы выполнить необходимую работу, выиграть битву или придать выразительную форму той или иной вещи. После того, как работа сделана, эманация обычно удаляется, а в памяти могут остаться события тех немногих пережитых минут откровения или вдохновения: окружающая обстановка, одетое на вас платье, цвет своей собственной кожи, какие-то окружающие предметы – все это с необычайной ясностью и точностью накрепко фиксируется в памяти психического, ибо в считанные мгновения вы обладали видением истинного обличья, цветов и красок предметов повседневной жизни. Открывшееся в вас сознание сразу же раскрывает потаенное сознание, присущее окружающим вещам. Иногда при помощи отдельных деталей можно понять, в какую эпоху и в какой стране вы жили и чем занимались. И здесь трудно не поддаться искушению и не предаться фантазиям.

Тем не менее не следует считать, что все воспоминания о прошлых жизнях связаны с моментами кризисов, судьбоносными поступками или откровениями. Иногда в психической памяти остаются самые простые и незамысловатые мгновения, которые так или иначе способствовали выражению совершенной гармонии вашего существа и были связаны с самыми незначительными внешними обстоятельствами.

Помимо тех вещей, которые в момент контакта с психическим непосредственно вас окружали, в памяти ничего не остается. Как только прерывается прямая связь с психическим, оно погружается в состояние внутренней дремоты, и вся внешняя жизнь превращается в серый и однообразный, монотонный поток, не оставляющий в памяти никакого следа. Впрочем, это очень похоже на то, что происходит с вами в обычной жизни: за исключением редких моментов, требующих мобилизации всех ваших ментальных, витальных или даже физических сил и способностей, вся остальная жизнь проходит как бы в нейтральных тонах, не представляющих большого интереса, при этом вам совершенно не важно, в каком месте вы находитесь и чем занимаетесь. И если вдруг вы попытаетесь окинуть мысленным взором двадцать, тридцать или сорок лет прожитой жизни, то в вашей памяти сразу всплывут два или три образа или события, связанные с острыми и яркими переживаниями и впечатлениями; все остальное бесследно забывается. В вашем сознании как бы происходит непроизвольный отбор, и очень многое подвергается удалению из памяти. Это дает вам некоторое представление о том, что происходит с воспоминаниями о прежних воплощениях: сохраняются лишь немногие избранные моменты, все остальное подлежит устранению.

Надо заметить, что первые воплощения в человеческом облике носят ярко выраженный рудиментарный характер, и от них очень мало остается в психической памяти, лишь очень редкие и далеко разнесенные во времени моменты. Но когда сознание становится более зрелым, а психическое существо – более развитым, его участие во внешней жизни человека активизируется; число отложившихся воспоминаний возрастает, они приобретают последовательность и точность. Но все же в памяти сохраняются только эпизоды, связанные с выходом души на поверхность вашего существа и с откровениями психического. Информация о гражданском и социальном положении, равно как и сменяющие друг друга картины жизни отсутствуют. Теперь вам должно быть ясно, почему воспоминания о прежних воплощениях в образе животных являются чистой фантазией: у животных божественная искра спрятана слишком глубоко, чтобы сознательно подниматься на поверхность и соприкасаться с внешней жизнью. Прежде чем вы действительно сможете сказать, что помните свои прежние жизни, вы должны полностью по своей природе стать сознательным существом и соединиться с изначальным божественным источником.

Мать

Некоторые люди могут рассказать о ваших прошлых воплощениях.

Да, я знаю. Мне приходилось выслушивать много разного, все, что только можно услышать. Есть люди, которые готовы рассказывать одну историю за другой… Они смотрят вам в глаза и говорят, кем вы были и что делали в прошлой жизни. Могу с полной уверенностью сказать, что все это выдумки. Ибо мне хорошо известно, как можно определить, где вы видели того или иного человека и кем он был раньше: все это не уложится в один короткий рассказ. Когда вы всматриваетесь в человека, то возникает ощущение, связанное с восприятием психического мира, и это позволяет вам увидеть, где находилось раньше психическое существо этого человека; и тогда внезапно перед вашим взором встает отдельный эпизод, образ, какая-то вещь или сказанное слово; существуют ассоциации, на основании которых становятся очевидными отдельные симпатии и привязанности этого человека, сохранившиеся из прошлых жизней. Но, как я уже говорила, все это складывается из «мгновений» жизни, которые можно видеть, но рассказать по ним целиком всю жизнь нельзя.

Мать

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны реинкарнации. Кем вы были в предыдущей жизни автора Реутов Сергей

Ксеноглоссия: проявление памяти о прошлых жизнях? Освоить иностранный язык непросто. Особенно если к этому нет способностей, нет постоянного общения с носителями языка. Дело даже не в усвоении множества правил и норм, зачастую просто чуждых родному языку: можно бегло

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

[Личное сознание и память прошлых воплощений] Вопрос 20. И чуть немного далее: «Было ли Эго добрым, злым или нейтральным – сознание покидает его так же внезапно, как пламя оставляет фитиль – его способности восприятияисчезают навсегда». (Ответ: «А разве может физический

Из книги Пришельцы из Будущего: Теория и практика путешествий во времени автора Голдберг Брюс

Глава 4 ПОХИЩЕНИЕ В НЕСКОЛЬКИХ ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМИ ВО

Из книги Путь к самопознанию человека. Порог духовного мира автора Штайнер Рудольф

О повторных земных жизнях и о карме об астральном теле человека и о мире духовном об ариманических существах Особенно трудно для души признать господство в душевной жизни чего-то такого, что для сознания души является в такой же степени внешним миром, как и так называемый

Из книги Вы – ясновидящий! Как открыть третий глаз автора Муратова Ольга

Глава VI Сны о других жизнях Только опытные и наблюдательные сновидцы понимают, какой сон отнести к кармическим, повествующим о событиях прошлой жизни. Указанием на это может служить ваш иной внешний вид (иногда даже другой пол) или одежда, отличающаяся от

Из книги Порог духовного мира автора Штайнер Рудольф

О повторных земных жизнях и о карме; об астральном теле человека и о мире духовном. Об ариманических существах Особенно трудно для души признать господство в душевной жизни чего-то такого, что для сознания души является в такой же степени внешним миром, как и, так

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Опыт прошлых воплощений, способности, обретенные в прошлых жизнях и карма] § 464. («Братство».) «Почему многое, собранное в «Чаше», остается на целые жизни закрытым?»... Это происходит по нескольким причинам, чаще всего по кармическим. Человек должен нечто искупить или

Из книги Ванга. Чудесные исцеления и феномен ясновидения автора Некрасова Ирина Николаевна

Глава 10 ИМЕЕТ ЛИ БОЛЕЗНЬ СВОИ КОРНИ В ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ? РОДОВОЙ СТРЕСС – ТРАВМА КАК ПРИЧИНА НЕДУГОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ Никто не принимает смерть всерьез. Человек может видеть смерть вокруг себя, но при этом не верить, что он смертен. Он верит или скорее ощущает каким-то

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

Зов из прошлых жизней Итак, цель деятельности Аватаров и их сотрудников на нашей планете - преображение сознания. Эту цель и преследовали даваемые Ими в веках религиозные и философские учения. Передача людям новых идей и учений Учителей Шамбалы была связана с

Из книги Тайны человеческого мозга автора Попов Александр

Дежавю - сбой сознания или воспоминания о прошлых жизнях? «Это уже было со мной! - часто восклицаем мы, - но вот только когда…». И начинаем перебирать воспоминания словно четки. Но, увы, ответ так и не приходит. Ученые называют это состояние «дежавю» (от французского dеjа

Из книги Здесь и сейчас автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Проявление «воспоминаний о прошлых жизнях» Пациентка была глубоко вовлечена в процесс и сообщала, что участвет в жестокой битве в древней Персии. Внезапно она почувствовала острую боль в груди - ее пронзила стрела. Жарким днем, умирая, она лежала на земле в пыли. В

Из книги Современный сонник. Самые точные толкования от А до Я автора Семенова Анастасия Николаевна

Сны о прошлых жизнях Иногда мы «воспаряем» в наших снах так высоко, что можем видеть не только прошедшие события этой земной жизни, но даже прошлые воплощения своей души, то есть прошлые жизни.Такие сны редки, но они всегда очень значимы и указывают на кармические

Из книги Как убрать причины своих болезней. Книга первая автора Фурман Александр

Память прошлых воплощений «Когда высшее знание достигнуто, Не видишь уже ни прошлого, ни будущего. Все – настоящее…» Довольно часто приходится объяснять приходящим на прием людям, что причины их нынешних проблем со здоровьем, перескочили к ним из неотработанной кармы и

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

Память тела и память духа Таким образом, мы определяем память как сознательное использование в нужный момент всего опыта, которым обладает персона, или маска, а реминисценцией называем актуализацию того опыта, которым обладает наше высшее Я. На физическом, эмоциональном

Тот, кто родился, непременно умрёт, а тот, кто умер, родится вновь…

Бхагавад-гита, 2.27

Реинкарнация, или перевоплощение - это данная нам Богом возможность рождаться заново. Вся Вселенная и человек как ее частица развивается и живет по определенным Законам. Они называются Боже¬ственными или Космическими Законами. Эти Законы гласят, что все сущее в Космосе - минералы, растения, животные, человек, - проходят определенные Циклы эволюции. Эти Циклы обычно называют Эпохами.


Земля вращается вокруг Солнца за один астрономический год, наша Солнечная система вращается вокруг центра Галактики за 25788 лет, а наша Галактика вращается вокруг центра Вселенной примерно за 200 миллионов лет. Все это циклы, эпохи, время. И жизнь Души человека подчинена этим циклам. Проходя цикл - душа эволюционирует, а в конце цикла сдает экзамен на зрелость. И мерилом здесь является известный многим Галактический закон Причины и Следствия , в просторечии Кармы. А движущей силой эволюции души - реинкарнация .


Большинство людей в мире всегда верило в реинкарнацию - переселение душ. Эта вера была распространена не только на Востоке, но и на Западе. До эпохи христианства ее придерживались ранние греческие философы - Платон и Сократ. Для них перевоплощение являлось предметом не религиозной веры, а скорее - веры философской.

Платон утверждал, что существует врожденное знание, то есть знание, полученное не в результате обучения в этой жизни; тот факт, что некоторые знания, которыми обладает человек, невозможно получить, руководствуясь органами чувств, являлся, по его мнению, доказательством опыта прежней жизни.

Кто-то может, спросит, зачем это нужно знать и какая в этом польза? Польза на самом деле огромная. У нас как будто отбили тягу и стремление к знаниям, интерес к познанию себя и окружающего мира . Ведь каждый человек должен задать себе вопрос: Кто я, для чего я живу, и что будет потом? Люди должны увидеть более глубокий смысл жизни, нежели удовлетворение своих физических потребностей на уровне существования. Жизнь человека это не просто прозябание как нам пытаются внушить. У человека есть этот естественный интерес и вопросы, на которые он в глубине души стремится найти ответы, но социальная среда делает всё возможное, чтобы не дать этому реализоваться.

Так вот на вопрос «Что будет потом?» отвечает, в том числе такое явление как реинкарнация. Точнее она отражает в себе ответ, да есть и другие источники ответа. По сути, в каждой религии есть этот ответ. Явление перевоплощение душ рассматривается в большинстве индийских религий, но хочется обратить внимание, откуда у индусов появились знания об этом, и какого они были качества. Сами индусы знают, что знания - Веды, в том числе и о перевоплощении, им передали белые люди с севера. Индусы не кричат об этом на каждом шагу, а пытаются выдать за своё. А какая страна находится севернее Индии и что это за белые люди, думаю не трудно догадаться. Оказывается, не является для нас чужим это знание о перевоплощении.

Что же говорят другие религии о том, что будет с человеком после смерти? Взять, например, христианство. Ответ на этот вопрос в данной религии таков - человек попадает после смерти либо в ад, либо в рай, т.е. на этом жизнь в физическом теле по понятиям христианства заканчивается, и душа попадает туда куда заслужила. Но мало кто знает, что идея реинкарнации ранее была и в христианстве и была исключена из своей доктрины только в 1082 году на очередном Вселенском соборе.

Вот, например, фрагмент из Евангелие от Иоанна глава 9 стих 2:

«Однажды, увидев слепца на пороге храма, ученики подошли к Иисусу и спросили: «Учитель! Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?»

Отсюда следует, что ученики Иисуса знали, что на будущее воплощение повлияет качество жизни человека, и о том, что перевоплощение душ является естественным процессом. Получается, что в прошлом идеи реинкарнации придерживалась большая часть мира, если не сказать вся. Так почему вдруг в том же христианстве исключили это понятие? Неужели явление перевоплощения стало таким несостоятельным, что все позабыли про него? Неужели нет фактов подтверждающих это?

Есть и немало. Взять, например, книгу Яна Стивенсона "Свидетельства о выживании сознания, почерпнутые из воспоминаний о Предыдущих воплощениях". Автор, занимаясь этим вопросом почти тридцать лет, собрал огромное количество фактов. Получается, что и в прошлом у народов мира были основания верить в реинкарнацию, так же как и в настоящее время полно свидетельств этого «феномена». Так почему же нам внушают явно противоположное - что человек живёт только один раз, а потом в лучшем случае в рай или в ад?

Посмотрим, что говорят известные люди, занимавшиеся в той или иной степени познанием мира, ища ответы на столь важные вопросы. Вот что говорит писатель Вольтер на эту тему:

«Концепция реинкарнации не является ни абсурдной, ни бесполезной. В том, чтобы родиться дважды, а не единожды, нет ничего странного».

А вот слова Артура Шопенгауэра :

«Попроси меня азиат дать определение Европы, мне придется ответить так: «Это часть света, пребывающая во власти невероятного заблуждения, будто человек создан из ничего, а его нынешнее рождение - это первое вступление в жизнь».

Шрила Прабхупада постоянно обращается к вопросу о реинкарнации в комментариях к священным ведическим писаниям Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гита, в лекциях и очерках, эссе и частной переписке. В письме к известному кардиохирургу доктору Бигелоу он пишет: «Душа индивидуальна и переселяется из одного тела в другое так же, как человек переходит из младенчества в детство, из детство в отрочество, из отрочества в юность и, наконец, в старость. Затем происходит изменение, называемое смертью, когда мы меняем старое тело на новое, подобно тому, как старую одежду меняют на новую. Это называется переселением души» («Наука самоосознания», стр. 72).

В последние десятилетия уходящего XX века общественное мировоззрение на Западе стало склоняться в сторону признания реинкарнации. Ученые, работающие в разных областях знания - биологи и врачи, психологи и психиатры, религиоведы и специалисты по мифологии, - стали уделять в своих исследованиях этому вопросу пристальное внимание. Наблюдения и доказательства различного рода начали накапливать и систематизировать. На смену априорному отрицанию реинкарнации как таковой постепенно пришел аналитический подход с попытками приблизиться к пониманию сущности этого феномена.

Приведем высказывания современных ученых, исследующих эту проблему в вопросах своей компетенции. Специалист по мифологии Джозеф Кэмпбелл : «Реинкарнация предполагает, что вы больше того, что вы есть по вашему мнению. Существуют измерения вашего существа, потенциал для реализации и сознание, которые вы не включаете в вашу концепцию себя. Ваша жизнь намного глубже и шире, чем вы представляете ее, будучи здесь. То, что вы переживаете, всего лишь разрозненные намеки на то, что действительно есть внутри вас, что дает вам жизнь, дыхание и глубину. Но вы можете жить, соотносясь с этой глубиной. И когда вы сумеете познать ее на опыте, вы вдруг увидите, что все религии толкуют именно об этом».

Слова этих людей заставляют нас задуматься о понимании реинкарнации или отрицании её. Зная, что реинкарнация существует, человек будет сознательно приобретать и накапливать в себе лучшие качества, стремиться получить положительный опыт, новые знания и понимание, чтобы в следующей жизни продвинуться ещё дальше. И наоборот, отвергая, человек в неведении может наломать дров, за что потом придётся расплачиваться в следующем воплощении или вообще выпасть из круга воплощений, что часто происходит при самоубийстве и при других нарушениях законов природы. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

И тут стоит задать вопрос: «Кому это выгодно?» Кому выгодно чтобы люди просуществовали пустоцветом свои жизни, не реализовав себя и своего предназначения, а часто ещё и наработали себе проблемы, которые потом надо будет расхлёбывать? Вспомним, что идеология является мощнейшим оружием в тёмных руках. При каждой смене власти в государствах менялась идеология, устанавливалась та, которая была выгодна тому или иному правителю. Народу часто приходилось только принимать, то, что за него кто-то решил, часто навязывали силой и постепенно люди забывали всё старое и верили в полную противоположность как по велению волшебной палочки. Так постепенно забылось всё важное, что человек знал и осознавал, в том числе идея реинкарнации.

Хочется ещё обратить внимание на то, для чего существует перевоплощение, на чём основаны некоторые его механизмы. Видимо душе или если сказать по-другому сущности, требуется физическое тело для накопления опыта на определённом этапе развития, иначе сущность не воплощалась бы вновь и вновь. И здесь интересен момент, почему человек, рождаясь в новом теле, не помнит о своих предыдущих воплощениях. Нам якобы кто-то закрыл память, чтобы мы не пошли уже по проторенной дорожке, а пошли новым путём, так как предыдущий путь видимо оказался не столь верным. Получается, даже сама природа располагает нас в этом моменте к развитию.

Следует отметить, что в большинстве случаев информация о предыдущих воплощениях не доступна человеку в течение жизни. Это связано с тем, что запись информации происходит на качественных структурах сущности. И для того, чтобы «прочитать» эту информацию, человек в новом воплощении должен достичь такого же уровня эволюционного развития, что был в предшедствующей или предшедствующих жизнях. И только, когда человек при своей жизни эволюционно продвинулся дальше, чем в какой-либо из предыдущих жизней, возможно открытие и прочтение всей информации, накопленной сущностью за всю историю её существования.

А как же человек продвинется дальше, если он и не знает, что ему это нужно, точнее ему так внушили. Иллюзия того, что мы живём один раз - губительна для процесса развития. Таким образом, создаётся благоприятная почва для различных манипуляций и ловушек. Особенно для молодёжи, когда подсовывается подмена понятия свободы, выставляя её как распущенность и вседозволенность. Такие лозунги как: «Жизнь нужно прожить так, чтобы потом было стыдно вспомнить» – являются следствием социальной болезни, которая возникла в результате украденного мировоззрения и понимания законов природы. Следуя логике: «живём один раз – надо всё успеть», и человек без понимания и должного воспитания пускается во все тяжкие в погоне за удовольствиями, развлечениями и мнимым счастьем. А счастье всё не наступает и не наступает.

Всё это отрицательно отражается не только на отдельной личности, но и социуме в целом. Людей преднамеренно лишили стержня, который помог бы им устоять перед многими соблазнами. Людей приучили к пассивности. При идеологии единственной жизни страх смерти, страх получения проблем, потеря работы, денег, дома довлеет над человеком, но, если человек будет знать о перевоплощении и законах кармы, то ситуация в корне изменится. Страшнее не умереть, а переступить через такие понятия как совесть и честь. Человек лишний раз подумал бы, прежде чем совершать преступление, ведь потом придётся отрабатывать в следующем воплощении. Ведь покаяние не исправит ситуацию и нет того кто бы искупил за нас все грехи человечества. Представьте, каким могло быть общество, если бы в нём преобладало правильное мировоззрение.

Тогда человек становится сам ответственным за свою жизнь. Несправедливость в обществе воспринимается уже не как чье-то наказание или испытание, а как то, с чем человек сам вправе справиться. Не откладывая при этом свои пороки в дальний ящик, а начиная с ними работать, меняя при этом себя и своё будущее, будущее своего народа и общества в целом. У человека появляется ответственность за каждый свой поступок и помысел. При этом он сознательно нарабатывает положительные качества не только для себя, но и для своих будущих потомков, желая им оставить добро, а не проблемы. А ведь когда-то всё это было, нам нужно лишь вспомнить и разобраться. В заключение приведу слова Эдуарда Асадова:

"Человеком мало родиться им ещё надо стать."


Дополнительно:

Дети которые помнят свои прошлые жизни:

В начале мы представим основные философские объяснения нашему забвению, а затем рассмотрим технические подробности с точки зрения Ведической психологии, которые помогут раскрыть этот вопрос более глубоко.

Прежде чем говорить о том, почему мы забываем прошлые жизни, зададим более широкий вопрос: "А почему мы вообще забываем что-либо?" Веды утверждают, что забвение или потеря памяти происходит в результате контакта с материей. "Не освободившись от материальной скверны, нельзя узнать прошлое, настоящее и будущее".

Сама необходимость вспоминать указывает на очень простой факт: мы забываем. Если я не забыл, то зачем вспоминать? Я уже это знаю, я уже это помню. Это значит, что нет ничего удивительного в том, что мы забываем что-либо.
Ограниченные живые существа знают и помнят ограниченный объем информации, остальное мы забываем. Что здесь удивительного? Наоборот, удивительно то, что человек может помнить какие-то события далекого прошлого. Забвение естественно для существ, обусловленных материальными телами.

В духовном мире душа обладает вечным знанием. "Вечное знание" означает, что с течением времени знание не утрачивается. Освобожденная душа может "забывать" и "вспоминать" что-либо только для того, чтобы в совершенстве играть свою роль в совершенном мире. Во всех иных случаях душе нет необходимости "вспоминать", т.к. она уже наполнена знанием, которое не подвержено уничтожению. В духовном мире время не действует разрушающим образом. Совсем иначе дела обстоят в материальном мире.

Многие люди на своем опыте знают, что чем дальше мысленно уходить в прошлое, тем труднее что-либо вспомнить. Мысле-образы прошлого тускнеют, затуманиваются, и затем окончательно пропадают. Человек может силиться вспомнить что-либо, но "на память ничего не приходит".
Обусловленность материальным телом подразумевает, что все наши способности как души, в том числе и память, ограничены временным телом. Время идет, тело постепенно меняется, и память, если ее не поддерживать, также естественным образом исчезает.

Строго говоря, память - это функция тонкого тела. Но в случае обусловленной души функционирование тонкого тела, т.е. работа ума и разума, тесно зависит от состояния грубого тела. В чем состоит эта зависимость? Чхандогья Упанишад утверждает: "Когда пища чиста, ум также становится чистым; когда ум чист, память становится твердой". Здоровое психо-физическое состоние организма является предварительным условием для обладания хорошей памятью.
Способность помнить зависит от состояния грубого тела еще и по другой причине. Дело в том, что материальный ум сильно привязан к грубому телу. Из-за этой привязанности расстройства в теле огорчают ум, что в свою очередь приводит к нарушениям памяти.

Привязанность к временному телу, а также эмоции в страсти и невежестве, такие как похоть и гнев, вводят человека в состояние иллюзии или заблуждения (на санскрите моха). В "Бхагавад-Гите" (2.63) говорится: "Заблуждение затмевает память". После того, как Арджуна выслушал это великое послание, он говорит: "О безгрешный, по Твоей милости, я избавился от иллюзии, и память вернулась ко мне." (БГ 18.63)

Почему ум привязан к телу? Нам поможет ответить на этот вопрос один текст из "Бхагавад-Гиты", который раньше мы уже приводили:
"О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни." (БГ 8.6)

Ум очень привязан к этому телу, потому что это тело создано благодаря определенному образу мысли ума в момент смерти. Другими словами, это грубое тело создано по заказу ума в последний момент нашей прошлой жизни. В Упанишадах тело сравнивается с колесницей или каретой. Говоря языком современности, наше тело можно сравнить с автомобилем. Однако, это не простое серийное "Жигули" или даже "Мерседес". Это уникальный автомобиль, сделанный по заказу. В момент смерти ум сделал заказ на особую машину тела, и этот заказ был выполнен.
Известно, что особая машина, созданная по заказу, очень дорога заказчику. Таким образом, чем больше ум привязан к телу, тем больше состояние тела влияет на работу памяти.

Если в результате духовной практики, ум становится отрешенным от материального тела, то человек обретает тесную связь со Сверхсознанием. В этом случае, он не только сохраняет свою память, но и по своему желанию получает доступ к знанию прошлого и будущего.

Итак, мы рассмотрели зависимость памяти, которая является функцией тонкого тела, от состояния грубого тела. Конечно, помимо здорового состояния грубого тела существует множество других условий, необходимых для успешного запоминания и сохранения информации в памяти, но мы не будем рассматривать все эти факторы, т.к. это уведет нас глубоко в тему "Памяти" и функционирования тонкого тела вообще, что в свою очередь уместно рассматривать не здесь, а в курсе по ведической психологии.

Однако, мы укажем еще одну причину потери памяти о прошлых воплощениях - это сильная боль. В "Шримад-Бхагаватам" описывается потерю памяти младенца из-за сильной боли при родах.
"Внезапные толчки воздуха заставляют его выйти из материнской утробы. В великих муках, вниз головой он появляется на свет, бездыханный и потерявший от сильной боли память". (ШБ 3.31.23)

А разве ребенок, что-нибудь помнит в утробе матери? Об этом говорится так: "Лишенный свободы передвижения, ребенок заключен в утробе матери, как птица в клетке. В это время, если судьба благосклонна к нему, он вспоминает обо всех перипетиях ста своих предыдущих жизней, и память о них причиняет ему жестокие страдания. Может ли он оставаться спокойным в такой ситуации?" (ШБ 3.31.9)

В этом тексте два важных момента:
1) Находясь в утробе, младенец помнит о многих своих жизнях, если Сверхсознание считает нужным дать ему эту память.
2) Память о них причиняет ему страдания.

В "Бхагавад-Гите" говорится (15.15): "Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение".
"Если бы мне дали память, я бы, глядишь, твердо уверовал в то, что я - вечен. А кроме того, ведь это так увлекательно, узнать, кем я был в прошлом, что делал, как наслаждался."

Начнем ответ, с того, что жизнь всех людей кончается одинаково. Во всех странах мира у населения 100% смертности. Кроме того, жизнь многих людей кончается крахом. Они вкладывают все свою энергию в иллюзию, питая надежды, и строя планы которым не суждено сбыться. Смерть приходит, надежды растаптываются и планы рушатся. И хуже всего - это глупые планы и низкие поступки по их осуществлению. Воспоминания обо всем этом причиняют боль.

Даже в этой жизни мы могли допустить роковые ошибки, которые затем отравляют всю нашу жизнь. Если кто-нибудь станет напоминать нам об этом, мы схватимся за голову и начнем стонать: "О, это ужасно! Я не хочу больше слышать об этом. Прекрати, я хочу забыть об этом". Хуже всего, когда нам напоминает об этом внутренний голос совести.

Определенные вещи мы сами не хотим помнить уже в этой жизни. А сколько таких дел было у нас в прошлом? Воспоминание или знание о них причиняют нам боль, которая может быть не меньше физической. Поэтому ради нашего блага, память о прошлой жизни нам недоступна.

Другая причина, по которой Верховный Господь может дать нам забвением - это проблема нашего эго. Если в прошлой жизни я был (или была - здесь уже возникает путаница) в женском теле, и умер(ла) в расцвете молодости, но в этой я получил тело мужчины, то что будет, если я буду ясно помнить свою прошлую жизнь? Я постоянно буду путаться в том, кто я. Скорее всего мне придется обратиться к услугам психологов, чтобы они помогли мне забыть об этом наваждении, что я - красивая женщина. Если это не поможет, то прямая мне дорога в психиатрическую клинику, с диагнозом "шизофрения".

Еще более тяжелый вариант, это прошлая жизнь в теле животного. Если в прошлом вы приняли рождение в теле льва, то, что у вас будет за жизнь, если вы во всех подробностях помните, как вы разрывали на клочья животных, и может быть даже людей, и чувствовали вкус их свежей крови.
Каждый хочет чувствовать себя целостной личностью. Почему? Потому что в этом заключена большая сила: внутри нет никаких противоречий, сомнений в отношении того, кто я, и чем мне заниматься. В этом случае, память о моем прошлом "я" будет подрывать мое желание быть успешной и процветающей личностью, т.е. целостным материалистом.
Таковы некоторые философские причины того, почему мы можем не помнить наши прошлые жизни.

Хотя память, знание и забвение происходит под руководством Сверхсознания, существуют тонкие механизмы того, как это происходит. В частности, Шримад-Бхагаватам (11.22.35-41) дает описание психологических процессов, в результате которых, мы полностью забываем о своих прошлых жизнях. Ниже следует пересказ этих текстов с некоторыми комментариями и заключительным выводом:
Материальный ум человека формируется последствиями его деятельности. Ум вместе с пятью чувствами путешествует из одного материального тела в другое. Духовная душа, хотя и отлична от ума, следует в этом путешествии за своим умом.

Из-за последствий своей прошлой деятельности, ум попадает в определенные рамки внешних обстоятельств, которые ограничивают его. Другими словами, ум ограничен тем набором чувственных объектов, которых он может воспринять или о которых он может помыслить. К последним относится, например, всевозможные райские наслаждения на высших планетах, о которых можно прочитать в Ведах.
Материалистичный ум всегда сосредоточен на этих объектах чувств. Всегда погруженный в них, ум не мыслит свое существование вне и помимо этих чувственных мысле-образов.

Однако, в момент смерти происходит полный обрыв связи ума с внешним миром и с тем набором чувственных объектов, к которому ум так привык и так привязался. Отрезанный от всех объектов непосредственного опыта, ум испытывает потрясение и ему кажется, что он прекратил свое существование.

Затем, в соответствии с последствиями своей прошлой деятельности, ум получает новое тело и начинает ощущать новый набор чувственных объектов. Это воспринимается умом как появление на свет, как новое существование, которого раньше никогда не было. По мере того, как ум проходит через полную переориентация на новый набор объектов, кажется, что его прошлый образ мысли полностью уничтожен и сейчас с нуля создается новый ум, новая личность. На самом же деле, действует тот же самый ум, хотя и по-другому, в других условиях и обстоятельствах. Образ мысли ума, его умонастроение, его глубинные мотивы - все это сохраняется. Поэтому у каждого ребенка с самого рождения проявляется свой уникальный характер.

В результате того, что ум сначала пережил шок от обрыва связи со старым набором чувственных объектов, а затем испытал кажущееся рождение и установление связи с новым набором объектов, он теряет способность помнить свою жизнь в прошлом теле и отличать ее от жизни в новом теле.

Родившись в новом теле, ум полностью захватывается потоком приятных и болезненных ощущений, которые он испытывает в новом теле. Охваченный новыми чувствами, ум полностью забывает о том, что он испытывал в своем прошлом теле. Полное забвение (по той или иной причине) о своем прошлом материальном отождествлении называется смертью. Рождение же - это просто полное отождествление со своим новым телом.

Когда человек спит, он забывает о своем теле, и о своем отождествлении. Во сне, он полностью принимает опыт своих сновидений за реальность. Когда нам снится сон, как правило, мы не помним своего прошлого сна. Подобно этому душа (или ум), находясь в своем нынешнем теле, думает: "Я только недавно появился на свет", хотя он существовал до этого.

ВЫВОД: Из этого описания можно вывести общее правило: Чем менее интроспективен человек, т.е. чем больше его ум погружен в феерию звуков, образов и других внешних ощущений, тем быстрее он забывает о своей прошлой жизни.
Из этого правила могут быть некоторые исключения. Несмотря на мирской склад ума, человек может обладать особым благочестием или получить благословение могущественных святых, благодаря которым он способен помнить о своей прошлой жизни. Мистическая способность помнить свое предыдущее тело называется на санскрите термином джати-смара. (ШБ 11.22.41к)

rinat70 at Зачем нам стирают память при рождении...

Это только гипотеза.

А вы заметили, что общий порядок на Земле как-то их не очень интересует?


Это как в большой лаборатории, помещение которой принадлежит кому-то, кто тут давно уже не хозяин, а так, формально. То есть везде срач по углам, и каждый печётся только о том, что на его столе...

Эти цивилизации занимаются самыми разными направлениями. Кто-то засылает сюда строителей, архитекторов, кто-то всяких учёных, у которых тоже своё направление у каждого - физика, химия, биология. Кто-то сюда приходит на экскурсию, кто-то отдохнуть, а кого-то отправляют сюда в наказание. Поскольку наша жизнь очень и очень разнообразна, то рядом могут жить как отдыхающие, так и наказанные...

Так зачем же всё-таки стирают память?

Как я писал в своей Сказке о Вселенной , которая тоже гипотеза, создатели бывают разные:
Одни создают свои создания из любви и играются со своими детишками, а другие создают себе рабов, чтобы те им служили. О первых и говорить нечего, а вот вторые - это продукт эгоистичного ума, наполненного страхом.

Представители первых на Земле если есть, то в виде туристов на экскурсии. Ну или с какой-то тайной миссией. Почему тайной? Потому что остальным это не на руку, это противоречит их рабовладельческой идеологии.

Так вот. Хоть забвение почти всем мешает, но это удерживает их общую власть на Земле над человечеством, которое не считается отдельной цивилизацией, потому что оно просто не в курсе, что оно цивилизация, ибо кроме себя никого не знает.

А что будет, если открыть всем память?

Предполагаю. Тогда многие вспомнят откуда они, и им совсем не захочется туда возвращаться. Тогда они быстро разберутся кто есть кто. Тогда люди вспомнят забытые технологии и очень быстро продлят себе жизнь, вплоть до бессмертия. И тогда они обеспечат себе хорошую защиту, и даже таможню в тонком мире, чтобы никто не мог воплотиться тут без проверки.

И тогда наконец они объявят себя Независимой Расой Земли!

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | | | | | | | | | | | |

Еще в мифах Древней Греции память — Мнемозина — считалась повелительницей всех муз. Именно с памятью связаны интеллект и умственные способности человека. Изумительной памятью обладали практически все гении: Моцарт еще в трехлетнем возрасте мог по памяти наиграть любую мелодию, маленькие будущие поэты и писатели целыми страницами цитировали прочитанное или услышанное.

Современные психологи пытались доказать, что младенцы не обладают развитыми структурами мозга, отвечающими за память, поэтому помнить свое младенчество не могут. Однако Лев Толстой детально помнил свое младенчество, когда лежал, завернутый в пеленки. Леонардо да Винчи тоже описывал свои младенческие воспоминания с удивительной точностью. Чем умнее и талантливее человек, тем лучшей памятью он обладает.

Поэтому психологи знают: если пациент говорит: «У меня просто память плохая», это тождественно высказыванию: «У меня просто ум плохой». Платон вообще считал все знания припоминанием того, что душа знала еще до своего рождения; гениальный математик просто вспоминает известные ему еще до жизни на Земле законы, поэт — чувства и эмоции, географ — расположение стран и материков, астроном — устройство Вселенной.

Поскольку ученые выдвинули гипотезу о том, что существует генетическая память, передающаяся нам от предков, а мы всего лишь транслируем то, что запечатлено в наших генах, все удовлетворились этим объяснением и мало кто решился оспорить эту точку зрения. Но уникальные исследования, которые уже несколько десятилетий ведутся во многих странах мира, эту точку зрения опровергают: люди могут показывать навыки и умения, которые были знакомы представителям других рас, т.е. никак не обусловленные генами.

Самая странная загадка памяти — память о прошлых жизнях. Все, наверное, испытывали странные ощущения, что какой-то человек знаком вам очень хорошо, что вы словно знали его много-много лет, хотя встретились только что? Это же касается какого-то города, местности, которую вы никогда не видели, но которая вдруг казалось до боли знакомой, и ощущалась радость от такого «узнавания». Некоторых людей вдруг начинает притягивать какой-то определенный исторический период, определенная страна и события, никак не связанные с их реальной жизнью, но вызывающие интерес и потребность узнавать о них больше.

Памятью о прошлых жизнях руководствуются буддисты при выборе нового Далай-Ламы; выбранный монахами ребенок должен безошибочно узнать те вещи, что при жизни принадлежали умершему ламе. И индуизм, и буддизм абсолютно признают существование прошлых жизней, реинкарнации. Интересно, что раннее христианство тоже признавало переселение душ, пока на одном из соборов этот постулат не признали еретическим. В странах Индии и Востока реинкарнация считается совершенно естественной, именно оттуда приходят все новые и новые факты, когда маленькие дети описывают свою предыдущую жизнь, называют имена своих прежних родственников, название поселения, где они жили когда-то, точно помнят причину смерти, тоскуют о своих оставленных детях и супругах…

Эти случаи получили много документальных подтверждений, настолько много, что еще в 1957 г. Хемендра Банерги основал в Индии Ассоциацию по паранормальным явлениям, которая занимается изучением случаев реинкарнации. Группа ученых приезжает в семьи, где ребенок начинает вспоминать свою прошлую жизнь; следуя его описаниям, его везут туда, где он жил раньше; крошечная девочка начинает прижимать к груди взрослых бородатых мужчин, называя из по имени и утверждая, что это — ее дети, с точностью описывает обстановку дома, спрашивает об исчезнувших вещах, о домашних животных.

Маленький мальчик пяти лет утверждал, что его зарезал парикмахер с сообщником, чтобы отомстить его отцу. Случайно встретив парикмахера, чью причастность к убийству не удалось доказать много лет назад, мальчик впал в ужас, твердя, что перед ним — его убийца. На шее ребенка с рождения было родимое пятно, напоминающее шрам, — именно перерезав горло, его и убил преступник. А голову отрезал и закопал именно там, где указал мальчик. Родимые пятна странной формы, по мнению исследователей, связаны со смертью, чаще — насильственной, которую принял человек в своем прошлом воплощении.

Другая девочка лет четырех все время требовала свинины (родители были вегетарианцами, принадлежали к касте браминов), и с удовольствием убирала за своим младшим братиком. Она рассказывала, что принадлежала к касте неприкасаемых, которые и нечистоты убирали, и свинину с удовольствием ели… Фактов, никак не объясненных с точки зрения науки, собралось столько, что к исследованиям подключились европейские и американские ученые. Доктор Ян Стивенсон, психиатр, отвергал любую мистику, но в своей практике то и дело сталкивался с детьми, которые вспоминали о событиях прошлой жизни, точно описывали события давно минувших дней, плакали об оставленных в прошлом друзьях и любимых…

Многие детские страхи, как оказалось, связаны с прошлыми жизнями: страх огня и пожара испытывала девочка, которая обстоятельно и точно описала свою гибель во время пожара; родители не сумели ее спасти, и в нынешней жизни она часто испытывала обиду, казалось бы, ничем не вызванную, по отношению к своим нынешним отцу и матери. Мальчик Чейз, боявшийся любых громких звуков, хлопков, вспомнил, как он был солдатом, насильно призванным в армию и погибшим во время боя…

Этот Чейз с исключительной точностью описал пушку времен гражданской войны в США, другое оружие, и это — в четырехлетнем возрасте! Только специалисты-историки смогли полностью подтвердить достоверность описания. Кстати, маленький сын Марины Цветаевой страшно боялся безобидного фейерверка на морском курорте. В сочинении, написанном в десятилетнем возрасте, он подробно описывает бункер с толстыми стенами и пулеметами для защиты от врага. В 19 лет он погиб на фронте. Может быть, СНОВА погиб?..

О нем есть интересные воспоминания современницы: дама заглянула в коляску, где лежал четырехмесячный Георгий, чтобы сделать ему «козу». «Каков же был мой ужас, — пишет она, — когда из коляски вместо младенца на меня посмотрел суровый сорокалетний мужик»… После того, как дети описывали свои прошлые жизни, они смогли избавиться от страхов и некоторых заболеваний, связанных с ними: экзема, астма и т.д. Сальвадор Дали считал себя воплощением своего умершего брата; тот скончался за год до рождения художника. У некоторых потерявших ребенка родителей рождался ребенок с точно такими же родимыми пятнами, характером умершего.

Описан случай рождения девочек-близнецов в семье родителей, у которых погибли рожденные ранее дети. Близняшки, когда едва подросли, начали спрашивать о своих игрушках, друзьях, о доме, где жили до трагедии… Родители твердо уверены в том, что к ним вернулись их погибшие дети. В другом случае близнецы с раннего детства разговаривали друг с другом на каком-то непонятном языке; ученые считали, что дети выдумали этот язык для общения, изучали феномен языка близнецов, защищали диссертации о способности близнецов придумывать языки, пока какой-то случайный ученый не сказал, что дети говорят на древнеарамейском наречии.

Услышать этот язык где-то и запомнить его близнецы, конечно, просто не могли. Так что ученым поневоле пришлось признать наличие подтвержденных фактов, заняться исследованиями. Доктор Хелен Уомбэч применила технику регрессивного гипноза для крупных групп добровольцев. Потом более тысячи человек заполнили вопросники, которые охватили период от 2000 г. до н.э. и вплоть до 1945 г. нашего времени.

Доктор ожидала, что процентов 20 вопросников будут отвергнуты из-за присутствия фантазий, неточностей, внутренних разногласий, ведь вопросы были абсолютно прямыми и точными: что ели, как одевались, род занятий, дом, утварь, как выглядели деньги, и все прочее, что легко было проверить по историческим и археологическим источникам. К изумлению ученой, 70 процентов испытуемых абсолютно подробно и точно описали свои прошлые жизни.

Среди них не оказалось ни Клеопатр, ни Галилеев, ни Наполеонов; в основном они жили бедно, занимались тяжелым трудом, а все подробности быта полностью совпадали с историей. Многие описывали жизнь людей другой расы, что опять же не подтверждало гипотезу генетической памяти — белый человек не может генетически помнить жизнь негра-раба! Пол в прошлых жизнях также менялся, но не всегда. Керол Боумэн написала книгу «Прошлые жизни детей», потрясенная внезапными рассказами своих собственных сына и дочери.

Она отметила признаки, по которым можно определить, что ребенок действительно вспоминает, а не фантазирует: речь ребенка становится взрослой, плавной, логичной и осмысленной. Он может делать умозаключения, которые доступны только взрослому человеку, с удивительной точностью описывать психологические подробности восприятия. После краткого рассказа дитя снова переходит на привычный язык, бежит играть, просит печенья — в общем, ведет себя, как обыкновенный ребенок.

И еще — во время этих кратких откровений у родителя возникает ощущение «мороза по коже», как будто он столкнулся с чем-то невыразимым, с какой-то удивительной энергией. Может быть, как при пении гимна, при сильном душевном подъеме, при посещении святынь, при выбросе психической энергии. Греки называли это состояние «катарсис», очищение. Не стоит мешать ребенку вспоминать — эти странные воспоминания могут оказать целительное, терапевтическое действие, помочь в преодолении болезней.

Смеяться тем более нельзя — ребенок замкнется и больше уже не расскажет вам о том, откуда он к вам пришел… Не случайно самое большое количество достоверных воспоминаний связано со странами, где реинкарнация считается чем-то в порядке вещей — там ребенка слушают и не смеются над его высказываниями. И делают все возможное, чтобы помочь ему разобраться с прошлым. Воспоминания о прошлом начинаются лет с двух, а к пяти годам, как правило, постепенно стираются из памяти под наплывом новых, более ярких и свежих впечатлений.

Иногда малютка только начал говорить, и первыми его связными фразами становятся именно странные воспоминания о былом существовании. Потом все забывается, и прошлая жизнь (или — жизни) может напоминать о себе только странными сновидениями или смутными обрывками воспоминаний (тень тени, так сказать). Некоторые исследователи считают, что душа сама выбирает себе жизнь, окружение, родителей и страдания; таким образом, мы получаем новый опыт, новые знания, развиваемся и познаем себя и мир, совершенствуемся.

Раньше считалось, что ребенок подобен чистому листу бумаги («табула раса» — чистая доска), на котором можно писать все, что угодно. Но теперь все больше психологи и философы склоняются к мнению, что личность приходит в мир уже такой, какая она есть; как писала Марина Цветаева, что мы любим в пять лет, то и в пятьдесят; что вызывает отталкивание и отвращение в раннем возрасте, то и остается неприемлемым в зрелости.

Мы отличаемся от детей только приобретенным опытом. Земная жизнь трудна и полна страданий, испытаний, но, как остроумно отметил доктор Моуди, исследователь жизни после смерти, мы снова встаем в очередь, чтобы прокатиться на американских горках, хоть и страшно, и дух захватывает, но это же так интересно!